РУБРИКИ

Управление рисками в коммерческих банках

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Управление рисками в коммерческих банках

Имеют место ограничения по кредитам для держателей ценных бумаг,

призванные повысить автономность банка и перевести в плоскость

практического применения критерии (в большей степени ориентированные на

рынок) для принятия верных решений по кредитам и инвестициям. Данные

изменения в корпоративном управлении банками не являются самодостаточными,

но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и

одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые

сложились до переходного этапа.

Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками

является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за

деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.

Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:

недостаточное число квалифицированных контролеров, способных проводить

инспекции на местах и внешний мониторинг;

малоэффективные информационные системы, задерживающие внешний контроль

в период ограниченных возможностей. В числе недостатков информационных

систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие

"горячих данных" и систем "раннего предупреждения". Кроме того, финансовая

информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних

инспекций.

При этом возможности имеющихся аудиторских структур, призванных

восполнять такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги;

контролеры часто не имеют полномочий, необходимых для решения того

или иного вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в

государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как

"логичные" в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и

выполняются старшими менеджерами;

контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных

вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к

управлению рисками.

В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой

поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на

увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования

процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в

программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых

регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью

превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые

требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и

программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и,

наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен

информационными потоками.

Следует выделить следующие основные проблемы в юридической и

регулирующей среде:

неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих

банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и

сервисных структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги);

неудовлетворительное состояние юридической основы и инфраструктуры,

относящейся к правам на собственность, обеспечению под залог, процедурам

ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.

Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие

кодексы и законодательные положения об обеспечении под залог,

неорганизованные или неполные регистры недвижимости, малоэффективную

систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный

набор внесудебных средств урегулирования споров; неадекватные

структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или

неадекватные схемы страхования вкладов, при которых гарантом выступает

лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи

банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки

рисков и кредитных потерь, оценки адекватности капитала и минимального

капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной

валютой, малообоснованные процедуры регистрации и отказа от

обязательств.

Юридические реформы направлены на решение некоторых (но далеко не всех)

проблем.

Новые, и - там где возможно - скорректированные банковские

законодательства привели к созданию двухъярусных банковских систем в

странах, для которых ранее была естественной моно банковская система. Эти

законодательства расчистили путь для частных и зарубежных инвестиций в

банковский сектор и одновременно заложили генеральные направления для

разумного менеджмента. Например, в некоторых странах, где развиваются

инвестиционные фонды приватизации и рынки ценных бумаг, дополнительные

законы или поправки могут оказать существенную помощь для гарантий по

банковским депозитам в зависимости от колебаний на рынках ценных бумаг и

снизить уровень риска для клиента. Этого можно добиться и в том случае,

если в обозримом будущем банки смогут действовать в качестве активных

агентов на рынках страхования, недвижимости, торгово-промышленного капитала

и ряда других рынков, в которых потенциально заложены значительный риск,

соразмерное распределение ресурсов и специализированная экспертиза

менеджмента.

Наряду с другими аспектами, связанными с банковским сектором,

полученными в наследство от социализма, странам с переходной экономикой

приходится сталкиваться с проблемой "оптимальных" рамок банковских

секторов, принимая во внимание диспропорции, восходящие к недалекому

прошлому, низкую нынешнюю эффективность финансовых институтов и необходимые

требования по лицензированию и критериям капитала.

Диспропорции, как правило, соотносятся с излишней "специализацией"

банков по секторам (сельское хозяйство, жилищное строительство,

промышленное производство), функциями (сбережения), территорией (привязка к

региону), а также ограниченными возможностями по диверсификации портфелей.

В странах с переходной экономикой отсутствует инфраструктура, которая

могла бы служить базой для операций по факторингу, аренде, страхованию,

недвижимости, взаимным фондам и затратам капитала на различные проекты,

созданию брокерской системы, агентств по управлению кредитами и многих

других небанковских институтов.

Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку

депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по

обслуживанию депозитов.

Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков; обеспечение

защиты депозитов на уровне стандартных государственных гарантий становится

недостижимым.

Законы о налогообложении часто отпугивают банки от разумной практики по

кредитным потерям. Банкам нужно разрешить изыскивать средства для покрытия

убытков по кредитам до выплаты налогов на прибыль, что заставит их

предоставлять более точные отчеты по прибыли, состоянию капитала и

резервов.

Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и

стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали

потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями

накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные

навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняли

управление рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих

операций.

Недостаточные возможности различных институтов, неквалифицированный

персонал и неадекватные юридические и регулирующие системы способны

серьезно подорвать положительные перемены, имевшие место на ранних стадиях

pекапитализации банковской системы России, несмотря на преимущества в виде

масштабной приватизации банков.

Достоинства и недостатки банковской рекапитализации

Достоинства

Уменьшается риск пролонгации кредитов и капитализации процентов, а

также снижаются стимулы банков к принятию на себя чрезмерного риска.

Рекапитализация должна побудить банки приступить к осуществлению планов

реструктуризации предприятий, финансирование которых они хотят продолжить,

а также попридержать кредитование предприятий, которые они считают

неплатежеспособными. При этом необходимо, чтобы банки были ориентированы на

рынок и брали на вооружение критерии коммерческой выгоды и

производительности, что наилучшим образом достигается посредством

приватизации.

Недостатки

В большинстве случаев рекапитализация проводится через выпуск

правительственных облигаций и, тем самым, повышается степень

государственного контроля над банками. Рекапитализация снижает стимулы

банков к ориентации на широкий рынок в деле распределения кредитов и общих

операций, увеличивает вероятность постоянных финансовых расходов.

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ

Ликвидность управляется чтобы обеспечить поддержание банком

требуемого уровня резервов в Центральном банке и гарантии

достаточной ликвидности для предполагаемых и неожиданных нужд.

Основная цель управления ликвидностью заключается в том, чтобы

всегда можно было бы удовлетворить потребность в наличных

средствах при разумных затратах. Как уже отмечалось выше,

потребности в наличных средствах могут быть удовлетворены за счет

истечения срока обязательств или продажи активов, а также путем

приобретения депозитов или дополнительного финансирования на рынках

денег.

Управление ликвидностью обязательств предполагает, в

основном, расширение, диверсификацию и количественную оценку

источников дополнительного финансирования. Увеличение числа тех,

кто готов предоставить фонды, знаком с банком и хотел бы

инвестировать в денежные инструменты банка, может расширить

возможность банка получать средства тогда, когда это оказывается

необходимым. Диверсификация типов источников финансов стабилизирует

возможности финансирования и уменьшает степень

концентрации финансов, которая может сделать банк уязвимым для

проблем, создаваемым крупным поставщиком средств для банка.

Количественное определение финансирования с потенциального

денежного рынка является неотъемлемой частью измерения ликвидности

в таких учреждениях. Банки , которые опираются на управление

обязательствами, должны иметь очень острое понимание

потенциальной хрупкости как денежного рынка, так и финансовых

условий основных источников финансирования на этих рынках.

Так же как и в случае риска по процентной ставке,

ликвидность может управляться для каждого типа валюты, с которой

работает организация. Работая в национальной валюте, организация

часто будет иметь возможность стучаться в двери центрального

банка для решения серьезных проблем, связанных с неожиданной

потребностью в ликвидных средствах либо, обеспечивая заем

подходящим залогом, либо приобретая заемные средства без

обеспечения. Эта функция центрального банка - выступать

кредитором в последней инстанции - редко доходит до

возможности предоставления средств в иностранной валюте. Если

национальная валюта не является свободно конвертируемой, для

иностранной валюты следует применять более консервативные способы

управления ликвидностью.

Чтобы быть готовым ко всякого рода неожиданностям с

ликвидностью в такой обстановке служба управления активами и

обязательствами разрабатывает планы на случай чрезвычайных

обстоятельств. В таких планах рассматриваются варианты худшего

сценария и разрабатываются стратегия решения подобных ситуаций.

Помимо разработки планов на случай чрезвычайных

обстоятельств те, кто управляет активами и обязательствами,

могут предпринять профилактические действия по повышению

уровня ликвидности, когда возникает вероятность для банка

развития именно такой ситуации. Например, можно продлить срок

действия обязательств для того чтобы.сократить потенциальную

потребность в наличных средствах в течение ближайшего временного

периода. Но для того, чтобы предпринять такое действие,

подразделение по управлению активами и обязательствами должно

быть полностью информировано о состоянии банка. Это обычно

подразумевает понимание качества портфеля займов.

Однако, часто бывает, что служба управления активами и

обязательствами узнает о серьезных трудностях, возникающих в связи

с кредитами всего лишь за несколько дней или даже часов до того,

как об этих трудностях становится известно всем. руководители,

ответственные за состояние кредитного портфеля, действуют таким

образом, чтобы затемнить ситуацию с ухудшением качества кредитов

до тех пор, пока эта ситуация не достигает критической точки.

Поэтому очень важна надежная внутренняя система связи, с тем

чтобы управление активами и обязательствами могло эффективно

использовать период между временем идентификации проблемы внутри

банка и временем, когда эти проблемы становятся известны за пределами

банка.

Измерение и ограничение риска процентной ставки и дисбаланса

ликвидности

Руководители должны по крайней мере использовать

сообщения о форвардных разрывах для оценки и контроля

банковского риска по процентной ставке и для управления

ликвидностью в иностранной валюте.

Измерение и ограничение кредитного риска

Объем кредитного риска при реализации контракта - это

абсолютная величина платежа, который должен быть сделан банком.

Величина кредитного риска, который существует до урегулирования

контракта, если таковой существует, зависит от движений курса

обмена валюты вслед за заключением контракта. Если курс меняется

в пользу банка, это порождает кредитный риск. Если курс меняется

против позиции банка, банк не имеет кредитного риска. До

заключения с контрагентом забалансового контракта по курсу обмена

иностранных валют руководителю следует оценить

потенциальный кредитный риск, который может появиться в течение

действия контракта. Чем дольше срок контракта и чем более

подвижен курс обмена, тем больший существующий кредитный риск по

отношению к номинальной стоимости контракта.

Для уменьшения кредитного риска банк должен отдельно

утверждать границы по урегулированию и границы по объему для

каждого контрагента, с которым банк заключает забалансовый

контракт по курсу обмена иностранной валюты. Такой границей

является предоставление общей кредитной линии клиенту в банке,

объем которой должен быть установлен кредитным отделом банка, а

не отделом иностранной валюты.

Помимо кредитного риска, присущего каждому такому займу, банк

таким образом невольно подвергается рискам курса обмена и процентной

ставки вследствие непредвиденных изменений своей позиции по иностранной

валюте.

Измерение и ограничение странового риска

В принципе все сделки, включающие возникновение

дебиторской задолженности в иностранной валюте, могут вызвать

страновой риск. Измерение и ограничение странового риска

предполагает управление всей дебиторской задолженностью, которая

должна быть погашена контрагентами в каждой стране. На практике для

контрагентов, действующих в странах с неконвертируемой валютой

или там, где существует потенциальная угроза возникновения нехватки

иностранной валюты, для контрагентов должны быть установлены ограничения.

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЯМИ ПО ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Совет директоров и высшее руководство банка должны определить,

должен ли банк и до какой степени проводить сделки в иностранной валюте.

Для многих банков ресурсы, требуемые для правильного управления

риском по иностранной валюте являются недоступными. Другие банки

рассматривают потенциальные риски, связанные с ведением сделок в

иностранной валюте, как риски, перевешивающие потенциальную прибыльность

бизнеса. Эти банки могут решить не действовать как ответственное лицо в

сделках с использованием иностранной валюты, а предпочтут пропускать

все необходимые их клиентам операции с валютой через корреспондентские

банки.

Там, где изменения курса обмена определяются рыночными

силами и где бухгалтерская и правовая системы сосредотачиваются на

результатах рынка, проведение банковских операций в иностранной

валюте опирается на разумную дисциплину.

Руководство должно считаться с рыночными силами. Оно должно

стремиться овладеть новыми навыками и учиться уметь оценивать

разумные риски и получаемое вознаграждение за допустимую степень

валютного риска иностранной валюты.

Руководители стремятся совершенствовать своевременность и

точность своих информационных систем чтобы облегчить для себя

возможность контролирования рисков и получения прибыли. Свободный

доступ к ликвидным рынкам позволяет банкам хеджировать

(страховать) позиции в иностранной валюте легко и эффективно,

обеспечивая основу для разумного управления риском. При этих условиях

банки могут считать приемлемым держать открытые позиции для

осуществления возможности предоставить клиенту необходимый заем и оказать

ему депозитные услуги, поскольку они имеют возможность быстро изменять эти

позиции, если в этом возникает необходимость.

Такие банки могут также осуществлять небольшие торговые операции

для того чтобы расширить свой доступ к рынкам контрагентов и

усовершенствовать свои знания условий рынка.

Такие условия не всегда существуют . Стоимость национальной

валюты часто контролируется государством, доступ к иностранной валюте

может быть ограничен, а правовой режим и система бухгалтерского учета

могут быть неэффективными. Те, кто руководит риском по курсу

обмена, не подвергается воздействию рыночных сил или влиянию внешней

дисциплины. Часто эти руководители имеют малый опыт и стремятся не

входить в постоянно меняющийся характер рынка. Часто трудно бывает

получить своевременную информацию по открытым позициям.

Недостаток информации делает ограничение риска бессмысленным. Эти

недостатки часто оказываются заметными только на этапе перехода

страны к более рыночно ориентированной системе или когда курс обмена

значительно пересматривается.

Для банков, которые решают заняться бизнесом, связанным с

использованием иностранной валюты, высшее руководство и Совет должны

гарантировать проведение операций в надежных условиях и в

соответствии с правилами и практикой. Масштаб операций и

принятие риска должны основываться на общем качестве

процесса управления риском и на характере валютных рынков в стране,

в которой работает банк и его контрагенты. Опыт и знания управления

банка и его персонала, своевременность и точность информационных

систем и эффективность установленных лимитов риска являются

ключевыми характеристиками качества процесса управления рисками.

Процесс управления риском должен поддерживаться надежными

бухгалтерскими процедурами, всесторонним внутренним контролем и

адекватной технологией.

УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Обязанности управления обменом иностранной валюты

должны быть определены четко и ясно. Обычно отдел

управления иностранной валютой (или другое подразделение) несет

ответственность за проведение сделок в иностранной валюте и

гарантирует соблюдение ограничений по риску. В зависимости от

размера организации отдел по работе с иностранной валютой или какое-

то четко выделенное для этих целей подразделение отвечает за

операции и за подготовку отчетов для руководства.

Ответственность за установление границ для контрагентов и

регулирование, в случае странового риска, должны быть интегрированы

в общем процессе одобрения на выдачу кредитов по банку. Такая

интеграция обеспечивает, что общий потенциальный риск, связанный

с высокой степенью концентрации заемщика/контрагента или

страны, управляется.

Политика и лимиты

Банки должны иметь письменно изложенную политику,

определяющую деятельность по иностранной валюте. Цель письменного

изложения такой политики заключается в том, чтобы передать ожидания

и намерения старшего руководства и Совета директоров (или другого

эквивалентного органа) линейному руководству и персоналу. Таким

образом политика должна пересматриваться и получать одобрение

Совета директоров. В целом политика должна отражать терпимость

Совета и старшего руководства к разной степени рисков, возникающих

как следствие деятельности с иностранной валютой.

Политика должна включать формальное утверждение

ограничений, на операции в иностранной валюте. Обычно эти

внутренние лимиты предлагаются руководством отдела

внешнеэкономических связей. Ограничения по позициям,

открытым в течение чрезвычайно короткого отрезка времени

должны быть установлены для каждого вида валюты отдельно и

для всех валют вместе с помощью приемлемых методов

агрегирования.И где это необходимо, должны быть установлены лимиты одного

дня.

Если пределы основываются на оценке потенциальных потерь в отдельных

валютах, потенциальная потеря по каждой валюте может быть агрегирована и

сама быть подвергнута ограничению. Если ограничения основываются на

размерах открытой позиции по каждой валюте, общую. или валовую

Лимиты должны основываться на оценке потенциальной потери.

Вообще говоря лимиты на более подвижные по курсу и менее ликвидные виды

валют должны быть ниже лимитов на устойчивые ликвидные валюты. Если

позиции относительно малы, может оказаться приемлемым использовать

единый лимит для группы твердых валют в совокупности (например для

валют Европейского валютного союза). Когда национальная валюта

подвергается риску значительной девальвации, все короткие позиции в

иностранной валюте должны строго ограничиваться, в особенности короткие

позиции по твердой валюте. Длинные позиции в валюте, подвергающейся

девальвации, или имеющейся в ограниченных объемах без возможности

выхода на другие объемы, также должны строго ограничиваться.

Механизм, с помощью которого устанавливаются ограничения по кредитам

контрагенту и урегулированию и страновое ограничение с передачей

полномочий внешнему отделу, должен быть зафиксирован в документе,

излагающем политику банка. В дополнение к установленному агрегированному

лимиту по кредитам для каждого контрагента должен быть установлен лимит

риска урегулирования для объема сделки (или сделок), которые могут быть

урегулированы в один какой-либо день. Должен быть установлен страновой

лимит на полный риск, связанный со всеми контрагентами,

располагающимися на территории каждой отдельной страны. В тексте

изложения политике должно быть оговорено, что лимиты должны быть

установлены четко и должны быть доведены до внешнего отдела и что

они должны периодически пересматриваться и обновляться.

Лимиты, применимые к процентной ставке по иностранной валюте и по

ликвидности в иностранной валюте, также должны устанавливаться политикой

банка.

В документе, излагающем политику банка, должны быть

определены минимальные нормативы бухгалтерской отчетности и нормативы

переоценки позиций по иностранной валюте, включая частоту проведения

таких переоценок для целей управления и целей учета.

Внутри банковская система управления рисками должна основываться на

следующих принципах:

- постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; наличие надежной

информационной системы;

- своевременное (чаще всего ежедневное) информирование руководства

банка о состоянии дел и изменениях на рынках;

- регулярный контроль счетов и ревизия (аудит) отчетности.

Высший административный орган банка должен одобрить главные принципы

организации системы управления рисками, изложенные в письменном виде,

регулярно получать информацию о рисках и периодически пересматривать

принципы с учетом изменившихся условий.

Коммерческий директор банка обязан разрабатывать принципы и методы

осуществления операций с дериватами, регулярно пересматривать их, четко

разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный

внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о

рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и

сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и

измерения рисков.

Коммерческий директор банка обязан разрабатывать принципы и методы

осуществления операций с дериватами, регулярно пересматривать их, четко

разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный

внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о

рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и

сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и

измерения рисков.

Персонал, занимающийся управлением рисками (их измерением, наблюдением

и контролем), должен быть функционально отделен от персонала, занимающегося

коммерческими операциями.

Банк должен располагать подробной собственной методикой систематизации,

оценки, измерения и агрегирования рисков. Все используемые банком дериваты

должны своевременно и регулярно (не реже одного раза в год) переоцениваться

по текущей рыночной стоимости. Следует также регулярно анализировать

последствия потенциальных изменений на рынке, моделируя различные ситуации,

в том числе "наихудший сценарий" ("Worst Case").

Продуманная внутрибанковская система лимитов и правил позволяет не

только ограничивать общие "рискованные" обязательства банков, но и

устанавливать соответствующие лимиты для отдельных подразделений банка. О

любом превышении установленных лимитов следует сообщать руководству банка,

разрешать подобное превышение может только специально уполномоченный на это

персонал.

Эффективность управления рисками во многом зависит от качества

информационной системы, призванной минимум один раз в день представлять

руководству банка информацию о рисках, прибылях и убытках. В свою очередь

руководство банка должно следить за тем, чтобы различные элементы системы

управления рисками регулярно проверялись и оценивались. В банках,

осуществляющих значительный объем операций с дериватами, такие проверки

должны проходить не реже одного раза в год. При обнаружении "слабых

мест" и серьезных проблем в деятельности банка частота проверок должна быть

повышена. Ревизию (аудит) необходимо проводить и при намечающихся

изменениях в деятельности банка. Особое внимание при этом следует уделять

деятельности коммерческих служб, распределению функций и задач, организации

контроля со стороны руководства банка. В банке должны быть организованы

различные потоки информации для управления рисками и внутреннего контроля,

с одной стороны, и для коммерческих служб - с другой.

Несмотря на быстрое распространение практики управления рисками в

банках и других финансовых учреждениях до сих пор существуют различные

определения рисков, что затрудняет разработку единых норм и правил

управления рисками.

В рекомендациях "Группы 30" и директивах В12 понятия рисков также

трактуются по-разному. Для ученых-статистиков понятие риска означает прежде

всего вероятность события, которое может вызвать отклонение от ожидаемых

тенденций. Для тех, кто занимается коммерческими операциями, риск означает

возможность ущерба от события, которое изменяет исходную ситуацию.

Не до конца ясным остается также вопрос о том, какие события считать

"нормальными", т.е. не нарушающими сложившейся тенденции, а какие -

чрезвычайными, кризисными, ломающими тенденцию. Практически любое понимание

риска является законным, поскольку так или иначе отражает различные

ожидания коммерсантов, управляющих, высшего руководства банков и органов

контроля. Именно поэтому при организации системы управления рисками следует

учитывать все их аспекты и разновидности.

На состоявшейся в ноябре 1993 г. в Лондоне международной конференции по

проблемам управления рисками выдвигались следующие рекомендации.

1. Сотрудники коммерческого отдела, занимающиеся сбытом банковских

продуктов и услуг, должны иметь в виду, что даже нормальное отклонение от

тенденций может принести им убыток. Вместе с тем они не должны думать об

этом при заключении каждой сделки, подобно тому как жители Калифорнии не

могут постоянно думать о последнем землетрясении.

2. Управляющие банков должны заботиться о сохранении платежеспособности

банка даже в условиях кризиса и обеспечивать получение недостающих

ресурсов. При этом они должны ориентироваться не на условия кризиса, а на

фактическое положение дел в прошлом, на вероятность отклонения событий от

сложившейся тенденции, на оценку рисков и поиск возможности получения

прибыли.

3. Задачами органов контроля являются надзор за обеспечением

платежеспособности всей финансовой системы и соответствующей

капиталовооруженности всех участников рынка; обеспечение "прозрачности"

рынка, т.е. документального подтверждения реального состояния дел в банках

и других финансовых учреждениях, которое оценивается с помощью стандартных

показателей и критериев; контроль за отклонениями от "нормы".

Таким образом, общей задачей управляющих банков и органов контроля

является обеспечение бескризисного функционирования финансовой

инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности банков.

Управление рисками в банках - сложная проблема, которая не

ограничивается операциями с дериватами. Это многоступенчатый процесс

идентификации, оценки (измерения) и контроля за рисками. Следует помнить,

что дериваты, будучи инструментами страхования от рисков, сами могут быть

источниками рисков - кредитных, рыночных, промышленных и юридических.

Главная опасность дериватов заключается в том, что операции с ними,

позволяя использовать сравнительно небольшой объем ликвидных средств, могут

приносить огромные доходы и столь же огромные убытки.

Вместе с тем дериваты обладают бесспорными достоинствами, важнейшими из

которых являются следующие:

1) операции с дериватами позволяют по-новому распределить риски и шансы

на финансовых рынках;

2) дериваты связывают между собой отдельные рынки, улучшая тем самым

распределение ресурсов;

3) они способствуют усилению "прозрачности" рынков;

4) операции с дериватами повышают ликвидность рынка кассовых сделок,

поскольку более защищенные рынки привлекают больше инвесторов.

Управление рисками при осуществлении коммерческих операций банков

приобретает все большее значение, независимо от того, связаны ли эти риски

с кассовыми операциями, дериватами или с их комбинацией. Глобализация

финансовых рынков заставляет все большее число банков понять, что

управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством

информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания

конкурентоспособности банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое

значение темы данной дипломной работы.

Огромные неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой

моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале

развития рыночных отношений к своей кредитной политике.

При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны

буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным

отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и

все возрастающий российский опыт.

Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить

экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов,

правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике

атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы

выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои

бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и

приспосабливающихся к рыночной экономике.

Принципы прямого государственного управления банковской системой также

должны измениться. В большинстве стран государство должно создать правовую,

регулятивную и политическую среду для надежного банковского дела.

Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация

ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых

рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в

кризисе, что и происходит со многими банками в России.

На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения совей

роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой

политике.

Управление часто определяют как искусство, не поддающееся определению и

воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие

характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это

важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения

перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества

персонала или финансовых перспектив.

Управленческие системы,в особенности степень их формализации и

децентрализации,определяются множеством факторов,включая размеры и

структуру банка,стиль управления,а также конкуренцию и экономическое

регулирование.По мере расширения и диверсификации банка,больший упор

следует делать на неличностные системы упрпавления.

Хотя очень трудно дать точное определение хорошего управления,можно

выделить несколько моментов,которые позволяют оценить качество управления.

Для успеха в любом деле требуется лидерство и компетентность в

стратегическом анализе,планировании,выработке политики и в управленческих

функциях,внутренне присущих данному делу.Банки не являются исключением.

Цель управления рисками заключается в том,чтобы максимизировать

стоимость конкретного учреждения,которая определяется прибыльностью и

степенью риска. Управление рисками часто связывают с управлением финансами

.Хотя функция управления финасами не отвечает исключительно за управление

всеми рисками,она играет центральную роль в определении,установлении

объема,отслеживании и планировании эффективного управления

рисков.Решения,принимаемые в процессе планирования управления финансами

существенно влияют на финансовые риски,в которых можно выделить несколько

компонентов на которые необходимо обратить внимание:

Достаточность капитала-поддержание достаточного уровня капитала для решения

стратегических задач и выполнения требований регулятивных органов;

Качество активов-минимизация убытков,возникающих в результате

инвестиционной или кредитной деятельности;

Ликвидность-доступность недорогих средств для удовлетворения текущих

потребностей бизнеса;

Чувствительность к изменениям процентной ставки и валютных курсов-

управление балансовой и забалансовой деятельностью и для удержания риска в

границах общей политики и т.д.

Каждый элемент риска требует конкретной политики и характеристики

параметров риска,вырабатываемых совместно директорами и управление

банка.Ключевой задачей является балансирование,при этом не обязательно

уравнение,этих взаимозависимых элементов риска.Полное равновесие здесь

невозможно,поскольку действия,предпринимаемые для снижения одних рисков

могут увеличить другие.

Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени

определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой,в которой

приходится работать банку.Основными признаками изменения внешней среды в

банковском деле России в последние годы являются:нарастание инфляции,рост

количества банков и их филиалов;регулирование условий конкуренции между

банками со стороны Центрального банка и других государственных органов;

перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка;

расширение денежного и кредитного рынков; появление новых(нетрадиционных)

видов банквоских услуг; усиление конкуренции между банками,случаи

поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в

кредитных ресурсах в результате изменения технологий; роста потребности

предприятий в оборотном капаитале и изменения структуры финансирования в

сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка;

учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным

отклонением от исполнения требований кредиторов; отсутствие действенных

гарантий по возврату кредита.

В данной работе был проведен анализ теорий банковских рисков,их

классификации,были выделены различные методы управления рисками,возможность

применения этих методов в банковской системе России.Автор постарался

выявить проблемы управления рисками,методы совершенствования банковских

методик,определить перспективы банковского менеджмента в управлении

рисками,был представлен зарубежный опыт управления.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства Финансов РФ от 28.07.94 г. № 100 “Об

утверждении положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика

предприятия”;

2. Закон Российской Федерации “О Залоге” от 29 мая 1992 г. №2872-1;

3.Федеральный Закон “О Банках и банковской деятельности” № 395-1,

4.Инструкция “О Порядке формирования и использования резерва на

возможные потери по ссудам” №62а,

5.Инструкция “О порядке регулирования деятельности банков” №1,

6. Гражданский кодекс РФ;

7. Банковский портфель-1, Москва “Соминтэк” 1994 г.;

8. Банковский портфель-2, Москва “Соминтэк” 1994 г.;

9. Банковский портфель-3, Москва “Соминтэк” 1995 г.;

10.. Банковское дело. Справочное пособие под редакцией Ю.А.Бабичевой,

1994 г.;

11. Банковское право, Л.Г. Ефимова, издательство “Бек”, Москва, 1994

г.;

12. Современный коммерческий банк. В.М.Усоскин, Москва, ИПЦ “Вазар-

Ферро” 1994 г.;

13. Учетная политика и кредитный анализ предприятия. Ю.С.Масленченков,

В.А.Команов, Банковский журнал, № 4-1995 г.;

14. Финансово-кредитный словарь, Москва, “Финансы и статистика”,

1994г., термины: кредит и кредитные риски.

15.”Аккредитивы, документарное инкассо, банковские гарантии. Изд-во “

Финк дивелопмент”,1996г.

16. Тони Райс, Брайн Койли. Финансовые инвестиции и риск.

17. Финансово кредитный словарь, т.3, Москва,1994г.

18. Банковские учреждения в развивающихся странах. Институт

экономического развития Всемирного Банка.Том 1

19. Финансы и кредит ,под руководством Казака А.Ю. Екатеринбург,1994г.

20. Журнал “Профиль” №20,1998г.

21.Деньги,кредит,банки, Москва,Финансы и статистика,1998г.

22. Банковские учреждения в развивающихся странах. Институт

экономического развития Всемирного Банка,Том2.

23. В.Севрук “Банковские риски”,1996г.

24.”Банковская система России”Настольная книга банкира,М.Дека,1995г.

-----------------------

[1] Банковские финансовые отчеты ведутся в национальной валюте, с

переводом активов в иностранной валюте, обязательств, капитала и

забалансовых статей в национальную валюту в соответствующих эквивалентах.

Банки должны периодически переоценивать свои позиции в иностранной валюте,

используя текущий курс обмена для вычмсления валютных эквивалентов

стоимости. Изменения в курсе обмена со времени предыдущей переоценки будут

вызывать изменения в балансовой стоимости позиций в иностранной валюте.

[2] Границы,применяемые к позициям в конце каждого рабочего дня, обычно

называются «границами одной ночи». Они функционируют для управления

банковским риском в результате изменений курса обмена в течение периода,

когда банк закрыт,и,таким образом, не находится в позиции реагирования на

события рынка. В банках с более активными операциями в иностранной валюте

могут также использоваться границы на основании принципа « в течение дня».

Одна из целей этого заключается в том, чтобы помешать записи риска или

накоплению риска, который не может быть хеджирован к концу рабочего дня,

таким образом, оставляя банк в позиции превышения своих лимитов « ночных

границ». Другая цель заключается в том, чтобы ограничить движения

процентной ставки в течение одного дня.

[3] Контракты, показывающие увеличение рыночной стоимости, это

контракты, в которых контрактый курс обмена более благоприятен для банка,

чем существующий курс обмена. Более благоприятны контрактные курсы обмена

отражают ценность для банка.

[4] Забалансовые контракты также будут оказывать влияние на позицию

банка по риску процентной ставки. Забалансовые контракты могут выступать

как активы ( как, например, обязательства предоставить средства в кредит по

фиксированной ставке) или как обязательства( такие как обязательства

продать ценные бумаги,имеющие фиксированную процентную ставку в

определенное времы в будущем).

[5] Например, отчеты о разрывах часто группируют вместе все операции по

изменению цены на активы и обязательства в течение одного календарного

квартала или даже календарного года, обращаясь с ними так, как будто бы все

эти ставки меняются действительно в одно и то же время. Чем дольше период

времени, захваченный во временные рамки, тем выше степень

несовпадения(неточности).Дальнейшие оценки действительных последствий

изменения ставки для чистой прибыли по процентной ствке требует информации

по процентым ставкам, получаемым в данный момент на существующих активах и

выплачиваемых в данный момент по существующим обязательствам. Эта

информация отсутствует в обобщающих отчетах о гэпах.

[6] И наоборот,в банках с торговыми операциями в зарубежных финансовыъ

центрах позиция может быть передана другому торговцу в другой временной

зоне.

[7] Совместные предприятия в практике международных и экономических

отношений. М.; Внешторгиздат,1990. С.23-25.

[8] Швейцарская банковская корпорация-перспективы.Приложение №1 от

1988г.

[9] Соглашения об овердрафте представляют серьезную проблему. Хотя они

устраняют необходюиость очень громоздких проуедур* связанных с

заимствованием сумм с фиксированным сроком погашения для краткосрочного

кредитования, ими можно злоупотребить, особенно в развивающихся странах,

которою часто характеризуются отсутствием информации и системы контроля для

соответствующего моюсторинга таких кредитов. Излишняя капитализауня

просроченных процентов и невозможность установить неработающие кредиты

являются также характерными для развивающихся стран и часто сопутствуют'

феномену овердрафта.

[10] По определению, кредиты связанным с, банком фирмам не являются

ненадежными. Очень часто, однако, заАмы, предоставляемые связанным фирмам,

предоставляются не на основе объективной информации в соответствии с

традиционными для банка приемлемыми критериями нормального риска. По этойi

причине, а также вследствие того, что высокий процент краха банков был

вызван предоставлениемкредитов связанным с банком предприятиям, банковское

ретулирование требует введения ограничения и обязательного мониторинга

кредитов. предоставляемых связанным фирмам. 10 процентов от общего

[11] Кушельман Н. И молимся, чтобы страховка не подвела... Деньги.

1994. N 0. С. 46-48.

[12] Golembe, Carter H., The DEposit Insurance Legislation of 1933: An

Examination of Its Antecedents and Its Purposes / Political Science

Quarterly, 75, June 1960, P:181-200.

[13] Ревизор. 1995. N 13. С. 7.

[14] William H. Beaver, Srokant Datar, Mark A. Wolfson The Role of

Market Value Accounting in the Regulation of Insured Depository

Institutions / James R. Barth, R. Dan Brumbaugh, Jr. Ed. The Reform of

Federal Deposit Insurance. P :263.

[15] Капиталы Петербурга. 1995. N 16. С. 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.