РУБРИКИ

Культурология

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культурология

p align="left">Эротический натурализм - свидетельство регресса в культуре постмодерна, выражается в засилии эротической литературы, фильмов. Происходит преднамеренное культивирование идеи первостепенной значимости сексуальной сферы, формируется иллюзия вседозволенности, снимаются сексуальные запреты, отсутствуют табу. Человек лишается духовности, глубины и многогранности личности, снижается человеческая сущность.

Авангрд (или авангардизм) (фр. avant - впереди, garde - стража - передний край, передовой отряд) - название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда - Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.

Барокко (итал. barocco - странный, причудливый; португ. peroba barocco - жемчужина неправильной формы) - термин впервые примененный в XIX в. швейцарским культурологом Я. Буркхардтом в пренебрежительном смысле как «причудливый», «вычурный». 1) Направление в европейской дворянско-церковной культуре сер. XVI в. (Италия, Испания) - сер. XVIII в. (Венгрия, славянские страны). Появление барокко обусловлено переменами в культуре Ренессанса, контрреформации, интеллектуальными движениями XVII в. 2) Стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением, пышностью, выразительностью.

Восточные типы культур - типы культур, возникшие на Ближнем и Дальнем Востоке.

Глобализация культуры (лат. - шар) процесс интеграции этнических культур в единую мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей и средств массовой коммуникации.

Глобальные проблемы. Предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранения и упрочения мира; преодоление экологического кризиса; обеспечение сбалансированного роста народонаселения; защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса; обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т.д.

Гтика (фр. gothique - от названия германского племени готов) - художественный стиль, преимущественно в архитектуре, зародившийся в XII в. во Франции, в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе. Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

Декаднтство (фр. dcadence, лат. decadentia - упадок), декаданс - общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX - начала XX в., отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.

Дизйн (англ. design - проектировать, конструировать) - художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов культуры.

Древний Восток - условный термин, который применяется в науке для обозначения совокупности культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира.

Импрессионзм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окружающей cреды, импрессионисты писали раздельными мазками «чистого цвета» (т.е. не применяли смешанных красок), точно воссоздали рефлексы двухцветные и цветные тени. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессионисты разрабатывали способы передачи впечатления как основного аспекта всякого представления, переживания и мысли. Художники-импрессионисты - К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, К. Писсарро и др.

Информационное общество - концепция, разрабатываемая в послевоенный период японцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном. Смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникациями: языком, печатью, компьютером, телевидением и т.д.

Классицзм (лат. classicus - первоклассный, образцовый) - художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы, искусства как идеальному эстетическому образцу.

Коллаж (фр. collage - наклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве XX века, создание картины при помощи наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре (фрагменты газет, фотографий, обоев, цветной бумаги, кусков тканей, щепок, отделочных материалов). В эстетике постмодерна один из важнейших технических приемов.

Конструктивзм (лат. constructio - построение) - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом, футуризмом. Породило свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии
20-х - начала 30-х гг. Основная установка конструктивизма - сближение искусства с практикой индустриального быта: геометризация контуров, обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, воспроизведение производственных ритмов в поэзии.

Культурогенез - процесс зарождения культуры. Существуют различные теории, объясняющие возникновение культуры, - марксистская, психоаналитическая, символическая, игровая, креационистская и многие другие.

Миф (гр. mythos - сказание, предание) - 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

Модерн (фр. moderne - современный) - русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX-начала XX вв. Этот стиль воплотился, прежде всего, в архитектуре, объединявшей все виды искусства, в практике дизайна. Модерн ориентирован на промышленность и городскую среду. Основоположники модерна - бельгийский архитектор и дизайнер - Хенри ван де Вельде, английский архитектор Уильям Моррис. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, французской группы «Наби»; музыкантов - М. Равеля, К. Дебюсси, Г. Малера.

Модернзм (фр. modernisme - новейший) - общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом. Модернизм противопоставил себя искусству прошлого. Включает в себя различные относительно самостоятельные идейно-художественные направления и течения (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм и др.).

Натуралзм (фр. naturalisme, лат. natura) - 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле - внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

Поп-рт (англ. pop art, popular art - популярное, общедоступное искусство). Поп-искусство - направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. Использует реальные предметы, изображения, рекламу, упаковку товаров и т.д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

Просвещение - термин, впервые использованный Вольтером и Гердером. 1) XVIII столетие в истории Западной Европы, понимаемое как «век разума». 2) Просвещение как идеология; возникает в XVII в., родоначальник - английский философ Д. Локк. Наибольшее развитие просвещение получило во Франции. Его начало можно датировать с постановки трагедии Вольтера «Эдип» (1718), выхода в свет «Персидских писем» (1721) Монтескье. Просвещение послужило идеологической подготовкой буржуазных революций.

Рокок (фр. rococo, от орнаментального мотива rocaille - рокайль, осколки камней, раковины) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в., особо развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой ассимметрией, орнаментом, изяществом форм.

Романтзм - 1) направление в искусстве конца XVIII - 1 пол. XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой французской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пересоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, характеризующееся идеализацией действительности, мечтательностью.

Секуляризция (ср.-лат. saecularis - светский) - 1) освобождение от влияния церкви, религии вообще; 2) обращение церковной, монастырской собственности в светскую; 3) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, секуляризация школьного преподавания.

Семь чудс свта - в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н.э.; Мавзолей в Ганикарнасе, сер. IV в. до н.э.; террасные, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н.э.; статуи - Зевса в Олимпии, около 430 г. до н.э., Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский), около 292 - 280 гг. до н.э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н.э.

Сфинкс - скульптура существа с головой человека и телом льва, воздвигалась перед заупокойными храмами в Древнем Египте, олицетворяла мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс длиной 57 м, высотой 20 м, из цельной скалы до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Сюрреалзм (фр. surralisme - буквально: сверхреализм) - направление в авангардистском искусстве XX в., сменившее дадаизм, объявляющее своей задачей бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

Таб. - 1) у первобытных народов - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще - строгий запрет.

Университт (нем. Universitat, лат. universitas, universitatis - совокупность). 1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры).

Урбанзм (лат. urbanus - городской) - 1) в искусстве XX в. тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

Футурзм (лат. futurum - будущее) - одно из авангардистских течений в европейском искусстве 1910-1920-х гг., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации. Отсюда совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии. Итальянские футуристы эстетизировали силу, движение, войну. Русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового, революционного содержания; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме.

4. СЕМИНАР 4

4.1 Отечественная культура

Занятие 1.

Вопрос 1. Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси.

Список литературы

1) Балакина, Т.И. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Россия IX - нач. XX века. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000. С. 28-46.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 42-47, 55-60.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. - Уфа: Восточный университет, 2004. С. 77-85.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 13.1).

Вопрос 2. Русская культура XIII-XVII вв.

Список литературы

1) Балакина, Т.И. Хрестоматия по мировой художественной культуре. Россия IX - нач. XX века. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000. С. 60-89.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 193-200, 269-277, 348-357.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. - Уфа: Восточный университет, 2004. С. 85-92.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 14).

Вопрос 3. Культура России нового времени:

а) реформы I четверти ХVIII в. и культура

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 378-381.

2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. - Уфа: Восточный университет, 2004. С. 115-121.

3) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. - Уфа: УГАТУ, 2004. С. 190-192.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 24.2).

5) Новиков, В.И. Масонство и русская культура. - М.: Искусство, 1998.

б) основные достижения культуры России в ХIХ в.

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 451-458, 581-591.

2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. - Уфа: Восточный университет, 2004. С. 126-131.

3) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. - Уфа: УГАТУ, 2004. С. 194-202.

4) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2006. (Гл. 25.1-2).

Занятие 2.

Вопрос 1. «Серебряный век» русской культуры (конец ХIХ в.-начало ХХ в.)

Список литературы

1) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. - Уфа: УГАТУ, 2004. С. 203-247.

2) Кадыров, А.М. Культура России конца XIX-начала XX веков. «Серебряный век» русской культуры. - Уфа: УГАТУ, 2002.

3) Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ-Дана, 2005. (Гл. 25.3).

Вопрос 2. Культура советского периода: достижения и проблемы (1917-середина 1980-х гг.).

Список литературы

1) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. - Уфа: УГАТУ, 2004. С. 248-266.

2) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 649-652,671-674, 680-683.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. - Уфа: Восточный университет, 2004. С. 143-149.

Вопрос 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России (1980-е гг.-наст. вр.).

Список литературы

1) История и культура Отечества: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. / под ред. В.В. Гуляевой. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. С. 727-732.

2) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 115-117).

3) Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2001. С. 486-492.

4.2 Темы докладов

Взаимодействие культур восточных славян и тюрков на территории России.

Евразийство и его сущность.

Социокультурные последствия крещения Руси.

А. Рублев и его эпоха.

Петр I и культура.

Русская культура XVIII века.

«Золотой век» русской литературы.

«Серебряный век» русской культуры.

Судьбы российской интеллигенции. Сборник «Вехи».

Социалистическая революция и культура.

Система образования в СССР: достижения и проблемы.

Развитие науки и техники в СССР.

Перестройка, реформы начала 90-х гг. в России и судьбы российской культуры.

Культура русского зарубежья.

Авиация в СССР

Достижения СССР в освоении космоса.

Ю.А. Гагарин - первый космонавт Земли.

4.3 Вопросы для самопроверки

Как называется старинное зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами?

Каковы социокультурные последствия принятия христианства на Руси?

Что является доминантой развития отечественной культуры на протяжении IX-XIX вв.?

При каком киевском князе составлен свод законов «Русская правда»?

Назовите особенности культуры Киевской Руси.

Как называется выдающееся произведение мировой средневековой литературы, созданное на Руси в конце XII в.?

Что такое «золотой век культуры домонгольской Руси»?

Какова роль монастырей в истории культуры России?

Назовите характерные черты культуры Московского царства (XIV-XVII вв.).

Что такое секуляризация культуры? В чем она проявляется в России XVII в.?

Какое влияние оказали реформы Петра I на развитие русской культуры?

Кого называют отцом русской классической музыки?

Когда открылась первая публичная библиотека в Москве?

Кто такие «передвижники»?

Как развивалась наука и техника в России в XIX в.?

Что представляла собой культура России XIX в.?

Какие тенденции проявляются в русской культуре «серебряного века»?

Назовите характерные черты советской культуры.

Каковы социокультурные последствия «перестройки»?

В чем проявляются особенности культуры постмодернизма в постсоветской России?

4.4 Справочные статьи и основные понятия

Культура древних славян. Была представлена скотоводством, охотой, земледелием. Ремесленные поселки - зародыши будущих городов - представляли собой собрание хижин, окруженных забором или земляным валом, внутри возвышались святилища. В VI-VIII вв. уже выделились кузнецы, литейщики, ювелиры, позднее - гончары. Торговый водный путь, который шел из Византии через все восточнославянские земли к Балтийскому морю, назывался «из варяг в греки».

Язычество - характерная черта культуры восточного славянства, особое значение оно имело в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Его отличает светлый характер, оптимизм, поэтизация природы. Языческое мировоззрение нашло художественное выражение в народном творчестве: устная народная поэзия - это заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы и поговорки (как отражение древнейшего быта), загадки (следы древней магии). Былинный эпос, сказки связаны с язычеством. «Растительный», «звериный» стили - излюбленные мотивы орнамента в русском прикладном искусстве.

Письменность всегда является показателем высокого уровня культуры. Ее виды: «черты» и «резы» - пиктографическое письмо славян-язычников. Протокириллица - запись славянских слов с помощью греческого алфавита. Глаголица - самостоятельный славянский алфавит.

Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре (988 г.) и продолжалось в течение полутора веков. Альтернативы выбора вер: 1) язычество; 2) иудаизм, который господствовал в Хазарском каганате; 3) ислам исповедовался в арабо-исламском мире, с которым контактировала Русь; 4) западное христианство было распространено в западной части Европы. До 1054 г. христианская церковь была единой. 5) Восточное христианство (православие) являлось государственной религией в Византии.

Причины христианизации Руси: 1) Личность князя Владимира. Князь Владимир как крупный государственный деятель давно осознал, что языческий политеизм не соответствует духовным и политическим потребностям государства. 2) Решающее значение имел эстетический фактор - мистическая красота православного богослужения, духовный подъем, который пережили послы князя Владимира в соборе Святой Софии в Константинополе, красота православных храмов. 3) Традиционные политические связи Киевской Руси с Византией. В византийской традиции духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Власть императора рассматривалась как Богом установленная, данная свыше. 4) Династические соображения (брак князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной) закрепляли дружеские отношения с такой влиятельной державой как Византия. Тем самым расширялись торгово-экономические и культурные связи с Византией. Это в какой-то мере обеспечивало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря. 5) На Западе богослужение велось только на латинском языке, Библию на другие языки переводить было нельзя. Православие не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Через болгарские богослужебные книги, священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Социокультурные последствия принятия христианства

1) Обеспечение этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Русов, славян, угро-финов и др. народы объединяла общая духовная основа.

2) Христианство постепенно вытесняло языческие обряды и традиции (убийство новорожденных девочек, многоженство и т.д.), происходила гуманизация жизни общества.

3) На основе христианства происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой.

4) Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

5) Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной стране.

6) Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Под влиянием христианства развивались книжное дело, литература, история, философия, появились первые летописи, в школах обучались люди из различных слоев населения.

7) Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства (особенно - иконографии).

8) В X-XIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований, становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден, на Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм.

9) Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала Церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей.

10) Принятие христианства в восточном варианте имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. В период Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере ускорения темпов развития Европы ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса.

Культура Киевской Руси IX-XI вв. Истоки культурного развития Киевской Руси. 1) Культура восточнославянских племен, составивших ядро государства. 2) Особое значение Византии, из которой на Русь пришло православное христианство, через Византию Русь приобщилась к античному наследию. 3) Влияние кочевых народов степи. Своеобразие культуры Киевской Руси определяется такими существенными событиями как призвание варягов (862), захват князем Олегом Киева (882), крещение Руси (988). Культура Киевской Руси переживала расцвет в период правления Владимира I и Ярослава Мудрого (2 пол. X-1 пол. XI вв.).

Особое место в истории России занимали монастыри, это относится прежде всего к эпохе средневековья. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь во время её крещения. Валаамский монастырь - один из важнейших духовных центров России, его называют «Великая Лавра», «Северный Афон», расположен на архипелаге Ладожского озера. По преданию, первый из учеников Христа - святой апостол Андрей Первозванный предсказал великое будущее Валааму. Основатели Валаамского монастыря - преподобные Сергий и Герман, их житие относится ко времени крещения Руси в X в. Расположенный на границе владений Новгорода со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами.

Ктиторские монастыри - монастыри, которые основывались князьями в городах и находились на их попечении. Так, Юрьев монастырь основан по преданию князем Ярославом Мудрым в 1030 г. в нескольких километрах южнее Новгорода на р. Волхов. Он контролировал подступы к Новгороду со стороны Ильменского озера.

Киево-Печерский монастырь основан в середине XI в. преподобными Антонием и Феодосием. Первый храм монастыря, так же как и монашеские кельи, был устроен в пещерах под землей. Каменный Успенский собор был заложен в 1073 г., освящен в 1089 г., постройка шестистолпная, крестово-купольная, одноглавая. Этот собор имел определяющее значение в последующем развитии архитектуры на Руси.

Древнерусская литература характеризуется следующими особенностями. Высокая гражданственность и патриотизм, реализм, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, персонажи - это или герои или безусловные злодеи, целомудренная чистота образов и благородство идеалов, поучительный характер, жизнеутверждающее начало, уважение ко всем народам, отсутствие рифмованной поэзии, образное мышление. Главная тема - смысл человеческой жизни. От домонгольских времен дошло около 150 книг.

Выдающиеся памятники литературы Киевской Руси:

«Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благодати» Иллариона, агиографическая литература, «Печерский Патерик», «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, хожения. Переводная православная литература: прологи - житийные сборники, в которых жития святых расположены по дням памяти; шестодневы - беседы о божественном творении мира в шесть дней; палеи - пересказ библейских книг с комментариями.

Переводная светская литература представлена различными жанрами: воинские повести - «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, византийские хроники, «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника».

«Золотой век» культуры домонгольской Руси охватывает XII в. - 1230-е гг. Характеризуется следующими факторами. В XII в. ускорилось наметившееся еще во 2 пол. XI в. дробление Древнерусского государства. На территории Киевской Руси образовались самостоятельные государства (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика и др.). Ослабло влияние Византии, местные особенности проявились более ярко, формируются местные художественные школы.

Владимиро-Суздальская архитектура - одна из наиболее значительных художественных школ Северо-Восточной Руси XII - 1 пол. XIII вв. Она отличается особенным изяществом пропорций, нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню. Суздальский стиль - белокаменное зодчество, которое сформировалось при Юрии Долгоруком. Родоначальницей стиля стала церковь Бориса и Глеба, возведенная по приказу Юрия Долгорукого на р. Нерли в селе Кидекше в 4 км. от Суздаля на месте, где останавливались святые князья. Храм включен в перечень объектов всемирного наследия России. Успенский собор г. Владимира - главный православный храм владимирской земли в XII в. Церковь Покрова на реке Нерли - жемчужина не только древнерусского, но и мирового храмового зодчества.

Русская культура XIII-XVII вв. Содержание и направление её развития в XIII-XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII - сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV-XV вв. - это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры - это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи - расцвет иконописи конца XIV-XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина - «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве - Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва - третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим - «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим - Константинополь - по причине заключения унии с католиками, третий Рим - Москва - истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

Русская культура Нового времени XVIII-XIX вв. Это период в развитии русской культуры, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность русской культуры.

Отличительные черты новой культуры - светскость, европеизация, «государствоцентризм», больший демократизм, рационалистическое мировоззрение, ускорение темпов развития, открытость в контактах с культурами других стран и народов. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре стали библиотеки, музеи (первый из них - Кунсткамера), общедоступный театр, Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот, мода и т.д. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова по западноевропейскому образцу, начали праздновать Новый год, устраивать елки. По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотворения мира - за 5508 лет до Рождества Христова, год начинался 1 сентября. Во 2 пол. XVIII в. сложилась как единое целое дворянская культура. Постепенно в ней наметились два противоположных крыла - это консервативно-охранительное и либерально-реформистское.

Русская культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм - особая роль литературы, ее влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные, религиозные искания.

Особенностью развития художественной культуры является ее стилевое многообразие. На 1 пол. XVIII в. приходится расцвет русского барокко. Во 2 пол. XVIII в. господствует классицизм. Противоположностью классицизма выступает сентиментализм, предпочитавший чувства разуму. В 1 пол. XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. В 1830-1840 гг. появляется социально-исторический, или критический, реализм.

Культура «серебряного века». Термин «серебряный век» впервые употребили современники (Н. Бердяев, С. Маковский), рассматривался ими как образное, мифологическое понятие. Современная наука этим понятием обозначает этап в истории русской культуры с конца XIX до начала XX вв. Выделяются две тенденции: 1) приверженность к духовному наследию прошлого, сохранение традиций реализма; 2) интенсивный творческий поиск, экспериментирование, «эстетический переворот», который был связан с «переоценкой ценностей». Произошел отказ от традиционных взглядов на искусство. Появились его новые разнообразные модернистские (авангардистские) течения, направления: символизм, акмеизм, футуризм в литературе, в живописи - абстракционизм, супрематизм, конструктивизм.

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Этот идеал воплощает театр.

Особое место занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), ее основные темы - осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.

Культура Советской России, СССР - крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Перемены в сфере культуры произошли сразу после октября 1917 г. Государственная политика в сфере образования была направлена на решение двух задач - сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Ликвидация неграмотности - одно из центральных направлений политики в области культуры. В годы НЭПа многообразие форм социально-экономического развития сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений (научных, художественных, культурно-просветительных). В конце 20-х годов усиливается контроль государственной власти за развитием духовной культуры общества, это приводит к свертыванию творческого плюрализма. Главным методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.

В годы Великой Отечественной войны культура была подчинена задачам борьбы с врагом. Были перестроены и созданы вновь структуры по идеологическому руководству культурной работой. Изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные выдвинулись на первый план.

В послевоенные годы центральное место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы. Советское руководство проводило изоляционистскую политику, проводилась широкая идеологическая кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Главной задачей в области народного образования стало введение обязательного семилетнего обучения детей. Научные достижения - это исследования в области полупроводников, ракетостроения, средств механизации и автоматизации. Исследования в области использования атомной энергии велись под руководством академика И.В. Курчатова. Изучение люминесценции в 1958 г. отмечено Нобелевской премией. Художественная культура определялась постановлениями ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»; 1948 г. - «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Во 2 половине 1950-х - начале 60-х наметились тенденции либерализации общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»).

1960-е - начало 80-х гг. были отмечены рядом принципиальных научных открытий и технических разработок, сосредоточенных в областях, тесно связанных с военным производством - ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике. Во 2 пол. 1960-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства.

Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы, вузы, кинотеатры, дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Развивались средства массовой информации (радио, телевидение). Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известны широкому кругу читателей лишь произведения, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, не получали официального разрешения на публикацию. Они публиковались за рубежом.

Культурная жизнь России в 90 гг. Кардинальным образом изменились взаимоотношения с властью, разрушились принципы, на которых базировалась единая культурная политика. Государственная политика нацелена на решение общенациональной задачи - сохранения и накопления культурного потенциала страны, обеспечения преемственности традиций. Активизировалась законодательная деятельность. Возникла система платного образования. В художественной культуре на первый план вышла массовая культура, преобладают не лучшие образцы западной культуры. Проявились противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства отдает предпочтение зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль. Книжные прилавки заполнились детективами, эротической, оккультной литературой, различными практическими руководствами. Ведущее место занял постмодернизм (отражает творчество Л. Петрушевской, В. Пелевина и др.).

Охрана памятников культуры.

- физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за данным памятником;

- реставрация - один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать;

- консервация - сохранение памятника в дошедшем до нас виде;

- возведение «новоделов», т.е. создание копий разрушенных памятников, частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера;

- музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа.

Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества. Каждая эпоха имеет свои проблемы, свой взгляд на охрану культурного наследия. Так, в XVII-XVIII вв. нет понятия «памятник истории и культуры». Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) - это грех. Одни из первых указов Петра I касались предметов искусства - «курьезные вещи» или «что зело старо, то необыкновенно». Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись.

В 1869 г. возникает «Проект положения об охране памятников». В нем памятники делятся на следующие группы:

Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы);

Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги);

Памятники живописи (иконы, стенопись);

Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа.

После революции 1917 г. принимаются декреты об охране памятников, появляется понятие «исторический памятник.» В эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. Важными критериями для памятника являются исторический, мемориальный, временной, художественный.

С 1924 г. памятники делятся на две категории: 1) Движимые - экспонаты музеев, произведения искусства; 2) Недвижимые - скульптурные ансамбли. Иногда недвижимые памятники могут стать движимыми.

В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников:

Памятники археологии (раскопки);

Памятники истории (дома);

Памятники архитектуры (любые памятники до нач. XIX в.);

Памятники искусства (в основном движимые);

Документальные памятники (требуют особых условий хранения).

В 1970-е годы появляется новый термин «наследие», «историко-культурное наследие», - это любой вид памятника, который представляет собой значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Следующие понятия - «памятное место» или «духовный памятник». Это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в экономическом, политическом, социальном, контексте. Для изучения охраны памятников необходим комплексный подход.

Абстракционизм (лат. abstractus - отвлеченный) - абстрактное или беспредметное искусство, направление художественного творчества. Абстрактное искусство возникло в 1910-1913 гг. Первые его образцы создали в Германии В.В. Кандинский, в России - К.С. Малевич, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова. Свои эмоции, предметы абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем).

Андегрунд (англ. underground - подземный, расположенный под чем-либо) - художественные направления в современном искусстве, оппозиционные официальному искусству, в СССР - социалистическому реализму; нелегальная политическая или культурная организация, движение. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения некоммерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для домашнего просмотра. Для андеграунда характерны отказ от общепринятых ценностей, норм, разрыв с традициями, нередко эпатаж публики, бунтарство. Проявления андеграунда - самиздат, нелегальные концерты, фестивали, выставки.

Былины - эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность X-XVI вв. Былины выражали эстетические, этические и политические идеалы Древней Руси. В центре - образы богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др.), наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине.

Годы «застоя» - термин, который применяется к двум десятилетиям правления Л.И. Брежнева. На фоне хаотических преобразований предшествующих и последующих лет время Брежнева было политически стабильным, экономически относительно благополучным. Усилилось идеологическое давление на культуру.

Диссидентство - духовный опыт поколения 1970-х, форма политической оппозиции тоталитарному государству, культурное инакомыслие. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» (1977) определяло диссидентство как «вредное» течение, дискредитирующее советский государственный строй, уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности.

Западничество - историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.