РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культурология

p align="left">В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретанского сrоm - круглый и lech- камень) Кромлехи - культовые сооружения, (алтарь солнца "стаунхед)".

Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. anima - дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами. Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia -волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Разновидностью магии является фетишизм (франц. fetiche - идол, талисман) - вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком. Миф В истории древних народов роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим "братом" и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от северо-индийского "о тотеман" - его род) - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех регионах, а также в традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Своеобразие культуры древних цивилизаций. Самые ранние очаги цивилизационного развития возникли в Двуречье, Древнем Египте, Древней Индии.

В IV-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Ефрат-возникла и утвердилась цивилизация высочайшей культуры, один из древнейших очагов человеческой цивилизации. При этом, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Динамичной, разнообразной была история и культура Двуречья. Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская. Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о "Золотом веке" написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов: они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей - завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье. Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792 - 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрения их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная Зиккур. и недобрая стихия, причина разрушений и бед. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Древней Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Ассирийское искусство 1 тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, и светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Идеографическое письмо (от греч. idea - идея, образ и gralho - пишу) - принцип письма, использующий идеограммы - письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз-горы.

В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью была Вавилонская башня - одно из семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э. на смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя (Перс.)

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения "заупокойного культа", который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть, не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено -средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - "ка", т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

Не случайно, что древнегреческий историк Геродот видел в них памятник тщеславию и жестокости восточного деспотизма.

В 3-2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для - экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м (сейчас 137м), площадь - около 55000 м2. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 - 3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи "чудес света". Позднее, во 2 тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня - это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории хотя древние египтяне боялись и боготворили своих царей.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон - это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис -бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскрешающуюся природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была- Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419-ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицеи государства он сделал город Ахетанон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало "угодный богу Атону". Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы - "Беседа разочарованного со своей душой".

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы - рисуночное символическое письмо - были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Характерно что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью). Тайна древнеегипетских иероглифов была разгадана лишь в XIX веке французским ученым Франсуа Шампольоном.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение ? существа с головой человека и телом льва . Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы; его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57м.

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства - это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849 - 1801 гг. до н.э.), стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III, скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества. Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон, остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью. Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи "утробные", глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика: в конце XXI - начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы -водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского (356-323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы. Основанный Александром, город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. В городе был построен знаменитый Александрийский маяк одно из семи "чудес света", высотой более 100м.

Дополнительный материал

Печатается по решению РИС НовГУ

Культурология: Метод. указания для студентов заочной формы обучения/Сост. В.П. Большаков.-2-е изд., перераб. и доп.; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Новгород, 1995. - 27с.

Даны описание программы курса, рекомендации по его изучению, по необходимой литературе, вопросы к зачету, а также темы, литература к темам, указания по выполнению и оформлению контрольных работ. Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения. ВВЕДЕНИЕ.

Сложность изучения курса "Культурология" определяется, кроме всего прочего, отсутствием специальных учебников и пособий. Поэтому особое значение приобретает работа студента с первоисточниками и статьями по каждой из тем и некоторыми пособиями из смежных дисциплин. Программа курса предполагает ознакомление с теорией и историей культуры. Студенту предстоит освоить 7 тем, выполнить одну контрольную работу и сдать зачет.

Литература к темам и контрольным работам дается ориентировочно и с таким расчетом, чтобы хотя бы часть ее можно было найти в любой библиотеке. Не исключается использование других источников и не предполагается использование всех рекомендованных. Лучше проработать одну-две книги или статьи, чем бегло пролистать десяток. Важно, чтобы с помощью книг и статей студент мог толково освещать разделы каждой из тем. Особое внимание уделите темам 1, 6, 7. Наиболее важны источники, названия которых подчеркнуты. Рекомендованная к темам художественная литература может использоваться в качестве дополнительной.

1. ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1. Культура, ее историческое развитие и типология

Варианты понимания смысла термина "культура". Виды, сферы, уровни культуры. Значение культуры прошлого для современности. Соотношение цивилизации и культуры. Ценности культуры. Значение внешних проявлений культуры: культура как человеческая форма дeятeльнocти. Kультуpa и oбpазованноcтъ. Kультуpа и наука. Kультура и искусство. Внутренние, глубинные основания культуры и ее высшие уровни и ценности. Типы культуры в человеческой истории.

Литература

1. Бердяев H.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Письмо о культуре //Русское зарубежье.-Л.:Лениздат, 1991.-С. 217-225.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур (Опыт определения)//Вопросы философии.- 1989.- № 6. 3. Большаков В.П. Введение в курс культурологии: Учеб.-метод. пособие. - Новгород: НовГУ, 1995.

4. Бромлей Ю.В., Подольный Д.Г. Создано человечеством. - М.: Политиздат, 1984.- С.6-27.

5. Введение в философию: Учебник.-М.: Политиздат, 1989.-Ч.2. Гл.ХVI.-С. 522-536.

6. История культуры России.-М.:Знание, 1993.- С. 3-8.

7. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры //Философские науки.-1991.- № 7.

8. Культурология.- М.: Знание, 1993.

9. Круглова Л.К. Основы кулотурологии: Учебник.-СПб, 1994.- С.6-80, 245-339.

10. мир философии. Книга для чтения. -М.: Политиздат, 1991.-Ч.2. Разд.7.

11. Ортега-и-Гассет X. Культура и жизнь и др.// Что такое философия? - М.:Наука, 1991.-С. 16-50.

12. Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция//Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. - М.: Прогресс, 1985.

13. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки. - 1989. -№ 1.

14. Шпенглер О. Закат Европы.-М.: Мысль, 1993.-Т.1. -С. 261-322.

ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях

Проблема возникновения культуры. Особенности первобытной культуры как исторически первого типа. Общие особенности развития культуры древних речных цивилизаций. Своеобразие одной из земледельческих культур (по выбору студента: Древняя Индия, или Древний Китай, или Месопотамия): Культура в социально-политической жизни, хозяйстве, быте, человеческих отношениях. Особенности познания, религии, нравственности. Элементы эстетической и художественной культуры. Иерархия и взаимосвязи ценностей культуры и цивилизации.

Литература

1. Библия. Ветхий завет. - Любое издание.

2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности.- М.:Наука, 1985.

3. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.:Политиздат, 1984.- C.30-81.

4. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: Высш. шк.,1983.

5. Гачев Г. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии М.:Наука, 1993.

6. Жарков В. Умельцы из Срединного царства // Дорогами тысячелетий. М.:Молодая гвардия, 1989.

7. 3апад и Восток: Традиции и современность. - М.:Знание. 1993.-С.96-239. 8. История Древнего Востока: Учебник. - М.:Высш. шк. 1986.

9. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - .:Искусство, 1981.

10. История первобытного общества / Под ред. Ю.В.Бромлея. -М.:Наука. 1986.

11. Круглова JI.K. Основы культурологии. - СПб. 1994,- С.81-121.

12. Корочанцев В. Бой тамтамов будит мечту. - М.: Мысль, 1987.-Гл.3.

13. Лукач И. Пути богов. Ч. II.- М.:Политиздат, 1984. - С. 74-117.

14. Монте Пьер. Египет Рамсесов. - М.:Наука, 1989.

15. Моуэт Ферли. Следы на снегу.- М.:Мысль, 1985.

16. Неру Дж. Открытие Индии. - М.:Политиздат, 1989. - Кн. 1. Гл. 4.

17. Першитц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник. - М.:Наука,1982.

18. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. -M.:Иcкуcство,1985.

19. Прус Б. Фараон. - Любое издание.

20. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное oбщество. -М.:Прогресс, 1989.

21. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М.:Изд - во МГУ, 1987.

22. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М.: Искусство, 1985.

23. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.:Политиздат, 1989. 24. Фальк Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.:Мысль, 1985. - С. 125-160.

ТЕМА 3. Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима

Общие особенности происхождения и развития античной цивилизации: своеобразие культуры античности. Характерные черты социально-политической жизни, хозяйства, быта, познания и поведения древних греков. Развитие религии, философии, нравственности, эстетической и художественной культуры Древней Греции. Своеобразие древнеримской цивилизации и культуры в их историческом становлении.

Высшие ценности античной культуры и поиски смысла жизни. Кризисы и гибель античной культуры. Влияние культуры античности на последующую европейскую и мировую культуру.

Литература

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 3 т.- M.: Искусство,1992.

2. Гомер. Илиада. Одиссея. Любое издание.

3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - Гл. 1-4.

4. Запад и Восток: традиции и современность.- М.: Знание, 1993.- С.3-24, 200-204.

5. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. -М.:Искусство,1981. 6. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л.:Изд-вo ЛГУ, 1980. 7. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.:Наука, 1985. 8. Кун H.И. Mифы Дpевнeй Грeции. - Любое издание. 9. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб., 1994.- С.121-162.

10. Лекции по истории эстетики. - Л.:Изд -во ЛГУ, 1973.- Кн. 1. Лекции 2-4.

11. Лосев А.Ф. История античной философии. - М.:Мысль, 1989.

12. Лукач И. Пути богов.- М.:Политиздат, 1984.- Ч.III.-С.118-192.

13. Мертлик P. Античные легенды и сказания. - М.:Республика, 1992.

14. Татаркевич В. Античная эстетика. - М.:Искусство, 1977.

15. Тронский И.И. История античной литературы.- М.:Высш. школа, 1987.

16. Учебник для высших учебных заведений по античной истории. - (любое название и любое издание за последние 10 лет).

17. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. - М.:Изд-во МГУ, 1990.

18. Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Высш. школа, 1987.

19. Шестаков В.Л.Очерки по истории эстетики. -М.:Мысль,1979.-Гл. 1.

ТЕМА 4. Культура Западноевропейского Средневековья

Особенности социально-политической жизии, хозяйства, быта, нравов, мировоззрения средневекового общества и его сословий. Становление цивилизации и форм культуры в раннем и позднем Средневековье. Христианство и центральные ценности средневековой культуры. Религиозная, нравственная, эстетическая и художественная культура Средних веков: взаимосвязи, противоречивость развития.

Литература

1. Бахтин М.M. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990. 2. Библия. Ветхий и Новый завет. - Любое издание.

3. Васильев Л.С. История религии Востока. Христианство. - М.: Высш. шк. 1383. 4. Грановский Г.Н. Лекции по истории Средневековья. - М.: Наука, 1987.

5. Гуревич А.Я. Категории Средневековой культуры. - М.: Искусство. 1984.

6. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990.

7. Гусейнов А.А.; Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.:Мысль, 1987. Гл. 1-4.

8. Запад и Восток: Традиции и современность. - М.:Знание, 1993.- С. 24-44. 198-218.

9. Иванов В.Г. История этики Средних веков. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1984. 10. История искусства зарубежных стран. Средние века. Вoзpoждeние. М.:Искусство, 1982.

11. История Средних веков: Учебник: В. 2 т. - M.: Высш. шк., 1990.

12. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.:Прогресс, 1987.

13. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб, 1994.- С.163-196.

14. Же Гофф Жак. Цивилизация Средневекового Запада. - M.:Пpoгpеcс. 1992.

15. Лекции по истории эстетики. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1973.- Кн. 1.- Лекция 6. 16. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. - М.:Республика, 1992.

17. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М.:Прогресс, 1987.

18. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - Любое издание (для взрослых).

19. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. -М.:Политиздат, 1987.

20. Xeйзингa И.Ocень сpедневековья. - М.:Наука, 1988.

21. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. - М.:Мысль, 1979.

22. Западнo-европейский эпос. - Л.:Xудож. лиг., 1977.

ТЕМА 5. Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века

Изменения в социально-политической и хозяйственной жизни, мировоззрении, быте и нравах Европы в эпоху Возрождения. Цивилизационные процессы и сдвиги в науке и культуре Европы XIV-XVI вв. Религиозная, нравственная, эстетическая и художественная сферы культуры Pенecсанса в их самостоятельном развитии и взаимосвязях. Итальянское и сeвеpное (позднее) Bозрoждение. Ренессанский гуманизм и индивидуализм и их роль в истории культуры Европы.

Западно-евронейская цивилизация и культура в эпоху Просвещения и буржуазных революций. Характерные черты европейской культуры к первой половине XX века: идеалы и реальность.

Литература

1. Бальзак О. Человеческая комедия. - Любое издание (один из романов).

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М.:Наука, 1989. 3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -M.:Наука, 1973.

4. Бокаччо Дж. Декамерон. - Любое издание.

5.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. -М.:Изд-во МГУ, 1977.

6. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. -М.:Просвещение, 1992. 7. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. -М.:Прогресс, 1986.

8. Гвардини P. Конец Нового времени/Вопросы философии.-1990.-№4.

9. Гете И. Фауст (в переводе Б.Пастернака). 10. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. -Л.:Изд-во МГУ, 1990 (особенно параграфы о культуре).

11. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.:Мысль, 1978. С. 287-322.-Ч. III.Гл. III-VI.

12. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.:Искусство, 1989.

13. Долгов К. Итальянские этюды. -М.:Худож. лит., 1987. 14. Запад и Восток: традиции и современность. - М.:3нание, 199З. С.44-96, 223-224.

15. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. -М.:Искусство, 1982.

16. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб, 1994. С196-244. 17. Лекции по истории этики.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1973, 1974.- Кн.1,2. Лекции 6-13, 15-23, 25. 18. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.:Мысль, 197.

19. Макиавелли Н. Государь. - М.:Планета, 1990.

20. Монтень М. Опыты в 3-х кн. - Любое издание.

21. Роттердамский Э. Похвала глупости. - Любое издание.

22. Вчерашний мир //Цвейг С. Статьи. Эссе. - М., 1987.-С.162-235.

23. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики.-М.:Мысль, 1979. Гл.3-6.

24. Шпенглер О. 3акат Европы.-М.:Мысль, 1993.- Т.1. Гл.V.

ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении

Славянская культура как особый тип культуры. Взаимодействие русской культуры с культурами Запада и Востока. Православие и его роль в историко-культурном развитии России. Особенности становления и характерные черты русской цивилизованности и культуры. Своеобразие социально-политической жизни России, хозяйственного развития, быта, нравов, мировоззрения, характера поведения, норм общения. Динамика религиозной, нравственной, эстетической и художественной культуры России XVIII-XIX веков.

Литература

1. Анисимов Е. Время Петровских реформ. - Л.:Лениздат, 1989.

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.:Наука, 1990.

3. Бердяев Н.А. Русская идея //Вопросы философии.- 1990.-№1 (или в отдельном издании).- Гл. V.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.:Мысль, 1990.- С.7-132.

5. Вейдлe В. Россия и Запад //Вопросы философии.- 1991.- № 10. 6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.:Мысль, 1989.

7. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Кривошеев Ю.В., Флоринский М.Ф. История России с древнейших времен до начала XХ века. - СПб.:Изд-во СпбГУ, 1992.

8.Домострой - М.:Худож. лит., 1991.

9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Бесы. - Любое издание.

10. История культуры России. - М.:3нание, 1993.

11. История русского искусства: В 3 т. - Любое издание.

12. Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М.: Республика, 1992. 13. Криворотов В. Русский путь// Знамя,- 1990.- № 8,9.

14. Леонтьев К. Записки отшельника. - М.:Русская книга, 1992.- С. 19-190.

15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.:Искусство, 1994. 16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х т. -М.:Прогресс, 1993.

17.Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. - М.: Независимая газета, 1993. 18. Русскoe православие. Вехи истории. - М.:Политиздат, 1989.- С. 14-18; 153-229; 669-690.

19. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1: Изучение России. -СПб:София, 1991.- С. 123-172.

20. Философские письма. Письмо 1. Апология сумасшедшего// Чаадаев П.Я. Статьи и письмa. - M.:Современник, 1989.

21.Янов А. Русская идея и 2000 год //Нева.-1990.- № 9-12.

ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века

Острота противоречий между разбитием мировой цивилизации и культуры в конце XIX - начале XX веков. Социальные потрясения, изменения в жизни масс людей и проблема переоценки ценностей жизни и культуры. Научно-технический и промышленный прогресс, социально-политические сдвиги и состояние культуры после Второй мировой войны. Особенности развития русской культуры в XX веке. Современные проблемы культуры в мире и в России.

Литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.:3нание, 1993. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.:Наука, 1990.

3. Бердяев Н.А. Новое Средневековье// Вестник высшей шкoлы.- 1991.-№3,4.

4. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Письмо тринадцатое "О культуре"//Русское зарубежье. -Л.:Лениздат, 1991.- С.225-231.

5. Бердяев Н.А. Филосoфия свободы. Смысл творчества. Гл. X. Творчество и красота. Искусство и теургия. - М.:Правда, 1989. 6. Бердяев Н.А. Человек и машина//Вопросы философии.-1988.- № 1. 7. Булгаков М. Мастер и Маргарита. - Любое издание. 8. Булгаков М. Собачье сердце. - Любое издание. 9. Дали с. Дневник одного гения. - Любое издание. 10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - Любое издание. 11. Культура, нравственность, религия (материалы "Круглого стола") //Вопросы философии.-1989.- №11.

12. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн. 2. Генеалогия морали. По ту сторону добра и зла. - Ит.-Сов. изд-во Сирии, 1990. 13. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии.-1989.- №3 (или в сборнике "Самосознание европейской культуры"). 14. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. -М.:Искусство,1991.

15. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени// Розанов В.В. Уединенное -М.:Политиздат, 1990.

16. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. - М.:Искусство, 1990.

17. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.:Политиздат, 1991.

18. Сарабьянов В.В. Стиль модерн. - М.:Искусство, 1989. 19. Сноу Ч.-Л. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. Bыступления. М.:Прогресс, 1985.- С.195-228, 290-298.

20. Сумерки богов. - М.:Политиздат, 1989.

21. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. T.1. Новая Россия. Новая культура. - СПб.:София, 1991, С. 197-207, 208-221.

22. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.2. Список благодеяний. Завтрашний день. Письма о русской культуре. Создание элиты. - СПб.: София, 1991.- С. 189-227.

23. Фрейд 3. Недовольство в культуре//Философские науки.-1989.- № 1. 24. Франк С.Л. Культура и религия//Философские науки.- 1991.- № 7. 25. Вчерашний миp.Вoспоминaния европейца//Цвейг С. Статъи. Эссе. -М.:Радуга, 1987.- C.304-326.

21.Янов А. Русская идея и 2000 год //Нева.-1990.- № 9-12.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

По курсу "Культурология" каждый студент-заочник выполняет одну контрольную работу объемом не менее школьной тетради. Выполненная контрольная работа высылается обычным порядком и поступает на кафедру теории культуры, этики и эстетики. Работа может быть допущена или не допущена к защите. Не допущенная к защите работа возвращается автору с замечаниями проверявшего преподавателя. Если работа допущена к защите, то защита ее происходит или до экзамена или непосредственно на экзамене, но обязательно перед ответом на теоретический вопрос. При этом проверяется самостоятельность выполнения работы, степень знания и понимания автором литературы, на которой основана контрольная работа. Разумеется, не обязательно использовать все указанные источники, но не следует строить работу на изложении и тем более переписывании одного из источников. Тема должна раскрываться студентом самостоятельно на основе некоторых источников. В случае, если контрольная работа не защищена, автор ее не допускается к зачету. Зачет по курсу может быть сдан при условии успешной защиты контрольной работы и удовлетворительного ответа на теоретический вопрос.

Оформление контрольной работы

Оформление контрольной работы должно отвечать некоторым требованиям. Кроме обычных - указание на обложке ФИО студента, шифра специальности, домашнего адреса, темы работы и т.д., в самой работе, написанной разборчиво, аккуратно следует пронумеровать страницы, оставить поле для замечаний, дать план работы и обязательно список использованной литературы. Список этот составляется в алфавитном порядке с указанием ФИО автора, заглавия, места и года издания, издательства. Например: Бердяев Н.А. Истоки и смысл pусcкогo коммунизма. - М.: Наука. 1988, или: Авторханов А. Происхождение партократии//0ктябрь. - 1991. - № 2,3. При цитировании сноски делаются постранично (указание внизу страницы, источник отмечается так же, но дополнительно указывается страница цитируемого отрывка). При ссылке без цитирования можно отсылать и к списку литературы, указывая номер источника, например,(5, с. 9). В контрольной работе должна проявиться самостоятельность автора и его умение работать с литературой, не переписывая, а осмысляя источники. И уж во всяком случае, автор работы должен хорошо знать источники, литературу, с которой он работал. Поэтому при работе с литературой, готовясь к написанию контрольной работы, есть смысл конспектировать для себя то, что представляется важнейшим.

Студент может выбрать любую из предлагаемых тем контрольных работ и даже предложить свою, но последнее требует согласования с кафедрой. Рекомендуемую к контрольным работам литературу можно дополнять, заменять некоторые работы другими, подходящими по содержанию. Но литература должна быть достаточно серьезной и современной.

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА 1. Проблема понимания культуры и особенности ее развития

Литература

1. Бердяев Н.А. Письмо о культуре // Русское зарубежье. -Л.:Лениздат, 1991. - С. 217-225.

2. Библеp B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. - 1989. - № 6.

3. Большаков В.П. Введение в курс культурологии: Учеб.-метод. пособие. - Новгород: НовГУ, 1995.

4. Бромлей Ю.В., Подольный Д.Г. Создано человечеством. -М.:Политиздат,1984. - С. 6 - 27.

5. История культуры России. - М.:Знание. 1993.- С. 3 - 8. 6. Кассирер Э. oпыт о человеке. Введение в филocoфию культуры // Философские науки. - 1991. - № 7.

7. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб.: СПГУВК, 1994. С. 6 - 80, 245 - 339.

8. Культурология.- M.:Знaниe, 1993.

9. Мир филоcoфии: Книга для чтения.- М.:Политиздат, 1991.-Ч. II. Разд. 7.

10. Ортега - и - Гассет X. Культура и жизнь и др. // Что такое философия? - М.:Наука, 1991. - С. 16 - 50. 11. Сноу Ч. - П. Две культуры и научная революция// Сноу Ч. - П. Портреты и размышления. - М.:Прогресс, 1985.

12. Швейцер А. Культура и этика. - М.:Прогресс,1973.

13. Шпенглер О. Закат Европы. - М.:Мысль, 1993. - Т. 1.- С. 261-322.

ТЕМА 2. Своеобразие культуры Древнего Египта

Литература

1. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурная традиция и общество). - М.:Высшая школа, 1983.

2. История Древнего Востока: Учебник. - М.:Высшая школа, 1988.

3. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М.:Искусство,1981.

4. Монте Пьер. Египет Рамсесов. - М.:Наука, 1989.

5.Пoмеpанцевa Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. -М.:Искусство, 1985. 6. Прус Б. Фараон. - Любое издание.

ТЕМА 3. Культура Древней Индии Литература

1.Бонгард - Левин Г.М., Ильин Б.Ф. Индия в дpeвности. - М.:Наука, 1985.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. - M.:Bыcшaя школа, 1983.

3.Гачев Г. Обpaзы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). -М.:Наука, 1993.

4.Запад и Восток: Традиции и современность.- М.:3нание, 1993.- С. 139-157,229-234.

5.История Древнего Востока. Учебник. - М.: Высшая школа, 1988. 6.Лукач И. Пути богов.- М.:Политиздат, 1984.-Ч.II. 7.Неру Дж. Открытие Индии. - М.:Политиздат, 1989.-Книга 1, 2.

ТЕМА 4. Особенности древнегреческой культуры и ее значение в истории человечества

Литература

1.Боннар Андре. Греческая цивилизация : В 3 т.- М.:Искусство, 1992.

2.Гусейнов А.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.:Мысль, 1987. -Гл.1 - 4.

3.Запад и Восток традиции и современность.- М.:3нание, 1993.- С. 3-17, 202-204.

4.Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб.: СПГУВК, 1994. -С.121 - 162.

5.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М.:Искусство, 1981. 6.Иванов В.Г. История этики Древнего мира. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1980. 7.Лосев А.Ф. История античной философии. - М.:Мысль, 1989. 8.Лукач И. Пути богов. - М.:Политиздат, 1984. - С. 118-192.- Ч.III. 9.Mеpтлик P. Античныe лeгeнды и сказания. - М.:Республика, 1992. 10.Татаpкeвич B. Античнaя эcтeтикa. - М.:Искусство, 1977. 11.Шестако8 В.П. Очерки по истории эстетики. - М.:Мысль, 1979.-Гл.1.

ТЕМА 5. Эстетическая и художественная культура Древней Греции

Литература

1.Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987

2.Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Искусство, 1992.

3.Запад и Восток: традиции и современность. - М.:3нание, 199З.-С. 9 - 11.

4.Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб.- СПГУВК, 1994.- С. 122 - 125, 129,135-139,158-160.

5.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность.- М.: Искусство, 1981. 6.Лекции по истории эстетики. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -Кн. 1. Лекции 2-4. 7.Татаркевич В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. 8.Тронский И.И. История античной литературы. - М.: Высш. шк. 1987. 9.Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. Гл. 1. - М.: Мысль, 1979.

ТЕМА 6. Культура Древнего Рима: историческое развитие, своеобразие

Литература

1. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.:Мысль, 1987,- Гл. 1-4.

2.Запад и Восток: традиции и современность. - М.:Знание, 1993.- С. 17-23.

3.Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1930.

4.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М.:Искусство, 1981.

5.Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.:Наука, 1985. 6.Лекции по истории эстетики. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1973. - Кн. 1. Лекция 2-4. 7.Мертлик Р. Античные легенды и сказания.- М.:Республика, 1992. 8.Татаркевич В. Античная эстетика. - М.:Искусство, 1977. 9.Тронский И.И. История античной литературы. - М.:Высш. шк., 1987. 10.Федорова Е.П. Люди императорского Рима. - М.:Изд-во МГУ, 1990. 11.Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Высш. шк., 1987.

ТЕМА 7. Характерные черты культуры европейского Средневековья Литература

1.Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990.

2.Васильев Л.С. История религии Востока. Христианство. - М.:Высш. шк., 1983.

3.Грановский Г.Н. Лекции по истории Средневековья. - М.: Наука, 1987. 4.Гуревич А.Я. Категории Средневековой культуры. - М.:Искусство, 1984.

5.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.:Искусство, 1990.

6.Запад и Восток: традиции и современность. - М.:Знание, 1993.- С. 24-43. 7.Иванов В.Г. История этики Средних веков. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1984. 8.История искусства зарубежных стран. Средние века. Вожрождение. -М.:Искусство, 1982.

9.Кардини Ф. Истоки средневекового pыцарства. - M.:Прогресс. 1987. 10.Круглова Л.К. Основы культурологии.- Спб: СПГУВК 1994. - С. 163-195. 11.Ле Гофф Жак. Цивилизация Средневекового Запада. - М.:Прогресс. 1992.

12.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М.:Прогресс, 1987.

13.Xейзингa И. Оceнь Средневековья. - М.:Наука, 1988. 14. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. - М.: Мысль, 1979.- Гл. 2.

ТЕМА 8. Христианство как феномен культуры: происхождение, развитие, историческое значение

Примечание: работа может быть выполнена и по исламу или буддизму с самостоятельным подбором литературы.

Литература

1.Aктуальные проблемы культуры ХХв. - М.:Знание, 1993.- С. 33 - 54. 2.Библия. Ветхий и Новый Завет. - Любое издание.

3.Васильев Л.С. История религии Востока. Христианство. - М.:Высш. шк., 1983.

4.Гегель Г.Ф. Жизнь Иисуса. Дух христианства и его судьба // Гегель Г.Ф. Философия религии: В 2т. - М.:Мысль, 1976.-Т.1.

5.Донин А. У истоков христианства. - М.:Политиздат, 1989.

6.Запад и Восток: традиции и современнocтъ.- М.:Знание, 1993.-С.24-43, 51-64,206-218.

7.Каутский К. Происхождение христианства. - М.:Политиздат, 1990. 8.Кузанский Н. О мире веры//Вопросы философии, - 1992.- № 5. 9.Ле Гофф Жак. Цивилизация Средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992. 10.Рассел Б. Почему я не христианин? - М.: Политиздат, 1987. 11.Свенницкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. -М.:Политиздат, 1987.

12.Соловьев Вл.С. Лекции по истории философии//Вопросы философии.-1989.- № 6.

13.Соловьев Вл.С. Чтение о богочеловечестве.//Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. - М.: Правда, 1989.- Т.2.

ТЕМА 9. Сдвиги в мировоззрении и культуре Европы в эпоху Возрождения

Литература

1.Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культуpa Средневековья и Ренессанса. - М.:Худож. лит.,1990.

2.Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. -М.:Наука, 1989.

3.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М.: Наука, 1978.

4.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. - М.: Изд-вo MГУ, 1977.

5.Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990 (параграфы о культуре).

6.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1978.-Ч.III.- Гл.III-VI.

7.3апад и Восток: традиции и современность.- М: Знание, 199З.-С.44-64, 223-224.

8.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.:Мысль,1978. 9.Maкиaвeлли H. Государь. - M.:Планетa, 1990.

ТЕМА 10. Художественная культура эпохи Возрождения

Литература

1.Алпатов М. Немеркнущее наследие. Этюды о западноевропейском искусстве.-М.: Просвещение, 1990.

2.Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1990 (параграфы о культуре).

3.История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. -М.: Искусство, 1992. 4.Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения. - М.:Мысль,1978.

ТЕМА 11. Кризисные явления в жизни общества и новое в эстетической и художественной культуре ХХ века

Литература

1.Бердяев Н.А. Пикассо //Философские науки.-1990.-№5.

2.Дали С. Дневник одного гения. - Любое издание.

3.Kандинcкий B. O дуxовном в искусствe. - Л., 1990.

4.Круглова Л.К. Основы культурологии.-СПб: СПГУВК, 1994.- С. 216-218, 240.

5.Oртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства //Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991. 6.Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. -М.:Искусство, 1991.

7.Селиванов В.В. Искусство XX века. Эстетические теории и художественная практика.- Л.:Значение, 1992.

ТЕМА 12. Мода в ее историческом развитии и культура XX века Литература

1.3айцев В. Этот многоликий мир моды. - М.:Сов.Россия, 1982.

2.Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага:Артия, 1986. 3.Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика// Философские науки.- 1991.- № 6. 4.Мерцалова М.Н. История костюма. - М.:Искусство, 1972. 5.Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеваемся. - М.:Молодая гвардия, 1990.

ТЕМА 13. Своеобразие условий развития и характерные черты русской цивилизации и культуры

Литература

1.Анисимов Е. Время Петровских реформ. - Л.:Лениздат, 1989. 2.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.:Наука, 1990.

3. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии.- 1990.- № 1 (или в отдельном издании).-Гл. V.

4.Бердяев Н.А. Судьба России. -М.:Мысль, 1990.- С. 7-182. 5.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.:Мысль, 1989.

6.Дворниченко A.Ю. и др. История России с древнейших времен до начала XX века. - СПб.:Изд-во СПбГУ, 1992.

7.Домострой. - М.:Худож. лит., 1991.

8.История культуры России. - М.:Знание, 1993.

9.История русского искусства: В 3-х т. - Любое издание. 10.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVIl столетиях. - М.:Республика, 1992. 11.Криворотов В. Русский путь//Знамя.- 1990.- № 8,9. 12.Леонтьев К. Записки отшельника. - М.:Русская книга.- С.19-190. 13.Лотман Ю. Беседы о русской культуре. - СПб.:Искусство, 1990. 14.Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.:Независимая газета, 1993. 15.Федотов Г.П. Судьба и грехи России. - СПб.:София,1991.- Т.1. Изучение России.- С. 12З-172. 16.Янов А. Русская идея и 2000 год//Нева.- 1990.- № 9-12.

TЕМА 14. Западничество и славянофильство в русской культуре прошлого и настоящего

Литература

1.Анисимов Е. Время Петровских реформ.-Л.: Лениздат, 1989. 2.Бердяeв H.A. Иcтoки и cмысл русского коммунизмa. - М.:Нaукa, 1990.

3.Бердяев Н.А. Русская идея. - Любое издание.

4.Вейдле В. Россия и Запад// Вопросы философии.- 1991.- №10.

5.Зеньковский В.В. История русской философии. - Л.:Эго, 1991.-Т.1.- Ч.1.-Гл. III; Ч.2.-Гл. IV-VI.

6.Kpивopoтoв В. Pуccкий путь//Знaмя, 1990.-№ 8,9.

7.Леонтьев К. Записки отшельника. - М.:Русская книга.- С.19-190. 8.Философские письма. Письмо 1. Апология сумасшедшего// Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М.:Современник, 1989. 9.Янов А. Русская идея и 2000 год//Нева.- 1990.- № 9-12.

ТЕМА 15. Значение морали, нравственности, нравственных ценностей в культуре

Литература

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.:Правда, 1989.-Гл.XI.

2.Кропоткин П.Л. Этика. - М.:Политиздат.1991.

З.Культура, нравственность, религия (материалы "Круглoгo стола")//Вопросы философии.- 1989.- № 11. 4.Льюис К.С. Христианское поведение//Иностранная литература, -1990.- № 5.

5.Мур Дж. Принципы этики. - М.:Прогресс, 1984.

6.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Избранные произведения: В 2 кн. -М.:Скрин, 1990.- Кн. 1. Генеалогия морали. 7.Розанов В.В. Легенда о инквизиторе Ф.М. Достоевского //Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. - М.:Искусство, 1990.

8.Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. - М.:Мысль, 1988.-T.1. Оправдание добра.

9.Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше//Вопросы философии.- 1990.- №7. 10.Швайцер А. Культура и этика. - М.:Прогресс, 1973. 11.Идеи этики// Шопенгауэр А. Избранные произведения. -М.:Произедения, 1992.

ТЕМА 16. Проблема добра и зла в религиозной и светской культуре Литература

1.Актуальные проблемы культуры XX века. - М.:Знание, 1983.- C.6-20, 29-30.

2.Беллестрем К.Т. Власть и мораль // Философские науки.- 1991.- № 8. 3.Бердяев Н.А. Философия свободы. Cмысл твopчeства.- M.:Правда, 1989.-Гл.V. Философия свободы.

4.Камю A. Бунтующий чeлoвeк. - М.:Политиздат, 1990. 5.Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб.: СПГУВК, 1994.- С.196-244. 6.О смысле возмездия// Кропоткин П.Л. Этика. - М.:Политиздат, 1991. 7.Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло). Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Вопросы философии.- 1992.- № 3. 8.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Избранные произведения. - М.: Скрин, 1990.

9.Проблема гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы "Круглого стола") //Философские науки.- 1991.- № 2. 10.Розанов В.В. Легенда о инквизиторе Ф.М. Достоевского //Розанов В.В. Несовместимые контрасты. - М.:Искусство, 1990. 11.Coлoвьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. - М.:Мысль, 1988.- Т.1. Оправдание добра.

12.Франк С.Л. Философские предпосылки деспотизма//Вопросы философии.- 1992.- №2.

13.Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу //Философские науки.- 1990.- №8,9.-Гл. 8.

14.Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше. //Вопросы философии.- 1990.- №7.

15.Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. - М.:Прогресс, 1992.

ТЕМА 17. Люди и Боги в разных культурах (характерные особенности, социокультурное значение религии в различных культурах)

Литература

1.Библия. Bетxий и Hoвый Зaвeт. - Любoе издaниe.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. - M.:Высш. шк., 1983.

3.Гегель Г.Ф. Дух христианства и его судьба// Гегель Г.Ф. Философия религии: В 2 т.- М.:Мысль, 1976.-Т. 1.

4.Дейсэцу Судзуки. Две лекции о дзен-буддизме//Иностранная литература.- 1991.- № 1.

5.3апад и Восток: традиции и современность. - M.:3нaниe, 1993. 6. Коран. - Любое издание.

7.Лао-Цзы. Книга Пути и благодати// Иностранная литература.- 1992.- №1. 8.Лобсанг Рампа Т. Третий глаз. - Л.:Лениздат, 1991. 9.Мир философии. Книга для чтения. - М.:Политиздат, 1991.- Ч.II.- Разд.7. -п.4.

10.Панова В.Ф., Вахтин Ю.Е. Жизнь Mуxаммедa. - М.:Пoлитиздaт, 1991.

11.Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.:Политиздат, 1991. 12.Салганик Мариам. Гармония Ислама// Иностранная литаратура.- 1992.-№ 5,6.

13.Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1988. 14.Хаммалава Саэдахитисса. Жизнь Будды.- СПб.: Ступени, 1991. 15.Цицерон.Философские трактаты. - М.: Наука, 1985 (О богах).

ТЕМА 18. Красота как явление культуры прошлого и настоящего

Литература

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989. - Гл. X. Смысл творчества.

2.Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. 3.Гейзенберг В. Значение красоты в темной науке//Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М.: Прогресс, 1987.

4.Крутоус В.П.Родословная красоты.- М.: Искусство, 1988. 5.Моррис У. Искусство и жизнь.Красота жизни. Искусство и красота земли. - М.: Искусство, 1973.

6.Нуйкин А.А. Биологическое и социальное в эстетических pеaкцияx//Bопроcы философии. - М.: 1988.- №5.

7.Платон. Пиp.- Любое издание.

8.Соловьев Вл. С. Сочинения: В 2 т. -М.: Мысль, 1988.- Т.2. 9.Основные идеи эстетики//Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992.

ТЕМА 19. Гуманизм и культура: от эпохи Возрождения до конца XX века Литература

1.Актуальные проблемы культуры XX века. - М.: Знание.-1992.- С. 7-32, 122-123,179-190.

2.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм.Эстетические учения ХIV - XVвв. - М.: Изд-во МГУ, 1977.

3.Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. - М.: Просвещение, 1992. 4.Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ,1990 (параграфы о культуре). 5.Запад и Восток: традиции и современность. - М.: 3нание, 1993.- С. 44-64. 6.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. 7.Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб: СПГУВК. 1994.- С. 23 - 234. 8.Пpoблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции. (Материалы "Круглого стола")//Философские науки. - 1991.- № 2. 9.Старт Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. - М.: Политиздат,

4. Шарден. Феномен человека. - М.:Наука, 1987. 11.Человеческая душа. Идеал гуманизма//Уaйтxед А.H. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс, 1990.- С. 415-433.

Страницы: 1, 2


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.