РУБРИКИ

Основные направления совершенствования информационной политики администрации Томской области

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Основные направления совершенствования информационной политики администрации Томской области

p align="left">СМИ являются не только объектом информационной политики, но и активным ее субъектом. Это инструмент не только государственного, а еще в большей степени общественного воздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения. Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИ должны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемым законодательством Томской области. Весьма важным является поиск баланса между государственным и общественным регулированием деятельности СМИ.

Для решения задач консолидации общества, развития региона, создания положительного социально-экономического климата необходима координация деятельности региональных властей, общественности и средств массовой информации по определению и освещению стратегических тем. Можно предложить механизм работы со стратегическими темами. Совет администрации Томской области, депутаты областной Думы или иные инициативные группы на основании программы социально-экономического развития региона, анализа общественного мнения и общей социально-политической ситуации должны определять и сформулировать круг стратегических тем, которые требуют системного освещения в СМИ региона на протяжении определенного периода. Эти темы вносятся на утверждение заседания областной Думы. После утверждения стратегических тем и определения типового объема заказываемой информации организуется совместная работа власти и средств массовой информации по освещению стратегических тем.

Власть должна взять на себя ответственность за предоставление журналистам полной и достоверной информации по этим вопросам, организовывать общение СМИ с независимыми экспертами по данной проблематике, провести обучающие семинары, форумы, организовать дискуссионные площадки по обсуждаемым стратегическим темам.

Пределы стратегической информации устанавливаются в соответствии с понятием «информации, являющейся общественным достоянием». В соответствии с «Руководящими принципами политики совершенствования информации, являющейся общественным достоянием», под «информацией, являющейся общественным достоянием», понимают все то, на что не распространяется авторское право и другие формы правовой защиты, то есть области, включая права на интеллектуальную собственность, защиту национальной безопасности или общественного порядка, законы о защите частной жизни и неразглашении конфиденциальной информации [40, с. 30].

Участие СМИ в освещении стратегических тем не может быть регламентировано властью, исходя из действующего законодательства. СМИ сегодня - это, в первую очередь, бизнес. Поэтому возникает вопрос о месте и функциях государственной власти в рыночном медиапространстве. Присутствие власти на этом рынке, ее активность и как «игрока» (владельца СМИ), и как регулятора (через законы, налоги, контроль над материально-технической базой СМИ и т.п.) объясняется необходимостью выполнения СМИ социальных функций.

Определение стратегических тем для СМИ региона в качестве «общественной нагрузки» на условиях социального партнерства позволяет, в известной мере, морально регулировать движение СМИ в сторону исполнения более сложных социальных функций, чем только «освещение жизни» населения. Региональные и муниципальные органы государственной власти должны иметь возможность оценивать выполнение средствами массовой информации социальной функции.

Возможным механизмом взаимодействия власти и СМИ в работе по освещению стратегических тем может являться общественный договор. Общественный договор - это письменное соглашение, заключаемое между СМИ и властными структурами, в котором закрепляются взаимные права и обязанности сторон и перспективы сотрудничества. Главная цель общественного договора - создание эффективных рабочих связей органов региональной власти и СМИ путем развития партнерских отношений. Заключение общественного договора позволяет решить вопросы, актуальные для обеих сторон.

В общественный договор должны быть включены пункты, обозначающие социальную ответственность СМИ за распространяемую информацию и право граждан получать опровержение в случае распространения СМИ ложной информации. Власть и СМИ на равных обозначают свою ответственность и те компромиссные предложения, на которые они готовы пойти для достижения социально эффективной деятельности по информированию населения в целях развития общества.

Для всех томских редакций районных газет, районных телерадиокомпаний характерна проблема нехватки собственных средств для развития, приобретения новой техники, увеличения времени вещания в эфире на теле- и радиоканалах.

Формирование государственной информационной политики Томской области предлагается на основе анализа информационного пространства региона по следующим основным критериям:

- насыщенность информационного поля;

- охват территории региона информационными программами;

- равномерность распределения информационных ресурсов на территории области;

- обеспечение доступа информации для населения;

- уровень информированности населения о социально-политических и экономических процессах, происходящих в регионе;

- степень доверия информации, распространяемой через СМИ.

Анализ информационного поля региона также предполагает определение основных «информационных потребностей» и «информационных ценностей» населения области, обозначение информационных ресурсов, которые существуют на сегодняшний момент в регионе, и описание базы для дальнейшего развития информационного пространства Томской области. Ввиду того, что информационное поле региона представлено неравномерно, в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» [41] «необходимо сделать упор на создание регионального общественного телевидения, доступного каждому жителю области».

Формирование единого информационного пространства предполагает обеспечение открытого доступа к информационным ресурсам государственных органов и органов местного самоуправления, что актуализирует проблему повышения уровня интернетизации региона. Федеральная программа «Электронная Россия 2002-2010» [42] предусматривает значительный объем работ по созданию систем информатизации населения. Она включает в себя внедрение электронного правительства с системой электронного межведомственного документооборота и единой точкой доступа к официальным Интернет-сайтам органов власти.

Реализация государственной информационной политики в регионе позволит: эффективно использовать экономический, промышленный, интеллектуальный и кадровый потенциал Томской области в сфере информации и технологий; обеспечить согласованное развитие информационной сферы и отрасли с регионами Российской Федерации; создать единое информационное пространство Томской области.

Механизм реализации государственной информационной политики должен иметь систему мониторинга и оценку эффективности ее осуществления. Координацию планов и мероприятий, связанных с реализацией информационной политики, должен взять на себя Департамент по информационной политике и связям с общественностью Администрации Томской области. Департамент координирует публичную деятельность администрации, разрабатывает и реализует основные направления этой политики, обеспечивает информационно-аналитическое сопровождение деятельности региона. Все подразделения администрации, реализующие информационную политику, организационно разделены.

Одной из важнейших задач департамента информационной политики администрации Томской области [41] является формирование единого информационного пространства региона. В целом же институты власти должны решать задачу создания единого коммуникативного пространства, характеризующегося высоким качеством организации сети отношений как горизонтальных, так и вертикальных связей. При этом взаимодействие строится на основе единого понимания смысла и доверия. Для обеспечения всестороннего информирования населения департамент исполнительного органа обеспечивает формирование "объективного" общественного мнения о деятельности правительства региона. Незнание и непонимание принимаемых решений приводит их к выводу, что "власти мало заботятся о простых гражданах", а рычагов влияния на решения властей у населения нет. Из этого следует, что информационная открытость является одной из важнейших задач в достижении цели формирования доверительных отношений власти и общества.

Роль региональных массмедиа как одного из важнейших механизмов формирования обратной связи в коммуникации "власть - население" определяет партнерский, диалоговый режим взаимодействия власти и СМИ. Однако основной стратегией такого взаимодействия является создание подконтрольных, в явной или скрытой форме, СМИ.

Кроме административного ресурса исполнительная власть активно использует финансовый ресурс. Существуют несколько механизмов финансирования СМИ из областного бюджета. Среди них можно отметить договор со СМИ на информационное обслуживание, а также гранты, предусматривающие финансирование информационного сопровождения социально значимых проектов.

Основными формами предоставления органами власти "новостных материалов" в СМИ, являются пресс-релизы и пресс-конференции. Эффективность воздействия информационных продуктов определяется степенью соответствия репрезентируемого социального контекста социальным практикам реципиентов. Вместе с тем контент-анализ медийных текстов, конструируемых на основе пресс-релизов и новостных сообщений пресс-конференций

Среди факторов, влияющих на характер отношений между властью и населением региона, отсутствуют новые технологии работы, как на уровне непосредственных социальных контактов, так и с использованием средств массовой информации; не выработана концепция информационной политики и, соответственно не осваиваются информативно-коммуникативные технологии конструирования единого информационного пространства. Взаимодействия властных структур с региональными массмедиа строятся на основе административного и финансового ресурсов.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика Департамента по информационной политике и работе с общественностью

Миссия Департамента

Содействие становлению и развитию институтов гражданского общества в Томской области (в том числе средств массовой информации)

Обеспечение открытости и прозрачности деятельности областной исполнительной власти

Продвижение позитивного имиджа Томской области

Анализ процессов, происходящих в общественно-политической и экономической жизни региона

Цели Департамента

1) Координация единой информационной политики Томской области;

2) Достижение высокой степени открытости и прозрачности деятельности областной исполнительной власти и ее взаимодействия с населением, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества;

3) Достижение высокой позитивной известности и благоприятного имиджа Администрации Томской области, Губернатора, региона в общероссийском информационном пространстве;

4) Развитие институтов гражданского общества на территории Томской области.

Задачи Департамента

1) Информирование населения Томской области, российской и зарубежной общественности о деятельности Администрации Томской области, политической, экономической и культурной жизни региона;

2) Реализация принципов социального партнерства Администрации и населения Томской области, обеспечение обратной связи между Администрацией и населением и институтами гражданского общества;

3) Вовлечение некоммерческих организаций в процесс разработки и реализации территориальных и отраслевых стратегий социально-экономического развития;

4) Содействие средствам массовой информации в получении полных и объективных сведений по вопросам социально-экономического развития Томской области, оказание средствам массовой информации необходимой организационной, информационной и методической поддержки;

5) Повышение степени информированности медийного и научно-образовательного сообществ о проблемах и перспективах развития Томской области;

6) Содействие деятельности общественных объединений и политических партий, направленной на решение социально-экономических проблем Томской области в соответствии с действующим законодательством;

7) Активизация инвестиционной деятельности в сфере средств массовой информации, телекоммуникаций, издательской и полиграфической деятельности;

8) Изучение и учет общественного мнения в реализации стратегических приоритетов развития региона.

Структура и виды деятельности Департамента по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области

Департамент по информационной политике и работе с общественностью является структурным отделением Администрации Томской области. В Департамент входит 3 комитета (см. Приложение Б):

· Комитет пресс-службы Губернатора Томской области

· Комитет по информационной политике и работе со СМИ

· Комитет по взаимодействию с общественными организациями

Департамент в своей деятельности подчиняется заместителю Главы Администрации (Губернатора) Томской области по информационной политике, международным и общественным связям.

Структурное подразделение возглавляет руководитель Структурного подразделения (начальник департамента), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Томской области. Начальником департамента является Никифоров Сергей Иванович.

Начальник Департамента имеет в подчинении заместителя, который назначается и освобождается от должности распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области. Заместитель начальника Департамента исполняет обязанности начальника Департамента в его отсутствие. Заместителем является Климик Геннадий Иванович.

Департамент имеет официальный бланк со своим наименованием.

Права Департамента

Департамент для осуществления возложенных на него функций вправе:

· Вносить на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) Томской области и его заместителей предложения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

· Разрабатывать информационные проекты.

· Участвовать в работе формируемых Главой Администрации (Губернатором) Томской области органов по взаимодействию с общественными организациями.

· Запрашивать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций информацию, необходимую для решения возложенных на Департамент задач.

· Пользоваться информационными базами данных, имеющимися в Администрации Томской области.

· Привлекать в установленном порядке ученых и специалистов для решения возложенных на Департамент задач.

Виды деятельности департамента:

1) разработка концепции, стратегии, проекты, программы (в том числе областные и ведомственные целевые программы) в сфере взаимодействия со средствами массовой информации Томской области, России, ближнего и дальнего зарубежья, с общественными объединениями и политическими партиями, действующими на территории Томской области

2) разработка аналитические материалы:

а) о реализации на территории Томской области:

· правовых актов, касающихся сферы деятельности Структурного подразделения (в том числе областных целевых программ);

· федеральных программ, в реализации которых участвует Структурное подразделение;

· международных и межрегиональных договоров (соглашений), соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в реализации которых участвует Структурное подразделение;

б) об освещении в средствах массовой информации происходящих в Томской области и Российской Федерации социально-экономических и политических процессов;

3) разработка проектов правовых актов, в том числе нормативных, в сфере деятельности Структурного подразделения и предложения в них;

4) разработка долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных прогнозов развития в сфере деятельности Структурного подразделения, в частности относительно развития информационного рынка в Томской области;

5) разработка:

а) тексты публичных выступлений Губернатора Томской области;

б) рекомендации Губернатору Томской области по принятию стратегических политических решений;

в) проекты (медиа-планы) по реализации информационно-разъяснительных кампаний по решениям, принимаемым Губернатором Томской области и Администрацией Томской области;

г) издательские проекты Администрации Томской области;

д) сценарии кино- и видеофильмов, телевизионных передач с участием Губернатора Томской области и его заместителей;

е) интернет-проекты Администрации Томской области;

6) осуществляет информационное сопровождение официального Интернет-сайта Администрации Томской области и персонального сайта Губернатора Томской области;

7) разработка для государственного заказчика технического задания и иную необходимую для размещения государственного заказа документацию

8) осуществление информационного и организационного обеспечения деятельности Политического консультативного совета при Губернаторе Томской области и Общественной палаты Томской области;

9) организация и/или проведение совещаний, конференции, встреч, выставок, других публичных мероприятий, связанных со сферой деятельности Структурного подразделения. В частности, участвует в организации и проведении конкурсов «Человек года», «Акулы пера», «Сибирь - территория надежд»;

10) направляет своих представителей для участия в конкурсных комиссиях, рабочих группах, совещательных органах, экспертных и координационных советах, семинарах, работа которых связана со сферой деятельности Структурного подразделения;

11) исполнение поручений Губернатора Томской области, первых заместителей Губернатора Томской области, заместителя Губернатора Томской области, курирующего Структурное подразделение;

12) принятие решений об утверждении кандидатур, представляемых на награждение правительственными, отраслевыми наградами в сфере деятельности Структурного подразделения;

13) подготовка ответов на обращения граждан, органов и организаций по вопросам, связанным со сферой деятельности Структурного подразделения;

14) разработка и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и по вопросам ГО и ЧС;

15) организация хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов Структурного подразделения;

16) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.

Место Департамента по информационной политике и работе с общественностью в социальной среде. Целевые аудитории

1. Департамент осуществляет работу по освещению деятельности Администрации Томской области.

Важным направлением по освещению работы Администрации Томской области является проведение информационных кампаний. В 2009 году Департаментом было организовано более 20 кампаний, в том числе: «Антикризисные меры томских властей», «XII Инновационный форум», «Реализация национальных проектов в Томской области», «Административная реформа в Томской области», «Введение в школах Томской области учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»», «Декада благотворительности под патронатом Губернатора Томской области», «Борьба с алкоголизмом и наркоманией, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений», «Строительство в Томской области атомной электростанции», «Освещение деятельности Общественной палаты Томской области».

2. Работа со СМИ

Работа со средствами массовой информации включает:

* Освещение мероприятий Администрации Томской области.

* Информационное обеспечение визитов в Томск представителей федеральных органов власти (депутатов Федерального Собрания, полпредства СФО), руководителей государственных корпораций и крупных бизнес-структур.

* Проведение заседаний СМИ-клуба (совместно с Союзом журналистов Томской области).

* Организация прямых линий и анонсирование горячих линий.

* Организация и проведение традиционного конкурса журналистских работ «СМИ против коррупции».

* Участие в организации и финансировании областного конкурса журналистов «Акулы пера-2009».

* Участие в организации межрегионального журналистского конкурса «Сибирь - территория надежд».

* Участие в организации молодежного журналистского конкурса «Золотое перо».

* Организация мониторинга федеральных и региональных СМИ, Интернет.

* Работа с районными СМИ

3. Реализация издательских проектов

4. Информационно-аналитическая работа

Департаментом ведется разработка аналитических продуктов: «Обзор наиболее интересных региональных идей и проектов», «Обзор Интернет-ресурсов», Еженедельно готовится около 9 аналитических обзоров и справок.

Проводятся крупные социологические исследования. В 2009г. было проведено: «Изучение особенностей медиаповедения жителей Томской области», «Социально-экономическое и социально-политическое самочувствие региона в ситуации кризиса», «О состоянии гражданского общества в Томской области».

5. Работа с политическими партиями

Департаментом осуществлялся еженедельный мониторинг общественно-политической обстановки в регионе. Определенным индикатором как социально-политического климата, так и состояния гражданского общества, может служить число протестных акций, которые проводят политические партии, различные общественные организации и группы граждан.

Информационно-коммуникационные каналы:

* Интернет-портал Администрации Томской области www.tomsk.gov.ru с функцией обратной связи. На портале постоянно открыты интерактивные опросы.

* Официальный сайт губернатора Томской области В.Кресса www.kress.tomsk.ru

Среди новаций - видеоблог губернатора, в котором глава региона делится с интернет-пользователями своими размышлениями на актуальные темы. Помимо этого у пользователей сайта появилась возможность оставлять комментарии не только в блоге губернатора, но и в разделах «Новости», «От первого лица» (статьи, интервью, выступления главы региона), «Губернатор в СМИ». На сайте модернизирована и работа «Приемной губернатора», куда ежедневно с просьбами о помощи, своими размышлениями по разным вопросам обращаются десятки томичей и жителей других стран и регионов.

Таким образом, с помощью модернизации персонального сайта губернатора Томской области Виктора Кресса были расширены коммуникативные каналы между властью и населением, обеспечен более эффективный механизм «обратной связи».

* В эфире телекомпании ГТРК «Томск» два раза в месяц выходила программа с Марком Мининым «Так говорит губернатор» 2009г.

* Встречи губернатора с журналистами томских СМИ в пресс-центре Администрации Томской области.

* В эфире «Радио «Сибирь» с 2009 года выходит программа «Без посредников», в которой на вопросы радиослушателей отвечают руководители областной администрации. В телевизионном формате подобная программа - «Телефонное право» - с октября 2009 года выходит на канале «ТВ-2».

* Регулярно организовывались пресс-конференции руководителей Администрации Томской области в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь». За 2009 год состоялось около 100 пресс-конференций.

* С августа 2009 года совместно с ГТРК «Томск» осуществляется проект «Томская власть. On-line», которая позволяет обсуждать актуальные проблемы региона сразу в трех информационных средах: на телевидении, на радио и в Интернете.

* Один из основных продуктов работы Департамента - ежедневные пресс-релизы. С 2009 года рассылка пресс-релизов и анонсов в СМИ организована с помощью новой автоматизированной системы.

Целевые аудитории департамента:

Ш Среди целевых аудиторий Департамента выделяют, главным образом, население Томска и Томской области. В первую очередь Департамент осуществляет свою деятельность для информирования населения Томской области, российской и зарубежной общественности о деятельности Администрации Т.О., политической, экономической и культурной жизни региона.

Ш Кроме того, к внешним аудиториям относятся также средства массовой информации, как центральные, так и томские, областные, районные.

Ш Некоммерческие организации

Ш Общественные объединения, политические партии

Ш К внутренней аудитории необходимо отнести чиновников, работающих в Администрации, которые получают информацию о реакции общественности на проводимую или намеченную политику, т.е. Департамент призван обеспечить обратную связь между Администрацией и населением.

2.2 Направления PR-деятельности Департамента по информационной политике и работе с общественностью

v Организация исследований, обобщение и анализ материалов о социально-экономических и политических процессах, происходящих в Томской области и Российской Федерации; подготовка аналитических записок об их возможных последствиях для Администрации Томской области.

v Разработка проектов по проведению публичных акций Главы Администрации (Губернатора) Томской области, его заместителей и структурных подразделений Администрации Томской области.

v Организация издания журнала "Томская область".

v Развитие и поддержка официального сайта Администрации Томской области и персонального сайта Главы Администрации (Губернатора) Томской области.

v Разработка издательских проектов Администрации Томской области.

v Подготовка публичных выступлений Главы Администрации (Губернатора) Томской области и его заместителей.

v Подготовка и размещение аналитических и имиджевых материалов о деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, разработка сценариев и выступлений представителей заказчика по производству кино-, видеофильмов, телевизионных передач с участием Главы Администрации (Губернатора) Томской области.

v Информирование российской и зарубежной общественности о политической, экономической и культурной жизни Томской области.

v Оперативное распространение официальной информации через областные, городские, районные и общероссийские издания, теле- и радиопрограммы.

v Выработка предложений по вопросам взаимодействия Администрации Томской области со средствами массовой информации, политическими партиями, национальными и конфессиональными сообществами.

v Проведение конкурсов среди журналистов и, в установленном порядке, организация оказания финансовой поддержки местным национальным и конфессиональным сообществам, некоммерческим общественным организациям.

v Организация мероприятий, осуществление информационной поддержки национальных, конфессиональных сообществ, политических партий и некоммерческих общественных организаций и создание условий для их саморазвития и свободной деятельности.

v Организация пресс-конференции руководителей Администрации Томской области в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь».

v Один из основных продуктов работы Департамента - ежедневные пресс-релизы. База данных рассылки департамента на сегодняшний день составляет 261 адресат областных, муниципальных, региональных, федеральных СМИ и информационных агентств.

2.3 Исследование медиа-пространства Томской области (социологическое исследование)

1. Методологический раздел

Проблемная ситуация:

Томская область богата своими информационными ресурсами. На территории области присутствуют все виды СМИ (телевидение, радио, печатные, интернет). Все население включено в информационное пространство. Однако в силу экономических, исторических, технических причин плотность информационных потоков разная для каждого района. Жители Томской области, независимо от удаленности от областного центра (г. Томска), как жители единого субъекта, должны быть информированы с одинаковой точностью, быстротой и доступностью. Современные СМИ глобальны, поэтому вся территория области охвачена информационным полем. В Томской области нет таких районов, где не читали бы газет, не смотрели бы телевидения, не слушали бы радио, не черпали бы новости с Интернета. Возникает вопрос о количестве информационных каналов? Насколько насыщен каждый из районов средствами массовой информации? Выбирает ли население районов Томской области каналы информирования дифференцированно или по аналогии с другими районами?

Климик Геннадий Иванович, Председатель комитета по информационной политике и работе со СМИ Департамента по информационной политике и работе с общественностью о проблемной ситуации на медийном пространстве Томской области:

«Для осуществления содержательной информационной политики органов государственной власти Томской области нужно иметь объективную картину, что представляет собой в информационном отношении районы Томской области. Администрацию интересуют предпочтения населения, то есть, какие СМИ оказывают наибольшее влияние, пользуются наибольшим доверием и авторитетом у населения. Что предпочитают смотреть, читать, слушать жители районов области. По нашему представлению, за время после 90х годов, утрачена реальная постоянная информационная связь между Томском и районами области. Информационный посыл, который направляется из Томска, фактически получает только управленческая элита районов области, а именно, администрация и члены районных советов. А в широком смысле, население Томской области является целевой аудиторией для проведения государственной политики. Население Томской области должно понимать и быть информированным о тех мерах социальной поддержки, в первую очередь, о программах развития, во вторую очередь, которые реализует Администрация Томской области. Для населения это важно, так как, включившись в программы развития, таким образом, увеличивается благосостояние населения Томской области. Что касается мер социальной поддержки, население должно понимать, какие формы поддержки существуют, на что можно рассчитывать, претендовать и, какие для этого нужны требования.

Для выяснения специфики информационного пространства, (а оно очень неравномерное в Томской области), проводилось медиа-исследование Томской области. Результаты исследования могут быть реально использованы в работе Департамента по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области».

Руководством департамента по информационной политике и работе с общественностью было принято решение об изучении средств массовой информации, действующих в нашей области для составления объективной картины медиа-пространства Томской области. Полученные результаты станут основой для разработки рекомендаций по оптимизации осуществления информационной политики Администрации Томской области.

Проблема: На сегодняшний день нет объективной полной картины об информационной насыщенности районов Томской области, которая является основой для осуществления государственной информационной политики Администрации Томской области.

Объект исследования: Эксперты в области информационной насыщенности районов Томской области: главные редакторы районных СМИ, главы районных администраций, главы районных библиотек, представители районных почтовых отделений.

Предмет исследования: изучение информационного присутствия СМИ в районах Томской области.

Цель исследования: Проанализировать информационное пространство районов Томской области.

Задачи:

1. Выявить основных участников медиа-пространства Томской области.

2. Выстроить рейтинг основных участников медиа-пространства Томской области.

3. Выявить специфику районных СМИ.

Интерпретация понятий

Теоретический

уровень

Эмпирический уровень

Индикаторы

Информационное пространство -

совокупность информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих: - информационное взаимодействие организаций и граждан; и - удовлетворение их информационных потребностей.

Основными компонентами информационного пространства являются: (1) информационные ресурсы, (2) средства информационного взаимодействия и (3) информационная инфраструктура.

Сремдство мамссовой информамции (СМИ) -- организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации.

Популярность - высокая степень востребованности чего-либо или кого-либо в определенной области.

1. Телевидение

А) Смотрят

Б) Не смотрят

§ Популярность телеканалов

(федеральные, областные, районные)

1 - не популярен вообще

2 - почти не популярен

3 - средней популярности

4 - достаточно популярен

5 - очень популярен

§ Наличие местного телевидения

А) да

Б) нет

§ Наличие сетевых партнеров

А) да

Б) нет

§ Популярность программ районного телевидения

1 - не популярен вообще

2 - почти не популярен

3 - средней популярности

4 - достаточно популярен

5 - очень популярен

§ Наличие сайта в интернете у местного телевидения

А) да

Б) нет

2.Радио

А) слушаю

Б) не слушают

§ Популярность радиостанций

(федеральные, областные, районные)

1 - не популярен вообще

2 - почти не популярен

3 - средней популярности

4 - достаточно популярен

5 - очень популярен

§ Наличие местной радиостанции

А) да

Б) нет

§ Наличие сетевых партнеров

А) да

Б) нет

§ Наличие сайта в интернете у местной радиостанции

А) да

Б) нет

3.Газеты

А) читают

Б) не читают

§ Популярность газет (федеральные, областные, районные)

1 - не популярна вообще

2 - почти не популярна

3 - средней популярности

4 - достаточно популярна

5 - очень популярна

§ Наличие местной газеты

А) да

Б) нет

§ Форма собственности

А) муниципальная

Б) частная

§ Наличие сайта в интернете у местного телевидения

А) да

Б) нет

4.Интернет

А) используют

Б) не используют

§ Популярность интернет источников

А) федеральные

Б) областные

В) местные

§ Оценка сайта администрации района

А) информативность

Б) Свежесть информации

В) Актуальность

Г) Эффективность

Д) Наличие обратной связи

Е) Частота посещаемости

· Оценка

эффективности данного канала коммуникации для власти

1 - не эффективен вообще

2 - почти не эффективен

3 - средней эффективности

4 - достаточно эффективен

5 - очень эффективен

В рамках исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. В каждом районе присутствует весь спектр современных СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет).

2. Население Томской области предпочитает получать информацию в первую очередь из местных районных СМИ, затем областных, потом уже из федеральных.

3. Рейтинг СМИ, присутствующих в районах Томской области, зависит от отдаленности от областного центра (г.Томска).

Чем дальше район, тем больше влияние оказывают местные СМИ

2. Методический раздел

Основные методы исследования:

1. Экспертный опрос.

2. Анализ документов (отчёты о работе Департамента по информационной политике и работе с общественностью за 2008-2009 год; отчеты о проведенных социологических исследований Департамента на данную тематику).

Для исследования должны быть разработаны следующие документы:

· Медиа-карта районных СМИ томской области с указанием контактов редакторов (см. Приложение В).

· Анкета для экспертов (см. Приложение Г).

Техника сбора данных:

Для проведения анкетирования в рамках исследования выбран метод выборки: экспертный опрос. В качестве экспертов выступают главы районных СМИ, главы районных администраций, районных библиотек, представители районных почтовых отделений.

Интерпретация результатов исследования медиа-пространства Томской области

С целью проанализировать информационное пространство районов Томской области, было проведено социологическое исследование медиа-пространства Томской области. Методом исследования был выбран экспертный опрос, так как опрос компетентных лиц и их оценки в сфере работы средств массовой информации носит профессиональный, специализированный характер, что является непременным условиям в рамках данного исследования. В качестве экспертов были отобраны главные редакторы районных СМИ, главы районных администраций, представители районных почтовых отделений. Всего в исследовании приняло участие 32 эксперта (2 представителя с каждого района).

Под социологическое исследование попали 16 районов Томской области: Александровский, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский, Шегарский.

На основе проведенного исследования были получены результаты, которые отображены в сводной таблице ответов (см. Приложение Д).

Подтверждение получила первая гипотеза о присутствии в каждом районе всего спектра современных СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет). Это можно увидеть как на медиа-карте районов Томской области (см. Приложение В), так и выявить по результатам интерпретации ответов на вопросы анкеты.

Телевидение.

Жители районов Томской области в большинстве смотрят общефедеральные телеканалы: Первый, «Россия», «Культура», Спорт, НТВ. Некоторые районы имеют возможность смотреть РЕН-ТВ и Петербург (Пятый канал).

Телеканал ГТРК Томск вещает на всей территории Томской области достаточно уверено.

В Томской области существует несколько районных телерадиокомпаний, производящих собственные передачи и новостные выпуски. Не говоря уже о том, что каждый район имеет собственную газету, а то и не одну.

Районные телеканалы представлены в 8 районах Томской области: Александровском («Инфо Стрежевой СТВ»), Асиновском («Асиновская студия телевещения»), Верхнекетском (« Верхнекетский районный телерадиокомитет»), Каргасокском («Каргасокская студия телевидения»), Колпашевском («Студия телевидения Колпашево ТВК»), Парабельском («Телестудия Парабель»), Первомайском («Первомайское телевидение»), Шегарском («Шегарское телевидение»). Таким образом, местное телевидение имеют половина районов Томской области. Как правило, территория их вещания ограничивается райцентром (городом) и прилегающей территорией в радиусе 10-15 км.

Радио.

Вне пределов Томска затруднен прием томских FM-радиостанций. В основном жители имеют возможность слушать «Радио Маяк» и «Радио России Томск». Лишены возможность слушать областное радио «Радио Сибирь» практически все районы Томской области (исключая Томский, Асиновский, Каргасокский, Колпашевский). Остальные FM-радиостанции обходятся аудиторией Томска, захватывая лишь часть Томской области.

Районные радиостанции представлены в трех районах Асиновский («Сибирская волна»), Зырянском («Доброе утро, Зырянское»), Чаинским («Чаинское радио»).

Газеты.

На территории области из федеральных общественно-политических газет присутствуют: «Аргументы и факты», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета».

Областные газеты: «Красное знамя», «Томский вестник», «Томские новости», «Томская неделя», «Вечерний Томск», «Губернские новости».

У каждого района имеется своя местная газета, а у некоторых даже несколько. Названия газет и контакты редакции представлены в медиа-карте районов Томской области (см. Приложении В).

Интернет.

У каждого района есть выход в интернет и каждая администрация имеет интернет-представительство на официальном сайте района. Однако кроме администрации, в большинстве своем, районы не создают свои сайты. Местные СМИ не представлены в интернет-пространстве, практически никто не имеет своих собственных сайтов. Исключением является газета «Томское предместье» (Томский р-н), газета «Образ жизни (Асиновский р-н), Радио «Сибирская волна» (Асиновский р-н), телестудия «Инфо-Стрежевой» (Александровский р-н).

Таким образом, можно сделать вывод, что все районы насыщены всем спектром современных СМИ. У каждого райцентра есть выход в интернет. Каждый район имеет возможность смотреть телевидение, слушать радио, читать газеты, как федерального, областного, так и местного масштаба. Это говорит о том, что у населения есть возможность всегда быть в курсе происходящих событий, видеть, что происходит в районе, области, мире.

Вторая гипотеза о первоочередности восприятия новостных событий также имеет подтверждение. Во всех районах есть собственные газеты, информирующие население о происходящих событиях местного масштаба. % подписки на местные издания не падает со временем, а удерживается на стабильном уровне. На это влияют факторы: цена, доступность, актуальность издания, доступность к свежей информации. Соответственно, население предпочитает подписываться к местным газетам, а уже потом черпать информацию из областных и федеральных печатных изданий. Особой популярностью по ответам экспертов среди областных печатных СМИ пользуются «Томская неделя»(53%), «Красное знамя» (56%). Наименьшей популярностью пользуются «МК в Томске» (10%), «Томский вестник» (9%), «Вечерний Томск» (3%).

Федеральные газеты не пользуются большим спросом у населения Томской области. Об этом можно судить по данным подписных тираже центральных газет по всей области (см. Приложение Е). Наибольшей популярность пользуется «Российская газета» (15.891 экз.). Газеты имеет такой огромный подписной тираж, так как подписчиками являются в основном все бизнесмены, члены администрации, главы СМИ. На втором месте по популярности стоит «Советская Россия» (468экз.), «Труд» (212 экз.). Наименьшей популярностью пользуется «Независимая газета» (7 экз.), «Новые известия» (6экз.).

Районные СМИ, по оценкам экспертов бьют рекорды по популярности у населения. 81% экспертов оценивают популярность местных газет по высшему баллу, а остальные 19% оценивают на 4ку. Самый высокий подписной тираж на первое полугодие 2010г. среди районных газет у Колпашевского (5957экз.) и Каргасокского (5054 экз.) районов. Самый низкий подписной тираж среди районных газет имеет Тегульдетский (1685экз.) и Александровский (1704 экз.) районы.

В 8 районах имеются собственные студии телевидения. Часть из них являются сетевыми партнерами центральных каналов, но выпускают достаточно информативные новостные блоки местного вещания в вечернее и утренней время. 37% экспертов, где имеются местные телестудии оценили их популярность по высшей оценке, так же 37% оценили на оценку ниже, а 26% оценили на оценку 3. Во всех районах вещает ГТРК-Томск, но лишь 32% экспертов оценили популярность данного канала по высшему баллу. Среди центральных каналов выделяют ОРТ (67%), Россия (54%), НТВ (50%). Наименее популярными являются Рен-ТВ (23%), Культура (20%) и Спорт (7%).

Среди программ, которые жители области смотрят регулярно выделяются «Вести-Томск»(51%), «Вести Томск. События недели»(42%). Наименьшей популярностью пользуется «Вести Сибирь» (10%), «Так говорит губернатор» (6%). Программы ТВ 2 пользуются популярность только у жителей Томского района, так как дальше ТВ 2 не вещает.

Местное радиовещание осуществляется в 3х районах Томской области. На оценку 4 оценили 67% экспертов популярность местной радиостанции. К наиболее массовым по популярности можно отнести Радио Маяк (67%). Среди областных радио популярностью пользуется Радио России Томск (17%) на 2 месте стоит Радио Сибирь (но ловит опять же не во всех районах).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.