РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культурология

Культурология

Учебные материалы к лекционному курсу "Культурология"

Культурология относится к базовым учебным дисциплинам обязательного блока гуманитарных дисциплин Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию.

Культурология в широком смысле - особая отрасль познания ,целостное изучение культуры. Предмет культурологии обширен. В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия. Исследуется этническое своеобразие культур, роль культурных контактов и общечеловеческих ценностей в истории человечества, значение культуры для развития личности и групп общества, для гуманизации человеческих отношений и т.д.

В качестве основных разделов культурологии обычно выделяют : историю культуры, историю самой культурологии, философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, аксиологию культуры, емиотику.

Более узкое понимание культурологии сводит её к теории культуры. Поэтому и учебная дисциплина "Культурология" включает в себя два основных раздела : теорию культуры и историю культуры, которые могут дополняться специальными курсами по частным разделам культурологии.

Раздел 1. Теория культуры. Структура и функции культуры

В "Словаре" Аделунга издания 1793 г. термин означает: "облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа".И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них -способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса ; развитие наук, искусств, ремёсел и торговли ; наконец, политика. Представления Гердера во всём совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.

Культура - это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого правомерно выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур .различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной ( особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства )сферах жизни и деятельности.

Материальная культура - это культура труда и материального производства: культура быта: культура топоса , т.е. места жительства ( жилища, дома, деревни, города ) ; культура отношения к собственному телу: физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Культура делится на определённые виды и роды. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой " вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Культура - это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

Важнейшая - функция передачи социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определённую знаковую систему , культура предполагает знание, владение ею. Без учения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Теоретические подходы к пониманию природы культуры

В конце 19- начале 20 в. философия культуры обращается к осмыслению различных стадий эволюции человеческой культуры. Возникает потребность в вычленении особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению её феноменов.

Значительный вклад в понимание природы культуры внесла "философия жизни" (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер) и "психоаналитическая философия" (З.Фрейд, К.Юнг).

Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано не только с достижениями этнографии, религиоведения, искусствоведения, но и с генезисом современной философии. Это объясняется прежде всего той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, опробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.

Философия романтизма и иррационализм Л.Шопенгауэра дали толчок развитию "философии жизни ", которая была преимущественно философия культуры. Своеобразное философствование Фридриха Ницше (1844-1900) оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления "воли к могуществу". Все модусы человеческого сознания и само объединяющее их понятие "я", "субъекта" следует понимать как упрощённые обозначения творческих волевых, интенций индивида, выступающего как частное проявление "воли к могуществу", как некий ограниченный центр силы. Рациональность и интеллектуальные построения являются, по Ницше, перспективой некоторой воли, направленной на расширение своего могущества и власти и подчиняющей себе другие воли (иррациональность - только опосредованное насилие и навязывание). Таким образом, категории, суждения, методы познания имеют цель сохранить и реабилитировать определённые формы жизни. Однако язык культуры, выполняя данные охранительные функции, искажает подлинную природу, т.е. жизнь. Причём искажение это проходит несколько этапов: от первоначальных образов, мифов, метафор, ещё непосредственно связанных с изначальным велением, от возникающих из хаоса интуитивных "представлений" человек переходит к их системе, причём теряется связь с жизнью, так как понятия заслоняют её собой. "Фальсификация" в интересах жизни превращается в самостоятельную силу, враждебную жизни. С этими философско - гносеологическими положениями, которые, впрочем, не составили у Ницше "системы" , связан, его анализ истории европейской культуры, которым он занимался на всех этапах своей сложной философской эволюции, начиная с книги "Рождение трагедиии из духа музыки" ( 1872).

Ницше формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонийского и дионисийского начал, которая разворачивается как возникновение, борьба и примирение между двумя пониманиями мира, появляющимися из хаоса жизни: как первичного трагического переживания, имеющего до- и внепредикативный характер - "звуковой", музыкальный, оргиастический (Дионис) и как замещение, "извлечение" этого переживания прекрасными "зримыми" образами, формами (Аполлон), а затем и философской рефлексией, осуществляемой в понятиях, идеалах. Полем примиряющего состязания Диониса и Аполлона становится древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл). Однако недоверие к жизни, - попытка подавить её разумом, "истиной", идеей проникают в трагедию изнутри (через творчество Еврипида) и активно поддерживаются извне новой, сократической формой сверхаполлонизма. Сократ, Платон и идущая от них философская и культурная традиция заменяют трагическое дионисийскоаполлонийское мирочувствование диалектикой идей, главный смысл которых - абсолютное упорядочивание мира по своим собственным законам. В этом же русле, по мнению Ницше, действует и христианская религия, скрывающая за фикциями неба и Бога подлинные истоки бытия человека. В рамках новоевропейской культуры этот ряд подменён, продолжен наукой, основанной, в свою очередь, на фикциях интеллекта, закона, научной истины и т.п. Вслед за романтиками Ницше подчёркивает роль другого культурного образования - искусства. Это вид иллюзии, более непосредственным и близким образом связанный с "жизнью", лучше осознающий, что "культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом".

Многовековое господство сократической философии, христианства и науки ввергло европейскую культуру в состояние глубокого кризиса. Как реакция на власть перечисленных идей возникает "европейский нигилизм". Описав симптомы, структуру и возможные следствия этого явления, Ницше ввел его, вместе с концепциями " смерти Бога", " переоценки всех ценностей", "сверхчеловека", в круг проблем философии культуры, развиваемых крупнейшими мыслителями 20 века.

Существенно иной в сравнении с ницшевским вариант философии культуры, исходящий из "философии жизни", создал немецкий историк культуры В.Дильтей (1833-1911). Он рассматривает саму жизнь как способ бытия человека, осуществляющийся в раскрытии человеком культурно- исторического процесса, образовании мира истории, отличного от мира Природы. Подобно неокантианцам баденской школы, Дильтей разделяет методы науки о природе и науки о духе. Если первая "объясняет" данные внешнего опыта , согласуя их со схемами рассудка, то вторая "понимает" духовную целостность, интуитивно понимает "жизнь" из неё самой. Интерпретируя явления истории культуры , Дильтей использует в качестве "понимающей" методологии ее исследования герменевтику. Какая - либо эпоха в истории духа реконструируется как целостность, относительно которой необходимо истолкование отдельных явлений как её моментов. Позднее история культуры рассматривалась Дильтеем как ряд произведений "объективного духа". Последний представляет собой негегелевскую абсолютную идею, сущую в себе ("Философия духа", раздел второй), а тотальность духовной взаимосвязи в реальной жизни, проявляющую себя как в творчестве индивида, так и человеческих сообществ. Дильтеевская философия "объективного духа" , подчёркивая несводимость творческих проявлений только к сфере разума, утверждает также единство мира культуры, включённость в него рефлексивных форм, поскольку к "объективному духу" относятся и искусство, религия, философия (у Гегеля - ступени развития абсолютного духа). Акцент на целостном восприятии исторических культурных систем позволяет Дильтею сблизить историю и искусство. Главной заслугой Дильтея остаётся разработка герменевтики как метода понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т.е. духовной культуры в её исторических образцах.

В учении Георга Зиммеля (1858-1918) философия культуры также раскрывается в терминах "философии жизни". Жизнь, т. е. первичная реальность до всякого разделения, самоограничивается посредством исходящих из неё форм, образующих "более-жизнь" и "более-чем-жизнь", или формы культуры. Они начинают играть самостоятельную роль, противостоя вечно текущей и видоизменяющейся жизни. Постепенно культурные формы "отвердевают", преграждая поток жизни, и тогда уничтожаются ею и заменяются новыми. Эта борьба и порождает противоречия культуры, её трагедию. Зиммелю представлялось , что, помимо этого, в новейшей европейской культуре осуществляется борьба жизни против принципа формы как такового, то есть против всякой культуры.

В работах Освальда Шпенглера (1880-1936) философская критика европейского рационализма и панлогизма с позиций, близких немецкой романтике и "философии жизни", соединяется с культурологическим проектом построения морфологии культуры (рассматриваемой как совокупность её исторических типов), осуществлённом на богатейшем конкретном материале, заимствованном из истории науки, искусства, религии, политики, экономики и т.д. ( "Закат Европы ", Т.1-1918 г., т.2 -1922 г.). Разрешая основную проблему философии культуры, Шпенглер рассматривает кризис и гибель культуры как её судьбу, неизбежное и закономерное явление. Сама "жизнь" есть бесконечное зарождение и гибель культур, представляющих собой своеобразные "организмы " с твёрдой внутренней организацией, каждый из которых замкнут и абсолютно неповторим. Они могут существовать 1200-1500 лет, а затем исчезают, оставив разнообразные памятники и следы, которые могут быть как-то использованы другими культурами , но заимствование или развитие её внутренних принципов ( пра - феноменов) невозможно. Таким образом, Шпенглер отрицает культурную преемственность, единство человеческой культуры, а до некоторой степени и возможность понимания культур прошлого. Он выделил из них семь и описал : египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя, византийско-арабскую. Ныне существует западноевропейская, или фаустовская, а также просматриваются признаки зарождения русской культуры.

Процесс развёртывания культуры во времени связан , по Шпенглеру, с омертвением их гибких органов ; упрощением расчленённой структуры, переходом от разнородности к большей однородности и, вместе с тем, от органического единства многообразия к механическому единству сопряжённому с разрушительной борьбой. В конечном счёте культура перерождается в цивилизацию, для которой характерно отрицание самой "жизни", интеллектуализм и техницизм ;отказ от непосредственного и творческого восприятия мира. Через призму подобных воззрений Шпенглер рассматривает европейскую культуру 19 в. (переход в цивилизацию) и начала 20 века (мировая война; революции). Несмотря на критическое отношение к общетеоретическим и конкретно-историческим выкладкам Шпенглера, его пророчествам, популяризованный им принцип культурного полицентризма образует теоретическую базу большинства современных культурологических и гуманитарных исследований.

На основе этих культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

Противостояние культуры и цивилизации по-разному обнаруживается в работах таких видных западноевропейских культурологов, как Г.Зиммель, О.Шпенглер, Г.Казейрлинг.

Эти же культурфилософские сюжеты на христианско-православной мировоззренческой основе разрабатывают К.Леонтьев и Н.Данилевский, Ф.Достоевский и Н.Бердяев, Вяч.Иванов и А.Блок. Определённые аспекты противопоставления культуры и цивилизации пошли в культуроборческие темы у Л.Толстого. Н.Я.Данилевский и О.Шпенглер говорили об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных культур.

Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Именно в тождественном смысле употребляет эти слова А.фон Гумбольдт. В своих сочинениях он часто пользуется словом "культура" наряду со словом "цивилизация", не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. Однако он ссылается на своего брата Вильгельма Гумбольдта, у которого на этот счёт были более точные представления. А.Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно, - от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к учёному, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий.

Третий смысл понятия " цивилизация" заимствован английской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как результата приобретённых навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р.Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей более простых и устойчивых "народных" обществ.

Родоначальником психоаналитической культурологии принято считать австрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856-1939). Исходный пункт его теории - гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сферы сознания и оказывающего на неё мощное, порой скрытое воздействие. Психика состоит из трёх слоёв : Оно, Я и Сверх-Я.

Бессознательное Оно - " кипящий котёл инстинктов ", унаследованных человеком, его безотчётные влечения и душевные движения.

Сознательное Я - посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида.

Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера.

В основе воззрений Фрейда на культуру лежит его убеждённость в противоречии между природным началом , бессознательным, сексуальностью и насилием в человеке и нормами культуры, которая основана на отказе (добровольном или принудительном от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии либидо, осуществляя жёсткий контроль, цензуру инстинктов). Фрейд приходит к выводу, что развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувств вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. Фундаментальной предпосылкой его достаточно пессимистических размышлений было уподобление общественной психики индивидуальной, убеждение в общности личного и коллективного бессознательного.

Согласно К.Юнгу, бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего "я", который связывает сознание (небольшую и содержательно бедную область психики, находящуюся под нашим контролем) со сферой инстинктивной жизни .Когда оно вступает в сферу сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное и непонятное, а потому пугающее.

В отличие от сознания в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим, переживая бессознательное как мир символов из древнейших и грядущих времён. Архетипы (психические структуры коллективного бессознательного ), представляя собой вневременные схемы, согласно которым формируются образы, мысли и чувства живших и живущих людей, хранят первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах, символических изображениях. Сама история человека коренится в бессознательном, хотя и не все способны понять это. Люди часто живут в тех или иных традициях, утеряв связь с их архетипической символикой. Это и порождает кризис культуры - кризис отношения сознания к бессознательному, силы которого всегда активны, обладают особой энергией, позволяющей им самоинтерпретироваться, вмешиваться в ситуацию. Эмоционально заряженные образы могут разрушительно действовать на человека и на человечество. Для Юнга жизнь народов подвластна психологическому закону, "душа народа есть лишь несколько более сложная структура, нежели душа индивида". Только гармония сознания и бессознательного устраняет опасность, создавая здоровые и духовно богатые личности.

Духовная культура, творчество, также обусловлено бессознательным. Творческий процесс складывается из бессознательного одухотворения архетипа и его развёртывания и оформления вплоть до завершённого произведения искусства. Архаический праобраз при этом всегда переводится на язык современности. " Здесь кроется социальная значимость искусства : оно неустанно работает над воспитанием духа времени, потому что даёт жизнь тем фигурам и образам, которых духу времени больше всего недоставало".

Культурно - исторический подход к культуре. Основные варианты культурно - исторической типологии

В нашей отечественной литературе в течение многих десятилетий подчёркивалась мысль об историческом подходе к культуре. Культура не может быть понята, если её рассматривать абстрактно, вне истории. Чтобы научно объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса, из исследования развития человека в процессе истории. Короче говоря, чтобы понять культуру, надо осмыслить историю в её различных измерениях и в её целостности.

В культурологии прослеживаются несколько основных моделей культурно- исторической типологии : концепции культурного эволюционизма, культурно- исторических циклов и синтетические модели, совмещающие черты первой и второй.

Во второй половине 20 века получили широкое распространение различные версии циклического развития культуры. Одной из первых из них стала концепция русского философа Н.Я.Данилевского (1822-1885). В книге "Россия и Европа" (1869) обосновал основополагающую для всех последующих рассуждений идею о том, что между формами органической жизни и культурой можно провести непосредственную аналогию. Точно так же как живые организмы находятся в непрестанной изматывающей борьбе друг с другом и окружающей средой, так и культуры рождаются, живут, дряхлеют и умирают. От возмужания до гибели просматривается процесс, стадия которого без труда фиксируются. Цветение культуры не вечно она утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Сами культурно-исторические типы загерметизированы.

Данилевский выдвинул свою теорию структуры и динамики "культурно-исторических типов" для того, чтобы объяснить гораздо более узкую проблему - почему Европа (Запад) относится к России враждебно. Он писал: "Европа видит в России и славянстве не только чуждую, но и враждебную силу..."*. По мнению русского философа, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывает Европе. Например, Россия никогда не нападала на Европу, Европа - неоднократно вторгалась в Россию, вынуждая ее защищаться и изгонять агрессора.

Данилевский не видит рациональной основы для враждебности Европы по отношению к россии. "Причина явления гораздо глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели..."**,- таков вывод философа. Реальную же причину возникновения антагонизма Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурным типам.

По мнению Данилевского, Европа есть поприще романогерманской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории. Отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке, зрения, благодаря которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным. Столь же сомнительно разделение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476 г. н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая, Индии и остальной части человечества.

Как утверждал Данилевский, Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды. Стало быть, существует множество Цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные морфологические формы и ценности, а затем погибает вместе с ними. Русский философ разделяет все народы на три основных класса: на позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам и туркам не создавали великих цивилизаций, но как "божий кнут" способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Вот почему они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций. По мнению Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать "культурно-историческими типами". Философ насчитывает десять таких цивилизации: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германороманская или европейская. Две цивилизации - мексиканская и перуанская- погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные закономерности или законы возникновения, роста и закат цивилизаций:

1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы цивилизации одного культурноисторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах... В наше время англичане потерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты Цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская - в области права и политической организации. Прогресс человечества, как считает Данилевский, не в том, чтобы всем идти водном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т. е. творческой в двух областях: политической и научной, то русскославянская цивилизация будет трех- или даже четырехсоставной (творческой) в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем, главным образом, в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка.

Специфическую концепцию культурно-исторических типов развивал английский историк А. Тойнби (1899-1975). Он выделяет 21 цивилизацию, позднее - 26, связанных и несвязанных друг с другом: Западную, две православно-христианские (в России и на Ближнем Востоке (Византия)), иранскую, арабскую, индуистскую, две дальневосточные, эллинскую (т. е. греко-римскую), сирийскую (т. е. цивилизацию семитских народов древнего Ближнего Востока), индийскую (древнейшую цивилизацию долины Инда), синическую (древнейшую китайскую), минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя (последние четыре в доколумбовой Америке), египетскую. Кроме того, Тойнби называет пять застывших цивилизаций - полинезийскую, эскимосскую, кочевую, оттоманскую и спартанскую.

Английский историк ставит вопрос: почему некоторые общества, подобно многим примитивным группам, оказываются неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? На этот вопрос он отвечает так: генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой. Она возникает в результате специфической комбинации двух условий: наличия в данном обществе творчества меньшинства и среды, которая не слишком благоприятна, однако и не очень враждебна.

Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизационном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, а общество посредством своего творческого меньшинства успешно отвечает на вызов и решает проблемы. Если это происходит именно так, общество находится в непрерывном движении. Уровень цивилизации в этом случае неизменен.

Тойнби понимает рост цивилизации не как географическое распространение общества. Природная экспансия ведет не к росту, а к задержке развития и разложению. Подобным же образом рост цивилизации ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Между прогрессом техники и развитием цивилизации нет прямой зависимости. Рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации. Он выражается в прогрессивном аккумулирующем сублимировании ("этериализации") ценностей, общества, иначе говоря, в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры.

Третья важнейшая проблема исследования - как и почему цивилизации надламываются, разлагаются и даже распадаются? Тойнби отмечает, что из 26 цивилизаций не менее 16 в настоящее время мертвы и погребены. Из оставшихся в живых десяти цивилизаций полинезийская и кочевая... находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени - под угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более того, не менее шести из этих семи цивилизаций... обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения.

Тойнби подчеркивает, что упадок нельзя приписать космической необходимости, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Упадок нельзя объяснить и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники - следствием или симптомом. Главное различие между процессами роста и разложения, по мнению английского исследователя, в том, что в фазе роста цивилизация успешно отвечает на серии новых вызовов, тогда как в стадии разложения ей не удаётся найти соответствующий ответ... Она вновь и вновь пытается ответить, но неудача преследует ее.

При росте цивилизации вызовы, как и ответы на них, все время меняются. При разложении ответы меняются, но вызов остается без ответа, без изменения, поскольку такого рода реакции неудачны. Тойнби считает, что цивилизации сами кончают с собой, а не являются жертвами убийства. Природа надлома цивилизаций может быть объяснена тремя причинами: упадком творческих сил меньшинства, ответным ослаблением мимезиса (добровольного подражания) со стороны большинства, и в результате - утратой социального единства в обществе как едином целом. Концепция Тойнби означает, что, когда в истории какого-либо общества творческое меньшинство вырождается в попросту господствующее меньшинство, пытающееся силой удержать положение, которого оно больше не обслуживает, фатальное изменение характера правящего слоя вызывает, с другой стороны, отделение пролетариата (большинства), который более не склонен восхищаться и свободно подражать правящему слою и восстает против низведения его до уровня лишенной воли скотины. Таким образом, надлом цивилизации приводит к возникновению классовой борьбы.

Фаза упадка распадается на три подфазы: 1) надлом цивилизации; 2) ее разложение и 3)ее исчезновение. Надлом и исчезновение часто разделены веками, даже тысячелетиями. Например надлом египетской цивилизаций произошел в XVI в. до н.э., а исчезновение - только в V в. н. э. В течение двух тысяч лет она существовала в форме "окаменевшей жизни в смерти". Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций рано или поздно влечет их к конечному исчезновению. Что касается западного общества, то, хотя оно, видимо, обнаруживает все симптомы надлома и разложения, Тойнби отказывается от заключения о его судьбе.

Следуя своей схеме, Тойнби не смущается, что некоторые из его цивилизаций должны бы умереть, однако после своего надлома они живут века, даже тысячи лет, и теперь еще живы. Он выходит из трудностей простым изобретением термина "окаменевшей" цивилизации. Так, Китай окаменел на тысячу лет, египетская цивилизация на две тысячи, эллинская цивилизация либо разлагалась, либо каменела с Пелопоннесской войны до V в. н.э. Вся римская история - это непрерывное разложение сначала и до конца. То же самое происходит и с другими цивилизациями.

Общая концепция цивилизаций, разработанная Тойнби, стала объектом критического рассмотрения в западной философии и социологии культуры. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина. Наряду с серьезными достижениями, концепция Тойнби, по мнению Сорокина, имеет серьезные недостатки.

Оригинальную синтетическую концепцию культурно-исторической динамики создал немецкий философ К.Ясперс (1883-1969). По мнению К.Ясперса культурно-исторический процесс ограничен началом и концом, которые, однако, не следует понимать как некую реальность: они познаются лишь в "мерцании символов". Внутри этих рамок история делится на четыре больших периода - доистория, древние культуры, период "осевого времени" и технический век, расцвет которого относится к нашему времени.

Немецкий философ определяет четыре главные проблемы истории: 1) Что было решающим для человека в доисторический период? 2) Как возникли великие культуры древности? 3) В чем сущность "осевого времени" и какова причина его появления? 4) Каковы причины развития науки и техники и наступления технического века? Рассматривая эти вопросы, Ясперс делит весь исторический процесс на доисторию и всемирную историю, к которой относит наше настоящее и будущее.

Вот как характеризует Ясперс намеченные им стадии. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

Почти одновременно в трех областях земного шара, отмечает Ясперс, возникают древнейшие культуры. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и Эгейский мир с 4000 г.; во-вторых, открытая в раскопках доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия (связанная с Шумером); в-третьих, смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы, архаический мир Китая второго тысячелетия до н.э.

В противовес популярным в Европе 20-30 гг. концепциям культурных циклов, развитых Шпенглером, а затем со значительными коррективами Тойнби в своей теории, Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития.

Ясперс относит ось мировой истории ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. В это время, по мнению Ясперса, происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуанцзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии - в Индии, как и в Китае - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второй Иссайя. В Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

Осевое время, по Ясперсу, знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает в себя, предоставляет им гибнуть, независимо оттого, является ли носителем нового, народ древней культуры или другие народы. Все то, что существовало до осевого времени, пусть даже оно было величественным, подобно вавилонской, египетской, индийской или китайской культурам, воспринимается как нечто дремлющее, непробудившееся.

Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична, подобно жизни множества людей на протяжении десятков тысяч и сотен тысяч лет. Люди вне сфер, составляющих осевое время, либо остались в стороне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из центров духовного изучения. В последнем случае они вошли в историю. Так, в орбиту осевого времени были втянуты на Западе германские и славянские народы, на Востоке - японцы, малайцы и сиамцы. По мнению Ясперса, осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимы.

Итак, в истории Ясперс выделяет четыре "среза": возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня; возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3-5-м тыс. до н.э.; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII- II вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции; подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технической эры, которая духовно конституируется в XVII в. приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в.

Третий "срез" представляет собой, по Ясперсу, своеобразную "ось мирового времени", этап, на котором возникает современный нам человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя как Самости; с теми представлениями об ответственности, которые существуют и в наши дни. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до "осевого времени" имели место лишь локальные истории. Ясперс высказывает предположение, что не исключено продвижение человечества к новому "осевому времени", способному породить основу подлинной человеческой истории.

Раздел II. Исторические типы культуры

Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет.

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный, или мезолит (примерно от 12до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.), меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век -примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода - нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого гомо сапиенса (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от греч. arche - начало и typos - образ) - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 - 18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. Анри Брейль (1877 - 1961) обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую "картинную галерею": 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, -изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по камню и кости, рельефы.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в xix в. вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найдён и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блесами камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством Типол. начинает заниматься земледелием и скотоводством. К

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс лет назад. Они были кованые - литье появилось гораздо позднее На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют начало нового этапа.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется понятием "поселение". Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения -мегалитические погребения (от греч. megas - большой, lithos -камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольменов, менгиров.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.