РУБРИКИ

Становление индийской государственности в постколониальный период

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Становление индийской государственности в постколониальный период

p align="left">Борьба между сторонниками этих двух курсов развития Индии и определяла внутреннее положение в Национальном конгрессе. Неру, несмотря на противодействие консервативных сил, еще в первые послевоенные годы в значительной мере удалось осуществить намеченный им политический курс. Однако политический вес и влияние В. Пателя, ставшего вторым лицом в правящей партии и государстве, неуклонно возрастали, чему, в частности, весьма способствовала его личная роль в укреплении административного аппарата, сохранении единства страны и консолидации национальной государственности. Патель был кумиром буржуазно-помещичьих кругов, «сильным человеком» в правительстве Индии. Усиление влияния Пателя и его группы стало заметно после того, как на съезде Конгресса, состоявшемся осенью 1950 года в городе Насике, президентом Конгресса был избран его сторонник П. Тандон. Обстановка как в руководстве, так и в местных организациях правящей партии осложнилась. В результате несколько левых групп, образовавших Крестьянско-рабочую партию и партию Народный конгресс, вышли из Конгресса. Внутри Конгресса левая оппозиция оформилась в Демократический; фронт. В июне 1951 года в Патне состоялся учредительный съезд новой общеиндийской мелкобуржуазной партии - Кисан маздур праджа парти. Она образовалась путем объединения, вышедшего из Конгресса Демократического фронта во главе с лидерами А. Крипалани и Р.А. Кидваи с некоторыми организациями Крестьянско-рабочей партии и Народного конгресса. Выход из Конгресса некоторых левых группировок, с одной стороны, кончина в декабре 1950 года В. Пателя - с другой, ослабили как крайне правое, так и левое крыло в руководстве партии, что объективно способствовало укреплению положения центристов во главе с Джавахарлалом Неру. Однако влияние правых в центральных органах партии, группировавшихся вокруг председателя Национального конгресса П. Тандона, оставалось весьма значительным. Только в сентябре 1951 года Рабочий комитет Конгресса в предвидении приближавшихся первых всеобщих выборов в законодательные органы страны и учитывая громадную общенациональную популярность Джавахарлала Неру избрал его на пост председателя партии.

Одновременно с поляризацией сил внутри Национального конгресса и образованием новых мелкобуржуазных политических организаций усилился процесс дальнейшего размежевания в лагере левой оппозиции. В апреле 1951 года из Социалистической партии выделилась группа левых социалистов во главе с Аруноп Асаф Али, которая решительно выступила против правого оппортунизма Джайпракаш Нараяна и других лидеров партии, за сотрудничество с коммунистами. В стране стали создаваться более благоприятные условия сотрудничества коммунистов и мелкобуржуазных революционных демократов. Этому способствовали изменения, происходившие в коммунистическом движении Индии. Левосектантский уклон, а также репрессии со стороны органов власти нанесли серьезный ущерб коммунистическому движению, связям коммунистов с массами. К началу 1951 года численность компартии уменьшилась более чем втрое и составляла всего 25 тыс. человек. Однако здоровые силы внутри партии развернули борьбу за преодоление левосектантского уклона. Уже в мае 1950 года состоялся пленум ЦК Компартии Индии, избравший новый, временный состав Центрального Комитета. Новое Политбюро ЦК разработало и опубликовало в апреле 1951 года проект программы партии, в которой был намечен курс на создание широкого антифеодального и антиимпериалистического фронта, включавшего национальную буржуазию, под руководством рабочего класса и его партии. Проект программы нацеливал, на осуществление антифеодальных, антиимпериалистических преобразований. В марте 1948 года собрался второй съезд коммунистической партии Индии. Со времени первого съезда численность партии сильно выросла, еще больше выросло её влияние. Партия не только стала руководить крупнейшими рабочими организациями и стачечной борьбой рабочего класса, но она играла ведущую роль и в крестьянском движении. Съезд партии осудил правонационалистические ошибки, допущенные руководством Центрального комитета был избран один из основателей компартии Индии - старейший деятель профсоюзного движения Ранадив. В качестве основной задачи второй съезд коммунистической партии Индии выдвинул создание демократического фронта для борьбы против англо-американского империализма и перешедшего в его лагерь буржуазного правительства Индии. Основными пунктами программы демократического фронта были намечены следующие: полное отделение от Британской империи и создание демократического правительства Индии; ликвидация помещичьего землевладения без компенсации; национализация крупной промышленности и в первую очередь всех предприятий, принадлежащих иностранному капиталу; национализация банков; установление рабочего контроля на предприятиях; обеспечение минимума заработной платы и установление 8-часового рабочего дня; право на самоопределение, вплоть до отделения для всех национальностей Индии и превращение Индийского союза в добровольный союз автономных национальных провинций. Во внешней политике съезд потребовал полного разрыва с англо-американским блоком агрессоров, сближения Индии с Советским Союзом и другими демократическими миролюбивыми странами

Положительные изменения в программных установках и тактике индийских коммунистов способствовали дальнейшему развертыванию массового движения в стране. Работа коммунистов и сотрудничавших с ними демократов в массовых организациях трудящихся была несколько облегчена в результате того, что в середине 1950 году наметился известный поворот во внутренней политике правительства Неру к большей демократизации общественной жизни. С лета 1950 года начали постепенно освобождать из тюрем арестованных коммунистов, осенью того же года был снят запрет с деятельности компартии и некоторых массовых организаций в штате Мадрас, а с января следующего года - в штате Западная Бенгалия. Активизировалась деятельность руководимых коммунистами крестьянских союзов, в особенности после легализации в августе 1951 года. Всеиндийского кисан сабха. За короткий срок в его рядах снова оказалось свыше 800 тыс. человек. Наряду с местными отделениями Всеиндийского крестьянского союза, находившегося под руководством коммунистов, в деревне в конце 40-х - начале 50-х годов действовали также другие крестьянские организации. В шести штатах были созданы кисан сабха, руководимые социалистами, но подлинно массовыми они были лишь в двух штатах - Бихаре и Уттар Прадеше. В марте 1949 года провинциальные кисан сабха были объединены в общеиндийскую организацию - Индийский крестьянский совет. Несколько позднее Хинд кисан панчаят слился с крестьянскими организациями, руководимыми крестьянскими демократами С.С. Сарасвати, Я. Шармой и другими, образовав Самъюкта кисан сабха. Основное влияние этого союза распространялось на Бихар, Уттар Прадеш, отдельные округа Западной Бенгалии и других штатов. Национальный конгресс в своей работе в деревне в основном опирался на местные партийные организации, а также на созданный еще во время войны Н.Г. Рангой Национальный крестьянский конгресс. Он ориентировался на зажиточную верхушку крестьянства и наибольшим влиянием пользовался на юге страны. Индийская крестьянская конференция поддерживала аграрную политику Национального конгресса.

Основным направлением организованного крестьянского движения была борьба за скорейшее осуществление и радикализацию обсуждавшихся в законодательных собраниях штатов законопроектов об отмене системы заминдари. Во всех штатах проходили массовые митинги и демонстрации, составлялись и направлялись в органы законодательной и исполнительной власти петиции, содержавшие требования крестьян. Массовые выступления крестьян нередко заканчивались столкновениями с полицией. Наряду с борьбой крестьянства за землю вторым важнейшим направлением как организованного, так и стихийного крестьянского движения была борьба за улучшение условий аренды. В предвидении аграрных реформ помещики-заминдары стали проводить массовый сгон с земли арендаторов с правами постоянной аренды, чтобы расширить площадь земель, сдававшихся в аренду издольщикам. Эти земли по законам об аграрной реформе сохранялись за землевладельцами. Сопротивление крестьян перерастало в вооруженные столкновения с помещиками, и поэтому в некоторых штатах местные правительства издали специальные указы, запрещавшие заминдарам сгон с земли крестьян-арендаторов. Под давленном выступлений крестьян-издолыциков, самой бесправной и эксплуатируемой части арендаторов, в большинстве штатов в конце 40-х - начале 50-х годов были приняты законы, регулировавшие арендные отношения: устанавливались максимальные ставки платы, ограничивавшие право землевладельца на сгон арендатора с арендуемого участка. Однако это законодательство почти не было осуществлено вследствие сопротивления землевладельцев, связанных с местным административно-налоговым аппаратом, а также слабой политической организованностью, низким уровнем классового сознания массы крестьян-арендаторов. Поэтому кисан сабха, руководимые коммунистами, повсюду проводили массовые агитационные кампании и другие формы работы среди арендаторов с целью информировать их о принятом арендном законодательстве и поднять на борьбу за ограничение феодальной эксплуатации. В отдельных районах страны началась организованная борьба сельскохозяйственных рабочих, направляемая специально созданными союзами, которые выступили с требованиями повышения поденной заработной платы и улучшения условий труда. Однако борьба сельского пролетариата носила локальный и ограниченный характер и занимала весьма незначительное место в общем потоке аграрного движения. В рабочем движении начала 50-х годов наряду с экономическими стачками, направленными против капиталистической рационализации и за повышение заработной платы, важное значение имели выступления профсоюзов за соблюдение предпринимателями законов о труде, изданных в 1948 году. В деятельности профсоюзов все большее место стали занимать вопросы отношений с предпринимателями и правительственными органами, контролировавшими осуществление рабочего законодательства. В 1950 году был опубликован законопроект, фактически устанавливавший правительственный контроль над деятельностью профсоюзов, однако его проведение было сорвано вследствие мощного протеста организованного рабочего класса.

На развитии стачечной борьбы в эти годы отрицательно сказалось тяжелое продовольственное положение, сложившееся в стране в 1951-1953 года, рост дороговизны: в условиях серьезных материальных лишений рабочим было трудно проводить длительные стачки. Поэтому наблюдались значительные колебания в общем числе потерянных рабочих дней - от 13 ашн. в 1950 году до 3-4 млн. в 1951-1954 года. Отрицательно на борьбе рабочего класса сказался также раскол профсоюзного движения и левосектантский уклон в работе профсоюзов, руководимых коммунистами. Несмотря на серьезные трудности объективного и субъективного характера, массовые выступления рабочих, крестьян, мелкой городской буржуазии оказали влияние на исход первых всеобщих выборов, явившихся важным событием внутриполитической жизни Индии после провозглашения республики.

Первые всеобщие выборы в такой обширной стране, как Индия, не обладавшей к тому же ни достаточным административным персоналом, ни опытом буржуазного парламентаризма, проводились не одновременно. Они проходили с 25 октября 1951 по 24 февраля 1952 года. Развернувшаяся в 1951 году предвыборная кампания способствовала активизации различных политических организаций и выявила расстановку социально-политических сил. Уже накануне выборов было очевидно, что в своей популярности среди массы избирателей, впервые шедших к избирательным урнам, Национальный конгресс далеко опередил все другие политические организации. Это определялось как исторической ролью Конгресса, приведшего национальную революцию к победе, его положением правящей партии, так и своеобразием Конгресса как массовой политической организации. Национальный конгресс, оставаясь крупнейшей и наиболее влиятельной партией национальной буржуазии, в значительной мере сохранял характер общенациональной организации, опиравшейся на широкие слои городской мелкой буржуазии и крестьянство. В программных установках и тактической линии партии учитывались, прежде всего, интересы этих классов. В руководстве конгрессистских организаций также были представлены различные мелкобуржуазные слои. Эти особенности организационно-политической структуры Конгресса как партии весьма способствовали сохранению его массовой базы. Национальный конгресс находился как бы в центре спектра политической жизни Индии, правую часть которого образовали различные партии феодальной и коммуналистической реакции. Наиболее влиятельными среди них были Рам раджья паришад, созданное бывшими князьями, Хинду маха сабха - старейшая организация индусского коммунализма и возникший накануне выборов Джан сангх, опиравшийся в основном на индусскую торговую буржуазию и шовинистически настроенную часть городских средних слоев

Эти, а также другие организации правой оппозиции в основном представляли интересы феодально-помещичьих и торгово-ростовщических слоев в индийском обществе. На левом фланге находилась успешно восстанавливавшая свое влияние Компартия Индии, революционно-демократические партии «Форвард блок», Революционно-социалистическая, Рабоче-крестьянская партия Махараштры и некоторые другие. Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии элементы марксизма своеобразно сочетались с мелкобуржуазным социализмом и гандизмом. Своего рода «левый центр» состоял из мелкобуржуазных Социалистической партии и Кисан маздур праджа партии. Для политики этих партий, на идеологию которых значительное влияние оказала западная социал-демократия, весьма характерными были антикоммунизм и враждебность к социалистическим странам.

Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 политических партий. В партийно-политической структуре Индии, для которой характерно: множество организаций с ограниченным влиянием в пределах одного штата или даже отдельных районов внутри штата; сложное переплетение революционно-демократической и буржуазно-националистической идеологии и политики; слабая расчлененность буржуазных и мелкобуржуазных интересов; значительная роль религиозных, кастовых и региональных моментов в возникновении и деятельности политических организаций, достаточно адекватно отражалась социально-классовая структура индийского общества, переходного по своему типу, в котором основное место занимают мелкобуржуазные слои и группы, наличествуют классы, представляющие разлагающийся феодальный уклад. На политическую жизнь Индии налагала отпечаток специфика самой формирующейся индийской буржуазии, основные группы которой состоят из мелких предпринимателей, часто представляющих местные, национальные и региональные интересы, а также значительная роль таких традиционных социальных институтов, как каста и религия. Накануне выборов правосоциалистические лидеры рассчитывали на то, что им удастся ликвидировать своего рода политическую монополию Конгресса и создать в стране сильную оппозицию, претендующую на власть. Однако действительность опрокинула эти расчеты. Выборы показали, что основная масса избирателей пошла за Конгрессом, а в качестве основной оппозиции Конгрессу слева выступила компартия в блоке с некоторыми революционно - демократическими партиями. Коммунистам удалось создать единый фронт в некоторых штатах: Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Мадрасе и Траванкур-Кочине. Правосоциалистические партии, а также партии коммуналистской реакции потерпели крупное поражение. На выборах в парламент Национальный конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест, компартия и ее союзники - 6,7% голосов и около 10% мест. Правые социалисты собрали 12,6% голосов, но получили менее 5% мест, а три реакционные партии - Хинду маха сабха, Рам раджья паришад и Джан сангх получили лишь 4,8% голосов и 10 мест. Таким образом, Конгресс получил возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. Масса избирателей шла за партией Ганди и Неру, веря в выполнение ею программы социально-экономических преобразований, изложенных в избирательной программе. В целом выборы показали определенную левую ориентацию общественного мнения страны. Компартия, насчитывавшая около 30 тыс. членов, получила поддержку около 6 млн. избирателей. Особенно сильные позиции она завоевала в Западной Бенгалии и в южных штатах - Мадрасе, Хайдарабаде, Травашкур-Кочине, аде ее базой были массовые крестьянские организации.

Выборы дали в руки правящей партии мандат на проведение программы экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.

2.2 Процесс преобразования социально-экономической политики

Первым важнейшим шагом в области экономической политики, направленной на капиталистическую трансформацию унаследованного от колониального периода экономического строя, было проведение с конца 40-х - начала 50-х годов аграрных реформ. Конгресс еще в своем избирательном манифесте 1946 году объявил об уничтожении всех «посредников» между государством и земледельцем. Однако под системой «посредничества» понималось не вообще феодально-помещичье землевладение, а землевладение типа заминдари. Наряду с осуществлением законов об отмене системы заминдари были проведены некоторые другие меры, ускоряющие переход всех полуфеодальных помещиков к ведению капиталистического хозяйства. Одной из них была разработка законов об установлении максимума землевладения. Однако в течение первых 6 лет после достижения независимости этот вопрос оставался как бы отодвинутым на задний план в связи с проведением реформы системы заминдари. В 1953 году вопрос о максимуме земельного владения вновь был поставлен на повестку дня. Установление максимума землевладения было одной из первоочередных задач проведения аграрной политики в период осуществления, как первого, так и второго пятилетних планов развития национальной экономики Индии. К середине 60-х годов в большинстве штатов Индии были приняты законы о «потолке» землевладения, а в остальных - находились на различных стадиях прохождения через законодательные органы. В условиях скалда в стране более 60, земельных владений было размером менее 5 акров, по штатам были установлены такие размеры «потолка», которые во много раз превышали этот уровень.

В 1950 году при правительстве была образована Плановая комиссия, которую возглавил Джавахарлал Неру. Комиссия подготовила проект первого пятилетнего плана, охватывавшего период с 1 апреля 1952 по 31 марта 1956 года, 1951/52 - 1955/56 финансовые годы. Как в первом, так и в последующих пятилетних планах экономического развития содержался курс на преимущественное развитие государственного сектора в области промышленности и инфраструктуры, устанавливались контрольные задания по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем и основные направления инвестиций в государственном и частном секторах, источники и объем денежных накоплений в государственном секторе. Проведение политики государственного капитализма и создание государственного сектора явились важным средством ускорения экономического развития страны. В то же время создание государственного сектора не только не изменило социально-экономическую природу индийского общества, но и способствовало росту частнокапиталистического предпринимательства. Характерно, что за годы двух первых пятилетних планов экономического развития Индии оплаченный капитал частных акционерных компаний вырос на 57,4%. В 1960/61 годах доля государственных предприятий в общем годовом продукте фабрично-заводской и горнодобывающей промышленности составила лишь около 10%. Вместе с тем создание и рост государственного сектора вносят определенные изменения в экономическую и политическую обстановку в стране. Во-первых, в государственном секторе сосредоточены основные предприятия тяжелой промышленности - основы индустриализации Индии; во-вторых, государственный сектор развивается быстрее частного. Действительно, в 1951-1961 года оплаченный капитал государственных компаний увеличился с 263 млн. до 5 452 млн. рупий, а частных - с 7491 до 11894 млн. В 1951 году оплаченный капитал государственных компаний составлял всего примерно 3,5% оплаченного капитала частных компаний, а в 1961 году - уже 46%. Одной из особенностей социально-экономической жизни Индии в 1950-1955 годы стало развитие государственного капитализма на национальной основе. Образование государственного сектора в результате перехода в собственность Индии всех предприятий, ранее принадлежавших колониальным властям, открыло возможности для внесения плановости в развитие экономики молодой республики.

Первый план экономического развития Индии был принят государством в октябре 1951 года он предусматривал образование совместных предприятий при участии национального и иностранного капиталов, а также создание тяжелой промышленности в государственном секторе. Индийское руководство взяло курс на создание смешанной модели экономического развития страны. Как отмечал индийский экономист X. Венкатасуббия: «Одобрив смешанную модель как способ быстрого и успешного развития экономики, правительство Индии приняло социалистическое планирование, но более важным является то, что оно также признало капитализм в качестве постоянного института». Правящие круги Англии с одобрением отнеслись к избранному Индией экономическому курсу. Поддержав плановое развитие экономики Индии, британское правительство оказывало содействие в поднятии уровня производительных сил Индии. После 1950 года Индия продолжала испытывать финансовые трудности. В поисках выхода из создавшегося положения индийское правительство взяло курс на более широкое привлечение капитала из других стран, помимо Англии. В 1950-1955 года число стран-инвесторов увеличилось. Частные иностранные долгосрочные капиталовложения в экономику Индии составили на 31 декабря 1955 года 4,806 млн. рупий по сравнению с 2,876 млн. рупий на 30 июня 1948 года. Причем, частные английские капиталовложения возросли за этот срок с 2,099 млн. до 3,920 млн. рупий. Несмотря на приток капиталов в Индию из других стран, Англия продолжала занимать ведущую позицию в этой сфере. В целях дальнейшего укрепления государственного суверенитета молодая республика, создавая оптимальные условия для развития национальной экономики, перешла к политике протекционизма. Вводились квотные ограничения и высокие пошлины на товары, ввозимые в страну. Это привело к сокращению английского экспорта в Индию. В результате между Индией и Англией возникли разногласия по вопросу реализации британской хлопчатобумажной продукции на индийском рынке. Это обстоятельство вызвало недовольство британской общественности. В английском парламенте начались бурные дискуссии по данному вопросу. Однако, Индия, нуждавшаяся в поддержке Англии, в частности в области военного сотрудничества, пошла на смягчение предпринятых ею мер против ввоза иностранных, главным образом, английских товаров. В 1950-1955 годах между Индией и Англией продолжались переговоры о стерлинговых балансах, в результате которых британские правящие круги предприняли меры по освобождению стерлинговых счетов Индии.

Другим видом индийско-английского экономического сотрудничества стало осуществление программы Технического сотрудничества Плана Коломбо. С конца 1951 года до конца 1955 года Англия направила в Индию 137 специалистов в различных областях и дала пройти стажировку у себя 1373 индийцам. В целом, по Плану Коломбо Индии была оказана Англией помощь на общую сумму 18 млн. фунтов стерлингов. В процессе перестройки колониально-феодальной экономической структуры Индии неуклонно возрастала роль государства. Наряду с государственным предпринимательством важнейшей формой государственного капитализма были различные формы государственного регулирования экономики, направленные на защиту национального производства, контроля над деятельностью частного сектора, стимулирования развития тех или иных отраслей народного хозяйства.

Экономические и финансовые органы государства, проводя меры по регулированию и контролю, опирались на ряд специальных законов: 1947 году - о контроле над выпуском акций и валютно-импортном контроле; 1949 году - о регулировании деятельности банковской системы, 1951 году - о развитии и регулировании промышленности, который, в частности, предусматривал лицензирование создания новых и существенное расширение действующих предприятий; 1955 году - о контроле над ценами на основные товары на внутреннем рынке; - о промышленных камланиях, который ограничил деятельность управляющих агентств, и ряд других законодательных актов.

Наряду с регулированием и контролем частного сектора государство осуществляло прямое стимулирование частнокапиталистического предпринимательства. На это были направлены специальные мероприятия в области политики цен, установления протекционистских тарифов, льготы по налогообложению. Важнейшую роль сыграли различные государственные и полугосударственные инвестиционные институты, обеспечившие кредитование промышленного развития: Промышленно-финансовая корпорация Индии, созданные после 1951 года финансовые корпорации штатов, Национальная корпорация промышленного развития. В 1955 году был национализирован крупнейший частный коммерческий банк - Имперский банк, переименованный в Государственный банк, а в 1964 году открыт специальный Государственный банк промышленного развития Индии. В целом за 1956-1966 годах частные предприниматели получили от государства финансовую помощь в размере около 9 млрд. рупий. Для финансирования мелкой промышленности была создана специальная национальная корпорация. Помимо оказания финансовой помощи государство обеспечивало существенную поддержку как мелкому механизированному, так и ручному промышленному производству в снабжении оборудованием, сырьем, сбыте готовой продукции. Государственная помощь способствовала накоплению капитала как в высших, так и в низших капиталистических укладах.

Мероприятия по регулированию и стимулированию национального производства, проведенные правительством, вызвали серьезные изменения в масштабах и направлении капиталовложении в экономику страны. Капиталовложения в основные фонды промышленных предприятий за 1948-1962 годах выросли с 9,1 млрд. до 36 млрд. рупий. Большая часть всех новых инвестиций была направлена в тяжелую индустрию - черную и цветную металлургию, машиностроение, нефтепереработку, химию, производство строительных материалов и электроэнергии. Главную направляющую роль в начавшейся индустриализации страны играло государство. Участие государства в крупном предпринимательстве привело к созданию в Индии новых отраслей производства, заложивших базу для воспроизводства на национальной основе. Результатом государственно капиталистических мероприятий, в том числе планирования, были опережающие темпы роста государственного сектора. Доля государственного сектора в валовой продукции всей промышленности составляла к 1966 году около 18%. Индустриализация Индии вызвала противоречивые тенденции в экономическом развитии страны. После завершения первого пятилетнего плана, в ходе выполнения которого были ликвидированы главные отрицательные последствия раздела колониальной Индии в сфере экономики, был взят курс на индустриализацию страны путем преимущественного развития государственного сектора. В новом «Решении правительства Индии о промышленной политике» от 30 апреля 1956 года значительно расширился по сравнению с Декларацией 1948 году круг отраслей, в которых государство получало исключительное шли преимущественное право предпринимательства. Однако уже в конце 50-х - начале 60-х годов под давлением крупной национальной буржуазии стали делаться значительные отступления в пользу частного сектора.

Несмотря на ограничение деятельности частного капитала в отдельных отраслях национальной экономики, в целом государственный капитализм в Индии обеспечил как значительное фронтальное расширение частнокапиталистического предпринимательства, так и усиление процесса концентрации и централизации капитала, в особенности в его верхних звеньях. Позиции монополистической верхушки индийской крупной буржуазии усилились. Характерно, что 73 крупнейшие корпорации получили более половины всей государственной финансовой помощи, выделенной частному сектору в период второго и третьего пятилетних планов. Расширение масштабов деятельности крупной индийской буржуазии усиливало диспропорции в развитии мелкого и крупного предпринимательства. Экономическая структура Индии характеризуется наличием различных укладов, причем в низших укладах сосредоточена основная часть работающего населения, занятого в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях народного хозяйства. Поскольку процесс индустриализации до конца 60-х годов охватывал в основном лишь современное, фабрично-заводское производство, диспропорции между низшими и высшими укладами увеличивались. Значительное опережение по темпам роста тяжелой промышленности вызвало также к середине 60-х годов разрыв между уровнем развития отраслей I и II подразделений. Все это вело к серьезным трудностям на рывке промышленных изделий, неполному использованию производственных мощностей и в конечном счете к затягиванию сроков индустриализации и недовыполнению намеченных плановых заданий. Важнейшим тормозом всего процесса трансформации экономической структуры Индии было продолжавшееся отставание сельского хозяйства - основной отрасли народного хозяйства. Индустриализация страны, рост капиталистического уклада в городе стали оказывать всевозрастающее воздействие на положение в индийской деревне Проведение аграрных реформ также создало более благоприятные условия для капиталистической трансформации аграрного строя Индии. Поскольку аграрные реформы не проводились на половине территории страны и поскольку в районах бывшего заминдарскаго землевладения значительная часть земли еще до реформы была сконцентрирована в хозяйствах верхней прослойки арендаторов, земельные отношения и в пореформенный период характеризовались неравенством в распределении обрабатываемых площадей между различными группами хозяйств. Некоторое повышение интенсивности сельскохозяйственного производства в помещичьих и кулацких хозяйствах, расширение обрабатываемых площадей привели к росту валовой продукции сельского хозяйства в 1951-1965 годах на 65%. Однако рост сельскохозяйственного производства на душу населения оказался значительно меньше, поскольку общее население страны за эти годы возросло примерно на 25%. К середине 60-х годов национальное сельскохозяйственное производство не обеспечивало полностью потребности страны в продовольствии и некоторых видах сельскохозяйственного сырья Отставание этой важнейшей отрасли индийской экономики объяснялось в первую очередь тем, что основную массу хозяйственных единиц составляли экономически нерентабельные, полупотребительские по своему характеру крестьянские хозяйства.

Развитию капитализма в сельском хозяйстве Индии объективно способствовала проводимая правительством Национального конгресса сельскохозяйственная политика. Расширение обрабатываемых площадей в 1951-1966 годах государственными организациями было освоено 7,5 млн. акров целинных и залежных земель, строительство крупных и мелких оросительных сооружений, прокладка дорог, создание сети животноводческих и семеноводческих ферм, распространение передового агротехнического опыта и проведение комплекса социально-культурных мероприятий через созданную в 1951 году государственную организацию по развитию сельских районов - все это создавало современную инфраструктуру в сельском хозяйстве. Развитие при финансовой и организационной поддержке государства кооперации обслуживания привело к частичному вытеснению из сферы сельского кредита и торговли низших форм капитала - торгового и ростовщического. Доля кооперативов в сельскохозяйственном кредите возросла в 1951-1961 годах более чем в пять раз. Формировавшаяся сельская буржуазия становилась наиболее многочисленной труппой низшего слоя капиталистического класса в Индии. Значительные изменения произошли и в положении различных групп городской торгово-промышленной буржуазии. В результате как роста национального государственного и частного предпринимательства, так и политики экономического протекционизма сократилось влияние иностранной буржуазии. Однако если в целом удельный вес иностранного капитала в индийской экономике снизился, то в крупной промышленности его доля в инвестициях падала медленно. Иностранные капиталовложения в обрабатывающей промышленности росли почти такими же темпами, как частные национальные, и увеличились за 1948-1960 годах в 2,5 раза. Наиболее значительным был приток капитала в новые отрасли - нефтепереработку, химию, машиностроение, электротехническое производство. Реальное влияние иностранных монополий значительно больше их удельного веса в инвестициях, так как при новых формах проникновения сфера их интересов в Индии росла значительно быстрее суммы капиталовложений. Отсюда следует, что степень контроля над деятельностью отдельных промышленных компаний со стороны иностранного капитала уменьшилась, однако его воздействие на весь механизм воспроизводства и перелива накоплений в частный сектор возросло. В известной мере это относится и к государственному сектору.

В обстановке промышленного бума, созданного государственными инвестициями и протекционистскими мерами правительства, произошел значительный рост экономической мощи индийского капитала. Оплаченный капитал частных акционерных компаний в Индии за 1947-1962 годах вырос с 4,8 млрд. до 12,5 млрд. рупий, то есть почти в 3 раза. При этом неуклонно повышалась доля крупного капитала и монополий. Эта группа капиталистов получила всемерную поддержку от государства в рамках пятилетних планов, поскольку переводила свои накопления в отрасли I подразделения. Иностранные монополии также оказали крупному капиталу значительную помощь кредитами, оборудованием. Более 80% всех крупных предприятий в частном секторе были построены в сотрудничестве с западными фирмами. Все это обусловило опережающие темпы развития узкой группы крупнейших компаний, особенно связанных с индийскими монополиями. Не менее высокий уровень концентрации был в банковском деле: в середине 60-х годов на семь крупнейших банков, контролировавшихся индийскими монополистическими группами и составлявших около 10% всего числа частных банков, приходилось 65% общей суммы депозитов частных банков. Значительное укрепление крупной индийской буржуазии и ее монополистической верхушки, их тесные связи с иностранными монополиями усиливали реакционные тенденции в экономическом и социальном развитии Индии. Углублялись противоречия и внутри индийской национальной буржуазии. Это было, в частности, связано со значительным ростом численности низших групп торгово-промышленной буржуазии. В 1960 году в Индии мелкие предприятия и небольшие фабрики охватывали 93% всех промышленных предприятий страны. Сохранение и даже «расширенное воспроизводство» мелкой промышленности имело двойственные последствия: с одной стороны, оно приводило к расширению внутреннего рынка, поскольку в производство вовлекались массы нового капитала и рабочих, с другой - тормозились процессы концентрации и специализации производства, длительное время сохранялись высокие цены и издержки.

Главное препятствие, с которым столкнулась Индия в своих усилиях преодолеть колониальную отсталость, - это острый недостаток капиталов в производительной форме. Индия страдала не только от необходимости в возрастающих размерах обращаться к импорту средств производства, но и от крайней ограниченности валюты, необходимой для их закупок. Поэтому в осуществлении программы индустриализации Индии значительное место отводилось иностранной, в основном государственной, помощи. За ее счет производился импорт капитального оборудования, материалов, оплата услуг иностранных специалистов. Общая сумма иностранного частного капитала, инвестированного в Индии, по данным Резервного банка, составила на конец 1960 года 5664 млн. рупий против 2558 млн. рупий в 1948 году. Среднегодовой валовой приток иностранных частных капиталовложений, который на 40% осуществлялся за счет реинвестиций, составлял в 1956-1960 годах 346,2 млн. рупий, среднегодовой чистый приток - 219 млн. рупий Основным источником частного капитала оставалась Англия, на втором месте - США. Еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 г. помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Приток иностранного частного и государственного капитала в Индию объективно способствовал процессу индустриализации страны, в то же время укрепляя позиции иностранных монополий в стране и усиливая интеграцию Индии с мировым капиталистическим хозяйством. Во внешнеэкономических связях Индии особое место заняли отношения с СССР и другими социалистическими странами. Советское государство в своей политике поддержки национально-освободительного движения народов Востока, руководствуясь принципами дружбы и взаимопомощи, оказало решительную поддержку усилиям Индии добиться экономической самостоятельности. Советский Союз на основе ряда соглашений, заключенных в 1955-1965 годах, санкционировал долгосрочные кредиты на сумму свыше 600 млн. руб. Центральное место в советской помощи Индии, как известно, занимает черная металлургия: сюда была направлена значительная часть всех советских кредитов. Бхилайский завод, построенный с советской помощью и ставший символом советско-индийской дружбы, уже в 1966 году выплавил около 1/3 всей стали, полученной в этом году в Индии. В 1967 году на нем были завершены строительные работы, «вязанные с расширением мощностей, и начата подготовка к дальнейшему их увеличению втрое по сравнению с первоначально запланированными. Целенаправленность советско-индийского экономического сотрудничества заключалась в том, что, создавая завершенные промышленные комплексы в металлургии и горнодобывающей промышленности, Советский Союз оказал Индии помощь в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре.

Таким образом, важнейшими позитивными результатами экономического развития Индии в 50-60 годы независимости явились:

- ускорение роста общественного продукта по сравнению с колониальным периодом;

- создание довольно мощного промышленного потенциала;

- стабилизация продовольственного положения;

- становление основ финансовой и материально-технической базы для осуществления расширенного воспроизводства преимущественно на внутренней основе. За годы независимости в Индии произошли заметные прогрессивные изменения в отраслевых пропорциях общественного производства. Широкая индустриализация, опережающими темпами развивались базовые технологические сложные отрасли. Так же в этот период в Индии наблюдается стабилизация продовольственного положения, достигшего к середине 60-х годов кризисного уровня, предотвращение массового голода, достижение самообеспеченности зерном - важнейшие достижения независимой Индии.

2.3 Формирование «курса Неру» во внутренней и внешней политике Индии

Развитие народного хозяйства независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранного капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии, - все это заложило основы экономической независимости страны. В течение первых трех пятилетних планов экономического развития осуществлялся курс на параллельное развитие государственного и частного секторов, что соответствовало концепции «смешанной экономики», провозглашенной Дж. Неру. Экономическая политика Национального конгресса 50-х-середины 60-х годов явилась важной составной частью внутри и внешнеполитического «курса Неру».

Всеобщие выборы 1951/52 годах закрепили определенный сдвиг влево на политической арене Индии и укрепили левые и центристские силы внутри правящей партии. В обстановке роста активности демократического крыла внутри Конгресса, а также массовых организаций трудящихся, находившихся под влиянием левых партий, Неру удалось провести ряд важных внутриполитических акций, направленных на дальнейшее развитие в стране основ буржуазной демократии. Поскольку становление современного буржуазного общества в Индии происходит в эпоху общего мирового движения к социализму, в условиях сохранения антиимпериалистических и антикапиталистических традиций национально-освободительного движения, здесь это нашло отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади такая формулировка была внесена в официальную программу Конгресса. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Среди основных внутриполитических мероприятий, проведенных после принятия Конгрессом резолюции о построении «общества социалистического образца», было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса. Согласно Конституции Индии, было образовано 28 штатов, которые сгруппировались в три большие группы. В новом административно-политическом делении зафиксированы результаты ликвидации княжеств, однако новые штаты не отражали лингвистической карты Индии, не были построены на национальной основе, а, напротив, отражали административно-территориальное деление, сложившееся исторически в период английского господства в Индии. Борьба за решение национального вопроса все больше переплеталась с массовым движением, прежде всего с борьбой крестьян. Наиболее отчетливые формы этот процесс принял в Телингане и Андхре. Поэтому именно здесь центральное правительство пошло на уступки требованиям местных групп национальной буржуазии и широкой демократической общественности о создании административных национальных районов.

После кончины Рамалу по всей Андхре прошли массовые демонстрации, направленные против центрального правительства и правительства штата Мадрас. Это были крупнейшие в послевоенный период массовые выступления. Начались забастовки на крупных предприятиях. Все эти события подтолкнули центральное правительство к принятию 19 декабря 1952 года решения о создании штата Андхра. Однако лишь через год оно было осуществлено. Следующий этап в решении национальной проблемы наступил в 1953-1956 годы, когда произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. В мае 1953 года Рабочий комитет Национального конгресса принял постановление о создании специальной правительственной комиссии для подготовки предложений о реорганизации штатов с учетом этнического состава населения. В декабре того же года была создана Комиссия по реорганизации штатов, которая в 1955 году опубликовала свой отчет. 31 августа 1956 года законопроект, подготовленный на основе отчета Комиссии, был утвержден парламентом, в сентябре были приняты соответствующие поправки к конституции страны, и с 1 ноября 1956 года новый закон об административно-территориальном делении Индии вошел в силу. Было создано 14 новых штатов и 6 территорий, управляемых центральным правительством. После того как была перекроена политическая карта Индии и созданы новые штаты, в центральном правительстве и руководстве Конгресса возникли опасения, что все вопросы, связанные с новым административным делением и созданием штатов на национальной основе, неизбежно приведут к развитию партикуляризма, к обострению противоречий и борьбе между различными национальными группами. Чтобы усилить центростремительные тенденции, было принято решение о создании пяти зон с зональными советами, в которые входят представители центрального правительства и правительств соответствующих штатов. Зональные советы занимаются вопросами координирования и планирования, программами экономического развития различных штатов, а также проблемами национальных меньшинств в штатах, разрешают пограничные опоры, вопросы, связанные с совместным использованием комплексных гидроэнергетических систем, транспортной сети

Проведение административно-территориальной реформы 1956 года не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвистической основе продолжалась, прежде всего, в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе. В штате Бомбей развернулась борьба за отделение Гуджарата от Махараштры. Коммунистической партии удалось создать широкий единый фронт, который нанес Национальному конгрессу серьезный урон на вторых всеобщих выборах 1957 году. В результате массовой борьбы весной 1960 года было принято решение об образовании штатов Махараштра со столицей в Бомбее и Гуджарат со столицей в Ахмадабаде. В Пенджабе национальный вопрос оказался непосредственно связанным с вопросом религиозным, поскольку борьба шла за создание «Пенджаб-субы». Население Пенджаба состояло из двух основных групп - пенджабцев и хиндустапцев. По религиозному составу оно также неоднородно: 30% составляют сикхи. Не совпадают и религиозное и национальное деления: есть индусы, говорящие на пенджаби, и сикхи, говорящие на хинди. После второй мировой войны вопрос о роли и месте языка пенджаби в культурной жизни пенджабцев был выдвинут партией Акали дал. С этого времени проблема языка становится одним из главных пунктов как программы партии, так и ее тактики в политической борьбе. Когда был образован в 1956 году новый штат Пенджаб на основе слияния Пенджаба и Пенсу, Национальный конгресс, идя навстречу пожеланиям пенджабцев и учитывая популярность лозунга «Пенджаб-суба» в самых различных слоях населения, выдвинул так называемую региональную форму, которая была принята и осуществлена в Пенджабе. При правительстве Пенджаба и при законодательном собрании были образованы так называемые региональные советы: региональный совет Пенджаба и региональный совет Харианы. В них соответственно входили депутаты от соответствующих округов и министерств - сикхи или индусы. Это были совещательные органы, которые занимались вопросами экономического развития соответствующих районов, главным образом наблюдением за распределением правительственных кредитов, а также вопросами образования и культуры. Официальным языком штата был установлен пенджаби, хинди оставался как второй государственный язык Индии. Что касается официальной переписки на уровне дистрикта, то в районах Пенджаба она велась на языке пенджаби, в районах Харианы - на языке хинди. Принятие региональной формулы было большим шагом вперед в деле разрешения национального вопроса в Пенджабе. На основе региональной формулы между Национальным конгрессом и Акали дал впервые после достижения независимости было достигнуто соглашение. Обе партии, наиболее влиятельные в Пенджабе, вышли на вторые всеобщие выборы в 1957 году с единым списком. Кроме движения за создание штатов на этнической основе вторым важнейшим аспектом борьбы по национальному вопросу в Индии была проблема государственного языка. Еще в 1949 году конституционная ассамблея почти единогласно постановила, что хинди в форме деванагари будет государственным языком страны, а английский останется в качестве официального второго государственного языка на 15-летний срок. В июне 1955 года президент Индии назначил Комиссию по государственному языку во главе с Б.Г. Кхером. Комиссия должна была представить рекомендации президенту относительно более широкого применения хинди в Республике Индии для официальных целей. Комиссия должна была сделать рекомендации, принимая во внимание экономическое, культурное и научное развитие Индии, а также интересы населения, проживающего в не хиндиязычных районах. Работа Комиссии продолжалась больше года. В августе 1956 года она представила президенту свой отчет. Опубликование отчета Комиссии отнюдь не положило конец разногласиям по языковому вопросу. Более того, в связи с реорганизацией в 1956 году административно-территориального деления Индии по языковому принципу проблема государственного языка еще более обострилась. Против рекомендаций Комиссии выступил целый ряд крупных государственных и общественных деятелей, особенно в Тамилнаде и Бенгалии.

В сентябре 1957 года был создан Парламентский комитет по государственному языку, председателем которого утвержден министр внутренних дел Г.Б. Пант. Комитет должен был сообщить свое мнение президенту республики по поводу отчета Комиссии по государственному языку. Отчет Комитета был представлен президенту в апреле 1959 года. В нем предлагалось после 1965 года, когда хинди станет «основным государственным языком», сохранить английский язык в качестве государственного «вспомогательного языка для целей, которые должны быть определены парламентом, и на срок, являющийся необходимым». Подобно Комиссии, Комитет рекомендовал разработку плана перехода от английского языка к хинди поручить центральному правительству. Однако стало ясно, что 15-летний период, срок которого истекал в 1965 году, недостаточен для замены английского языка языком хинди. На сессии парламента 1962 года было объявлено о решении правительства продлить срок замены английского языка на неопределенный период. Одновременно было принято решение об ускорении процесса разработки терминологии на хинди и введения хинди в качестве языка преподавания в университетах. Борьба за разрешение национального вопроса все более становилась частью массового общедемократического движения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.