РУБРИКИ

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

«Отношение природы и человека -

это отношение двух культур,

каждая, из которых, по-своему,

«социальна» и общежительна…»

Д.С. Лихачев.

«Был в саду…Сад

великолепен…»

А.П.Чехов

Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремиться преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки.

«Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого типа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения».1.

Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как бы трудно согласиться. Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть - без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, - и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих ощущений создает особую симфонию - красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…

«Сады и парки - это важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны - и в городе и за пределами города».

Есть и еще одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.

«Исторические воспоминания и поэтические ассоциации - это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и особенность. Парки ценны не только тем, что в них есть, но тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная». 3.

Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ.

Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка ил сада таким, каким видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел, второе свидетельствует.

В двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха - эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах.

«Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда он мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями».

Первое отношение к прошлому создают, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитических способностей: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было - он был, оно, что-то памятное произошло.

Заметили ли вы, что самый светлый эпизод «Идиота» Достоевского - свидание князя Мышкина и Аглаи - совершается в Павловском парке утром? Это свидание нигде в ином месте и не могло произойти. Именно для этого свидания нужен Достоевскому Павловск. Вся эта сцена как бы вплетена в приветливый пейзаж Павловска.

Самый счастливый момент в жизни Обломова - его объяснение в любви - также совершается в саду.

В «Капитанской дочке» у Пушкина радостное завершение хлопот Маши Мироновой также происходит в «лорреновской» части Екатерининского парка.

Светлыми впечатлениями и воспоминаниями о таганрогском парке навеяны строки одного из самых ранних чеховских рассказов «И то, и се», в котором много местного, таганрогского колорита.

Нам, жителям чудесного уютного зеленого Таганрога, - родины А.П. Чехова, очень повезло. В нашем небольшом городе довольно много достопримечательностей, и мы к ним как-то привыкли, и, как правило, редко обращаемся к ним. Мы просто живём с ними. Мы воспринимаем многие из замечательных и достопримечательных мест Таганрога, как обычное, вечно существующее явление в городе. Именно так мы относимся и к нашему городскому парку. «Все мы родом из детства, и каждый из нас сохранил трепетное отношение к тому, что связано с ним. Для большинства таганрожцев одним из любимых мест, связанных, прежде всего с детством, вот уже более 200 лет является наш парк. Мы привыкли смотреть на наш старый парк, как на место отдыха…».1.

А если взглянуть на парк по-другому? Если посмотреть на парк, как на социальное явление в жизни в городе, как на «живой, меняющийся организм», если рассмотреть его (парк) как живое изменяющееся общественное явление?

Парк, как место, часто посещаемое и достопримечательное, а в городе, как нам кажется, во многом зависит от политики государства, областных, городских властей в области культуры, от отношения к парку тех, кто ухаживал за ним, кто посещал его, от того, как к парку относятся сами жителя города.

Согласно веянию и требованиям сиюминутной моды, наш парк, во многом или совсем мало, менял свои черты. Каждое поколение жителей нашего города находили в нем что- то свое, своё обычное, привычное и необычное, понятное и радостное только для них. Всех таганрожцев, и живших ,и покинувших город, и ныне живущих, объединяло и объединяет общее - наш парк, привязанность и любовь к нему…

Целью данной работы является изучение изменения «социального облика» таганрогского парка за более 200 летний период его существования. Для решения данной проблемы необходимо исследовать ряд следующих задач: во-первых, собрать и изучить документальный материал, позволяющий создать целостную картину становления, развития таганрогского парка. Во-вторых, выявить какие цели, задачи становились перед парком и теми, кто работал в нем в разные периоды существования парка. В-третьих, провести опрос у современных жителей Таганрога разных поколений, о роли нашего парка в их жизни и значение его для их поколения, для сравнения отношения к парку и его роли за 200 лет. В-четвертых, провести визуальный анализ фотодокументов, с целью выяснения того, как изменялся социальный облик нашего парка.

На основе проведенных исследований можно будет судить о том, как часто и почему изменялся социальный облик нашего парка, и как к этому уникальному и любимому месту жителей нашего города относились и относятся таганрожцы.

Актуальность данной работы состоит, прежде всего, в том, что она позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные и любимые уголки родного города.

Рассмотреть парк, как часть живого города, не застывшую, конкретную, а, постоянно изменяющуюся, живущую вместе с нами - таганрожцами.

Новый подход позволяет еще раз подчеркнуть прелесть одного из любимых уголков жителей нашего города, поднять интерес к новым исследованиям и изучениям нашего парка, и напомнить всем нам, что «Каждый человек обязан знать: среди какой красоты и каких ценностей он живет».

Еще 15 - 20 лет назад слова Д.С. Лихачева: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде культуры, созданной его предками или им самим…факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению».2., только обсуждались общественностью нашей страны. Тогда становилась только одна задача - сохранение социально-культурной среды обитания человека.

Сейчас мало только сохранять социально-культурную среду и обсуждать проблему ее сохранения, необходимо изучать хотя бы отдельные объекты в ретроспективе их развития. Это, как мне кажется, одно из актуальных проблем, стоящих пред краеведами. Данная работа должна привести к большому пониманию эпохи, людей, живших ранее.

Понимание приведет к еще большей любви к своей малой и большой родине... Правильное понимание прошедших эпох, воспитание любви к родине - одна из самых актуальных проблем в нашей стране на сегодня. Именно с таких позиций была написана данная исследовательская работа.

Работа над поставленной проблемой потребовала изучения большого объёма литературы, исторических источников, документальных материалов. К сожалению, по данной теме специальной литературы практически нет. Всю используемую при работе литературу можно разделить на несколько блоков.

К первому блоку относится общая литература по истории России XVIII XX веков и связанные с ней работы по истории русской культуры XIX - XX веков, по истории развития садово-паркового искусства в России и мире XIX XX веков. Особое впечатление в этой связи заслуживают книги: «История России 1682-1861гг», «История России 1861-1991гг», Е.В. Симонова; А.Б. Каменского «Россия XVIII - XIX вв.», «История России XX века»; Ю.С. Рябцева «История русской культуры». Второй блок представлен литературой по истории русского быта, по истории культуры повседневности. Внутри данного блока можно выделить узкоспециальные темы, посвященные, во-первых, изучению быта россиян XIX - XX вв. Историческими источниками по данной теме могут служить книги: М. И. Козьяковой « История культуры повседневности»; М. В. Коротковой «История русского быта», Л.М. Лященко «История России», «Энциклопедический словарь российской жизни и истории». Во-вторых, изучение мемуарной литературы XIX - XX вв., позволяющей расширить представление о жизни россиян, в том числе и таганрожцев в XIX начале ХХ века.

Третьим, самым обширным отдельным блоком, необходимо рассмотреть краеведческие издания по истории таганрогского парка. Во-первых, документальные материалы, хранящиеся в фондах ТГЛИАМЗ, в фондах Таганрогского ГАРО, позволяющие изучить быт, культурные традиции Таганрога XIX - XX вв. Особое внимание здесь заслуживают материалы по градостроительным работам в нашем городе и его благоустройству в XIX веке, документы первых лет Советской власти.

Во-вторых, одним из главнейших источников для работы являлись дневники, мемуары жителей нашего города, письма, заметки, побывавших в Таганроге гостей. Особого внимания заслуживают: письма, заметки А.П. Чехова о родном Таганроге в целом, и таганрогском парке в частности, письма Ф.Г. Раневской, дневники первого историка в городе П.П. Филевского, воспоминания о Таганроге и его достопримечательностях обыкновенных жителей города 50-90-х годов XX века, собранные учениками нашей школы для школьного музея. Дополняет этот материал фотоархив, позволяющий расширить представление о парке и нашем городе, собранный учащимися нашей школы.

Литературные источниками XIX - XX вв., тоже дают возможность создать художественный образ таганрогского парка в разные периоды, более чем 200 летней его истории. Все эти документальные материалы позволяют воссоздать атмосферу нашего города в XIX - XX вв., выявить роль парка в жизни обитателей Таганрога.

В-третьих, важным источником является историко-краеведческая литературу, дающая дополнительные справочные материалы о парке нашего города и об особенностях жизни в Таганроге XIX - XX вв. Книги О.П. Гаврюшкина: «Гуляет старый Таганрог», «Вдаль по Питерской» - помогают исследовать проблему парка, как социально-культурной среды, играющей довольно значительную роль в жизни города. Дополняют эти материалы книга М.С. Киричек «Наш парк», фотоальбом Л.И. Невговзина и Г.Н. Орлова. «Таганрогский парк на старых открытках и фотографиях».

Все эти материалы как публицистические, так и документальные, а так же анализ фотоархива позволит решить поставленную в работе проблему. Объект предполагаемого исследования является Таганрогский парк культуры и отдыха. Предметом изучения становятся:

А) Вся территория парка;

Б) Изменяющаяся социально-культурная среда Таганрогского парка жизнь Таганрога XIX - XX вв..Хронологические рамки ограничивают тему XIX - XX веками. Именно в эти века происходит становление, развитие, расцвет парка в Таганроге, невозможно ограничить тему только одним XX веком, т.к. в этом случае будет нарушена целостность восприятия и полноты изучения социально-культурной среды объекта.

Для решения поставленных задач применялись сравнительно-исторический метод, метод анализа, обобщения, метод статистических исследований, позволяющие получить полную картину изменения социально-культурной среды Таганрогского парка.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована на уроках истории, 8-11 класс, посвященных изучению социальной, культурной жизни нашей страны XIX - XXI вв., на уроках краеведения, обществознания. Во внеклассной работе при подготовке и проведении мероприятий, посвященных истории города, изучения его быта, культуры. Материал исследовательской работы пополнит материалы школьного музея, позволит на основе исследования продолжить дальнейшее изучение жизни и быта таганрожцев, их культурных традиций.

Знания, полученные при знакомстве учащихся с данной исследовательской работой, помогут юным жителям нашего города взглянуть на жизнь в нём, его традиции, любимые места, несколько «под иным углом». Они смогут познакомиться с иным, отличным от традиционного подхода, взглядом к любимому и известному месту в городе, который можно встретить в современной краеведческой литературе. Этот новый взгляд позволит, как нам, кажется, по-другому взглянуть на современную жизнь города, почувствовать свою сопричастность с тем, как жил и живёт наш город , необходимость родному городу, возможно, это чувство сопричастности и необходимости родному городу даст «толчок» для активной работы на благо Таганрога.

Данная работа только часть всей работы. Она охватывает период XIX в., начало XX (до 40-х годов).Не будем забывать еще одно, самое главное - для нас, парк не только объект социально-культурного исследования - был, есть и останется живым существом, важной частью нашего родного Таганрога.

Как всякое живое существо, парк имел свое рождение.… Своим рождением он обязан, правда, не на прямую, основателю нашего города - Петру I. Именно при Петре I было начато озеленение Таганрога. В инструкции на имя своего сподвижника Ф.М. Апраксина, губернатору южных территорий России, Азова и крепости Троицкой на Таган - Роге, в 1701г. Петр I распорядился: «Кругом Таганрога насеять желудей для лесу, также в городе по берегу и по морским пригожим местам посадить ивы».1. Так возникли первые искусственные лесные насаждения в степной зоне Приазовья. Можно предположить, что цель посадок вокруг города была в меньшей мере украшательская. Вероятно, Петр знал и предвидел пользу леса в крае, богатом ветрами и солнцем. Позднее, в 1708г., Петр обращается к азовскому губернатору И.А. Толстому: «В Троицком зело надобно разводить сады, а также и травы всякие, а больше майоран и розмарин».2. Появление же самого городского сада связано с именем градоначальника «...Образец энергии и понимания нужд края, где действовать он был призван» - так характеризовал этого человека П.П. Филевский

Поначалу иными мотивами, нежели заботами об отдыхе горожан, руководствовался градоначальник, когда принимал решение о создании сада. Б. Б. Кампенгаузен обратил внимание на то, что карантинная аптека покупает лекарственные травы, которые можно было бы выращивать на месте. Аптечные сады, называемые также «огородами», появились на Руси в XVI - XVIII вв. В 1706г. Петр I закладывает аптекарский огород при Генеральном военном госпитале в Москве, который позднее превратился в Ботанический сад МГУ. В 1714г. Был основан аптекарский огород в Петербурге. Высаживать в садах душистые пряные травы и цветы стало к тому времени установившейся традицией русских садоводов. Ароматные цветы были использованы в садах Измайлова (XVII век), позднее в цветниках летнего сада и Монплезира в Петербурге. В петровских садах наряду с пионами, лилиями и нарциссами росли мяты, мелисса, иссоп, шалфей, базилик.

К сожалению, до нас не дошли сведения о том, как проходил подготовительные работы по созданию проекта будущего сада. Но уже 30 июня 1806г. план сада был готов. Помимо аптечных плантаций в нем предусматривались посадки винограда и фруктовых деревьев с беседкой в центре. Осенью высаживали яблони, груши, вишни, рябина, черемуха, ясени. Так была положена основа городскому парку. Известно, что до второй половины XIX века публичные сады в русских городах были редкостью, поэтому Таганрогский сад можно считать одним из старейших городских садов. «Если учесть, что только с 80-х годов XIX века в Таганроге началось планомерное озеленение улиц, к которому привлекались все без исключения домовладельцы, то городской сад, несомненно, являлся особой достопримечательностью»/

Судя по всему, лекарственные плантации развивались довольно успешно.

Здесь выращивали ромашку, мяту, мелиссу, чабрец, щавель, горчицу, цикорий. Теперь нужды местной аптеки в лекарственных растениях были удовлетворены. Их хватало даже на продажу в казенные аптеки Москвы, Херсона и др. Б.Б.Кампенгаузен, видя пользу аптечных плантаций, принимает решение о разведении в Таганроге отдельного аптечного сада и приглашает профессора медико-хирургической академии С.С. Стефании для заведования им.

По плану, представленному 30 июня 1806г., землемером Ростовского уезда, инженером Шаржинским, часть сада отводилась под аптечные плантации, другая - под посадку фруктовых и декоративных деревьев и виноградников. Летом и осенью были произведены земляные работы, для которых использовались арестанты острога. Были спланированы плантации, несколько аллей и дорожек, вырыты колодцы, построены помещения для сторожей и хранения инструментов, произведены первые посадки растений.

К 15 октября 1806г. были доставлены из Курской губернии саженцы двухлетнего возраста: яблонь - 600 шт., груш - 400 шт., малины - 100 кустов. Из лекарственных трав посадили: ромашку, мяту, чабрец, щавель, горчицу и т.д.

Весной 1807г. было подсажено еще 1000 штук рябины и черемухи. Местные помещики М.И.Платов, Д.И. Алфераки, А.В. Трандафилов и другие безвозмездно предоставили из своих собственных имений саженцы декоративных деревьев. Этот благородный жест был весьма кстати, т.к. эти затраты по устройству аптечного сада были возложены на карантинную контору, вынужденную соблюдать строжайшую экономию.

Климат, земля Таганрога оказались благотворными, сад быстро разрастался. В 1809г. Б.Б. Кампенгаузен оставил пост градоначальника. Его приемник П.А. Папков не поддержал начинания своего предшественника. Однако, сад продолжал свое существование. Удивительно, но в это время сад не имел никакой ограды. «Находился сад в северной части мыса на пустынной окраине города. Размеры сада на тот момент, (как считает краевед М. Киричек), составляли 12 десятин и 1720 саженей

Очень скоро в истории городского сада наступит период небывалого расцвета. В 1825г., во время пребывания царя Александра I в Таганроге, новороссийский губернатор граф М. С. Воронцов представил ему проект разведения в городе казённого сада. «С того времени сад перешёл в ведение правительства и средства на его нужды выделялись из государственной казны. Увеличилась садовая площадь, были построены дом для садовника, казармы для воспитанников, магазин для провизии и инструмента, оранжерея»2. Ведя в Таганроге, как указывают историки, довольно замкнутый «частный» образ жизни, Александр I и его жена Елизавета Алексеевна много времени проводили в путешествиях. Особенно часто они выезжали в Карантин или в рощу Дубки. Оба этих места находились за чертой города. Дальние поездки в карантинную рощу Александр Павлович обычно совершал в экипаже вместе с супругой. А в городской сад любил приходить один. Вот что рассказывал директор мужской гимназии Я.С. Флоренсов: «Обыкновенная его ежедневная прогулка была по Петровской улице в городской сад. Любимое место… пригорок, где стояло пять старых дубов, насаженных… Касперовым при Екатерине Великой. Под тенью дубов часто сидел император на каменной скамейке один по целым часам, с глубокой думой на челе.… Эти тайные думы он унёс с собой в вечность».

Здесь следует дать некоторые пояснения, Аптечный сад одной своей стороной граничил с имением бывшего коменданта города И.П. Касперова. При отводе земель он включил в свои владения большую часть рощи «Ближние дубки насаженной еще в 1707г. по указанию Петра I. Бытовала легенда, что якобы царь самолично посадил три дуба, когда находился в городе в мае 1709г. Этот участок называли «Петровская горка».

Возможно, именно здесь облюбовал себе место для отдыха потомок Петра Александр I. О «горке» упоминает также историк П.П. Филевский, однако он почему-то деревья, под которыми сидел император, называет не дубами, а шелковицами: «Проходя через сад, он усаживался на скамейке под тремя шелковицами, где горка, где теперь дом №21 на Канатной улице, и задумывался. Перед ним налево расстилалась необозримая степь, а направо плескались воды Таганрогского залива.… Три громадные шелковицы, правда, уже засохшие, а также скамья и столик существовали в 1877г.»

Такое противоречие в отношении породы деревьев, скорее всего можно объяснить тем, что «петровские» дубы могли быть впоследствии заменены шелковицами. По свидетельству бывшего главного агронома и директора парка В.П.Литвиненко, в 1980-е годы спилили за непригодностью один из самых старых дубов. Оказалось, что срез имел чуть более 200 годовых колец, т.е. этот дуб был уже «екатерининского» времени. Во время проживания Александра Павловича в Таганроге, генерал-губернатор Новороссии, граф М.С. Воронцов, представил государю проект об устройстве в городе «Казенного сада» (т.е. субсидируемого из государственной казны) с целью распространения садоводства в здешнем крае. По смете предлагалось выделить 11,5 тысяч рублей единовременно и по 6 тысяч ежегодно.

Предлагалось также присылать сюда каждую весну по 15 воспитанников из сиротских домов для обучения их садоводству и использованию по уходу за садом. Император этот проект одобрил, однако сказал, что, нет надобности устраивать еще один сад, а следует присвоить статус «Казенного» уже имеющемуся Аптечному саду. 9 октября 1825 года им был подписан указ «О казенном саде в Таганроге».

Сам государь уделял нашему саду значительное внимание. По его распоряжению сад был увеличен за счет прикупленных у частных лиц дач и рощицы, назначены рабочие для ухода, и Александр Павлович лично давал им указания по приведению в порядок аллей и клумб.

Александру I мы обязаны появлением в саду оранжереи. Тогда она была заложена специально для поставки зелени к императорскому столу. Но после его кончины занялись выращиванием аптечной, цветочной и огородной рассады. Лекарственных трав было такое количество, что ими обеспечивались нужды не только местных аптек, но они отправлялись в аптеки Москвы, Херсона и других городов. Благодаря средствам, поступавшим из казны, значительно облегчалось содержание сада. В 1827 году была устроена первая ограда.

«Плодовые деревья продолжали занимать основную часть площади. Было высажено ещё 100 яблонь, 100 грушевых, 35 сливовых деревьев, 50 - вишнёвых и черешневых. Большая аллея, или Большой проспект, была асфальтирована ценной декоративной породой - липой, а также клёнами и ясенями». Таким образом, с самого начала своего существования городской сад не был чисто декоративным.

Из Екатеринославского казённого сада привозили (за определённую плату) деревья и кустарники для дальнейших посадок. Садовниками работали вначале некто Семенов, а затем присланный из Петербурга опытный специалист, парковый архитектор Е. Эстерн. Он сочетал утилитарные функции сада-огорода с эстетическими. Такое сочетание является самобытной, древней чертой русских садов. По характеру планировки и размещению зелёных насаждений его можно отнести к пейзажным садам.

Пейзажное направление в садово-парковом искусстве возникло в середине XVIII века. Регулярные приёмы планирования парков подвергались критики, парковые композиции стремились приблизить к естественной природе. Этому способствовало описание в европейской литературе планировки китайских садов. Основоположником таковой в Европе стал английский архитектор Хеморрей Рептон (1752 - 1817 гг.). Тогда в России появился термин «парк», имеющий английское происхождение.

Извилистые, напоминающие лесные тропинки аллеи, свободно растущие группировки деревьев и кустарников, отсутствие строгой геометрической симметрии - это основные черты пейзажных садов. Однако в России, как и в самой Англии, считалось возможным сочетать регулярные и пейзажные приемы планировки. Поэтому, очень часто в российских садах, главные аллеи могли быть ровными и прямыми, кое-где допускалась даже стрижка растительности, а боковые аллеи могли, имели естественный вид.

Таковым был и Таганрогский сад в период с 40-х годов XIX века до начала XX. После 1834 года, когда из Таганрога был переведен Главный карантин Приазовья, надобность в больших количествах лекарственных растений отпала. Поэтому, аптечные плантации стали сокращать, а на их место высаживать деревья, кустарники и цветы. Сад постепенно менял свое лицо, все более превращаясь в место отдыха жителей. «По свидетельству историка П.П. Филевского «…таганрогский сад состоял в статусе «Казенного» до 25 марта 1841 года. Новый император Николай I распорядился лишить его такой привилегии и передать на содержание городу».

«По прошествии пятнадцати лет, с 1841 года, сад вновь был передан на содержание городу и суммы, выделяемые на его содержание, резко сократились. Тогда же в саду был устроен шелковичный завод».3. Чтобы объяснить причины его устройства необходимо дать информацию о предназначении такого завода.

Всем хорошо известное тутовое дерево в России чаще всего называют шелковицей от слова «шелк». Листья тутовых деревьев являются основным кормом для насекомых, именуемых тутовыми шелкопрядами. Их гусеницы имеют способность заворачиваться в кокон, используя, продукт желез внутренней секреции в виде тончайших, но крепких нитей.

Путем специальной переработки этих коконов в трикотажном производстве, получают шёлковые нитки, из которых затем ткут натуральный шелк. Таким образом, чтобы организовать выработку шелка, необходимо разводить шелкопрядов, а, следовательно, в качестве корма для них выращивать как можно больше тутовых деревьев.

Производством шелковых тканей в России начали заниматься гораздо позже, чем в таких странах, как Китай и Индия, где тутовые деревья росли в изобилии. С целью его развития Пётр I приказал заложить под Москвой плантацию из 3000 тысяч шелковиц. Но для этого более подходил климат южных провинций, в том числе в Приазовье.

Первые попытки высадки тутовых в Таганроге с целью заведения здесь в дальнейшем шелководства (так называют процесс разведения тутовых шелкопрядов) были предприняты в конце XVIII века в период возрождения города Екатериной II. Жителям раздавались пустующие участки земли с условием обязательной посадки, наряду с иными растениями, шелковичных деревьев. Великолепную шелковичную аллею создал у себя в имении И.П. Касперов.

В феврале 1800 года император Павел I подписал указ о развитии шелководства в России. В соответствии с ним в 1806 году в Таганрог прибыл инструктор по шелководству англичанин Стивен, который привез семена шелковицы и безвозмездно раздавал их всем желающим. «К тому времени лучшие пригородные, и приморские участки отводились под тутовые плантации. В Приазовье, согласно высочайшему повелению от 11 февраля 1800 года, принимались все меры для развития тутоводства и шелководства».1. Посевы производились во всех удобных местах, в урочищах балок Большая и Малая Черепаха, по берегам реки Миус. В наших краях эти деревья хорошо приживались, и шелководство получило широкий размах. К 1840- м годам появилась необходимость в организации руководства этим процессом. С этой целью и был открыт шелковичный завод. Его возглавил мастер Ермолаев, который давал консультации по правильному ведению дела.

Завод осуществлял прием от населения коконов и отправку их на трикотажные фабрики. «Причиной размещения завода на территории сада, вероятно, стало то обстоятельство, что после сокращения там плантаций трав образовался свободный участок, где посадили шелковицы. Как в самом саду, так и в прилегающей к нему Касперовке росло немалое кол-во тутовых».

К сожалению, более подробной информацией о заводе и о времени его закрытия нет. Известно, что в нашем городе некоторая часть населения занималось шелководством длительное время. Даже в 20 - 30-е годы XX века в Таганроге существовала городская «шелководно-опытная станция»….

Но вернемся к истории сада. С целью более эффективного управления его делами в 1849г. был создан Садовый комитет. В него вошли уважаемые и состоятельные люди: М.Н. Комнено-Варваци, А.Н. Авьерино, И.Е. Кобылин и другие. В 1860-е годы членами комитета являлись: Э.К. Лоренц, П.И. Камбуров, П.Ф. Перушкин, С.А. Аргиропуло. Последний состав садового комитета прославился тем, что выстроил в саду изумительную «Китайскую беседку», в которой город дал торжественный обед в честь прибывшего в Таганрог великого князя Николая (1863 год).

Свое существование комитет прекратил в 1867г., когда наступил новый период в истории сада. За это время парк меняет свой облик. Прежде всего: со стороны Мало-Кампенгаузенского (ныне Спартаковского) переулка существовал, да и сейчас существует, центральный вход в парк. От него перпендикулярно к садовой ограде начиналась ровная, длинная - Большая аллея, оканчивающаяся беседкой. Влево от Большой аллеи, примерно в центральной ее части, ответвлялась такая же прямая, как линейка - Гимназическая аллея, выходившая на Большой Садовый переулок. Справа от места разветвления, на небольшом от нее расстоянии располагался знаменитый «круг». Вокруг «круга» по замкнутой аллеи, гуляла публика, по обе стороны её шли сплошные скамейки.

В 1867г. градоначальник И.А. Шестаков распорядился: «Поддерживать в саду исключительно дикие деревья для тени, а все плантации, винограда, ботанические и огородные, уничтожить; цветы разводить только для украшения сада, а не для продажи».1. Можно предположить, что такое решение было принято из финансовых соображений. Безусловно, содержание плодового сада и плантаций лекарственных трав требовало больших человеческого труда. Однако, не менее вероятно, что это была дань веяниям нового времени.

Во II половине XIX века в России появляется новое веяние. В больших и малых городах появляются городские сады, а в них обязательно отводится место под оркестр, исполняющий в определённые вечера музыкальные произведения разных жанров.

Родоначальником этого веяния в российских городах многие музыковеды считают музыкальные концерты в пригороде Санкт-Петербурга Павловске. Именно там еще «… в 1838 году был построен на лоне прекрасной русской природы воксал.

Воксад - вокзал (от англ. Vauxhall), отличался от курзала тем, что последний является концертным залом при месте для лечения - курорте. Например, курзалом назывался концертный зал при Сестрорецком курорте, где устраивались концерты по типу летних концертов в Павловском вокзале.

Первоначально «… Музыке в Павловском вокзале тогда никто не предавал серьезного значения. И не удивительно. Функции оркестра ограничивались исполнением «приятных» пьес во время обеда и «игранием танцев по вечерам (упоминаний о бальном оркестре в Павловске в это время ни в прессе, ни в делах Правления в ЦГИА и ЛГИА не встречается)».1

Однако уже к 60-м годам XIX века все меняется «Иллюминация бывала, по словам «Северной пчелы», «… истинно изящна. Разноцветные фонари обвивали арки галерей и всего здания», которое «изнутри ликовала светом. Вы знаете, как при иллюминации странно освещаются деревья; тишина, сон их листьев, наводят сладкую задумчивость… Музыка довершала очарование». Она хорошо слышна была в уставленной скамейками открытой галерее вокзала, откуда виден был полускрытый роскошными купами деревьев дворец».2

Примеру Павловска последовали другие города России. Так, строившийся по примеру Санкт-Петербурга, Новочеркасск - столица Войска Донского, обзаводится своим городским садом. Н.В. Кукольник, побывавший в это время в молодом городе, писал: «… кругом сочные, жирные волны свежей зелени молодого городского сада, изящно украшенного щегольской оранжереей, красивым воксалом (сборное помещение для прослушивания музыкальных произведений), беседками, мостиками, сюрпризами и т.д.».3

Однако, в Новочеркасске традиции музыкальных вечеров на открытом воздухе, в парке не прижились. Новочеркассцы, по мнению краеведа А.А. Данцева, в этот период предпочитали «… отдых в садах возле домов или выезжая на прогулки, пикники».4

В Таганрогском саду не стали строить «воксал» в парке. Для выступления оркестра было выделено специальное место - «открытая площадка» с построенной эстрадной ротондой практически в центре парка.

В середине XIX века одним из самых главных факторов, привлекавших публику в городской сад, долгие годы являлась возможность услышать хорошую музыку. Репутация Таганрога, как города музыкального, прочно установилась еще в середине XIX века. Этому содействовало разнообразие национальностей жителей с их музыкальной культурой, обилием мелодий и напевов.

Музыку в этот период любили все слои населения. Особой популярностью пользовалась итальянская музыка, с которой таганрожцы сроднились после появления в городе нового здания театра (1866г.), где функционировала итальянская оперная труппа, и имелся прекрасный симфонический оркестр.

По окончании зимнего сезона большинство артистов и музыкантов возвращались в Италию, но некоторые оставались в Таганроге и на лето, подрабатывая концертами и уроками музыки.

3 мая 1869 года в газете «Полицейский листок» было напечатано объявление: «Имею честь объявить, что, арендовав буфет в здешнем городском саду и желая доставить публике, удовольствие слушать хорошую музыку… я договорил здешний оркестр, который будет играть по вечерам. Хантемиров».1

С начала 1870-х годов выступления итальянского оркестра в саду стали регулярными. Городская Управа при заключении договора с арендаторами зачастую специально оговаривала обязанность их содержать за свой счет оркестр. Причем, играли оркестранты теперь уже не только для посетителей ресторана или буфета, а на открытой эстраде, расположенной в отгороженной части сада («круге»). П.П. Филевский писал, что, придя в сад, «бабушки, тёти и мамы располагались в так называемых полукружьях против оркестра, молодёжь вертелась в кругу вокруг оркестра... Симфонического однообразия тогда не было, была музыка, доступная для всех… Оплату за вход по 5 копеек стали взимать только с 80-х годов… Оркестр начинал играть с 7 часов вечера, а в 12 под звуки марша публика расходилась».2

Упоминает П.П. Филевский и несколько запомнившихся ему имен: дирижеры оркестра - Выгарницкий, отец и сын Мола, скрипачи - Офичиозо, Сартини, Березовский, тромбон - Берарди, виолончель - Палкин и другие. Как видим, среди музыкантов встречаются не только итальянские фамилии, но и русские.

Наиболее значительная роль в организации постоянного садового оркестра и его деятельность принадлежит Гаэтано Варфоломеевичу Молла. Уроженец Генуи, Г.В. Молла работал в Милане хормейстером оперного театра Ла Скала. В этом же качестве приехал с одной из оперных трупп в таганрогский театр в конце 1860-х г.

В то время из Италии приезжали только солисты, а хор комплектовался их местных певцов и певиц. Молодой Гаэтано влюбился в одну из русских хористок, женился и навсегда остался жить в нашем городе. В зимний сезон он работал в театре, а в летнее время руководил оркестром в городском саду. На его симфонических вечерах таганрожцы знакомились с лучшими произведениями европейской и русской музыки.

В 1886г. итальянская опера прекратила свое существование, но несколько ее музыкантов остались в России. Из их числа скрипач Николо Офичиозо, потомки которого до сих пор живут в нашем городе. Остался в Таганроге и руководитель таганрогского театрального оркестра Гаэтано Мола. Г.В. Молла был не только хорошим музыкантом, но и композитором, и педагогом. Среди его учеников был живший в детские и юношеские годы в Таганроге будущий известный композитор С.М. Майкапар.

Скончался Г.В. Молла в 49 лет от тяжелой болезни, похоронен на старом городском кладбище, могила его утрачена.

Еще при жизни Г.В. Молла был период, когда оркестром городского сада руководил другой дирижер. Так в 1886 - 1889 годы это был выходец из Чехии - Вячеслав Иванович Сук (1861 - 1993) - скрипач, композитор, дирижер. О его величайшем профессионализме свидетельствует тот факт, что он с 1906 по 1993 год являлся дирижером Большого театра, в 1925 получил звание народного артиста РСФСР.

После отъезда В. И. Сук из Таганрога оркестр в саду до самой кончины вновь возглавлял Гаэтано Молла, а когда его не стало, оркестр 3 года влачил жалкое существование, пока дело отца не взял в свои руки один из сыновей Молла - Валериан Гаэтанович (1872 -1938).

Он родился в Таганроге. Музыкальные его способности проявились уже в раннем детстве и развились под руководством отца.

Валериан окончил Петербургскую консерваторию и вернулся в родной город. В 1897г. В.Г. Молла занял место за дирижерским пультом в городском саду.В это время городской сад с его симфоническим оркестром был популярен, и любим, как среди жителей, так и среди гостей, приезжающих в город. Известный столичный журналист В.Я. Светлов написал, после посещения одного из летних концертов в таганрогском саду: « Летом здесь играет прекрасный, хотя и небольшой оркестр музыки под управлением даровитого капельмейстера Молла, молодого обрусевшего итальянца, уроженца города; за крайне дешевую плату - 7 копеек, даже бедный житель города может провести вечер в саду, отдышаться от дневного зноя и послушать образцовую музыку в прекрасном исполнении энергичного и талантливого дирижера».1. Эти слова вполне можно дополнить отрывком из книги детского писателя И.Д. Василенко, проведшего в Таганроге детские годы, «Жизнь и приключения Заморыша». «На дирижерский мостик музыкальной раковины поднимался художник Минолла (в книге фамилия изменена), итальянец с большим бледным лбом, черной бородкой и волнистой шевелюрой.… По мере того, как он принимался водить в воздухе палочкой, передо мной возникали удивительные картины, и душа моя то сжималась, то испытывала блаженство покоя, то гневалась, обливаясь слезами.… Все скамьи перед раковиной уже были заняты. Четыре деревянные ложи, на места в которые билеты рассыпались местной знати, тоже были полны…

Публика, плотно окружившая скамьи, смотрела на вдохновенные движения рук дирижера…».2.

Все, кто приходил в таганрогский сад слушать музыку, хорошо знали правую половину парка. Именно она предназначалась для гулянья. Именно здесь находился отгороженный участок овальной формы, названный «кругом».

Круг посещали, как указывал П.П. Филевский - интеллигенция.

В душистой тени деревьев под музыку можно было неспешно побеседовать со знакомыми о городских новостях. Писатель И. Д. Василенко так описал это место: «… в другой, называемой кругом половине спасалась от жары публика. Здесь на высоких столбах ярко горели фонари, играл симфонический оркестр…»1.

В 1887г. А.П. Чехов в своем письме из Таганрога в Москву также упоминает «круг»: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный… Круг битком забит».2. Известны еще слова Чехова о «круге», которые приводят по свидетельству местного журналиста А.Б. Тараховского. Во время очередного приезда писателя в родной город в 1894г. они вместе посетили городской сад.

Тараховский вспоминал, что Антон Павлович уселся в сторонке и долго смотрел на гуляющих. «Ни одного знакомого, все новые лица, - сказал он, - а между тем все по-прежнему. И тот же круг, и так же ходят вокруг музыкальной эстрады, и скучают. Все до мелочей осталось, как было в мое время, когда я бегал сюда гимназистом».3.

Наш земляк Гущин (Гутмахер) писал: «Погулять по Большой аллее бывает иногда интересно… Толпа непроходимая и разношерстная. Смесь запахов духов, семечек, ваксы, дегтя, сивухи и прочая. Картузы, фуражки, косынки, но чаще шляпы и шляпки…»4.

Примерно в середине Большой( Главной) аллеи влево от нее отходила довольно длинная, ровная аллея, получившая звание «Гимназическая». Это объяснило тем, что ее облюбовала молодежь, в основном учащиеся гимназии и училищ. Здесь скамьи стояли на некотором расстоянии друг от друга, что способствовало большему уединению. Это был один из самых романтических уголков сада.

Это нашло отражение в повести Чехова «Огни». Ее герой инженер Ананьев, вспоминая свою юношескую влюбленность в Кисочку, говорит: «Бывало, по вечерам она сидела в городском саде на скамье, а мы, гимназисты, толпились около нее и благоговейно созерцали».5

Александр Чехов старший брат писателя, впоследствии вспоминал, что «здесь возникали, расцветали и увядали каждое лето тысячи романов. Здесь мы, гимназисты и гимназистки, впервые испытали уколы стрел шаловливого амура и жестоко влюблялись, предавая забвению и науку, учебники.… И всему виной были: городской сад, прекрасная музыка…и возраст…»6

На гимназической аллее происходили ожесточенные драки между давними соперниками и врагами - гимназистами и учащимися уездного училища.

Эта аллея отличалась еще тем, что была обсажена почти сплошь тутовыми деревьями.

«Когда поспевали сладкие белые и черные ягоды, то гимназисты целыми толпами совершали нашествия в эту часть сада .В дневное время, когда сад был почти пуст, здесь в тишине и покое, под тенью раскидистых деревьев хорошо было посидеть в одиночестве с книгой в руках на удобных скамьях с высокой спинкой.» .1

Даже после ликвидации аптекарских плантаций и начала работ по перепланированию левой части она отличалась от более цивилизованной правой части. Порядок в парке и около него поддерживался постоянно. Для случайностей у ворот одних и других ставились городовые, которые не должны были впускать пьяных и оборванцев. По мнению П.П. Филерского «Разные столичные Аркадии, Ливадии, Сокольники, Яры не годятся в моральном сравнении с тем, что представлял собой городской сад в Таганроге».2.

Если говорить о развлечениях в саду, то их было немного. Аттракционов в современном понимании тогда не существовало. Очень редкими были выступления здесь, каких-либо акробатов. Настоящий фурор произвели на публику показные полеты на воздушном шаре(1874г.). В садовых беседках играли в карты и бильярд, позже появился тир. На Большой аллее располагались павильоны для продажи мороженого, кефира, и кумыса. В 1887г. для заведования садом городской Думой был избран П.А. Вальяно, который добросовестно отнесся к своим обязанностям. Опытные садовники Игнатьев, затем Овчаренко произвели посадки деревьев, появились цветники и оранжереи.

В 40 - 90е. годы XX века Таганрогский парк процветает. В этот период в летние месяцы парк становится «пульсом жизни» Таганрога. Сюда перебирались в летние постройки городские клубы. Здесь не только гуляли, отдыхали, дышали воздухом, наполненным ароматом цветущих растений, слушали музыку, но и общались с нужными людьми, заводили новые знакомства. Пока солидные мужчины вели деловые разговоры или предавались играм в карты, женщины обсуждали моду и сплетничали. Молодежь, пользуясь, случаем увидеться с предметом своих воздыханий, флиртовала, а дети имели возможность вдоволь побегать и поесть сладости. Каждый из жителей или гостей города мог найти себе занятие по душе в парке. Довольно быстро казенное название - «публичный сад» заменяется в городе на душевное - «наш сад» или «городской сад».Городской сад становится частью жизни всех слоев общества Таганрога. Теперь это место отдыха, прогулок, развлечений для всех таганрожцев и гостей города.

Демократичность парка - одна из привлекательных его черт в этот период. Он пока вне политической борьбы и практически лишен идеологических влияний.

В 1895г. городская Дума утвердила проект новой планировки сада на манер европейских садов. К тому времени определяющими становились такие признаки общественных садов как: дополнительное озеленение территории, укрупнение масштаба, доступность, наличие устройств для развлечений и спорта.

Еще в середине 70х начале 80х годов таганрожцы видели свой сад таким, как описал его П.П. Филевский в своей повести «на берегах Тамаринды». «Было часов шесть. Начинался роскошный вечер. Все лужайки сада были зелены, как изумрудный ковер, украшенный полевыми цветочками. Майские жуки перелетали с цветка на цветок, оживляя этот ковер».

Но уже к концу XIX века старые деревья начали болеть и погибать, поэтому пришлось эти деревья вырубать и заменять новыми - молодыми. Многочисленная часть жителей, не понимая, что это вынужденная мера, горячо протестовала против уничтожения исторических реликвий. Наш земляк, ученный и писатель В.Г. Тан ( Богораз), посетивший родной город в 1909г., писал: «Старый городской сад, давняя таганрогская гордость, весь вырублен под корень и снова засажен молодыми деревьями. Говорят, весной в нем, как прежде, зелено и тенисто. Но я тщетно ищу старые ветвистые деревья, под которыми когда-то любил отдыхать Александр I».2.

Озабоченность по поводу недостаточного, по его мнению, ухода за зелеными насаждениями выражал наш земляк А.П. Чехов, советуя в письме П.Ф. Иорданову (городскому Голове) «посылать на летнее время учителей в подмосковную школу для изучения основ садоводства и огородничества»… Антон Павлович надеялся, что «…они смогут передать эти знания своим ученикам и привить им желание ухаживать «за садом и другими городскими насаждениями».

Сам Чехов бережно хранил в памяти и сердце таганрогский сад, вкрапливая в свои произведения, теплые, лирические строки о нем. Например, в рассказе «Учитель словесности» он писал: «был седьмой час вечера - время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играл оркестр».

В конце XIX начале XX века началась посадка различных экзотических растений из разных зон земного мира. Возле новой каменной ротонды высадили клены, японскую сапфору.

В парке появились такие редкие представители флоры, как гинго, дуб, черешчатый.

Новые освободившиеся от зеленых насаждений территории в парке стали занимать под различные постройки. При всех стремлениях сохранить сад, как территорию максимально приближенную к естественной природе, конец XIX начало XX века принес в садово-парковое искусство потребность в устройстве объектов развлечения и спорта. Следствием этого стало строительство на территории сада большой каменной ротонды с концертным залом и бильярдной, помещения для катания на роликовых коньках.

Вообще-то, до революции ни парки, ни сады не ставили своей целью развитие физической культуры своих посетителей. Строительство спортивных площадок на территории парка в начале XX века - это, по-видимому, дань времени. Такой спортивной площадкой в таганрогском парке стал с скетинг - ринк (1909 год). «Между центральным входом и каменной ротондой в сентябре 1909г. городская дума и предприниматель Суходольский заключил соглашение о передаче ему в арендное пользование участка земли под устройство крытого скетинг-ринка - площадки для катания на роликовых коньках».1.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.