РУБРИКИ

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

p align="left">Упражнения с не напряженной стопой. Это упражнение подготавливает учащихся к исполнению на середине зала чечеточных движений. Развивают подвижность в голеностопном и коленном суставах, укрепляют икроножные мышцы, пяточное ахиллесово сухожилие [37 с.612].

Подготовка к «веревочке». Оно развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставах, подготавливают учащихся к исполнению движения «веревочка» на середине зала. Кроме основного вида упражнения, исполняющегося на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы опорной ноги, с полуприседанием, с прыжком, есть и другие: повороты работающей ноги из выворотного положения в не выворотное и обратно (также на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием), повороты согнутой в колене ноги к станку и от станка (также с подъемом на полупальцы), повороты ноги из не выворотного положения в выворотное («винт») на вытянутой в колене опорной ноге, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием, с прыжком [37 с.619].

Зигзаги (змейка). Упражнения развивают преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка». Разучиваются два основных вида упражнения: «зигзаги» одинарные и «зигзаги» двойные, которые усложняются в дальнейшем ударами всей стопой [37 с.635].

Таким образом, станок народного танца рядом элементов значимо отличается от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность.

1.5 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры

Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык [35. с.25].

Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.

Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.

Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации [20 с.54].

Во время учебных занятий необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваться выразительности и пластичности исполнения, развивать координацию всех частей тела и овладевать техникой танца, составляющей одно из основных средств актерской выразительности [35. с.25].

Одна из задач танцевального коллектива - изучение и освоение народных танцев. В любом из танцев движения головы, корпуса и особенно рук передают характер. Национальные особенности танца, внутренне состояние танцующего. Поэтому серьезное внимание необходимо уделять работе над выразительностью движений и главным образом над постановкой и движением рук, над жестом. Жест должен быть, прежде всего, свободным, широким, естественным. Подразделять его следует на три момента: зарождение жеста (его начало), наивысшую точку развития (кульминацию) и окончание. Иногда наивысшей точкой движения может быть и окончание жеста, но во всех случаях он должен быть точным настолько, чтобы можно было проследить все его фазы, особенно начало и конец [20. с.70].

Как писал Леонардо да Винчи. «Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы». Жест служит одним из основных средств актерской выразительности. Целесообразный и внутренне оправданный жест, дополняя или заменяя слово, помогает ярче раскрыть внутреннее содержание образа и его отношение к совершающемуся действию; «...в искусстве Терпсихоры руки заменяют порой человеческую речь искусства драмы».

Чтобы овладеть мастерством сценического жеста, прежде всего, необходимо развивать мышцы и суставно-связочный аппарат рук, особенно кистей и пальцев. К. С. Станиславский называл кисти рук «глазами тела». [7 с.35].

Какой выразительности могут достигать движения кисти и пальцев руки, сопровождаемые соответствующим выражением глаз, ярче всего показывает безмолвная сцена, описанная Станиславским в книге «Работа актера над собой»: «...разговор происходил... с помощью кистей рук. Они изображали целые эпизоды из прежней жизни. Кто-то куда-то крался и прятался. В это время другой его искал, находил, бил. После этого первый удирал, а второй его преследовал и нагонял. Все это опять заканчивалось прежними упреками, иронией, предупреждениями, передаваемыми одними пальцами».

Чтобы сценический жест танцовщика был выразителен, необходимо развивать двигательный аппарат рук. Это в значительной мере может быть достигнуто средствами классического танца. Однако речь идет не о заимствовании у хореографического искусства тех или иных танцевальных или пантомимных жестов, а о развитии выразительности рук при помощи танцевальных упражнений. Будущий актер должен легко и свободно владеть мастерством жеста, творцом которого он будет сам.

Станиславский указывал на большое значение танца в выработке плавного жеста, его кантилены: «В то время как гимнастика вырабатывает определенные до резкости движения, с сильной акцентировкой и почти военным ритмом, танцы стремятся к созданию плавности, широты, кантилены в жесте. Они развертывают его, дают ему линию, форму, устремление, полет.

Гимнастические движения прямолинейны, а в танце они сложны и многообразны». Чтобы выработать качества, необходимые для выразительного жеста, следует использовать упражнения рук классического и народного танца. Богатство, многообразие, красота и естественность народного танцевального творчества также помогут развитию пластичности и выразительности рук. Следует выбрать те упражнения, которые в наибольшей мере развивают мышцы плечевого и локтевого сустава, запястья и пальцев. Одновременно вырабатывается плавность, легкость, координация движений. Такие упражнения могут быть использованы для разучивания народных танцев [7 с.37].

1.6 Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца

Главное в деятельности хореографического коллектива -- создание репертуара. От него зависят организационная и учебная работа.

Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор участников самодеятельности, происходит овладение танцевальной культурой.

Поэтому особенно важно верно выбрать тему постановки, определить средства, которыми она будет разрешена, обстоятельно провести познавательную работу, связанную с ней.

Задача постановщика -- вынести на сцену произведение, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к танцевальному искусству. Выбрав тему, руководитель должен определить сюжет, который мог бы быть наиболее верно и интересно передан именно средствами танцевального искусства.

Выбирая тему, надо, прежде всего, определить ее идейно-художественную ценность, затем ее соответствие творческим и техническим возможностям участников самодеятельности, а также насколько она близка и понятна им. Тема, далекая от интересов исполнителей, чуждая им, никогда не будет донесена до зрителя так правдиво, как близкая и волнующая их.

Основное внимание постановщика должно быть уделено работе над темами нашей современности.

В фольклоре заключено богатство народной мудрости, поэзии и красоты. Надо только отобрать те сказания и легенды, в которых заложены прогрессивные идеи, показывающие стремление народа к борьбе за лучшую жизнь [35 с.27].

В искусстве находит отражение окружающая нас действительность, выраженная художественными средствами. Но прежде чем отображать жизнь, надо ее хорошо познать. Чем глубже, чем всестороннее художник изучит окружающий его мир, тем вернее будет познавательная сила его произведения. Чем художественнее средства выражения, тем больше сила их воздействия [35 с.28].

После того как намечена тема и выбран сюжет постановки, руководитель определяет жанр и средства выражения, то есть язык танца.

В настоящее время есть много литературы с описанием народных танцев. Знакомясь с ней, мы видим необычайное разнообразие. Каждая область имеет десятки различных форм русского танца. Причем каждый танец имеет свою особенную манеру исполнения.

Приступая к постановке того или иного народного танца, необходимо сначала рассказать о его манере стиле исполнения, объяснить, чем они вызваны. Для этого хорошо было бы привлечь литературный и иконографический материал, посетить музей, если он есть в городе, а потом уже приступить к показу танца, то есть провести всестороннюю познавательную работу, связанную с постановкой.

Народные танцы бывают, несложны по технике исполнения, но требуют глубокого проникновения в o6paз.

Большое внимание уделяется изучению и перенесению на сцену народных танцев. В этом, несомненно, большая заслуга Ансамбля народного танца СССР и, в частности, его художественного руководителя

И.А. Моисеева, сделавшего очень много в области изучения и пропаганды народного танца. То же самое можно сказать и о художественном руководителе танцевальной группы хора имени Пятницкого Т.А. Устиновой, которая в течение 25 лет ведет активную работу по изучению и пропаганде русского народного танца.

В настоящее время мы знаем большое количество танцев различных областей, разных по манере и стилю исполнения, раскрывающих зрителю красоту и благородство, женственность и скромность, удаль и юмор - самые различные стороны русского характера, отраженные в танце.

В самодеятельных коллективах мы встречаем различные по манере исполнения и танцевальному рисунку русские кадрили, вихревые уральские «пятеры» и «шестеры». На основе фольклора создаются самые разнообразные танцевальные произведения, начиная от простых по рисунку и технике исполнения и кончая танцами, требующими наличия настоящей виртуозности и большого актерского мастерства, необходимого для глубокого проникновения в образ.

Бесконечно разнообразна и богата сокровищница народного творчества. Но она все же еще недостаточно изучается участниками самодеятельных коллективов. Большей частью используются отдельные движения народных танцев, в более или менее интересной танцевальной композиции. Все еще мало уделяется внимания постановке сюжетных танцев, особенно на современные темы. Это, конечно, большой недостаток в репертуаре самодеятельных коллективов. Ведь в процессе работы над сюжетными танцами происходит работа над созданием образа, исполнитель творчески раскрывается и растет. Затем именно при постановке сюжетных танцев воспитывается верное отношение к окружающей жизни.

Один из серьезнейших недостатков, встречающихся в работе самодеятельных танцевальных коллективов,-- неумение руководителей выбрать сюжет, определить жанр и средства его разрешения в соответствии с темой. Также не всегда руководители учитывают технические и творческие возможности коллектива.

Работать над освоением репертуара профессиональных ансамблей и театров могут только те самодеятельные коллективы, в которых есть соответствующие условия: высококвалифицированный руководитель, опытный концертмейстер, соответствующее помещение.

Говоря о методике и содержании работы в самодеятельных коллективах, необходимо помнить руководителям следующее: стремясь овладеть высотами хореографического искусства, подходить со всей ответственностью к выбору темы, быть самокритичным в оценке своих творческих и профессиональных возможностей, всесторонне учитывать условия работы коллектива, уметь воспитать чувство заинтересованности и самоотверженной любви к искусству танца [35 с.34]. Ведь каждый участник самодеятельности несет культуру в массы, и сам воспитывает зрителя [25. с.19].

Репертуар обретает все более глубокое идейно - смысловое содержание.

Драматургия на сегодняшний день требует от танцовщика не только отличной технической выучки, но и более совершенного актерского мастерства, музыкальной и общей культуры.

Вместе с тем стиль исполнителя, манера движения, идейно-художественные национальные особенности, проявляющиеся в творчестве артиста, различны. Для русской школы типична совершенная техника, стиль строго академический, манера движений простая, мягкая, свободная от внешних эффектов.

Танцевальное произведение, правдиво передающее замысел художника, как и любое другое создание искусства, - важное средство эстетического воспитания. Но для того чтобы танец стал средством эстетического воспитания, он должен быть воплощен в высокохудожественной форме. Достичь этой цели исполнитель может, только в совершенстве овладев средствами танцевального языка - его техникой [35 с.35].

Глава 2. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры

2.1 Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца

Танцевальное искусство берет свое начало в народном танцевальном творчестве. Живительный, неиссякаемый родник народной хореографии позволил обрести и создать все то богатство и разнообразие выразительных средств, которыми он располагает в настоящее время.

Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца складывались не одним поколением танцовщиков. Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Эстетические установки русской народной пляски, выработанные веками, явились фундаментом для создания русского национального танцевального искусства.

По существу эти установки сводятся к пяти основным положениям.

1. Все виды сольных плясок, а также пляски-игры, охотничьи и военные пляски предусматривали обязательное наличие в них содержания, то есть драматургической основы. Зачастую эта основа была очень примитивна, как например, в переплясе, но имелась она везде. Пляска ради пляски, демонстрирующая одну технику, отвергалась русским народом.

2. Содержание, лежащее в основе любой пляски, должно было быть донесено до зрителя в реалистической форме. Условность или символичность пантомимы или пляски не принималась зрителями.

3. Народ не безразлично относился к технике пляски, а, наоборот, высоко ее ценил и требовал от исполнителей высокого мастерства. Однако техника должна была являться не самоцелью, а средством наиболее убедительной передачи содержания пляски.

4. Зрители высоко ставили индивидуальность танцующего, называемую «выходкой», поэтому механическое исполнение пляски не признавалось.

5. Наконец, одно из главных требований русского народа к танцевальному искусству - выразительность исполнения, которое считалось совершенным лишь в том случае, если каждое движение в пляске было понятно и доходило до зрителей. Наличие содержания, реалистическая форма его отражения, индивидуальность и выразительность исполнения, а также высокая техника пляски являлись теми установками, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура [3. с.10].

Техническими требованиями являются - владение полным комплексом танцевальных движений сформулированных в программе по народно-сценическому танцу для средне-специальных учебных учреждений.

Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей.

В настоящее время для всех школ русского танца характерен строгий академический стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.

Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения - это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту.

Движения русского народного танца, обретают большую виртуозность, пластичность, силу, благородство, образность и характерность художественного выражения. [35. с.15].

Воспитание и обучение будущего танцовщика во многом определяет танцевальные самодеятельные коллективы - их традиции, направление и мастерство.

Огромное значение имеет комплектование и принципы отбора в самодеятельные хореографические коллективы. Верно подобранный состав участников, отвечающий по своим творческим данным направлению и жанру коллектива, несомненно, во многом будет способствовать успеху его работы.

Для отбора в самодеятельные коллективы русского танца, выработана система требований. У поступающего должны быть: правильное строение ног, корпуса и рук; выворотность; шаг; прыжок; гибкость; сценичность; музыкальный слух и ритм. Кроме этого проводится обследование здоровья поступающего (сердце, легкие, почки, нервная система, слух, зрение и т.п.). Но все же главным показателем для приема будет способность человека к исполнению народных танцев, наличие темперамента, выразительности, юмора, умение схватить и передать характер танца - творческая индивидуальность исполнителя.

В основном эти навыки приобретают в процессе учебной работы. Поэтому она играет такую важную роль в любом танцевальном коллективе.

Цель и задача учебной работы общие - овладение танцевальным мастерством, танцевальной техникой. Без танцевальной техники не может быть творческого роста.

Одна из задач учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц - овладение танцевальной техникой.

Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность - это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства.

Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники.

Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий - значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Малейшая стесненность в движении (головы, корпуса, рук и ног), недостаток физических сил, энергии и воли затрудняют, отяжеляют действия танцовщика, не дают ему возможности проявить всю полноту своего дарования.

Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную. Как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства, особенно при выполнении поз, вращений и т.п.

В учебной работе легкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. Исполнение танцевальных па, должно быть во всем достаточно сильным, четким, решительным, увеличенным и разнообразным по своему характеру, но всегда легким, а не затрудненным и тем более тяжеловесным.

Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом танца. Она предусматривает строгий, волевой и мужественный, а не слащаво-расслабленный характер движения. Расширяя диапазон движения, мягкость пластику танца слитностью, открывает возможности глубины, теплоты и тонкости выразительных средств. Жесткий, угловатый и «холодный» характер движения неприемлем, он ограничен и лишен разнообразия оттенков эмоциональной выразительности.

Танцевальный образ может отличаться лиризмом или, напротив, острой характерностью, предельным «накалом чувств», сильными, темпераментными, героическими и властными интонациями, но техника движения должна сохранять свою мягкость.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах [35. с.20].

Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога» [28 с.3].

Очевидно, что в книге А. Я. Вагановой обобщен не только, ее личный опыт, но и достижения ее учителей -- X. Иогансона, Н. Легата, О. Преображенской, а через них -- открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников.

В мудрых правилах школы классического танца сконденсирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. И как показывают современные исследования, он вполне согласуется с биомеханическим анализом элементов «классики». Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл [7. с.18].

2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки

В каждом виде искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение [30. с.43]. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его - гармоничными и законченными.

В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца [26. с.7]. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства[4. с.3]. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения классической системы не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание его приходится обращать очень пристальное внимание [26. с.10].

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений [4. c.19].

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус -- основа для всякого па»[6. с.32]. «Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения» [15. с.16]. Поэтому задача классического станка -- добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет также весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для драматического актера [7. с.11].

На важную роль классического экзерсиса у станка или балетной станковой гимнастики в физическом воспитании актера неоднократно указывал К.С. Станиславский: «В приемах балетной муштры я еще ценю один момент, имеющий важное значение для всей дальнейшей культуры тела, для его пластики, для общего постава корпуса и для манеры держаться.

Дело в том, что наш спинной хребет, который изгибается во все стороны, точно спираль, должен быть крепко посажен в таз - этот центр имеет важное значение в балетном искусстве. Там его умеют развивать и укреплять. Пользуйтесь же этим и заимствуйте у танца приемы развития, укрепления и постава спинного хребта» [34. с.37].

Помимо содействия физическому воспитанию актера классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учащихся основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев

Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями [7. с.12].

«Ежедневный экзерсис с первого года учения... складывается из одних и тех же pas», -- утверждает Ваганова [6. с.17].

Чтобы классический станок достиг своей цели, необходимо добиваться во всех упражнениях полной выворотности ног [7. с.12]. Выворотность -- положение ног, при котором «ступни, разведенные носками в стороны, идут либо по линии плеч, либо параллельны им, и вследствие этого раскрыта внутренняя поверхность (сторона) голеней и бедер», -- незыблемый канон классического танца, основа всей его техники [26. с.8].

Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности. Поэтому учащиеся должны хорошо освоить существующие в классическом танце пять строго выворотных позиций ног и в дальнейшем при всех упражнениях настойчиво добиваться соблюдения выворотности [7. с.12].

Очень большое значение придавал выворотности ног Станиславский. Возражая тем, кто протестует против «выворачивания ног в бедрах» на занятиях с будущими драматическими актерами, Станиславский говорил: «Каждому актеру придется исполнять роли не какой-нибудь одной эпохи, а разных, не какой-нибудь одной, а многих национальностей, возрастов, сословий и проч. Найти нелепый, характерный постав ног, рук и продержать его на протяжении характерной роли комика или бытовой роли легче, чем выправить себе ноги и руки для роли графа или герцога XVIII века, или аристократа XIX века. Вот тут потребуется большая, серьезная, трудная выправка всего тела. Для нее нужно время. Вот ее как самую трудную и долго выполнимую задачу мы и ставим в основу телесного воспитания. Справимся с ней -- все остальные задачи выправки покажутся легкими» [34. с.427].

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика.

Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция - положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног.

Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности.

При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35--65 градусов.

В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги -- диапазон движения увеличен.

В таком положении ногу можно поднять на 90--120 градусов конечно, при соответствующей тренировке.

Выворотность необходима не только для улучшения техники танца -- она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. «Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости» [26. с.17]. Это правило обязательно и для станкового экзерсиса. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при полном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно, вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Повседневный опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности -- руки, корпус и голова. Поэтому в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальность всего исполнения [7. с.13].

Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук» [42. с.265].

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике [7. с.14].

На основе проведенного анализа мы выявили движения, которые могли бы дополнить классический экзерсис в коллективе народного танца. При разработке тренировочных упражнений у станка использовался опыт Т.С. Ткаченко, А.Я. Вагановой, А. Лопухов, А. Ширяева и А. Бочарова. В экзерсис классического станка включены движения народных танцев.

В плане последовательности движений у станка мы взяли принцип изложенный в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой. В конце добавили упражнения из народного станка.

Порядок упражнений у станка необходимо устанавливать по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения тренирующие различные группы мышц, причем надо чередовать движения на развитие подвижности стопы на вытянутых ногах с движениями на присогнутых ногах; мягкие, плавные с резкими, отрывистыми.

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки.

При выполнении движении, характерных для русского танца, как, например, перевод стопы с носка на пятку, присядки и т. д. в музыкальном сопровождении должна быть русская песня или мелодия, соответствующая по ритму и характеру данному упражнению.

Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально [37. с.594].

Приседания (plie). Demi plie - это базовое движение оно постепенно вводит в работу мышца и суставно-связочный аппарат и является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, а так же является проходящим движением в исполнении дробей, приподаний, соскоков и т.п. Grand-plie - это основа для исполнения мужских присядок, «закладок» и трюков. Поэтому разделу приседания следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.

Методика исполнения движения сохраняет все правила и требования классического танца.

Батманы.

Упражнения на развитие подвижности стопы (battements tendus). Упражнение этого раздела является основой всего танца. Ноги не только разогреваются этим движением, но и приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности [6. с.38].

Упражнение этого раздела можно дополнить движениями народного станка, а именно переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же могут, исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию. Исключаются варианты, где исполняются удары каблуком опорной ноги, мягкая обувь этого сделать не позволит. Эти дополнения необходимы, т.к. исполнителям народного танца следует усиленно развивать пяточное (ахиллесово) сухожилие [37. с.601].

Маленькие броски (battements tendus jete) Маленькие броски развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию движения в коленном суставе работающей ноги, которая то резко вытягивается «от себя», то сильно сгибается. Упражнения эти повышают также способность учащихся четко выполнять мелкие и сильные движения.

В этом упражнении можно использовать прием сокращения стопы, что позволит растяжению ахилового сухожилия, в момент, когда работающая нога находится на высоте 30?. Варианты с ударом каблучка также исключаются [37. с.608].

Наиболее характерный элемент народной хореографии - танцевальные шаги. Они являются основой всех танцев. Чаще всего шаги встречаются в хороводах и в плясках. В народном танце большое количество шагов - шаг с переступанием, простой шаг, переменный шаг и т.п. Батманы играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой.

Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Низкие и высокие развороты ноги(battements fondus) вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Это упражнение можно сочетать с battements fondus народного экзерсиса, т.к оно дополнительно развивает подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном и коленном суставах [37. с.622].

Раскрывание ноги на высоту 90? (developpe) - это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки. Все силы здесь направлены на развитие шага и силы движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также на повышение подвижности в тазобедренном и коленном суставах. Упражнение может исполняться как в чистом виде, так и в сочетании с народным экзерсисом [3 с.633].

Большие броски работающей ногой на высоту 90? (grand battements jete) упражнения направлены на развитие шага, укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц. Броски выполняются с силой, но без напряжения. В разделе этих упражнений, так же возможно сочетание классических и народных вариантов движений. Упражнения с ударами каблучком опорной ногой исключить [37. с.642].

Круговращения ног (Rond de jambe par terre). Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. В разделе этого упражнения возможно сочетание классического и народного экзерсисов.

Упражнения с не напряженной стопой (flic-flac). При упражнении этого раздела мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Эти упражнения подготавливают учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе [37 с.612].

Подготовка к «веревочке». Эти движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «веревочки», встречающихся в русском, украинском и других народных танцах [37. с.619].

Зигзаги (змейка). Это упражнения развивает преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка», его также необходимо включить в экзерсис классического танца для коллектива народного танца [37. с.635].

Дробные выстукивания, каблучные упражнения, не могут быть использованы в экзерсисе классического танца, исполнение этих движений подразумевает обувь с каблучком.

Данный экзерсис поможет учащимся овладеть исполнительской культурой и подготовить мышцы и суставы для исполнения народных композиций.

Сравнивая экзерсис классического танца и экзерсис народного танца, мы приходим к выводу, что система народного танца Т.С. Ткаченко является самодостаточной и универсальной.

А, что же такое система? Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[43. с.1226].

Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория учение), способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов [43. с. 808].

Да действительно система Ткаченко Т.С. состоит из множества элементов, которые благотворно влияют на технику и исполнительскую культуру танцовщика. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развиваю определенные группы мышц.

Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность.

При грамотном подходе к преподаванию народного танца, можно ограничится только народным экзерсисом.

Глава III. Работа по созданной программе

3.1 План занятий

Занятия в самодеятельном коллективе народного танца проводятся 3 раза в неделю. Цель занятий является формирование исполнительской культуры. Изучение репертуара.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Представленные разделы программы могут варьироваться в течение учебного года на усмотрение педагога.

Каждый год в этой программе неразрывно связан с последующим, т.к. если один из разделов будет проработан методически неверно, то в общем курсе образуется непоправимый изъян, который не всегда удается успешно выправить. Поэтому ошибочно рассматривать отдельные периоды обучения как наиболее ответственные и главные. Каждый из них одинаково труден и ответственен по своему значению, ибо выполнение всей программы зависит от общей суммы знаний и навыков, приобретенных учащимися.

Порядок полноценного происхождения отдельных движений в каждом экзерсисе указан в программе в связи с последовательностью ее изложения. Но в программе не указано, как надо приступать к изучению того или иного движения, при помощи каких учебных приемов и музыкально-ритмических раскладок освоить исполнительскую технику, то есть изучать движения как бы по слогам.

Такого рода сведения можно почерпнуть в учебниках, учебных пособиях или опытных мастеров, например в книге Т.С. Ткаченко «Народный танец» и А.Я. Вагановой «Основы классического танца».

В программе указано, когда именно, в какой период года следует приступать к изучению того или иного движения.

Планирование учебной программы в значительной мере способствовал успеваемости учащегося.

Принимая во внимание количество часов, отведенное для освоения программы, и возможности учащихся, мы составили учебно-тематический план на все два года.

В первом полугодии мы отвели достаточно времени для повторения движений, в связи с тем, что участники коллектива, приходя уже с навыками танцевального искусства. Также отведено время и во тором полугодии для повторения пройденного материала, также на прохождение наиболее простых элементов программы и усложненного сочетанием движений.

Далее планируется изучение более сложных элементов прграммы и более сложные комбинированные упражнения.

После зимних каникул запланировано время на приведение организма учащихся в должную готовность и на повторение пройденного материала в первом полугодии. Затем начинается координационная работа с привлечением всего пройденного материала.

Таковы основные принципы учебно-тематического плана, отклонения от которого, конечно, могут быть в зависимости от того, как учащиеся усваивают материал.

3.2 Практическое применение программы

В первом месяце мы запланировали подготовку к танцу «Солдатская пляска». План включает в себя, вводную тему, состоящую из организационных вопросов, инструктажа по технике безопасности, плана работы самодеятельного коллектива, целей и задач, кратких сведений об истории возникновения народного танца. А также запланирован экзерсис у станка с элементами народного, который поможет учащимся войти в «форму» и подготовит к исполнению присядок и вращений, т.к. «Солдатской пляске» достаточное количество присядок у юношей, и вращений у девушек.

В течение всего года учащиеся постепенно знакомятся с экзерсисом классического танца включающий движения народного экзерсиса. А именно:

1. В разделе «battements tendus» учащиеся повторяют виды battements tendus классического экзерсиса и знакомятся с видами battements tendus народного экзерсиса - это переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же варианты включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию.

2. «Battements tendus jete» - этот раздел посвящен, как и предыдущий раздел, развитию мышц голени, а также резкому вытягиванию «от себя» работающей ноги.

Работа эти двух разделов способствует развитию подвижности в голеностопном суставе, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий. Все это важно в исполнительской культуре.

3. «Rond de jambe par terre» в этом разделе учащиеся повторяют классический вариант, а также возможны сочетания с круговращениями ног из народного экзерсиса. Можно использовать и зигзаги (змейки), которые подготовят учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка».

4. «Battements fondus» необходим для вырабатывания мягкости и эластичности. Это упражнение можно сочетать с battements fondus народного экзерсиса.

5. Battements frappe и doubles frappes можно сочетать сокращение стопы в момент когда нога уже сделала удар и находится в натянутом положении. Этот нюанс дополнительно будет способствовать развитию пяточного сухожилия.

6. Подготовка к «веревочке».

7. Упражнения с не напряженной стопой «flic-flac»

8. «Battements developpes». Выполнять движение можно как в медленном, так и в бастром темпе, на вытянутой опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги.

9. «Grand battement jete». Кроме основного вида больших бросков на уроке народного танца могут исполняться броски ногой с сокращенным подъемом, с наклонами корпуса, в сочетании с круговым движением ноги, с опусканием на колено, с прыжком, с растяжкой и др.

Экзерсис у станка составляется в зависимости от плана. Экзерсис должен подготовить участников к исполнению репертуара ансамбля. Например, если в танце «Солдатская пляска» достаточное количество вращений, то экзерсис будет выстроен таким образом, чтобы учащиеся максимально подготовились к выполнению этого движения. В танце «Коляда» большое количество комбинаций с использованием присядок. В этом случае экзерсис будет выглядеть иначе. Grand plie, будет исполняться в середине станка и по методике Т.С. Ткаченко, т.е. впрыгивая в grand plie.

Запланированный репертуар на первом году обучения: «Солдатская пляска», «За околицей», «Калинка».

Запланированный репертуар на втором году обучения: «Коляда», «Сибирская плясовая», «Братина».

В конце года итоговый концерт, где учащиеся продемонстрируют свои знания и умения, которые они получили в течение года.

Заключение

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.