РУБРИКИ

Телекоммуникационные проекты в образовании

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Телекоммуникационные проекты в образовании

p align="left">При использовании телекоммуникаций в отечествен-ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.

Это -- интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь-ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз-нообразных фактов, данных и др.; экологические проек-ты; совместное литературное творчество (написание сти-хов, рассказов и др.).

Кроме того, сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное реше-ние разнообразных актуальных проблем; разработка проек-тов путешествий, туристических походов с учетом расписа-ния движений транспортных средств, правил обмена валю-ты и т.п.

Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об-щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.

По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но-сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь-ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не-обходимо, чтобы была ориентация не только на интере-сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).

Для этого учителю необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, своем регионе, но и в том регионе или стране, где мог оказаться ваши потенциальные партнеры.

Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску парт-неров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?

Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадал в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может сориентироваться и определить «кто есть кто» тем более что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о другом человек лишь в эпистолярной форме.

Очень эффективным и простым решением являете посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень попу-лярны в сети. Цель представительских писем -- не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и при-влечь, заинтересовать потенциального партнера по пере-писке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль-ше шансов получить на него ответ.

По сложившейся в сети традиции при переписке учи-телей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

Что из себя представляет ваша школа: ее специа-лизация и наиболее интересные черты?

Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы уча-ствовать в переписке? Почему?

Ваши личные и профессиональные интересы?

Ваше хобби?

Можно также разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится. Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо дей-ствующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых они приглашают всех заинтересо-ванных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не при-ходит в голову в настоящий момент что-то особенно ин-тересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присое-диниться к готовому, иногда уже действующему проекту. Так, известный проект Дж. Гезергуда из Иллинойса «Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет и каждый год к нему присоединяются все новые и но-вые ребята из более чем 30 стран мира.

Когда учитель получит ответное письмо-приветствие, он может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает соб-ственные гипотезы решения этой проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как дей-ствительно существенные для решения обшей пробле-мы, учителя определяют для каждой группы с обеих сто-рон четкие задачи по поиску доказательности одной - двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определя-ют конкретные даты обмена письмами. Затем корректи-руются планы с партнерской школой, и начинается ос-новная работа над проектом.

Как только учитель получит встречные предложения, он может приступать к следующему этапу работы: назна-чить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов работы по проекту. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы про-екта с учетом интересов партнера, уточнить методы со-вместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Жела-тельно здесь же выбрать лидера группы с каждой из уча-ствующих сторон.

Выборы лидера должны вестись самими учащимися с учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организа-торские данные, необходимые для организации и коорди-нации совместной деятельности партнеров по проекту.

Стоит обратить внимание на то. что при общении с зарубежными партнерами вся переписка ведется на анг-лийском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, учитель может столкнуться с такими про-блемами, как различия школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам ка-никул и т.д.

Если же учитель заинтересован в организации боль-шого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Учи-телю потребуется подготовить так называемый культур-ный пакет. Что это такое? Это предложения партнеру в отношении выдвинутой учителями и учащимися отдель-ной школы идеи: в чем суть идеи, ее содержание, воз-можные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно тоже включить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы ра-бот, выполненные учащимися, -- план-проспект, слай-ды, видео и пр.). «Культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо по местным средствам массовой информации (в местных печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши пред-ложения каким-либо школам, заинтересованным в по-добной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты» могут быть размещены на школьных страницах в среде World Wide Web.

Когда наметились исследовательские группы, найде-ны партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно оче-видно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реаль-ные очертания, можно обратиться к следующему орга-низационному вопросу -- знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов следует начать целенаправленную работу с уча-щимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки уча-щихся будет спецсеминар. на котором учитель достаточ-но подробно расскажет ребятам о специфике научного поиска о том, как и где можно искать информацию по данной теме и как ее следует анализировать.

Очень эффективны проекты, при выполнении которых учитель смог привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объедине-ния. Они могут заинтересоваться работой учащихся, под-сказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже вы-ступить в роли скрытого координатора. Надо обязательно показать учащимся, какие суще-ствуют способы обработки результатов, в том числе со-временными средствами новых информационных техно-логий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить уча-щихся к современным технологиям, широко используе-мым в цивилизованном обществе, как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны научиться пользоваться многообраз-ными возможностями компьютерной техники для подго-товки текста, обработки данных, вычислений, построе-ния графиков, хранения информации, обращения к ба-зам данных, использованию мультимедийных средств.

На этих же семинарах следует целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой ра-боте можно привлекать специалистов по другим предме-там, прежде всего словесников, которые профессиональ-но владеют многими приемами развития речи, коммуни-кации как устной, так и письменной (эта работа должна вестись систематически на уроках, не обязательно на се-минарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребя-там, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздный вопрос. Если проследить ведущие-ся в настоящее время в Интернет свободные беседы (chats) пользователей, то низкий уровень коммуника-тивной культуры просто поражает. Поэтому процессу формирования культуры общения, как на родном, так и на иностранном языке следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем.

В ходе работы над телекоммуникационными проекта-ми может возникнуть необходимость не только в обыч-ном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске ре-шения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро при-нять решение по какому-либо актуальному для всех воп-росу пли быстро решить проблему. Осуществляется дан-ный метод следующим образом. С помощью телекомму-никационной связи (электронной почты, телеконферен-ции, в режиме 1RC) партнеры каждой группы передаю!

лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьюте-рах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве эк-земпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсужда-ют выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее ра-циональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет воз-можность пояснить свою мысль.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживать-ся тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться, что, в конечном счете, они правы. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обосно-ванные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электрон-ной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консен-сусу и договариваются о совместном решении.

Опыт многих школ, участвовавших в проведении те-лекоммуникационных проектов, позволил сформулиро-вать десять золотых правил общения школ друг с другом:

1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.

2. Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем, когда вы собирае-тесь отправить свой ответ.

3. После приветственного письма пошлите школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с ва-шей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы на-ладить личную переписку между учащимися.

4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащего-ся был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2 -- 3 человека.

5. Дайте учащимся возможность обменяться информа-цией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обме-на приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменя-лись своими фотографиями.

6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональ-ными приветствиями и узнают больше друг о друге, о своих планах и работе.

7. Ответственным координаторам проекта стоит обме-няться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.

8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размешена вся ин-формация по телекоммуникационному проекту, с кото-рой смогут в любое время познакомиться учителя и уча-щиеся школы.

9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут однослож-ные и неинтересные для вас.

10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны.

Индивидуальные проекты (внутри другого проекта).

Парные проекты, когда над одним проектом работа-ют партнеры в паре.

Групповые проекты, когда в проекте принимают уча-стие группы с обеих сторон или даже группы из не-скольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием элект-ронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей темати-ки, целей совместной деятельности, интересов участни-ков проекта. Главное, что в любом случае -- это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четко-го распределения обязанностей и определения форм от-ветственности за выполняемую часть работы.

Проект может быть разной степени сложности. На-пример, проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составля-ющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.

Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тема-тике проекта, учащиеся каждой группы постарались са-мостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом про-екте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а может быть, и для всего человечества. Очень существенно, чтобы участники проекта не замы-кались личностными интересами, а сумели увидеть про-блемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте.

Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определе-нию гипотезы ее решения. Учитель может помочь уча-щимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы.

Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интере-сы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.

Предварительно каждая группа должна обсудить и ре-шить, какими методами она собирается исследовать дан-ный вопрос. Свои подходы к выполнению задания груп-па защищает перед всем классом, и, если весь класс вместе с учителем решает, что избранные методы доста-точно надежны и могут обеспечить достоверную и доста-точную информацию для решения поставленного вопро-са, их подход утверждается. Только после того, как под-ходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказы-ваются утвержденными в ходе общей дискуссии, участ-ники проекта могут приступать к работе.

Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится па базе школьной медиатеки -- информаци-онного центра школы, где собрана информация на раз-ных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, на базе которых можно получить

нужные данные. Разумеется, в целях исследования можно и следует использовать и все возможные и доступные для ребят источники информации, экспериментальные пло-щадки, проведение социологического опроса, интервью, работу с удаленными базами данных, запросы информа-ции у своих зарубежных партнеров. Другими словами, са-мые разнообразные способы поиска нужной информа-ции по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребя-тами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, доступный им по сложно-сти решаемой проблемы, используемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты. Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным ре-шением группы совместно со своими зарубежными парт-нерами или партнерами из других регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за помощью, советом, консультацией.

Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обра-щаются к общему проекту и устраивают презентацию сво-ей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтвержда-ют выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных ар-гументов общей проблемы. И так далее, со всеми группа-ми, участвующими в данном общем проекте. В итоге все группы договариваются со своими партне-рами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение мо-жет иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего чело-вечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показа-ли этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказыва-ются приемлемыми для многих и многих проектов, пре-дусматривающих ту или иную форму исследования. Важно каждый раз искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются од-нозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы ин-теграции их в учебно-воспитательный процесс

2.3. Координация проектной работы в сети.

С каждым годом все больше российских школ под-ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике рабо-ту в сети одного-двух учителей информатики (по-скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, -- в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель-ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле-коммуникации стали бы доступны всем желающим -- и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре-альный инструмент для работы с разнообразной ин-формацией в специфике организации работы с теле-коммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на-прямую будет зависеть от того, насколько вы продумае-те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.

Первый шаг на этом пути -- определить, кто из учи-телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле-дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль-нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од-новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете-вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци-онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не-скольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.

Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки, медиаспециалисту, взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион-ными технологиями.

Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз-делений современной школы, дающее учителям и уча-щимся возможность доступа к различным информаци-онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин-формации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный иентр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле-коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме-диатеке есть возможность обратиться к книге, видео-фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ-ных или конечных результатов исследовательской, про-ектной работы.

По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда-ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо-ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ-ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется, поскольку телекоммуникационные технологии входят те-перь в курс информатики), но и в медиатеке.

Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поис-ка и творческого применения информации в самостоя-тельной познавательной деятельности учащихся во вне-урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра-боте над проектами, в непрерывном их самообразова-нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич-ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные мадиаспециалисты, под-держивающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учите-лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз-личными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помо-щью различных мультимедийных, издательских техноло-гий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиа-теки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации дан-ных и области поиска, их умением пользоваться ключе-выми словами, анализировать информацию и представ-лять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодель-ный школьный журнал или газету как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, пред-полагает наличие у школьников целой гаммы сформиро-ванных навыков и умений.

Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами дан-ных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.

Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспециалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и теле-коммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготов-ку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем ка-чеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотруд-ник медиатеки в силу того, что первый знает способнос-ти каждого ученика и желаемый результат, а второй зна-ет информационный фонд медиатеки, на этапе подго-товки к проекту должны работать вместе. Учитель определяет образовательные цели, кото-рые он предполагает решить в ходе исследовательс-кой деятельности своих учащихся. Учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предпо-лагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реали-зовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проект-ной работы учащихся определяют предмет информаци-онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдви-нутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предпола-гаемую) поисковую стратегию (этапность поиска инфор-мации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.

В ходе практической поисковой деятельности учащих-ся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходи-мость, как оформить результаты исследования, творчес-кой работы с помощью средств новых информационных технологий.

В некоторых школах функции технического специали-ста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие ре-зультаты по информатике и интересующихся данным на-правлением. В основные функции технического специа-листа по телекоммуникациям будет входить следующее.

- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.

-- Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.

- Изучение программного обеспечения, используе-мого при работе в сети.

- Обучение учащихся и учителей работе в сети.

- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.

- Работа с почтовым ящиком школы -- получение и отправка школьной корреспонденции.

Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster -- специалист по почте), который начнет ре-гулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические про-блемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.

Помимо технической работы по организации телеком-муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь-ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя-щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго-гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по-мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По-добных специалистов принято называть координатор теле-коммуникационных проектов.

Если телекоммуникационной программой, предус-матривающей работу над многими проектами, предпола-гается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих це-лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель-ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду -- предметную направ-ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера-турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и коор-динатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж-ны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организа-торы.

При этом в задачи координатора (директора) программы входит:

связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;

ведение полного списка всех участников проектов;

координация и развитие телекоммуникационных про-ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж-ка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помо-щью, методическими материалами и информацией, не-обходимой для конкретного проекта в режиме электрон-ной почты, автоматической рассылки);

связь с другими регионами, сбор информации о по-тенциальных партнерах с учетом их интересов;

связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;

сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа-тов;

регистрация, анализ поступающих заявок на проведе-ние ребятами тех или иных работ;

ведение систематической внешней оценки эффектив-ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр мо-жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Задачи координатора телекоммуника-ционного проекта в школе несколько иные. В его функции входит:

подбор партнеров, координация работ по отбору те-матики проектов (работа с учителями);

структурирование проекта (определение целей проек-та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре-зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу-чае необходимости активное включение в работу, кор-ректировку направления работ, поддержание различны-ми способами интереса к проекту);

поддержка связи и взаимодействия с директором об-разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди-ректору программы);

осуществление консультаций для учащихся и учите-лей, работающих в его проекте;

информирование администрации школы о ходе рабо-ты учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать опре-деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы-ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле-коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован-ным о новейших методах применения средств информаци-онных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре-ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко-лы, продумайте следующее:

где, в каком помещении вы собираетесь организо-вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко-тором можно было бы обеспечить достаточно свобод-ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;

как часто и для решения каких вопросов представите-ли школьной администрации будут использовать теле-коммуникации;

какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;

какому из направлений учебно-воспитательной рабо-ты школы будет отдано право преимущественного ис-пользования телекоммуникаций;

собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред-ственной работе в сети.

Как только вы сформулируете ответы на все эти воп-росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг -- спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.

1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.

2. Познакомить учителей с методом проектов и груп-повым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследовательских методов, самостоятельных ви-дов деятельности учащихся.

3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее ин-формационные возможности. Посмотрите, какие средства, и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие -- в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.

4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. При-влекайте к работе учителей-предметников!

5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и др.) с использованием новых педагогичес-ких и информационных технологий, в том числе компь-ютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они долж-ны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.

Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре-сурсах Интернет.

Ведь только в этом случае они смогут определить на-правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере-сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со-вместное решение научных проблем, а инструментом об-мена -- электронная почта, телеконференции.

На семинаре учителей целесообразно будет провести те-лекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про-ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.

В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком-муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.

Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины. Постарайтесь пробудить у учителей желание познако-миться с опытом работы учителей в тех школах, где те-лекоммуникации используются уже как минимум 2--3 года, и посетить их уроки.

Организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).

На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен-ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе.

Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем.

Учитель, который ни разу не работал ранее с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в сети, если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей, придется организовать спе-циальные курсы по работе с телекоммуникациями.

Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техническом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные непо-ладки, сбои и помехи на телефонных линиях, поэтому не все определяется исключительно компетентностью пользователя.

Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широкого использования телекоммуникации в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельнос-ти учащихся в сетях, к организации телекоммуникаци-онных проектов.

2.5.Урок на тему: «Сайт моего класса» проводиться,  как урок мини-проект для закрепления и совершенствования знаний и навыков, полученных на теоретических занятиях по теме.

Положительные моменты проведения уроков такого типа:

Возможность увидеть практический результат использования знаний, полученных на теоретических уроках, что позволяет вырабатывать у учащихся способность к адаптации в реальных условиях будущей профессиональной деятельности, оценке способов использования такого инструмента, как компьютер, в решении будущих профессиональных задач;

Каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, но при этом группа в результате урока получает единый общий результат. Это позволяет развивать личные творческие способности учащихся, а так же способствует выработке и развитию таких качеств специалиста, как ответственность за принятое решение, за свой участок работы, стремление к достижению коллективного успеха;

Самостоятельный анализ и оценка выполненной работы способствует развитию критического мышления, способности к самоанализу, оценке возможных ошибок, поиску пути их исправления;

Профессиональное общение с единомышленниками, работа в команде позволяет вырабатывать и развивать такие профессиональные важные качества, как коммуникабельность, умение  работать в коллективе.

Все методические материалы, необходимые для проведения урока (план, бланки заданий, критерии оценки и т.п.) приведены ниже.

При подготовке к уроку необходимо разместить фотографии, в папку «Pic» на диске по адресу, указанному в задании.

ТЕМА: «Сайт моего класса»

ЦЕЛЬ:

Обучающая: Обучение проектной деятельности на примере мини-проекта.

Развивающая: Реализовать коммуникативные, технические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов. Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования сайтов.

Воспитательная: Воспитание ответственности за принятое решение и культуры работы в команде.

ЗАДАЧИ:

Сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта; 

Создать и разместить по сети  собственный веб-сайт на учительском компьютере. 

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК учащихся, ПК учителя, локальная сеть, редактор  HtmlPad FisherMan, проектор, презентация, бланки заданий, критерии оценки. 

ТИП УРОКА: Урок совершенствования и применения знаний и умений (урок мини-проект) рассчитан на 40 минут. 

ХОД УРОКА:

(П - педагог, У - учащийся)

№ этапа

Деятельность (П, У)

Содержание

Примечание

Время (мин)

1.  

П

Организационный момент. Демонстрация презентации, которая включает в себя тему урока, цель и технологию создания сайта.

3

1.  

П

Распределение функций

П, У -консультируют

2

1.  

У

Планирование деятельности

У - выбирают одного ученика, который будет создавать главную страницу сайта

2

1.  

У

Выполнение индивидуальных заданий. При помощи Редактора HtmlPad FisherMan учащиеся создают свою web-страничку, на которой размещают: фото и  информацию о себе.

20

1.  

У

Презентация сайта и оценка выполненных работ. Учащиеся самостоятельно находят свои ошибки при создании странички;

Анализируют работу каждого и делятся своим мнением с учителем и классом в целом.

10

1.  

П

Подведение итогов.

3

Задание для самостоятельной работы

Вам необходимо создать сайт, в котором будет находиться информация о вашем классе в целом и о каждом ученике в отдельности.

На страничке посвященной каждому из вас должна быть фотография и информация о вас, ваших увлечениях, вашей учебе, планах на будущее, контактную информацию.

Технология работы:

1. Подготовьте web-страничку, используя редактор  HtmlPad FisherMan.

Страница должна содержать:

1. Для соединения страниц используйте гиперссылки. На вашей странице должна быть гиперссылка на главную страницу, имя которой index.htm. (<A HREF="index.htm"> на главную </A>)

2. Сохраните ваш файл под именем № компьютера, за которым вы сидите, например: 16.htm на компьютере того ученика, который будет объединять все странички на диске в размещенной папке С:\Сайт класса. 

3. Время выполнения работы - 20 мин 

4. По окончании работы над проектом необходимо представить ее своим коллегам. Время презентации - 1 мин. 

Задание для самостоятельной работы ключевого учащегося

Вам необходимо создать сайт, в котором будет находиться информация о вашем классе в целом и о каждом ученике в отдельности.

На главной страничке посвященной вашему классу должна быть общая фотография и список учащихся, участвующих в этом проекте.

Технология работы:

1. Подготовьте web-страничку, используя редактор  HtmlPad FisherMan.

Страница должна содержать:

o Заголовок страницы: «Визитная карточка _____ класса»;

o Заголовок текста: «Наш любимый класс»;

o Фотографию - адрес размещения:   ./pic/*.jpg  (где * означает имя файла); 

o Текст - используйте разные начертания (Ж, К, Ч);

o Фон страницы, можно в виде фонового рисунка.

1. Для соединения страниц используйте гиперссылки. На вашей странице должны быть гиперссылки на страницы, имя которых 16.htm и т.д. в зависимости от каждого учащегося. (<A HREF="16.htm"> Андреев Иван </A>)

2. Сохраните ваш файл под именем index.htm на диске в размещенной папке С:\Сайт класса 

3. Время выполнения работы - 20 мин 

4. По окончании работы над проектом необходимо представить ее своим коллегам. Время презентации - 1 мин. 

Критерии оценки работы:

Выполнение условий проекта (заголовки, фото, текст, фон, гиперссылки) - 5 баллов 

Презентация работы (аргументация, время, речь) - 5 баллов

Общая оценка - средний балл.

Заключение

Наша школа, как и все общество, находится в кри-зисном состоянии. Даже если отвлечься от экономичес-ких проблем, которые нам неподвластны, есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас.

1. Методы обучения. До сих пор в наших школах в ус-ловиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративным и репродуктивным ме-тодами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности учителя и учащихся на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под ру-ководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных ис-полнителей. В соответствии с определившейся в совре-менной дидактике тенденцией, направленной на реали-зацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик явля-ется не объектом, а субъектом познавательной деятель-ности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и приме-нению необходимой информации. Это вовсе не означа-ет, что объяснительно-иллюстративные методы, фрон-тальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.

Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять та-кие подходы к обучению, которые основываются на ме-тодике сотрудничества, па методе проектов, на разно-уровневом обучении, отражающих личностно-ориентированный подход в обучении. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.

2. Организационные формы обучения. В обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, что не нашли отражения в данной книге) все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как един-ственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Ра-бота в группах, работа над проектами не может уложить-ся в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий.

3. Средства обучения (СО).. Однако существует целая система традиционных СО (учебник, разда-точные материалы, таблицы, транспаранты, слайды и пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую значимость и на перспективу. Важно найти пути их ин-теграции с новыми средствами. Все более важное значе-ние приобретают и средства массовой информации. Все эти СО, их системы, отражающие новые тенденции раз-вития школьного образования, новые подходы к обуче-нию, должны разрабатываться в рамках общей концеп-ции, реализуя ее содержательную и методологическую части.

Внедрение средств новых информационных техноло-гий в образование также требует серьезной исследова-тельской работы, от которой зависит успех разработки и использования этих средств в учебном процессе. Эта ра-бота должна включать проблемы:

-- отбора содержания обучения в соответствии с новы-ми направлениями образования, с учетом дидактических свойств и функций средств новых информационных тех-нологий (важно при этом иметь в виду, что огромный массив справочного, фактического материала может пе-рейти в базы данных для оперативного пользования, воз-можность в перспективе пользования базами данных из различных научных и информационных центров, библио-тек, пр.);

- воздействия экспертных систем искусственного ин-теллекта на характер мышления школьников и учителей;

- способы сочетания, интеграции средств новых ин-формационных технологий с традиционными СО и сред-ствами массовой информации;

- способы управления познавательной деятельностью учащихся в условиях столь широкой информационно - предметной среды.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые либо длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и т. д. явлением, требующие для решения поставленной проблемы сбора данных в разных регионах; предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта или события, произошедшего или имевшего место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.; намечается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций способа действий, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого пути исследования проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и т.п.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.); планируется провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания. Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта, можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.