РУБРИКИ

Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональных СМИ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональных СМИ

сыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. несовершеннолетние не могут быть усыновителями даже в случае приобретения ими полной дееспособности.

Для отдельных категорий граждан закон устанавливает запрет быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены следующие лица:

1. лица, признанные судом не дееспособными или ограниченно дееспособными.

2. Супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

3. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине.

4. Лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах.

5. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, включает в себя следующие заболевания:

- туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных 1, 2 , 5 групп диспансерного учета;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

- наркоманию, токсикоманию, алкоголизм;

- инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 или 2 группы, исключающие трудоспособность.

6. Лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

7. Лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

8. Лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Не допускается усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке.

Граждане, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1. Краткая автобиография.

2. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копии декларации о доходах.

3. Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартальной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.

4. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

5. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ (действительно в течение 3 месяцев со дня выдачи).

6. Копия свидетельства о браке (если состоят в браке) или свидетельства о рождении (для лиц, не состоящих в браке).

7. Акт по результатам обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, составленный органом опеки и попечительства по месту жительства.

8. Рекомендация Центра по усыновлению, опеки и попечительству о возможности быть усыновителями (действительна в течение года со дня выдачи).

На основании перечисленных документов орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и подбора ребёнка. Заключение действительно в течение года.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидата в усыновители может быть обжалован.

Орган опеки и попечительства, Центр по усыновлению, опеке и попечительству после постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители предоставляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Кандидаты имеют право:

1. Встать на учет в органе опеки и попечительства по месту своего жительства, в областном Центре по усыновлению, опеки и попечительству;

2. Получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также о наличии у него родственников, в органах опеки и попечительства, в Центре по усыновлению, опеке и попечительству;

3. Обращаться в медицинские учреждения для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, где находится ребенок, через областную экспертную медицинскую комиссию, созданную при департаменте образования. Все расходы, связанные с проведением независимого медицинского освидетельствования, производятся за счёт кандидатов в усыновители.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

1. Познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

2. Ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

3. Подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

В случае подбора кандидатами в усыновители ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка составляет заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, которое прилагается к имеющимся документам и в дальнейшем направляется в суд.

Какие дети могут быть переданы на усыновление.

На усыновление могут быть переданы дети:

1) дети - сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;

2) дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;

3) ребенок - подкидыш;

4) дети, родители которых неизвестны или признаны судом:

- безвестно отсутствующими;

- недееспособными;

- лишены родительских прав (ребенок в этом случае может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);

- по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают вместе с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет). Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоя-тельств отвечает интересам детей Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: учебное пособие / Байбородова Л.В.Ярославль ,1997. С. 60..

Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Оформление усыновления в органах Загса.

Взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают не с момента государственной регистрации усыновления, а со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновлении ребенка. В течение трех дней со дня вступления этого решения в законную силу суд, которым было установлено усыновление ребенка, направляет выписку из решения в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновленного ребенка, которая является и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется законом об актах гражданского состояния. Орган Загса обязан зарегистрировать усыновление на основании решения суда об установлении усыновления ребёнка. Государственная регистрация усыновления ребёнка производится органом Загса по заявлению усыновителей по мету вынесения решения суда об установлении усыновления ребёнка по месту жительства усыновителей. Заявление о государственной регистрации усыновления ребёнка может быть сделано устно или в письменной форме. в письменном заявлении о государственной регистрации усыновления, кроме анкетных данных усыновлённого ребёнка должны быть также указаны сведения об усыновителях (усыновителе): фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (по желанию усыновителей), место жительства усыновителей (усыновителя), реквизиты документов, удостоверяющих их личности и реквизиты записи акта о заключении брака между ними. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личность усыновителей (усыновителя).

Усыновители (усыновитель) имеют право уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновленного ребенка. Если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали заявление о государственной регистрации усыновления, то усыновление ребенка регистрируется органом загса на основании поступившей выписки из решения суда об установлении усыновления. По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется акт об усыновлении, на основании которого орган загса вносит необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка или составляется новая запись акта о рождении ребенка. Усыновителям на основании измененной или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребёнка, а прежнее свидетельство аннулируется. Усыновителям выдаётся также и свидетельство об усыновлении ребёнка. Таким образом государственная регистрация усыновления с оформлением соответствующих документов имеет важное значение не только для защиты прав усыновлённых, но и для обеспечения установленной тайны усыновления Там же. С. 63..

I.2.4. Обоснование необходимости семейного устройства детей-сирот.

Методологической основой исследования выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, согласно которой развитие ребенка происходит посредством усвоения культурно-исторического опыта в процессе взаимоотношений «Взрослый-Ребенок». Взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейшего источника развития. Этот контакт способствует формированию у ребенка потребности в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Задержки развития являются результатом депривации общения и контактов с внешним миром. Социальная ситуация развития в изолированных учреждениях интернатного типа не может создавать полноценных условий для нормального развития. Еще в 30-е годы Л.С. Выготский писал о неблагоприятном воздействии институционального воспитания на развитие детей Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. Соч.: В 6 т. - М.:1984. Т.4 с. - 156.

Выше названые и другие причины семейного неблагополучия тяжело отражаются на психике детей. Отношения ребенка с родителями обостряются, и это провоцирует ребенка к бегству из дома. Большинство личностных деформаций воспитанников специализированных социально-реабилитационных учреждений являются следствием перенесенного ими насилия, которому они подверглись в семье, образовательных учреждениях ближайшем окружении. Специалисты специально-реабилитационных учреждений отмечают у воспитанников, поступающих к ним, последствия жестокого обращения, физического, сексуального и эмоционального насилия. Понятие психической депривации детей-сирот. Семейная форма воспитания как последний шанс компенсации последствий депривации

Известные специалисты в области психологии сиротства И. Лангмайер и З. Матейчик определяют депривацию как недостаточное удовлетворение (в течение длительного времени и в серьезной степени) основных психических потребностей. Под ними они подразумевают потребности ребенка в богатой разнообразными ситуациями среде, в дифференцированной и относительно постоянной структуре внешних стимулов (когда поняты правила, по которым происходят изменения, есть уверенность в наличии защиты и контроля протекающих процессов), потребность в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), есть возможности автономного функционирования Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984г -105с. .

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования убедительно показывают, что в сиротских учреждениях нет условий для компенсации последствия депривации.

Необходимость развития института замещающей семьи для детей-сирот обусловлена негативным влиянием длительной разлуки с матерью или замещающим ее лицом на психическое и физическое развитие детей. Так называемая депривационная симптоматика (симптоматика, связанная с лишением ребенка важных условий его психического развития, от английского « deprivation»- лишение, потеря) включает в себя всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического, реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера.

Обобщая опыт исследований и наблюдений, авторы делают оптимистический прогноз о возможности компенсации депривации даже в период юношеского возраста и зрелости. Опираясь на идеи данных авторов, можно считать, что только в семье ребенок может избавиться от последствий депривации и выработать новые позитивные установки по отношению к окружающему миру. Это говорит о важности семейной реабилитации при ресоциализации ребенка-сироты Там же. 108с.

.

Приемная семья.

В семейном кодексе РФ Закреплен институт приемной семьи. Это дна из форм устройства, воспитания тех детей, которые остались без попечения родителей. Граждане (это могут быть супруги или отдельные лица), которые желают взять на воспитание ребенка, называют приемными родителями. Они заключают договор о передаче ребенка на воспитание. Ребенок в этом случае называется приемным ребенком, а семья приемной семьей.

Приемные семьи призваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая настоящий добрый дом. За ними большое будущее.

Приемная семья - довольно навоя для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 году с момента принятия семейного кодекса. Специальная глава 21 СК посвящена правовым вопросам организациям приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 году.

Патронатные воспитание.

Патронатное воспитание - новая модель по устройству детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитание в семьи патронатных воспитателей.

Труд патронатного воспитателя является квалифицированным социально-педагогическим трудом, осуществляемым в условиях сверх нормативной продолжительности.

Патронатным воспитателям при даче заключения о возможности быть патронатным воспитателем и далее, в ходе ежегодной аттестации, присваивается квалификация первого, второго и третьего квалификационного уровня.

Семья является важнейшим условием нормального развития любого ребенка. Однако в случае грубых семейных дисфункций (алкоголизация родителей, насилие и другой травматический опыт) именно семья становится фактором возникновения различных по тяжести психических расстройств. Этим семьям необходима серьезная психологическая помощь. Существуют ситуации, при которых разлука с семьей необходима для спасения жизни ребенка, так как он при живых родителях фактически оказывается социальной сиротой.

Затянувшийся социальный кризис сопровождается неуклонным ростом числа социальных сирот. Детские дома не создают необходимых условий для компенсации пережитых травм, потому что не дают травмированному ребенку модели надежного и стабильного мира. С учетом всего сказанного такая задача психологических центров как подбор, подготовка и сопровождение приемных семей становится центральной для обеспечения компенсации последствий травм и депривации у детей-сирот. В условиях России именно организация эффективного института замещающей профессиональной семьи может способствовать созданию условий для нормального развития огромного числа социальных сирот, фактически обреченных на дезадаптацию и пополнение криминальной средыМахов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. - М.: Профиздат, 1989. С.38.

.

Ребенок, попадая в замещающую профессиональную семью, строит отношения не только с взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в процессе социального и психологического сопровождения является выдвижение на первый план матери или приемных родителей, т.е. преимущественная концентрация на детско-родительских отношениях при игнорировании роли семьи как системы, характеризующейся определенной структурой, паттернами взаимодействия, имеющей свою историю и идеологию, т. е. ценности, традиции, ритуалы. Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого (в противном случае он будет отвергнут). В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений, несмотря на свое сопротивление им, и должна переструктироваться или отвергнуть ребенка.

I.2.6.Реализация программа «Дети-сироты».

Образование на практике имеет все более выраженную социальную направленность.

Как мы понимаем "защиту детства"? Как создание условий и возможностей каждому ребенку на реализацию его прав на жизнь, образование, воспитание, социальную адаптацию. Создание условий предполагает их дифференциацию для: детей с проблемами здоровья; с проблемами социализации; имеющих особые способности в той или иной области образования и развития; детей, остро нуждающихся в государственной и общественной поддержке, и т.д.

Исходя из этих посылок, мы и стремимся реструктурировать имеющуюся систему образования как внутри образовательных учреждений, так и создавая новые типы и виды учреждений для поддержки детства.

В системе педколледжей, педуниверситета, госуниверситета по государственному заказу правительства области готовятся организаторы образования, практические психологи, социальные педагоги, дефектологи; в порядке специализации воспитатели детских домов. В рамках института педагогики и психологии в соответствии с утвержденной коллегией департамента образования концепцией воспитательной работы разрабатывается проблема социализации, социальных проб и социального закаливания личности. В ИПК педагогических и руководящих кадров образования активно работает кафедра медицинских проблем в образовании, на базе педуниверситета и госуниверситета идет послевузовская подготовка специалистов для работы в разных образовательных областях со способными и талантливыми детьми.

Вопросы социальной защиты детей, нуждающихся в особой государственной поддержке, находятся в зоне постоянного внимания органов власти и общественности. Развивается сеть детских домов (за последние 2 года число их увеличилось на 14), появляются новые модели и виды учреждений для осиротевших детей (дома детства, комплексы "дом детства-школа", центры реабилитации детей и подростков, детские приюты). На сегодня в каждом районе имеется такое учреждение. Всего в системе образования в области функционируют 52 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в госзащите, и 47 учреждений (территориальные центры социального обслуживания населения, социальные палаты по уходу за детьми, медико-психологические центры, социальные агентства молодежи) в системе социального обеспечения, здравоохранения, департамента по делам молодежи, куда помещаются дети, попавшие в экстремальную жизненную ситуацию, чаще всего на временное содержание.

Число выявленных детей, нуждающихся в помощи государства, ежегодно значительно растет. В каждый из последних 4 лет идет увеличение почти на 200 детей, либо отобранных по суду, либо родители которых лишены родительских прав, в то же время обозначилась тенденция снижения числа детей, усыновленных гражданами. Если в 1994 году было усыновлено 57% детей, оставшихся без родительской опеки, то в 1995г. - 50, за то же время на 8% снизилось число детей, переданных в семьи граждан под опеку или попечительство.

С целью обеспечения охраны прав и интересов вышеназванных категорий детей, организации деятельности органов местного самоуправления в осуществлении функций по опеке и попечительству над детьми, требующими особой защиты государства, разработан и принят в ноябре 1996г. Закон по опеке и попечительству Ярославской области.

В соответствии с постановлением губернатора Ярославской области от 5.01.96г. №152 в области создан Центр по усыновлению, опеке и попечительству департамента образования, осуществлющий функции по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Центр выбирает формы их устройства, осуществляет последующий контроль за их воспитанием. И координирует работу органов опеки и попечительства, воспитательных и учебных учреждений, учреждений социальной защиты населения по передаче детей на воспитание в семьи граждан.

Принят Закон "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". (См. Приложение I).

Постановлением губернатора области ежегодно с 1994 г. утверждается комплексная программа "Семья", в которой предусмотрены совместные мероприятия органов управления образованием, здравоохранения, социального обеспечения, нацеленные на обеспечение социальной защиты детей и подростков. Составной частью областной программы "Семья" является программа "Дети-инвалиды".

Постоянно на контроле департамента выплата компенсаций или выходных пособий выпускникам-сиротам и приравненным к ним детям интернатных учреждений области. Ежегодно правительство области выделяет для этих целей необходимые средства.

С целью повышения защищенности своих воспитанников интернатные учреждения создают условия для овладения ими ремеслом, навыками ведения личного хозяйства, начальной профессиональной подготовки.

С этой целью Багряниковская (коррекционная) школа-интернат реорганизована в 1995г. в агрошколу-интернат для детей с нарушенным интеллектом и с прошлого года переведена на 11-летнее обучение. Подготовка старшеклассников профессиям швеи, обувщика по ремонту обуви, фермера, доярки, полевода, пчеловода ведется по учебным программам, разработанным педагогами школы. Это первая в области школа-интернат, которая получила лицензию на право профессиональной подготовки воспитанников по 6 специальностям.

Интересно в плане трудовой подготовки работает коллектив школы-интерната № 82 г. Ярославля как центр трудовой реабилитации, где едино представлена комплексная программа адаптации и реабилитации воспитанников.

Совместно с комитетом занятости населения области в Багряниковской агрошколе-интернате для сирот - выпускников создано 15 рабочих мест. Идет работа по организации на базе этого же интерната 6-месячной профессиональной подготовки сирот-выпускников коррекционных интернатных учреждений сельских районов области.

Департамент образования уделяет внимание трудоустройству, обеспечению продолжения обучения выпускников-сирот интернатных учреждений с целью их социальной защиты.

В текущем году из 125 выпускников-сирот поступили в ПТУ 63 чел (50%), в вузах и техникумах обучаются 9 чел, в 10 кл - 19.2%, работают 23 чел, на бирже труда - 10 чел.

Согласно постановлению правительства Ярославской области ? 192 от 24.07.95 все нетрудоустроенные, обучающиеся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, но не получающие пособие в размере минимальной заработной платы (всего 193 чел).

Намечено изучение специфики социальной и психологической работы с детьми-сиротами в рамках задач профессионального и жизненного самоутверждения. Создана лаборатория по проблемам детей-сирот.

Ежегодно целевым порядком администрацией области выделяются средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей, в том числе и опекаемых.

Необходимость разработки специальных мер для улучшения условий жизни детей, лишившихся родительской опеки обусловлено, прежде всего обострением проблемы социального сиротства, вследствие падения престижа семьи, переживающей большие экономические трудности, роста внебрачной рождаемости и увеличения количества родителей ведущих асоциальный образ жизни.

Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в противоречии с гарантированным каждому ребёнку правом на семью и характеризуется рядом недостатков:

- отсутствие контакта в социально-культурной сфере, прочных связей с миром, сотрудничество с различными социальными институтами, закрытость, замкнутость воспитанником на специфических внутренних проблемах, что затрудняет их постинтернатную социальную адаптацию;

- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

- не приспособленность большинства зданий интернатов к длительному и постоянному пребыванию в них большого количества воспитанников, недостаточное персонифицированноть помещений и оборудования вследствие чего у детей развивается эмоциональная глухота, т.е. невосприимчивость к чужому горю, конфликтность, иждивенчество, отсутствие инициативы, а также ряд других специфических негативных проявлений;

- неразборчивость методик организации воспитательного процесса в интернатных учреждениях в том числе направленных на психологическую реабилитацию детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса из-за развода родителей, болезни и других причин помещения ребёнка в интернатное учреждение;

- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;

- не совершенство законодательной базы, в силу чего право взрослого на ребёнка превалирует над правом ребёнка на семью и наличие биологических родителей препятствует усыновлению даже тогда, когда ребёнок фактически является брошенным.

Целью программы является:

- создание оптимальных условий для обеспечения каждому ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, гарантированных прав на семью, уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного и духовного развития;

- разработка комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в современном обществе.

Программа предусматривает решение следующих первоочередных задач:

- сдерживание распространения социального сиротства;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение правовых гарантий и механизма реализации льгот на трудоустройство, жильё, образование и социальную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение правовых гарантий выпускников государственных интернатных учреждений на трудоустройство, жильё и иные закреплённые законодательством льготы;

- координация действий всех государственных и не правительственных организаций и служб, оказывающих поддержку нуждающимся в защите своих прав детям, в том числе и на региональном уровне;

- создание научно-методической базы социальной защиты детства, в том числе подготовка и переподготовка кадров для работы в государственных интернатных учреждениях и в альтернативных;

- создание системы учреждений для поддержки детей и родителей, оказавшихся в экстремальной ситуации;

- совершенствование материально-технической базы, существующих воспитательных учреждений для детей-сирот, и детей лишённых родительской опеки.

Таким образом, социальное сиротство как широкое социальное явление - отражение и порождение общих социально-экономических процессов в России. Мощным источниками социального сиротства является увеличение семей «социальной группы риска», числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, беспризорных и безнадзорных детей. Растет количество детей-сирот нуждающихся в полноценном воспитании. И семейные формы воспитания самый наилучший вариант решения социализации детей-сирот. В этом поможет приемная семья или патронатная семья. Для воспитания в таких детях чувства ответственности, любви, понимания и сопереживания, нужен личный пример каждого взрослого, с которым будет общаться ребенок.

Также рассмотрена мной программа «Дети-сироты», где приняты специальные меры по улучшению условий жизни детей, лишившихся родительской опеки, и возникновение этой программы обусловлено, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи.

В этой главе я рассмотрела основные характеристики детей-сирот, преимущества воспитания их в приемных и патронатных семьях. Функции семьи, роли ребенка в семье, возможности усыновления и патронирования детей-сирот. Процедура оформления документов, перечисления лиц которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, патронатными воспитателями. Что нам дает возможность более детально продумать PR- кампанию в этом направлении. Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами PR-технологий влияющими на сознание населения Ярославской области.

Глава II. Исследования форм презентации и содержание информации о детях-сиротах в СМИ

II.1 Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот

При исследованиях публикации, посвященных детям-сиротам в региональных СМИ; «Городские новости», «Российская газета», «Северный край», «Юность», журнал «Народное образование» было выделено 5 основных тенденций:

1-я тенденция может быть охарактеризована как призыв к гражданскому немедленному включению в решение проблемы социального сиротства в виде различных форм помощи детским домам (с обозначением расчетных счетов детских учреждений);

2-я тенденция представляет собой своеобразное запугивание населения подробным описанием асоциальных поступков, которые совершили дети, оставшиеся без попечения родителей (проституция, убийства, кражи), с приписыванием им таких характеристик как грубость, жестокость, глупость, отягощенная наследственность;

3-я тенденция представлена в СМИ как использование феномена сиротства для усиления позиции того или иного политика в политической борьбе;

4-я тенденция представляет собой ярко выраженное отношение к детям-сиротам, как жертвам взрослой агрессии и взрослого безответственного поведения;

5-я тенденция предусматривает собой призыв к милосердию, актуализируя при том в сознании людей христианские традиции, издревле существующие в России.

Полученные предварительные данные позволили развернуть базовое исследование. Среди всего объема информации о детях-сиротах, которая представлена сегодня в печати, можно отметить, что наиболее часто упоминаются и освещаются следующие проблемы (большинство авторов считают эти проблемы ключевыми):

· детская беспризорность

· растущее количество детских домов

· альтернативные формы воспитания детей-сирот.

·

II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям

По мнению большинства авторов, детская беспризорность- это бич нашего времени. В современной России она произрастает на фоне глубокого экономического кризиса постоянно ухудшающего материальное положение всех слоев населения. В результате детские проблемы как бы отступают на задний план, ни о каком реальном приоритете охраны прав ребенка говорить не приходится.

В наиболее острых (пафосных) социально направленных статьях высказывается следующая позиция: издержки развития, и гнетущая социальная напряженность неожиданно породили феномен, с которым, казалось, в индустриально развитых странах было покончено еще в19 в. - современных беспризорников. Подчеркивается, что количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой от 1 до 4 миллионов. Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет о социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе.

В ряде статей делается акцент на то, что среди безнадзорных и беспризорных детей значительная часть - воспитанники интернатных учреждений. Из-за жестокого обращения постоянно растет число самовольных уходов детей из этих учреждений. Большинство бездомных детей городские жители (80%), в основном это дети из неблагополучных семей. Причины их отчуждения от семьи - жестокое обращение, нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве. У детей возникает ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.

Образ жизни беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует их ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже читать начинают учиться только в социально-реабилитационных. Для беспризорных детей характерна грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать. У большинства беспризорников наблюдаются психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства.

Безнадзорность, бродяжничество - одна из самых очевидных причин роста правонарушений, наркомании среди детей. Характерна тенденция автономизации детской преступности, усиления её организованности, укрепления связей с другими возрастными группами преступного мира.

Анализ текстов публикаций по теме беспризорности позволяет выделить две формы подачи информации:

A. Данная форма подачи информации о детях группы риска скорее пугает (они все - наркоманы, преступники, генетически неполноценны), заставляет сторониться этих детей, чем способствует оказанию реальной помощи. В роли негативной установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идеи о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ существа, потерявшего человеческий образ. На самом деле, в интернат или на улицу может попасть ребёнок любого социального слоя. К сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.

B. Данная форма подачи информации направлена на то, чтобы вызвать у читателей желание сопереживать, сочувствовать обездоленным детям. В ней нет предложений по решению проблемы беспризорности. Однако чувствительного к чужому горю, способного сопереживать читателя эта публикация может побудить к реальной помощи.

II.3. Отражение в СМИ проблем роста количества детских домов

Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Это воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Таким образом, Семейный кодекс РФ устанавливает приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, например, журнал «Народное образование» 2001 №7 в статье «Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей» публикует следующие данные: «последнее десятилетие в Российской федерации держится довольно стойкая тенденция: из 100 000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передается на воспитание в семьи, 30% устраивается на воспитание в детские интернатные учреждения». Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, но это означает, что «свыше 30 000 детей ежегодно передается на воспитание в учреждения». Ив настоящее время в России «насчитывается свыше 1000 различных интернатных учреждений, в которых воспитывается более 150 000 детей, большая часть которых могла бы быть потенциально устроена на воспитание в семью». Автор сетует на тяжелую социально-экономическую ситуацию, которая «не позволяет перераспределить уже имеющиеся финансовые средства, отсутствие продуманной политики в этом вопросе». Все это «не позволяет эффективно реформировать существующую систему устройства детей, обрекая многих из них на воспитание в условиях учреждения, а не семьи».

II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях

В последнее время в центральной прессе начинают появляться статьи, в которых обосновывается следующая точка зрения - воспитание детей сирот в приемных или опекунских семьях дает лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях. Отечественная и мировая практика доказывают: гарантии благополучного будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждении. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.

Как правило, эту позитивную идею защищают авторы специальных статей, опубликованных в журналах для профессионалов, а не для массового читателя, побуждая их задуматься об эффективности воспитания сирот в государственных учреждениях.

СМИ Ярославского региона не достаточно четко доносят до населения информацию о том, что сохранение семьи, как основного института позитивной социализации детей может рассматриваться, как национальная идея, объединяющее наше сегодняшнее общество.

В роли негативной установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идея о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ существа, потерявшего человеческий облик. На самом деле, в интернат или на улицу может попасть ребенок любого социального слоя. К сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.

В результате проведения данного исследования можно выделить следующие формы подачи информации о детях группы риска в СМИ:

· обвинение- государство и власть обвиняются в росте количества сирот и беспризорных;

· сочувствие - авторы публикаций стремятся выразить сочувствие и жалость к данной категории детей;

· отталкивающая форма подачи информации - текст больше пугает читателей, чем способствует оказанию реальной помощи детям, попавшим в беду. Эти сведения создают определенный общественный настрой по отношению ко всем детям из детских домов и интернатов, создавая им репутацию людей, которые в будущем станут обузой или угрозой окружающим;

· побуждение к действию - предлагаются возможные пути решения существующих проблем, призывы к активному участию в судьбах детей группы риска. Лишь специальные издания (по педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства детально, со всех сторон опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере. Может послужить примером отношение к детям- сиротам журнал «Защити меня!»: «Не клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно и во время вмешиваться и влиять на ситуацию». В подобных изданиях четко просматривается тенденция к действию - решению уже существующих проблем (4 млн. беспризорников, сироты при живых родителях, проблема социализации сирот, проблема их обучения, трудоустройства и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.

Многие наши сограждане считают, что эта проблема не касается их лично, что это дело государства или специалистов. Работу с общественным мнением надо начинать с изменения таких убеждений, и в этом нужно объединять усилия и специалистов, и СМИ.

II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативных формам их социализации

Социальная установка - это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающаяся определённым образом относительно данного объекта Платонов К.К. Структура и развитие личности/ Отв. ред. А.Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука. Институт психологии АН СССР, 1986. С.15..

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими учёными для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия. Позднее понятие социальной установки - аттитюда - вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъектных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определённые социально принятые способы поведения.

В отечественной психологии термин «установка» имеет своё значение, свою традицию исследования. Одним из первых в отечественной психологии проблемной установки занимался Д.Н. Узнадзе. Он определял её как целостное динамическое состояние субъекта, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Характеристиками установки являются: скорость и лёгкость формирования, а также амбивалентность (при одном когнитивном компоненте эмоциональный компонент может быть разным) и ригидность (установки с трудом поддаются переделке).

Формирование и изменение социальных установок происходит в процессе социализации. Социальные установки являются продуктом различных влияний, оказываемых на нас с раннего детства семьёй, друзьями во дворе, коллегами по работе и разнообразными другими социальными группами. Все наши суждения, оценки и убеждения формируются под влиянием личного опыта взаимодействия с другими людьми.

При изменении установок на человека также оказывают влияние межличностные контакты, но с возрастом усиливают своё влияние телевидение, радио, газеты и другие средства массовой коммуникации. В данном случае (с точки зрения Ж. Годфруа) имеет место убеждающая коммуникация. Эффективность убеждения установок зависит от многих факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента (то ест с нашей собственной личностью).

Таким образом, чем больше доверия внушает коммуникатор, тем легче убелить другого человека и вызвать изменение его установок. Именно поэтому информация о детях-сиротах, способствующая формированию позитивных установок по отношению к ним, должна поступать от уважаемых, авторитетных, имеющих достойную репутацию людей в заслуживающих доверия региональных СМИ.

Известно также, что чем привлекательнее и дружелюбнее человек, передающий информацию, и чем больше он похож на нас, тем большее влияние он может оказывать на наши установки. В отношении радио и телесообщений можно заметить, что чем убедительнее сообщение, тем быстрее меняется установка. Сообщение, однако, не должно слишком сильно отличаться по своему содержанию от мнения реципиента. С другой стороны, сообщение окажет более сильное воздействие, если удастся показать реципиенту, какие драматические события могут произойти, если он не изменит свою установку. Очень действительным в этом плане оказывается страх, к которому иногда прибегает реклама, - при условии, что предрекламные последствия носят правдоподобный характер, и что одновременно предлагаются новые реалистические решения проблемы. Но этих двух элементов недостаточно. Эффективнее всего, по-видимому, сообщение действует в том случае, если оно часто повторяется по радии или телевидению. Относительно реципиента важно отметить, что мы восприимчивее к тому сообщению, которое нас близко касается - с учётом сложившейся ситуации, насущных потребностей и преследуемых нами целей.

Рассмотрение влияния убеждающей коммуникации на изменение установок личности в данной работе имеет большое практическое значение, так как одной из перспективных целей в дальнейшем может стать разработка теле- и радиопрограмм с учётом выявленного содержания социальных установок населения.

Для изучения существующих социально-психологических установок населения Ярославской области по отношению к социальным сиротам и возможному участию в их социализации мной было проведено социальное комплексное исследование. Оно также позволило изучить формы подачи и содержание информации о детях-сиротах в средствах массовой коммуникации.

Исследование включало использование бланковых опросных методов (анкетирование значительной по объёму выборки), метода беседы, проективных рисуночных методов (для репрезентативной группы испытуемых).

Анкетирование проводилось с помощью специально подготовленной для этих целей анкеты. Анкета включает в себя 10 вопросов закрытого типа, т.е. для каждого вопроса предлагаются варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее соответствующие его собственному мнению. Если ни один из вариантов ответа не устраивает опрашиваемого, ему предлагается дать свой собственный вариант ответа.

Вопросы анкеты могут быть разделены на два смысловых блока. Первый - вопросы 2,5 и 9 - показывает, из каких источников люди получают информацию о детях-сиротах, и насколько они считают себя информированными по данной проблеме. Второй блок - вопросы 1,3, 4, 7, 8, 10 - позволяет выяснить установки респондентов по отношению к сиротам и различным способам взаимодействия с ними.

Разработанная анкета была предложена представителям основных социальных слоёв населения. Опрос всех категорий респондентов проводился в течении октября-декабря 2005года. После заполнения анкеты с респондентами проводилась беседа, позволяющая уточнить их ответы и представления. Всего в исследовании принимали участие 750 человек. В качестве респондентов выступали представители следующих слоёв:

· рабочие,

· пенсионеры,

· предприниматели,

· работники бюджетной сферы,

· государственные служащие,

· студенты.

Данные категории населения были выделены по следующим критериям: их представители принадлежат к различным возрастным группам, имеют различный по длительность опыт семейной жизни (и жизненный опыт в целом); они ведут различный образ жизни, имеют различную частоту и широту социальных контактов, уровень образования и материального достатка и, скорее всего, разные жизненные ценности в качестве приоритетных.

Я считаю важным соблюдение этих условий, так как отличия в ответах данных групп населения позволяет выявить, какое влияние оказывают перечисленные социальные и социально-психологические факторы на представления о проблемах детей-сирот в нашей стране и путях их решения. В частном общении большинство людей демонстрирует убеждённость в том, что практически любая проблема усыновления или патронирования детей-сирот, не решатся успешно из-за недостатка материальных средств у отельных семей или у государства. Весьма часто подобную точку зрения высказывают в приватных беседах и представители административных структур, в том числе и занимающиеся вопросами усыновления и опеки. Однако опыт других регионов нашей страны, а также зарубежный опыт показывает, что при принятии конкретного решения об усыновлении ребёнка-сироты решающими оказываются не материальные факторы, а психологические.

Анкетирование проводилось анонимно, количество вопросов, уточняющих какие-либо характеристики опрашиваемых (возраст, место работы ит.п.) было сведено к минимуму для обеспечения более высокой степени откровенности испытуемых. В анкете присутствует только один вопрос, касающийся социально-демографических данных - о количестве детей в собственной семье (для студентов - о количестве детей в родительской семье). Данный вопрос также задавался с целью подтвердить или опровергнуть существующие на рациональном уровне у большинства населения представление, что основным мотивом усыновления или патронирования ребёнка-сироты является отсутствие собственных детей. Вновь сославшись на опыт коллег в других регионах и зарубежный опыт, можно утверждать, что после того, как у взрослого человека складываются какие-то отношения с ребёнком-сиротой, именно они (отношения), а не наличие или отсутствие собственных детей определяют, будет ли это общение продолжаться и какие формы оно примет.

Вероятность реального участия в усыновлении или патронировании ребёнка-сироты представителями данных категорий населения также различна. Это позволяет сравнить точки зрения людей с разной степенью вовлечённости в проблему.

По результатам анкетирования большинство опрошенных во всех категориях населения описывают ребенка-сироту как несчастного, неаккуратного, жестокого, с низким интеллектом, замкнутого, но послушного. «Несчастность» как базовая характеристика приписывается ребенку-сироте практически в 100% случаев.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.