РУБРИКИ

Становление индийской государственности в постколониальный период

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Становление индийской государственности в постколониальный период

p align="left">После первых всеобщих выборов стали складываться условия борьбы за единство организованном крестьянском движении. В результате переговов между Всеиндийским крестьянским союзом и Объединенным крестьянским союзом слились многие местные отделения обеих организаций, а президентом Кисан сабха в 1953 году избран председатель Объединенного крестьянского союза революционный демократ Индулал Ягник. В апреле 1953 года в Канкапуре собрался XI съезд Кисан сабха, и с этих пор съезды организации стали проводиться ежегодно. В период проведения аграрных реформ содержание крестьянского движения стало меняться. Основным вопросом массовой борьбы на новом этапе было требование ускоренного проведения законодательства об отмене системы заминдари, распространения его на все типы помещичьего землевладения, а также протест против сгона арендаторов с земли крупными землевладельцами. Во второй половине 50-х годов помещики, богатые крестьяне, воспользовавшись положением нового законодательства об аренде, которое давало им право сгона арендаторов под предлогом «перехода к собственному хозяйству», начали массовую «чистку земли». Десятки и сотни тысяч арендаторов потеряли права наследственной аренды. Сопротивление крестьян-арендаторов сгону стало главным направлением борьбы крестьянской бедноты в этот период.

Массовые выступления сочетались с парламентской борьбой депутатов-коммунистов и демократов. Борьба за землю проходила и в форме занятия малоземельными и безземельными крестьянами пустовавших государственных земель, а также сопротивления крестьянской бедноты принудительной консолидации земельных, владений, в ходе которой округлялись наделы богатых крестьян. Параллельно шла борьба за улучшение условий аренды, главным образом в районах райятвари, где не проводилось ограничение помещичьего землевладения. Мелкособственническое крестьянство активно выступило против повышения прямого налогообложения сельского населения, за установление выгодных для сельских товаропроизводителей цен на сельскохозяйственную продукцию. Экономическая борьба по-прежнему охватывала все слои крестьян и даже мелких помещиков. Но в ходе земельных реформ, усилившегося в деревне экономического и социального расслоения крестьянства зажиточные крестьяне во главе с формирующимся кулачеством стали постепенно отходить от борьбы.

Проведение законов об отмене заминдари, завершившееся в основном в 1957-1958 годах, осуществление законодательства об аренде, развитие в деревне различных форм сельскохозяйственной капиталистической кооперации - все это оказало значительное влиявшие на деревню. Социальные противоречия внутри крестьянства стали обостряться, а общекрестьянский единый фронт - распадаться. В ряде штатов начал изменяться классовый состав низовых организаций Кисан сабха: они становились в основном органами борьбы крестьянской бедноты. Отход от союзов зажиточного крестьянства ослабил во многих штатах Кисан сабха и привел к сокращению ее численности после 1955 года, когда она насчитывала более миллиона членов. Стремясь расширить свое влияние в массах, руководство Конгресса в 1958 году приняло решение об укреплении сети низовых организаций путем создания «Мандал амити» и об образовании «крестьянских отделов» в провинциальных и окружных комитетах Конгресса. Стремясь добиться переориентации крестьянского движения, революционно-демократические элементы, и прежде всего Коммунистическая партия Индии и Всеиндийский крестьянский союз, приняли решения о проведении широкой агитационной кампании в деревне. Однако, несмотря на усилия коммунистов, крестьянские союзы не расширили своей деятельности. Число членов Всеиндийского крестьянского союза с 1 087 тыс. в 1955 году упало до 572 тыс. в 1959/60 годах.

В течение 1955-1960 годах влияние Крестьянского союза в некоторых провинциях страны было значительно ослаблено, особенно в некоторых районах Андхры и Бенгалии, бывших до этого оплотом крестьянского движения. Это было признано на V чрезвычайном съезде компартии весной 1958 года. Большую роль в укреплении Кисан сабха сыграл пленум Национального совета компартии в октябре 1958 года, который принял развернутые решения по аграрному вопросу. В них содержалась установка на союз всего крестьянства, с одной стороны, и нейтрализацию кулачества - с другой. Но, несмотря на, то, что массовое, и особенно организованное, крестьянское движение после проведения аграрных реформ имело определенные слабости и переживало спад по сравнению с 1952-1955 годах, оно оказало значительное влияние на идейно-политическую борьбу по аграрному вопросу и на аграрную политику национальной буржуазии.

Наряду с крестьянским движением важнейшей формой массовых выступлений трудящихся в независимой Индии была экономическая и политическая борьба рабочего класса. В забастовочную борьбу стали активно втягиваться индийские служащие. Крупнейшие стачки второй половины 50-х годов имели общеиндийское значение. Наряду с экономическими стачками рабочие все более активно стали участвовать в массовых политических кампаниях: в демонстрациях и митингах, организованных компартией против продовольственной политики конгрессистских правительств в 1959 году. Рост стачечной борьбы свидетельствовал о значительной активизации профсоюзов. Развитию профсоюзного движения огромный ущерб нанес раскол ВИКП в 1947-1949 годах. В 1949-1951 годах наибольшим влиянием пользовалась Хинд маздур сабха, так как, несмотря на свою реформистскую политику, этот профцентр рассматривался рабочими как более независимая организация по сравнению с Индийским национальным конгрессом профсоюзов, который в то время стоял на позициях решительного отказа от стачечной борьбы. Заметно утратила свои позиции Ханд маздур сабха; в этом нашел свое отражение кризис, который переживала Социалистическая партия Индии. Выросло влияние двух профсоюзов - ВИКП и ИНКП. К этому времени ИНКП превосходил своей численностью и ВИКП, и ХМС.

Развертывание массового рабочего и крестьянского движения в стране во многом определялось расширением влияния Компартии Индии.

Результаты вторых всеобщих выборов отразили изменения в расстановке социально-политических сил в Индии, которые произошли в стране в первой половине 50-х годов. Внутренняя политика правительства Неру, в конечном счете, направленная на создание экономического фундамента независимости и преодоление колониального наследия в социальной, культурной и политической жизни Индии, упрочила популярность Национального конгресса. Это обстоятельство, а также умело проведенная предвыборная агитационная кампания обеспечили правящей партии как абсолютное, так и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в законодательные собрания штатов. В Народной палате парламента Индии Конгресс расширил свое абсолютное большинство, а в законодательных собраниях штатов завоевал 65,1% всех мест.

Народно-социалистическая партия, а также другие правосоциалистические группировки потерпели сокрушительное поражение на выборах в центральный парламент, хотя и заняли второе место после Национального конгресса по общему числу мест в законодательных органах штатов. Наибольших успехов компартия добилась в штатах Керала, Западная Бенгалия и Андхра Прадеш. Историческим событием в развитии коммунистического движения в Индии стало образование в начале апреля 1957 года в Керале правительства компартии, которая завоевала на выборах абсолютное большинство в законодательном собрании штата. Правительству Кералы, которое возглавил лидер организации компартии в штате Э.М.Ш. Намбудрипад, приходилось действовать в сложных условиях. Штат Керала, в котором основу экономики составляет производство ценных тропических культур и который дает немалую долю экспортной выручки Индии, является в то же время дефицитным в области продовольствия и зависит от поставок риса, основного продукта питания местного населения, из других штатов. В промышленном отношении Керала также относится к наименее развитым штатам Индии. Как центральное правительство, так и правительства соседних штатов обладали мощными рычагами воздействия на правительство левой оппозиции в Керале.

Правительство Намбудрипада должно было действовать в рамках буржуазной конституции, что также весьма ограничивало его возможности в проведении коренных социально-экономических преобразований. Поэтому намеченные общедемократические реформы, в общем, не выходили за рамки программы самого Национального конгресса. Был национализирован междугородный пассажирский транспорт, начата реформа государственного аппарата, проводилась борьба с коррупцией чиновничества и спекуляцией. Принятые в области оздоровления государственных финансов меры позволили впервые за много лет сбалансировать бюджет штата. Но важнейшие реформы были намечены в сфере сельского хозяйства и народного образования. Правительство издало указ, запрещавший сгон арендаторов с их земельных участков, а также провело законодательство о ликвидации помещичьего землевладения заминдарского типа - дженми. Среди безземельных крестьян были распределены земли из государственного фонда. Одновременно был подготовлен и внесен на рассмотрение законодательного собрания всеобъемлющий закон об аграрной реформе, направленный на ограничение помещичьего землевладения, передачу прав собственности арендаторам и наделение землей батраков. В области народного образования правительство попыталось поставить под государственный контроль частные школы и колледжи. Аграрная реформа и меры в области просвещения вызвали яростные нападки со стороны правой оппозиции, в особенности католической церкви, имеющей в Керале самые твердые позиции, а также индусских шовинистов, объединявшихся вокруг организации «Общество служения наярам». События 1957-1959 годах в Керале имели громадное значение для коммунистического движения Индии, ибо открыли перспективу завоевания власти мирным путем.

Консолидация сил правой оппозиции сопровождалась оживлением деятельности индусских и мусульманских коммуналистских организаций. Особую роль в разжигании религиозного фанатизма среди индусов и нетерпимости к иноверцам, прежде всего к мусульманам, стала играть активизировавшаяся во второй половине 50-х подов партия «Джан сантх», опиравшаяся на военизированную организацию откровенно фашистского толка «Раштрия сваям севак сангх» во главе с мракобесом и обскурантистом Гольвалкаром. «Джан сангх» выступила против демократического развития Индии. Наряду с возрастанием активности индусских и мусульманских коммуналистских организаций усилилось и вмешательство в политическую жизнь христианской церкви. Католический конгресс Кералы, выступающий как общественная организация христианской церкви в этом районе Индии, сыграл весьма существенную роль в борьбе против правительства коммунистов в 1957-1959 годах. Параллельно с ростом коммунализма в Индии стали обостряться конфликты на кастовой основе. Дело в том, что после достижения независимости распространение образования, введение всеобщего избирательного права, особенно системы деревенского самоуправления, а следовательно, вовлечения в политическую жизнь широких масс населения способствовали росту значения касты как наиболее универсальной формы общественной организации. Размежевание основных классовых сил Индии проявилось в период предвыборной кампании и на третьих всеобщих выборах в парламент и законодательные собрания штатов, происходивших в феврале 1962 года. Выборы вновь подтвердили положение Конгресса как ведущей политической партии страны: из 520 мест в Народную палату центрального парламента он получил 361 место, за него проголосовало 46,02% участвовавших в выборах. Однако уже в 1962 году наметилась тенденция абсолютного и относительного снижения голосов, поданных за конгрессистских кандидатов: по сравнению с 1957 года Национальный конгресс потерял свыше 6 млн. избирателей. Укрепила свои позиции КПИ, которая провела в Народную палату 29 депутатов, сохранив положение первой партии оппозиции. В то же время как в парламенте, так и в законодательных собраниях штатов значительно усилились партии правой оппозиции; в Народной палате «Сватантра» и «Джан сангх» вместе имели 32,2% мест. Однако ни Компартия Индии, ни Национальный конгресс в тот период не оценили в должной степени нарастание правой опасности в стране. Острые разногласия в Конгрессе выявились на съезде партии в январе 1964 года в Бхубаненгваре, на котором левая группировка во главе с К.Д. Малавия выдвинула свой вариант программы «Демократического социализма». Однако после упорной борьбы предложения левого крыла не были приняты, а в резолюцию о «демократическом социализме» включены формулировки, содержащие явные уступки правым силам внутри Конгресса. Осложнения во внутренней и внешней политике в конце 50-х - начале 60-х годов, раздоры в правящей партии тяжело подействовали на национального лидера Джавахарлала Неру. 27 мая 1964 года он скончался. С его смертью как бы завершился первый этап в истории независимой Индии, когда были созданы основы ее внутренней и внешней политики. Таким образом, формирование основных внешнеполитических концепций независимой Индии происходили в конце 40-начале 50 годов. Огромную роль в выработке главных направлений курса страны на международной арене сыграл ее первый премьер-министр и министр иностранных дел, выдающийся государственный деятель Джавахарлал Неру который, по словам, одного из его биографов М. Бречера, с середины 30-х годов был «признанным авторитетом Конгресса по иностранным делам».

Особенности внутриполитического положения страны, определявшиеся трудностями становления буржуазной политической системы федеративного типа, экономическая отсталость и нищета значительной части населения, сложности в национально-этнических и конфессиональных отношениях - все это с одной стороны сдерживало внешнеполитическую активность Индии, а с другой требовало мирных условий для стоявших перед страной задач. Перед лидерами страны встал вопрос о характере дальнейших отношений с бывшей метрополией - Великобританией. В результате было принято решение о продолжении членства в Содружестве. Стратегическое положение Индии, характер ее сухопутных и морских границ предопределили особое значение для обеспечения безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны характера ее отношений с Пакистаном и Китаем. Можно констатировать, что к середине 50-х годов сформировался в общих чертах внешнеполитический курс Индии. Долгосрочные цели внешней политики страны предусматривали укрепление ее влияния и авторитета в афро-азиатском мире, развитие отношений с возможно большим числом стран на основе принципов мирного сосуществования. Однако вскоре «курс Дж. Неру» во внутренней и внешней политике стал подвергаться серьезным испытаниям.

3. Нарастание экономического и политического кризиса в стране

Тенденция поляризации социально-политических сил, проявившаяся накануне и во время третьих всеобщих выборов, вызвала дальнейшее обострение внутренней борьбы в основных политических партиях страны, в первую очередь в Национальном конгрессе. С кончиной Джавахарлала Неру завершился период относительной внутриполитической стабильности, и страна вступила в полосу все обострявшихся социальных и политических конфликтов. В правящей партии усилилась фракциционная борьба в какой-то мере сдерживавшаяся личным авторитетом Неру. Новый премьер-министр Л.Б. Шастри, которому в значительной мере удавалось проводить гибкую политику лавирования, должен был все больше считаться с интересами влиятельных групп как в центральном руководстве Конгресса, так и в штатах. Усилились группы, контролировавшие партийный аппарат в штатах и оказывавшие поддержку отдельным членам центрального руководства Конгресса и центрального правительства. В этих условиях заметно повысилась роль местных «боссов» конгрессистских организаций, как правило, тесно связанных с влиятельными буржуазными кругами: А. Гхоша, Ч.Б. Гупты, Б. Патнаика и другие. Политический вес лидеров правого крыла в руководстве Конгресса определялся не только их личными связями в центре, но и поддержкой крупных организаций правящей партии в отдельных штатах.

Усиление «боссизма» внутри конгрессистских организаций вело не только к дальнейшему развитию групповщины и фракционных конфликтов в партии, но и к созданию своего рода биполярной структуры в штатах, где зачастую враждовавшие группировки объединялись вокруг главного министра штата и местного партийного босса. Последняя тенденция стала все заметнее проявляться и в центре, где после смерти Неру значительно усилилась роль председателя Конгресса К. Камараджа как в проведении внутрипартийной политики, так и в определении всего правительственного курса. В ходе внутрипартийной борьбы заметно укреплялись позиции правого крыла, которое стало оказывать возраставшее давление на политику правительства. Ослабление внутренней монолитности правящей партии стимулировало активизацию деятельности как левой, так и правой оппозиции. Вместе с тем на фоне обострявшихся классовых конфликтов в стране, нерешенности многих коренных социальных вопросов усилилась борьба внутри ряда оппозиционных партий вокруг поисков путей выхода из нараставшего социально-политического кризиса.

3.1 Индия в 60-70 годы: углубление противоречий внутреннего развития

В развитии внутриполитической ситуации в Индии в 60-х годах немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Особенно остро она проявилась в штатах, где национальные меньшинства образовали компактные и значительные группы населения. В 1960 году законодательное собрание штата Ассам приняло решение заменить английский язык ассамским в качестве официального языка штата. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны проживающих там бенгальцев. Одновременно в Ассаме усилилось движение за национальную автономию крупных этнических групп - формировавшихся народностей: нага, кхаси, микир, гаро, лушаев, мизо. Выступления кхаси, лушаев, и других этнических групп увенчались выделением в 1972 году из Ассама нового штата - Мегхалайя. Дальнейшая консолидация различных этнических общностей многонациональной Индии, становление индийских наций, рост на этой основе местного национализма - все эти процессы усложняли проблему государственного языка. Вопрос о государственном языке в Индии являлся частью проблемы межнациональных отношений.

В обществе, где религиозные институты до настоящего времени играют решающую роль в формировании идеологии огромного большинства населения, конфликты на религиозной почве имели самодовлеющее значение. Однако наиболее частыми и наиболее острыми они были в тех городах и местах, где мусульмане составляли компактные группы среди торговцев, ремесленников, средних слоев, включая интеллигенцию. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, до настоящего времени продолжают играть решающую роль и мире бизнеса, и в мире чиновничества, и среди лиц свободных профессий. В этих условиях конфликты между отдельными группами торговцев и тому подобное, принадлежавших к различным религиозным общинам, часто выливались в индусско-мусульманские столкновения. Подобный характер имели почти все крупные индусско-мусульманские столкновения. Развертыванию индусско-мусульманских религиозных конфликтов, несомненно, способствовал индо-пакистанский пограничный конфликт, перешедший в войну между двумя государствами. К началу 1965 года спор из-за Кашмира вспыхнул с новой силой. В январе этого года произошло перестрелка между пограничными патрулями на южном участке западной индо-пакистанской границы - в спорном районе полупустынной местности Катчского Рана. После того как с обеих сторон были подтянуты подкрепления, в апреле произошел более серьезный инцидент, сопровождающийся артиллерийской дуэлью. В Кашмире вспыхнули беспорядки, спровоцированные группами, связанные с экстремистскими кругами в Пакистане. Индийские войска в Кашмире вошли в соприкосновении с пакистанскими военными подразделениями и заняли горные проходы на территории Кашмира. В сентябре начались вооруженные столкновения, в бой были введены танковые подразделения и авиация. Как в Индии, так и в Пакистане было объявлено состояние войны. Решающую роль в прекращении конфликта сыграл Советский Союз, еще в августе выступил с мирной инициативой. В послании главам правительства Индии и Пакистана от 17 сентября 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выдвинул предложение о добрых услугах в урегулировании конфликта. Это предложение было принято и военные действия были прекращены. В 1966 г. в Ташкенте были проведены переговоры между Лалом Бахадуром Шастри и Айюб-ханом, в которых по просьбе обоих сторон принял участи А.Н. Косыгин. В результате 11 января была подписана Ташкенская декларация политического урегулирования, которая открывала путь к нормализации отношений между обеими странами. Но эта весть была омрачена сообщением о кончине в Ташкенте вскоре после подписания Декларации Лала Бахадура Шастри. Смерть премьер-министра послужила поводом для нового обострения внутриполитического положения в стране.

После состоявшегося в апреле в 1961 году VI съезда Компартии Индии расхождения внутри партийного руководства усилились. Эти разногласия проявились со всей очевидностью осенью 1962 года в период обострения индийско-китайского пограничного конфликта. Центром притяжения всех оппозиционных большинству Национального совета сил стала фракция внутри организации КПИ в Западной Бенгалии. Оппозиционная фракция, действовавшая с этого времени открыто, включала лидера коммунистической группы в законодательном собрании штата Джоти Басу, секретаря организации КПИ в штате Промоде Даса Гупту, секретаря западно-бенгальского отделения Всеиндийского крестьянского союза Х.К. Конара. Раскол КПИ, фактически начавшийся в конце 1962 года, завершился к октябрю 1964 года. Смерть Л.Б. Шастри вызвала новый взрыв противоречий в руководстве правящей партии. Впервые в истории Конгресса на пост премьер-министра было выдвинуто две кандидатуры: Индира Ганди, дочь Неру, - от центристской и левой фракции и Морарджи Десаи - от правой фракции. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди. В мае 1967 года большинство местных партий бывших конгресистов образовали новую общеиндийскую партию «Бхатрия кранти дал». Произошли изменения и в объединенной социалистической партии. Принятая в 1966 году ОСП программа конкретных социально-экономических преобразований в основном совпадала аналогичными программами КПИ. Всеобщие выборы в Индии в 1967 году продемонстрировали степень влияния политических партий на избирателей, а так же их политический вес в парламенте по сравнению с выборами 1962 года. Наиболее существенно изменилось положение Национального конгресса. Было покончено с длительной монополией Конгресса на власть. Начался процесс замещения однопартийной системы правления, действовавшей в интересах имущих классов, двухпартийной или многопартийной.

И. Ганди выдвинула в 1967 году «10 пунктов» программу прогрессивных социально-экономических преобразований, в 1969 году провела национализацию 14 крупнейших частных банков. На выборах в 1969 году нового президента Индии вместо умершего З. Хуссейна вновь победила левоцентристская группировка Конгресса, выдвинувшая своим кандидатом ветерана профсоюзного движения Индии В.В. Гири. В феврале 1970 года была подтверждена сфера государственного предпринимательства, установленная в Резолюции о промышленной политике 1956 году с учетом изменений за последующие 15 лет. В марте того же года под государственный контроль был поставлен импорт ряда товаров, было объявлено о снижении цен на 17 важнейших видов медикаментов. Раскол в коммунистическом движении оказал отрицательное воздействие на массовое движение, однако в середине второй половины 60-х годов борьба рабочего класса продолжала нарастать. Раскол в коммунистическом движении сказался и на деятельности крестьянских организаций, развернулась борьба сельскохозяйственных рабочих. В мае 1968 года был образован находящийся под влиянием КПИ Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Насилие, включая индивидуальный террор, стало все более распространенным методом политической борьбы. В этой обстановке в широких общественных кругах усилилась тяга к политической стабильности. Прогрессивные сдвиги в социально-экономической политике правящей партии и правительства, широкая пропаганда этих сдвигов и обещания их дальнейшего развития сыграли существенную роль в успехах правящего Конгресса на досрочных выборах в 1971 году. В результате досрочных выборов в парламент, проведенных в марте 1971 года, правящая партия вновь завоевала абсолютное большинство в парламенте. Важной прогрессивной мерой было принятие закона, дававшего правительству право устанавливать контроль 64 индийские и 42 иностранные компании общего страхования, 214 угольных шахт и другие предприятия. Было объявлено о начале нового раунда аграрных реформ - о принятии нового, сниженного «потолка» частного землевладения, а так же подтвержден курс на расширение государственного контроля в различных сферах индийской экономики. Позиции Конгресса среди массы избирателей еще более упрочнились. На выборах в законодательные собрания штатов в 1972 году ИНК завоевало 48% голосов. Таким образом, рост влияния ИНК во главе с И. Ганди оказался несомненным. В результате выборов в законодательные собрания штатов в 1972 г. левые партии в целом сохранили свои суммарные позиции. КПИ получили 4,2% голосов, ВИКП получила 4,6%. Позиции социалистов несколько ослабли 4,6% голосов против 5,1% в 1967 году Проведение правительством И. Ганди ряда мер в осуществление программы прогрессивных социально-экономических преобразований свидетельствовало о начавшемся определенном сдвиге влево в расстановке политических сил.

После кратковременного слияния в 1964 году Народно-социалистической и Социалистической партий в 1965 году произошел новый раскол. Из ранее образованной Объединенной социалистической партии вышла группа прежней Народно-социалистической партии во главе с Н. Г, Горай и С.Н. Двиведи. Основная причина конфликта внутри руководства ОСП заключалась в различных позициях, которые занимали его фракции по вопросам сотрудничества с коммунистами, как в проведении массовых кампаний, так и в работе внутри законодательных органов. Правые лидеры бывшей НСП по-прежнему оставались на позициях антикоммунизма и антисоветизма, тогда как лидеры ОСП С.М. Джоши, Р. Лохия, Мадху Лимайе шли на некоторое сотрудничество с прогрессивными силами. Социалисты были также ослаблены после ухода в Конгресс группы во главе с основателем партии НСП Ашока Мехтой, который занял пост министра планирования в правительстве Индии. После раскола ОСП под ее контролем остался профцентр Хинд маздур панчаят, но более крупное профобъединение Хинд маздур сабха получило большую самостоятельность, поскольку на отдельные группировки в ее руководстве оказывали влияние соответственно ОСП, НСП, а также другие политические силы, в частности Конгресс.

Противоречия развития Индии по буржуазному пути развития складывались прежде всего в переживавшихся страной экономических трудностях. За годы независимости Индия достигла определенных результатов в экономическом развитии. Общий объем промышленного производства увеличился к середине 70-х годов более чем в 4 раза. В рамках государственного и частного секторов были созданы новые отрасли добывающей промышленности, укрепилась энергетическая база. Однако на фоне существенных сдвигов в перестройке унаследованной от колониализма экономической структуры с середины 60-х годов со все большей очевидностью стали проявляться трудности развития. Важнейшей причиной застоя в индийском промышленном развитии было сохранявшееся отставание сельского хозяйства. За годы независимости произошло определенное развитие сельскохозяйственного общий объем продукции вырос более чем вдвое, размеры посевных площадей - на 30%, площадь орошаемых земель - вдвое, средняя урожайность основных культур на - 40%. Однако база роста сельскохозяйственного производства в период развертывания «зеленой революции» с середины 60-х годов оставалась крайне узкой и охватывала не более 20% всех обрабатывавшихся земель. Это были в основном хозяйства кулаков и помещиков, которые сосредоточили в своих руках к началу 70-х годов не менее половины всех посевных площадей страны. «Зеленая революция» охватила к середине 70-х годов лишь наиболее развитые районы Северо-Западной Индии, отдельные округа в западных и южных штатах страны. Достигнутые Индией темпы прироста сельскохозяйственной продукции почти не перекрывали прироста населения. По официальным данным, в начале 70-х годов у 40% сельского и 50% городского населения прожиточный уровень был ниже «уровня нищеты», то есть расходы были на личное потребление не более 20 рупий в месяц сохранение громадного резервуара нищеты сочеталось с дальнейшим ростом имущественного неравенства. Пожалуй, нигде эти контрасты буржуазного развития не проявлялись столь очевидно, как в крупных индийских мегаполисах, особенно в Бомбее, где расширение районов трущоб шло параллельно строительству роскошных отелей и многоэтажных жилых домов для богачей-нуворишей. Кризисные явления обостряли проблему диспропорционального и дезинтегрированного развития индийской экономики. Усиливались противоречия между различными слоями и группами индийской торгово-промышленной буржуазии.

К середине 70-х годов окончательно определилась ведущая роль государственного сектора в индустриализации Индии. Доля государства во вложениях в экономическое развитие выросло с 3% в 1950-1951 годах до 48% в 1971-1972 годах капиталовложения в государственный сектор развивались опережающими темпами по сравнению с частнокапиталистическим. В начале 70-х годов общие капиталовложения в предприятия госсектора оценивались в 220 млрд. рупий, а в частный 130 млрд. рупий. В некоторых отраслях материально производства госсектор стал играть решающую роль. Непрерывное возрастание роли госсектора, а так же различных форм государственного регулирования в экономическом развитии страны вызывало нарастающую волну критики государственного капитализма со стороны частнокапиталистического предпринимательства. Вместе с тем отношение национальной буржуазии к госсектору и госкапитализму в целом было двойственным. Госсектор не воспрепятствовал процессу концентрации и централизации капитала в Индии. Меры по ограничению деятельности монополий, предпринятые в 60-х начале 70-х годов, оказались не эффективными. Наряду с укреплением позиций крупной буржуазии и ее монополистической верхушки продолжался рост мелкого капиталистического предпринимательства. В то же время мелкое производство, в котором по-прежнему было занято большее число рабочих, постепенно вытеснялось современным капиталистическим производством. Эти сложные и противоречивые процессы в экономике Индии оказывали свое влияние на внутриполитическую ситуацию.

Непрерывный рост в течении всей первой половины 70-х годов как оптовых, так и розничных цен свидетельствовал о развивающихся в стране инфляционных процессах. Только за один 1974 год розничные цены поднялись на 30%. Это тяжело ударило по широким массам трудящихся. Усилилась забастовочная борьба. Наряду с борьбой рабочего класса активизировалась деятельность организаций трудового крестьянства и сельскохозяйственных рабочих. Коммунистическая партия Индии в сотрудничестве с профсоюзными, крестьянскими, молодежными и другими массовыми организациями провела в 1972-74 годах ряд общенациональных массовых компаний, направленных на защиту экономических и политических интересов трудящихся. В течении 1973 и 1974 годов КПИ провела массовые кампании борьбы против спекулянтов, складировавших запасы продовольствия. На базе широкого недовольства народа ухудшимся экономическим положением, невыполнением Конгрессом широковещательной программы экономических и социальных преобразований активизировалась деятельность различных оппозиционных Конгрессу националистических мелкобуржуазных и буржуазных партий.

На прошедших в начале 1974 года выборах в законодательные органы собрания Уттар Прадеша, Ориссы и еще трех штатов и союзных территорий Конгресса и КПИ, снова достигшие соглашения о взаимной поддержке, опять добились успеха. Оппозицию Конгрессу стала поддерживать значительная часть городской и сельской буржуазии. В этой обстановке серьезную опасность для Конгресса представляло массовое движение, начавшееся в 1974 году в Гуджарате и Бихаре под руководством известного общественного деятеля, гандиста Джая Пракаша Нарайяна. Это движение развертывалось под лозунгами «тотальной революции». Направленной на свержение власти конгрессов в центре и на местах. В январе 1975 года в Бихаре был убит террористами министр транспорта Индии Мишра. В Дели было совершено покушение на члена Верховного суда А.Н. Райя.

В результате широкого движения масс, во главе которого шел М. Десаи, объявивший голодовку протеста, конгрессистское правительство в штате Гуджарат было смещено и введено президентское правление. Созданный по инициативе Нарайяна «Народный фронт», объединивший основные оппозиционные партии, на выборах в законодательное собрание Гуджарата. Прошедших в 1975 году, добился победы. В июне 1975 года антиконгрессистские силы в стране перешли в открытое наступление против премьер-министра Индиры Ганди. Суд постановил, что И. Ганди лишается своего депутатского места и ей запрещается занимать выборные должности в течении шести лет. Это решение И. Ганди опротестовала в Верховном суде. Главные оппозиционные партии, включая КПИ, потребовали отставки И. Ганди. Было принято решение организовать по всей стране движение гражданского неповиновения. Нарайя призывал армию и полицию к неподчинению властям. В ответ на действия оппозиции указом президента Индии Ф.А. Ахмада, избранного в августе 1974 года, 26 июня 1975 года в стране было введено чрезвычайное положение. Более 600 лидеров оппозиционной партии было арестовано. В течении 1975 года за решеткой оказалось более 30 тыс. активных членов оппозиции и движения Дж.П. Нарайяна. 4 июля деятельность 26 экстремистских организаций была запрещена.

Выступая по радио с обращение к народу И. Ганди объявила программу прогрессивных социально-экономических преобразований из 20 пунктов, которая была направлена на ускорение проведения аграрных реформ, улучшения положения сельскохозяйственных рабочих, отмен долговой кабалы. Удар нанесенный И. Ганди по оппозиции, был осуществлен на фоне улучшавшейся экономической конъектуры. По официальным данным, к осени 1976 году было отчуждено более 1 млн. га «земельных излишков» и распределено среди безземельных и малоземельных крестьян. Около 7 млн. сельскохозяйственных рабочих получили землю для постройки жилищ. Указами президента был объявлен мораторий на сельскую задолженность и отмены отработки за долги. Постепенно стали выявляться отрицательные последствия чрезвычайного положения. Предприниматели не выполняли решений о «мире в промышленности» - локауты, снижение заработной платы стали обычным явлением. Была введена цензура, ограничена свобода печати, принятая 42-я поправка к конституции хотя и объявила Индию «социалистической республикой», но была направлена на усиление исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

Прошедшие в марте 1977 года выборы в парламент привели к победе блока «Джаната партии», получившего абсолютное большинство в Намежду одной палате. И. Ганди ушла в отставку, премьер-министром стал Чандра Шек хар. Страна вступила в сложный период перегруппировки политических сил. Усилилась борьба между сторонниками и противниками И. Ганди в Конгрессе, которая привела к формальному расколу партии в январе 1978 году и образованию двух общеиндийских конгрессистских организаций во главе Индирой Ганди и Брахманандом фракций Редди. Появились центробежные тенденции и в новой правящей партии. Стали делаться попытки добиться взаимопонимания и сотрудничества политически разобщенных левых сил - КПИ, КПИ, левых фракций в Конгрессе, «Джанате» и других партиях.

Таким образом, положение ИНК во второй половине 70-х годов серьезно осложнилось. Усиление экономических трудностей, расширение массовой борьбы трудящихся, укрепление оппозиционных ИНК партий и групп привели к усилению социальной напряженности. Руководство страны введение в июне 1975 года чрезвычайного положения. И в результате проведенных в 1977 году парламентских выборов партия ИНК потерпела поражение. Победу одержала коалиция «Джаната партии».

3.2 Внешнеполитический курс независимой Индии в 1950-1970 годы

В военной области первоочередной задачей суверенной Индии стало укрепление обороноспособности страны. С этой целью Индия стремилась к налаживанию контактов с другими странами, так как испытывала потребность в современных вооружениях и технике. Однако в ходе многочисленных переговоров с западноевропейскими государствами и СССР Индия столкнулась с жестким противостоянием правящих кругов Англии. В течение 1950-1955 годов индийско-английское сотрудничество в военной области отличалось нестабильностью на что, несомненно, влиял внешнеполитический фактор. Так, Англия приостановила выполнение военных заказов индийского правительства, занявшего в отношении корейского вопроса позицию, противоречащую ее интересам. Таким образом, индийско-английские отношения в военной области носили сложный и противоречивый характер. Это объяснялось зависимостью Индии от Англии в военной области, с одной стороны, и ее стремлением быть полностью самостоятельной в решении военных вопросов, с другой. Британское правительство, в свою очередь, стремилось не только сохранить, но и усилить зависимость Индии от Англии в военной сфере еще большее значение во внешнеэкономических связях Индии имела экономическая помощь в форме государственных кредитов и субсидий. К осени 1965 году помощь капиталистических стран составила около 35 млрд. рупий. Иностранные кредиты и субсидии использовались в основном для развития различных отраслей энергетики, транспорта, некоторых отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для оплаты крупных поставок продовольствия.

Приток иностранного частного и государственного капитала в Индию объективно способствовал процессу индустриализации страны, в то же время, укрепляя позиции иностранных монополий в стране и усиливая интеграцию Индии с мировым капиталистическим хозяйством. Во внешнеэкономических связях Индии особое место заняли отношения с СССР и другими социалистическими странами. Советское государство в своей политике поддержки национально-освободительного движения народов Востока, руководствуясь принципами дружбы и взаимопомощи, оказало решительную поддержку усилиям Индии добиться экономической самостоятельности. Прогрессивные аспекты экономической политики Индии, выражающиеся, в частности, во введении определенного планового начала, создании мощного государственного сектора, форсировании индустриализации, встретили поддержку народов Советского Союза и всего социалистического содружества. Советский Союз на основе ряда соглашений, заключенных в 1955-1965 годах, санкционировал долгосрочные кредиты на сумму свыше 600 млн. руб. Центральное место в советской помощи Индии, как известно, занимает черная металлургия: сюда была направлена значительная часть всех советских кредитов. Бхилайский завод, построенный с советской помощью и ставший символом советско-индийской дружбы, уже в 1966 году выплавил около 1/3 всей стали, полученной в этом году в Индии. В 1967 году на нем были завершены строительные работы, «вязанные с расширением мощностей, и начата подготовка к дальнейшему их увеличению втрое по сравнению с первоначально запланированными. В том же году начато строительство нового мощного металлургического комбината в Бокаро. Второе место в советской помощи промышленному развитию Индии заняла нефть. СССР помог Индии ликвидировать зависимость от международных империалистических монополий в такой жизненно важной сфере.

Целенаправленность советско-индийского экономического сотрудничества заключалась в том, что, создавая завершенные промышленные комплексы в металлургии и горнодобывающей промышленности, Советский Союз оказал Индии помощь в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ранчи и Дургапуре, которые призваны обеспечить дальнейшее развитие этих отраслей. Важное место в советской экономической помощи Индии занимает электроэнергия: СССР полостью или частично построил в Индии 11 электростанций, которые дают до 20% всей электроэнергии, вырабатываемой в стране. Эти три основных направления советско-индийского экономического сотрудничества дополнялись соглашениями в области приборостроения, фармацевтической и угольной промышленности, рыболовства, сельского хозяйства, подготовки кадров. Всего с советской помощью к концу 60-х годов сооружено или сооружалось свыше 60 объектов. На предприятиях, построенных с помощью Советского Союза, в начале 70-х годов производилось 30% стали, изготовлялось 85% тяжелого оборудования, 60% тяжелого энергооборудования, 25% алюминия, добывалось 80% нефти. Погашение советских займов Индии производится индийскими товарами, что способствовало глубокому и всестороннему воздействию советской экономической помощи на процесс ее индустриализации, в том числе рост экспортных отраслей. Важным показателем крепнущих экономических связей между двумя странами явился быстрый рост торгового оборота. За годы независимости он увеличился более чем в 30 раз. Советский Союз вышел на второе место среди внешнеторговых партнеров Индии.

После раскола Индийского национального конгресса в 1969 году внутри правящей партии заметно ослабли силы, оказывавшие давление на правительство Индии с целью изменить его внешнеполитический нейтралистский курс в сторону преимущественной ориентации на западные страны, и прежде всего США. Это позволило правительству Ганди следовать основным принципам внешней политики, разработанным еще в период руководства страной Джавахарлалом Неру, а также проводить меры, направленные на дальнейшее развитие политического, экономического и культурного сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. В соответствии с курсом на укрепление позиций Индии в «третьем мире» продолжалась, как я в 1967-1969 годах, активность индийской дипломатии, направленная на упрочение двусторонних отношений с афро-азиатскими странами. Задачи индийской внешней политики заключались также в укреплении и расширении отношений с развитыми капиталистическими странами, что прежде всего определялось нуждами экономического и социально-культурного развития страны. Важнейшими внешнеполитическими проблемами Индии по-прежнему оставались отношения с Пакистаном и Китайской Народной Республикой. Затянувшиеся нндопакистанский и индокитайский конфликты продолжали оказывать влияние на развитие отношений Индии с третьими странами, в первую очередь с великими державами.

Напряженность в отношениях с Пакистаном, ярко проявившаяся во время конференции мусульманских стран в Рабате летом 1970 года, усилилась с конца 1970 года в связи с резким обострением внутриполитической обстановки в Пакистане. Подъем национально-освободительного движения в Восточном Пакистане; победа в декабре 1970 года на первых в истории Пакистана всеобщих выборах бенгальской национальной партии «А вами лиг», а также находящихся в оппозиции к военному режиму Яхья-хана в Западном Пакистане; непризнание правящими кругами Пакистана результатов выборов; подавление военной силой бенгальских национальных организаций; разгон органов законодательной власти в Восточном Пакистане, арест 26 марта 1971 года бенгальского национального лидера Шейха Муджибура Рахмана - вся эта цепь событий завершилась широкими военными операциями западно-пакистанской армии, направленными против отрядов сопротивления и поддерживающего их бенгальского населения. Массовые разрушения и убийства, совершенные в течение восьми месяцев правительственными войсками, вызвали приток в Индию бенгальских беженцев, общая численность которых к концу 1971 году достигла 10 млн. человек.

Размещение и обеспечение такой массы людей легло тяжелым бременем на экономику Индии. Моральная поддержка, оказанная в Индии бенгальскому национальному движению, вызвала в Пакистане яростную антииндийскую кампанию, поощрявшуюся пакистанской военной администрацией. Все это крайне осложнило индийско-пакистанские отношения. Положение усугублялось открытым выступлением на стороне правящих кругов Пакистана правительства Китая, а также в общем благожелательным отношением к политике Пакистана со стороны США. В этой обстановке большую роль сыграла твердая и последовательная позиция Советского Союза, решительно выступившего за прекращение кровопролития и мирное политическое урегулирование проблем. Логика развития как внешнеполитического, так и внутриполитического положения Индии предопределила усиление тенденций на сближение с Советским Союзом. Заключение 9 августа 1971 года советско-индийского Договора о мире, дружбе и сотрудничестве не только подняло на новую ступень отношения между двумя странами, но и значительно упрочило международное положение Индии. Несмотря на усилия предотвратить дальнейшее обострение событий на полуострове Индостан, 3 декабря 1971 года начался военный конфликт между Индией и Пакистаном. 14-дневные военные операции, происходившие на широком фронте, закончились капитуляцией пакистанских вооруженных сил и прекращением 17 декабря по инициативе Индии огня. Поражение Пакистана и крушение режима военной администрации, образование Народной Республики Бангладеш, военная победа Индии - все эти события значительно изменили соотношение сил в Южной Азии и оказали влияние на положение внутри самой Индии. Они сыграли роль факторов, способствовавших значительному росту престижа И. Ганди и победе Национального конгресса на выборах 1972 года. Урегулирование вопросов, связанных с последствиями индопакистанского конфликта, занимало важнейшее место в индийской внешней политике в течение 1972 года. В феврале 1972 года Индия заключила с Бангладеш Договор о дружбе и сотрудничестве и оказала ей экономическую помощь. В марте 1972 года индийские войска были выведены из Бангладеш. 3 июля 1972 года после переговоров в Симле между И. Ганди и новым президентом Пакистана 3.А. Бхутто было заключено индопакистанское соглашение, создавшее основу для будущего урегулирования опорных проблем мирным путем. В соответствии с этим соглашением к концу 1972 года был в основном урегулирован ряд вопросов, возникших в связи с вооруженным конфликтом.

Пропакистанская позиция правительства США во время военного конфликта, замораживание американской помощи привели к резкому ухудшению американо-индийских отношений. В то же время усилились тенденции, направленные на развитие отношений с государствами, представляющими прогрессивные силы в мировой политике. Выражением этого стало, в частности, дипломатическое признание Индией ДРВ и ГДР, официальная поддержка со стороны правительства Индии предложений Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам. Индия резко осудила американскую политику во Вьетнаме, позицию сайгонского режима, а также агрессию Израиля против арабских стран. Советско-индийский договор 1971 года способствовал дальнейшему успешному развитию политического, экономического и культурного сотрудничества. В 1972 году были заключены крупные советско-индийские соглашения в области научно-технического сотрудничества. Наметившийся в 1972 году общий поворот к ослаблению международной напряженности оказал влияние и на внешнюю политику Индии. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев следующим образом оценил значение советско-индийской дружбы и место Индии в системе международных отношений: «Выдающееся место в формировании судеб Азии, бесспорно, принадлежит Индии. С этой страной нас связывает Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Мы рассматриваем его как надежную основу долговременных добрых, дружественных отношений. Индия внесла много ценного во всю мировую политику, и роль ее - мы в этом убеждены - будет возрастать. Советско-индийская дружба крепнет из года в год, и нет сомнения, что будущее ознаменуется новыми шагами в этом направлении - к большой пользе для народов наших стран и для дела всеобщего мира».

Важнейшее место во внешней политике Индии и в середине 70-х годов по-прежнему занимали отношения с Республикой Бангладеши и Пакистаном. Наряду с этими республиками Индия стремилась укреплять и развивать свои отношения и с другими соседними азиатскими государствами. Индии не удалось сколько-нибудь существенно улучшить свои отношения с Китаем. Они оставались напряженными со времени индокитайского конфликта в 1962 года. Отношения Индии с США, как и с другими развитыми капиталистическими странами, определяются, прежде всего, ее заинтересованностью в развитии торгово-экономических связей с Западом, получении экономической и финансовой помощи. Важнейшую роль и укрепление политической, экономической, военной независимости Индии от Запада сыграло советско-индийское сотрудничество, развивавшееся на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 году. Знаменательным событием в истории советско-индийских дружественных отношений стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 года в совместной декларации, подписанной в ходе визита Л.И. Брежнева и переговоров на высшем уровне в Дели, Советский Союз и Индия подтвердили свою решимость и впредь прилагать усилия к разрядке напряженности и оздоровлению международного климата. Советско-индийское экономическое сотрудничество стало одним из решающих факторов создания в стране индустриального комплекса на основе развития государственного сектора. Пришедшее к власти в результате всеобщих выборов в марте 1977 года новое правительство партии «Джаната» заявило, что основные направления внешней политики страны остаются неизменными, так как «проводимая Индией политика неприсоединения и установления дружественных отношений со всеми странами» отвечает национальным интересам страны». В системе международных отношений 70-х годов Индия по-прежнему занимала одно из ведущих место в группе неприсоединившихся стран. Индийская дипломатия продолжала проводить «Линию Неру», активно выступая против колониализма и неоколониализма, расизма, апартеида и империализма. Индия находилась на стороне народов Вьетнама, Южной Африки, арабских стран - жертв израильской агрессии.

Таким образом, Индия укрепила свою национальную независимость и теперь стала превращаться в великую державу в соответствии со своими потенциями и позитивной ролью в международной жизни. Этому способствовало взаимополезное советско-индийское сотрудничество, которое является важным фактором мира и прогресса. За три десятилетия независимого развития Республика Индия вышла на уровень великой азиатской державы. За это время Индия и её народ существенно изменились, обретя новую жизненную энергию. Несомненный подъем народных масс - это и важнейшее достижение самостоятельного национального развития страны, и залог её будущего. Опыт Индии свидетельствует о возможности продвижения развивающейся страны по пути национального возрождения в условиях парламентарной демократии, накапливая народные силы для дальнейшего развития.

Заключение

Краткие выводы по результатам работы:

1. Таким образом, новый этап в истории Индии начался с того, что после достижения независимости в 1947 году, она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Вступила на путь преобразования и модернизации внутренней и внешней политики страны.

2. Основной внешнеполитической проблемой для Индии стали её отношения с Пакистаном. Раздел бывшей Британской колонии на Индию и Пакистан по релегиозному признаку в обстановке крайнего обострения религиозной-общинной розни, нерешенность, по мнению Пакистана, вопроса о принадлежности княжества Кашмир, стал причиной крупных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами. В результате, которых был убит один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии М.К. Ганди. До настоящего времени конфликтный потенциал между Индией и Пакистаном по кашмирскому вопросу не исчерпан.

3. В ходе изучения данной темы стало очевидно, что для постколониальной Индии важнейшей задачей в области развития социальной политики явилась необходимость создания условий для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Сейчас в стране действует тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно-политического климата в стране.

4. Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны стала конституция Индии. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности - ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Можно сделать выводы что, введение в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии.

5. Анализируя деятельность ИНК, можно прийти к выводу что, начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. Но после прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии. Влиятельная группировка в Конгрессе во главе с министром внутренних дел Сардаром Валлабхаем Пателем решительно выступила против реализации социалистических идей.

К середине 1950-х годов Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца» а в начале 1960-х годов «демократического социализма». Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. Государственный капитализм - главный рычаг подъема экономики в 1950-1960 годы. Пятилетние планы экономического развития страны были нацелены на ускоренную индустриализацию страны.

6. Анализируя ситуацию можно сделать выводы, что индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве и в стране в целом. Проведение аграрных реформ так же способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Так как основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

7. В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди - дочь Неру. В этот период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные с Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Но проанализировав ситуацию в стране можно прийти к выводу, что эксперименты с реформами не дали нужного результата. И в дальнейшем политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала.

8. На выборах в 1977 году ИНК во главе с И. Ганди впервые потерпели поражение и потеряли власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления.

9. В развитии внутриполитической ситуации в стране немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, часто выливались в кровопролитные конфликты. Этнические, религиозные, лингвистические проблемы - до настоящего времени остаются до конца нерешенными в Индии. Проблема каст - еще одна из тех, которая усугубляет межнациональную рознь Индийского народа. Хотя законы формально провозглашают равенство людей вне зависимости от кастовой принадлежности, а за представителями низших каст даже забронированы определенные квоты в вузах, государственных учреждениях и тому подобное, касты в настоящее время играют в Индии практически ту же роль, что и в прошлом.

10. Изучая внешнеполитическую позицию страны, можно сделать выводы, что у Индии создавались сложности во взаимоотношениях со странами Запада. Так, как Индия выступила против политики колониализма и расизма. Отношения Индии со странами социализма успешно развивались во всех областях, но страна всегда ощущала на себе давление со стороны США. Сложными сложились отношения Индии с Китаем. В ходе пограничного конфликта между Китаем и Индией, произошло сближение КНР с Пакистаном. Китай является основным геополитическим соперником Индии в Азии.

Южно-азиатский субконтинент является местом, где сталкиваются интересы ведущих стран мира. Место Индии в системе международных отношений изменилось после того, как в 1974 году она впервые произвела ядерные испытания, а в 1998 создала свою ядерную бомбу и перешагнула ядерный порог. Современная Индия оказалась в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.

Оценка полноты решений поставленных задач. Поставленная цель работы достигнута, и задачи исследования полностью решены.

Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы. Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении истории Индии в новейшее время, при чтении лекционных курсов, проведении семинаров по истории международных отношений, политологии, теории и истории государства и права.

Список использованной литературы

4. Антонова К.А. История Индии. - М.: 1977. - 278 с.

5. Гарсмен О.М., Юревич Л.И. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. - М.: 1989. - 326 с.

6. Нарбаев Б.К. Современное состояние кашмирского вопроса в пакистано-индийском конфликте // Аналитик, №5, 2007. - С. 35-37.

7. Дант П. Индия сегодня. - М.: 1978. - 377 с.

8. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни. // Новая и новейшая история. №4, 1960. - 425 с.

9. Синхап Л. Революционные движения в Индии. // Народы Азии и Африки, №2, 1972. - С. 6 - 8.

10. Дьякова А.М. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. - М.: 1948. - 205 с.

11. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, №6, 1967. - С. 13-14.

12. Юрлов Ф.Н. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии // Эксперт, №1, 2010. - С. 27-30.

13. Девяткина Т.Ф., Индийский национальный конгресс. - М.: 1970. -

14. 266 с.

15. Кальвокаресси П. Мировая политика 1945-2000. Т. 2. - М.: 2003. - 488 с.

16. История стран Азии и Африки в Новое время. Ч. 1. - М.: 2001. - 328 с.

17. Новейшая история Индии. - М.: НАУКА, 1959. - 483 с.

18. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики. - М.: 1977. - 165 с.

19. Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А. История Индии. - М.: 1979. - 608 с.

20. Губарев В.К. Всемирная История. - М.: НАУКА, 2007. - 309 с.

21. Дадебаев А.Д. Центральная Азия во внешней политики Индии. // Вестник, №5-6, 2008. - С. 15-18.

22. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. - М.: НАУКА, 1972. - 287 с.

23. Новая история стран Азии и Африки. Т. 2. Учебник для вузов. Под ред. А.М. Родригеса. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 400 с.

24. Володин М. Индия: становление институтов буржуазной демократии. - М.: 1959. - 273 с.

25. Райков А. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1950 г. - М.: 1979. - 276 с.

26. Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. - М.: МЫСЛЬ, 1979. 486 с.

27. Стародубинский Б.А. Индия в мире \\ Континент, №2, 2009. - 21-23 с.

28. Орестов О.Л. Ворота Индии. - М.: 1989. - 381 с.

29. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. - М.: 1990. - 328 с.

30. Богатуров А.Д Системная история международных отношений в 1945-2003 годов. Т.2. - 2006. - 720 с.

31. Пробуждение Азии 1905 г. и революции на Востоке: Сборник статей. // Под ред. М.С. Годеса. 1935. - С. 16-19.

32. Степанянц М.Т. Философия ненасилия. // Коммунист, №13, 1990. - 24-25 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.