РУБРИКИ

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации

праведливости ради надо сказать, что в рамках поставленных задач авторы "Времени" работали вполне профессионально. "Время", по заявлению тогдашнего председателя Гостелерадио, "формировавшееся в Кремле", действительно стало неотъемлемой частью жизни советского общества.

Телевидение "перестройки и гласности"

Серьезные перемены в телеэфире начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны. "Перестройка - политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР" (энциклопедический словарь "Политология").

Гласность, закон о печати, отмена цензуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. Перемены назревали в недрах информационных служб. В противовес сухой официозной программе "Время" появились ночные выпуски ТСН (Телевизионной службы новостей), в которых работали молодые талантливые репортеры. Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов. Резко выросло количество прямых передач, не подвластных редакторским ножницам. Лидерами в этом отношении оказались молодежные программы "12-й этаж" и "Взгляд". Непременным участником первой из них стали подростки, так называемая "лестница". При помощи передвижной телестанции в разговор министров, специалистов и публицистов включалась реальная лестница одного из московских зданий. Ведь известно, что кроме лестниц и подъездов подросткам собираться негде. Убийственные реплики с лестницы показывали все лицемерие государственной политики в отношении молодежи. "Взгляд" же имитировал московскую кухню - обычное место для откровенных разговоров и критики властей. Именно во "Взгляде" режиссер Марк Захаров впервые высказал мысль о необходимости убрать труп Ленина с Красной площади и покончить с иллюзиями относительно коммунизма. Нельзя в конце XX в. жить по трудам, написанным гусиным пером, когда не было даже электричества.

Телемосты между СССР и США, СССР и Англией произвели буквально шоковое впечатление на советских зрителей. Они увидели, как запугана, зашорена, задавлена идеологическими предрассудками отечественная публика, собравшаяся в студии, как проигрывает она простым людям Запада, не понимающим, отчего надо приносить личные интересы в жертву государственным.

В ленинградской программе "Общественное мнение" и столичной "Добрый вечер, Москва!" непременным компонентом стали камеры и микрофоны, установленные прямо на улицах и позволяющие любому прохожему высказаться по острейшим политическим вопросам.

Если в 70-е годы количество городских и областных студий в стране несколько сократилось, то после 1985 г. вновь начался их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987 г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как "НИКА-ТВ" (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

В наибольшей степени способствовали формированию общественного сознания телевизионные дебаты во время выборов народных депутатов СССР (1989) и России (1990), прямые трансляции со съездов и сессий Верховных Советов. Без преувеличения вся страна следила по телевидению и радио за мужественным поведением Андрея Дмитриевича Сахарова во время обструкции со стороны "агрессивно-послушного большинства", за первым появлением на политической арене молодых, никому прежде не известных людей, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны. Разумеется, телевидение в этих передачах играло лишь роль посредника, работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью. А поведение некоторых журналистов во время теледебатов вызвало возмущение зрителей - вместо нейтральности и объективности они демонстрировали явную предвзятость, подыгрывание кандидатам от правившей еще в то время Коммунистической партии Советского Союза. Эти журналисты продолжали отстаивать принцип партийности в эфире.

Для журналистов, посмевших нарушить этот принцип, вскоре наступили тяжелые времена. Прекратились передачи "12-й этаж", неоднократно запрещались выпуски "Взгляда". Недолго просуществовали ежедневные 10-минутные репортажи "Прожектор перестройки". Лидерство в журналистском поиске перешло от Москвы к Ленинграду, где появились телеканал для интеллигенции "Пятое колесо" и неофициальные новости "600 секунд".

Противостояние телевизионного руководства демократическим тенденциям становилось все откровеннее. За самостоятельность суждений был отлучен от эфира ведущий "Международной панорамы" Александр Бовин. Возмущенный беззастенчивым редакторским вмешательством в передачи, прекратил сотрудничество с телевидением Эльдар Рязанов. Сам принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Была закрыта еженедельная аналитическая программа "7 дней", просуществовавшая менее полугода. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Ведущие "7 дней" Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, позволившие себе такой анализ (о чем и помыслить не могли создатели аналогичной передачи "Эстафета новостей" во время так называемой "оттепели" 60-х), стали весьма популярными в стране людьми. На первомайской демонстрации 1990 г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст над колонной, проходящей по Красной площади: "Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!" (Последний был отстранен от эфира в программе "Добрый вечер, Москва!", несмотря на устойчивое первое место по зрительскому рейтингу за три года) Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих. С площадей эти требования все чаще перекочевывали на страницы печатных изданий, в том числе и таких, которые никогда прежде не писали о телевидении.

Когда в 1987 г. молодые тележурналисты в Сыктывкаре и Кемерове в знак протеста против отмены своих передач и отлучения их от эфира объявили голодовку, это вызвало в каждом из городов гражданское движение в их защиту. Ни один из ведущих Кемеровского телевидения ради солидарности с голодающим не согласился заменить его в программе. В Москве после запрета работать в эфире ведущим ночной программы новостей ТСН (отличавшейся от программы "Время" подбором "невыгодных" для руководства страны фактов) заменять этих ведущих пришлось непрофессионалами. Одно время программу вела диспетчер, напоминавшая голосом и манерами напористую продавщицу.

Кемеровские избиратели выдвинули опального журналиста кандидатом в народные депутаты, и он победил на выборах кандидата, предложенного властями. Народными депутатами России стали и трое ведущих "Взгляда", а также один из репортеров "Прожектора перестройки" и корреспондент телеканала "Добрый вечер, Москва!". Здесь надо заметить, что в обществе с устойчивыми демократическими традициями журналист, занявшийся политической деятельностью, перестает быть журналистом - эти понятия несовместимы. Но в парадоксальной ситуации последних лет существования СССР депутатская неприкосновенность была для тележурналистов некоторой гарантией свободы слова, защитой от административного и партийного преследования.

В начале 1991 г. был окончательно запрещен "Взгляд". Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах.13 января 1991 г. подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского радио и телевидения, захватили телебашню. Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики "перестройки и гласности". Ленинградский репортер Невзоров, завоевавший популярность критикой партийного руководства, в вильнюсской трагедии выступил как шовинист, объявив десантников "нашими", которые воевали против "ненаших" литовцев.

Отечественное телевидение - плод тоталитарного режима и инструмент его самосохранения. Центральное номенклатурное управление, госбюджетная экономика, вещательно-производственная монополия, установка на "среднего" зрителя и практически полная изоляция от остального мира - вот совокупность факторов, существовавших до августа 1991 г.

Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной того же переломного 1991 г. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения, в частности те, кто был отстранен от эфира, за попытку сказать правду о событиях в Вильнюсе. В ЦК КПСС состоялось специальное совещание по вопросу о том, что Останкино должно бороться с Российским телевидением, проводящим в жизнь идеи, связанные с именем Б.Н. Ельцина - руководителя России, стремящегося к независимости от партийного руководства СССР. Противостояние двух государственных телеканалов продолжалось до конца 1991 г., до распада СССР.

Телевидение 90-х годов

В ведение новой России перешло 75 телецентров и телестудий - больше половины "хозяйства" бывшего Гостелерадио СССР. Остальное принадлежит теперь Украине, Казахстану, другим странам СНГ и Балтии. На сузившемся информационном пространстве сначала вели передачи две большие государственные компании - "Останкино" (1-й канал) и РТР (2-й канал). На полтора-два часа в день передачи 2-го канала уступали место в эфире программам края, области, республики. Не все из 89 субъектов федерации имели свои телецентры.

К началу 1993 года картина резко изменилась: число вещательных и продюсерских телеорганизаций в России достигло тысячи. Некоторые, правда, действовали лишь на бумаге - получили лицензии. Тем не менее, переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в сфере ТВ. Лицензии выдавались в соответствии с законом Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятым в декабре 1991 г. На протяжении ряда лет в Госдуме обсуждались варианты Закона о телерадиовещании. В 1996 г. законопроект был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: продолжаются споры законодателей и вещателей о степени и формах допустимого контроля за вещанием, об условиях получения и продления лицензий. Общие же положения - основа, на которой ведется телерадиовещание, - разработаны и согласованы. Перечислим их здесь:

соблюдение Конституции и действующего законодательства РФ;

учет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;

обеспечение объективности освещения происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и иных программ;

создание необходимых условий для формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;

содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;

недопустимость использования телевидения в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;

право граждан на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;

свобода и независимость в пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода вещания несовместима со вседозволенностью телерадиожурналистов, навязыванием ими своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.

Влиять на нравственный, духовный и эстетический уровень телепрограмм и самих работников ТВ должны Попечительские советы. Так что с принятием нового Закона должны уйти в прошлое те проявления "беспредела в эфире", о которых упоминалось во введении к настоящему учебнику - эксплуатация низменных инстинктов, смакование насилия.

1 января 1993 г. на ранее свободном шестом частотном канале в Москве появились передачи телекомпании "ТВ-6 Москва".10 октября 1993 г. вышел в эфир канал НТВ. Его создатели предложили зрителям разные варианты расшифровки первой буквы: "негосударственное", "новое", "наше", "независимое". "Наше" вызывало нежелательные ассоциации с почти одноименной ура-патриотической программой А. Невзорова, о "независимости" говорить также не приходится: НТВ принадлежит медиа-магнату В. Гусинскому, аналитическая программа "Итоги" отражает его интересы. Тем не менее, информационные программы НТВ ("Сегодня"), куда перешли лучшие журналисты государственных каналов, с самого начала стали задавать высокие стандарты в этой важнейшей сфере вещания.

С 1 апреля 1995 г. первый канал передан от "Останкина" новой структуре - акционерному обществу закрытого типа ОРТ, что расшифровывается как "общественное Российское ТВ". На дециметровых, менее доступных владельцам старых телеприемников каналах стали выходить программы компаний "Рен-ТВ" (получил название по имени основательницы Ирены Лесневской, выпускницы журфака МГУ), ТНТ, М-1, СТС, ("сеть телевизионных станций"), по кабелю ведутся передачи "Столица" и др. На третьем метровом канале формируется программа компании "ТВ-центр", имеющая перспективу распространения далеко за пределы столичного региона. Пятый канал (прежде санкт-петербургский) в 1997 г. отдан новому структурному подразделению Российской гостелерадиокомпании, получившему название "Культура". В соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1998 г. созданы государственный медиа-холдинг на базе РТР, "РИА-новости" и 88 региональных государственных телекомпаний и технических телецентров. Таким образом, вновь выстраивается управленческая вертикаль "центр-регионы" в сфере ТВ, необдуманно разрушенная после распада СССР.

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы); в результате возник рынок программ - конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное "разнообразие" советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ требовало значительно более сложной классификации:

1. По способу трансляции:

эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

спутниковое (например, "Космос-ТВ" - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

кабельное (компания "КТВ-1", кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, - та же "Космос-ТВ", но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

программопроизводящие (продюсерские фирмы);

дистрибьюторы.

3. По охвату аудитории: - общероссийские;

региональные ("Юг России");

местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

4. По форме собственности:

государственные;

негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

Можно встретить и другие названия: корпорация ("Видеофильм"), киноассоциация (DIXI - создатель знаменитой программы "Куклы" на НТВ), продюсерский центр ("Московский стиль" - производство программ "Момент истины", "Маски-шоу"; "Джентльмен-шоу"), концерн ("Красная площадь" - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы "Мужские и женские истории", "Моя семья"), независимая телестудия;

смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Дальнейшее развитие "экономического плюрализма" ведет к подлинной многопрограммности. В Москве, кроме шестиметровых каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, четыре-пять в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки "тарелки" - антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ 5, германская ПРО 7, американский Суперчэнел, Евро-спорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТБ и др.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 - Норвегии, 3 - Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США.9 турецких телеканалов транслирует спутник Turksat. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи "тарелки" диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов:

по тематическому признаку - пример: спутниковые каналы НТВ плюс ("Наше кино" - отечественный кинематограф, "Мир кино" - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории - "ТВ-6";

по учредителю - это может быть "мэрский" или "президентский" канал, канал творческих союзов;

по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания "Мир") и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т.д.);

наконец, по источнику финансирования:

государственный (бюджетный) телеканал;

платный - функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;

общественный - существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;

коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;

арендный - политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Рассмотрим теперь более подробно некоторые характеристики ведущих российских телекомпаний и телесетей. Большинство местных вещателей, особенно в малых городах, работают не в "автономном" режиме, а являются членами ассоциаций (телесетей) - к этому побуждают выгоды совместной рекламной деятельности, дефицит качественных программ, преимущество кооперации при закупке фильмов.

Итак, ОРТ - закрытое акционерное общество, 51% акций которого принадлежит государству, а остальные распределены между крупными коммерческими структурами России. Число штатных сотрудников - 1300 человек. ОРТ имеет 31 корпункт на территории России и 42 за ее пределами. Программы доступны почти 99% населения нашей страны и, кроме того, через спутниковую систему "Москва-глобальная" - жителям всех континентов Земли, за исключением Антарктиды. Территория России разделена на 5 вещательных зон, для каждой из которых передается свой аналог московской программы, - со сдвигом по времени. Собственными силами ОРТ производит новости, аналитическую еженедельную программу и отдельные передачи (например, новогодние шоу, ролики социальной рекламы "Русский проект" и др.). Другие программы приобретаются у продюсерских компаний ВиД, АТВ, "Класс" и многих более мелких телепроизводителей. Главным критерием при закупке служит ожидаемый высокий рейтинг и прибыль от рекламы (которая приносит ОРТ 35 тыс. долларов за минуту в прайм-тайм) - что приводит к преимущественному наличию на канале развлекательных, игровых передач, сериалов. Тем не менее, традиционно сохраняются программы публицистические, познавательные: "Час пик", "Тема", "Чтобы помнили... ", "Загадки истории", "Человек и закон", "Взгляд", "Пока все дома", детские передачи.

Основу программы второго канала - РТР - составляют информационные, общественно-политические, музыкально-развлекательные программы, но, по причине крайне скудного государственного финансирования, РТР вынуждено также встать на путь коммерции, что приводит к "вымыванию" серьезных программ из вещательной сетки. Как и ОРТ, Российское ТВ охватывает практически всю территорию страны, с разделением на 5 вещательных зон.

Потенциальная аудитория программ "ТВ-6 Москва" превышает 90 млн. человек - программы распространяются в 370 городах России, стран СНГ и Балтии. Примерно половина программ - собственного производства. Сделана ставка на молодежную аудиторию. Наиболее популярны "Я сама", "Обозреватель", "Акулы пера", "Профессия", "Кинескоп", "Сделай шаг", "Скандалы недели", "Знак качества", "Те, кто". С 1998 г. стали выходить информационные программы, производимые компанией ТСН, а с октября 1999 г. - собственные теленовости.

Также 90 млн. человек могут смотреть программы "НТВ". Кроме того, компания реализует планы создания платных спутниковых каналов, расширения сети корпунктов. "Фирменными" являются информационные программы. "НТВ-холдингу" принадлежит сеть ТНТ ("Твое новое телевидение").

НВС (независимая вещательная система) образовалась в 1993 г. и объединяет 62 телестанции России, охватывающие вещанием 95 городов. "Головной" считается московская телекомпания "Рен-ТВ".

В 1996 г. в мировом телеэфире появился "Всемирный русский канал", работающий на русскоязычную аудиторию всех континентов. Обзоры событий и проблем, произведения русской культуры и искусства составляли основу 12-часового вещания. Заявлено о широком использовании продукции региональных телекомпаний. Их программы должны знакомить мир с традициями, нравами, обычаями, повседневной жизнью разных уголков России. Создатели канала сразу же отказались от таких фильмов и передач, которые могли бы "нанести ущерб духовно-нравственному здоровью нации". Декларируется "возвращение к истокам русской народности, русской идее, русскому космизму", связь с именами русских подвижников "от Рублева и Аввакума до академика Сахарова". Однако ВРК с этой программой не справился и был лишен лицензии на вещание.

Еще одна общероссийская спутниковая телесеть называется "Прометей-АСТ". Наполнение - информация, публицистика, концерты, спорт, кино.

Сеть телевизионных станций СТС - самая молодая. Поскольку она учреждена совместно с американской телекомпанией, значительное место в эфире занимают американские передачи и фильмы, а техническое оборудование по качеству и удобству, по степени автоматизации превосходит все имевшееся до сих пор в России. Планируется строительство телецентра для съемки российских сериалов и ток-шоу. Сетевые договоры подписали около 100 телекомпаний, отношения с которыми строятся на основе взаимовыгодного партнерства: из 10 минут, отведенных под рекламу из каждого часа вещания, 7 заполняются центральной сетевой рекламой, а 3 отдаются местной рекламе. Запись и передача программ ведется на цифровом оборудовании, робот с механической "лапой" сам меняет кассеты в соответствии с заложенной программой - расписанием передач для 4 зон.

Между сетями идет конкурентная борьба за влияние в регионах, которое имеет особое значение в период парламентской и президентской предвыборной "гонки". Складывается совершенно новая ситуация, когда различные политические, финансовые и творческие силы отстаивают право вещать, а следовательно, влиять на общественное мнение, на умонастроение и эмоции людей.

Число телеканалов имеет тенденцию к еще более резкому увеличению - так, достигнуто техническое решение "уплотнения сигнала", которое позволит передавать параллельно 4-6 программ на той частоте, на которой сегодня расположилась лишь одна программа. Говорить об итогах такой перегруппировки сил в телеэфире, конечно же, рано. Следует надеяться, что, по примеру США, передачи для любителей эротики, "крутых боевиков" и пр. уйдут с общедоступных на платные кабельные каналы.

Для повышения качества телепрограмм в 1994 году создан Российский фонд развития телевидения, при нем Академия ТВ, учредившая ежегодные премии "Тэфи" по 12 номинациям. (Для сравнения: в США премия "Эмми" имеет 110 номинаций) Российская ассоциация региональных телекомпаний, как бы "в пику" элитарной "Тэфи", проводит ежегодный фестиваль "Вся Россия". В номинациях, связанных в 2000 г. с журналистикой, было представлено около 600 местных телепрограмм достаточно высокого уровня. Нижний Новгород, Самара, Пермь, Воронеж, Новосибирск, Красноярск и другие города, где за внимание зрителя соревнуются 4-8 и более местных телекомпаний, будут определять "телевизионный пейзаж" России в не меньшей степени, чем общефедеральные телеканалы. Надо со всей определенностью констатировать, что такой фактор, как профессиональное мастерство создателей телепередач, приобретает решающее значение в борьбе за внимание зрителя, ждущего от ТВ не только развлечений, но и жизненно важных сведений о меняющемся мире.

По данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ), жители городов центральной части России в среднем уделяют просмотру телепередач 3 часа в будни и 3,5 часа в выходные дни. Особой любовью зрителей пользуются художественные фильмы, прежде всего отечественного производства, на втором месте - информационные программы. Далее следуют (в порядке убывания популярности) развлекательные, публицистические, культурно-просветительские передачи. Поэтому естественно, что на вопрос о пожеланиях к будущим специализированным каналам на первое место вышло ожидание канала художественных фильмов, а на второе - желание видеть отечественный аналог информационного канала Си-эн-эн.

О тематике, которая больше всего интересует россиян в эфире: на первом месте тема здоровья, за ней следуют темы домохозяйства, семьи, быта, человеческих отношений и культуры. Все больше и больше россияне обращаются к себе, к своим проблемам, явно охладев к делам международным и идеологическим. В информационных программах на первом месте - внутренняя политика: люди осознали прямую зависимость благополучия в государстве с благополучием в семье. Наиболее популярный жанр публицистических программ - видеофильм, основанный на историко-архивных документах. Далее - ток-шоу и интервью с участием известных политиков и актеров. Телеведущие Якубович, Познер, Сорокина делят популярность с политическими лидерами. Главные, ценимые зрителями качества "телеперсонажей" - компетентность и чувство юмора.

Телевидение - организм живой, постоянно меняющийся. Несмотря на сложный этап его развития, процент зрителей, в целом удовлетворенных его работой, достаточно высок - почти две трети аудитории. По-видимому, речь идет не столько о качестве передач, сколько о резко возросшей возможности их выбора. Так, во всяком случае, полагают социопсихологи из НИСПИ на страницах справочника "Телевидение и радио России".

По-видимому, в ближайшее время "телевизионный пейзаж" в России претерпит изменения. Представляется логичным перевод государственного ТВ на "первую кнопку" и уточнение статуса ОРТ, которое является общественным лишь по названию. Время покажет, реализуются ли амбиции ТВЦ войти в число общефедеральных каналов, преодолеть сложившуюся репутацию "провинциального канала, выходящего в Москве".

В любом случае неизменным останется одно - востребованность настоящих профессионалов ТВ - журналистов, владеющих основами аудиовизуальной культуры, некоторыми режиссерскими и продюсерскими навыками.

Телевидение: структурно-функциональные аспекты

XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие - век телевидения. В сущности ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием - самым массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации.

Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества.

В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения.

Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую техническую особенность: если радиоволны (длинно - и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэтому Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась - в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению "местная".

Не так уж долго просуществовали отечественные телеорганизации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось необходимое оборудование.

В истории отечественного телевидения 50-60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался "островной" характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу телевещания.

Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства.

Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.

В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было.

Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ, просмотра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% - это 12 млн. человек!), два канала принимали 88% населения, три - только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. Страна оказалась на обочине информационной революции.

Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала "Огонек", еженедельника "Совершенно секретно", ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), "Рен-ТВ Лтд" и др.

Разделение функций программных и вещательных организаций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) - безусловно продуктивный путь развития.

Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения, даже о появлении определенного избытка этих кадров.

Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст

возможность удовлетворить запросы и потребности многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную телеаудиторию.

Как же выглядит сегодня отечественное телевидение?

Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности - вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие.

Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.

Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию "Останкино". При этом попытки превратить ТВ "Останкино" в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно.

За короткий срок, именуемый "переходным периодом", отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми - дистрибьюторы). В результате возник рынок программ.

Если все "разнообразие" советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:

По способу трансляции:

эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

спутниковое (например, "Космос-ТВ" - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала "НТВ плюс");

кабельное (компания "КТВ-1", кабельные сети в городах России.

По типу деятельности:

вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

программопроизводящие (продюсерские фирмы);

дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

По принципу образования:

из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);

новообразованные ("ТВ-6 Москва", "Русская тройка видео" и др.).

По охвату аудитории:

общероссийское (РТР) - аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);

межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);

региональные ("Юг России");

местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

По способу распространения телесигнала:

общенациональные (ОРТ, РТР);

сетевые ("ТВ-6 Москва");

местные.

По специализации программ:

общие (ВИД и т.п.);

специализированные (Воен ТВ).7. По форме собственности:

государственные;

негосударственные, среди которых имеются все разнообразные дозволенные законом формы собственности:

частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);

акционерные общества:

открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа ("2 х 2 Телемаркет");

общества с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);

товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Home Video).

Здесь можно встретить и другие названия:

корпорация (Видеофильм);

киноассоциация (Dixi - создатель знаменитой программы "Куклы" на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой "Национальный интерес");

продюсерский центр ("Московский стиль" - производство программ "Момент истины", "Маски-шоу"; "Джентльмен-шоу");

концерн ("Красная площадь" - основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы "Мужские и женские истории", "Моя семья");

независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация "Ист-Вест").

Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базируются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:

В СССР существовала гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов в мировой практике унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов.

Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тысячи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесоюзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе.

Сочетание центрального и местного, регионального вещания создавало предпосылки, с одной стороны, для удовлетворения различных потребностей зрительской аудитории, а с другой - для осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на региональном, так и на межгосударственном уровне.

Многонациональный характер телевидения

Отработанные формы централизованного руководства телевизионной системой предполагали возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированности центробежных и центростремительных тенденций, аккумуляции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления.

Однако партийно-государственный монополизм в любой социальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положительные явления.

Следует различать, с одной стороны, диалектические противоречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неиспользованные, нереализованные возможности (тормозные функции монополизма):

Уровень научно-технического прогресса в области телевизионной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и приема.

Ставка на общегосударственную централизацию телевизионного вещания со временем стала тормозом в естественном развитии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к интеллектуальной и культурной унификации - "лучшему средству" манипулирования общественным сознанием в угоду партийно-номенклатурной доктрине казарменного социализма и как следствие к утрате телевизионным вещанием диалогических свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ, являющемся основой его изначального демократизма).

Жесткое регламентирование деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства вели к вышеуказанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая авторитет местных телеорганизаций (иногда этот "авторитет" становился величиной отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях местные тележурналисты вопреки всему создавали популярные телепрограммы, в творческом отношении опережая окостеневшее ЦТ).

Коммунистические идеологии недавнего прошлого проводили весьма зыбкую грань между национальным и национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции "революционного правосознания", влек за собой жесткие репрессии, поэтому национальное на ТВ по преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста наций и народностей.

Бюрократическая система централизованного управления считает свою деятельность самоценной и самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным показателям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в любой области, не укладывающимся в рамки плановой системы и устоявшихся традиций.

Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного режима, признания принципов парламентаризма, многопартийности и плюрализма мнений со всей очевидностью продемонстрировали, что система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социально-политические институты в стране.

Движение к гражданскому обществу, строительство общественно-правового телевидения требуют совершенствования законодательной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой информации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем.

Дальнейшему совершенствованию отечественной системы телевещания способствовало бы достижение основных целей, сформулированных авторитетной международной Комиссией по политике в области радио и телевидения ("комиссия Картера-Сагалаева"):

внедрение неизменной, предсказуемой, рациональной и независимой от политических соображений системы лицензирования;

диверсификация владельцев средств распространения радио - и телесигналов;

поощрение перехода от связанного с государством к негосударственному общественному вещанию и создание надлежащих источников финансирования общественного телевидения;

использование преимуществ новейшей телекоммуникационной технологии для расширения разнообразия источников информации и снижение расходов на содержание телепрограмм.

Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:

переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды - Гостелерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями;

освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм.

Оба эти явления взаимосвязаны.

Наиболее простая форма горизонтальных связей - ассоциация. Первая в России Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфирного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое оборудование и съемочную технику, предоставляет высококвалифицированные юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью ежемесячного бюллетеня "Март".

Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. "Телеканал 2 х 2" начал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существующей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусматривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран-членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков.

К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов реализации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к жесткому сетевому программированию, сформировать основы сети. Телеаудитория в Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214 городов и населенных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в странах СНГ.

Партнерские отношения с региональными телекомпаниями - основной принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми телеканалами не предусматривает оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50 минут для размещения местной рекламы в программах ACT. Также для них предусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному времени). Доход от размещения местной рекламы принадлежит региональным телекомпаниям.

На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое "наследство" получила новая телекомпания "ТВ-Центр", вещающая на третьей "кнопке" метрового диапазона (вместо МТК и "2 х 2").

В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность которого включает:

обеспечение региональных телекомпаний РФ отечественной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами);

организацию производства и распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний;

организацию и проведение конкурсов, смотров, фестивалей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ;

осуществление телевизионных проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение.

Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996 - 1997 гг. от ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Марий Эл, Камчатка, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Еврейская автономная область и еще 50 областных и краевых государственных телерадиокомпаний.

Типичное явление последних лет - межрегиональные телеассоциации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани "Контраст" создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтавская и др.

Телеканал "Восток" объединил 24 телекомпании: "10-й канал" (Екатеринбург), "Панорама" (Асбест, Свердловская обл), "Ветта" (Пермь), "Антенна-7" (Омск), "Телемагнит" (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок программ телеканала "Восток": художественный фильм, сериал, мультфильм, развлекательная программа, документальный фильм.

Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ).

HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности:

представительство и защита интересов телевещателей в законодательных и исполнительных органах государственной власти (Государственная дума, Совет Федерации, ФСТР России, Министерство связи РФ, Госсвязьнадзор, федеральная и региональные налоговые службы);

информационное обеспечение телекомпаний в вопросах законодательства, налогообложения, технического контроля, лицензирования и др.;

практическое содействие членам ассоциации в профессиональной подготовке кадров;

расширение деловых международных контактов на рекламном, программном и техническом рынках с предоставлением равных возможностей всем членам HAT.

Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по запросам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT.

Согласно уставу HAT, единственным условием членства в ассоциации является наличие государственной лицензии на вещание и соблюдение правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит перед собой Российская ассоциация региональных телекомпаний:

защита интересов телекомпаний-членов РАРТ в федеральных органах государственной власти;

представление интересов своих членов в международных неправительственных организациях;

организация и проведение консультаций и семинаров по широкому кругу вопросов правового обеспечения деятельности региональных телекомпаний;

информационные услуги по широкому спектру организационных, технологических и материально-технических проблем, связанных с развитием российской телевизионной сети;

проведение ежегодного фестиваля российских региональных телекомпаний.

Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля.

Первой сетевой принцип распространения телепрограмм начала осваивать МНВК "ТВ-6 Москва". Таким же путем пошли владельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.

Независимая вещательная система (НВС) - одна из первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударственные телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными телевизионными сетями Украины ("УШКА"), Казахстана и Киргизии ("Сары-Арка"), Белоруссии ("ТВС"), Молдовы ("DTG"), Грузии ("TNG") и Армении ("НВС Армении").

НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России, охватывающие своим вещанием 95 городов. Зрителям предлагается широкий набор высококлассных программ, которые транслируются станциями сети по жесткому сетевому расписанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены значительные окна для местных программ, имеющих в провинции высокие рейтинги. Объединение сети НВС с одним из лучших производителей телевизионных программ - телекомпанией "Рен-ТВ" дало мощный импульс для развития сети. Лучшие программы "Рен-ТВ" уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации совместного проекта "Рен-ТВ - НВС", осуществление которого началось в январе 1997 г., было приобретено уникальное программное обеспечение. Впервые в Россию был продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как "Секретные материалы", "Закон Лос-Анджелеса", мультсериал "Симпсоны", большой пакет художественных фильмов и другие программы, имеющие высокие рейтинги во всем мире.

НВС - добровольное объединение телекомпаний. Для вступления в него в первую очередь необходимо желание самой телекомпании работать по принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются.

Самая молодая российская телевизионная сеть - СТС, созданная на деньги американской телекоммуникационной корпорации "Стори-Ферст", контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на территории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника "Горизонт" в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных телестанций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрителей время.

Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и собственного производства программ. В сетке вещания СТС соблюдается строгий баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми производителями телевизионной продукции - студиями "Уолт Дисней", "Уорнер Бразерс", "Нью Уорлд". Событиями стали премьеры канала - сериалы "Красавица и чудовище", "Альф", "Даллас".

Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с региональными телевизионными станциями, которые хотят присоединиться к сети СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липецке, Орле, Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др.

Впервые в практике отечественного телевещания телекомпания СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности.

Для формирования программы в студии применяется самое современное цифровое оборудование, впервые использована комбинация ленточной и дисковой технологий.

Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьютере "play-лист" с порядком прохождения программ, компьютер управляет роботизированным портом, который включает в себя четыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения готовых к эфиру видеокассет и робота с "лапой"-манипулятором для смены кассет в соответствии с "play-листом". Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кассет в нужной последовательности. "Сердцем" многоканальной системы является видеосервер-накопитель, обеспечивающий возможность передачи нескольких цифровых сигналов с временным сдвигом на все часовые пояса. Контроль над работой всей передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инженер.

Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания "Ника-ТВ" (Калуга) с целью расширения зрительской аудитории объединила в сеть вещания 14 других независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании общей программной политики.

Межрегиональная телесеть "Кавказский регион" объединила независимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть "Сибирский регион" входят телекомпании Барнаула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска.

Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Растет число кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ - уходит в прошлое пиратский прокат зарубежных кинолент, большинство станций использует только лицензионную продукцию, а также готовит собственные передачи. Все большее развитие получает спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычайно далекой перспективой. Большой резонанс получило осуществление проекта "НТВ плюс" - создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I - "Спорт", II - "Музыка", III - "Мир кино", IV - "Наше кино".

Опережающими темпами развивается региональное телевещание. В Нижегородской области, кроме государственной телерадиокомпании "Нижний Новгород", вещает десяток других: "ННТВ" (учредитель - областное Законодательное собрание, арендует 4-й метровый канал у областного телецентра, вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции "Сети НН" (свой 12-й метровый канал); "Волга" (свой 7-й метровый канал); "Стрежень" (свой 49-й дециметровый канал); "Нижегородская ярмарка" (3 часа в эфире на канале телекомпании "Волга"); "Ника-ТВ" (свой 31-й дециметровый канал, среди учредителей - американская компания GFC); "Эйкел-ТВ" (свой 44-й дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания "Ока-ТВ" - дочернее предприятие телекомпании "Волга", в Сарове - "Канал-16", в Арзамасе - муниципальная телекомпания.

В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая компания "Афонтово", имеющая два своих канала - 9-й метровый и 22-й дециметровый; вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные "Новости" (хронометраж 25 мин), ежедневный информационно-развлекательный блок "Утренний кофе с Афонтово" (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую - "Решето чудес", "Спорт-ревю", "Ева+" и др.

В краевом центре работают коммерческие телестанции "ТВК - 6-й канал" (учредители - алюминиевый завод и "Стройкомбанк"), "Прима-ТВ", "Телесфера", "Русская студия" (во всех учредители - физические лица).

Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также работает коммерческая телекомпания "Модем", в Канске - "Канск - 5-й канал", в Ачинске - "Ачинск-ТВ", в Железногорске - "Канал-12" и "Эридан".

По данным Госкомстата России, население России на 1 января 2000 г. составило 145 561,1 тыс. человек; в "телевизионном возрасте" - около 140 млн.; 97% семей имеют один и более телевизионных приемников, 90% из них - цветного изображения (почти полное вытеснение черно-белых телевизоров - один из первых признаков "телевизионной революции" в постперестроечное время).

Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безработицей и неполной занятостью и т.д. В больших городах увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провинции телепросмотр раньше начинают и раньше завершают.

Внедрение рыночных отношений, различных форм собственности, свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый количественный скачок, прорыв на отечественном фронте телевизионной многопрограммности, о котором в советские времена нельзя было даже помыслить.

В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить необходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргументы в пользу упрочения, развития и совершенствования на новом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:

Существующая материально-техническая база бывшего общесоюзного ТВ при всех своих недостатках в ряде основополагающих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим попросту уничтожить сложную коммуникационную систему. Спутники связи можно использовать для получения телесигнала на локальной территории, но этот сигнал все равно будет доступен в куда более обширном радиусе действия ИСЗ. И хотя запуск спутника стоит не так уж дорого (60 млн. рублей в масштабе цен конца 90-х гг.), дело даже не в том, что индивидуальные ИСЗ нерентабельны для небольшой территории, - куда важнее, что и пространство космоса (околоземного пространства) небеспредельно, и число вещательных частот ограничено.

Борьба за общее экономическое пространство на территории бывшего СССР, как считают специалисты, - залог будущего оздоровления экономики. В то же время общее единое телекоммуникационное пространство - очевидная реальность, созданная имеющейся материально-технической базой телевидения.

Чрезвычайно важным фактором является почти полное совпадение телекоммуникационного пространства с информационным пространством, т.е. наличие общезначимой информации и потребность в ней совпадают с возможностями ее распространения. Специфическую информацию, характерную для того или иного региона, той или иной группы общества (части аудитории), распространяют региональные, профильные телеканалы. Но существует и более общий пласт информации, представляющий интерес для совокупности аудиторий, имеющих возможность приема интегрированного (центрального) телеканала, который должен стать средством обмена телевизионной, информацией, средством межнационального, межгосударственного общения. Это уже экстерриториальный, транснациональный телеканал, распространяющий интегрированные программы.

Общая природа изобразительных средств, видеоязыка современного телевидения очевидна. Содержание любой "картинки", появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрителю. Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является вербальный язык как составная часть аудиовизуального образа. Языковой барьер непреодолим в коммуникационном акте, в процессе обмена информацией. Но в телекоммуникационном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы практически не существует, ибо издавна установившееся официальное двуязычие во всех национальных образованиях, широкое распространение русского языка как средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной шестой части планеты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом, телевидение становится также инструментом обслуживания русской диаспоры во всем мире (при наличии соответствующих технических условий).

Если мы говорим о крахе политики изоляционизма, об уничтожении вместе с "железным занавесом" его информационного эквивалента, если мы строим гражданское общество, признаем приоритет общечеловеческих ценностей, значит, не только желательна, но и неизбежна наша интеграция в систему мировидения. Но для этого куда больше возможностей у первично интегрированного (межгосударственного, транснационального) ТВ, чем у различных его компонентов, какими бы развитыми сами по себе они ни были.

И наконец, интегрированный межгосударственный телеканал со временем будет обладать суммарным авторитетом территорий, которые окажутся в зоне его действия. Здесь рациональнее и эффективнее проводить крупные культурные и пропагандистские акции, а также сообща финансировать научные исследования, совместные программы технического развития. Кроме того, участие в интегрированном телеканале (в том числе путем купли-продажи цикловых передач или разовых программ, телесериалов и отдельных рубрик) - стимул для саморазвития региональных телеорганизаций.

Дальнейшее развитие "экономического плюрализма" ведет к подлинной многопрограммности. Когда-то считалось, что отечественному ТВ достаточно пяти каналов, а сегодня в Москве, кроме семи эфирных каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, около десятка в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки "тарелки" - антенны спутникового телевидения) пакета программ 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ-5, германская ПРО-7, американский Суперчэнел, Евроспорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТВ и др.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специалисты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно принимать более ста телеканалов. Спутники Intelsat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 - Норвегии, 3 - Англии. Спутники Astra позволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. Спутник Turksat транслирует 9 турецких телеканалов. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи "тарелки" диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену.

Что касается дифференциации, профилирования отечественных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать

по тематическому признаку: информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.;

по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молодежи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домохозяек и т.д.;

по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная - межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).

Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками.

Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

кабельное (абонентское) телевидение;

кассетное (видеотечное) телевидение - видеодиски (лазеровидение);

титровое телевидение - видеотекс, телетекст.

Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн - круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви - телеканал современной музыки, действующий по принципу "нон-стоп".

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техническими (аудиовизуальными) средствами.

Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа "Огонек-видео", кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции - от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры - удел специализированных каналов кабельного ТВ, кассет и видеодисков.

Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

Первое спутниковое телевидение на русском языке - "НТВ плюс" - вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на "НТВ плюс" подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый - творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и "Мир кино". "Наше кино" грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями, переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали отдельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал критических писем, некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать количество "тарелок".

Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. "НТВ плюс" решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое уменьшение доходности от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового на цифровое оборудование. На это холдинг "Медиа-Мост" затрачивает огромные средства. В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и управления собственным спутником.

Спутник "Бонум-1/Мост-1" был выведен на орбиту с мыса Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обеспечивал трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на русском языке. Кроме старых, выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал "Nickelodeon" западного образца, из спортивных - два новых: "Eurosport" и собственный чисто футбольный канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные программы "Animal Planet" и "Discovery". Любители боевиков получили возможность смотреть их 24 часа в сутки в режиме "non-stop". Канал "Romantica" удовлетворяет любителей латиноамериканских мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо раскрученный в США "Hillmark", показывающий телевизионные фильмы и мини-сериалы, и еще один детский - "Fox Kids". Это количество программ укладывается в восемь вариантов подписки. Продажу аналогового оборудования компания прекратила, но заверила владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока последний из них не будет заменен на цифровой.

Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет "HTB-International".

В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения.

Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный "бум" спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи "Ямал", созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом "Газпром", в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева. В настоящее время система "Ямал" использует геостационарный космический аппарат "Горизонт", дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи "Ямал" таковы: в 1997 г. охват - 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. - расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. - охват 70% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).

Пока возможности вещания системы "Ямал" не превышают 4 часа в сутки, после запуска ретрансляторов "Ямал-100" предусматривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спутники "Ямал-100" создаются ОАО "Газпром" совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия" при техническом участии американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, электроники, двигателестроения.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения - школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.

Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для "бизнес-график" - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином "видеотекст", означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется "телетекстом". Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Интерактивные мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом.

Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную работу обычной телесети.

"TELEPICK" подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа "Поле чудес". Во время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры "по другую сторону экрана".

Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома.

Недалек и тот день, когда можно будет "дозировать" объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания "Video Freedom" из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам.

Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, - перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.