РУБРИКИ

Россия с древних времен и до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Россия с древних времен и до наших дней

p align="left">Два других возможных варианта -- народная демократическая республика или буржуазное правовое государство--не состоялись. В сложившихся условиях меньше всего шансов на успех имела идея правового государства, т. к. российская буржуазия в ходе революции обнаружила свою политическую слабость. Революция 1905-- 1907 гг. ускорила развитие событий в России. После этого потрясения самодержавие, казалось законсервированное на века, уже не смогло выдержать последующих ударов. Не случайно, тяжелые испытания для царизма и всего российского общества, вызванные Первой мировой войной, вылились в могучую народную Февральскую революцию 1917 г., которая буквально в несколько дней покончила с самодержавием и вышла на свой демократический этап.

Тема 13. Россия в 1907 - 1917гг.

Становление российского парламентаризма

На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай II в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, поддержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк-Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении Думы -- законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать Думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте Манифест, в котором провозглашались политические свободы, царь обещал править в согласии с Государственной думой. Дума наделялась законодательными правами, к выборам допускался более широкий слой подданных. 19 октября председателем объединенного Совета министров России был назначен С.Ю. Витте.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря -- правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I Государственную думу проходили в марте--апреле 1906г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента. Половина членов Госсовета, а также председатель и вице-председатель назначались царем, другая половина избиралась, причем дворяне избирали 74 из 98 членов совета. Представители от мещан, рабочих, крестьян не избирались. При таких условиях Госсовет просто не мог не стать опорой царя и надежным фильтром законопроектов, принятых Думой. Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия I Думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император, сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В то же время статья 87 «Основных законов» предоставляла царю и правительству право принимать во время думских каникул любые указы, за исключением вносящих изменения в «Основные законы», законы о

Государственном совете и Государственной думе и в Положение о выборах. Принятая для «чрезвычайных обстоятельств», эта статья стала излюбленным орудием правительства. По его просьбе царь мог «организовать» парламентские каникулы, распустив Госсовет и Думу на несколько дней. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй -- конституционное самодержавие. Накануне выборов в Думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались во многом неожиданными. Значительное место в составе Думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами.

По мере прояснения политических взглядов и определения партийной принадлежности в составе Думы оказались: 161 кадет, 97 трудовиков, 70 автономистов (украинцы, поляки, литовцы, латыши, мусульмане), 103 беспартийных, 17 социал-демократов, 53 члена представляли политические партии «правого центра». Черносотенные организации в Думе представлены не были.

Заседание первого российского парламента открылось 27 апреля 1906 г. приветственной речью царя на торжественном приеме членов Государственного совета и Государственной думы в Зимнем дворце. В дальнейшем заседания Думы проходили в Таврическом дворце. Председателем Думы был избран московский профессор, юрист, член кадетской партии С.А. Муромцев. Он выступил в Думе с трибуны всего один раз, когда поблагодарил депутатов за избрание его председателем.

Центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос. С деятельностью этой Думы кадеты, имевшие в ней самую большую фракцию, связывали также реализацию в стране своего проекта радикально-либерального развития. Однако царь отклонил предложение кадетов и отказался обсуждать проекты, предусматривавшие различные варианты отчуждения помещичьих, государственных и монастырских земель. Слаженной совместной работы правительства и Думы явно не получалось. К тому же правительство, которое накануне созыва Думы возглавил И.Л. Горемыкин, настойчиво убеждало царя распустить неугодную ему Думу. Проработав всего 72 дня, Дума 9 июля 1906 г. была распущена. В определенной степени недолгую историю этой Думы предопределила и не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска I Думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел. В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями с постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать II Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

II Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Из 518 мандатов 222 принадлежали партиям и фракциям левого блока (трудовики 104, социал-демократы -- 65, эсэры -- 37, народные социалисты -- 16). Кадеты получили в Думе 98 мест, автономисты -- 76, черносотенцы и октябристы -- 54. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней. 6 марта 1907 г. Столыпин выступил в Думе с изложением правительственной программы реформ. Тон его выступления, по сравнению с двумя речами в I Думе, изменился. Депутатам стало ясно, что делить власть с народным правительством премьер и правительство не намерены. Дума, в свою очередь, не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда Дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в Думу не могло быть произведено без одобрения самой Думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на одну треть. Значительно сокращалось представительство в Думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской -- на 60 тыс., по рабочей -- на 125 тыс. человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу, тем более что она давно раздражала его. Однако роспуск и этой Думы по причине ее несговорчивости с правительством явно не устраивал самодержца. Нужен был более серьезный предлог и его скоро нашли. С помощью двух провокаторов, агентов департамента полиции Бродского и Шорниковой, было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. На основе этих сведений 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранить от участия в заседании 55 членов социал-демократической фракции, а 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Выполнить требования премьера без расследования обвинения депутатской комиссией Дума отказалась. Через день, 3 июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске Думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября и «Основным законам».

Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия по изменению «Положения о выборах» увенчались успехом: во-первых, дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в Думе 178 мест из 442, во-вторых, избирательный закон не позволял ни одной из будущих фракций получить большинство в парламенте. Фракционный состав Думы в первую сессию выглядел следующим образом: правые партии -- 147 мест, кадеты и близкие к ним депутаты -- 104, октябристы -- 154 места.

Исход любого голосования в Думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями III Думы. При голосовании октябристов с правыми соседями создавалось большинство примерно 300 голосов, при голосовании тех же октябристов совместно с левыми соседями парламентское большинство составляло примерно 250 голосов.

Расчет Столыпина был точным: первому большинству отводилась охранительная роль, второе -- было призвано поддерживать правительство в проведении буржуазных реформ. При этом Столыпин объективно должен был сделать ставку на фракцию октябристов -- представителей партии с буржуазной программой и дворянско-купеческим социальным составом. Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в Думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и Думы.

Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы с представительной властью, Думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде. Его раздражали обращения депутатов к опыту западных стран, призывы перенести на русскую почву их модели развития. Не всегда конструктивно действовала и Дума, нередко копируя функции и приемы работы парламента западного типа без учета специфики российской действительности, менталитета народа. Отношение царя и правительства к Думе ярко проявилось при обсуждении сметы управления железных дорог. На предложение П.Н. Милюкова создать по этому вопросу парламентскую комиссию министр финансов В.Н. Коковцов, сменивший на посту председателя Совета министров убитого Столыпина, произнес фразу:

«У нас парламента, слава Богу, еще нет». Эта фраза отразила весь комплекс взаимоотношений Думы, правительства и место представительного учреждения в системе управления Российской империи.

Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить Думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход Думы, используя статью 87 «Основных законов». В отличие от своих предшественниц III Дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.

III Дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии. Последняя в истории самодержавной России IV Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе Думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы -- 98, прогрессисты и кадеты -- 97, социал-демократы -- 14, трудовики -- 10. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правые и октябристы -- 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии -- примерно 225 голосов. Отличие от III Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.

Оценивая ситуацию в стране через год после выборов в IV Думу, А.И. Гучков в ноябре 1913г. на съезде партии октябристов констатировал: «Иссякло государственное творчество. Глубокий паралич сковал правительственную власть: ни государственных целей, ни широко задуманного плана, ни общей воли... Государственный корабль потерял свой курс, потерял всякий курс, зря болтаясь по волнам. Никогда авторитет власти не падал так низко».

В августе 1915 г. в составе Думы был создан «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Созданием этого блока либеральная оппозиция пыталась спасти самодержавие. Прогрессивный блок требовал образовать правительство общественного доверия. Однако Николай II, окончательно связавший себя с правыми, отказался не только от политики реформ, но и вообще продемонстрировал отсутствие четкой политической и экономической программы. Углубление кризиса власти, «распутинщина», министерская чехарда (за два с половиной года войны сменились 4 председателя Совета министров, б министров внутренних дел и т. д.), военные поражения и нарастание экономических трудностей привели к недовольству политикой царя даже в его ближайшем окружении.

Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти Февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию. В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по-прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства IV Думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».

27 февраля 1917г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство, Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале XX в. Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, Дума так и не стала по-настоящему законотворческим и независимым парламентом.

Влияние Думы на ход проводимых реформ, развитие общественных процессов в стране было недостаточным. Нередко эффективность работы Думы ограничивалась критикой правительства. Авторитет этого представительного учреждения в российском обществе был в целом невысоким. Вместе с тем нельзя не признать, что первое в истории страны народное представительство в сложных условиях конституционного самодержавия старалось смягчить отношения между властью и обществом, внесло большой вклад в пропаганду парламентского образца российской государственности, выступало за мирную эволюцию огромной страны в цивилизованное общество.

Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 г. и вскоре приобрела невиданные до того времен масштабы. В ней участвовало 38 государств с населением 1,5 млрд. человек, что составляло 1/2 населения Земли. Число мобилизованных в армию во всех странах за время войны составило почти 74 млн. человек. Война продолжалась 4 года, 3 месяца, 10 дней. Она привела к катастрофическим разрушениям: 10 млн. погибших, 20 млн. раненых, расхищение национальных богатств воюющих государств, дальнейшее обнищание и разорение трудящихся и обогащение монополий во всемирном масштабе -- таков ее итог. Лишь прямые военные расходы стран -- участниц войны составили 208 млрд. долларов, превысив в десять раз затраты мирового сообщества на ведение войн с 1793 по 1907 г. А масштабы человеческих жертв сопоставимы с потерями за предшествующую тысячелетнюю историю европейских войн.

Первой мировой войне предшествовала как дипломатическая, так и военно-техническая подготовка. Еще в 1882 г. был образован Тройственный военно-политический союз под эгидой Германии. В него вошли Австро-Венгрия и Италия. Ему противостоял военно-политический блок России, Англии и Франции. Он сформировался к 1907 г. и получил название Антанты. Эти две силы, по сути, и явились главными инициаторами и участниками войны. Экономической основой возникновения Первой мировой войны явились крупные монополии. Они приобрели решающую роль в хозяйственной и политической жизни империалистических стран.

Важнейшей причиной войны стало резкое обострение борьбы между Германией и Англией за колонии и сферы влияния в мире. Помимо этого основного противоречия сказались и противоречия между Германией и Францией из-за Эльзаса и Лотарингии, между Германией и Россией из-за Константинополя, между Россией и Турцией из-за Армении и Константинополя, между Австрией и Россией из-за влияния на Балканах.

Первая мировая война имела не только экономические, но и социально-политические причины. Высокий уровень цен, гнет предпринимателей вызывали обострение политической борьбы. В этой обстановке правящие круги великих держав рассчитывали использовать вооруженное столкновение для того, чтобы отвлечь трудящиеся массы от борьбы за свои классовые интересы, ослабить прогрессивные политические партии и демократические организации. Всесторонний анализ причин Первой мировой войны позволяет сделать вывод, что по своему характеру она была грабительской, несправедливой, захватнической.

С первых же дней войны классы и партии России оказались в центре ее водоворота и вынуждены были определить свою позицию и отношение к ней. Правительство доказывало народу необходимость войны. Громадный аппарат пропаганды был пущен в ход, чтобы доказать правильность действий против варваров-немцев, привить народным массам идею защиты братьев-славян. С позиции безоговорочной поддержки внешней и внутренней политики царизма в годы войны с самого начала выступил «Союз русского народа» и другие правые партии. «Ура-патриотическим» настроением были охвачены, хотя и в разной степени, все классы, группы и социальные силы тогдашней России.

Целиком и полностью поддержали царское правительство партии российской либеральной буржуазии, забыв свою оппозиционность. В области внешней политики партия кадетов уже перед войной являлась правительственной партией. Она отражала основные черты имперского мышления, свойственные для правящих кругов России еще с петровских времен. В статьях П.Н. Милюкова и других лидеров партии кадетов, вышедших в начале войны, провозглашалась своего рода программа территориальных устремлений России. Она предусматривала, в частности, вхождение в ее состав Галиции, Буковины, прибрежных районов Турции, включая черноморские проливы и Константинополь. Высказывалась идея ликвидации Восточной Пруссии как постоянного очага военной опасности в Европе и раздела ее между Россией и Польшей. После этого передела предлагалось предоставить государственную автономию Польше при условии обязательного союза с Россией.

Поражения на фронте усилили оппозиционные настроения в партии кадетов. В августе 1915г. при ее решающей роли был создан «Прогрессивный блок». В него вошли почти все буржуазно-помещичьи фракции, составлявшие более двух третей состава Государственной думы. Их платформа представляла сочетание идей монархизма и великодержавия. Они выступали за сохранение монархии и доведение войны до победного конца. Сам П.Н. Милюков довольно метко определил характер «Прогрессивного блока», назвав его «спасительным поясом тонущей монархии».

Осенью 1914г. социал-шовинизм пустил глубокие корни в меньшевистских рядах, которые разделились натри направления: открытое социал-шовинистическое представляли Г.В. Плеханов и А.Н. Потресов, центристское -- Н.С. Чхеидзе, левое направление возглавлял Ю.О. Мартов. Последнее направление осудило правительства воюющих стран, но выступило против большевистского лозунга превращения войны империалистической в гражданскую. Взгляды эсэров практически совпадали со взглядами меньшевиков. В эсэровской партии в августе 1914 г. определились также три направления по отношению к войне: социал-шовинистическое, представляемое И.А. Рубановичем и Б.В. Савинковым; центристское, возглавляемое В.М. Черновым, которое осудило империализм и шовинизм; левое, возглавляемое М.А. Натансоном. Оно выступало против войны, за мир, землю и волю. В целом эти партии революционно-демократического лагеря в период Первой мировой войны находились в состоянии раздробленности и острой внутрипартийной борьбы.

Особую позицию заняли большевики. В августе 1914г. Ленин написал тезисы «Задачи революционной социал-демократии в европейской войне». В октябре 1914 г. тезисы были переработаны в Манифест ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия». В Манифесте была дана оценка войне как несправедливой, захватнической. Большевики свое отношение к войне выразили в трех тактических лозунгах:

1. Превращение империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против господствующих классов. Для этой цели рекомендовалось принять ряд мер:

безусловный отказ от соглашения с буржуазией,

269

от «гражданского мира»;

отказ социалистов голосовать за военные кредиты

269

и обязательный выход представителей социалистических партий из буржуазных правительств;

создание нелегальных партийных организаций на

269

предприятиях и в воинских частях, где затруднена легальная работа;

поддержка братания солдат на фронте;

поддержка в

269

сякого рода революционных массовых выступлений пролетариата вообще.

2. Поражение своего правительства в войне.

3. Полный разрыв с потерпевшим крах II Интернационалом и образование нового Интернационала, свободного от оппортунизма.

Таким образом, в тяжелый период мировой войны у различных политических сил страны сложилось разное понимание ее сути и характера. К осени 1915 г. практически завершился процесс формирования позиции политических сил трех основных лагерей -- самодержавия, буржуазии, пролетариата и крестьянства.

Боевые действия

Российское правительство, как и другие воюющие стороны, надеялось на быстротечную войну. Военные запасы были рассчитаны на трехмесячную кампанию. Страны Антанты хотели быстро сломить главного своего врага - Германию, зажав ее в тиски двух фронтов с запада и востока. В свою очередь, державы Тройственного союза стремились разгромить противников поодиночке быстрыми, мощными ударами.

Начало военных действий оказалось относительно успешным для России. Русские войска, к полной неожиданности для германского командования, уже в середине августа начали активные военные действия в Восточной Пруссии. Но вскоре небольшие успехи сменились неудачами. К середине сентября немцам удалось вытеснить из восточной Пруссии 1-ю армию. Более внушительными оказались достижения русских войск в Галиции. Нанеся ряд серьезных поражений австро-венграм они заняли Львов и блокировали крепость Перемышль. В октябре - ноябре 1914 г. русские войска провели ряд успешных операций на территории Польши.

В 1915 г сложение России стало более сложным. Весной и летом русская армия была вынуждена оставить неприятелю обширные территории: Галицию, Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссию. В середине 1915 г был произведены перестановки высшего командного состава в июле 1915 г. смещен военный министр В.А Сухомлинов, которого заменил генерал А.А. Поливанов. В августе 1915 г. с поста верховного главнокомандующего был смещен великий князь Николай Николаевич - Этот пост занял сам Николай II. Начальником Генерального штаба вместо генерала Янушкевича стал генерал-адъютант М.В. Алексеев.

С 1916 г. все более заметным фактором внутриполитической жизни России становится хозяйственная разруха. Катастрофически не хватало топлива и металла. Железнодорожный транспорт не справлялся с возросшими объемами перевозок. В крупных городах, прежде всего в Петрограде и Москве, начались перебои с хлебом, мясом, сахаром и др. На улицах появились длинные очереди. В 1916 г. более чем в 2 раза по сравнению с 1915г. возросло число участников забастовок. В деревне постоянные реквизиции хлеба, скота, лошадей вызывали крестьянские волнения. Новый, 1917 г. Россия встретила волной забастовок. 9 января и 14 февраля в Петрограде прошли забастовки под лозунгом: «Долой войну!», «Да здравствует республика!»

Военные поражения царизма, дезорганизация промышленности и транспорта, продовольственный кризис обнаружили полную несостоятельность самодержавия. Рост революционного и антивоенного движения подорвал устои 300-летней монархии Романовых. Самодержавие в сложившейся политической и социально-экономической обстановке спасти было уже невозможно.

Начало XX в. ознаменовалось обострением всех противоречий российского общества, которые не могли разрешиться самостоятельно.

Остатки феодализма в стране, тяжелое положение рабочего класса, крестьян, нерешенность аграрного и национального вопроса привели к первой русской революции 1905-- 1907 гг.

Революционные события подтолкнули самодержавие к реформам в политике и экономике. В России зародился парламентаризм, были проведены преобразования в аграрном секторе.

Тема 14. Революционные потрясения и противостояния в обществе

Обусловленность революции 1317 г.

Нередко, объясняя сложные явления, люди выбирают очень простые, но, как им представляется, самые существенные причины. Так, к примеру, сторонники монархии считали, что февральские события 1917 г. в Петрограде -- результат масонского заговора. Сторонники буржуазного пути развития (октябристы и часть правых кадетов) полагали, что февраль 1917г. -- это следствие провала всех попыток заключить компромисс с царем. (Вот, если бы царь принял предложения оппозиции и образовал правительство «общественного согласия», то никакой революции не случилось бы...)

Подобные оценки характерны и сегодня. В частности, национал-патриоты утверждают, что октябрь 1917 г. -- результат жидо-масонского заговора, деятельности кучки агитаторов...

Среди интеллигенции распространено мнение, что октябрьская революция -- результат политики германского правительства, платными агентами которого были большевики. (Называют огромные суммы, якобы полученные большевиками от немцев -- 50 млн., 60 млн. и даже 1 млрд. немецких марок.) Стремление к поиску простых ответов на сложные вопросы является, наверное, одной из особенностей российского менталитета.

Российская революция 1917 г. была порождена сложным комплексом объективных и субъективных факторов, сложившихся в нашей стране на протяжении десятилетий и даже веков ее развития. Существуя на стыке Запада и Востока, объединив в рамках единого государства народы, относящиеся к разным типам цивилизационного развития, Российская империя в начале XX в. стала центром глобальных межцивилизационных противоречий, которые породили особую кризисность и конфликтность исторического процесса и привели к нескольким революциям в стране.

Для развития страны в конце XIX -- начале XX в. было характерно:

а) сочетание элементов модернизации социального, экономического, политического и культурного развития с пережитками полукрепостного строя, самодержавием и сословными отношениями;

б) в экономике -- развитие рыночных отношений сочеталось с сохранением помещичьего землевладения и полукрепостническим крестьянским хозяйством;

в) в политической жизни -- обострение конфликта между властью и обществом. Революция -- это реакция общества на дурную власть;

г) в социальной области -- сохранение сословно-корпоративной структуры общества, которая носила выраженный кастовый характер.

Эти и другие сложные и неоднозначные процессы породили целый ряд противоречий в социально-экономической области:

v противоречия между крестьянами и помещиками;

v аграрный переворот так и не завершился;

v противоречия между городом и деревней, между аграрным и индустриальными секторами экономики;

v противоречия между национальной политикой самодержавия и стремлением ряда народов к самостоятельному развитию;

v противоречия между новыми социальными группами и монархически-сословным устройством государства и т. д.

Все эти противоречия уже приводили Россию в 1905 г. к революции. К 1917 г. их острота резко усилилась. Это было связано:

Ш с участием России в войне;

Ш с падением авторитета монархии, с тем кризисом власти, который углублялся в стране;

Ш с падением авторитета Православной церкви (обряд причастия до марта 1917 г. -- 100%, после -- 7%).

Особую роль в начале революции в стране сыграла Первая мировая война. По оценке Ленина, не будь войны, Россия еще годы и даже десятилетия могла прожить бы без революции. Война ускорила се приближение примерно на 30 лет. Какой была наша страна накануне 1917 г.? В чем проявилось влияние войны на развитие России?

В Российской империи (без Польши и Финляндии) проживало 170 млн. человек. Их них 123 млн. -- в европейской части. Городское население составляло всего лишь 18%. То есть, по сути дела, было две России: городскую представляли пять-шесть регионов относительно высокого промышленного развития, крестьянскую -- более 80% территории и населения. Россия была унитарным государством с жесткими вертикальными связями.

В административно-территориальном отношении в состав России входили: 78 губерний, 21 область, 2 отдельных округа, 812 уездов и 16760 волостей. К 1917 г. 9 губерний было оккупировано противниками России в войне.

Население страны делилось на сословия: дворян, духовенство, мещан и крестьян. Два первых были привилегированными. Процесс индустриального развития страны, появление новых социальных слоев и групп к изменениям в сословном делении не привели. И если российские предприниматели вначале стремились получить дворянство (например, Крестовников --более 10 лет), то многие богатейшие люди накануне революции 1917 г. за титулами уже не гонялись (Рябушинский и Коновалов). В дворянской среде сохранялось пренебрежительное отношение к торговле и предпринимательству.

В целом ход индустриального развития, процесс модернизации общества не получили правового оформления. Но по реальному положению в обществе накануне 1917г. выделялись четыре социальные группы:

1) высшая государственная бюрократия, генералитет, помещики-землевладельцы, крупные и средние предприниматели, высшее духовенство, академики, профессора -- вместе с семьями составляли примерно 3% населения;

2) мелкие предприниматели, городские обыватели, офицерский корпус, кустари, ремесленники, мелкие чиновники, духовенство и др. -- около 8% населения;

3) крестьянство -- 69% населения (в т. ч. зажиточное -- 19%, среднее -- 25%, бедное -- 25%);

4) промышленные рабочие (3--3,5 млн. человек), транспортные, строительные, сельскохозяйственные рабочие, батраки (2 млн. человек), прислуга, люмпены и т. д. -- около 20% населения.

Таким образом, в социальной структуре общества преобладали малоимущие и неимущие слои, причем как в городе, так и в деревне. Средний класс в принципе отсутствовал. В составе фабрично-заводских рабочих 54% составляли женщины и подростки. На нужды войны в стране работало 3/4 промышленных предприятий. К 1917 г. на фронт было мобилизовано около 16 млн. человек. В составе действующей армии на пяти фронтах к марту 1917 г. находилось 7 млн. человек. Потери России в войне составили около 3 млн. убитых и пропавших без вести, 3 млн. находилось в плену. К весне 1917г. довоенная русская армия (1,5 млн. кадровых солдат и унтер-офицеров, 70 тыс. -- офицерский корпус, 40 тыс. -- гвардия, лучшие казачьи части) перестала существовать. Практически в строю не осталось никого из 5 млн. человек запаса первой очереди, мобилизованных в первые месяцы войны. Россия «устала от войны».

Экономика страны развивалась однобоко. Гражданские отрасли промышленности сократили производство в десятки раз. К лету 1916 г. по сравнению с довоенными оптовые цены на хлеб выросли -- на 91%, сахар -- 48%, мясо-- 138%, масло-- 145%, соль-- 256%. Реальная зарплата рабочих составляла 75 -- 80% от довоенной. При наличии в стране зимой 1916 г. около 800 млн. пудов товарного хлеба произошло резкое сокращение его поставок в город. На базе несоизмеримости цен рос конфликт между городом и деревней. Один пуд железа равнялся 1,5 пуда пшеницы в 1914г., 6--8 пудам в 1916 г. За 1 пуд пшеницы в 1914 г. можно было приобрести 10 аршин ситца, а в 1916 г. -- только 2. В январе-феврале 1917 г. из-за разрушения и дезорганизации железнодорожного транспорта города России, в т.ч. и Петроград, получили лишь около 25% необходимого продовольствия. (Причины типично российские: есть зерно на той мельнице, где нет топлива; мука там, где нет вагонов; вагоны там, где нечем их грузить и т. п.)

Важным фактором усиления социально-экономического кризиса стала небывалая дискредитация власти. В годы войны самодержавие дошло до последней черты. Авторитет царской власти резко упал. Главными критиками режима, как и в канун революции 1905 г., выступали либералы. Зимой 1916 г. усиливается пропаганда недоверия правительству, агитация за его отставку. Широкое распространение получают слухи о делах Распугана и его влиянии на царя, о предательстве императрицы, о засилье в царском окружении немецких шпионов и жидо-масонов и т, д.

Организационно-управленческий кризис монархии проявился в так называемой «министерской чехарде». С начала войны сменилось 4 председателя Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра, 3 министра иностранных дел. В условиях нарастания трудностей, снижения жизненного уровня растет число массовых выступлений рабочих и крестьян. При этом особую опасность для монархии представляли выступления, связанные с нехваткой продовольствия, дороговизной предметов первой необходимости. Этот вид протеста возникал стихийно, не поддавался прогнозированию.

На фоне снижения жизненного уровня в обществе формируется устойчивый стереотип сознания -- во всем виноваты буржуи. При этом буржуями в массовом сознании были все богатые, зажиточные люди, а нередко и бедные, но чисто и опрятно одетые. Так, солдаты считали буржуями всех офицеров, фронтовики -- тыловиков, пехота -- артиллеристов и т. д.

Углубление антибуржуазной ориентации массового сознания прямо вело к стремлению отнять у буржуазии все и разделить «по справедливости». Все это происходило в условиях психологической усталости народа и вело к формированию психологии гражданской войны.

Определенную роль в углублении общенационального кризиса сыграло и снижение авторитета и влияния Православной церкви. Занимая подчиненное по отношению к монархическому государству положение и в силу этого лишенная возможности играть самостоятельную роль, РПЦ сама переживала кризис.

Такова лишь краткая характеристика тех социальных процессов, которые требовали незамедлительного решения кардинальных вопросов жизни российского общества: укрепления власти, разрешения противоречий между властью и обществом, решения аграрного, рабочего и национального вопросов, прекращения войны и др.

Говоря о победе в феврале, Ленин писал о «гигантской мелкобуржуазной волне», которая захлестнула пролетариат, подавила его численно и идейно и т. д.

Классы и партии России в условиях двоевластия, их политические позиции

В этот исторический момент на политической арене России действовали три основные силы: буржуазия и поддерживающие ее помещики, мелкая буржуазия (крестьянство и средние слои города) и пролетариат. В соответствии с этим определялись и политические позиции различных партий.

Февраль оставил открытым вопрос о том, какая политическая сила возьмет на себя руководство общим революционным потоком в стране. Требования миллионов людей, отражаемые в различных выступлениях, письмах и обращениях первых недель после революции, были еще умеренные, но уже вполне определенные. Рабочие требовали восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы, человеческих условий труда. Однако в их запросах уже вырисовывалась идея установления контроля над администрацией. Солдаты и матросы требовали утверждения человеческих отношений в армии и на флоте. Крестьянство добивалось конфискации помещичьих земельных владений. В соответствии с этим формировались и политические линии различных партий.

Буржуазные партии стремились прежде всего сохранить и укрепить существующие порядки, довести войну до «победного конца». Эти партии оказались неспособными вести страну по пути постепенных буржуазных реформ и все больше сползали на путь установления военной диктатуры и возврата к монархии.

На стороне буржуазии и помещиков была сила богатства, культуры и организации. Интересы финансово-промышленного капитала защищала Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты). Ее лидерами были видный историк П.Н. Милюков, В.А. Маклаков, В.Д. Набоков. В 1917г. ее численность составляла 70--80 тыс. человек. Правее кадетов находилась партия «Союз 17 октября», которая выражала интересы обуржуазившихся помещиков и крупной буржуазии. Лидерами этой партии являлись А.И. Гучков, М.В.Родзянко и др.

Партия кадетов, оказавшись после Февральской революции главной партией буржуазии, пыталась придерживаться тактики блока с партиями, преобладавшими в Советах. Главные свои задачи она видела в том, чтобы «восстановить порядок», добиться победы в войне, а также вернуться к единовластию. Что касается крупных общественных вопросов, то партия кадетов предлагала передать их на рассмотрение Учредительного собрания.

Интересы широких слоев населения города и деревни отражали партии меньшевиков и эсэров. Наиболее крупными из них были: Российская социал-демократическая рабочая партия (меньшевики) и Партия социалистов революционеров (эсэры). Меньшевики были рабочей партией, крылом рабочего движения и пользовались заметным влиянием среди рабочих Петрограда, Москвы, Тулы и других городов. Лидерами партии меньшевиков были Ю.О. Мартов, Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев и др. В 1917 г. в рядах этой партии насчитывалось более 193 тыс. членов. Эсэры являлись представителями крестьянского социализма. Лидерами этой партии были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, А.Р. Гоц и др. В 1917 г. партия эсэров насчитывала от 700 до 900 тыс. членов и являлась самой массовой в России.

Позиции меньшевиков и эсэров сводились к следующему: поддержка на определенных условиях Временного правительства в сочетании с давлением на него и контролем за его действиями; призыв к «демократическому миру» без аннексий и контрибуций, что в то же время не исключало лозунга защиты «революционного Отечества». Однако по этим и другим проблемам в позициях двух партий и внутри их имелись различия. Так, картина первого этапа революционного процесса рисовалась меньшевиками как буржуазно-революционный строй, который они критикуют, но поддерживают, пока капитализм не исчерпал своих возможностей. В Советах они видели организацию трудящихся, способную оказывать определенное влияние, но не орган власти. Подобная позиция по этому пункту была и у эсэров, для которых самым насущным являлся вопрос о земле. Схожие программные положения позволили меньшевикам и эсэрам образовать в Советах и их исполнительных комитетах тот единый блок «революционной демократии», который существовал на протяжении всего 1917 г.

Политические позиции партий меньшевиков и эсэров, в каждой из которых существовали различные течения, серьезно влияли на действия Временного правительства, делая их еще более противоречивыми и нерешительными.

У меньшевиков имелось левое крыло действительно непримиримых к войне «интернационалистов», которое возглавляли Мартов и Мартынов. Был «центр», в котором находились все главные деятели партии (И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе, Ф.И. Дан), и «оборонческое» правое крыло во главе с Ибером и А.Н. Потресовым. Еще более резким было размежевание среди эсэров. Наряду с правыми и центристскими течениями, во главе которых стояли Керенский, Гоц и аграрный идеолог Чернов, сложилось и сильное левое крыло, руководителями которого были М.А. Спиридонова и М.А. Натансон. Наличие этих размежевании определялось крайне неоднородным социальным составом партии эсэров. Нарастающее давление снизу придавало противоречиям и конфликтам еще большую остроту. Партии эсэров и большевиков приложили весьма слабые усилия к тому, чтобы реформистским путем выйти из войны, разрухи и кризиса. Своим идеалом они считали западноевропейскую модель капитализма и буржуазной демократии.

Интересы широких слоев трудящихся отстаивала партия большевиков. Она впервые стала легальной и получила большие возможности для работы среди различных слоев населения. Примечательно, что почти сразу после победы февральской революции большевики, возглавляемые Л.Б. Каменевым, И.В. Сталиным и М.К. Мурановым, проявили осторожную готовность к объединению с меньшевиками и одобрению их курса условной поддержки Временного правительства. На состоявшемся в конце марта 1917 г. Всероссийском совещании Советов большевики были уже достаточно близки к объединению с меньшевиками. Дальнейшее развитие этого процесса было прервано приездом в Россию В.И. Ленина. Он после свержения самодержавии в России высказывал мысль о том, что революционный процесс не остановится на буржуазно-демократическом этапе, а пойдет к следующему, социалистическому, этапу. Союзниками русского пролетариата на этом пути, утверждал он, будут беднейшее крестьянство, а также пролетарии передовых стран Европы. Это был новый подход, поскольку традиционная большевистская программа исходила из того, что за победой буржуазно-демократической революции последует более или менее длительный период капиталистического развития, в ходе которого будут созданы условия для перехода к социализму.

Новый политический курс партии большевиков вырабатывался в сложной и противоречивой борьбе мнений. После возвращения 3 апреля в Россию и выступления с «Апрельскими тезисами» Ленин вначале оказался в меньшинстве. Часть работников партии (например, член ЦК Л.Б. Каменев и др.) по вопросу о перспективах революции стояли на «старобольшевистских»

позициях 1905 г., считая, что буржуазно-демократическая революция еще не закончена, поскольку не увенчалась установлением революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Они сводили

очередную задачу пролетариата и его партии к борьбе за дальнейшее развитие демократической революции до «логического конца». В партии существовала точка зрения, исходящая из того, что ввиду незрелости страны для перехода к социализму преждевременно ставить вопрос о перерастании революции в социалистическую и что социализм первоначально должен победить в высокоразвитых капиталистических странах Запада. Однако были в партии большевиков и люди, страдавшие революционным нетерпением, готовые призвать массы к немедленному свержению Временного правительства.

Дискуссия о возможностях социалистической революции еще более обострилась на Петроградской общегородской конференции РСДРП(б), где продолжалось обсуждение ленинских тезисов. Своего апогея дискуссия о новой политической линии достигла на VII (Апрельской) Всероссийской конференции большевиков, собравшейся в Петрограде 24 апреля 1917 г.

К этому времени большинство партийных организаций крупных городов одобрили «Апрельские тезисы». И хотя на конференции были высказаны самые различные предложения, большевики пошли за Лениным, одобрив курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Конференция утвердила выдвинутые Лениным лозунги партии -- «Вся власть Советам!» и «Никакой поддержки Временному правительству!». Главная роль в ленинском плане борьбы за переход от буржуазно-демократической революции к социалистической отводилась Советам.

В.И. Ленин и его сторонники сделали вывод о том, что Советы, пользуясь отсутствием у Временного правительства надежной вооруженной силы, могли бы мирно взять государственную власть в свои руки, положив конец двоевластию. Во главе правительства, вышедшего из недр Советов, стали бы меньшевики и эсэры, и оно по своему характеру было бы революционно-демократической диктатурой пролетариата и крестьянства. С одной стороны, такой исход борьбы за власть позволил бы массам быстрее изжить доверчивость к буржуазии и ее правительству. С другой -- борьба классов и партий внутри полновластных Советов могла бы происходить мирно, в цивилизованных формах. В ходе этого процесса большевики, завоевывая большинство среди народных масс, утвердили бы свое руководящее положение в Советах, превратив их в органы диктатуры пролетариата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.