РУБРИКИ

Кредитный риск и способы его снижения

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Кредитный риск и способы его снижения

. увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;

. плохое состояние финансовых отчетов;

. принятие необоснованного риска;

. установление нереалистичных цен на продукцию;

. медленная реакция на ухудшение рыночных условий;

. слабый операционный контроль;

. отсутствие преемственности в руководстве;

. потеря важных клиентов;

. создание спекулятивных запасов;

. отсрочки замены устаревшего оборудования и т.д.

Если кредитный инспектор считает, что деловое и финансовое положение

Заемщика ухудшилось до степени, угрожающей возможности погашения кредита,

Банк может потребовать от Заемщика представить программу, исправляющую

ситуацию и предпринять меры, снижающие риск Банка.

Если программа, разработанная для исправления ситуации, негативно

оценивается Банком, Банк имеет право потребовать предоставления

дополнительного обеспечения кредита или произвести расторжение кредитного

договора.

В банке для осуществления контроля за ходом погашения кредита

формируется специальное кредитное досье, где сосредоточена вся документация

по кредитной сделке и все необходимые сведения о заемщике. Документы

группируются следующим образом:

- материалы по кредиту (копии кредитного договора, долговых обязательств,

гарантийных писем и т.д.);

- финансово-экономическая информация (финансовые отчеты, аналитические

таблицы, налоговые декларации; бизнес-планы и т.д.);

- материалы о кредитоспособности клиента (аналитические отчеты кредитных

инспекторов, сведения, полученные от других банков, ответы на запросы и

т.д.);

- документы по обеспечению кредита (договор залога, документы о передаче

прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т.д.);

- переписка по кредиту (переписка с клиентом, записи телефонных разговоров

и т.д.).

Конечная цель мониторинга - обеспечить погашение в срок основного

долга и уплату процентов по кредиту. Кредиты, по которым возникают

трудности с погашением, называются проблемными кредитами. Появление

проблемного кредита, как правило, не является неожиданным.

Проблемными, прежде всего, могут стать кредиты, риск по которым

является повышенным. Это процесс, который развивается в течение

определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии

заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей,

испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите

интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем

ситуация выйдет из под контроля и потери станут необратимыми. При этом

следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и

потерей процентов.

Ущерб, наносимый банку, значительно больше и он может быть связан с

другими обстоятельствами:

. подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и

непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков,

инвесторов и т.д.;

. увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды

требуют особого внимания кредитного персонала непроизводительного

расходования времени на поддержание статус-кво;

. повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения

возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности

операций;

. средства будут заморожены в непродуктивных активах;

. возникает опасность встречного иска должника к банку, который может

доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань

банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить

прямой убыток от непогашения долга.

Итак, как уже говорилось ранее, в случае отклонения от срока

возврата, оговоренного в кредитном договоре, или запланированного графика

погашения по кредиту, а также в случае других негативных изменений в

состоянии Заемщика предлагается переводить кредит в разряд “Специальный

контроль”. После чего возможно использовать следующую процедуру отработки

кредита.

Банк может сохранять кредит в статусе “Специальный контроль” в течении

10 дней. В этот период банк рассматривает различные варианты решения

проблемы. Если по истечении указанного срока проблема не устранена, однако

имеются основания ожидать возврат кредита, то кредит классифицируется как

проблемный и проводится работа по его отработке, если же таких оснований

нет, то кредит следует классифицировать как безнадежный и проводить

мероприятия по закрытию задолженности. В обоих случаях кредит переходит из

сферы контроля кредитной администрации в подразделение по работе с

проблемными активами.

Относительно всех проблемных кредитов должны применяться следующие

правила:

1. Проблемные кредиты не должны повторно финансироваться без убедительного

доказательства возможности возврата или “сильного” обеспечения.

2. Погашение задолженности по кредитам, признанной безнадежной к получению,

производится за счет фактически сформированного резервного фонда.

3. Проценты по безнадежным кредитам могут не начисляться и средства,

полученные от источника проблемного кредита направляются на сокращение

невыплаченных процентов и основной суммы долга.

Ответственность за управление проблемными кредитами и работа по

возврату задолженностей осуществляется подразделением по работе с

проблемными активам при поддержке юридического управления.

Подразделение по работе с проблемными активами целесообразно разделить

на два направления:

. Подразделение Интенсивного Попечения, которое осуществляет полный

мониторинг проблемных кредитов, а также разрабатывает и воплощает

программы отработки кредитов;

. Подразделение Реализации Долговых Обязательств, которое осуществляет

мероприятия, связанные с реализацией залога и/или других активов

Заемщика.

При признании кредита проблемным или безнадежным кредитное дело

Должника передается в Подразделение по работе с проблемными активами.

Сотрудник Подразделения принимает кредитное дело, на основании которого

открывается наблюдательное дело.

Если Банк заинтересован в создании возможности для возврата кредита,

он подписывает совместное соглашение по отработке кредита. Такое соглашение

разрабатывается на базе тщательного изучения финансового и делового

положения Заемщика, включая оценку влияния предусмотренной отработки на

восстановление финансовой и деловой стабильности, а также оценку

возможности погашения кредита после выполнения отработки кредита.

Соглашение обычно требует, чтобы Заемщик согласился с необходимостью

строгого контроля со стороны Банка за деятельностью Заемщика и четкого

прохождения отработки, взамен Заемщик получает возможность распоряжения и

контроля над операционными активами.

Соглашение по отработке кредита потребует принятия одной или

нескольких из следующих мер:

. нерентабельные виды деятельности должны быть прекращены;

. никакого нового инвестирования в оборудование и здания;

. сокращение заработной платы, включая выплачиваемую владельцам;

. сокращение числа рабочих мест;

. присутствие представителя Банка в Совете директоров предприятия;

. разработка нового графика погашения кредита, рассчитанного на более

длительный период;

. конверсия кредита, т.е. консолидация процентов и основных сумм по одному

или более кредитам и разработка нового графика погашения процентов и сумм

кредита с новыми процентными ставками;

. аннулирование штрафных санкций по просроченным кредитам;

. разрешение заемщику реализовать заложенное имущество (частично или

полностью), при условии направления денежных средств от реализации на

погашение долга;

. разработка схем деятельности заемщика с привлечением в данные схемы

других юридических организаций, заинтересованных в сотрудничестве либо

участвующих в производственном цикле, одним из звеньев которого является

заемщик.

Соглашение по отработке кредита должно быть предпринято только в

следующих ситуациях:

. соглашение по отработке кредита улучшает возможность погашения основной

суммы кредита;

. отработка кредита усиливает позицию Банка в отношении других кредиторов в

случае неуплаты задолженности и последующей ее выплаты, определенной в

судебном порядке;

. поступления от реализации обеспечения кредита кажутся недостаточными для

погашения суммы кредита и процентов по нему;

. реализация обеспечения по кредиту может повредить репутации банка;

. заемщик прекращает выплачивать проценты и основную сумму долга в

следствие чрезвычайных обстоятельств, которые им не могли быть

предвидены;

. заемщик ведет свои дела так, что это создает хорошие возможности для

восстановления финансовой стабильности;

. погашение кредита посредством реализации производственных активов

Заемщика нарушит его производственную способность и возможность погашения

кредита;

. банк считает, что соглашение по отработке кредита приведет к погашению

кредита и процентов по нему.

Банк может отменить свое решение по такому совместному соглашению по

отработке кредита и вернуться к условиям первоначального кредитного

договора, если:

. документация и обстоятельства, на которых основывается соглашение,

являются фальшивыми;

. условия соглашения не выполняются заемщиком;

. активы заемщика реализованы без согласования с банком;

. заемщик осуществляет юридические изменения статуса собственности

предприятия без согласования с банком;

. имеет место реализация залога другими кредиторами, что ослабляет шансы

возвратности кредита;

. в согласованный срок не началось погашение задолженности в нарушение

подписанного соглашения;

. не предоставляется достоверная либо предоставляется противоречивая

информация о деятельности заемщика.

Если банк убежден, что возможное совместное соглашение по отработке

кредита скорее всего не принесет положительных результатов, то кредит

классифицируется как безнадежный, и банк приступает к закрытию

задолженности.

В особых случаях Банк может рассматривать возможность преобразования

всего или части кредита в акции предприятия.

С целью погашения задолженности производится проработка и реализация

схем по изъятию имеющегося имущества, реализация имущества, работа с

дебиторами должника, а также осуществляется контроль за движением средств

на счетах должника и применяется процедура выставления претензии должнику.

Реализация имущества может быть осуществлена одним из перечисленных

ниже способов:

. Реализация имущества судебным исполнителем или органом приватизации.

Реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание

производится судебным исполнителем на основании исполнительного листа

суда, приказа арбитражного суда, или исполнительной надписи нотариуса в

установленном порядке. В случае обращения взыскания на имущество

государственного предприятия (открытого акционерного общества, созданного

в процессе корпорации, все акции которого находятся в государственной

собственности) реализация заложенного имущества производится на этом же

основании соответствующим органом приватизации.

. Реализация имущества путем заключения договора о переводе долга (в

настоящее время запрещена Указом Президента «О мерах по повышению

ответственности за расчеты с бюджетами и целевыми фондами»). Как

альтернативный вариант погашения задолженности за счет средств,

вырученных от реализации заложенного имущества, ранее было возможно

использовать заключение договора о переводе долга с переходом заложенного

имущества в собственность нового должника, который погашает задолженность

первоначального должника в обмен на получаемое в собственность имущество

на условиях 100% предоплаты.

. Реализация имущества путем заключения договора купли-продажи. Для того,

чтобы реализовать залог по кредиту, когда обеспечением является

недвижимость и транспортные средства, для возврата кредита банк может

заключить договор купли-продажи между банком и заемщиком - собственником

залога по кредиту в соответствии со статьями 224-227 Гражданского кодекса

Украины. В случае других видов залога по кредиту, не требующих

официальной перерегистрации, составляется акт приема-передачи между

банком и собственником залога.

При обращении взыскания на имущество, выступающее предметом залога и

обеспечивающее обязательства заемщика по возврату кредита, у банков часто

возникают сложности.

В статье 20 Закона «О залоге» указано, что «обращение взыскания на

заложенное имущество осуществляется по решению суда (арбитражного или

третейского), на основании исполнительной надписи нотариуса, если иное не

предусмотрено законом либо договором». Исключение предусмотрено для

государственных предприятий, либо предприятий, не меньше 50% которых

находятся в государственной собственности – обращение взыскания на

заложенное имущество этих предприятий осуществляется только по решению

суда, либо арбитражного суда.

На первый взгляд такие изменения предоставляют залогодержателю

возможность обращать взыскание на залог любыми способами, предусмотренными

договором, вплоть до одностороннего волеизъявления залогодержателя. Однако

воспользоваться данной возможностью в силу своих фантазий не так легко, как

хочется измученному не возвратами кредитору, поскольку статьей 349 ГПК

предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые признаются

исполнительными и подлежат исполнению судебными исполнителями в

соответствии со ст.350 того же ГПК.

Остановимся на некоторых из них.

. Исполнительная надпись нотариуса – удовольствие не из дешевых, за радость

обладания таким документом необходимо уплатить государственную пошлину в

размере 2% от суммы, на которую обращается взыскание.

. Решение арбитражного суда об обращении взыскания на имущество обойдется

кредитору еще дороже – 5%, т.к. согласно информационного письма

арбитражного суда №01-8/732 от 16.10.95, данный спор относится к

категории споров имущественного характера. Несмотря на это письмо,

некоторые арбитражные суды придерживаются другого мнения - существуют

прецеденты уплаты госпошлины по таким спорам в сумме 5 необлагаемых

налогом минимумов. Однако Инструкция «О порядке исчисления и взимания

государственной пошлины» к заявлениям неимущественного характера относит

требования, не подлежащие стоимостной оценке, при обращении же взыскания

на предмет залога приходится указывать сумму его оценки, предусмотренную

договором залога, таким образом вопрос о характере данного заявления

является спорным и во многом зависит от субъективного мнения судьи.

После осуществления одного из вышеуказанных мероприятий

залогодержатель вправе обратиться к судебному исполнителю, который должен

осуществить реализацию имущества и в случае реализации оплатить также его

расходы в размере 5%.

Зачастую вероятность быстрой и эффективной реализации залога и

компенсации осуществленных затрат по обращению взыскания на залог, а также

погашения задолженности по кредитному договору довольно мала и ставит под

вопрос целесообразность вложения капитала в столь сомнительное предприятие.

Возможность воспользоваться ст.17 ЗУ «О залоге», разрешив залогодателю

продать заложенное имущество с переводом долга на приобретателя имущества,

также находится под вопросом, поскольку в случае принятия Верховной Радой

Украины Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты

Украины по вопросам, которые пытался решить злополучный Указ Президента «О

мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и целевыми

фондами», осуществление данной операции может стать невозможным.

Однако в той же 20 статье Закона «О залоге» упоминается такое понятие

как решение третейского суда. В соответствии со ст.12 АПК подведомственный

арбитражным судам спор может быть передан сторонами на рассмотрение

третейского суда, кроме споров о признании недействительными актов, а также

споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и

исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением

государственных потребностей. Кроме того, как было отмечено выше, Законом

Украины «О залоге» (ч.6 ст.20) предусмотрено, что обращение взыскания на

заложенное имущество осуществляется по решению суда (арбитражного или

третейского суда).

В настоящее время деятельность третейских судов регулируется

«Положением о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между

объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями», утвержденным

постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР

30.12.75 г. №121, которое является действующим согласно Постановлению ВСУ

от 12.09.91 г.

Поскольку данное Положение не предъявляет определенных требований к

квалификации лиц, которые могут являться членами третейского суда, любой

банк-кредитор может создать у себя третейский суд из лиц, которых сочтет

компетентными в данных вопросах. Конечно, в целях снижения риска признания

такого решения не соответствующим нормам действующего законодательства,

имеет смысл, чтобы в составе суда хотя бы один судья имел юридическое

образование. Ст.91 АПК Украины предусмотрено, что законность и

обоснованность решения, определения, постановления арбитражного суда,

третейского суда может быть проверена в порядке надзора по заявлению

стороны, по протесту прокурора или его заместителя – в срок не позднее 2-х

месяцев со дня принятия решения.

Споры могут передаваться на рассмотрение третейского суда лишь после

принятия сторонами мер к непосредственному их урегулированию (в

претензионном порядке). Однако следует учесть, что в соответствии с ч.4

ст.5 АПК споры об обращении взыскания на заложенное имущество не требуют

доарбитражного урегулирования, кроме того, согласно п.20 Положения

государственная пошлина по делам, рассматриваемым в третейских судах не

взимается, в чем и заключается прелесть применения такого органа

осуществления правосудия, как третейского суда.

Поскольку Положение не предусматривает государственной регистрации

третейского суда необходимо лишь в договоре залога предусмотреть передачу

спора на рассмотрение такого суда, а также указать: предмет спора,

наименование выбранных судей, получить согласие судей на их избрание.

Спор подлежит рассмотрению в третейском суде в срок не более месяца,

исчисляемого со дня передачи искового заявления третейскому судье, что

также экономит время кредитора, т.к. арбитражный суд обязан рассмотреть

спор в двухмесячный срок, кроме того, необходимо учесть меньшую

загруженность третейского суда и его заинтересованность в быстром

рассмотрении дела. Дело, рассмотренное третейским судом, в 5-дневный срок

после вынесения решения сдается для хранения в арбитражный суд по месту его

рассмотрения.

Решение третейского суда выносится после исследования всех

обстоятельств дела. Когда суд состоит из трех или более судей, решение

выносится по большинству голосов. Сторона, считающая, что вынесенное

решение противоречит закону, вправе в месячный срок со дня вынесения

решения обратиться к Председателю арбитражного суда, в котором хранится

данное дело, с заявлением о проверке правильности решения третейского суда.

И самое главное - в соответствии с п.14 Положения решение третейского

суда является окончательным и обязательным для исполнения всеми

предприятиями, организациями, объединениями в срок, установленный в

решении, кроме того, в соответствии со ст.349 ГПК решение третейского суда

является исполнительным документом и может быть передано для исполнения

судебному исполнителю.

Таким образом, использование решения третейского суда для обращения

взыскания на залоговое имущество, а также при разрешении споров между

субъектами предпринимательской деятельности сокращает временные и

материальные затраты заинтересованных сторон и может принести ощутимую

пользу кредиторам.

заключение

Масштабные структурные преобразования в экономике, на которые нацелена

Украина, невозможны без соответствующего финансового обеспечения, что

обуславливает обязательное повышение роли банковских формирований как

непосредственных участников осуществляемых преобразований.

Улучшение инвестиционного климата требует увеличения денежной массы,

прежде всего, за счет банковских кредитов. Для того, чтобы кредит заработал

в полной мере, необходимы условия, при которых банки могли бы брать участие

в здоровой коммерции и решались на оправданный риск. Такими условиями

считается преодоление инфляции, уменьшение кредитных ставок, ослабление

налогового давления, усовершенствования законодательной базы и концентрация

капитала, предназначенного для инвестиций. И главенствующая роль в решении

этих и связанных с ними проблем, должна принадлежать банковской системе.

Новые задачи и условия работы определяют важность изучения банками внешних,

внутренних, коммерческих рисков своих операций.

Кредитный риск - это стоимостное выражение вероятностного события

ведущего к потерям, возникающим при невозврате кредита. В настоящей

дипломной работе были рассмотрены некоторые аспекты кредитных рисков и

методы их минимизации.

Помимо способности банка оценивать кредитный риск, банк должен

правильно определять величину риска, который он может на себя взять.

Отправной точкой здесь является величина капитала банка. Часть собственных

средств, которую банк может направить на покрытие возможных потерь по

кредитам, определяет величину допустимого для банка кредитного риска.

Банк должен быть в состоянии поддерживать кредитный риск своих

операций на определенном уровне. Это является самым главным условием

управления кредитным риском.

Принятие решения о кредитовании - это вопрос персональной оценки,

которая должна быть проведена в рамках общей политики банка в отношении

баланса между прибыльностью и ликвидностью.

Комплексная оценка кредитного риска возможна на основе многофакторного

анализа кредитоспособности клиентов банка и кредитного портфеля банка, т.о.

анализ кредитного портфеля во многом построен на основе анализа

кредитоспособности клиентов и позволяет выявить совокупный риск и долю

рисковых кредитов в общем объеме банковских ссуд.

Для внедрения в практику опробированных методов оценки кредитного

риска требуется более обширная информация о клиенте, чем та, которой

располагает банк, а также оснащение банков соответствующим программным

обеспечением.

По моему мнению, существует ряд вопросов, постановка которых в целом

сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.

В условиях развитого рынка объективную оценку надежности партнера

банка дают независимые организации, сеть которых значительно развита.

Необходимость развития таких организаций представляется очевидной и для

банковского дела Украины.

В настоящее время в нашей стране отсутствует отлаженная система сбора

информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и

не погашенных ими кредитах. В странах с развитой экономикой существуют

службы, которые занимаются указанной деятельностью. Всякий банк, желающий

получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму

кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе.

Создание подобной системы в Украине на государственном уровне, а не на

уровне отдельного банка, позволит значительно укрепить стабильность всей

банковской системы.

Огромные неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой

моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале

развития рыночных отношений к своей кредитной политике.

При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика

важны все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным

отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и

все возрастающий украинский опыт.

Представленная в настоящей дипломной работе система организации

процесса минимизации кредитных рисков может применяться сотрудниками

кредитных подразделений банков для повышения качественного уровня

управления кредитными рисками, что будет способствовать укреплению

украинской банковской системы.

cписок литературы

1. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 21.04.91г.

2. Закон Украины «О залоге» от 2 октября 1992 г.

3. Положение Национального банка Украины “О кредитовании”, утвержденное

постановлением Правления НБУ 28 сентября 1995 г. №246, регистр. №299 от

28.09.95г.

4. Инструкция НБУ № 10 «О порядке регулирования и анализ деятельности

коммерческих банков», утвержденная постановлением Правления НБУ от

30.12.96г. № 343.

5. Положение НБУ «Про порядок формирования и использования резерва для

покрытия возможных потерь по кредитам коммерческих банков», утвержденное

от 29.09.98г.

№ 323.

6. Основы банковского дела./ Под ред. Мороза А.Н. — К.: Издательство Либра,

1994. – 330 с.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы медеджмента. - М: Дело, 1992

8. Никбахт Э., Гроппелли А. Финансы. Киев, Издательство «Основы» 1993 г.

381 стр.

9. Питер С. Роуз. Банковский менеджмент. М. «Дело» 1995

10. Шарова Т. Управление валютными рисками, Киев, 1994 г.

11. Усоскин В.М., Современный коммерческий банк. Москва, ИПЦ “Вазар-Ферро”

1994 г

12. Полфреман Дэвид, Филипп Форд. Основы банковского дела. – М.: РоСТо,

1996.

13. Ру Д., Сулье. Фінанси підприємства. – К.: Либідь, 1995.

14. Рид Э., Коттер Р., Смит Р. Коммерческие банки. - М.: Космополис, 1991.-

480с.

15. Банковский портфель-1. Москва, “Соминтэк”, 1994 г

16. Банковский портфель-2. Москва, “Соминтэк”, 1994 г

17. Банковский портфель – 3. - Москва, “Соминтэк”, 1995.

18. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия,

планирование. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997г.

19. Финансово-кредитный словарь, Москва, “Финансы и статистика”, 1994г.

20. Гратовый П.Г., Петрова С.Н., Б.Б. Хрусталь, Риски в современном

бизнесе. М., 1994

21. Банковское дело./ Под ред.Лаврушина О.И. — М.: РоСТо, 1992.

22. Барановский А. Кредитная деятельность отечественных банков.//Украина

BUSINESS. – 1997, -- №23-24, с.10.

23. Синки Дж. Управление финансами в коммерческих банках. – М.: 1994г.

24. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. – К.: Вік, 1993.

25. Price Waterhouse. An Introduction to Credit Risk Management. – 1992.

26. Беренс, Хавранек. Руководство по оценке эффективности инвестиций. –

М.:Прогресс, 1998г.

27. Бор З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия,

планирование. – М.: Международные отношения, 1997.

28. Івасів Б. Кредитний механізм і деякі його форми. // Вісник НБУ. – 1998,

-- листопад.

29. Карогодова О.,Распутина Л. Проблема кредитування і шляхи її вирішення.

// Банківська справа. – 1997,-- №6.

30. Меджибовська Н.С. Дати кредити і не збанкротувати. // Вісник НБУ. –

1996, -- №5,

с. 69-73.

31. Науменкова С. Роль банківських установ у інвестуванні економіки. //

Банківська справа. — 1997, -- № 5, с. 46-55.

32. Трифф А. Инвестиционная и кредитная деятельность коммерческих банков. –

М.: Международные экономические отношения, -- 1997.

33. Руководство по проектному анализу// Институт экономического развития. –

1994.

34. Малкольм Д. Робби. Коммерческий кредит и контроль // Украинская

финансово-банковская школа в сотрудничестве с Группой европейских

сберегательных банков.

35. Банковское дело. Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой

научно-консультационный центр, 1992.

36. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А.,- М.:

"Экономика", 1993.

37. Лео Шустер. Управление банковскими рисками.//Проблемы теории и практики

управления. – 1993, - № 4. – С.100.

38. Гамидов Г. Н. Банковское и кредитное дело. - Москва: ЮНИТИ, Банки и

биржи, 1994.

39. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е.. Кредиты. Инвестиции. -

Москва,1995.

40. Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы. Денежное

обращение. Кредит. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

41. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика/Финансы. - 1995. - №2.

42. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной

политики/Деньги и кредит. - 1997. - №7.

Приложение 1

ВОЗМОЖНЫЕ КРЕДИТНЫЕ РИСКИ И ИХ СМЯГЧЕНИЕ

|Требуемая информация |Возможные риски |Смягчение риска/ Возможные действия банка |

|1. Заемщик | | |

|Правовой статус Заемщика |Обращение в суд |Рассмотреть процесс регистрации |

|Форма организации |Отвлечение денежных средств |Установить сокращение обязательств по |

|Отношение с дочерними фирмами |дочерним фирмам |дивидендам |

|История Заемщика |Обязательства выплаты дивидендов |Установить невыполнение обязательств по |

| | |кредитному соглашению |

| | |Запросить консолидированную финансовую |

| | |отчетность |

|Корпоративное управление |Менеджмент не имеет достаточных |Проверить устав юридического лица |

|Устав юридического лица |полномочий |Установить полномочия Заемщика |

|Полномочия администрации |Нет эффективного контроля компании|Установить полномочия по ведению |

|Структура управления | |переговоров |

| |Учредительные документы содержат |Обеспечить контроль управления |

| |нетипичные финансовые |Требовать участия представительства Банка |

| |обязательства |по месту выполнения контракта |

| |Чрезмерная концентрация полномочий| |

|Обязательства учредителей |Чрезмерный денежный поток в |Установить соответствующий вклад капитала |

|Соглашения акционеров |недивидендной форме |Обеспечить участие акционеров через |

|Соглашение о выплатах |Учредители, не имеющие достаточных|Соглашение между акционерами |

| |средств для участия в проекте |Предоставить банку акции в залог |

|Обязательства Заемщика |Непредвиденные затраты |Субординировать другие выплаты по |

|Внепроектные активы/пассивы |Внепроектные денежные потоки |обслуживанию долга |

|Судебное разбирательство/ |Скрытые дивиденды |Установить соглашение о ценообразовании на |

|страховые иски |Неэкономические обязательства, |коммерческой основе |

|Трансфертное ценообразование |выполненные во время закупки |Применить сокращение обязательств по |

|Лицензионные соглашения по |(например, нет излишек в течение |дивидендам |

|использованию технологии |5 лет) |Обеспечить меры предосторожности по |

|Непроизводственные платы | |непредвиденным обстоятельствам |

|Обязательства приватизации | |Установить ограничения на роялти/ гонорары |

| | |Рассмотреть Соглашения по приватизации |

|Обязательства сообщества |Дополнительный отток средств |Рекомендовать перенести социальные |

|Заемщика |Заемщика |обязательства на альтернативные |

|Обязательства по |Потеря трудоспособности |поставщик услуг |

|здравоохранению | |Определить количество и лимит затрат на |

|Обязательства по | |обязательства |

|трудоустройству | |Подтвердить текущее обязательство |

|Обязательства местного | | |

|сообщества | | |

|Пенсионные | | |

|обязательства | | |

|2. Рынок | | |

|Продукт |Неприбыльный производственный микс|Назначить проверку продукта консультантом |

|Продуктовая группа | |по производственным вопросам |

|Рыночная ниша/ Цена |Износ продукта |Интервьюировать заказчика / поставщика |

|Срок годности продукта | |Провести проверку запасов |

|Прибыльность продукта | | |

|Природа рынка |Жесткая природа рынка по сравнению|Привести в соответствие валюту займа с |

|Экспорт или внутренние продажи |с формированием неконвертируемой |валютой формирования денежных средств |

|Степень регулирования/картели |валюты |Установить долгосрочные контакты на продажу|

|(свободная цена в сравнении с |Недостаточный денежный поток | |

|контролируемой) |Высокие барьеры к прибыльной |Определить более высокие требования к |

|Степень конкурентной |операции через регулирование и |капиталу |

|концентрации |/или высокую концентрацию |Ограничить долг к источникам денежных |

| | |потоков в твердой валюте |

|Перспектива рынка |Недостаток гибкости |Установить более короткий срок займа |

|Изменения в характеристиках |ценообразования |Определить более высокие требования к |

|спроса и предложения |Короткий технологический цикл |капиталу |

|Доля рынка |Конкуренты с более низкой |Провести независимый анализ рынка |

|Конкуренция |структурой затрат | |

|Будущие прогнозы | | |

|технологические требования | | |

| | | |

|3. Основные затраты и | | |

|потребляемые материалы | | |

|Основные источники и |Непостоянные поставки и цена сырья|Проверить долгосрочные контракты на |

|обеспечение поставок | |поставку сырья и энергии |

|Товары в сравнении с |Потери в поставках сырья |Установить причины прерывания страхования |

|дифференцированным |Более высокие производственные |бизнеса |

|ценообразованием |затраты |Проверить контракты по транспортным |

|Закупочная политика | |поставкам |

|Транспортировка | | |

|Финансовое состояние | | |

|поставщиков | | |

|Доступность и цена энергии | | |

|Перспективы с Профсоюзами | | |

|Существующие по сравнению с | | |

|будущим субсидии | | |

|(например , энергия) | | |

|Управление запасами и контроль |Высокие затраты на запасы |Требовать управленческих отчетов |

|Политика оценки запасов |Прерывание производственного |Требовать отчеты по запасам |

|Производство и мощность |процесса | |

|Месторасположение |Переоцененные запасы | |

|Производственная мощность и |Увеличенные затраты | |

|гибкость | | |

|4. Менеджмент | | |

|Структура управления |Потеря доходов |Ключевые контракты по вопросам управления |

|Мотивация |Возросшие затраты |Рассмотрение Советом возможностей |

|Ответственность/отчетность |Высокая текучесть кадров |управления |

|Обязательства (см. контракты) |Недостаточный финансовый контроль |Рассмотрение программ компенсации |

|Компетенция | | |

|- финансовая | | |

|- техническая | | |

|- коммерческая | | |

|Управленческий контроль |Потеря доходов |Рассмотрение систем управления и контроля |

|Информационные системы |Возросшие затраты | |

|Основные взаимоотношения с |Потеря доходов |Установить более высокие требования к |

|клиентами |Меньшая гибкость в ценообразовании|капиталу |

|Концентрация | |Рекомендовать торговую диверсификацию |

|Лояльность |Неплатежи клиентами |Обеспечить меры предосторожности от потерь |

|Финансовая устойчивость | |по дебиторской задолженности |

|клиентов | |Установить новые(с нуля) договора |

|Контроль поставщиков | | |

|Доставка механизмов |Потребности в увеличенном рабочем |Рассмотреть контракты |

|Дистрибьюторская сеть, |капитале |Установить более высокие требования к |

|например, оптовая/розничная |Потеря доступа к рынку |капиталу |

|торговля | |Согласовать финансирование обязательного |

|Условия торговли | |рабочего капитала из внешних источников |

|Условия платежей | |Установить долгосрочные торговые контракты |

|5. Инвестиционная программа | | |

|Мотив инвестиционной программы |Инвестиционная программа не |Нанять консультанта по производственным |

|Подходящая технология |достигнет проектных целей |вопросам/советника, если приемлемо |

|Имеет ли она экономический |Неприемлемая технология | |

|эффект | | |

|Пилотные обязательства | | |

|Выполнение инвестиционной |Инвестиционная программа по типу |Требовать поэтапного выполнения |

|программы |“русская рулетка” увеличивает риск|инвестиционной программы |

|Временные рамки | |Установить лицо, исполняющее |

|Опыт разработчика и финансовая |Временные задержки приводят к |гарантии/штрафные санкции |

|устойчивость |более высоким рискам или |Требовать соглашения по поддержке проекта |

|Пределы |превышению затрат |Взять на себя обязательство, связанное с |

|Детали контракта |Фонды банка отвлечены от |выплатами по распискам |

| |инвестиционной программы | |

|Стоимость инвестиционной |Превышение затрат |Консультироваться с советником по |

|программы |Оптимистические тесты на |производственным вопросам |

|Адекватные затраты на |чувствительность |Требовать увеличения доли собственного |

|оборудование |Неэффективный контракт на поставку|капитала |

|Непредвиденные выплаты |товаров и услуг |Установить фиксированную цену контрактов |

|Детали тендерного процесса |Неадекватная капитализация |Сравнение затрат с нормами по отраслям |

|Рост стоимости | |промышленности |

|6. Налоги и контроль | | |

|Экологические нормативы |Изменения в нормативном режиме |Обеспечить соответствие займа текущим |

|Торговые пошлины |увеличит затраты или сузит рынки |нормативам |

|Налог с оборота |Штрафные санкции за неисполнение |Обеспечить фиксированные цены на весь срок |

|Ограничение экспорта | |займа |

|Контроль цены | | |

|Общие нормативы по охране |Изменения в нормативном режиме |Рассмотреть текущие и предложенные |

|окружающей среды |увеличит затраты или сузит рынки |национальные/ ЕЭС нормативы |

|Нормирование труда |Штрафные санкции за неисполнение | |

|Охрана труда | | |

|Пенсии | | |

|Налоговый режим |Изменения в нормативном режиме |Рассмотреть национальное текущее и |

|По операциям/продажам |увеличит затраты или сузит рынки |предложенное налоговое законодательство |

|По фирме |Штрафные санкции за неисполнение | |

|Изменение в налоговых ставках | | |

|Нормативы по охране окружающей |Изменения в нормативном режиме |Экологический аудит |

|Среды |увеличит затраты или сузит рынки |Рассмотреть текущие и предложенные |

|По текущим и предложенным |Штрафные санкции за неисполнение |национальные и региональные нормативы |

|операциям | | |

|Затраты на обязательства | | |

|предыдущих периодов | | |

|7. Финансовые | | |

|Аудит финансовых счетов за 3 |Ложная или вводящая в заблуждение |Требовать аудирование финансовых счетов, |

|года |отчетность об активах, пассивах и |основанное на международных бухгалтерских |

|Баланс |прибыли |стандартах |

|Налоговая декларация (продажи, |Неадекватные резервы на | |

|прибыль, капитал и т.д.) |обязательства | |

|Отчет о прибыли |Благоприятные бухгалтерские | |

|Источники и использование |соглашения | |

|фондов | | |

|Аудиторское заключение | | |

|Проформа финансовых прогнозов |Непредвиденные риски потенциальных|Требовать увеличение доли капитала |

|проекта |убытков при изменении валютного |Сократить размер или стоимость проекта |

|На срок займа |курса | |

| |Неадекватный денежный поток по | |

| |обслуживанию долга | |

|Система финансовой отчетности |Нет текущей осведомленности о |Обеспечить подтверждение аудитора |

|Рассмотрение международных |финансовом состоянии |Требовать поквартальный баланс и отчет о |

|систем и контроля |Неадекватные финансовые данные |прибыли |

|Пересмотреть аудитора компании | |Требовать годовой независимый аудит |

|Финансовые обязательства и |Низкая ликвидность |Установить финансовые обязательства, |

|непредвиденные обстоятельства |Чрезмерный долг, обусловленный |ограничивающие будущие |

|Лизингодатель |отсутствием возможности выплаты |Проводить обсуждения с другими кредиторами |

|Банковские отношения | | |

-----------------------

кредитный риск

риск, связанный со способом обеспечения кредита

системный риск

форс-мажорный риск

риск, связанный с заемщиком

объективный

риск страховщика

риск предмета залога

риск гаранта

субъективный

юриди-ческий

гибе-ли

конъюн-ктурный

ликвид-ности

юри-диче-ский

субъе-

ктив-ный

объек-тив-ный

юридический

Анализ факторов риска

Разработка адаптивного к риску режима

Выбор стратегии управления риском

Определение целей управления риском

Выбор приемов предотвращения риска

Организация реализации адаптивного

режима

Выбор приемов снижения уровня риска

Оценка уровня риска

Выбор форм передачи риска

Анализ результатов управления риском

Контроль за ходом реализации адаптивного режима

Определение рынка и целевые рынки (как они определены в Стратегическом

плане)

Создание кредита

Переговоры

Одобрение

Оценка

Происхождение

. Рекомендующего сотрудника

. Старшего сотрудника

. Условия и сроки

. Погашение

. Оговорки

. Обеспечение

. Прочие

. Назначение

. Отрасль

. Управление

. Показатели

. Запрос клиента

. Открытые перспективы

. Клиент направлен снаружи

.

Документация и погашение

Погашение

Документация

. Документы действительны

. Документы правильно оформлены

. Составление юридич. проектов

. Пересмотр док-тов

. Проверка залога

. Проверка защитных оговорок

. Прочие

Управление портфелем

Погашается по плану

Погашение

Администрация

. Основной части долга

. Процентов

. Показатели

. Оговорки

. Залог

. Платежи

. Обзор кредитов

Непредусмотренные обстоятельства

Спасение

. Раннее обнаружение

. Стратегия

. Управление планом

Изменение сроков

Усилия по погашению

Юридические усилия

Реорганизация

. По основной части долга

. По процентам

Убытки

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.