РУБРИКИ

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Дипломная работа

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные понятия и определения дизайна

2. Средства дизайна

2.1 Цвет в библиотечном дизайне

2.2 Световой дизайн

2.3 Фитодизайн

2.4 Оборудование и оснащение библиотек

2.5 Художественные средства

3. Дизайн функциональных зон библиотеки

3.1 Вестибюль

3.2 Читальный зал и абонемент

3.3 Детский читальный зал

3.4 Книгохранилище

3.5 Специализированные и служебные помещения

4. Характеристика библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

1. Анкета для читателей

2. Анкета для библиотекарей

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известно, какое широкое развитие получило в нашей стране за последние годы дизайн интерьера. Именуемое то «художественно-конструкторской деятельностью», то «технической эстетикой», то «дизайном», он проник сегодня во все сферы производства. Дизайн вступил в прямые контакты с архитектурой, прикладными и изобразительными искусствами.

Еще постановлением Совета Министров РСФСР от 3 ноября 1987 года предусмотрен комплекс мер по полнейшему развитию дизайна и расширению его использования не только в производственной, но и в социально-культурной сфере.

В настоящее время благодаря средствам массовой информации, общению специалистов с зарубежными коллегами увеличился поток идей дизайнеров.

Таким образом, дизайн прочно занял свое место в системе общественного производства, получил всеобщее признание и становится важнейшим фактором культуры нашего общества.

Пришло время говорить о библиотечном дизайне у нас в стране, только зарождающейся, почти не изученной отрасли, которой предстоит преодолеть множество трудностей, решить массу ее проблем. Недаром ведь библиотеку называют храмом культуры, одной из задач которой является создание условий для гармонического развития личности. Следует отметить, что культура труда, дизайн производства влияют на уровень библиотечного сервиса, а в конечном итоге - на качество библиотечных услуг.

Важной проблемой библиотечного дизайна сегодня является разработка современных требований к интерьеру библиотеки. Эстетика интерьера оказывает огромное влияние на работу, и читателей, и коллектива сотрудников.

Таким образом, правильно разместить библиотечный фонд, и художественно оформить интерьер библиотеки - значит, решить ряд задач, помогающих создать удобство, комфорт и настроение, ощущение у читателя свободы и спокойствия. Но необходимо помнить и о том, что библиотека - это большое книжное хозяйство, и говорить об эстетики ее интерьера только с точки зрения ее оформления, значит, подходить к этой проблеме упрощенно. По существу вся организация библиотечного дизайна должна способствовать лучшему выполнению основных функций, таких как, например, хранение и размещение фонда, создание необходимых условий для труда. Этому должны служить - рациональная планировка помещений, полноценное оборудование и оснащение рабочих мест средствами современной техники.

Цель дипломной работы всесторонне изучить эти вопросы, обобщить имеющиеся знания, найти новые решения по совершенствованию библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ).

Дипломная работа состоит из четырех глав.

В-первых трех главах, освещаются вопросы рациональной планировки помещения, размещения мебели, а также оформления библиотеки.

Четвертая глава представляет собой, анализ современного состояния дизайна библиотеки Сибайского Института БГУ. Дана характеристика всей библиотеки и каждого отдела. Глава написана по материалам исследования, специально проведенного в библиотеке, с целью выявить недостатки при оформлении, и с целью усовершенствования библиотечного дизайна.

В заключительной части работы сделаны выводы, даны рекомендации по улучшению работы библиотеки.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗАЙНА

Конец 1950-х и начало 60-х годов были временем становления практики и теории отечественного дизайна. Не вдаваясь в нюансы этого процесса, акцентируем внимание на двух основных концепциях тех лет, ставших ступенями на пути к формированию современной теории дизайна. Одна из них рождалась во ВНИИ технической эстетики как теория художественного конструирования, ориентированного в первую очередь на науку и тесный контакт с инженерным проектированием. Другое направление дизайна - художественное проектирование было связано, в основном, с деятельностью Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР - Сенежской студией. Оно опиралось в большей степени на изобразительное искусство, художественную культуру в целом.

ВНИИТЭ, созданный по постановлению Совета Министров СССР в 1962 г. и возглавляемый Ю.Б.Соловьевым, с самого начала деятельности стал центром системы отечественного дизайна. Он взял на себя функции по организационно-методическому обеспечению звеньев системы (республиканских и отраслевых служб, подразделений в КБ и на заводах), художественно-конструкторскому проектированию, разработке научных и творческих проблем. Как вспоминает один из активных действующих лиц этого процесса М.В.Федоров, все приходилось делать почти с нуля. Практически отсутствовала информация о зарубежном дизайне. Не имели четкого определения и вызывали споры не только цели, методы и задачи деятельности, даже использование термина «дизайн» фактически находилось под запретом.

Были сформулированы задачи технической эстетики, структура включала, следующие компоненты:

1)вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с определением его задач и дальнейших путей развития;

2) проблемы взаимодействия человека и вещи и отсюда вопросы номенклатуры и состава, вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности;

3) разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения, т.е. типовых требований;

4)проблемы, связанные с методическими вопросами художественного конструирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами формообразования и композиции.

Одной из главных проблем народного хозяйства по постановлению Совета Министров 1962 г. виделось повышение качества промышленной продукции путем внедрения методов художественного конструирования. Последующими законодательными актами в техническую документацию вводились пункты о соответствии серийной продукции требованиям технической эстетики. Было введено понятие потребительских свойств. Оно обозначало свойства изделия, проявляющиеся в процессе потребления и составляющие его ценность для потребителя.

Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потребительских свойств изделий условно разделялись на две группы:

1) требования, обеспечивающие получение полезного эффекта при потреблении изделия;

2) требования, характеризующие материальные затраты на

производство (или приобретение) и эксплуатацию изделия.

Первая группа требований, в свою очередь, включает:

1) социальные требования,

2)утилитарно-функциональные,

3)эргономические

4)эстетические.

Социальные требования включают соответствие изделия общественным потребностям. Здесь имеется в виду и общественная необходимость производства данного изделия, и номенклатура таких изделий, спрос на него, соответствие перспективам развития общественных отношений. Учитывается и возможность современной организации процесса труда с использованием изделия.

Утилитарно-функциональные требования характеризуют функциональные свойства вещи, выявляющиеся в процессе ее потребления. Это требования, чтобы изделие быстро, легко и без затруднений выполняло ту функцию, для которой оно предназначено.

Эргономические требования - это использование вещи человеком, соответствие вещи его физическим, психологическим и физиологическим данным. Эргономические требования определяют условия, необходимые для оптимального функционирования системы «изделие-человек». Более сложные эргономические требования выдвигаются при проектировании крупных систем, управляемых человеком: средства транспорта, станков, электронных приборов и пр.

Степень соответствия продукции эстетическим требованиям, с одной стороны, оценивается в зависимости от того, насколько форма вещи выявляет его утилитарные общественно-ценностные характеристики. В этом специфика художественного конструирования как области деятельности, непосредственно связанной с производством и потреблением. С другой стороны, можем рассматривать вещи как предметные элементы художественной культуры общества. Поэтому художник -конструктор вправе использовать весь арсенал композиционно-художественных принципов, найденных поколениями художников и архитекторов и воплощающих в себе опыт эстетического освоения действительности.

Для того, чтобы оценить полную совокупность общественно полезных свойств вещи, необходимо, как уже отмечалось, учесть в качестве второй важнейшей составляющей группу требований, связанных с материальными затратами: единовременными - на производство (или покупку) изделия, и длительными - на его потребление и ремонт.

Уже в 1968 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве» требования художественного конструирования включаются в государственные стандарты, в задания по разработке промышленных изделий, по проектированию новых предприятий.

Таким образом, дизайн прочно занял свое место в системе общественного производства, получил всеобщее признание и становится важнейшим фактором культуры нашего общества.

Развитие практики дизайна с необходимостью предполагает его теоретическое осмысление. На этой основе сложилась и развивается техническая эстетика. Как специальная дисциплина она изучает специфику нового вида общественной практики во всем его объеме: общественную природу дизайна и принципы его развития в различных социально - экономических условиях; особенности эстетической деятельности в системе промышленного производства и пути эстетической организации предметно - пространственной среды человека; взаимодействие человека и техники, структуру и динамику потребительских предпочтений; метод художественного конструирования и принципы формообразования; методы обучения специалистов нового профиля - дизайнеров. В рассмотрении этих проблем техническая эстетика опирается на ряд смежных дисциплин: эстетику и технологию, социологию и экономику, психологию и эргономику и др.

Относительно новая область творческой деятельности, техническая эстетика представляет собой широкую арену для борьбы мнений и концепций и в капиталистических и в социалистических странах.

Многое в таких понятиях, связанных с технической эстетикой и дизайном, как культура производства, эстетика труда и производственная эстетика вызывает споры и полемику. Первоначально внедрение технической эстетики на промышленных предприятиях связывалось с понятием «культура производства». Этот термин применялся для обозначения практики промышленных предприятий, прежде всего в деле улучшения условий труда. Затем появляется термин «промышленная» или «производственная» эстетика, в понятие которого входила деятельность предприятия по повышению культуры труда, улучшению санитарно - гигиенических условий и бытового обслуживания, а также по наведению чистоты и порядка. Повышение культуры производства рассматривалось, как необходимость ликвидировать в первую очередь отставание условий труда от уровня технического совершенства. В Чехословакии, (откуда появилось слово «техническая эстетика») этот термин первоначально обозначал систему научных методов, позволяющих улучшить именно условия труда.

После критического переосмысления термин «техническая эстетика» употребляется теперь многими специалистами в смысле общей теории промышленного искусства, научной дисциплины, предметом которой является область деятельности художника - конструктора. Техническая эстетика изучает общественную природу, закономерности развития и методы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства художника - конструктора, который является новым типом художника в отличие от художника - живописца и оформителя.

Итак, техническая эстетика, чем бы она ни занималась, прежде всего, должна думать о человеке. Уже сейчас мы можем говорить об успехах технической эстетики в улучшении качества промышленных изделий, в повышении эффективности производства. Однако ясно, что за всеми этими показателями стоит человек: в одном случае человек получает более качественные изделия, в другом, когда речь идет о преобразовании производственной среды,- возможность трудиться более производительно, более творчески, более естественно и радостно.

Основная задача новой науки - повысить производительность труда путем создания наиболее благоприятных условий работы и рациональной производственной среды.

К производственной среде обычно принято относить организованную совокупность материально - вещественных элементов окружения человека в процессе труда и отдыха, санитарно - гигиенические условия и климатические условия, социально - бытовое обслуживание и трудовые отношения в коллективе. Производственную среду следует рассматривать как составную часть всей общественной среды.

Наибольшее удовлетворение и радость человек получает в условиях технически совершенного и высокоорганизованного производства, при соблюдении порядка и чистоты. Эстетические реакции усиливаются при включении в производственную среду элементов композиции и художественной выразительности.

Эстетическая организация рабочей среды осуществляется путем решения множества проблем, таких как разработка объемно-планировочных структур, цветового решения интерьера, систем рационального освещения, комплекса наглядной агитации, озеленения и т.д.

Итак, в общих чертах мы рассмотрели основные направления, задачи и условия эстетики производственной среды, а сейчас перейдем к термину «дизайн», который получил широкое распространение в нашей стране за последние годы.

Слово «дизайн» употребляется (и устно, и в печати) практически всеми кругами нашего общества. «Какой дизайн!» - обыденное восклицание подростков, да и зрелых мужей при виде иномарок (мотоциклов, автомобилей). О совершенном или оригинальном дизайне «кричит» реклама бытовой техники. При разговоре о денежных знаках отмечают лаконичный, строгий (например, японских купюр) или архаичный (деньги Республики Лаос) дизайн. «Мне нужен современный дизайн!» - требование бизнесмена к интерьеру офиса и жилья. Восторг менеджера мебельного салона: «Я приобрела двадцать английских дизайнов (проектов)». Многие молодые, а также люди с жизненным опытом желают «заниматься дизайном, работать в дизайне».

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно - технического проектирования, результатов этого процесса - проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов - изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр.

В то же время суть, предназначение и возможности дизайна, его место в производственно - экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Даже практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена ХХ века.

Дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Это то явление, которое в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось термином - индустриальный дизайн.

В дизайне сфокусировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно - экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание средовых объектов - проектной деятельности:

-массовое машинное промышленное производство;

-урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах);

-развитие науки и техники, и использование их в повседневной жизни;

-традиции и опыт художественно - прикладных ремесел;

-архитектурное проектирование («старое» явление);

-инженерное проектирование («новое» явление);

-процессы в искусстве; от классического искусства к импрессионизму и к постимпрессионизму как многоплановому явлению;

-кризис аналитических процессов в изобразительном искусстве.

С момента зарождения и, особенно с началом американского периода (30-е годы) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности.

В последней трети столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая не имеющие непосредственной связи с проектно - графическими методами.

Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены двумя моментами: сутью и методологическими особенностями дизайн - проектирования, а также широким спектром англоязычных значений слова «дизайн».

Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов.

Генетически первичным является ряд определений «декоративного» порядка узор, орнамент, декор, убранство.

Ко второму ряду, относятся «проектно-графические» трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, - понятия «предвосхищающие»: план, предположение, замысел, намерение.

И, наконец, четвертый ряд определений, неожиданно «драматический»: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.

Этот широкий спектр англоязычных значений в сочетании с острой социальной направленностью традиционного дизайна при особом внимании к проблемам «человеческих факторов» оказался весьма, соответствующим обозначению новых разновидностей проектной деятельности. Не в пример нашим отечественным терминам, имевшим хождение с начала 60-х до 80-х годов, «художественное конструирование» и «художественное проектирование», которые более конкретны и узки по значению.

В современном понимании объектами дизайн - проектирования являются не изделия, а потребности, в частности, осуществление определенной утилитарной функции. Поэтому представляется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн - специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно - пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов). А также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Выделим основные виды современного проектного дизайнерского творчества.

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, как говорят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно - экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер дизайн изделий группы «Б» - предметов потребления. Группа в свою очередь членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели оборудования для интерьеров, а также посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.

Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале ХХ века, прикладное графическое искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее - заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие - компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн переходит из сферы прикладного состояния, обслуживающего ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования в самостоятельный вид творчества. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов.

Дизайн одежды и аксессуаров - понятие, которое еще только начинает употребляться. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Художники - модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред - а порте». Сегодня при создании не только последних, но и первых все больше используются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное - специфические методы дизайн - проектирования.

Арт - дизайн. Его особенность состоит в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа, воспринимаемых объектом. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции (41, с.5)

Так, что такое «дизайн», и какие вопросы он изучает?

Дизайн - в широком смысле слова любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов. Инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в ХХ веке. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека, проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива. Область дизайна охватывает бытовые приборы, посуду, мебель, станки, транспортные средства и многое другое. Поиск оптимальной формы каждого элемента, учет эргономических требований и зависимости от назначения изделия и связей с человеком обязательны для продукции дизайна и не являются таковыми для растительных композиций. Особенно важно при дизайнерских разработках учитывать зависимость формы предмета от используемых материалов, конструкции и технологии производства.

Дизайн рассматривают как результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику, вторжение художника в производство.

В ходе работы нередко используется термин «интерьер», в чем же его различие от «дизайна»?

Искусство интерьера появилось в Европе сравнительно поздно, примерно на рубеже ХУП-ХУШ веков, когда профессиональные художники начали заниматься созданием целостного ансамбля, включающего не только отделку, но и их декор и обстановку. Представление же об интерьере как об особом, синтетическом виде прикладных искусств, сложилось еще позже, только в ХХ столетии. В знаменитом энциклопедическом словаре, выпущенном фирмой «Брокгауз-Ефрон» в 1890-1907 г., вообще нет понятия «интерьер». Даже в начале ХХ века это слово еще не вошло в окончательно русский обиход, продолжая оставаться иностранным.

Понятие интерьера традиционно включает в себя архитектурно организованное пространство - собственно внутренность здания или отдельного помещения с необходимыми конструктивными и чисто декоративными деталями: балками, колоннами, карнизами; теми или иными элементами декора стен, пола и потолка - росписью, скульптурой, деревянными обшивками, мозаикой и т.п.; и наконец, предметами обстановки, призванными обеспечить простые и естественные потребности людей - мебелью, осветительными приборами, всевозможной утварью и т.д.

Можно сказать, что интерьер - это не только специфический вид искусства или раздел архитектуры, не только особая сфера приложения творческих сил архитекторов, художников и декораторов, но и единая бытовая среда, отражающие устремления и потребности его хозяина.

Человек организует в жизни пространство, в соответствии со своими вкусами, пристрастиями, привычками, правилами и убеждениями. Но и уже сформированный интерьер, тоже оказывает немалое воздействие на людей, их поведения, мысли, чувства, словно диктуя им, в зависимости от окружения, особую манеру держать себя, подобно тому, как те или иные виды мебели заставляют человека сидеть прямо и чопорно, или принимать позы свободные и раскованные. «Интерьер» таким образом, представляет собой тщательно сконструированную декорацию для повседневного театра жизни, а дизайн интерьера - метод проектирования предметно-пространственной среды интерьера, где учет его основных функций определяет эстетику его оформления. Найденные художественные решения способствуют наиболее оптимальному раскрытию основных функций интерьера, а также общему психологическому комфорту. Основная цель дизайна - организация целостности архитектурно-художественной среды интерьера (44, с.430)

Внедрение эстетического начала, повышение его роли обязательны в любой сфере культуры, особенно в библиотечной, одна из задач которой - эстетическое воспитание населения.

Впервые вопросы библиотечной эстетики поставил на повестку дня профессор МГИКа И.Фрумин. В своей статье «За библиотечную эстетику» он поднял ряд проблем этой отрасли библиотековедения. Некоторые положения статьи вызвали споры, различные точки зрения на ряд вопросов, но главное заключается в том, что автор заставил библиотекарей думать, исследовать, смелее внедрять новое.

Кроме того, И.Фрумин впервые определил основные направления библиотечной эстетики и тот круг задач, которые она должна решать (56, с.44)

Разработка требований и условий, способствующих повышению культуры обслуживания читателя, оформление интерьера, наглядной агитации, эстетика книжного фонда - важнейшие пути повышения эстетического уровня библиотек, намеченные И.Фруминым.

Интерьер библиотеки - это внутренняя объемно-планировочная организация библиотечных помещений и комплекса библиотечного оборудования, воспринимаемая в единстве функционального и эстетического назначения. Он во многом определяет взаимодействия человека (читателя, сотрудника) с архитектурной средой, с материально-предметными элементами этой среды, с другими людьми в процессе функционирования библиотеки.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что окружающая обстановка (интерьер, свет, цвет) влияют на поведение, настроение читателя, от интерьерных качеств зависит работоспособность, производственная деятельность.

Поэтому задача работников библиотеки создать все оптимальные условия для работы и отдыха своих читателей.

Зарубежные специалисты считают, что отсутствие осознанного представления о возможностях дизайна в современном библиотечном деле может нанести серьезный ущерб и читателям, и библиотечному персоналу. К сожалению, художественное конструирование не стало обязательной частью при проектировании новых и реконструировании существующих библиотек. Дизайнерские проекты даже если и принимаются, часто не реализуются, либо внедряются без учета специфики библиотечной деятельности.

Не все уделяют этому должное внимание, а чаще всего просто не знают, как оформить библиотеку и где лучше расставить. Поэтому нередко библиотекари занимаются украшательством, которое не помогает, а мешает работе.

Еще до входа читателя в библиотеку на него определенным образом влияют такие факторы, как название остановки транспорта «Библиотека», наличие указателей, ведущих к библиотеке, архитектура здания, наличие легко читаемой вывески, освещение здания библиотеки и т.п. (14, с.67)

2. СРЕДСТВА ДИЗАЙНА

Библиотека должна привлекать читателей не только богатыми книжными фондами, но и благоустроенным двором, цветниками, окраской фасада, образцовым внутренним устройством и художественным оформлением.

Удобство и красота - основные критерии современного художественного оформления библиотечного дизайна. Интерьер библиотеки призван создавать соответствующий настрой, который заставляет не только взять книгу, но и посидеть в читальном зале, подумать над прочитанными книгами.

Строгость, организованность, уют в интерьере все должно служить читателям. Все детали интерьера должны подчеркивать образность библиотечного дизайна. В нем нет мелочей, любая деталь либо портит его, либо украшает.

Одна из важнейших проблем формирования интерьера библиотеки - проектирование среды, непосредственно окружающей человека, это проблема тесно связана с работой дизайнеров. Продуманность размещения, высокое качество оборудования, осветительных приборов, различных технических приспособлений, мелкой детали интерьера, начиная от дверной ручки и кончая информационной надписью, рациональная организация труда и отдыха и многое другое, что входит в понятие «индустриальный дизайн» играет важную роль в создании комфортного состояния человека.

2.1 Цвет в библиотечном дизайне

Цвет - это прекрасное средство, с помощью которого можно предать неповторимость и индивидуальность помещению.

Знание особенностей цветового воздействия на человека позволяет создать в помещении такую цветовую гамму, которая будет не только влиять на пространственное устройство помещения, но и способствовать изменению самочувствия и настроения.

Для создания гармоничных интерьеров дизайнеры пользуются цветовым кругом.

Все цвета круга можно условно разделить на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Теплые цвета называют приближающими, т.к. окрашенные в них поверхности кажутся ближе, чем есть на самом деле. Помещение окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми, гостеприимными, но при этом меньшими по размеру.

Цвета холодной гаммы называют удаляющими, так как помещение становится более просторным на вид. Принцип несовместимости теплых и холодных тонов работает не только в одежде; комната, выдержанная в цветах одной «температуры», всегда выглядит гармонично.

Цветовой круг помогает также создать гармонию и контраст цветов.

Соседствующие или близкие цвета называются гармоничными, и действуют успокаивающе. Однако слишком правильное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным.

Особенно изысканны комбинации по принципу дополнения. Дополнение означает: два цвета противоположены друг другу в цветовом круге. Самое удивительное то, что если смешать противоположные цвета, например, желтый с фиолетовым, красный с зеленым и синий с оранжевым - получится серый цвет. Если же дополняющие цвета не смешивать, а помесить рядом, то они взаимно усиливают друг друга, делают тона насыщеннее, ярче и выразительнее. Конечно, не стоить красить стенки в красно-зеленую полоску или оранжево-синий ромб. Однако если применить контрасты для небольших деталей, можно получить очаровательный результат.

Каждый человек воспринимает цвет по-своему. И все же психологи установили общие законы воздействия различных цветов на человека.

Красный. Красный цвет, издавна ассоциирующийся у человека с пламенем, кровью, опасностью, возбуждает нервную систему, повышает внутренние ресурсы организма. Красный цвет и его оттенки особенно любят мужчины, хотя длительное пребывание в помещении с красными стенами утомляет глаза и раздражает.

«Красный» интерьер выглядит очень эффективно и тепло. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже.

Желтый и оранжевый. Желтые тона создают ощущение тепла, поднимают настроение. Успокаивают, способствуют творчеству. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Еще одно важное его преимущество - он оптически не изменяет размера помещения.

Оранжевый цвет (смесь желтого и красного) хорош для пессимистов, тех, кто часто впадает в состояние депрессии, не видит выхода в сложной ситуации.

Любые сочетание этих цветов хорошо подходят для детских помещений.

Оба эти цвета очень насыщенные и интенсивные. Поэтому лучше несколько приглушить их белилами, добавить немного фиолетового тона.

Зеленый. Смесь желтого и красного. Зеленый цвет является символом роста, движения. Он благотворно влияет на зрение, не вызывает чрезмерной активности или, напротив, упадка сил, создает хорошие условия для отдыха и часто используется для отделки помещений, но так как его считают холодным, лучше всего он смотрится на стенах солнечной комнаты.

Синий и голубой. Голубой и синий цвета успокаивают, от них исходит особая свежесть.

Мы привыкли к чисто-белым потолкам, однако именно светло-голубые потолки визуально сделают помещение выше и просторнее.

Оттенки синего цвета особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.

Фиолетовый. Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали и даже угнетает. Прямо сказать, не самый удачный цвет для стены.

Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками (например, желтый и оранжевый), либо в разбавленном (светло - сиреневом) виде.

Белый. Особое место в интерьере занимает белый цвет. Он прекрасно сочетается с любыми цветами, оттеняет их, увеличивает их яркость и чистоту. Он незаменим для отделки и разграничения чистых цветов, так как придает им благородство и смягчает пестроту (4, с.86).

Особое значение имеет для библиотечного дизайна цвет отделки помещения. Цветовая отделка должна соответствовать общему архитектурно - композиционному решению интерьера, с учетом физиологического воздействия цвета, и способствовать улучшению освещения помещений.

Нередко помещение портится неудачной окраской и безвкусным использованием наглядной агитации.

Некоторые работники раньше не разрешали окрашивать стены в различные цвета, считая это только капризами моды. В основном потолки и часть стен в библиотеках красились известью или мелом в белый цвет, а панели - масляными красками в более темный, случайно подробный. Такая окраска не вызывала хлопот.

В настоящие время многие работники библиотек отказывались от такого стандарта. И оформление помещения решают по-новому, тщательно подбирая цвета. Ведь библиотека воспитывает эстетические вкусы читателей, и все в ней должно быть красиво.

Разумеется, точные рецепты о том, как красить, дать не возможно, поскольку у людей различные вкусы. Однако ряд общих принципов уже определился. Исключительно большое значение имеет цвет, в которой окрашиваются стены, потолки, окна, двери (35, с.43).

Естественное освещение, расположение и величина окон во многом предопределяют выбор окраски для комнаты. Светлые помещения, с обращенным к югу окнами, красятся в сочные и более холодные тона (синеватый, голубой, зеленоватый и т.д.). Темные - с окнами, обращенными к северу или заслоняемые деревьями в светло-желтый цвет. Сочных (ярко-желтых, красных) следует избегать, они увеличивают нервное напряжение человека.

Требование цветового комфорта удовлетворяется наличием в интерьере дополнительных, насыщенных цветов, снимающих утомление от основного цвета. Эти цвета рекомендуются для предметов, занимающих относительно небольшую площадь в интерьере и находящихся вне поле зрения человека. Во время работы к таким предметам относятся разделительные экраны и стеллажи, зелень, обложки книг, визуальная информация, элементы декора и.т.д. Между оформлением подразделений библиотеки, которые имеют различия по формам труда (работа каталогами, книгой, аудиовизуальными материалами) и отдыха, должен быть определенный контраст светоцветовой среды, и решение в цвете библиотеки в целом строится на этом противопоставлении. Так, например коридоры окрашиваются в более насыщенные цвета, для того, чтобы читатель мог отдохнуть и, освежившись, вновь заняться работой (44, с.429).

Применяя разные окраски, можно оптически «выравнивать» помещение. Известно, что все красно-желтые цвета, а особенности их яркие оттенки, кажутся выступающими, сближающими стены, что как бы сокращает размер помещения, а все сине-голубые цвета будто отделяют стены друг от друга, и поэтому комнаты выглядят более просторными. Так, узкие боковые стены светло-синего цвета, похожие на небесную гладь, как бы расширяют комнату. Выбирая тот или иной цвет для отделки стен, следует помнить, что темные и яркие цвета зрительно уменьшают размеры комнаты, а светлые и мягкие оттенки как бы увеличивают их. Следовательно, для маленьких комнат наиболее применимы светлые расцветки, а для больших допустимы более темные и резкие цвета.

Сочетая краски, четко «спланированные» в цветовую систему, можно получить интересные эффекты. Известны, к примеру, что если высота очень велика, по отношению к ее площади, то комната кажется не уютной, этот недостаток можно уменьшить, закрасив потолок и верхнюю часть стены одним цветом, причем в высокой комнате окрашивают в один цвет с потолком вплоть до дверных проемов или несколько выше. Когда комната имеет низкий потолок, высоту стены зрительно увеличивают, закрашивая их одним цветом до самого потолка. Иногда в цвет стены окрашивают и часть потолка. При окраске стены в два цвета верхняя часть должна быть светлее нижней, не наоборот. Вообще надо стараться не применять тонов, резко отличавшихся от общего колорита окраски, чтобы комната не получилась грубой и беспокойной (37, с.56).

На протяжении ХХ века произошел переход от темных тонов древесины и белых потолков, к почти бесцветным библиотечным помещениям, с желтовато коричневыми стенами и окраской оборудования умеренных тонов. Затем преобладали тона землистого оттенка. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудование белого цвета. Эта белизна подчеркивается живой зеленью растений и яркими тонами других элементов интерьера. Библиотека, выступая в роли информационного центра, активно привлекающего к себе пользователя должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно оформленные информационные стенды. А вот на абонементе это, напротив не требуется, здесь следует использовать тона более приглушенные. Так, например пожилые люди воспринимают оттенки голубого и зеленого цвета как мутные. Можно использовать нетрадиционные решения во внутренних помещениях, лишенных естественного освещения. Так, неожиданное использование цвета всегда привлекательно, например, цветовое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие радиаторы отопления, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Окраску можно использовать для так называемого «цветового кодирования» отдельных частей помещения библиотеки. Так отдел художественной литературы может иметь синий цвет, а истории - оранжевый. Но при этом гамма цветов не должна быть хаотичной. Выделение деталей интерьера (панели, обшивки, оконные рамы и плинтусы) оттенками одного цвета или родственных цветов создает впечатление изящества, а использование контрастирующих цветов - броское впечатление. При этом двери и оконные рамы следует окрашивать в более светлые тона, чем стены. Цветовую гамму дополняет и окраска мебели. Для читального зала более приемлема мебель с не пёстрой, не кричащей обивкой. Цвет мебели и цвет стен должны соответствовать друг другу. Требуется гармония тонов.

Полы не должны быть слишком светлыми. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает у человека чувство неуверенности - ему нужна темная «почва под ногами». Корме того белый пол не практичен. Однако пол не должен быть излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Пестрые декоративные элементы узора на полу больших размеров воздействует на человеческую психику как преграда.

Несколько слов о батареях, стояках, трубах, которые нередко портят вид помещения. Чтобы они меньше выделялись, их окрашивают маслеными или водоэмульсионными красками в цвет стен или в тон фона обоев.

В цветодизайне немалую роль играет и цвет занавески. Его следует применять с учетом общего цветового решения помещения. Занавески могут зрительно смягчить недостатки окон - удлинить или расширить. Желательно чтобы фон или рисунок ткани соответствовал окраске стен, был с ним одного цвета, но другого оттенка.

Цвет неразрывно связан со светом. Мир материальных вещей и их цвета могут быть восприняты человеком лишь при освещении. Известно, что человек обладает дневным и сумеречным зрением, при переходе от дневного зрения к сумеречному зрению, зеленые и синие цвета кажутся светлее красных и оранжевых. В сумерках же или при слабом освещении красные цвета заметно темнеют и кажутся почти черными, а васильки наоборот, светлеют и кажутся светло-серыми. Это обстоятельство надо учитывать при цветовой отделке интерьера (55, с.65).

При цветовом решении ни один уголок в библиотеке и вокруг нее (ни центральный вход, ни рекламный щит) не должен быть оставлен без внимания.

А теперь перейдем к рассмотрению светового дизайна, т.к. без света существование цветового дизайна немыслимо.

2.2 Световой дизайн

Ведущую роль в создании психологического комфорта в интерьере играет освещение. Освещение помещения библиотеки во многом определяется функциональным назначением той или иной библиотечной зоны, т.е. необходимо учитывать, что это читальный зал, абонемент или подсобное отделение. Необходимым является обеспечение нормируемого уровня освещенности, правильное распределение яркости в поле зрения, учет воздействия света на восприятие цвета, соотношение естественного и искусственного света.

Прежде всего, следует обеспечить достаточно полное использование доступного естественного солнечного цвета. Помещение библиотеки с длительным нахождением людей, должны иметь естественное освещение, которое подразделяется: на боковое освещение, верхнее и верхнее - боковое. При характерном для большинства библиотек естественном освещении читальных залов через оконные проемы в стенах, фонды открытого доступа следует концентрировать в удаленной от окон (менее освещенной) части читальных залов. Комнатные цветы, занавесы, гардины не должны мешать естественному освещению, особенно надо следить за чистотой оконных стекол, имея в виду, что загрязненные стекла могут поглотить значительную часть солнечного цвета (до 30%). Для достаточного, естественного освещения, удобства и предотвращения излишних расходов на энергию, места для читателей и персонала необходимо размещать в форме компактных групп, по возможности, у внешних стен здания. Служебно-производственные помещения следует располагать по периметру наружных стен в соседстве с функциональными зонами, не требующими интенсивного освещения (стационарные книгохранилища, фонды открытого доступа, вестибюль и др.).

Следует избегать воздействия интенсивного солнечного света на рабочие помещения персонала, читальные залы или книгохранилища; прямой свет создает эффект блика и ослепляет при чтении, от его воздействия быстро желтеет и разрушается бумага. Этим неблагоприятным явлениям препятствует регулируемые металлические пластики или жалюзи, которые одновременно выполняют функцию теплоизоляторов.

Очень важно правильно устроить и расположение искусственного освещения. Так же как солнечный свет оживляет в комнате все предметы, делает ее веселый и уютной, искусственное освещение может придать всей обстановке более привлекательный вид.

Светящийся потолок за последние годы стал поистине универсальным средством решения светотехнических проблемы освещения производственных помещений, самых различных размеров и назначения. При таком освещении создается большая равномерность освещенности по всему пространству. Если необходимо усилить освещенность на каких-то отдельных участках, можно расположить группы светильников с направленным излучением или сконцентрировать источники цвета под этими участками.

Красивая люстра, плафон с матовым колпаком, освещая комнату, делает окружающую обстановку «теплее». Наилучшим считается смешанное освещение, при котором нижняя часть люстры закрыта матовым колпаком и дает рассеянный свет, а верхняя ее часть открыта и освещает потолок и верхнюю часть стены. Кроме плафона или люстры с матовым колпаком нужны дополнительные источники света за письменным столом. Дают приятный для глаз рассеянный свет и хорошо освещают столы, стеклянные, матовые абажуры открытые снизу. Независимо от цвета окраски помещения, белый или светло-желтый цвет для абажура самые лучшие, красный или ярко- оранжевый чрезвычайно неприятны и раздражают зрение; голубой, синий и зеленый - придают комнате темную окраску, а лицам болезненно-мертвенный оттенок.

Все многообразие форм и видов светильников сводится к двум большим группам: свободно размещенные в пространстве (подвесные); встроенные (или спрятанные частично или полностью). Светильники встроенные являются решением более прогрессивными (62, с.46).

Возможны различные варианты и сочетание при одновременном применении основных приемов.

Давно подмечено и широко используется для различных целей психологическое воздействие света и его роль в создание психологического климата помещения. В обычных условиях человека из темного пространства тянет к свету, поэтому направленный свет создает «зону притяжения».

Так, если осветить стену с дверью, будет тянуть к выходу, если освещенная стена в глубине комнаты, в ней хочется остаться. Равномерное освещение всего помещения создает безразличное отношение, т.е. не имеющие эмоциональной окраски. Наконец, выделение ярким освещением одного из предметов привлекают к нему внимание. Все эти факторы могут быть широко использованы в декоре библиотечных помещений (7, с.130).

Неравномерность освещения приводить к появлению в поле зрения работающих сильных контрастов. Для снижения неравномерности освещения следует поверхности больших размеров, постоянно находящихся в поле зрения, окрашивать в малонасыщенные цвета с относительно большими коэффициентами отражения. Окраска иных элементов должна наоборот быть насыщеннее, активнее. Равномерность освещения поверхностей обеспечивается системой искусственного освещения, расстановкой оборудования относительно источников света, подборе цвета отделочных материалов. Например, рекомендуется размешать светильники параллельно линии окон, благодаря этому ограничивается площадь слепящей поверхности светильника (23, с.107).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.