РУБРИКИ

Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века

инастия Хань не оставила без внимания предательство Чжао То: создание на южных рубежах Поднебесной молодого государства Намвьет-Аулак было воспринято Ханями как проявление непокорства, посему, в 112 г. до н.э. в Намвьет был направлен карательный отряд, в 111 г. до н.э. китайцы захватили столицу Намвьета - Паньюй, а некоторое время спустя был захвачен весь Южный Вьет.

Государство Намвьет было ликвидировано, а земли Аулака вошли в состав намвьетского округа Зяоти, которым управлял чиновник в ранге ци-ши (инспектор-цензор, правитель крупной административной единицы). На захваченных землях, как признавали ханьские летописцы, китайские управители чинили произвол: они занимались грабежом и жестоко расправлялись с местным населением18. Однако вьеты не покорились захватчикам. Стремясь во что бы то ни стало восстановить независимость, они неоднократно поднимались на борьбу против господства китайских феодалов. Династия Хань вынуждена была регулярно посылать в Зяоти десятки тысяч солдат, дабы ликвидировать очаги недовольства. Придворный одной из династий Срединного государства - Ци - так писал о жителях Зяоти: «Зяоти прекрасная страна с населением многочисленным, опасным и вероломным. Люди этой страны легко поднимаются на бунт и трудно управляемы»19.

Подтверждением тому стали многочисленные антикитайские мятежи. Однако стоит заметить, что вплоть до 40 г. они имели локальный, разрозненный характер. С 40 г. все изменилось: локальные восстания слились в мощное, массовое освободительное движение, которое заложило первый камень в фундамент традиции Сопротивления. В 40 г. вспыхнуло первое крупное восстание против китайской агрессии. Это был мятеж под руководством легендарных сестер Чынг - Чак и Ни, ведущих свою родословную от древних королей Хунгов. В марте 40 г. они подняли восстание в Мелине (район низовья р. Хат). Впоследствии сюда стали стекаться тысячи и тысячи людей, желающих освободить страну. Антикитайское восстание, приобретшее массовый характер, быстро охватило всю страну, причем, как и несколько веков назад, затронуло оно не только жителей равнин, но и представителей горных народов. Из Мелиня повстанцы двинулись в равнинные части страны, и вскоре атаковали резиденцию ханьских властей - крепость Луилау.

Чынг Чак, Чынг Ни - руководительницы восстания против господства династии Хань (I в. до н. э). Сестры Чынг были воспитаны в военно-патриотическом духе, посему, когда вьетские земли оказались под гнетом ханьской династии, они вместе со своей матерью Ма Тхиен в уезде Мелинь взялись за организацию повстанческих сил, стараясь привлечь в свои ряды племенных вождей и воинов из окрестных районов. Принимая присягу перед войском, Чынг Чак определила 4 главные цели восстания: первое - отомстить врагу за поруганную родину, второе - отвоевать все, что принадлежало Хунгам, третье - отомстить за смерть выдающегося патриота - супруга Чынг Чак, и, наконец, четвертое - до конца выполнить свой долг20. Восстание сестер Чынг открыло новую страницу вьетнамской истории, а день смерти Чак и Ни - 6-ое число 2 месяца по лунному календарю - отмечается во Вьетнаме как день памяти эти национальных героинь.

Под напором восставших масс иноземное иго было сброшено. Перепуганные ханьские чиновники бежали в Китай, бросив все имущество и документацию, а наместник Ханей Су Дин, оставив свою резиденцию со всеми атрибутами власти, остриг волосы и скрылся в Наньхае21. Таким образом, вьеты восстановили свою независимость, а руководитель восстания Чынг Чак была провозглашена правительницей страны Юга, прибавив к своему имени титул «выонг», т.е. «государыня». Первым шагом Чынг-выонг стала отправка собственных соратников на защиту наиболее важных районов: так, на север, в Хэфу отправилась Тхань Тхиен, охранять юг было поручено До Зыонгу. Тхань Тхиен и До Зыонг были вхожи в круг близких к сестрам Чынг людей, все они под знаменем Чынг внесли огромный вклад в изгнание ханьских наместников.

Итак, страна обрела независимость, однако соотношение сил по-прежнему было далеко не равным. Узнав о восстании, ханьский император Гуан У не замедлил снарядить карательный поход на юг. В апреле 42 г. в направлении Южного Вьета двинулась 20-тысячная китайская армия во главе с одним из старейших ханьских военачальников - Ма Юанем22. Этот полководец считался мастером подавления антикитайских мятежей - славу эту он стяжал, окропив руки кровью южнокитайских племен. Та же участь была уготована и вьетам, и, в первую очередь, сестрам Чынг.

Оказавшись на территории противника, войска Ма Юаня сначала сосредоточились в Хэфу, а после - двинулись в Лангбак. Легенда гласит, что уже при подходе китайской армии к Хэфу, ее атаковали вьеты. Это и вынудило Ма Юаня изменить направление и «засесть» в Лангбаке. Казалось бы, нанеси вьеты еще один удар - и китайцам не выдержать. Однако в этом и заключалась трагедия восстания сестер Чынг - враг оказался хитрее и предусмотрительнее. Войско Чынг Чак отправилось к Лангбак с целью добить китайцев, но противник, было отступивший, неожиданно навязал вьетам серьезную борьбу, в которой Чынг, изначально уступавшая в силе, потерпела поражение и была вынуждена отступить в Камкхе (совр. провинция Виньфу) 23. Буквально по пятам их преследовали отряды Ма Юаня.

В конце концов, после целого года героического сопротивления повстанческая армия была рассеяна, а сестры Чынг в мае 43 г. покончили с собой, бросившись в р. Хатзянг. Их славное дело продолжили последователи - До Зыонг, Тхань Тхиен, Ле Тян и др. Повстанцы перекрывали горные и лесные дороги, топили вражеские джонки. Но их сил оказалось недостаточно. Позднее все они, по примеру сестер Чынг, покончили с собой. Этот поступок не стал предательством, как можно было бы подумать. Он лишь продемонстрировал, какими выдающимися патриотами были эти люди, как дорога им была свобода родной земли, и как тяжело они переживали ее утрату. К тому же, патриоты не бросили народ на произвол судьбы, не оставили их в одиночку сражаться с ненавистными захватчиками - сестры Чынг и их последователи были живы в сердцах простых людей, их пример впоследствии не раз вдохновлял вьетов на оказание яростного отпора чужеземцам, посягавшим на их свободу и независимость. Восстание сестер Чынг открыло лишь первую страницу в истории вьетнамского сопротивления Китаю.

В ноябре 43 г. Ма Юань, нельзя не отдать ему должное, добился главного, чего от него требовал имперский двор Поднебесной: расправившись с армией Чынг-выонг, он в короткие сроки подавил оставшиеся очаги сопротивления. Пройдя через Таккхау в Кыутян, он покорил борющиеся горные народности, уничтожив, при этом тысячи и тысячи восставших горцев, а их предводителей сослав в Линлин (пров. Хунань) 24. Страна вьетов вновь утратила свою независимость.

Таким образом, свобода оказалась недолгой. Однако, хотя попытка, стоившая обеим сестрам жизни, успехом не увенчалась, она стала первым и очень важным опытом вьетнамского Сопротивления. Она продемонстрировала, что с захватчиками можно и нужно бороться. Восстание сестер Чынг посеяло добрые семена: оно укрепило волю вьетов к борьбе и бесстрашному сопротивлению врагу, даже если он силен и могуч. Семена, зароненные первым крупным антикитайским восстанием, дали хорошие всходы: героические традиции Чынг-выонгов были развиты и продолжены в годы дальнейшей борьбы с чужеземными завоевателями. Этот фактор стал определяющим в процессе мужания вьетнамского народа, в формировании его восприятия мира, его ценностей. Первые поражения в борьбе с Китаем лишь закалили вьетнамский народ, а последующие столетия борьбы сделали национально-освободительное движение смыслом жизни многих тысяч людей.

Итак, после 3 лет неустанной борьбы вьеты были порабощены китайскими феодалами. В конце II - начале III в. закончилось правление династии Хань. В Поднебесной установилось Троецарствие, плавно перетекшее в феодальную войну домов Вэй, У и Шу25. Китайские феодальные дома боролись друг с другом не только за право занимать имперский трон в самой Поднебесной, но и за право управлять «варварскими» народами. Посему, кровавые распри вершились и на землях других государств, в том числе и в Зяоти. По мере нагнетания обстановки в самой империи, власть в округе переходила из рук в руки. Неудивительно, что этот период был отмечен многочисленными антикитайскими восстаниями. Так, в 157 г. во время восстания Тю Дата были перебиты наместники всех четырех уездов, на которые была разделена страна, и сам правитель округа. Лыонг Лонгу и вовсе удалось на целых 4 года захватить власть (178-181) 26. Но каждый раз Китай, как ни лихорадили его многочисленные внутренние усобицы, «успокаивал» жителей Зяоти силой своего оружия. Высшей точки освободительное движение вьетов достигло в 248 г., когда вспыхнул бунт под руководством мужественной Ба Чьеу (Досточтимой Чьеу). Вьетнамской «Жанне Д'Арк» было всего 19 лет, когда она вместе со своим братом стала поднимать народ на восстание. Армия Чьеу выиграла несколько сражений, повстанцам даже удалось убить китайского наместника Зяоти. Тем не менее, восстание было жестоко подавлено. Но не был подавлен дух вьетнамского народа.

В 502 г. королевский трон в Китае перешел к Сяо Янь - представителю династии Лян, свергшей династию Ци. Короли новой династии не обошли вниманием и Зяоти, разделив его на более мелкие административные единицы и направив туда нового наместника - Сяо Цзы, одного из представителей императорской семьи, человека, отличавшегося алчностью и жестокостью. Новый наместник с большим презрением относился к вьетам, не различая представителей аристократической верхушки и простолюдинов. Такое отношение не могло не привести к обострению противоречий между куанами и китайскими властями. Конфликтной ситуацией в государственной элите сполна воспользовались патриоты: весной 542 г. вспыхнуло крупное восстание, которое возглавил бывший чиновник Ли Бон (Ли Би). За неполные 3 месяца Ли Бон и его соратники нанесли ряд мощнейших ударов по китайским властям, благодаря чему им удалось изгнать китайцев из страны. Сяо Цзы бежал в Китай в самом начале восстания27.

К апрелю 542 года повстанцы установили контроль над всей страной - весь Северный Вьетнам до перевала Нганг на юге был в их руках. Разъяренные короли Лян в начале 543 г. организовали контрнаступление с целью вернуть утраченные территории. Однако командование, которому было поручено проведение карательной экспедиции, впечатленное размахом восстания, так и не осмелилось бросить свои войска против вьетнамских. Почти три четверти китайских войск были уничтожены, большинство военачальников - убиты. Тех же из них, кто уцелел, постигла не менее печальная участь: в соответствии с указом китайского императора они были казнены28.

После этой победы Ли Бон основал государство Вансуан (вьетн. - «вечная молодость»29) и провозгласил себя его императором. Однако спокойной жизни для этого вьетнамского государства не получилось. На протяжении 58-ми лет своего существования Вансуан вел неустанные бои с Китаем. В 603 г. династия Суй предприняла поход на Вансуан, закончившийся единственным результатом - стала ясна сила сопротивления южных соседей30. Но суйская армия во главе с Ян Гуаном, покорившая до этого сяньбийское царство Тогон, не собиралась уступать. Ян Гуан предпринял еще один поход на страну Юга и захватил столицу Вансуана - Лонгбьен (совр. провинция Хабак). Армия короля Ли Фата была разбита у горы Долонг. Остальные вьетнамские военачальники продолжили сопротивляться, однако были перебиты, один за другим31. Страна вновь оказалась под китайским гнетом. Представители династии Суй еще больше ужесточили политику ассимиляции вьетнамского народа, но он упорно продолжал борьбу с целью добиться независимости страны.

Период правления династии Суй был отмечен практически полным разрывом Китая и администрацией Зяоти. Суйские правители не отрицали, что в отношении южного соседа практикуют принцип «ослабленного поводка», т.е. их наместнику Цю Хэ была предоставлена практически полная свобода действий, чем он не преминул воспользоваться: жестоко эксплуатируя вьетов, он набивал карманы золотом. Цю Хэ даже не знал о смерти последнего суйского императора - настолько оторван от центра был южный придаток Китая, в который превратился Вьетнам. Посему, неудивительно, что сменившая королей Суй династия Тан решила восполнить этот пробел: Вьетнам снова был посажен на «короткий поводок».

В 679 г. династия Тан установила на вьетских землях протекторат Аньнань (Аннам). Три века господства этой династии, ставшие самым жестокими в истории отношений стран Севера и Юга, сопровождались регулярными, крупными восстаниями: в 722 г. вспыхнул бунт под руководством Май Тхук Лоана, а в 791 г. - восстание под руководством Фунг Хынга. Эти попытки отвоевать независимость, хотя и заканчивались неудачей, демонстрировали, насколько сильным было желание вьетов изгнать ненавистных захватчиков и вернуть своей стране независимость. Становилось все очевиднее - вьеты не могут проигрывать вечно. Однажды они должны были добиться своего. И они своего добились.

Произошло это в 905 г., когда в результате восстания под руководством Кхук Тхыа Зу, вьеты изгнали китайцев со своих земель. Большим подспорьем в их борьбе с агрессорами стал упадок династии Тан в Китае. Тем не менее, Поднебесная, хотя и была ослаблена междоусобицами, начавшимися с падением Танов, снарядила поход на юг во главе с Хуан Цао. Однако новая попытка завоевания завершилась разгромом китайского войска на р. Батьданг блестящим вьетнамским военачальником Нго Куйеном.

Нго Куйен - знаменитый вьетнамский полководец и патриот. Родился в Дыонгламе, в семье правителя местного округа Нго Мана. Нго Куйен прославил себя в веках не только своими победами, но и незаурядными личностными качествами: выдающимся умом, волей и физической силой. Именно по этой причине тактические ходы Нго Куйена всегда отличались нестандартностью и остроумием. Кроме того, вьетнамский полководец никогда не ждал нападения, а напротив, сам разворачивал боевые действия. Благодаря его своевременным действиям, в преддверии китайской агрессии обстановка в стране была стабилизирована, а солдаты - полностью готовы к войне. Нго Куйен обратился к ним с речью, в которой обличал Хуан Цао. «Хуан Цао - всего лишь несмышленыш, - говорил Нго, - он привел армию издалека, войска его устали»32. Таким образом, ободренные воины смогли мобилизовать все свои силы и нанести врагу поражение.

В военном отношении это была очень остроумная, идеально спланированная и выполненная операция. Нго Куйену удалось заманить противника в бухту, на дно которой заблаговременно во время отлива были вбиты сваи с острыми наконечниками, после чего отдал приказ всей мощью обрушиться на неприятеля. Этот хитроумных ход застал китайцев врасплох: их корабли вошли в бухту с приливом, а когда вода начала спадать, - сели на сваи и стремительно пошли ко дну. В той битве Поднебесная потеряла свыше половины флота, Хуан Цао погиб в бою. Его отец, шедший во Вьетнам с подкреплением, на полпути узнал о смерти сына: он встретил остатки обращенной в бегство китайской армии и счел за благо повернуть назад. Агрессивные замыслы китайцев были сорваны.

Стоит заметить, что победа при Батьданге стала первой крупной победой вьетов в условиях морского боя. Прежде вьеты применяли исключительно тактику партизанских налетов. Батьданг стал примером тонкого маневра в истории вьетнамо-китайских войн и свидетельствовал о возросшем военном мастерстве вьетов. Тактика Нго Куйена впоследствии не раз применялась в бою другими героями вьетнамского сопротивления. Одержав в 939 г. эту важную победу, генерал Нго Куйен объявил себя правителем независимого вьетнамского государства со столицей в Колоа, положив тем самым начало первой великой вьетнамской династии - Нго, правящей независимым Вьетнамом на протяжении следующих 944 лет. Эта победа открыла новую страницу в истории вьетнамо-китайских отношений, которые спустя несколько десятилетий начали принимать характер межгосударственных.

Дайковьет - пер. с вьетн. Великий Древний Вьет, - форма вьетнамского государства (968-1054). После смерти Нго Куйена в стране Юга разразились феодальные междоусобицы, в результате которых страна распалась на 12 уделов. Во главе каждого из этих уделов стоял крупный феодал - сыкуан (именно поэтому период междоусобиц получил название «эпохи 12 сыкуанов»). В 968 г. один из сыкуанов - Динь Бо Линь - положил конец противостоянию феодалов, объединив уделы в единое государство Дайковьет со столицей в Хоале.

Однако это вовсе не означало, что имперский Китай оставил попытки покорить южного соседа. Китайские династии придерживались традиционной внешнеполитической доктрины: «император Китая имеет полное право контролировать внутренние дела Дайковьета, а также право карать соседа в случае, если эти дела Китай не устраивали»33. Именно поэтому пришедшая к власти династия Сун, призванная якобы «исправить ошибки Тан в отношении вьетнамских земель», взяла на себя труд «вразумить» непокорных южан.

Но Суны, как ни стремились они ликвидировать «просчеты Тан» и вернуть земли, «принадлежавшие династиям Хань и Ли», повторили судьбу своих предшественников. Предприняв поход на южные земли, Суны столкнулись с ожесточенным сопротивлением вьетов. Династия ранних Ле, в условиях складывания в Дайковьете централизованного государства, смогла отбить первую попытку Сунов захватить страну. Весной 981 г. на р. Батьданг произошло ключевое сражение, в ходе которого вьетнамский полководец Ле Хоан отбил атаку сунской армии. Китайские войска вынуждены были отступить34.

Готовясь к повторному походу на Дайковьет, сунский двор собрал под свои знамена 100 тыс. пехоты, 10 тыс. конницы, 200 тыс. носильщиков. Были сформированы морские части, в задачу которых входила поддержка действий сухопутной армии. Вести китайских солдат в атаку были призваны лучшие военачальники Го Куй и Чжао Гао. За несколько месяцев до похода, в январе 1076 г., сунский император издал указ, в котором ультимативно заявил об «объявлении Вьетнама своим краем»35. Решив применить метод убеждения, император обратился с воззванием к вьетам: «Мы обращаемся к тебе, народ! Вы будете раздавлены, тяжело пострадаете, если не уговорите своего правителя присоединиться к Китаю. Если… он сам покорится и захочет служить нам, мы удвоим постоянную норму рангов и пожалований, старое зло и преступление будут смыты… Мы не пускаем слов на ветер. Надеемся, что этот наш край будет землей обетованной»36. Таким образом, сунский Китай едва ли не впервые попытался решить «проблему Вьетнама» мирным путем. Но Древний Вьет такое предложение вряд ли устроило бы.

В стране Юга же к тому времени власть прочно обосновалась в руках королей Ли, усилиями которых к 1069 г. страна была успешно централизована. При поздних Ли государство было переименовано в Дайвьет (Великий Вьет). Династия Ли заботилась об укреплении государства, способствовала распространению в Дайвьете буддизма в качестве основной государственной идеологии. Результаты их трудов не заставили себя ждать: окрепший Дайвьет сначала с успехом отразил вторую попытку агрессии со стороны сунской династии, а затем в предупреждение готовящегося китайского похода совершает поход на Север. Блестящие победы Ли-тхыонг Кьета (1075-1077 гг.) обеспечили возвращение Дайвьету некогда утраченных земель, богатых золотом и серебром - совр. провинции Каобанг и Лангшон. Отстоявшая право на независимость страна на время вздохнула спокойно.

Первые годы XIII столетия в Восточной Азии были отмечены кровавыми событиями - жестокие кочевники во главе с Чингисханом начали свои завоевания. В начале столетия был покорен Китай - самое могущественное на тот момент государство Азии. В 1253 г. потомок Чингиса - Хубилай-хан завоевал граничившее с Дайвьетом царство Наньчжао. Замыслив напасть на Сунов с юга, монголы потребовали от короля Чан Тхань Тонга предоставить им проход через территорию Дайвьета, но Чан это требование отверг, чем вызвал гнев кочевников. Полчища лютых завоевателей хлынули в страну, вторглись в Тханглонг и учинили в столице кровавую резню. Однако закрепиться монголам на вьетских землях не удалось. Немного выждав, дайвьетская армия нанесла контрудар и выдворила чужеземцев из страны. Причиной поражения кочевников стали, в первую очередь, климатические условия: привыкшие к жизни в степи, в материковом климате, они с трудом переносили условия тропического климата, негативно сказывавшемся на их здоровье. Выбитый из Тханглонга, враг на всем пути отступления подвергался нападениям со стороны вьетнамских партизан. Таким образом, первое нашествие монголов закончилось поражением. На время кочевникам пришлось оставить мысли о владении вьетскими землями.

К 1271 г. монголы завоевали весь Китай, а Хубилай взошел на престол, основав династию Юань. Добившись желаемого, Хубилай вспомнил и об оставшемся непокоренным государстве Юга, и о соседе Дайвьета - Тьямпе, поход против которой в 1282 г. также успехом не увенчался. Юани планировали превратить Тьямпу в плацдарм для развертывания экспансии в странах Южных морей. Но, поскольку Тьямпа была отделена от Китая территорией Дайвьета, завоевание ее без завоевания Древнего Вьета было невозможным. По мере нарастания угрозы на севере, пришедшая в 1225 г. к власти династия Чан, осознававшая неизбежность повторного монгольского вторжения, готовилась к войне.

Все вооруженные силы Вьетнама были сосредоточены под командованием еще одного выдающегося вьетнамского полководца - Чан Хынг Дао. Армия Чан Хынг Дао умело вела бой: не давая генерального сражения, она громила силы монголов и китайцев. В боях погибло множество китайских и монгольских военачальников, в том числе и предводитель монгольского похода - сын знаменитого хана Хубилая - Сагату. После этого монголы предприняли еще 2 попытки покорить неуступчивый Вьетнам, но ни один их поход не увенчался успехом. Более того, когда в 1288 г. на р. Батьданг состоялось решающее сражение, монголы потерпели сокрушительное поражение от Чан Хынг Дао, потеряв при этом 500 (!) кораблей. Год спустя был подписан мирный договор, а имя Чан Хынг Дао вошло в когорту славных имен борцов за свободу и независимость вьетнамского народа. Так, непобедимые монголы, истоптавшие земли половины мира, покинули страну Юга несолоно хлебавши. День победы над монголами ежегодно отмечается во Вьетнаме, как национальный праздник.

В истории вьетнамского сопротивления фигура великого Чан Хынг Дао всегда вызывала особый интерес. Этот человек не просто сумел отвести угрозу от вьетнамских границ, не просто в очередной раз восславил силу вьетнамского народа - он оставил своим потомкам важные наставления, касающиеся военного дела и просто человеческих отношений. Когда в 1300 г. король Чан Ань Тонг посетил его, дабы задать один-единственный вопрос: «что делать, если на страну вновь нападут с севера», великий полководец заметил: «Враг воюет числом, наше же искусство состоит в том, чтобы малым одолеть великое». «Когда захватчик наступает, как пожар и ураган, победить его нетрудно», - наставлял правителя Чан Хынг Дао, - «А вот если он терпелив, как шелковичный червь, обгрызающий листья тутового дерева, если он действует не спеша…, не стремится к быстрой победе, нужно найти хороших полководцев, обдумывать каждый шаг, как при игре в шахматы». Чан призывал соотечественников к выдержке, говорил о необходимости воспитания умения объединить свои усилия в случае внешней угрозы. Армия, по его мнению, должна быть единой и дружной: важно, чтобы солдаты и офицеры относились друг к другу как отцы и дети, государю же вменялось беречь силы народа, чтобы «иметь крепкие корни, которые прочно удерживают дерево». Чан Хынг Дао скончался вскоре после этой встречи, однако наследие его осталось жить в веках. Вьетнамский народ, который и по сей день бережно хранит память об этом выдающемся военачальнике, в самые трудные моменты своей истории, перед лицом неоднократной внешней угрозы, объединял свои усилия и оказывал захватчикам ожесточенное сопротивление. Вьетнамцы свято чтят имена всех полководцев, благодаря которым их «корни» прочны настолько, что этот народ не смогла сломить никакая агрессия. Каноны ведения войны, изложенные Чан Хынг Дао и применяемые им на поле боя, вьетнамцы не раз использовали в бою. Эти умения, которые вьетнамский народ пронес через поколения, впоследствии пригодились ему в период войны с американскими агрессорами. Вьетнамские партизаны умело применяли тактику Чан Хынг Дао, навязывая американцам частые стычки, без генерального сражения, в котором американское оружие могло бы проявить себя во всей своей «красе». Однако вьетнамцы, объединившись, смогли малым победить великое, как и завещал Чан Хынг Дао. Однако до великой победы вьетнамского народа над американцами было еще далеко, а уже в начале XV в. вьетам вновь представилась возможность проявить себя в бою - над вьетскими землями вновь нависла китайская угроза.

Династия Мин, пришедшая к власти в Китае в 1368 г., вслед за своими предшественниками объявила Дайвьет своим вассалом на вечные времена40. Таким образом, Дайвьет стал рассматриваться Минами как часть территории Китая. А в 1370 г. минский император Тай Цзу издал свой знаменитый указ о включении всех гор и рек Дайвьета вошли в число священных рек и гор Срединного государства. Стремясь реализовать свой замысел на практике, Мины двинули в южном направлении экспедиционный корпус численностью более 200 тыс. человек. Обстановка была благоприятна, как никогда: у власти в государстве Юга в то время находилась не пользовавшаяся популярностью династия Хо, узурпировавшая власть законной династии Чан. Реставрация Чанов и стала предлогом для вторжения в Дайвьет.

Ввиду слабости правящей династии, минским войскам понадобилось всего полгода для завоевания южного соседа. Однако на этот раз китайская династия завоевала Дайвьет с целью присоединения последнего в качестве административной единицы. Мины превратили Древний Вьет в округ Цзяоджи.

В 1418 г. в день национального праздника Тет (ставшего, как впоследствии выяснилось, традиционным днем развертывания вьетнамского Сопротивления) повстанческая армия, сформировавшаяся в Ламшоне и возглавляемая богатым землевладельцем Ле Лоем, подняла знамя освобождения. И хотя вражеские силы заметно превосходили силы повстанцев, армия Ле Лоя, поддерживаемая народом, вступила в неравный бой с противником. В ходе упорных боев и партизанских действий в стане противника, она нанесла китайцам ряд чувствительных уколов, а после этапа сражений в горных джунглях Тханьхоа, стало очевидно, что сходу подавить мятеж минская армия не в состоянии.

Период с 1423 по октябрь 1424 г. ушел на перемирие и стал передышкой для обеих сторон. Ею очень удачно воспользовался другой лидер вьетнамской армии - Нгуен Чай. В то время как китайцы, использовавшие паузу в целях разорения вьетнамских земель, Чай дал солдатам возможность передохнуть. После чего предъявил китайцам ультиматум, в котором предложил минским войскам сдаться и покинуть земли Вьетнама. Китайцы ультиматум не приняли, позволив войне затянуться еще на несколько лет.

Отказ от ультиматума был во многом продиктован тем обстоятельством, что войска противника ожидали подкрепления из Китая. Наконец, в ноябре 1426 г. оно прибыло. Однако вливание свежей крови в виде 50-тысячной армии под руководством Ван Туна не сказалось на результатах - китайские войска по-прежнему терпели поражение за поражением. Еще до прихода подкрепления, в 1425 г. ламшонская армия освободила Нгеан, где была создана опорная база, и Тханьхоа. В конце 1426 г. в результате разгрома при Тотдонге повстанцы вынудили Ван Туна занять оборону в столице, после чего китайский полководец запросил перемирия.

Осенью 1427 г. китайские войска вновь получили подкрепление: на этот раз Поднебесная направила в страну Юга 2 армии общей численностью в 150 тыс. человек. Стремясь окружить повстанческие отряды, обе армии двинулись из разных пунктов: 100-тысячная армия под руководством генерала Лю Шена из Гуанси, 50-тысячная армия под руководством генерала Му Цина - из Юньнани. Однако и эта мера оказалась недейственной: повстанцы, предварительно заманившие неприятеля в ущелье Тьиланг, нанесли решающий удар по китайским войскам. Это был полный и безоговорочный разгром, после которого минские войска так и не смогли оправиться. Окруженные в районе Тханглонга, остатки китайской армии во главе с Ван Туном были вынуждены обратиться к королю Ле Лою с просьбой о капитуляции и об обеспечении условий для вывода оставшихся войск в Китай. Ле Лой и Нгуен Чай предоставили им такую возможность: они не только позволили врагу беспрепятственно вернуться в Поднебесную, но и обеспечили их продовольствием и средствами передвижения. Так была поставлена точка в многовековом противостоянии земель Севера и Юга - временном промежутке, в который уложилось 7 антикитайских войн Сопротивления (сопротивление сестер Чынг против Ханей, Ба Чьеу против Ци, Ли Бона против Лянов, Кхук Тхыа Зу и Нго Куйена против Танов, Ли-тхыонг Кьета против Сунов, Чан Хынг Дао против Юаней, Ле Лоя против Минов). Войн, в ходе которых были продемонстрированы лучшие черты вьетнамской нации - патриотизм, героизм, а также глубочайшее самосознание. Венцом победы стало подведшее итог многовековой эпохе «противления Китаю» величественное провозглашение в 1428 г. воззвания по случаю изгнания китайцев - «Оповестительного слова о замирении Нго».

§ 3.«Оповестительное слово о замирении Нго» - обретение национальной независимости

«Оповестительное слово…» - один из важнейших документов во вьетнамской истории - было составлено и провозглашено героем освободительной войны против минских оккупантов Нгуен Чаем.

Нгуен Чай (1380-1442) - выдающийся вьетнамский полководец, дипломат, руководитель антикитайского восстания, патриот. Целиком отдаваясь борьбе на поле боя, в перерыве между сражениями он писал стихи. Помимо свободы, дарованной вьетнамскому народу, он оставил и богатое литературное наследие. Его перу принадлежит несколько стихотворений, неувядаемую славу Нгуен Чаю принес его знаменитый ультиматум минским войскам, где он с присущим ему патриотизмом и, в то же время, дипломатично, перечислил 6 условий поражения китайцев. «Оповестительное слово» стало главным его достижением на литературном поприще.

«Оповестительное слово о замирении Нго», провозглашенное в 1428 г. можно с уверенностью назвать Декларацией независимости вьетнамского государства. И действительно, первые строки «Оповестительного слова» очень похожи на преамбулу Декларации независимости Демократической республики Вьетнам:

[«Оповестительное слово…»: «Всеми признано: Высшая праведность - обеспечить мир и дать счастье народу!» Декларация независимости Демократической республики Вьетнам (провозглашена Хо Ши Мином 2 сентября 1945 г): «Все народы на земле равны: каждый народ имеет право на жизнь, счастье и свободу!]

За «преамбулой» следует упоминание о главной теме «Слова» - изгнании китайцев. Как уже упоминалось, в своих внешнеполитических начинаниях Поднебесная руководствовалась положениями конфуцианского учения, следовательно, причисляла вьетов к варварам, представителям низшей цивилизации. Более того, один из китайских императоров в свое время даже включил вьетнамские горы и реки в состав Поднебесной империи, что не могло не оскорбить народ Вьетнама. Именно по этой причине, Нгуен Чай в «Оповестительном слове о замирении китайцев» сделал особый акцент на том обстоятельстве, что вьеты в непрерывных боях отстояли свое право на культуру, защитили ее от чужеземных посягательств:

«Наша страна, Великий Вьетнам

Страна великой древней и высокой культуры.

В южном царстве свои горы и реки,

Из века в век Чиеу, Дини, Ли, Чаны ковали мощь родной державы,

Чтобы стояла она непоколебимо в соседстве с империей Ханов, Танов, Сунов, Юаней».

«Слово о замирении Нго» - выдающийся памятник вьетнамской патриотической литературы. Каждая его строка дышит любовью к Родине и безграничным самопожертвованием, которое вьетнамский народ положил на алтарь победы. С глубоким презрением Нгуен Чай говорит о многочисленных врагах, посягавших когда-либо на независимость вьетов: «Мы развеяли честолюбивые мечты Лю Куна, отбили воинственные притязания Чжао Ци; Сагату был пленен нами в Хамты, Омар - обезглавлен на реке Батьданг. Чэн Жи и Шан Шу трепетали от страха». Это, однако, не означало, что бесчестно вели себя исключительно китайцы - среди вьетов также нашлось много людей, которые, погнавшись за легкой славой, пошли на сотрудничество с ненавистными захватчиками («Мы выставили голову Чан Хиепа, служки захватчиков, на осмеяние народа»). Чай клеймит позором тех, кто покрыл себя бесчестьем в веках, героев же прославляет. Подводя итоги многолетнего вьетнамо-китайского противостояния, Нгуен Чай приходит к следующему выводу:

«Наша земля знала расцвет и упадок,

Но в ней никогда не переводились герои»

Завершается «Оповестительное слово о замирении Нго» строками, провозглашающими полную свободу Вьетнама от имперского Китая, которой он добился через 20 столетий, минувших с первого завоевания страны:

«Как светлый день наступает после черной ночи,

Навеки смыв позор порабощенья,

Для поколений мы открыли эру благоденствия.

В броню одевшись, мы сотворили подвиг, что будет славен в веках,

В четырех морях воцарился мир и повеяло обновлением.

Пусть же все узнают об этом!»44

Величие, с которым написано «Оповестительное слово о замирении Нго», не случайно. В самом деле: тот факт, что небольшая страна, порабощенная крупной, процветающей державой, смогла полностью восстановить независимость, был беспрецедентным событием в то время. Это свидетельствовало о зрелости вьетнамской нации, росте ее самосознания, необычайной жизнеспособности, мужестве и героизме. Война против Минов, начатая в горах Ламшона, носила характер, отличный от предыдущих антикитайских войн Сопротивления: под знамена Ле Лоя были собраны все народы Вьетнама, даже своенравные горцы вступили в ряды его армии. «Воззвание по случаю замирения Нго» перечисляет все события, предшествующие той славной победе («Скрывшись в горах Ламшона, замыслили мы великое дело… внезапными набегами мы одолевали силу, нападая из засад мы, слабые одолевали силу. В Боданге мы молнией разящей набрасывались на оккупантов, в Чалане валили их, как рубят бамбук»). При этом Нгуен Чай не забывает и о великих предках, приносивших славные победы вьетнамскому государству задолго до изгнания Минов:

«Наши короли Чиеу, Динь, Ли, Чан, наследуя друг друга, созидали государство; И, так же, как Хани, Таны, Суны и Юани, именовали себя императорами.

Наша страна знала расцвет и упадок,

Но в ней никогда не переводились герои.

Потому и обрел поражение Лю Гун, алкавший победы,

Потому и потерпел разгром Чжао Се, стремившийся к величию».

Таким образом, «Оповестительное слово о замирении Нго» подводит итог многолетней эпохе «противления Китаю», на протяжении которой враги «несли во Вьетнам войну и сеяли зло 2 десятилетия, на земле была растоптана гуманность, попрана небесная справедливость». В течение всего этого периода вьеты вели непрерывную борьбу с китайскими захватчиками, вновь и вновь предпринимавшими попытки захватить южные земли. Причин повышенного внимания Китая к вьетским землям, как мы выяснили, было несколько:

Прежде всего, Китаем в его внешнеполитических начинаниях двигало естественное стремление к расширению. В соответствии с простой формулой геополитики, более крупное и развитое в цивилизационном плане государство неизменно стремится поглотить уступающего ему в развитии соседа. Кроме того, проводя международную политику, страна желает захватить те земли, которые впоследствии смогут сыграть ему добрую службу, а именно: территории, имеющие выход к морям, долины рек и т.д. Вьетнам в этом смысле являлся для Поднебесной лакомым куском, поскольку был ключевым пунктом, открывавшим путь к странам Южных морей. Таким образом, государство Юга на долгие века превратилось в объект пристального внимания китайского государства;

Конфуцианская мораль также сыграла свою роль в китайско-вьетнамских отношениях. Учение Конфуция определило патернализм Срединной империи в отношении многих «варварских» стран, и Вьетнам не стал исключением. Китай стремился нести на вьетские земли «чистые, светлые» идеи Просвещения, однако, навязывание их силой ни к чему не привело: вьеты заимствовали и усваивали только то, что было приемлемо для их нации. Добившись независимости, Вьетнам завоевал право самому решать, что из китайского опыта принять, а что - отвергнуть. При этом, нельзя не отметить, что контакты в культурной сфере оказались крепче контактов в сфере политической: с поражением минского похода в 1428 г., государства свели внешнеполитические контакты к минимуму, однако китайская культура, хотя и превратилась из мощного потока в тонкую струю, продолжала проникать на вьетнамские земли;

Богатство земель Вьетнама во все времена приковывало внимание не только соседних, но и других государств. Плодородность южных земель и насыщенность металлическими рудами земель северных - вот то, что подстегивало Китай в его начинаниях. Развитие золотодобычи на юге страны стало еще одним фактором, определявшим захватнические настроения Поднебесной;

Ну и наконец, еще одним поводом для регулярных вторжений во Вьетнам стала вьетнамо-китайская идентичность, сложившаяся задолго до появления китайцев на территории страны. Вьетские племена и южнокитайские народности долго и плодотворно контактировали до заселения юга ханьцами: они обменивались культурными достижениями, практиковали смешанные браки. Кроме того, единожды привнеся изменения в государственную и социальную структуру Вьетнама, посеяв семена своей культуры на благодатную вьетнамскую почву, Китай ощутил себя полноправным хозяином страны Юга, а посему - не приемлел ее стремлений освободиться от китайского бремени. Долгие годы Вьетнам был вассалом в глазах Китая, и вьетам потребовалось приложить немало усилий и потратить немало времени на то, чтобы сбросить с себя китайское иго. За те 15 столетий, которые ушли на отвоевание независимости, вьеты развернули 7 антикитайских войн Сопротивления, последняя из которых увенчалась долгожданным успехом и сняла угрозу с вьетских земель на ближайшие 4 столетия.

После 10 лет войны, начатой Ламшонским восстанием, национально-освободительная борьба завершилась триумфом вьетнамского народа. Агрессивные устремления минского Китая потерпели неудачу. Страна сбросила с себя ярмо иноземного господства и вновь обрела свободу, избавившись более чем на 4 века (с начала XV до конца XVIII) от угрозы внешней агрессии со стороны Китая.

Так завершился один из самых тяжелых, и, в то же время, славных периодов в истории вьетнамского государства. На протяжение всего этого исторического отрезка Срединная империя не оставляла попыток завоевать своего южного соседа. Привлеченные богатствами вьетнамских земель, движимые конфуцианской моралью, китайские династии, одна за другой, снаряжали походы для покорения Юга. Порой китайское владычество затягивалось на несколько столетий, как это было в случае с династиями Хань, Лян и Тан, а иногда китайцы терпели сокрушительные поражения уже на начальном этапе завоевания, как это, например, произошло с династиями Сун и Мин. Но какой бы характер ни носила китайская экспансия, вьетнамский народ всегда находил в себе силы, чтобы хоть ненадолго изгнать интервентов со своих земель. Определяющим в истории китайско-вьетнамских отношений стал XV век: вьетнамцы смогли окончательно разбить китайцев и впредь уже не допускали установления над собой китайского владычества. Однако изгнание минских интервентов и последовавшее за этим «Оповестительное слово о замирении Нго» не просто подвело черту под многовековым противостоянием Вьетнама и Китая. Оно открыло перед вьетским государством и новые внешнеполитические горизонты. Вьетнамцы, доселе если и помышляли о территориальных приобретениях, то отводили этим начинаниям второстепенную роль - куда как важнее было отвоевать у Поднебесной право на самостоятельность. И вот, добившись, наконец, независимости, Дайвьет получил возможность оглядеться по сторонам и начать проводить самостоятельную внешнюю политику, уже не освободительного, а иного характера.

Глава III. Расцвет страны Юга

Самым ярким и спокойным периодом истории страны, из века в век боровшейся за самостоятельность и свободу, стал период с XV по XVII вв. В течение этих двух столетий обретшая независимость страна не только вступила в период расцвета феодализма, но и значительно увеличила свой внешнеполитический вес. Дайвьет, особенно в период правления поздних Ле - династии, основанной легендарным Ле Лоем, стал одним из наиболее значимых государств ЮВА и смог существенно увеличить свою территорию. Однако это не означает, что расцвет «страны Юга» имел исключительно положительные последствия, ведь он не только поставил государства региона перед фактом, что на азиатско-тихоокеанской авансцене появился еще один сильный персонаж. Дайвьет стал крайне привлекателен и для европейцев, на тот момент только-только разворачивающих свои «торговые войны»…

§ 1. Мудрая политика королей Ле

Итак, для страны Юга, добившейся, наконец, независимости от Китая, начался мирный этап развития. Этап, на котором рост страны больше не сдерживался иноземными наместниками, этап, на котором государство Дайвьет больше не подвергалось систематическим ограблениям. С этого момента страна Юга вступила в период своего расцвета, что было обусловлено, помимо изгнания китайцев, другим обстоятельством. Начиная с 1428 года, Дайвьетом стала управлять одна из самых почитаемых в истории Вьетнама династий - династия поздних Ле.

Династия поздних Ле (1428-1788) - победоносная династия, изгнавшая с вьетских земель минских агрессоров, пользовалась несомненно большей популярностью и авторитетом в народе, чем предшествовавшая ей династия Хо1. И дело здесь было не только в их непосредственном участии в изгнании Минов. Короли Ле вели рациональную, мудрую политику, как внутреннюю, так и внешнюю, что являлось единственным возможным способом скорейшего восстановления страны.

Усилия королей данной династии были направлены, прежде всего, на укрепление централизованного аппарата. Они вели борьбу против крупных феодалов, наделяя землями опору государства - воинов и крестьян, - за счет земель, конфискованных у крупных феодалов и чиновников, сотрудничавших с Минами2. Это означало непосредственное вмешательство государства в аграрный сектор. Укрепление государственной земельной собственности изменило формы феодального владения в Дайвьете. Исчезли крупные частные имения знати Чан, почти полное преобладание получили различные формы условного держания. Государственная земельная собственность в период правления поздних Ле в значительной мере развивалась в форме военных поселений.

Таким образом, после изгнания иноземных захватчиков и восстановления государственности страна вступила в период неизбежного бурного подъема, а затем - и расцвета. Это во многом объяснялось тем воодушевлением, тем зарядом энергии, который вьетнамский народ получил по возвращении к привычному, мирному образу жизни.

Другим немаловажным фактором возвращения Дайвьета к жизни стало проведение ряда реформ, предпринятыми первыми королями новой династии Ле. Своего высшего расцвета дайвьетская феодальная монархия достигла именно те в годы, когда у власти были короли Ле, а именно - в период правления Ле Тхань Тонга3.

Кроме того, короли Ле уделяли большое внимание укреплению страны. И хотя династия Мин больше не посягала на самостоятельность Дайвьета, эта мера лишней не была. Короли Ле последовали традиционному пути, избранному еще правителями Ли и Чан. Развивая традицию-закон «весь народ - солдаты», они организовали вооруженные силы государства в виде королевской армии, периферийных войск и сельских вооруженных отрядов.

XV в. по праву считается «золотым» веком» вьетнамского феодализма. С приходом к власти династии Ле, после изгнания с вьетских земель китайских агрессоров, открылись возможности для интенсивного развития. Дайвьет переживал период наивысшего расцвета во всех сферах деятельности. Быстро росли города, расширялась ирригационная сеть4. Успешное развитие ремесел и удачное географическое положение создавали хорошую базу для развития торговли. В рекордно быстрые сроки Тханглонг превратился в крупнейший торговый центр страны, уже в XIII в. ремесленные корпорации в столице занимали 61 квартал5.

Быстрыми темпами развивалось производство хлопчатобумажной ткани, шелка, парчи. Большим спросом у заморских купцов пользовалось оружие, а также ремесленные изделия: храмовая и дворцовая утварь, украшения. Тростниковый сахар и сахарный песок были своеобразным знаком качества южного района Дангчонга. Воск, пчелиный мед, алоэ, слоновая кость, рог носорога - все это вывозилось в качестве податей национальными меньшинствами.

В крупнейшие вьетнамские порты - Дананг, Вандон, Тханглонг, Фохиен - за вьетнамскими товарами заходили сиамские и яванские суда. Купцы обменивали привезенные товары на душистые масла, слоновую кость, рога, соль, драгоценные металлы, которыми особенно богата северная часть страны. Богатства земель Дайвьета стали объектом пристального внимания извне.

Благодаря послевоенному этапу мощного экономического развития к XVII в. южная часть страны, традиционно отстающая, по развитию ремесла и торговли догнала север. Главными центрами здесь стали Тхуанхоа и Куангнам. Эти районы славились своими ткацкими и гончарными изделиями, отменным сахароварением, также активно развивалась добыча полезных ископаемых. Иностранные купцы называли Куангнам «золотым дном», поскольку главным экспортным товаром района стало именно золото: богачи могли купить здесь целую гору и право на разработку ее недр.

Одновременно с появлением множества торговых пунктов строились и новые морские порты. На юге важным торговым пунктом стал Хойан, где, как гордо отмечали вьеты, было «великое множество товаров, что даже сотня больших кораблей не смогла бы их вывезти за один раз»6. В Хойан, равно как в Тханглонг или Фохиен, часто заходили китайские и японские торговые суда. Начиная с XVI в., Вьетнам стал устанавливать торговые отношения с западными странами. Эти контакты явились следствием экспансии развивающегося европейского капитализма на Восток. С середины XVI в. во вьетнамские порты стали заходить следовавшие из Макао португальские корабли. Вскоре голландцы, в жестком соперничестве отвоевавшие у Португалии главенствующее положение на Востоке, прочно обосновались в Индонезии, откуда вели торговлю с разными странами, в то числе и с Вьетнамом. Некоторое время спустя голландцы основали ряд факторий и в нескольких вьетнамских городах. Примерно в середине XVII в. во Вьетнаме появились также английские и французские фактории7.

Таким образом, чем интенсивнее развивалось государство, тем привлекательнее становились вьетские земли для европейцев. Кроме того, в XVII в. утратила свое влияние династия Ле. Короли Ле номинально управляли Вьетнамом вплоть до 1788 г., однако, правление их было скорее символическим. Фактически же власть в стране была сосредоточена в руках династийных домов Нгуен и Чинь. На протяжение нескольких десятилетий эти династии вели непримиримую междоусобную вражду, чем не могли не воспользоваться европейцы. Так, Португалия продавала оружие и помогала его изготавливать Нгуенам, а Голландия трижды пыталась вступить в военный союз с Чинями. И те, и другие были заинтересованы в победе одной из сторон, дабы впоследствии установить монополию на вьетнамских рынках. В июле 1643 г. Нгуены разбили голландскую эскадру в районе Куангнама. Англичане несколькими годами позже захватили о-в Конлон, с целью превратить его в военную базу. Однако в 1703 г. местное население с помощью армии Нгуенов освободило остров, обратив англичан в бегство8. Активизировали свою деятельность во Вьетнаме и французы, однако идти на прямые провокации они пока не решались.

В то же время расширение внешнеполитических связей практически не сказалось на развитии экономики страны. Казалось бы, интенсивная торговля должна была стать фактором мощного развития внутреннего рынка. Однако борющиеся дома Нгуен и Чинь поставили экономические связи на службу целям взаимного соперничества. Посему, торговые отношения с другими странами не только не оказали какого-либо значительного влияния на вьетнамскую экономику, но и создали базу для планомерного проникновения европейского капитала. Чем это обернулось - мы узнаем в дальнейшем.

§ 2. Борьба Дайвьета за расширение территории

На протяжение многих веков вьетнамцы имели весьма ограниченные возможности в проведении внешней политики своего государства. Объяснялось это тем, что в самом государстве не хватало стабильности: «страна Юга» во всех ее формах то систематически подвергалась внешней угрозе со стороны Поднебесной империи, то страдала от внутренних междоусобиц. Однако в XV веке всему этому был положен конец: вьетнамский народ смог решить проблему постоянной угрозы вторжения с севера, надолго изгнав китайцев со своих земель. Засим последовал этап мирного существования, в ходе которого Дайвьет значительно окреп как в экономическом плане, так и в плане государственности.

И вот настал момент, когда окрепший Дайвьет сам начал проводить политику расширения границ. Мы уже говорили о том, что сильное государство, стремясь к расширению, в первую очередь поглощает государства, расположенные недалеко от его собственных рубежей. Посему, неудивительно, что объектами территориальных захватов вьетнамского государства стали его соседи - Тьямпа и Камбоджа.

3.2.1 Отношения с Тьямпой

Южнее Дайвьета долгое время находилось государство Тьямпа
.

Это государство, протянувшееся вдоль побережья южной части современного Вьетнама, было образовано во II в. до н.э. Основную часть населения Тьямпы составляли тямы, принадлежащие к малайско-полинейзийской и отчасти к мон-кхмерской группе. Население Дайвьета и Тьямпы издавна поддерживали тесные экономические и культурные отношения. Характерной чертой этих отношений было объединение двух народов перед лицом опасности завоевания их другими странами (например, в период китайского господства во Вьетнаме). В такие моменты оба народа укрепляли узы боевой солидарности против общего врага. Однако в условиях феодализма на первый план вышли неизбежные пограничные конфликты и взаимные территориальные захваты9.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.