РУБРИКИ

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

p align="left">Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света - и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

В читальных залах обычно рекомендуют использовать шторы более светлых тонов, которые даже в хмурый пасмурный день способны создать в помещении иллюзию солнечного света (1, с.45).

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею - собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

3.3 Детский читальный зал

Основываясь на ряде публикаций специалистов можно выделить главные принципы: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей, наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в детских библиотеках воплощается идея преобразования открытого фонда?

Например, ЦРДБ имени Н.А. Зайцева г. Новгорода обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1 - 5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван “Третьей планетой” (В основу оформления положена книга Кира Булычева “Тайна третьей планеты”). Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) - добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые - для научно-познавательной литературы, красные и желтые - для художественной литературы.

На отдельном стеллаже расположена выставка “Сокровища звездного неба”, где демонстрируется работа библиотеки с читателями. Ее разделы: “Самые читающие астронавты” - полочная выставка читательского формуляра; “Властелины Вселенной” - представлена литература о писателях - юбилярах и их произведениях; “Помогай-ка” - полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; “Обаяние старых изданий” - полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат “Их разыскивает патрульная инспекция Галактики”. На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского.

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой “Дом Почитайки”. Хозяином дома выступает человек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т.д. В этом доме стеллажи - это подъезды, книжные полки - этажи, полочные разделители - ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система “светофор” и представлена в виде человечка-светофорика.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке становится более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей. (12, с.40).

В качестве принципиального положения необходимо отметить, что специфика планировки помещении, отделка стен, оборудование и мебель детских библиотек, в частности читальных залов, должны отличаться от помещений, предназначенных для взрослых читателей. В выборе масштаба оформления, размеров декоративных и художественного убранства стен, потолка предпочтение следует отдать более крупному рисунку. В отделке рекомендуются яркие цвета, возможны контрастные сочетания красок. Размер мебели должен соответствовать росту детей, окрашена, она должна быть в яркие цвета или покрыта пластиком. В таких читальных залах целесообразна более свободная не консервативная расстановка мебели.

Большое значение в оформлении имеют подвесные шкафы, полки, витрины и т.д.

Известно, что детей привлекают яркие панно, декоративные росписи стен, мозаика и другое художественно-декоративное оформление.

Панно выполняется из ткани или рулонной бумаги, на поверхность который наклеивается аппликация из цветной бумаги, образующая выбранный рисунок.

В настоящее время большой популярностью пользуются современные изобразительные средства наглядной пропаганды (кино, диапозитивы, телевидение и т.д.)

Еще одно решение оформления детского читального зала - стенды в виде раскрытой книги. На их страницы наклеиваются иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Каждая страница выполнена из фанеры или представляет собой деревянный каркас, на который наклеена плотная бумага (картон). Листы укреплены на специальном металлическом стержне, благодаря которому они могут поворачиваться.

Оборудование и мебель для читальных залов состоит из читательских столов, которые могут быть использованы, в одном случае как ящики для хранения игрушек, в другом как станки для рисования или изготовления различных игр (мелками, цветными карандашами и т.д.). Крышки столов изготовлены из фанеры и реек, а ящики - из мебельных щитов. Крышки укрепляются при помощи деревянных шипов, которые выставляются в верхнюю часть ящика. Угол наклона доски стола при рисовании можно изменить. Иногда соединяют два ящика вместе, создавая надежную опору для крепления двух досок.

В детских читальных залах надо предусмотреть место для размещения выставок, стендов, витрин и т.д. Легкие настенные щиты, выполненные из фанеры или картона, оклеиваются бумагой (белый, цветной). Для детей и подростков удобны наклонные стенды и витрины с верхним подсветом.

Оформление помещений для детей может быть и другим. Но во всех интерьерах желательно сделать так, чтобы оформление и оборудование было единым по стилю, характеру, цвету (51, с.72).

В небольших библиотеках все читательские зоны располагаются обычно в одном помещении, где оборудованием выделяется зона с аванзалом, каталогами, выставками и кафедрой. Для массовой работы желательно организовать трансформирующееся помещение многофункционального использования. Оно должно быть связано с вестибюлем, оборудовано аудио визуальными средствами, складируемой мебелью.

3.4 Книгохранилище

В зоне хранения и стационарного книгохранилища размещаются все фонды закрытого хранения, куда не допускаются читатели. В малых и небольших библиотеках (с фондами до 50 тыс. томов) закрытое книгохранилище, именуемое запасником, предназначается для временного размещения дублетных экземпляров литературы в открытом доступе абонемента и читальных залов. Также для хранения ценных изданий по искусству и некоторых видов медицинской литературы, рукописей и других документов, располагаемых в определенном порядке с целью легкого поиска и оперативной выдачи в соответствующие пункты библиотеки. Здесь используются семиполочные односторонние и двухсторонние стеллажи.

Под специально выделенными под книгохранилище помещениями следует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяющим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фиксируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной защищенности от микроорганизмов.

Помещения для хранения и использования фонда располагают по возможности смежно друг с другом, чтобы коммуникации между ними были наиболее короткими и не пересекались между собой. Чтобы библиотекарю было удобно работать с документами, очень важно правильно организовать коммуникации между отделом обработки и книгохранилищем, между книгохранилищем и читальными залами (здесь перемещается основная масса всех транспортируемых в библиотеке книг - 90%). Путь на этих участках должен быть по возможности прямым, коротким и горизонтальным. Отсеки книгохранилища проектируются с учетом максимально допустимых расстояний подноски литературы вручную (до тележки) - 6 метров и доставки литературы на тележках (до поста механического транспорта) - 24 метра.

Книги и журналы в хранилище в переплете форматом до 25 см, ставят на полках вертикально. Большеформатные (длиной свыше 11 см) документы, например газеты, хранят горизонтально, чтобы не сломался переплет и не выпали листы. Листовые материалы хранят в коробках. Все книги и журналы переплетаются. Микрофильмы, магнитофонные катушки и кассеты, кинофильмы укладывают в металлические, пластмассовые и картонные коробки боксы. Издания располагаются на стеллаже корешками наружу, что обеспечивает возможность визуального считывания заголовков и шифров, доступа к документам без дополнительных устройств. (44, с.413).

3.5 Специализированные и служебные помещения

Многие библиотеки имеют комнаты для прослушивания музыки, фонотеки, оборудование таких помещений имеет свою специфику. Стеллажи для хранения грампластинок и нот отличаются от тех, которые предназначены для книг, своими размерами. Помещение для прослушивания должно быть оборудовано специальными столами с дополнительной полкой, где хранятся магнитные пленки, пластинки. Непременное требование в библиотеке - тишина. Она достигается путем использования наушников.

Можно оборудовать специальные кабины для прослушивания музыкальных записей, выступлений чтецов и т.д. Но в этом случае необходимо наблюдение за ними библиотекарей. Для удобства кабины отделяются невысокими экранами. Рядом с каждым столиком находятся один, два стула. Наушники подключены к звукопроигрывающей аппаратуре.

Если в библиотеке имеется пианино, то для него нужно выделить специальную комнату, или отделить его звукопроницаемым экраном - перегородкой (44, с.422).

В настоящее время в библиотеках следует выделить зоны для работы и с персональным компьютером, который дает возможность намного ускорить процесс получения информации.

За рубежом давно применим термин медиатека. Медиа - материал, техническая среда, в которой хранятся, перемещаются и используются аудиовизуальные, видно и другие записи.

С появлением понятия “медиа” возник термин “медиатека”, а некоторые современные, хорошо технически оснащенные библиотеки, накапливающие кроме визуальных и аудиозаписи, стали называть себя медиатеками. На современном этапе развития техники медиа - это компьютеризированная среда, так как именно компьютер позволил решить множество технических трудностей на пути создания медиатек. Медиа считает в себе не только текст, но и речь, музыку, рисунки, графику, фотографии, кино, видео и другие материалы на единой электронной цифровой компьютерной основе, в которой документ (произведение) теряет свою авторскую форму и хранится и транспортируется в двоичных кодах.

Сегодня также стоит задача охарактеризовать и довести рабочие места библиотекарей до современного уровня. Рабочее место определяется как “пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников”. Рациональная соответствующая нормативным требованиям, организация рабочего места должна создавать максимальные удобства и благоприятные условия труда, освобождать от нерациональных перемещений и движений в течение рабочего дня. Рационально организованным рабочим местом при аттестации признается такое, которое оснащено в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Оно должно способствовать снижению утомляемости работника за счет рационального освещения, ликвидации излишнего шума, благоприятного микроклимата, правильно подобранного цветового оформления, улучшения рабочей позы, а также располагать простыми и надежными приспособлениями для хранения и поиска документов, средств оргтехники и личных вещей.

Эффективному использованию площади способствует рациональная оснащенность мебелью рабочего места. В библиотеках, как правило, применяется стандартная библиотечная мебель, специальные столы, стулья, шкафы, кресла. Мебель должна удовлетворять следующим требованиям: создать максимум удобств, для работы, т.е. соответствовать требованиям сохранения правильной рабочей позы и обеспечивать возможность хранения, рационального поиска и легкого извлечения документов, средств оргтехники и личных вещей. При подборе компонентов типовой мебели следует обращать внимание на ее спецификацию, на то, чтобы размеры рабочей поверхности предметов мебели были минимальны по площади. Но не надо забывать, что кафедра связана непосредственно с фондом, недоступным для читателей. С кафедры должен быть обеспечен обзор непроходных зон фонда, открытого доступа и читательских мест. Кафедры выдачи, как правило, приближают к хранилищу фондов, чтобы сократить затраты физического труда библиотечных работников. В библиотеках с небольшим штатом целесообразно абонемент и читальный зал иметь рядом, чтобы один сотрудник мог обслуживать читателей.

К планировке служебных и вспомогательных помещений библиотеки предъявляются следующие функциональные требования:

1. Помещения отделов комплектования, научной и технической обработки и организации каталогов и служебного каталога должны объединяться в единый комплекс и размещается на нижних этажах здания.

2. Нормы площади помещений административно-хозяйственного аппарата библиотеки (кабинеты, приемные, рабочие комнаты, комнаты отдыха персонала и пр.) следует предусматривать в зависимости от штата библиотеки, в соответствии с требованиями действующих строительных норм.

3. Согласно рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения публичных библиотек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читательской зоны. В том случае, если библиотека имеет несколько филиалов, площадь служебных помещений увеличивается до 25%, а в филиалах снижается соответственно до 10%.

4. В библиотеке обязательно должна быть оборудована комната отдыха для сотрудников. Если речь идет о большой библиотеке, то такие помещения должна быть при соответствующих подразделениях. Норма площади на одно место для отдыха - 2,5 кв.м. Площадь для размещения кухонного оборудования - 2,0 кв.м. Например, комната площадью 12 кв.м. достаточно для организации отдыха 6-10 сотрудников библиотеки.

В помещении библиотеки важно направить по разным направлениям пути читателя и персонала. В идеале для читателей и для сотрудников должны быть разные входы и выходы.

В заключение этой главы, хотелось бы сказать, что при проектировании библиотечных зданий и оформлении интерьера библиотеки важно четко определить систему указателей (табло) как для читателей, так и для библиотекарей. Оформление должно начинаться с фасада библиотечного здания, с вывески библиотеки, режима работы, нахождения входа и выхода и т.п. Система координатных указателей внутри помещений библиотеки должна играть роль путеводителя Естественно, чем меньше библиотека, тем меньше потребность в самих знаках. Указатели должны быть красочными. Между фоном и надписью должен быть использован контраст. Особенно хорошо виден черный цвет на белом фоне, зеленый на белом. Размещение указателей должно быть очень четко продумано (44, с.421).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО

ДИЗАЙНА СИБАЙСКОГО ИНСТИТУТА БАШКИРСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Интенсивно развивающийся научно-технический прогресс вызывает необходимость реформ в сфере высшего образования. Значительно выросли требования к результативности учебной подготовки студентов. Современные тенденции существенно повышают роль вузовской библиотеки в процессе образования.

Библиотека Сибайского института Башкирского Государственного университета (БГУ) была основана в 1990 году, практически с первых дней работы института.

Задачи, стоящие перед библиотекой типичны для библиотеки ВУЗа:

- Создание современной информационной среды для студентов и преподавателей;

- обеспечение учебного и научного процессов данного вуза, учебной и специальной литературой;

- осуществление в нераздельном единстве библиотечной, библиографической и научно-информационной деятельности, удовлетворение этих потребностей в сфере обслуживания;

- содействие междисциплинарному сотрудничеству, участие в процессе непрерывного обновления и совершенствования знаний, как в отдельных узкоспециализированных областях и отраслях знаний, так и в повышении культурного уровня своих потребителей;

- сохранение, освоение и пропаганда (доведение до читателя) культурного наследия.

Цель работников - сделать фонд библиотеки универсальным, удовлетворяющим, по возможности, запросы всех читателей.

Основной контингент обслуживания вузовской библиотеки - две группы читателей: студенты и профессорско-преподавательский состав учебного заведения, являющийся, как правило, научным персоналом соответствующих подразделений вуза. Поэтому, фонд комплектуется с учетом специфики ВУЗа, особенностей учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, неоднородности информационных потребностей этих категорий читателей.

Фонд библиотеки формируется различными видами документов (книги, брошюры, периодические издания, ноты, дискеты, кассеты).

В институте собрана литература по всем отраслям наук, т.к. здесь на сегодняшний день существует 15 факультетов.

Библиотечный фонд нуждается в рациональном размещении, т.е. в установлении наилучшего месторасположения и способа хранения каждого издания в структурном подразделении библиотеки.

Задача размещения - распределить издания таким образом, чтобы они были приближены именно к тем группам читателей, которым нужны в первую очередь и в наибольшей мере.

В библиотеке Сибайского института БГУ сталкиваемся с примером горизонтального размещения фонда, т.к. в институте нет отдельно стоящего здания библиотеки, и вообще, помещение под библиотеку не планировалось, а приспосабливалось уже имеющееся здание, что вызывает определенные сложности в работе.

Библиотека занимает часть первого и второго этажа института и состоит из читального зала, общего абонемента, отдела комплектования и обработки фонда (прилож. 4,5).

На первом этаже находятся фонды читальных залов историко-филологического факультета и факультета права и экономики. Для студентов отведен большой читальный зал на 100 посадочных мест, а для профессорско-преподавательского состава отдельный читальный зал на 30 посадочных мест. Здесь же имеется большое книгохранилище, кабинет для заведующей и буфет для читателей.

На втором этаже расположен фонд общего читального зала, общего абонемента, книгохранилище этих фондов и отдел комплектования и обработки фонда, два читальных зала на 180 посадочных мест.

Общая площадь библиотеки составляет 1018 м?, посадочных мест в читальных залах 310.

Я дала краткую характеристику библиотеки, а теперь перейдем к рассмотрению библиотечного дизайна.

В ходе анализа библиотечного дизайна, было проведено исследование, где были опрошены читатели библиотеки и сами библиотекари. Анкетирование проводилось для того, чтобы понять, какова удовлетворенность качеством библиотечного дизайна читателей и библиотекарей; какие недостатки есть при оформлении библиотеки, и как их устранить. Некоторые вопросы включены в эту главу, исходя из которых, делаются выводы (прилож.2,3).

Среди опрошенных библиотекарей возраст составляет от 20 до 50 лет. Опрошено 16 респондентов. Из них 25% имеют среднее специальное образование, 36% филологи и педагоги с высшим образованием, со средним техническим образованием 32%, 7% - со средним образованием. Библиотечный стаж варьируется от 1 до 14 лет.

Из числа читателей опрошено 150 респондентов. Из них 65 мужчин, и 85% женщин. Основной возраст респондентов от 17 до 25 лет.

Некоторые вопросы в обеих анкетах не отличались друг от друга, т.к. исследовалась одна и та же проблема. Так, первые вопросы помогли определить, что для читателей и библиотекарей представляет «дизайн», и обращают ли они внимание на библиотечный дизайн. Результаты оказались весьма неожиданными: выяснилось, что многие (89%) читателей, и (100%) библиотекари обращают внимание на библиотечный дизайн, и дизайн для них представляет уют, комфорт, спокойную обстановку. Библиотекари получают информацию о библиотечном дизайне в профессиональной печати (78%), особенно в журнале «Библиотека». В нашем исследовании мы также попытались выяснить, какова планировка библиотеки для библиотекарей. Большинство (94%) считают планировку неудобной.

Действительно, структура помещения библиотеки, ее планировка является очень сложной и неудобной. Оно состоит из множества маленьких помещений, что отрицательно сказывается на организации всей работы библиотеки. Достаточно сказать следующее:

-Чтобы попасть в книжный фонд историко-филологического факультета и факультета экономики и права, читателям надо пройти через весь читальный зал, что мешает заниматься и отвлекает всех читателей;

-к тому же, читательские столы расставлены не перпендикулярно к окнам, а параллельно, т.к. если их расставить перпендикулярно, то получится так, что читатели будут сидеть спиной к входящему, или же спиной к библиотекарю;

-кафедры выдачи литературы и на первом и на втором этаже расположены в таком незначительном расстоянии друг от друга, что в момент обслуживания читателей происходит настоящее столпотворение;

-некоторые неудобства доставляют в читальном зале колонки, которые мешают библиотекарям обозревать своих читателей.

Такая нерациональная, неудобная планировка библиотеки обусловлено самой конструкцией помещения, и нормализовать ее усилиями библиотекарей невозможно. Но, что хорошо на втором этаже кафедры выдачи находятся близко к выходу, что вход и выход из библиотеки под контролем библиотекаря.

В любом случае важно оптимально организовать объемно-пространственную композицию и интерьер (выбрать наиболее подходящий в условиях данной библиотеки способ размещения, а также рационального расположения стеллажей и другого оборудования). Принятый вариант при оптимальных затратах должен:

1. Не противоречить условиям сохранности фонда.

2. Обеспечивать высокий уровень обслуживания читателей.

3. Создавать удобства работникам библиотеки.

Зайдя в библиотеку на первом этаже, читатель сразу попадает в читальный зал. Отсюда напротив видно окно выдачи, около окна сделаны вывески, и студент может сориентироваться к какой кафедре выдачи подойти.

Фонд читального зала частично открыт. В открытом доступе находятся текущие газеты, расположенные в читальном зале на журнальных столиках, параллельных к окнам. Закрытый фонд полностью изолирован в отдельное помещение и имеет свои особенности, которые вызывают определенные трудности при работе.

В первую очередь надо затронуть вопрос о библиотечных стеллажах, основном оборудовании, предназначенном для хранения фонда.

Книжные стеллажи, как и в большинстве библиотек, на что неоднократно указывалось в библиотечной печати, представляют собой разнородный по конструкции, размеру, цвету, и материалу набор. Это - пяти полочные, шести полочные, семи полочные и восьми полочные; односторонние и двухсторонние металлические и деревянные стеллажи. Цвет стеллажей - серый, коричневый, зеленый. Самое первое, что бросается в глаза при входе в фонд библиотеки - это стеллажи. Даже при проведенном исследовании, на вопрос «Если бы у Вас была возможность, какую мебель заказали бы для библиотеки?», 70% библиотекарей ответили «стеллажи». И из этого можно сделать вывод, что при оформлении библиотеки, самый больной вопрос встает «о стеллажах».

В фонде читального зала стеллажи расставлены перпендикулярно к окнам в 6 рядов по 3 стеллажа, и односторонние стеллажи вдоль стены. Посередине этих стеллажей перпендикулярно к стене стоят еще 2 деревянных стеллажа. Расстояния между стеллажами разное: от 62 до 72 см, хотя по стандарту минимальное расстояние проходов должно быть 75 см.

Некоторые затруднения вызывает расстановка фонда, т.к. в библиотеке нет отдела периодики, фонд периодических изданий расположен тут же по специальностям и занимает много места, поэтому учебную литературу с одинаковыми названиями приходиться располагать вертикально, что отнимает много времени при поиске литературы. Для облегчения поиска вывешен план размещения фонда, помогающий ориентироваться в книжном фонде. Кроме того, на торцовой части стеллажа есть указатели, дающие сведения о том, в каком порядке расположены отделы на этом стеллаже и объясняющее, в каких отделах искать родственные по содержанию книги. Полочные разделители во всех фондах одинаковые, с четкими понятными надписями.

Прямо под окном выдачи стоит рабочий стол библиотекаря, где стоят ящики с читательскими формулярами.

Некоторые неудобства доставляет наличие ксерокса в этом помещении. С одной стороны хорошо, что он есть, но с другой для ксерокса должно быть отведено специальное помещение. Он расположен прямо у входа, и когда много читателей постоянное столпотворение мешает работать. В то же время, от него много шума, что мешает занимающимся студентам в читальном зале.

Решение цветового дизайна при отделке помещения очень удачное. Потолок помещения подвесной, сделан из плиток белого цвета. На стенах моющие обои светло-зеленого цвета, а полы покрыты светло-коричневым линолеумом. На окнах вертикальные жалюзи светло-голубого цвета, что придает особенную красоту. Подбор таких светлых тонов, дает ощущение светлого, теплого помещения, хотя окна в фонде обращены к северу.

Читальный зал - помещение очень светлое и просторное, за счет больших окон, и прекрасного цветового дизайна. Помещение библиотеки решено в разных оттенках одного цвета. Отдано предпочтение цвету «фантазии» при отделке 2\3 части стены. Светлая стена является прекрасным фоном для мебели любого цвета, картин и других декоративных элементов. Этот цвет как раз подходит для читального зала, создает спокойствие, уют. Снизу 1\3 часть стены отделана стеновыми панелями светло-коричневого цвета, а читательские столы подобраны в тон этому цвету. Подвесной потолок белого цвета из плиток, подобран в тон стены. Цвет светло-коричневого линолеума и стены тоже сочетаются. Не зря читальный зал отделан светло-коричневым цветом, он сосредотачивает внимание, стимулирует духовную деятельность и успокаивает.

Окно в помещении, как известно, не только сохраняет тепло и оберегает нас от городского шума, пыли, дождя и ветра, оно является важным элементом художественно дизайнерского решения и немаловажной деталью в интерьере. Помещение библиотеки с длительным пребыванием людей должно иметь естественное и искусственное освещение. Это требование выполняется в читальном зале, за счет множества окон, что достаточно естественного освещения. Оригинально сочетаются светло-голубые вертикальные жалюзи с цветом оконных рам, покрашенных в белый цвет. Жалюзи управляются механически с помощью специальных приспособлений. Жалюзи имеют деловито холодный вид, который скрашивают разные цветы на подоконнике. Практически во всех помещениях библиотеки большое внимание работники уделяют разведению цветов. Растения располагают на подоконниках, украшают стены, стеллажи и каталоги. Они оживляют и освежают интерьер.

Параллельно к окнам, расположены читательские двухместные столы, хотя по требованию они должны стоять перпендикулярно к окнам. Столы сделаны из дерева цвета «бука», что прекрасно сочетается с другими цветами в помещении. Стулья светло-бордового цвета, обтянутые кожей, мягкие создают удобство читателям. Около кафедры выдачи стоит алфавитный, систематический каталог и систематическая картотека статей. Рядом расположены два журнальных столика, чтобы читатель мог поработать с каталогом. Под окошком кафедры выдачи стоят два стола, чтобы при получении литературы читатели могли просмотреть и расписаться за нее.

Из одного конца читального зала можно попасть в профессорско-преподавательский зал, (прилож.1) где ежемесячно проводятся обзоры новых книг, оформляются книжные выставки новинок. Отсюда в книгохранилище открыто окошко, через которое преподаватели могут получить нужную литературу.

В читальном зале нет ничего лишнего, только цветы на подоконниках, столы и стулья, рассчитанные на 30 посадочных мест. Естественное освещение падает с правой стороны от читателя, благодаря чему в дневное время искусственного освещения не требуется.

Цветовое решение помещения точно такое же, что и в большом читальном зале. Столы деревянные цвета «бука» красиво вписываются в интерьер. Полы покрыты ламинатом светло-коричневого цвета, который хорошо сочетается с мебелью любого цвета: темная мебель на нем смотрится основательно, светлая - изящно. Узкая комната выглядит шире, за счет настилки ломината по типу «елочка».

Книгохранилище (прилож.1)расположено не совсем близко к фонду читального зала, что доставляет некоторые неудобства. Чтобы попасть туда, библиотекарю нужно выйти в читальный зал, пройти мимо кафедры выдачи, потом только через коридор попадает в книгохранилище. Это решение пространства не совсем удачное, потому что, когда читателей много, библиотекарю приходится проходить через всю толпу, прежде чем попасть в книгохранилище.

В книгохранилище нет ни одного окна, а искусственное освещение очень тусклое, что находиться длительное время в книгохранилище невозможно. Здесь не выдержаны санитарно-гигиенические условия. Всегда душно, полностью помещение не проветривается

Конечно помещение очень большое, но нет специальных стеллажей для хранения периодических изданий. Как видно из фотографии они хранятся на столах, которые расположены вдоль стены. Под газеты также используются журнальные столики. Стеллажи здесь очень разные - есть железные, деревянные, большие и маленькие. Помещение позволяет расставить стеллажи на расстоянии 75 см, по требованию.

Ощущение большей высоты создано при едином цветовом решении стен и потолка. Потолок из гипсокартона покрашен в белый цвет, на стене обои, моющие белого цвета, а полы покрыты светло-коричневым линолеумом.

В угловой части помещения стоят рабочие столы, куда библиотекари складывают книги, которые нужно расставить в конце дня.

Для разведения цветов здесь нет условий, как я уже говорила в помещении темно и жарко.

Некоторые читатели занимаются в читальном зале целый день, и для них создаются все условия, чтобы они могли, не отлучаясь пообедать. Для этого в библиотеке отведено помещение под буфет (прилож.1). Оформление буфета очень красивое. Помещение светлое, уютное. Прямо у входа стоят столики, на стене висит меню. Имеется холодильник и газ-плита. Оформление очень удачное, цвет шкафа, кафеля и стенового панеля в одном тоне - светло-коричневом.

Недалеко от буфета находится кабинет заведующей библиотекой (Прилож.1). Этот кабинет мы считаем самым хорошо организованным. Здесь проводятся оперативки, пятиминутки для сотрудников. За рабочим столом книжная выставка новинок, которая постоянно обновляется. Особое внимание уделено разведению цветов. Кстати, насчет озеленения библиотеки был поднят вопрос в анкете. Хотя, я считала, что в библиотеке достаточно растений, многие респонденты, процентов 63 считают, что библиотека недостаточно озеленена, 71% считают, что надо в основном, в читальном зале разводить ампельные растения. А на вопрос «Нужен ли «Зимний сад» в библиотеке?» был получен 87% ответа «да». Поэтому в дальнейшем данное предложение надо учитывать.

Цветовое оформление решено в тех же тонах, что и в остальных помещениях.

А теперь перейдем ко второму этажу. Каков дизайн этого помещения?

Войдя в библиотеку, сразу попадаешь в читальный зал и к кафедре выдачи общего читального зала, и общего абонемента. Кафедра выдачи здесь решена немного иначе, чем на первом этаже. Открытого фонда здесь нет вообще.

Цветовое решение стен, пола, потолка, основного массива оборудования удачно гармонирует друг с другом. Потолки в помещениях везде подвесные из плиток, с люминесцентными лампами, на стенах моющие обои покрашенные в светло-голубой цвет, а снизу 1\3 часть покрыта панелью светло-коричневого цвета. Полы покрыты линолеумом такого же цвета. На окнах вертикальные жалюзи (прилож.1) белого цвета.

Читальный зал рассчитан на 100 посадочных мест. Читательские столы расставлены перпендикулярно к окнам в 5 рядов. Столы такие же деревянные, что и в других читальных залах, а стулья подобраны в тон обоям - голубого цвета.

Каталожный ящик стоит прямо по середине, между кафедрой читального зала и абонемента.

В этой библиотеке есть еще один дополнительный читальный зал (прилож.1), когда читателей много открывают этот зал. Что плохо, здесь нет дежурного библиотекаря, который следил бы за порядком в библиотеке. Приходится временами заходить обслуживающему библиотекарю.

Это помещение оформлено как-то по-особому, как видно из фотографии в два ряда по три, стоят арки, по середине проход, а с двух сторон перпендикулярно к окнам расставлены одноместные читательские столы и стулья. Потолок в сочетании белого с голубым очень красиво оформлен, и хорошо сочетается со цветом стульев. Для искусственного освещения применено потолочное точечное освещение. В помещении окна большие, что достаточно и естественного света.

Далее рассмотрим расположение фондов общего читального зала и общего абонемента.

Абонемент и читальный зал находятся в одном помещении, между ними никаких перегородок нет, что доставляет неудобства. Многие студенты второпях, сдают учебники не на ту кафедру, постоянная путаница сбивает с толку.

Фонд абонемента расположен в двух комнатах. Ближе к кафедре выдачи проставлена полностью художественная литература, во второй комнате - остальная по отраслям знаний.

В первой комнате на абонементе используется деревянные стеллажи высотой 190 см; расстояния между полками от 27 до 38 см; (можно менять на нужную высоту); расстояние между стеллажами 50-55 см. Они расположены перпендикулярно к окнам, чтобы падал дневной свет. Во второй комнате располагаются металлические стеллажи высотой 2 м; расстояние между полками 30-34 см, между стеллажами от 55 до 70 см. Стеллажи расположены тоже перпендикулярно к окнам.

В фонде читального зала, на стеллажах приближенных к кафедре выдачи расположены энциклопедии, словари, справочники, а также новые журналы и газеты. Стеллажи здесь деревянные, такие же, как на абонементе. Во второй комнате стеллажи металлические, расстояние между ними 70 см, расставлены перпендикулярно к окнам. На 1\4 части помещения стоят деревянные стеллажи, где лежат журналы за последние три года. Напротив них, расставлены столы, на которых лежат газеты тоже за три года. А вся остальная периодика в книгохранилище.

В библиотеке мало предусмотрено книжных выставок, потому что нет специальных выставочных стеллажей. Но в отделе используется интересная форма пропоганды литературы. На стеллажах, за кафедрой выдачи, специально развернутых лицом к пользователям, оформлена выставка - «Новые книги». Это сделано в целях сохранности фонда (прилож.1). Слева на стеллаже расставлены работы преподавательского состава института. Хотя выставка не очень удачно оформлена, она пользуется спросом.

В ходе исследования был задан вопрос читателям библиотеки насчет книжных выставок, чтобы узнать какие же книжные выставки их больше всего интересуют, на что был получен ответ: 58% из опрошенных предпочитают выставку новых поступлений, а 40% тематическую выставку.

В библиотеке выполнены плакаты, которые выполняют очень важную служебную роль, как «Что читать, как читать» (об использовании рекомендательной библиографии) на абонементе, и «Как найти книгу по систематическому каталогу» в читальном зале.

Регулярно, к крупным юбилейным датам библиотекари оформляют стенгазету «Книголюб». Газета делается большого объема с интересными рубриками, такими как: «рекомендует библиограф», «наша информация», «вышли из печати», «юмор» и т.д. Своим содержанием и оформлением, стенгазета постоянно привлекает посетителей библиотеки, у нее всегда есть читатели.

Фонд общего читального зала и фонд общего абонемента имеют свое книгохранилище.

Вначале хочется сказать, что книгохранилище удачно расположено, по сравнению с книгохранилищем на первом этаже, т.к. максимально приближено к кафедре выдачи. Для читального зала и абонемента существуют разные входы и выходы (прилож.5), но помещение одно. Поэтому, чтобы не путаться, библиотекари расставили стеллажи таким образом, что для абонемента полностью отдали металлические стеллажи, а для читального зала деревянные. При входе в книгохранилище вначале расположены газеты, затем журналы, так как эти издания наиболее спрашиваемые; книги удалены от входа. На полках, где стоят журналы последних лет, оставлено резервное место для роста фонда.

Хотя книгохранилище без окон, искусственного освещения здесь достаточно. На подвесные потолки встроены люминесцентные лампы, что дает полное освещение фонда.

Стеллажи расположены по требованию, т.к. помещение этого позволяет. Ширина главных проходов между рядами стеллажей - не менее 1,2 м; между стеллажами проход 0,75 м.

Цветовое решение немного портит - цвет стеллажей, которые очень разные. Например: металлические стеллажи - зеленые, серые, темно-коричневые, а деревянные стеллажи покрашены белой краской. Портит вид, также их нестандартность. Отделка помещения, чтобы расширить его, продумано в белом цвете. Потолок подвесной, белого цвета, обои тоже белые - моющие.

Итак, анализируя библиотечный дизайн Сибайского института БГУ, хочу сказать, что библиотека имеет свои плюсы и минусы.

В основном везде проблема возникает с библиотечным оборудованием. Какой фонд не бери, везде неприспособленность стеллажей и их разнообразие. Удивляет то, что вообще во всей библиотеке, нет ни единого выставочного стеллажа, стенда, поэтому и очень мало наглядной агитации.

Нельзя ни сказать и о санитарно-гигиенических условиях, которые мешают заниматься читателям. Эта проблема затронута в ходе исследования. На вопрос, «Какие, по-вашему, санитарно-гигиенические условия не соответствуют требованиям в библиотеке?» от библиотекарей был получен ответ «норма теплового режима» 63%, и «шум в библиотеке» 20%; читателям мешает заниматься также, не соответствие теплового режима требованиям. Да, действительно, если на улице холодно, то в помещении тоже стоит холод, что невозможно работать в помещении; а если на улице тепло, то в помещении жарко, душно.

Мало внимания уделяется и элементам дизайна, как - зеркало, часы, которые есть в библиотеке, но не каждый их увидит.

Положительные стороны при оформлении дизайна - это, конечно же, отделка стен, потолка, пола - которые решены в одном тоне, а также, естественное освещение, благодаря большим окнам помещений. Эти выводы можно сделать исходя из проведенного исследования, в ходе которого был задан вопрос библиотекарям «Устраивает ли Вас цветовая гамма библиотеки?», и получен 100% ответ «да». Аналогичный вопрос был задан читателям библиотеки - «Гармонична ли в цветовом решении отделка библиотеки?» и получен 96% ответа «да». Также, чтобы полностью определиться в цветовом решении библиотеки был задан такой вопрос, «Какой цвет вам больше всего хотелось бы использовать в библиотечном дизайне?». На этот вопрос многие читатели ответили, что цвет, который используется в данный момент, вполне их устраивает, т.к. светло-коричневый тон - сосредотачивает внимание, создает спокойствие, не раздражает, теплый и нежный цвет.

Насчет освещения можно сказать следующее, что естественного освещения достаточно для 66% читателей, но к вечеру 79% читателей, хотят чтобы на читательских столах были индивидуальные лампы.

В процессе исследования библиотечного дизайна выделен еще ряд недостатков, на которые необходимо обратить внимание. Предложения по совершенствованию данных вопросов помогут создать необходимые условия для работы библиотекарей и читателей, удобство и комфорт.

Во-первых, необходимо обратить внимание на помещение библиотеки и желательно заранее спланировать, а не приспосабливать (как в нашем случае) в имеющееся здание. Поэтому, невозможно сделать все так, как хотелось бы.

Особенно важно привлечь внимание, заявить о себе. В этом может помочь реклама. Сотрудники библиотеки хорошо это понимают, занимаются этим вопросом, выявляют уже имеющийся опыт различных библиотек и пытаются придумать что-то свое.

Целесообразно обратить особое внимание на вход в библиотеку. Вот варианты, которые можно использовать для оформления.

1. На втором этаже, при спуске вниз, над лестницей вешается вывеска «Библиотека».

2. Оформление можно выдержать и в современном стиле: сочетание ярких, кричащих красок, переходящих одна в другую. На этом фоне и делается надпись «Библиотека», которая будет привлекать читателей своей пестротой, бросаться в глаза.

Библиотеке выгодно, чтобы читатель знал, что представляет собой данная библиотека, какую информацию может ему предоставить. Интересен вариант оформления на видном месте планшета с перечнем услуг, представляемых всей библиотекой (платных и бесплатных).

Недалеко от входа можно запланировать помещение справочно-библиографической службы, где организуется зона «моментального» обслуживания с небольшим фондом, в котором пользователь может обратиться к телефонной книге, железнодорожному справочнику и т.п., здесь же представлены, рассчитанные на быстрый просмотр, новые газеты, иллюстрированные еженедельники.

Необходимо продумать справочно-библиографический отдел, где будут размещены каталоги. Также необходимо внести компьютерную систему, которая дает читателю сведения об услугах и правилах пользования библиотекой, данные о составе и содержании фонда, (электронный каталог). Читатель сразу получает информацию, в какой отдел ему обратиться с запросом, где есть такая литература.

Целесообразно было бы вывесить планшет, который хорошо вписывается в интерьер. Он поможет читателю сориентироваться:

У нас вы можете найти:

1. Справочные издания

2. Новые газеты

3. Библиографические пособия

4. Фонд редкой книги

5. Каталоги и картотеки.

Возможно, и в коридоре сделать окружающую обстановку «теплее». Прежде всего, необходимо обратить внимание на освещение, следует обеспечить достаточное его количество. Ведь освещение может придать всей обстановке более привлекательный, приветливый вид.

Хорошим дополнением будет место отдыха. Студентам негде поговорить друг с другом, на этажах нет ни одной банкетки, не найти место, где можно присесть. Поэтому именно библиотека является местом общения, притягивает к себе. Можно продумать помещение с зимним садом, поставить мягкий уголок или же декоративное дерево с пнями - табуретками. В ствол дерева вмонтировать светильники, свет которых направлен вертикально вверх. Оригинально смотрелись бы цветы, подвешенные над кафедрой выдачи в кашпо. Это сделает обстановку уютнее. Дизайн общего абонемента можно скрасить декоративными цветами.

Необходимо затронуть вопрос оформления фонда. Данная проблема стоит во всех отделах - надо оформить торцы стеллажей более устойчивым материалом, например, картонки, оформить разделители отделов и буквенные разделители. Необходимы в читальном зале и часы. Их лучше повесить возле кафедры выдачи, среди цветов. Обобщая свои предложения необходимо оговориться, что достаточно сложно реализовать предложения при минимальном финансировании. В заключении хотелось бы выделить предложенные мною рекомендации:

1. Приобрести стандартные, однотонные стеллажи.

2. Привлечь внимание читателей, заявить о себе.

3. Пересмотреть расположение отделов и внести новые отделы

4. Оформить фонд.

Таким образом, проведенное в библиотеке Сибайского института БГУ анкетирование показало, что еще многое предстоит обдумать, и пересмотреть в библиотечном дизайне. Очевидно, требуется большая работа, для того, чтобы читатель при входе в библиотеку чувствовал удобство, комфорт, уют, красоту и никакая не продуманная деталь в библиотечном дизайне не мешала ему заниматься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы, следует отметить, что в специальной литературе вопросу библиотечного дизайна до сих пор не уделялось серьезного внимания. Отдельные сведения разбросаны по различным источникам (в основном в журнале «Библиотека»). В 50-70-е годы начинали затрагивать этот вопрос, но очень слабо, а сейчас возвращаются к этой проблеме. Видно что, библиотекари интересуются этим вопросом, предлагают и отстаивают свои варианты, приводят аргументы. Но требуется теоретически его разрабатывать, объединять знания, подходя с разных сторон (архитектура, психология, библиотековедение).

Конечно, трудно изменить что-то в уже устоявшейся библиотеке, например, расставить по-новому стеллажи, даже изменить расстояния между ними. Все это требует огромных сил и затрат, а ведь в библиотеке работают практически одни женщины. Поэтому, проделанный мною анализ необходим для того, чтобы выявить все имеющиеся в данной библиотеке ошибки и недостатки, не повторять их снова, а обратить внимание и исправить.

Если говорить о трудностях, которые возникли у меня при выполнении этой работы, наверно то, что очень мало новых источников, но все же, тема меня заинтересовала, и было интересно работать над ней. Даже проведенное анкетирование повлияло, и хотелось бы как-то реализовать полученные выводы.

Хочется также, чтобы практики прислушались к данным мной советам, обратили внимание на выявленные недостатки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агабалян В.В библиотеке все должно быть прекрасно: (Больше внимания оформлению интерьеров) // Библиотекарь.-1976.-№6.-С.44-45.

2.Безродный П.П. Интерьеры клубов и домов культуры.- Киев: 1975.-94с.

3.Быков В.В Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве.- М.: Плакат, 1982.-64 с.: ил.

4.Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры: Дизайн. Цвет. Освещение. Интерьер. /Пер. с нем. Т.Набатниковой.- М.: Кристина и К, 1996.-128 с.: ил.

5.Волкова З. Если вы устали…[о гигиене труда]//Библиотекарь.-1990.-№3.-С.74-75.

6.Волягина А. Домоводство.- СПб.: Золотой век, 2001.-608с.

7.Все, что необходимо знать об освещении в ХХ1 веке //Интерьер+дизайн.-2004.-№1.-С. 130-131.

8.Горбачев А. Основы эстетического оформления (Статья первая) //

Библиотекарь.-1994.-№12.- С.36-39.

9.Горбачев А. Основы эстетического оформления (Статья вторая) //Библиотекарь.-1995.-№3.- С.58-60.

10.Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий.- Киев: Будивельник, 1978.-104с.

11.Зависимость цветового решения интерьера помещений от коэффициента отражения //Аттестация рабочих мест в НТБ: Метод. Рек.- М.: 1989.- С.63.

12.Захарова Т. Оформляем открытый доступ // Библиотека.-2001.-№3.-С.39-41.

13.Зевин Е. Цвет и свет в интерьере //Библиотекарь.-1970.-№8.- С.51-53.

14.Земсков В. Библиотека начинается с вывески //Библиотекарь.-1975.-№6.-С.66-69.

15.Зимоненко А.Р. Основные принципы формирования внутрибиблиотечного пространства //Научно-технические достижения и передовой опыт в области материально- технического оснащения учреждений культуры: Информ.сб.- Вып.4 /ГБЛ.-М.: 1991.-С.26-36.

16.Интерьер библиотеки //Мир глазами искусства: Метод. рек в помощь работникам библиотек.- Мн.: 1990.- С.8-9.

17.Интерьер вашего дома /Сост.: Ю.А.Новоселов. - М.: Компания «Евразийский регион», 1995.- 384с.

18.Интерьер дома и изготовление мебели своими руками.- М.: Искусство, 1991.-383с.

19.Исаев Э. Современные требования к планировке и оборудованию библиотек // Библиотекарь.-1970.-№10.- С.46-49.

20.Кильпе Т.Л., Мельникова Н.В. Об интерьере.- М.: Молодая гвардия, 1976.- 128с.

21. Киселев А.П. Современное оформление библиотечных интерьеров //НТБ СССР.-1976.-№4.-С.16-19.

22. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере.- М.: Агропромиздат, 1990.-63с.

23. Конран Т. Современный дом. Искусство дизайна: Популярная энциклопедия. - М.: Меджибож, Русские словари, 1997.-260с.

24. Кубилас А. Декоративное искусство в интерьере библиотек //Библиотекарь.-1979.-№9.-С.55-57.

25. Кулиш О. Пространство, в котором легко ориентироваться: Современные возможности развития архитектуры //Библиотека.-1999.-№7.-С.85-87.

26. Майерсон Л. Руководство по дизайну: Домашний офис. - Лондон: 1990.-80с.: ил.

27. Наумов В.П. Основы проектной деятельности: Учеб. Пособие /Под ред. В.Д.Симоненко. - Магнитогорск: МАГУ,2001.-153с.

28. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994.-334с.: ил.

29. Новиков И. Аквариум в библиотеке //Библиотекарь.-1984.-№3.-С.59.

30. Новиков И. Все цвета радуги // Библиотекарь.-1989.-№11.-С.61-63.

31. Организация работы по аттестации и рационализации рабочих мест //Аттестация рабочих мест в научно-технических библиотеках: Метод. рек.- М.: 1989.-С. 6-15.

32. Освещение, занавеси и украшения //Беседы о домашнем хозяйстве. - М.: 1989.-С.33-40.

33.Основные требования по обеспечению сохранности библиотечного фонда в условиях открытого доступа // Формирование и использование книжных фондов ЦБС: Метод. рек.- Л.: 1989.-С. 142-143.

34. Павлова И.А Библиотечный интерьер: требования и задачи //НТБ.-1995.-№7.-С.48-56.

35. Петраускас А. За красивый интерьер библиотеки //Библиотекарь.-1982.-№12.-С.43-45.

36. Покатаев В.П. Конструирование оборудования интерьера: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-345 с.: ил.

37. Посников В. Библиотекам - выразительное оформление //Библиотекарь.- 1988.-№1.-С.56-57.

38. Расстояние между объектами в служебных помещениях (нормы) //Аттестация рабочих мест в научно-технических библиотеках: Метод. рек. - М.: 1989.-С.59.

39.Ремонт и перепланировка квартиры. От материалов и инструментов до создания интерьера / Сост.: В.И.Рыженко, Т.А.Коростекова. - М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003.-480 с.: ил.

40. Ремонт квартиры в современных условиях.- М.: Аделант, 2003.-267с.

41. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие. - М.: МЗ-Пресс, 2001.- 252с.

42. Сенин М.И. Интерьеры современных общественных зданий.- Киев: Будивельник, 1969.- 206 с.

43. Советы опытной хозяйки /Сост.: Г.И.Богданова.- Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2000.- 608 с.: ил.

44. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н.Ванеева, В.А.Минкиной.- СПб.: Профессия, 2000.- 432с.

45. Страшнов В. Библиотека в первом этаже: Вестибюль // Библиотекарь.- 1976.-№9.- С. 69-71.

46. Страшнов В. Библиотека в первом этаже: Читальный зал // Библиотекарь.-1976.-№10.- С.71-73.

47. Страшнов В. Плоскостные и объемные стенды // Библиотекарь.-1974.-№8.- С.58-61.

48. Страшнов В. Плоскостные стенды в интерьере //Библиотекарь.-1974.- №9.- С.61-63.

49. Страшнов В. Просто и удобно: О складных стендах // Библиотекарь.-1983.-№7.- С.56-57.

50. Страшнов В. Стенд и его оформление // Библиотекарь.- 1971.-№2.-С.60-64.

51. Страшнов В., Хейфец Л. Читальный зал для детей //Библиотекарь.-1978.-№2.- С.72-73.

52. Сукиасян Э. За библиотечную эстетику, но… //Библиотекарь.-1968.-№11.-С. 38-40.

53. Тарасевич Г.Е., Грохотов В.Л. Художник-оформитель. - М.: Сов. Художник, 1966.-258с.: ил.

54.Фраучи В.Р. Об ассортименте библиотечного оборудования //НТБ СССР.-1976.-№11.- С.35-38.

55. Фрилинг Г. Человек - цвет - пространство /Пер. с нем.- М.: Стройиздат, 1973.-141 с.

56. Фрумин И. За библиотечную эстетику // Библиотекарь.- 1968.-№6.- С. 44-48.

57. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна.- М: Галарт,1995.-424 с.: ил.

58. Художественное проектирование: Учеб. пособие /Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М.: Просвещение, 1979.-175 с.: ил.

59. Чернышев О.В. Формальная композиция: творческий практикум по основам дизайна. - Мн.: Харвест, 1999.- 309 с.: ил.

60. Шальнев С. Некоторые советы по оформлению библиотек //Библиотекарь.-1977.-№9.- С.28-29.

61. Шульмейстер М.Ф. Вопросы эстетики и образной выразительности // Шульмейстер М.Ф. Детские библиотеки. - М.: 1978.- С.111-112.

62. Щеголева Е. Семейное счастье, или энциклопедия молодой хозяйки.- М.: Олма-Пресс, 2002.- 127с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Удовлетворенность качеством библиотечного дизайна

Уважаемый читатель!

Персонал нашей библиотеки считает своей приоритетной задачей улучшение условий работы читателей, путем библиотечного оформления.

Организация библиотечного дизайна порождает определенные проблемы и для читателей, и для персонала библиотеки.

Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствования библиотечного дизайна. Ваше мнение позволит внести необходимые изменения и учесть Ваши потребности и запросы.

Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов: отметьте те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант.

Благодарим Вас за участие!

1.Ваш читательский стаж в нашей библиотеке:

1-менее года

2-от 1 года до 2-х лет

3-от 2-х до 5-ти лет

4-от 5-ти до 10-ти лет

5-как-то иначе___________________________________

2. Как часто Вы посещаете нашу библиотеку? (отметьте только один вариант).

1-практически каждый день

2-несколько раз в неделю

3-как правило, 1 раз в неделю

4-несколько раз в месяц

5-несколько раз в год

6-как-то иначе____________________________________

3. Какова средняя продолжительность Вашего посещения нашей библиотеки? (отметьте только один вариант).

1-не более одного часа

2-от 1-го до 3-х часов

3-от 3-х до 6-ти часов

4-более 6-ти часов

4. Задумывались ли Вы когда-нибудь над термином «дизайн», что Вы можете сказать о нем?_______________________________________________

5. Во время посещения нашей библиотеки обращали ли Вы внимание на дизайн?

1-да

2-нет

3-мне это интересно

6. Устраивает ли Вас дизайн нашей библиотеки?

1-да

2-нет

7. В нашей библиотеке Вас привлекает (можно отметить несколько вариантов):

1-универсальность фондов

2-наглядное оформление

3-удобство расположения

4-помещение библиотеки

5-квалифицированные и доброжелательные сотрудники

6-приятная атмосфера в библиотеке

7-другое_________________________________________________

8. В библиотеке Вам мешает (можно отметить несколько вариантов):

1-недостаток свободных мест в читальных залах

2-недостаток помощи со стороны сотрудников

3-плохое отражение фондов в каталогах и картотеках

4-неудобное расписание

5-плохие условия для работы (слабое освещение, холод, шум и т.д.)

6-другое_________________________________________________

9. Как Вы считаете, достаточно ли озеленена наша библиотека?

1-да

2-нет

10. Нужен ли «Зимний сад» в библиотеке?

1-да

2-нет

11. Какие растения предпочтительней разводить в читальном зале?

1-ампельные

2-крупные, стоячие

3-другое_________________________________________________

12. Какие книжные выставки Вы хотели бы видеть в нашей библиотеке?

1-тематические

2-новых поступлений

3-к юбилейным датам

4-другое_________________________________________________

13. Устраивает ли Вас общее световое освещение читального зала или Вы предпочитаете индивидуальное освещение каждого рабочего места?_____________________________________________________________

14. Гармонична ли в цветовом решении отделка библиотеки?

1-да

2-нет

15. Какой цвет Вам больше всего хотелось бы использовать в библиотечном дизайне?______________________________________________

16. Что бы Вы хотели изменить в дизайне нашей библиотеки? (укажите свое мнение)._______________________________________________________

17. Нравится ли заниматься в нашей библиотеке? Если нет, то почему?___________________________________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

18. Пол

1-женский 2-мужской

19. Возраст (полных лет)

20. Образование

1-среднее

2-незаконченное высшее

3-высшее

Благодарим Вас за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Удовлетворенность качеством библиотечного дизайна

Уважаемый библиотекарь!

Наша библиотека считает своей приоритетной задачей создание хороших условий работы, путем библиотечного оформления.

Организация дизайна библиотеки порождает определенные проблемы и для читателей, и для персонала библиотеки.

Просим Вас принять участие в опросе, проводимом с целью усовершенствования библиотечного дизайна. Ваше мнение позволит внести необходимые изменения в интерьер и учесть ваши потребности и запросы.

Большинство предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Отметьте те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант.

Благодарим Вас за участие!

1.Задумывались ли Вы когда-нибудь над термином «дизайн», что он для Вас представляет?___________________________________________

2.Обращаете ли Вы внимание на библиотечный дизайн?

1-да

2-нет

3.Какова планировка библиотеки, по-вашему?

1-удобная

2-неудобная

4.Устраивает ли Вас дизайн функциональных зон библиотеки?

1-да

2-нет

3-другое______________________________________

5.Встречались ли Вам в профессиональной печати материалы по дизайну. Если да, то где именно?

1-да

2-нет

6.Устраивает ли Вас цветовая гамма библиотеки?

1-да

2-нет

7.Какой цвет больше всего любите использовать при оформлении книжных выставок?_______________________________________________

8.Если бы у Вас была возможность, какую мебель заказали бы для библиотеки? ____________________________________________________

9.Какие, по-вашему, санитарно-гигиенические условия не соответствуют требованиям в библиотеке?___________________________

10.Нужно ли изменить цветовую отделку библиотеки?

1-да

2-нет

11.Устраивает ли Вас озеленение библиотеки?

1-да

2-нет

12.Какие растения предпочтительней разводить в библиотеке?

1-ампельные

2-крупные, стоячие

3-другое__________________________________________

13.Нужен ли «Зимний сад» в библиотеке?

1-да

2-нет

14.Что бы Вы хотели изменить в библиотечном дизайне, если бы были заведующей? Укажите свое мнение._________________________________

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе

15.Возраст (полных лет)_______________________________________

16.Образование

1-среднее

2-незаконченное высшее

3-высшее

17.Какое учебное заведение закончили?_______________________

18.В каком году?___________________________________________

19.Стаж работы в библиотеке___________________________________

20.Напишите, пожалуйста, в свободной форме Ваши предложения по совершенствованию условий работы библиотеки.

Благодарим Вас за участие!

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.