РУБРИКИ

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

p align="left">Скетинг-ринк пользовался в дальнейшем большой популярностью, а когда в апреле 1910 года стали вырубать под каток вековые деревья на площади 640 квадратных метров, горожане были взволнованны и возмущены раздавались голоса, что трек можно было устроить и в другом месте. «При открытии скетинг-ринка на катке устроили маскарад на коньках. За лучший оригинальный костюм для мужчин назначали приз - серебряный бокал. В соревновании женщин первое место присудили госпоже Ивановой с вручением золотого медальона, второе место и приз - золотой жетон получила госпожа Александрова, серебряным жетоном за третье место отметили госпожу Цибулькину… Восьмого сентября 1914г. в пятилетнюю годовщину существования таганрогского скетинг-ринка в городском саду организовали празднование. В показательных выступлениях приняли участие местные мастера господа Лекас, Мацано, Потапенко, Филь, Самборский. Трек был покрыт бесшумной и непыльной мастикой. Играл духовой оркестр. Цены билетам установили от 30 копеек за вход до 3 рублей (ложи), за прокат коньков брали 60 копеек».2.

Скетинг-ринк был новым явлением в жизни города, особенно молодежи. Практически все желающие покататься на роликовых коньках могли посещать это заведение. Скетинг-ринк в таганрогском парке был одним из первых в России. Однако тот факт, что для высвобождения площадки под строительство скетинг-ринка пришлось выкорчевывать не мало росших здесь вековых деревьев, вызывало возмущение таганрожцев, которые всегда любили и ревниво защищали свой сад, его зеленый убор.

Вслед за строительством скетинг-ринка в парке начали устраивать каждый год в зимний период каток. Коньками жители города увлекались давно. Этому способствовало наличие замерзшего моря, где зимой устраивались катки. Начиная с конца XIX века и вплоть до октябрьской революции, каток в парке работал в зимнее время для всех желающих и бесплатно.

Даже те, кто не умел кататься на коньках - пожилые люди, могли покататься на катке. В их распоряжении были специальные кресла на полозьях. Молодые, неопытные конькобежцы и просто любители покататься на коньках, как правило, управляли санями, доставляя радость и тем, кого катали и себе от катания на коньках.

И зимние катки в парке, и увлечение скетинг-ринком были прерваны событиями первой мировой войны, революциями. Но в памяти жителей Таганрога эти спортивные увлечения и занятия спортом на территории таганрогского сада оставили неизгладимый след в памяти на долгое время …

Кроме спортивных площадок, в таганрогском парке происходило строительство других менее важных и абсолютно не нужных сооружений. Александр Павлович Чехов (старший брат писателя), посетивший родной город в 1912г., писал: «Отцы города вырубили в самом лучшем месте самые лучшие деревья и соорудили на образовавшейся территории неуклюжее и безобразное летнее здание для клуба.

В 1896г. арендатор сада Ханамиров выстроил деревянное большое здание, имевшее не только хорошо оборудованный ресторан, но и бильярдный зал с дорогим бильярдом. Однако через два года это здание полностью сгорело. Место пустовало. В начале 1900-х годов городская Управа приняла решение произвести здесь постройку за счет города. По проекту архитектора Б.И. Гершковича в 1909г. было выстроено белокаменное здание с концертным залом. Несмотря на то, что в этот период в архитектуре уже царил «модерн», здание имело многие элементы угасшего классицизма: колонны, поддерживающие свод, замковые камни и т.д. Форма здания в плане не соответствовала точному определению того, что называлось «ротондой» (от итальян. слова «круглая», однако таганрожцы называли ее именно так: «новая ротонда»).

«Находилось здание в пределах ограды городского сада и поэтому являлось как бы составляющей частью. Внутри здание имело неширокое фойе и зрительный зал в два яруса: внизу партер, наверху по бокам ряды лож, в задней части балкон. Сцена была довольно узкой. Помимо этого зала имелись ресторан со вспомогательными службами и бильярдный зал. Строя это здание с хорошим концертным залом, городская Управа имела цель привлечь в наш город известных музыкантов певцов, которым было бы, где выступить»..2 . В период с 1909 по 1917 год здесь состоялись концерты: русского скрипача и композитора Я. Кубелика, польского пианиста И. Гофмана, первого тенора С.-Петербургской оперы А. Лабинского и даже величайшего пианиста и композитора С.В. Рахманинова (дважды), и других.

Чтобы в промежутках между концертами зал не пустовал, городская Управа сдавала его в аренду также, как и другие помещения и весь сад в целом. В 1910 году, в результате жарких торгов, сад «со всеми ротондами» перешел к некоему Оганесянцу, который в свою очередь сдал зрительный зал владельцу кинематографа «Мираж» В.И. Кулику, где тот открыл театр «Новый Мираж».

Когда арендатором стал другой владелец кинематографа Г.Д. Букатин, то он произвел переоборудование сцены, установил экран и кинобудку и открыл в 1913 году здесь кинотеатр «Аполло» По воспоминаниям старожила города А.А. Александровского одновременно в здании работал театр миниатюр.

А по воспоминаниям П.П. Филевского «К часу ночи сад пустел, фонари тушились, а только в китайской беседке и ротонде игроки азартных игр проигрывали свои выигрыши и допивали остатки от проигрышей»

В конце XIX начале XX веков к комплексу парковых аттракционов относился и бильярд. В Таганроге конца XIX начале XX века, как и повсеместно, в России, да и за рубежом, очень широко была распространена игра на деньги в карты, бильярд, лото. Летом крупные игры велись в ротонде и в китайской беседке в городском саду. Это вызывало справедливый гнев жителей города. Но поскольку игры велись на определенной территории и определенными представителями таганрогского общества, то городские власти смотрели на подобные явления довольно спокойно. Жителям, видевшим свой городской сад местом отдыха, это естественно не нравилось…

Таганрогский сад всегда, был частью социо - культурной среды нашего города и все, что происходило в городе, все те или иные изменения касались существования парка. Конец XIX начало XX века для Таганрога это период утверждения капитализма. Здесь, как и в других городах страны, происходит формирование буржуазии и пролетариата.

Историк города П.П. Филевский ещё в 1898 году писал: «Соль общества заключается в денежной аристократии, которая, однако же, следствии скудности образования в общественной жизни тона не задает»… 2. Имеющая много средств и тратящая их в большом количестве на свои развлечения таганрогская аристократия часто устраивала и в парке большие великолепные праздники подобно тому, который был описан в таганрогской прессе летом 1813 года: «…28 июля 1913 года вольное пожарное общество организовало в саду грандиозное гуляние, что собрало громадное количество публики. Гвоздем программы объявили конкурс «дамской ножки» и к десяти часам вечера публика тесным кольцом окружила эстраду, на которой должны выступать соискательницы. В двенадцать часов ведущий, наконец, возвестил о начале конкурса. Все возвышенные места и скамейки заполнила густая толпа зрителей. Жюри объявило правила и условия, по которым возраст участниц не должен превышать восемнадцати лет и обладать ножкой при размере обуви не более номеров 32 и 33. Наступила тишина. Сначала это сообщение не нашло откликов среди присутствующих и жюри повысило размер до 35 номера. После некоторого времени нашлось вес же три соискательницы с размером ножки 32 и 33 номеров, которых публика наградила шумными аплодисментами. Все они получили призы - стеклянные вазы, туфельки и ручные зеркальца».

Давая характеристику посещавших городской сад в конце XIX начале XX века, П.П. Филевский отмечает: «В саду сходилась публика всех слоев общества и всех возрастов. Лучшими молодыми людьми были гимназисты старших классов и немногочисленные студенты, приехавшие на каникулы домой . Другая молодежь, это клерки хлебных контор, большие греки и вообще иностранцы. Были еще чиновники, но их было всегда мало в Таганроге, и служащие частных банков. Переведена была в Таганрог артиллерийская бригада, и появились новые мундиры. Это был новый элемент, в общем, вполне добропорядочный: артиллерийские офицеры стояли много выше армейских и кавалерских во всех отношениях.

Здесь в городском саду встречались молодые люди. Это было те удобнее, что в сад ходили по вечерам целыми семьями и в то время, когда отцы беседовали за стаканом чаю или скромною выпивкой в буфете, а матери сидели в «кругу» и рассматривали скромные летние туалеты, молодые люди перебегали от одного цветка к другому, производя оживление среди публики».

Но в то же время в парке все чаще встречались новые представители таганрогского общества - рабочие с окраины города, крестьяне, окрестных деревень, уходившие на заработки в Таганрог. Количество рабочих в городе неуклонно росло в конце XIX начале XX века. «В канун Первой Мировой войны на промышленных предприятиях города, железной дороге и в порту имелось около 8,5 тысяч рабочих».2 Местный писатель Гущин (Гутмахер) описывает посещение городского сада уже в начале XX века: «Я вхожу в городской сад. Большая аллея наполнена чистокровными фараонами*, «круг» -так называемою «интеллигенцией Легкая пыль, мелькающие лица, отрывки фраз. Остроты, каламбуры - часто свобода слова и обращения.

- То ись, тим более! - слышится тонкий голосок какой-то «барышни».

- Ах, вуспокойтесь, Анна Ликсеевна, уговаривает ее, прижимая руку к сердцу, «кавалер» с багровым, как морковь, лицом и мутными глазами,

- Какая ви, право, сунтиментальная!

Возле каменной ротонды на столиках идет попойка. Проходящие «чистокровные» с завистью посматривают на сидящих за столиками, а те восседают с достоинством, и свысока глядя на прохожих.

- Здравствуйте, Зелихвон! - кричит кто-то из гуляющих, кому-то сидящему за бутылками, в компании надеясь на приглашение

-Здравствуйте, Зелибон!- отвечает тот отрывисто и отворачивает голову. Зелибон безнадежно проходит дальше.

В стороне небольшая группа фараонов* о чем-то горячо рассуждает. Слышны воинственные крики. Особенно кипятится один маленький, разукрашенный синяками субъект.

- Да куда ты лезешь? - говорит ему кто-то, - ты на морду свою погляди!

- Уходь, - не унимается тот, - наша морда известная.

- Сидю я под квасом, - вдруг восклицает подле меня новый визгливый голос. -

-Ладно. Сидю это я и глядю. Идет Ульяша. Я, значит, к ней. Ну и пошли мы. А вон это подходит ко мне.

- Ви, - говорит, - это шо здесь хвигурировайте?

- А я ему: «А, ви, шо, говорю, как шляпу надели, так и заломались. Барин, шо ли».

- Звините, - говорит, - я хоть и в шляпе, а не барин.

Из боковой аллеи входит в толпу солдат с дамою сердца. Дама в красном полуплатке и в белом переднике.

- А мороженное уважаете? - спрашивает любезно солдат.

- Оченно сладкое, да и холодно от него, - ломается дама, пощелкивая семечки.

Какой- то, по-видимому, приезжий франт в макферлане, спокойно гуляет по «кругу» со своей дамой. Двое молодых любителей женского пола затрагивают мимоходом «известную» им даму и придумывают средство овладеть ею.

Один из них поспешно отправляется на Большую аллею и отыскивает там одного, авторитетного между фараонами субъекта, обещает ему угощение, приводит в «круг» и , указывая на франта, говорит:

- Помоги, друг, припугни как-нибудь этого.

- Можно, - соглашается авторитет, - для вас все можно.

Авторитет возвращается на большую аллею и через пять минут оттуда уже направляется на макферлан с разных сторон двое чистокровнейших, один из которых пишет ногами мыслете и, употребляя при этом руки как крылья, точно изображает собою подстреленную птицу.

Оба сходятся как раз возле франта. Один преспокойно берет в руку полу макферлана и начинает ее презрительно мотать из стороны в сторону.

- Шо это на нем, чи ротонда, чи матонда? - со спокойной многозначительностью спрашивает он товарища.

- Бей его с хвонда, - раздается грубый голос за спиной макферлана. Дама внезапно вскрикивает и исчезает.

В этот момент появляются со свистком и бряцанием шашек трое городовых во главе с околоточным надзирателем. Порок наказывается, а добродетель, хотя и бледная и с помятой шляпой, но все же торжествует». В праздничные дни городской сад буквально заполнялся гуляющими. В местах, где прохаживалась простая публика, треск от щелкивания подсолнухов был настолько силен, что собственно разговора не слышно было».

В 1908 году штат охраны городского сада довели до восьми человек при одном заведующем. Патрулирование осуществлялось с восьми часов вечера до утра. В 1912 году городская управа распорядилась направить для борьбы с хулиганством членов полиции, которые находились у ворот сада, у входа в отгороженную часть со стороны Большой алле, вблизи ротонды, у входа в театр «Марс» и в театре «Мираж».

«Развитие российского общества, перераставшего рамки сословной организации и неограниченной монархии, требовало перемен в социальной политике. Углублялся разрыв между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным сектором. Возрастает раскол между либерально настроенной интеллигенцией, ждущих конструктивных реформ, пролетариатом, которому нечего было терять и не склонным к преобразованию правительством».

Все эти раздираемые страну, а значит, и наш город, противоречия ощущал и городской сад. Он в это время становится местом проведения собраний, митингов. Помнит наш городской сад и революционные события первых лет ХХ века.

«В революционные дни 1906 года в десять часов вечера 10 июля в городском саду толпа рабочих, количеством около тысячи человек, ворвались в «круг» отгороженной части и потребовала от оркестра исполнения «Марсельезы». Музыканты разбежались, а гуляющие стали поспешно покидать сад. Революционно настроенные рабочие, несмотря на запрет со стороны полиции, с музыкальной эстрады стали призывать присутствующих к роспуску Государственной Думы и к вооруженному восстанию. Затем с красными флагами покинули сад и с пением «марсельезы» направились по Греческой улице».

Те немногие материалы, сохранившиеся в таганрогских архивах, позволяют говорить о том, что состояние городского сада (парка) постепенно ухудшалось. Но, по-прежнему, сад остается важным элементом жизни города, его населения. По-прежнему, сад лишен внешней и внутренней агитации. Но он продолжает оказывать свое влияние на таганрожцев своим природным обаянием, умиротворением и красотой.

Новый XX век готовил много перемен и жителям города, и сада. Близилось время коренных переломов и бурных событий.

В 20е годы XX века сад находится в плачевном состоянии. «Появилась опасность гибели зеленых насаждений в больших количествах; 30% деревьев были поражены вредителями, 10% деревьев и кустарников потеряли свою форму и вид. Нужен был целый комплекс мероприятий, чтобы оживить сад. Решено устроить розариум до двух тысяч кустов, разводить цветы для украшения продажи, построить новую оранжерею»1.Практическая возможность приступить к решению данной проблемы и воплощению выработанного решения в жизнь стало возможно только лишь в 1926г.

Но даже в этом плачевном состоянии парк не был оставлен или забыт В годы революции и гражданской войны большевиками предприняли попытку изменить направленность парка. Они превращают парк в место мемориального захоронения. Большевики впервые за всю историю парка устраивают здесь захоронение

По данным краеведа М.С. Киричек «…после вооруженного восстания таганрогских рабочих под руководством РСДРП (б) в сентябре 1918г., погибших в результате трехдневных боев, в количестве 70 человек, по решению установившейся в городе Советской власти, похоронили в братской могиле в саду, в огороженной его части, неподалеку от «новой ротонды».

Когда 1 мая того же 1918г. Таганрог захватили германские войска, и вновь была восстановлена прежняя власть, останки погибших были перезахоронены на городском кладбище.

В январе 1920г. снова в городе власть перешла к Советам. А в 1922г. на месте бывшей братской могилы был сооружен памятник, называемый «Борцам революции». В качестве постамента был использован пьедестал от разрушенного большевиками монумента императору Александру I.

Описание самого памятника обнаружить не удалось. О нем можно судить по сохранившимся фотографиям.

На лицевой стороне постамента изображена фигура упавшего раненого красногвардейца. С двух сторон стоят скульптуры рабочих - участников восстания. Наверху находится большой камень, опоясанный металлическим венком. Памятник венчает фигура женщины с развивающимся знаменем. По-видимому, это аллегория, обозначающая свободу во всем мире, на всем земном шаре. На пьедестале выбита надпись: «Ваша кровь будет напоминать рабочим о необходимости довести великое дело». 3 Именно в этот период большевики превращают многие публичные места в городе в территории, где размещаются памятники павшим, захоронения погибших в ходе революционных боев.

Исключением, как мы видим, не стал и наш городской сад. Эта традиция сохранялась довольно долго в нашем городе. Перед глазами пример нашей главной площади страны. Часть Красной площади превращается в кладбище в тот же период, что и наш парк. По сей день в нашем парке, как и на Красной площади, существуют места скорби. Новая традиция новой власти дожила и до наших дней.

Кроме того, городской парк становится более чем на 20 лет местом проведения митингов и сборов. Так «22 августа 1920г. в городском саду на многочисленном митинге горожан выступал с приветственной речью нарком просвещения А.В. Луначарский».

Сам же сад находится в это время в плачевном состоянии: в тяжелые годы жители ломали ветки, разоряли деревянные постройки на топливо, многие насаждения были поражены вредителями, потеряли свою форму и вид. Требовался большой объем работы для приведения сада в порядок, но средств не было.В это время сад находился в ведении отдела коммунального хозяйства. В 1922г. он передал отгороженную часть сада (бывший «круг») в аренду отделу народного образования с условиями произвести там ремонт аллеи, эстрады, обеспечить охрану арендуемого участка. Позднее сад перешел в ведение Тагокрсовпрофа, с 1926г. - Окрисполкома. При этом хозяйственная часть возлагалась на Местхоз, а культурно-просветительная - на Политпросвет. Практиковалась сдача в аренду коммерческих объектов сада в основном государственным и кооперативным учреждениям, в исключительных случаях - частным предпринимателям. Чтобы ощутить атмосферу, царившую в парке, в первые десятилетия после установления Советской власти в городе, обратимся к книге жалоб закусочной №1, которая располагалась у каменной ротонды. Закусочная принадлежала ЦРК - центральному рабочему кооперативу.

«Чтобы минэ давала афичиантка на мой стол». Подпись неразборчива.

«Сукин сын. Никогда не додаешь по две, три копейки». Потерпевший.

«Предлагаю части закусочной выходящей в сторону Большую аллеи, установить штат официантов в два человека, а то один не успевает подавать. Ведь есть такие жери, которые выпивают по 20 бутылок за один присест.. Например, заведующий, не удобно, узнает, неприятностей наживешь». Петров.

«Мало тебе Петров одного, троих поставили». ЦРК

«Молодец, Петров, подействовало». Металлист.

«В ЦРК. Срочно организовать чайную, т.к. не всякий трудящийся хочет утолить жажду алкоголем». Василий Воздушный

«Не задавайся, пей, что дают, а хош чаю, иди на Гоголевский в Окрдом крестьянина, там, на десять копеек можно выкупаться». Сосед.

«А, барышни, што подают пиво, и прочая, ничего». Васька Гармонист.

«Прошу глупости не писать. Нужно о деле говорить. Администрация спит, поэтому ставлю вам известность, чтобы вы в срочном порядке повесили на наличники новую марлу, а то мухи на хлеб и колбасу. Старая марла в дырах». Член лавкомисси В. Муровцев.

«Я бы желала ознакомиться с заведующим закусочной. Хотя у него физиономия похожа на брынзу, но принимая во внимание… я согласна». Катя Пиявкина.

«Интересно посмотреть, какая у тебя рожа. Он».

Чем ни чеховская «жалобная книга»?..

Несмотря на частую смену хозяев, в плане работы парка 1926г. были намечены не только хозяйственные меры по восстановлению паркового хозяйства; строительство новой оранжереи, создание розария, разведение цветов не только для сада, но и для продажи, а так же некоторые спортивные состязания: бег в мешках, велосипедные гонки. В той части парка, где был «бывший круг» проводились концерты.

В первые десятилетия после установившейся Советской власти, в городе согласно одному из направлений проводившейся в стране «культурной революции», большое внимание уделялось спорту. «Стране нужны были сильные, закаленные для нынешней и будущей борьбы личности».

К сезону 1927г. было вновь отстроено помещение тира, проводились соревнования в стрельбе. Кроме того, были очень распространены различные соревнования развлекательно- спортивные (бег в мешке, велосипедные гонки, лазание на высокую гладкую мачту и т.д.), за победу в которых, в качестве призов, вручали часы, самовар и даже поросенок. Цена входного билета - 20 коп. Сад был радиофицирован - работал громкоговоритель. В рамках проходившей в июле 1927г. «Недели обороны страны» в городском саду состоялось грандиозное гуляние в пользу обороны Советского государства. Была проведена лотерея с дорогими призами, в числе которых имелись: корова, козы, свиньи, 20 пудов пшеницы, золотые вещи и т.п. В саду играло три оркестра, проводился конкурс с раздачей призов среди всех желающих гармонистов и балалаечников. Были организованы танцы, игры, «летучая почта», а под конец состоялся фигурный фейерверк».

В 1928г. постановлением президиума Горсовета саду было присвоено название «Пролетарский». « Открытие летнего сезона состоялось 19 мая. В этот день число посетителей достигло 20 тысяч, что составляло на тот момент ? всех жителей города. На следующий день были установлены на входах перегородки, чтобы контролеры могли регулировать людской поток входящий и выходящий. «В этом же году намечено строительство двух эстрад, общественной столовой и чайной, организация оркестра, приобретение киноаппарата».4«Начиная с шести часов вечера, вход в сад по билетам стоимостью 35 копеек. Здесь запрещается копать землю, ездить на велосипедах, а дежурный милиционер может оштрафовать виновного в повреждении зеленых посадок на 1 рубль».5. Периодическая печать не оставляла без внимания парк и то, что происходило в нем.

В газете «Красное знамя» мы находим очерк «В Пролетарском саду», в котором рассказывается о жизни таганрогского сада. Вот он в сокращенном виде: «…Сад оживает с раннего утра. Через него по всем направлениям идут вначале рабочие - на предприятия и домохозяйки - на рынки, затем служащие, дети, безработные и прочая публика. К часу дня собираются любитель пообедать на воздухе, и на веранде столовой ЦРК многолюдно. Более спокойная жизнь сада кончается к 6 часам вечера. В это время публика удаляется, сад чистится, поливается, в общем, готовится к вечеру.

Часов в семь сад, как магнит, притягивает к себе поток людей, стремящихся сюда через трое ворот: с Ленинской, Греческой и с Касперовки. Вход платный, многие имеют абонементы.

К восьми часам все скамьи перед эстрадами и киноэкраном заполнены. По аллеям снуют шумные газетчики, продавцы сливочных ирисок и цветочницы. В столовой ЦРК пьют пиво и закусывают. На окраинах сада освещения почти нет, аллеи запущены, но на деревьях и кустарниках масса светлячков, что очень красиво. На главных аллеях светло, они заполнены гуляющей публикой и там, с трудом, можно найти место на скамейке. У читальни десятка два рабочих с упоением играют в шашки, реже - шахматы.

Вдоль главной аллеи «шпалерами» стоят молодые люди, в основном жители окраин, рабочие и нахально отпускают двусмысленные шуточки в отношении проходящих мимо девиц.

К 11 часам оркестр играет финальный марш. Постепенно сад пустеет, фонари тушат, сторожа обходят аллеи и закрывают калитки. Сад затих до завтрашнего дня».

Автор очерка в присущей тому времени простоте изложения, доносит до нас атмосферу жизни таганрогского парка в 30-е годы XX века. К тому времени удалось залечить, в какой-то мере, раны, нанесенные гражданской войной. Появились новые посадки, красивые клумбы, дежурство милиции.

Если сравнивать описание таганрогского парка 30-х годов XX века с более ранним, конца XIX века, то можно заметить, что парк во многом поменялся: изменился основной контингент его посещавших. В конце XIX века это, в основном, представители ведущих сословий, лишь вечерами в праздники представители рабочих, служащих сословий посещали парк. Теперь, в 30е годы, состав посещавших сад жителей Таганрога стал ещё более демократичным: служащие, рабочие приходят в сад не только отдохнуть и погулять, но и поиграть в шашки и шахматы. ( Правда их немного, всего «десятка два» и собираются они у читальни.) Понятие «летняя читальня», «читальня» впервые встречается в описание таганрогского сада в 30е годы XX века. И это новые явление в жизни таганрогского сада.…Появилась и постоянная оплата за вход в сад, что раньше или вообще не делали, или делали в определенные краткие периоды.

По-прежнему, в саду одним из главных развлечений оставались концерты симфонической музыки. По-прежнему, сад был беззащитен во время прихода на его территорию представителей окраин.

Но, в целом, изменения в жизни таганрогского парка к 30-м годам XX века произошли и многие из этих перемен были продиктованы теми изменениями, которые произошли в жизни нашей страны, в жизни нашего города. Таганрогский городской сад был и оставался частью социально-культурной среды города. Изменяется социально-культурная среда города, изменяется и жизнь городского сада, вначале медленно, но зато быстрей и уверенней. Единственное, что остается неизменным - это любовь к городскому саду у жителей Таганрога.

«1932г. городской сад «на основе развертывания массовой культурно-политической роботы» становится парком культуры и отдыха - так гласит протокол заседания президиума горсовета от 1932г.».

С этого момента название «сад» остается только в памяти старожилов города. И сейчас можно легко проверить, кто из жителей Таганрога имеет «старые» корни, относящиеся к дореволюционному периоду, и кто приехал в город в 30е годы ХХ века и позже. Местные жители «аборигены» из поколения в поколение передают изначальное название парка- «сада». И даже молодые люди из этих семей и по сей день чаще называют парк- садом. Люди, приехавшие в город после революции 1917г. называют парк- парком и никак иначе. Многие из них удивляются старому названию парка. Им это кажется необычным, «режущим слух». Казалось бы, маленькая деталь, а как хорошо показывает изменения социально-культурной среды города. До 1932г. в Таганроге был городской сад, и в этом названии заключалось его своеобразие и его романтизм. После 1932г. таганрогский сад стал одним из тысячи советских парков культуры и отдыха. Название нивелировало особенности парка. Так же, как и все парке страны, наш парк в 1932г., после смерти пролетарского писателя, получил его имя. Новое имя не принесло саду бурных изменений. Сад-парк продолжил жить своей особой повседневной жизнью. И менялся вместе с изменениями, происходившими в жизни страны, но, прежде всего в жизни города.

В 1932г. для особо «уважаемых людей граждан Таганрога; тех, кто устанавливал в городе Советскую власть или участвовал в партизанском движении, был установлен бесплатный вход в парк»2 , как и для членов Горсовета, членов Горсовпрофа, ГК ВКП (б) и ВЛКСМ.

«Делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в это заключено противоречие: можно ли создавать новое при помощи старого? Однако других людей не было, и быть не могло. Поэтому перед новой властью становилась сложнейшая задача - проведение культурной революции».

Ее первый этап начался практически сразу после прихода к власти большевиков. В 30е годы начинается новый этап «культурной революции». В ходе нее утверждается доктрина: «Революция никогда не была, и не будет целью… Революция - средства к созданию гармоничной культуры, к бесконечному росту сил и красоты человека. Человек - вот цель всех важных вещей.… Но не отдельный представитель революционной борьбы, а народ, действие, борьба масс, вот, что нужно показывать и выделять… Необходимо отказаться от индивидуальности, эмоций, старостей человека. Общество должно работать, как сложный механизм, в котором каждый член его знает свое место и не выделяется по сравнению с другими. Народ - подлинный герой большинства произведений данного периода культурной революции».

Исходя из выше сказанной доктрины, начиная с 30х годов ХХ в советской культуре, особое внимание уделяется показу «настоящего человека: физически развитого, сильного, мужественного, готового на любые жертвы во имя процветания отчизны».

Идеалом физической красоты и гармонии служат античные образы. Фигуры, хорошо сложенных, красивых атлетов античного склада, философы Древнего Рима и Древней Греции украшают фронтоны домов, парки и скверы городов Советского Союза. Таганрогский городской парк в 1925г. украшался многочисленными гипсовыми скульптурами.

«К 1 мая 1925г. в городском парке установили свыше 20 гипсовых копий античных скульптур времен I - V вв. до н.э., среди которых: «Дискобол», «Копьеносец» и другие. А также 30 больших греческих и римских ваз. На аллее философов, обсаженной могучими берестами и кленами, выставили бюсты Сократа, Платона, Гомера, Пифагора…».

Как мы видим, таганрогский парк не стал, да и не мог стать исключением из списка советских культурных центров, задачей которого стало воспитание «нового человека».

Согласно новым веяниям изменяется и облик парка. Появляются красочные клумбы с выкладкой модных в то время лозунгов: «Слава Труду»; «Жить стало лучше, жить стало веселей!» и т.д. Для привлечения в парк «новой публики», для удобства в нем, «Открыли павильон «Азчербродтрест» с продажей пива, фруктового морса, кваса, крем- соды, лимонада, газированной воды чистой, с. натуральным сиропом , воды с ликером».

Но, по-прежнему, большая часть любящих музыку жителей Таганрога, старожил города ходят в парк на бесплатные музыкальные концерты. По-прежнему, оркестром руководит Валериан Гаэтанович Молла - старший сын известного итальянского музыканта, создателя симфонического оркестра в нашем городе Г.В. Молла. П.П. Филевский, историк, автор первой книги о Таганроге, замечал: «Валериан Молла по таланту не его отец, хотя и музыку любит и всегда у него лето».

В 30е годы ХХ века В.Г. Молла исполняет со своим оркестром в парке классическую музыку. Однажды он исполнил увертюру П.И. Чайковского «1812г.» и включил в ее исполнение фрагменты из гимна царской России «Боже царя хранит». За это он был арестован… Исполнение классической музыки в тот период времени небезопасно. Исполнять музыку признанных во всем мире классиков Шопена, Чайковского и других выдающихся композиторов с мировым именем якобы не нужно было советскому человеку.

14 июня 1931г. в газете «Таганрогская правда» некто Лазарев объяснял таганрожцам, почему музыка этих и других классиков вредна советскому человеку в исполнении В.Г. Молла. Оказывается: «элементарные сведения об искусстве, определение Маркса и Ленина о месте и роли искусства у руководства городским оркестром отсутствует. Иначе, чем можно объяснить появление в репертуаре враждебных пролетариату по замыслу и идеологии вещей, бескритического отношения к старым музыкальным произведениям русских и иностранных композиторов? Неужели так необходимо для пролетариата знание старинного танца аристократов - «Менуэт Помпадур»? Танца, названного по имени любовницы короля Людовика XIV, состоящего из кривляний, ломаний и бесчисленного множества реверансов, исполняемого аристократами - бездельниками, живущими за счет обнищания французского народа.

Появляется в репертуаре «Тень полководца» - тень Наполеона, завоевателя, мечтающего о народах и их завоеваниях.

Совершенно иной подход должен быть к произведениям Чайковского, представителю дворянской интеллигенции, отражающего в своих произведениях свойственную дворянской интеллигенции того времени, упадническую психологию Фредерика Шопена - отражающего в своих произведениях настроение польской буржуазии».3 При проведении следствия по делу В. Молла сыграл, вероятно, определённую роль, и факт участия его сына Бориса в составе второго Дроздовского офицерского полка. Борис Молла, имея чин подпоручика, погиб 26 февраля 1919г. в возрасте 22 лет.

Пробыв несколько лет в заключении В.Г. Молла, не без участия и по ходатайству художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио Н.С. Голованова, был освобожден досрочно и вернулся в Таганрог.

Первое появление его на сцене после заключения было встречено аплодисментами. Впоследствии Валериан Молла одно из своих произведений, посвятил стахановцу Бусыгину.

«- Неужели он думает, - писал по этому поводу П.П. Филевский, - что кто-нибудь поверит искренности посвящения, неужели он думает, что самим Советским властям не противно такое лицемерие после всего того, что было и что известно…».1Перу В.Г. Молла принадлежит и «Ворошиловский марш».

Когда в декабре 1938г. умер Валериан Гаэтанович Молла, гроб с телом выставлен в музыкальной школе на улице Ленина. Его симфонический оркестр исполнял траурные мелодии - панихиду. Директора школы срочно вызвали в горком и строго предупредили. Он бегом вернулся и запретил играть. Музыканты разошлись, но когда процессия двинулась к кладбищу, молодые студенты составили оркестр. По пути их поддерживали музыканты из клуба Кожевников. Мороз был настолько силен, что губы играющих примерзали к инструментам.

Могила В.Г. Молла сохранилась и находится на старом таганрогском кладбище. Ее содержат в образцовом порядке поклонники таланта Валериана Гаэтановича.

Так таганрогский парк и жители города теряли своих кумиров, свои легенды…. Но оставалась память о том, «золотом времени» в жизни парка, когда:

«Размещены, почти, что рядом они на улице родной:

Театр с классическим фасадом

И парк культуры городской,

И Молла, дирижер известный,

Мазуркой в парке кончив бал,

На радость меломанов местных,

В театр к увертюре поспевал…»

Но, отдавая дань времени, а перед войной было модно открывать эстрадные площадки на свежем воздухе, приглашать на открытие летней эстрады известных в стране артистов кино, эстрады, балета, цирка, в таганрогском парке на открытой эстраде выступали многие известные мастера.

За период 1938 - 1939 годы здесь давали свои концерты: Клавдия Шульженко с мужем Владимиром Коралли - героика и сатира; Владимир Хенкин - рассказчик; джазы американский, женский Якова Скомаровского, Бориса Ренского; балерина Ольга Лепешинская; исполнительница песен и романсов Кето Джапаридзе; Краснодарская оперетта и другие коллективы.

Концерты эти были очень популярны и собирали не меньше зрителей, чем концерты таганрогского симфонического оркестра под руководством В. Молла. Но это была уже новая страница в жизни нашего парка. К сожалению, традиция, которая возникла в 30 - 40е годы, приглашать известных мастеров культуры разных жанров для выступления на открытой эстраде городского парка не получила своего распространения. Эта традиция еще была жива некоторое время в послевоенный период.

Одним из направлений культурно-массовой работы советского правительства и Коммунистической партии в 20е - 30е годы было военно-патриотическое воспитание. Оно тесно переплеталось с военно-спортивным и ему уделялось огромное внимание. «Готовность страны и защите завоеваний социализма всегда находилось в центре внимания Всесоюзной Коммунистической партии большевиков и Советского государства. Берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной армии, как зеницу ока - завещал В.И. Ленин».

В деле укрепления обороноспособности Советской страны особая роль отводилась оборонно-массовой работе. Эта работа велась везде и повсюду, и особой упор в ней делался на молодое поколение советских людей. «Популярное в 30е - 40е годы общество содействия армии, авиации и флота к 1940г. объединяло в своих рядах более 10 миллионов молодых советских граждан»2. Для нужд «Осоавиахима» отдавались лучшие площади и территории. В Таганроге в это время во всех практически школах и на заводах оборудуются тиры. Проводятся занятия для желающих освоить лётное дело, на недавно созданном за чертой города аэродроме. Для желающих заняться прыжками с парашютом, городские власти Таганрога решают построить в парке парашютную вышку.

С особым вниманием жители нашего города следили за сооружением в парке парашютной вышки. Строительство велось долго. Открытие ее откладывалось несколько раз. При основании в 7 кв.м. она имела высоту 55м., что превышало высоту таганрогского маяка в два раза. Площадка для прыжков находилась на высоте 45м.

Вышка двухконсольная, позволяла прыгать двум парашютистам одновременно. Верхняя часть вращалась, благодаря чему можно было прыгать и при ветре, который относил прыгающего от конструкции вышки. Каждый парашютист был подвешен к тросу, сбалансированный грузом, на другом конце, который придвигался к трубе. Этим можно было регулировать скорость спуска. Лестница имела 340 ступеней. К началу 1941г. парашютная вышка была не готова. Ее открытие планировалось провести в День Авиации 18 августа.

Говоря о таганрогском парке 20 - 30х годов, хочется отметить, что за это время наш парк из городского сада превратился в городской парк культуры и отдыха им. Горького. Он получил это название так же, как и все парки нашей страны, в которых могли отдыхать, развлекаться жители нашей страны.… За это время парк преобразился, украсился клумбами с лозунгами, цветниками, статуями античных героев и философов, что вполне соответствовало идеалам социалистической пропаганде того времени.

Он стал белее демократичен. Основной посещавшей его массой были рабочие и служащие, интеллигенция Таганрога того времени. Несмотря на то, что вход в парк стал платным, в парк приходило довольно много таганрожцев, которые стремились найти здесь занятия, и развлечения по душе и парк многое мог им предложить.

Отдавая дань времени, новым веяниям, в парке на открытой эстраде начинают выступать артисты разных жанров со всей страны с преобладанием выступлений эстрадных исполнителей. Реже стала звучать классическая музыка, из-за политики партии и правительства многие замечательные классические произведения и их знаменитые авторы находятся под запретом. Культурные запросы, культурный уровень жителей города в этот период резко падает. Это от части связано с причиной, указанной выше, а также с тем, что парк становится более демократичным, его посещают большее количество людей, чем до революции.

Снижение культурных запросов и общего уровня культуры в Таганроге 20 - 30х годов связано еще и с тем, что состав жителей города довольно сильно изменился. Греческие, турецкие, немецкие и другие купцы, служащие корабельных контор, порта, консульств за годы революции и гражданской войны покинули город. От «греческого царства», каким считали Таганрог в конце XIX века, не осталось и следа. Большинство богатых и знатных таганрожцев навсегда покинули город. Их место в период и после гражданской войны занимают переехавшие из центральной России рабочие, мещане, крестьяне из сел, ищущие работу на заводах Таганрога, в период голода и разрухи. Их уровень культуры значительно ниже бывших жителей города, покинувших его. Они сильней и быстрей подпали под влияние идей «культурной революции», которая в это время осуществляется в стране ВКП(б) и советским правительством.

Но, тем не менее, в городе удается сохранить важные культурные традиции и одну из самых главных - посещение концертов классической музыки в городском парке, даже в урезанном виде. И еще одну не менее важную традицию - посещать сам городской парк тоже удаётся сохранить. Необходимо отметить, что, несмотря на все изменения, парк остается в довоенный период самым доступным, самым демократичным, самым любим местом пребывания таганрожцев, и всех, кто приезжает в город.

Городская газета «Таганрогская правда» в октябре 1936г. отмечала: «За 1936г. за прошедший сезон парк посетило 748 800 человек. В наше время парк стал центром рационального использования свободного времени трудящихся города и их семей, главной агитационно-пропагандистской площадкой Таганрога в весенне-летний период года».

В заключении подводятся основные итоги на первом этапе исследования, в частности можно сделать следующие выводы: менее чем 130 лет своего существования таганрогский парк изменял по крайне мере трижды не только свой внешний вид , но и свой социальный облик.

Будучи созданный, как аптекарский сад он должен был служить нуждам жителей города, обеспечивая их необходимыми полезными травами для « лекарственного пользования ими ».1 Эту свою общественную роль, сочетание утилитарных функций и эстетических сад выполнял недолго.

Довольно скоро из «Аптекарского сада» превратился в городской, который знали и посещали многие известные люди живших и бывавших в городе в первой половине XIX века. Император Александр I, который любил ходить в парк пешком, и часто посещал его, по приданию, даже имел в нём свою любимую скамью, своё место отдыха и уединения. «Обыкновенная его ежедневная прогулка была по Петровской улице в городской сад Любимое место … пригорок, где стояло пять старых дубов, насаженных Касперовыи при Екатерине Великой. … Под тенью дубов часто сидел император на каменной скамейке один по целым часам, с глубокой думай на челе. … Эти тайные думы он унёс с собой в вечность».

Удивительно, но в этот период парк даже не имеет изгороди, но зелёные насаждения в нем некто не портит, горожане сад оберегают. Для имущих жителей города сад- место отдыха, уединения, для бедных неимущих летом и осенью место, где можно бесплатно пополнить свои запасы фруктами или просто подкрепиться.

С 40 годов XIX века сад не только меняет свой статус, но и переживает свой один из лучших периодов существования. С 1842 года парк получает статус « Публичного сала» и становится одним из самых любимых и известных мест отдыха горожан. Именно этот сад хорошо был известен А.П.Чехову, именно его он запечатлел в своих рассказах «Огни» « Ни то ни сё», « Учитель словесности», «Ионыч»… Об этом парке, будучи уже известным писателем много раз вспоминал, о нем не забывал заботиться, прося прислать в подмосковную школу садовников для изучения основ садоводства несколько человек, чтобы, « …впоследствии было бы кому наблюдать и за садом и за городскими насаждениями…».

Именно в этом саду поддерживая и воспитывая музыкально- эстетические вкусы жителей города в летнее время в саду играл симфонический оркестр.

Эти садовые концерты были настолько популярны и известны, что на них приходили не только таганрожцы, но и специально приезжали любители музыки со всего Приазовья. И началом новых уже спортивных увлечений был парк в то время. Именно в таганрогском саду впервые в городе появился скетинг-ринк _ который до первой мировой войны был очень популярен в городе.

П. П. Филевский писал о значении городского сада в жизни города в этот период «… сад посещали всем городом, шли туда целыми семьями, каждый мог найти себе здесь занятие по душе…Разные столичные Аркадии, Ливадии, Сокольники, Яры никуда не годятся в моральном отношении в сравнении с тем, что представлял собой городской сад Таганрога.»1 . Без всякой наглядной агитации, без всякой политической, идеологической подоплеки, таганрогский сад, своими великолепными пейзажами, своим природным обаянием, отношением к нему горожан воспитывал, прививая жителям города высокий уровень культуры. «Сад был великолепный».

Начало XX века принесло парку ещё большую привлекательность. После проведения некоторой перепланировки сада, позволившей максимально приблизить садовые посадки к естественной природе, «… после подведения в сад электричества, сад ещё больше похорошел, встречая гостей иллюминацией по вечерам. Отдавая дань времени, в помещении новой ротонды, заработал кинотеатр, были устроены площадки для занятия спортом. Вдоль главной аллеи расположились цивильно павильоны по продаже кумыса, кефира, морса, лимонада, мороженного».

В годы революции и гражданской войны городской сад сильно пострадал. С установлением советской власти в городе парк первоначально превращается в место захоронения борцов за революционное дело, затем в место проведения массовых митингов. Былое предназначение парка, довольно быстро забывается. Он частично теряет свой социальный статус центра городской культуры, превращаясь в центр пропаганды новых коммунистических и социалистических идей.

В 30-40 годы XX века парк из зоны отдыха превращается в главную агитационно-пропагандистскую площадку города, частично изменяя свой облик и содержание, согласно тем изменениям, которые происходят во всей стране, крае, города. Меняется социальная направленность сада, который уже с 1934 года официально именуется городским парком. Везде по всему парку можно увидеть лозунги, прославляющие новую жизнь, везде можно увидеть аллегорические фигуры, показывающие каким должен быть новый советский человек. Романтизм сада (парка), особенности чеховского сада, прелесть его зелёного убранства, его таинственность аллей - всё уходит на второй план или исчезает из жизни возможно навсегда, а кое - что лишь на время. Всё подчиняется в парке пролетарским лозунгам: « Жить стало лучше - жить стало веселей», «Человек венец природы! Мы не можем ждать милости от природы; взять их у неё - наша задача!» Так утверждает свою идеологию новая власть и таганрогский парк, как социо - культурная среда города чётко отображает те процессы, которые происходили в жизни всего советского народа, всей страны, в жизни нашего города.

« Отношение природы и человека- это отношение двух культур, каждая из которых по-своему общежительная, обладает своими « правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры - плод исторического развития, причём развития человеческой культуры, совершается под воздействием природы издавна ( с тех пор как существует человечество), а развитие природы сравнительно с её многомиллионолетним развитием - недавно, и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но всё же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие.

Подобное переживал и таганрогский парк в 20-40 годы XX века, следуя социально - культурным изменениям, происходившим как во всей стране, так и в нашем городе. Единственное, что оставалась неизменным, так это любовь таганрожцев к своему парку саду- парку. «К 1940 году на территории нашего парка насчитывалось несколько тысяч деревьев и кустарников. Как по своему зелёному богатству, так и по художественному оформлению, по культурно - массовой и идеологической работе таганрогский парк культуры и отдыха имени М. Горького явился одним из лучших в РСФСР.

Список используемой литературы

I. Источники

1.«Письма и бумаги императора Петра Великого1688-1701гг.» ( том 2 ) СПБ 1829 - 1830 гг.

2. «Письма и бумаги императора Петра Великого Июль декабрь 1708 года», Издательство АН- СССР, М. 1948 г., выпуск 1, том 8

3. Архив ТЛИАЗМ, фонд № 6 , опись 3, дело 81. Андреев- Туркин М.М. « Растительность Таганрога» 1928 год.

4. Архив ТЛИАЗМ. На правах рукописи Карпун П.Д. Краеведческие очерки.

5. Архив ТЛИАЗМ., дело 73, Карпун П.Д.Шелководство в Таганроге и районах бывшего Таганрогского округа XVIII-30е годы XX века. Общество изучения Черноморского края. Таганрог.

6. Таганрогский филиал ГАРО, ф. Р.165, оп 1, д. 14План работы, а городском саду местхоза .1926 г.

7. Таганрогский филиал ГАРО, ф. Р. 165, оп 1, д.29. Выписка из протокола заседания горсовета.

8. Таганрогский филиал ГАРО, ф. Р. 165, оп 1,д 37. Из обязательного постановления горсовета « О правильном и рациональном использовании городского сада 1929 г.

9. Таганрогский филиал ГАРО, ф. Р. 165, оп 1,д.137. Из протокола заседания президиума горсовета « О строительстве Парка культуры и отдыха в Таганроге» 1932 г. июль.

II. Литература.

1 А.Е. Басманов «Весь я не умру». Альманах .М 1912 г.

2. А. А. Данцов « Город на холме» Новочеркасск 1993 г.

3. И.И. Долуцкий «История Отечества ХХ век», часть 1. 1994г

4. И.Д. Василенко «Жизнь и приключения Заморыша», М. 1978г..О.П. Гаврюшкин «Гуляет старый Таганрог». 1997г.

5. О.П. Гаврюшкин « Из прошлое старого Таганрога» Таганрог 2003г.

6. Н.В. Загладин, С.И. Козленко и т.д. «История Отечества ХХ начало ХХI века» М. 2003г., учебник для 9 класса средней образовательных учреждений.

7 «История России». Эпоха социализма под редакцией член-корреспондента АН СССР Ю.С. Кукушкина. Учебник для ВУЗов по специальности «История». 1985г., стр. 268.

8. «История России 1917-1991гг». Советское общество. М..1997г.

9. М.С. Киричек «Два века таганрогского парка». Таганрог. 2006г.

10. « КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, и пленумов ЦК». М. 8- издание, т. 5.

11. Кукушкин, З. А. Бойко « Музыкальная культура Таганрога»; Ростов - на Дону 1999 г.

12.Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». М. 1988г.

13. Д.С. Лихачев. Без доказательств. М. 1996г.

14. Д.С. Лихачёв « Размышление о парках и садах». М. 1992 год.

15.Л.И. Невговзина и Г.Н. Орлова. «Таганрогский парк на старых открытках и фотографиях».Таганрог 2006.год

16.А.С. Розанов «Музыкальный Павловск», Л. 1978г.

17 Н.Я. Светлов «Город Таганрог» С П (б) 1902г.

18. В.Г. Тан - Богораз « На родине Чехова» ,Современный мир СП( б) 1910г

19. К. М. Темербаев, В. В. Украинцев « Очерки истории советской культуры». М. 1980 г.

20. «Таганрог». Историко-краеведческий очерк. Ростов-на-Дону 1971г.,

21. « Таганрог» фотоальбом .М. 1987 год.

22. Ю.А. Федосюк «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века» М. «Наука» 2006г.

23. А.П. Чехов Полн. Собр. Соч. в 30 томах; М 1980 г.; Письма, том 8 .М. 1978 г.

24. А.П. Чехов Полн. Собр. Соч. в 30 томах; М 1980 г.; Письма, том 9. М. 1978 г.

25. А.П. Чехов «Рассказы» М. 1961г.

26. П.П. Филевский «История Таганрога». М. 1898г.

27. Г. Т. Шмульян «Таганрог глазами современников» Таганрог 2001.

III. Периодическая печать.

« Вехи Таганрога»№ 18 А.И Николаенко « Н.В. Кукольник в Новочеркасске»

«Вехи Таганрога» №11. 2001г.,стр.6 С.Разуваева «Из истории таганрогского городского парка»,.

«Вехи Таганрога» №11 2001 г.« П.П. Филевский. Дневник Воспоминания»

«Вехи Таганрога» №11 2002г. П.П. Филевский «На берегах Тамаринды».

«Вехи Таганрога» № 9 С. Брансбург «Театр и парк».

«Красное знамя», от 29.06.1928г. А.Волевой «В Пролетарском саду», «Полицейский листок» 28 июля 1913 год. Архив библиотеки им. А.П. Чехова.

« Таганрогский вестник» ноябрь 1912 года А. Седой «50 лет спустя » (записки случайного туриста) Архив библиотеки им. А.П. Чехова.

« Таганрогская правда» от 19 сентября 1940 года

« Таганрогская правда» от14.06.1931г.Н.Лазарев «За пролетарское движение в музыке».

«Таганрогская, правда» от 15. 10. 1936 год

Л.И. Невговзина и Г.Н. Орлова. «Таганрогский парк на старых открытках и фотографиях».

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.