РУБРИКИ

Телекоммуникационные проекты в образовании

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Телекоммуникационные проекты в образовании

Телекоммуникационные проекты в образовании

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Телекоммуникационные проекты в образовании

Султанов А.Р.

Студент 4В группы

Специальность

«Информатика»

Научный руководитель:

Хафизова Л.Ф.

Кушнаренково 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Телекоммуникационные образовательные

проекты в системе общего образования

1.1. Учебные проекты и проектная деятельность

1.2. Что мы называем телекоммуникациями

1.3. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций

в образовании. Перспективы развития.

2. Методика использования телекоммуникационных

проектов в базовом курсе информатики

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях…

Этапы работы над телекоммуникационным проектом

2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

2.3. Координация проектной работы в сети

3. Практическая работа

Урок на тему: «Сайт моего класса»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.

Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы и даже в процесс обучения информатике.

Курс информатики в общеобразовательной школе, несмотря на его «молодость», «необустроенность» и динамизм, является ключевым звеном в решении многих проблем модернизации образования.

Проблемам формирования содержания и методики обучения информатике в школе посвящены исследования С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А.П. Ершова, А. А. Кузнецова А. Г. Кушниренко, М.П. Лапчика,

В.М. Монахова, И. Г. Семакина, А. Л. Семенова, А. Ю. Уварова,

Н. Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и др.

При этом авторы используют различные методологии построения базового курса информатики. Анализ ситуации в школьном образовании показывает, что образовательный процесс представляет собой набор определенных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой и не учитывают специфику подросткового возраста и современного общества. Учебный процесс строится через жестко заданную классно-урочную систему в отрыве от многих видов будущей профессиональной деятельности ученика.

Исходя из этого, формулируются новые принципы и методологии организации учебного процесса, учитывающие индивидуализированные формы учебной деятельности и нацеленные на выработку проектно-исследовательских навыков, создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства.

При проектировании учебных программ необходимо учитывать:

* вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе;

* возможность выбора учащимися элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности

* практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникационных умений).

Реализация указанных целей может быть обеспечена:

* разгрузкой учебного материала, т.е. отказа от ориентации на усвоение знаний, которые не усваиваются большинством учащихся;

* изменением структуры существующих учебных предметных программ, построенных на выделение ключевых, смыслообразующих понятий и схем;

* систематизацией многочисленных форм дополнительного образования;

* определением внешнего пространства, нацеленного на повышение роли проектно-исследовательской деятельности социальной практикой учащихся.

В последнее время в практике школ распространяется модель «открытого курса информатики», представляющая интегрированный учебно-методический комплекс, который включает учебный процесс по информатике и дополнительное образование в информационной среде школы. Информационная среда - это часть образовательного пространства школы, функционирующего на основе компьютерных коммуникаций, включающая электронные образовательные ресурсы, новые формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, в том числе дистанционные формы обучения и учебные телекоммуникационные проекты (УТП).

Дистанционным формам обучения и УТП посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что УТП обладают огромным педагогическим потенциалом для образования. Однако, как отмечает А.Ю. Уваров, они не оказались востребованными в обучении общеобразовательным дисциплинам. Сделать проекты предметно-ориентированными мешают многие объективные и субъективные факторы. В частности, «закрытость» школ, школьных дисциплин, отсутствие простых и нетрудоемких методик их использования. В традиционном учебном процессе (в курсе информатики) освоение компьютерных коммуникаций затруднено в силу того, что, как правило, обучение протекает в рамках локальных сетей, в лучшем случае - в Intranet-сети. Эффективное же освоение компьютерных коммуникаций может быть осуществлено в рамках глобальной сети Internet. Опыт использования Internet в учебных целях показал высокий педагогический потенциал телекоммуникационных проектов.

Актуальность:

Представляется, что адекватной современным требованиям к обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является личностно-ориентированная парадигма образования и концепция потребностно - информационного подхода П.В. Симонова. Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых компьютерных систем, мировой сети Интернет. Указанные подходы положены в основу нового проекта образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (рук. А.А. Кузнецов и А.Л. Семенов). В качестве приоритетной выдвигается задача достижения начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий. Основой для ее формирования является базовый курс информатики, в котором необходимо предусмотреть:

* сокращение объема осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации;

* разгрузку изучения информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности.

Противоречие:

Однако функционирование школьного курса информатики в рамках классно-урочной системы, ограниченность курса временными рамками не позволяют реализовать полноценную информационную деятельность школьников.

Проблема:

Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения.

Гипотеза:

В этом направлении обнаружились следующие противоречия:

* между возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий в обществе вообще и в образовании в частности, их влиянием на содержание, средства и технологии обучения школьному курсу информатики и отсутствием адекватного отражения этой роли в учебном процессе школы;

* между объективной потребностью широкого использования технологий открытого образования и традиционной, «замкнутой» системой обучения информатике в общеобразовательной школе;

* между потенциальными образовательными возможностями информационно-коммуникационных технологий, учебных телекоммуникационных проектов и существующими методиками классно-урочного обучения информатике.

Обеспечение качества обучения информатике и информационным технологиям в общеобразовательной школе и формирование информационной компетентности школьника (обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации) будут возможны, если:

* в методическую систему обучения информатике включить специально спроектированные учебные телекоммуникационные проекты, разработанные на основе принципов потребностно-информационного подхода и личностно-ориентированного обучения;

* создать необходимые условия для формирования открытого курса информатики, интеграции учебной и внеучебной деятельности по информатике и информационным технологиям;

Цель:

Совершенствование методической системы обучения информатике на основе использования учебных телекоммуникационных проектов.

Задачи:

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования учебных телекоммуникационных проектов в школьном курсе информатики.

2. Провести отбор тематики и содержания учебных телекоммуникационных проектов для использования в базовом курсе информатики.

3. Провести педагогический эксперимент с целью апробации эффективности предложенной методической системы.

Объект исследования: является процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: методика создания и использования учебных телекоммуникационных проектов в базовом курсе информатики общеобразовательной школы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, проектов образовательных стандартов по информатике и информационным технологиям, изучение состояния проблемы в практике преподавания, анкетирование.

Этапы исследования:

Изучение теоретического материала по данному вопросу

Работа над практической частью

Научная новизна:

Состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности использования учебных телекоммуникационных проектов в обучении школьному курсу информатики, в разработке методологии их использования в процессе обучения.

Теоретическая значимость:

заключается в том, что

* проведен педагогический анализ учебных телекоммуникационных проектов, определены особенности и педагогические условия их использования в учебном процессе школ.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

Разработанные проекты могут быть использованы студентами во время педагогической практики.

1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.Информационные ресурсы в образовательном процессе

Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.

А.Ю. Уваров считает, что образованный член общества должен знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться, оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения. Следует признать, что уровень развития человека, его обучаемость существенно зависят от форм и качества общения, от наличия доступа к информационным ресурсам.

Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии.

Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения

В настоящее время в России, как и во многих других странах, осуществляется процесс модернизации образования, смещаются акценты в целях образования, начался практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Образование становится «открытым» или приобретает «открытую учебную архитектуру»

Проблемам формирования и развития системы открытого образования посвящены многие работы. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах лежит на пути личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в системе учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма учитель - учебник - ученик была заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Такая система отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Главной отличительной чертой этого направления является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков образовательных программ и средств обучения, административных работников.

Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике это реализовать практически невозможно.

Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные

телекоммуникационные проекты .

УТП способствуют поиску нового содержания образования, изменению организационных методов и форм обучения.

1.2. Учебные проекты и проектная деятельность

Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы показывает, что научно-педагогический и методический потенциал учебных телекоммуникационных проектов задействован далеко не полностью. В настоящее время они, как правило, применяются к изучению гуманитарных дисциплин, подразумевая достаточно высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков в области компьютерных коммуникаций.

Появление компьютерных сетей, Интернета и все возрастающее внимание самой школы к использованию в учебном процессе средств новых информационных технологий (в том числе, компьютерных коммуникаций) стало причиной большой популярности учебных телекоммуникационных проектов.

Учебные телекоммуникационные проекты

Учебные телекоммуникационные проекты - это направление, которое является развитием метода проектов в условиях глобальной информатизации и телекоммуникации, а сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Метод проектов, осмысленный в ретроспективе его использования в педагогической практике, при его современном переосмыслении и принятии как компонента системы образования, имеет богатые дидактические возможности далеко не полностью исследованные и используемые, как для внутрипредметного, так и межпредметного обучения. Поиски средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, обучения приемам мышления и деятельности приводят к пересмотру дидактических возможностей метода проектов, форм его реализации, поиску методики использования учебных проектов в преподавании различных школьных предметов и, в первую очередь, предмета информатики.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, под которым понимается возможность повторного изобретения, используется как метод технологической подготовки.

Метод проектов по И. Н. Фалиной - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов, в его сегодняшней реализации учителями информатики, нельзя считать технологией -- он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами. Созвучно определяет метод проектов С. В. Семенов - как деятельность целенаправленную, организованную для получения какого-либо значимого результата.

Метод проектов создается в рамках педагогической теории, которая сориентирована на связь школы с жизнью, с целью обучения -- с одной стороны, а с другой - с целью изменения последней.

В последние годы в отечественном образовании наблюдается вновь возросший интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

К причинам этого интереса относится следующее:

* необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

* актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

* актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

* значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой -необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.

1.3.Что мы называем телекоммуникациями

Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».

В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хра-нение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком-пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при-ем информации в КТК могут быть прямыми -- с ком-пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова-телями.

Синхронная телекоммуникационная связь.

В этом слу-чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен-ных поясах.

Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) -- наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со-общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра-тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед-шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере-сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.

В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери-одическая печать. Общаться между собой по электрон-ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол-ках планеты.

Электронная почта используется для пересылки тек-стовых сообщении или файлов (содержащих компьютер-ную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, элект-ронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».

КТК также используется как средство доступа к про-граммам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных доку-ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив-шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.

Существует два вида электронных конференций, про-водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизобра-жения (это -- дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус-сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.

Электронные конференции обычно разбиты на не-сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бываю! «открытыми» -- доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос-туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла-шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для орга-низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.

Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ-ство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).

Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля-ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле-фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по-зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты-вать информацию.

1.4. Особенности применения компьютер-ных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития

Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный мате-риал. Таким образом, учебный текст становится одновре-менно рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост-раняемым в сетях учебным материалам: можно выб-рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино-клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин-форматизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа-ция; учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 -- 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик можеч по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст-рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу-менты, выстраивая их в определенную логику доказа-тельности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно-го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри-вается как автономный вид обучения, противопоставля-емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо-ты с разнообразными программами, программы для ра-боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт-ными прикладными программами (офисными приложе-ниями) в плане унификации (графического) интер-фейса пользователя. В результате учебные курсы, со-зданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обу-чение.

Мультимедийность создает психологические мо-менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак-ций учащегося: например, подведение итогов или вы-дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело-дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под-готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог-раничения для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи ин-формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает-ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа-ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли-мыми в ближайшие 5 лет.

Перспективы развития компьютерных телеком-муникаций

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова-ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме-дийной Интернет в школе.

С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разроз-ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно-образную и чрезвычайно богатую содержательно ин-формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясня-ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер-нет, недостаточно эффективны, выдают много доку-ментов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на-дежным системам иерархической классификации доку-ментов, имеющихся в громадных информационных за-лежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™ перекладываются на машину абонен-та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор-мации и позволяет создавать очень богатые изобрази-тельными элементами и структурно сложные мультиме-дийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми-тельно и сдерживается в основном плохим качеством те-лефонных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные па-кеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.

Загрузка крупных пакетов программ может занять не-сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу-чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль-ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис-пользовать ее в течение некоторого времени (как пра-вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не-большой регистрационный взнос и получить програм-му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль-шое количество так называемых демо-версий про-грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото-рых программа не представляет для абонента реально-го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост-ранять и использовать, они рассматриваются как рек-лама продукции.

Эти три основных направления распространения про-грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз-виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме-тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про-грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо-ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре-менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.

2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Этапы

работы над телекоммуникационным проектом.

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про-ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо-тали, провели и проанализировали эффективность не-скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе-ния, количеству учащихся и используемым учебным ма-териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя-ми практико-ориентированных проектов. Большой попу-лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об-ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена-рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч-ный продукт, представляющий собой материальное воп-лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру-ющая дидактическую классификацию с учетом специфи-ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи-кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде-лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч-ные, так и промежуточные, определить методы исследо-вания, виды творческой или игровой деятельности, оп-ределить те знания, умения, навыки, которые потребу-ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф-фективно организовать совместную деятельность учащих-ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек-тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо-понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино-странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре-чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко-вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо-логии слов, литературные исследования, исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред-полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред-ством организации межкультурного общения с целью оз-накомления с культурой, историей, этнографией, геогра-фией, экономикой, политикой, государственным устрой-ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи-тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха-рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму-никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен-ная языковая среда способствует формированию потреб-ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про-екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо-да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со-става народа, проживающего на данной территории, на-циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых -- ознакомление с госу-дарственным устройством стран, политическими партия-ми и общественными организациями, со средствами массовой информации и их влиянием на государствен-ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар-хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо-вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред-ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро-вень применения по аналогии, уровень творческого при-менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму-никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг-ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо-вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого-вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени-ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ-ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю-щейся в жизни.

Драматизированные, нацеленные на изучение литера-турных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).

Все виды проектов, если это международные проек-ты, ведутся на иностранном, в большинстве своем анг-лийском языке, и потому предстаатяют помимо возмож-ности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают усло-вия .для реальной языковой среды, на базе которой фор-мируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использо-вание исследовательских методов для решения заложен-ной в них проблемы.

Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.

1. Организационный

Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я зате-ваю этот проект, что мои ученики узнают и чему на-учатся по завершении работы над этим проектом), об-суждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. ка-кие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, при-обрести необходимые навыки, каков общий план рабо-ты над конкретным проектом, обеспечивающий дости-жение поставленной мною задачи). Этот этап проводит-ся состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект междуна-родный).

3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, по-скольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето-дических концепций.

4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма-териалов

Общий простой план становится развернутым, выде-ляются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, опре-деляются планируемые результаты и способы их реше-ния, оформления.

5. Работа над проектом

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 -- 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмеши-ваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мне-ниями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6, Подведение итогов, оформление результатов

На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.

7. Презентация проекта

Готовый и оформленный проект должен пройти зак-лючительный этап презентации в классе, телеконферен-ции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или ме-нее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают дос-таточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть раз-мещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подра-зумевает дискуссию, возможность для участников пре-зентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные отве-ты со стороны разработчиков.

2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

Если учитель'приступает к организации телекоммуни-кационных проектов, ему следует начать с изучения ин-тересов учащихся, выбора тематики проектов и подго-товки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Нема-ловажным является также процесс соотнесения интере-сов учителей и учеников, выбирающих тему для прове-дения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо по-нять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, бу-дут ли актуальными и значимыми для других людей ре-зультаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.

Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематичес-кий, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлека-ется именно тем предметом, который ведет учитель -- организатор телекоммуникационного проекта, а следова-тельно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в ре-шении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каж-дом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащих-ся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной дея-тельности учащихся. Так, при проведении телекоммуни-кационных проектов хорошо зарекомендовала себя сис-тема докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктив-ная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.

Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре-бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка-кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен-но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.

Некоторые из подобных проектов могут быть предло-жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле-коммуникации.

Это особенно оказывается полезно в научном и соци-альном планах, если речь идет об экологии, социологи-ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо-там, учитель, проводящий проект, осознает необходи-мость расширения географии и сферы сотрудничества.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.