РУБРИКИ |
Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца |
РЕКЛАМА |
|
Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танцаp align="left">Данная работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева, В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова, А.М. Мессерера и других исследователей изучавших классический и народный танец.В результате исследования темы «Классический танец как средстве формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», мы обосновал! актуальность темы, достигли цели и решили поставленные задачи, обосновал! теоретическую и практическую значимость работы. Установлено, что развитие хореографической культуры на современном этапе находится во взаимосвязи с требованиями времени, но порой теряет связь с накопленными веками теоретическими и практическими знаниями в хореографическом образовании. Выявлено, что танцевальное искусство до реорганизации художественной образования в России носило характер клубно-кружковой самодеятельности и преследовало цели культурно-досуговой организации, в то время как современные тенденции тяготеют к профессионализации ансамблей, что позволило нам сделать выводы: Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся: 1. К повышении технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков -- любителей и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса. 2. Приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры. Несмотря на то, что в процессе работы нами установлено, что система народно сценического танца Т.С. Ткаченко, построенная на классических образцах национальной танцевальной культуры является самодостаточной и универсальной не только в подготовке технических возможностей исполнителей, но и благодаря музыкальной основе, содержит в себе духовно-нравственный потенциал, способствующий формированию исполнительской культуры, что противоречит нашей гипотезе, цель исследования достигнута, задачи решены, а неожиданные результаты позволяют сделать ещё один вывод, о том, что как бы не была хороша обучающая система, ее транслируют педагоги, от мастерства, знаний и умений которых зависит качество образования и соответственно культура учащихся. Таким образом, гипотеза не подтверждена, цель достигнута, задачи решены. Список используемой литературы 1. Античные мысли об искусстве. В сб.: Эстетическое учение Платона («Закон»). М.:-1991.-308с. 2. Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с. 3. Бахрушин О.А. История русского балета. М 1973 с.314 4. Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.:-1953.- 46с. 5. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.:-1986. -274с. 6. Ваганова А.Я.Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с. 7. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с. 8. Голейзовский К. Обряды русской народной хореографии. М.:-1954 -252с. 9. Головкина С.К. Уроки классического танца в старших классах. М.:-1989.-160с. 10. Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца. М.:-2002.-208с. 11. Дорога к танцу Государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством И. Моисеева. М.:-1989.-89с. 12. Захаров В.М. Радуга русского танца. М.:-1986.-128с. 13. Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно - сценический танец. М.:-1976.-224с. 14. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с. 15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы. Л-М.:-1958. 16. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.:-1971.-48с. 17. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.:-1981.-272с. 18. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.:-1981.-262с. 19. Костровицкая В, Писарев А.. Классический танец. Л.:-1968-264с. 20. Кутасова Т. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.:-1954.-112с. 21. Ленин В.В. Полное собрание сочинений,т.38. 22. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.:-1972.-216с. 23. Лукиан 24. Луначарский А.В. В мире музыки. М.:-1971.-379с. 25. Лыткина И.Н. Хореографический коллектив художественной самодеятельности. М.:-1957.-156с. 26. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с. 27. О партийной и советской печати (сборник документов). М.:-1954.-344с. 28. Пасютина В. Волшебный мир танца. М.:-1985.-223с. 29. Повесть временных лет. Ч. 1. М-Л.:-1950. 30. Рогозин И.В. Танец в коллективе художественной самодеятельности. М.:-1960.-160с. 31. Русские народные танцы. М.:-1957.-184с. 32. Соковикова Н.В. Ст. Кризис хореографии в России. Взгляд изнутри./Ввдение в психологию балета. Новосибирск. 2006. 33. Соковикова Н.В. Рукопись, лекция. 34. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т 3. 35. Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962. 36. Тарасов Н. Школа мужского исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с. 37. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:-1967.-656с. 38. Уральская В.И. Природа танца. М.:-1881.-112с. 39. Уральская В.И. Поиски и решения. М.:-1881. 40. Устинова П. Русский народный танец. М.:-1976.-151с. 41. Чижова А. Танцует «Берёзка». М.:-1983. 42. Франгопуло М. На уроке А.Я. Вагановой. Ансамбль песни и пляски Сибирского Округа Внутренних Войск МВД РФ. Авторская программа по классическому танцу для самодеятельного коллектива Руководитель: Рогачева Лилия Викторовна Содержание Глава I. Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 1.3. Отличительная особенность данной программы 1.4. Возраст участвующих в реализации программы 1.5. Сроки реализации программы 1.6. Формы и режим занятий 1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки Глава II. Учебно-тематический план 2.1. Учебно-тематический план первого года обучения 2.2. Учебно-тематический план второго года обучения Глава III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 3.1. Описание форм занятий, планируемых по теме, разделу 3.2. Описание методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий 3.3 Формы подведения итогов по каждой теме Список используемой литературы Глава I. Пояснительная записка 1.1 Направленность дополнительной образовательной программыЛюбая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся, с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом, но интересным и необходимым оно становится для нас только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству.Классический танец способствует гармоничному развитию учащихся, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.Данная программа «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», представляет возможность учащимся овладеть культурой движений, эстетикой и техникой движений, законами общей координации.1.2 Цель и задачи программыОсновная цель программы: формирование исполнительской культуры в ансамбле народного танцаЗадачи программы:Образовательные:- освоить теоретические знания обладать практическими навыками и умениями;- обучить самостоятельному выполнению работы;- содействовать в профессиональном самоопределении обучающихся.Развивающие:- развить творческие способности;- развить чувство эстетической удовлетворенности результатом своего труда;- развить художественное восприятие, образное мышление.Воспитательные:- воспитать трудолюбие и прилежание, аккуратность, бережливость, сотрудничество и честность;- сформировать умение работать в коллективе;- сформировать умения передавать свои знания другим.1.3 Отличительная особенность данной образовательной программы По классическому танцу создано большое количество программ. Все они заслуживают внимания. Отличительная особенность данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, она включает в себя экзерсисы классического и народного танцев. 1.4 Возраст участвующих в реализации программы Программа рассчитана на подготовленных участников самодеятельного коллектива, которые уже знакомы с основами классического танца. Средний возврат от 20 до 30 лет. 1.5 Сроки реализации программы Данная программа содержит учебный материал, рассчитанный на 2 года обучения. Если учащиеся освоили полный курс обучения и пожелают далее совершенствовать свое мастерство, программа может быть доработана. 1.6 Формы и режим занятий Программа предусматривает групповые индивидуальные формы занятий, так как способности и возможности по усвоению материала программы у обучающихся разные, а так же различие в возрасте обучающихся. Занятия по в коллективе проводятся 3 раза в неделю по 2 часа для обучающихся в самодеятельном коллективе. Из этих двух часов 40 минут занимает экзерсис классического танца. 1.7 Ожидаемые результаты и способы их проверки
Глава II Учебно-тематический план 2.1 Учебно-тематический план I-го года обучения
2.2 Учебно-тематический план II-го года обучения
Глава III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 3.1 Описание форм занятий планируемых по теме, разделу В работе используются самые разные формы занятий: индивидуальные, коллективные, групповые. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных задач. 3.2 Описание методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал техническое оснащение занятий Выбор методов и приемов обучению исполнительской культуре в ансамбле народного танца определяется с учетом индивидуальных способностей учащихся, их возрастных и психофизических особенностей. На занятиях могут быть использованы следующие методы: - словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог, обсуждение); - наглядный (это могут быть различные дидактические материалы: плакаты, фото, схемы, видеозаписи, рисунки, иллюстрации); - практический . Для преодоления затруднений в процессе работы, можно принять следующие приемы: - прием стимулирующей помощи (содействие педагога направленно на активизацию собственных возможностей учащегося для преодоления затруднений); - прием эмоционально - регулирующей помощи (оценочные суждения педагога, одобряющие или порицающие действия ребенка); - прием направляющей помощи (организация умственной деятельности, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог направляет действия учащегося). Педагогическое вмешательство направлено на воспитание исполнительской культуры у учащегося.. Дидактический материал и техническое оснащение занятий. Для успешной материал реализации работы программы необходим дидактический материал - наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, видеозаписи. А также инструменты: станок, зеркала, музыкальное сопровождение, музыкальный центр и концертмейстер (баянист). Большое внимание уделяется техники безопасности и размещения оборудования. Нужно размещать так, чтобы учащимся было удобно ими пользоваться. Не обязательно располагать на виду, достаточно чтобы учащиеся знали, где лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, убирать его после работы. 3.3 Формы подведения итогов по каждой теме Отчет о выполненной работе проводятся в форме итогового занятия по каждой теме месяца, а также в форме концертов. Список используемой литературы 1. Сборник дополнительных образовательных программ педагогов - руководителей кружков и объединений. ДДТ «У Белого Озера» г. Томск. 2. Ваганова А.Я. Основы классического танца,- Л.: Искусство, 1980. 3. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М.: Знание, 1987. с. 80 (Новое в жизни, науке и технике. "Педагогика и психология" - N4). 4. Кокорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М.: Музгиз, 1963. 5. Кузовкова К.П. Уроки по педагогике в дошкольном педагогическом училище и методика их проведения.- М.: Просвещение, 1970.- 70с. 6. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса.- М: Знание, 1980. - 96 с- (Новое в жизни, науке и технике. "Педагогика и психология. - N8). 7. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение.- Минск, 1971. 8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, 1992.- 528 с. 9. Народный танец. Проблемы изучения.- С-Пб.,1991. 10. Основы дидактики высшей школы: Вып.4. Социально-гносеологические аспекты параметризации обучающей системы: Метод, указания. Сост. В.И. Сосновский, к.п.н.; Отв. ред. В.П.Костюк, к. филос. п.- Новосибирск, 1987.- 41 с. 11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.- 608 с. 12. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сборник статей / Сост. и ред. А.Поптсдинер.- Л.: Музыка, 1980.- 104 с. 13. Современная дидактика: Теория - практика / Под науч. ред. Л.Я.Лернера, И.К.Журавлева. - М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. -288с. |
|
© 2007 |
|