РУБРИКИ

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

Содержание

Введение

1. Краткая организационно-экономическая характеристика хозяйства

2. Общая характеристика взаимоотношений хозяйства с финансовой системой

3. Организация и учёт взаимоотношений хозяйства с Государственным бюджетом

3.1. Порядок расчета и взносов в бюджет фиксированного

сельскохозяйственного налога

3.2. Порядок расчета и взносов в бюджет налога с доходов граждан

3.3. Порядок расчета и взносов в бюджет налога на добавленную стоимость

3.4. Учет расчетов с бюджетом

4. Взаимоотношения хозяйства с органами социального страхования и

Пенсионным фондом

4.1. Взаимоотношения хозяйства с фондом социального страхования

4.2. Взаимоотношения с Пенсионным фондом

4.3.Учет расчётов с Пенсионным и социальными фондами

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения

|

4

10

18

29

29

36

44

52

62

62

67

76

79

83 | |

Введение

В условиях перехода к рыночной экономике аграрные преобразования на

селе приобретают довольно актуальное значение, поскольку начат переход от

старых отношений собственности к развитию частного сектора, который

требует радикальных результатов в производственной деятельности новых

хозяйственных формирований, укрепления их экономики, улучшения социальной

ситуации на селе и других положительных сдвигов.

На выполнение поручения Президента Украины от 1 декабря 1998 года

№574 и поручения Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1998 года

№24281/1 разработана Национальная программа развития производства и

социального развития села Украины на 1999-2010 годы.

Развитие агропромышленного комплекса, как законодательно определенной

приоритетной сферы национальной экономики, направляется на обеспечение

продовольственной безопасности государства и увеличение его экспортного

потенциала. Аграрная политика направляется на создание условий для

стабилизации и увеличения объемов производства и реализации

конкурентоспособной продукции и продовольственных товаров.

Достижение поставленной цели осуществляется путем:

- формирования многоукладной агарной экономики, обеспечения

свободного развития предпринимательства и малого бизнеса,

разносторонних эффективных организационно-правовых форм

хозяйствования с максимальным использованием возможностей

кооперации и арендных отношений, усовершенствования отношений

собственности на землю и средства производства;

- обеспечения государственного регулирования экономики

агропромышленного производства с экономической свободой

предприятий и организаций в условиях рыночных отношений;

- государственной поддержки развития агропромышленного комплекса на

основе освоения целевых государственных программ;

- обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей,

формирования инфраструктуры рынка, вхождения агропромышленного

комплекса с конкурентоспособной продукцией и продовольственными

товарами в мировое сообщество;

- усовершенствования рыночных механизмов ценового регулирования,

кредитно-финансовой системы и налоговой политики;

- продолжения земельной реформы с первоочередным решением вопросов

прав собственности на землю и создания рынка земли;

- ускорения социального возрождения села, создания полноценной среды

для проживания населения в сельских населенных пунктах и

прочее.(55).

С целью обеспечения реализации государственной аграрной политики,

ускорения реформирования и развития аграрного сектора экономики на основе

частной собственности Президент Украины выдал указ “О неотложных мерах по

ускорению реформирования агарного сектора экономики” в котором

предполагается:

1.Реформирование на протяжении 1999 – 2001 года коллективных

предприятий на условиях частной собственности на землю и имущество.

2.Обеспечение на протяжении 2000-2002 гг. выдачи в установленном

порядке государственных актов на право частной собственности на землю всем

желающим собственникам сертификатов на право собственности на земельную

часть (пай).

3.Участие на конкурсной основе сельскохозяйственных предприятий в

выполнении государственных программ, финансирования которых осуществляется

за счет бюджетных средств.

4. Ускорение в 2000-2001 году формирования необходимой инфраструктуры

аграрного рынка, в том числе товарных бирж, оптовых рынков, агроторговых

домов, аукционов, ярмарок и т.п., которые бы обеспечили заготовку и

реализацию продукции всех секторов агропромышленного производства и

предоставление им необходимых материально-технических ресурсов и сырья

(16).

Для осуществления выше перечисленных мероприятий государству

необходимы средства, которые бы своевременно и в полном объеме поступали в

бюджет, а хозяйствам необходима такая система налогообложения, которая бы

не «задушила» бы сельскохозяйственного товаропроизводителя, а оказывала

содействие развитию сельскохозяйственного производства. Поэтому на данный

момент является актуальным вопрос формирования системы налогообложения в

аграрной сфере и расчетов с бюджетом.

Вообще нужно сказать, что бюджет страны почти на 70% формировался на

протяжении нескольких лет за счет налоговых и обязательных платежей. Причем

налог на добавленную стоимость занимал около 60-65%. В 2000 году доходы

сводного бюджета по оперативным данным составляли 32,3 млрд. гривен. И

также значительный вес в них занимали налог на добавленную стоимость –

25,1% (8,1 млрд. грн.), налог на прибыль - 19,7%(6,4 млрд. грн.) налог с

доходов граждан 13,7% (4,4 млрд. грн.), а от акцизного сбора поступило 1,8

млрд. гривен (5,4% общего объема доходов.) Поступления только от этих

четырёх видов налогов составила 63,9% доходной части бюджета.(51)

В 2000 году Верховная Рада Украины установила бездотационный

Государственный бюджет на 2001 год. Доходы Государственного бюджета на 2001

год установлены в сумме 41990788,5 тыс. грн., в том числе доходы общего

фонда Государственного бюджета Украины – в сумме 33302241,2 тыс. грн. и

доходы специального фонда Государственного бюджета Украины – в сумме

8688547,3 тыс. грн. Расходы Государственного бюджета Украины установлены

соответственно в таких же суммах (9).

Система взаимоотношений предприятия с финансовой системой одна из

основных частей хозяйственного механизма, способная оказать стимулирующее

воздействие на решение народнохозяйственных задач.

Главным звеном финансовой системы является Государственный бюджет

Украины. Через него осуществляется перераспределение части вновь

созданной стоимости в виде прибавочного продукта между отраслями народного

хозяйства, формами собственности, сферами экономики.

Углубление экономической реформы, в первую очередь равномерное

существование разных форм собственности, свобода предпринимательства,

свободный выбор вида деятельности, либерализации цен создают принципиально

новую социально-экономическую ситуацию и обусловливают необходимость

реформирования системы социального обеспечения.

Для этого была разработана Концепция социального обеспечения

населения Украины, которая включает следующие формы социального обеспечения

населения:

. материальное обеспечение путем социального страхования в случае

безработицы, временной или полной нетрудоспособности;

. социальная помощь нетрудоспособным и малообеспеченным

гражданам;

. поддержка уровня жизни в условиях увеличения потребительских

цен;

. компенсация и льготы гражданам, которые пострадали от

техногенно - экологических и природных катастроф.

Усовершенствуется механизм определения размеров пенсий в зависимости

от длительности выплачивания страховых взносов и вкладов работников на

протяжении всей трудовой деятельности, внедряется личное пенсионное

страхование.

Поддержание жизненного уровня населения в условиях роста цен

обеспечивается комплексом взаимосвязанных мероприятий, направленных на

стимулирование увеличения производства потребительских товаров и услуг, на

повышение доходов граждан.

Государство за счет бюджета осуществляет широкую программу

капитальных вложений, коренное улучшение земель, социальных и других

мероприятий в сельском хозяйстве.

В то же время, все сельскохозяйственные предприятия часть своих

доходов перечисляют в бюджет в виде различных платежей, участвуя тем самым

в формировании общегосударственных финансовых ресурсов. Порядок расчетов и

внесения в бюджет налоговых платежей регулируется Законами Украины «О

государственной налоговой службе», «О системе налогообложения» и др.

Независимо от формы собственности сельскохозяйственных предприятий,

назначение их взносов в бюджет одинаковое - их используют на решение

экономических и социальных задач, на развитие народного хозяйства,

повышение материального и культурного уровня трудящихся.

Взносы в бюджет сельскохозяйственные предприятия осуществляют за счет

чистого дохода, создаваемого предприятием в сфере материального

производства.

В Указе Президента Украины «Об основных направлениях развития

агропромышленного комплекса Украины на 1999-2001 годы» намечено решение

следующих основных задач:

. организовать проведение санаций обанкротившихся предприятий;

. улучшить условия для развития земельно-арендных отношений;

. ускорить реформирование сельскохозяйственных предприятий,

адаптацию их хозяйственной и производственной структуры;

. осуществить мероприятия по защите отечественного

продовольственного рынка.

Совершенствование системы налогообложения в агропромышленном

комплексе необходимо проводить в направлении снижения налоговой на грузки,

усиления стимулирующей роли налогов, повышения их защитной функции и

упрощения механизма налогообложения.

Правильные взаимоотношения с финансовой системой имеют важное

значение для финансового состояния и укрепления экономики

сельскохозяйственных предприятий.

Задачами данной работы является исследование вопросов: порядка

определения и состояния платежей в бюджет различных налогов и сборов,

образование и использования Пенсионного фонда, взаимоотношения с фондом

социального страхования и на случай безработицы, учета платежей в бюджет.

Целью работы является: на основе изучения экономической литературы по

теме и анализа данных хозяйства наметить пути совершенствования

взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой и их

строения в учёте.

При написании работы были использованы постановления и решения

Правительства, Указы Президента Украины по вопросам развития сельского

хозяйства и финансов, экономическая литература по теме исследования, данные

учёта и отчетности исследуемого предприятия Опытного хозяйства «Днепр»

Днепропетровского района, Днепропетровской области.

1.Краткая организационно-экономическая

характеристика хозяйства

Опытное хозяйство «Днепр» Института зернового хозяйства Украинской

Академии Аграрных Наук в современных границах организационно сформировалось

в 1957 году.

Хозяйство расположено на правом берегу реки Днепр в юго-восточной

части Приднепровской возвышенности. Северная часть землепользования

Опытного хозяйства прилегает к жил массиву Тополь города Днепропетровска.

Восточная часть территории хозяйства граничит с аэропортом города

Днепропетровска. На юге земли хозяйства расположены на территории

Солонянского района. Западная часть района расположена на территории

Днепропетровского района.

Центральная усадьба расположена в поселке Опытный. Связь между

предприятием и городом осуществляется шоссейными дорогами.

Такое географическое расположение хозяйства, благоприятные

климатические условия и наличие большого массива плодородных земель

являются хорошими условиями для ведения производственно-торговой

деятельности.

Земля - главное незаменимое средство сельскохозяйственного

производства. Все земельные угодья, закрепленные за опытным хозяйством,

составляют его земельный фонд.

В табл.1 представлены динамика, состав и структура земельного фонда

хозяйства.

Как видно из таблицы 1, в Опытном хозяйстве «Днепр» за период 1998-

2000 гг. общий земельный фонд изменился на 283 га. Площадь леса и прудов

без изменений. За период с 1998 года по 2000 годы уменьшилась также площадь

орошаемых земель на 87,0 гектар, это связано с передачей этих земель под

огороды для рабочих хозяйства.

Таблица 1

Динамика, состав и структура земельного фонда

Опытного хозяйства «Днепр» Института зернового хозяйства УААН

|Наименование |1998 г. |1999 г. |2000 г. |Отклонение |

|земельных угодий | | | |2000 к 1998 |

|в т.ч. с/х угодий |4426 |90,1 |4426 |90,1 |4267 |92,2 |-159,0|-3,6 |

|из них | | | | | | | | |

|пашня |4022 |81,9 |4022 |81,9 |3935 |85,0 |-87,0 |-2,16 |

|пастбища |256 |5,2 |256 |5,2 |256 |5,5 |- |- |

|многолетние |148 |3,0 |148 |3,0 |76 |1,6 |-72,0 |-48,6 |

|насаждения | | | | | | | | |

|Площадь леса |265 |5,4 |265 |5,4 |265 |5,7 |- |- |

|Пруды и водоемы |2 |0,1 |2 |0,1 |2 |0,4 |- |- |

|Наличие орошаемых |1379 |28,3 |1369 |28,1 |1292 |27,9 |-87,0 |-6,3 |

|земель | | | | | | | | |

Специализация - форма общественного разделения труда. Конкретно в

хозяйстве этот процесс проявляется в сосредоточении его деятельности на

производстве отдельных видов продукции. Специализация непосредственно

связана с природно-климатическими и экономическими условиями, сезонностью

производства, пространственной расредоточенностью и т.д.

Уровень специализации наиболее точно характеризируется

удельным весом того или иного вида сельскохозяйственной продукции в

структуре товарной продукции (табл.2).

Как свидетельствуют данные таблицы 2, Опытное хозяйство «Днепр»

зернового направления. В структуре товарной продукции данный вид продукции

в 2000 году занимает 80,6 %. При этом продукция растениеводства занимает

почти 92,4 % в общей структуре.

Таблица 2

Динамика и структура товарной продукции

в Опытном хозяйстве «Днепр» Института зернового хозяйства УААН

|Вид |1998 |1999 |2000 |Отклонение 2000 |

|продукции | | | |г. |

| | | | |от 1998 г. |

| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% |- +, |% |

| |грн. | |грн. | |грн. | | | |

|Продукция | | | | | | | | |

|растениевод| | | | | | | | |

|ства | | | | | | | | |

|Зерновые и |3579 |68,9 |2160 |59,4 |4170 |80,6 |591 |+16,51 |

|зернобобовы| | | | | | | | |

|е – всего | | | | | | | | |

|Подсолнечни|328 |6,3 |255 |7,0 |336 |6,5 |8 |+2,44 |

|к | | | | | | | | |

|Картофель |38 |0,7 |46 |1,3 |7 |0,1 |-31 |-81,6 |

|Овощи |149 |2,9 |184 |5,1 |161 |3,1 |12 |8,05 |

|открытого | | | | | | | | |

|грунта | | | | | | | | |

|Прочая |263 |5,1 |240 |6,6 |110 |2,1 |-153,0 |-58,17 |

|продукция | | | | | | | | |

|растениевод| | | | | | | | |

|ства | | | | | | | | |

|Итого по |4357 |83,9 |2885 |79,4 |4784 |92,4 |427 |9,8 |

|растениевод| | | | | | | | |

|ству | | | | | | | | |

|Продукция | | | | | | | | |

|животноводс| | | | | | | | |

|тва | | | | | | | | |

|Продано на | | | | | | | | |

|мясо (в | | | | | | | | |

|живой | | | | | | | | |

|массе) : | | | | | | | | |

|Крупный |97 |1,9 |90 |3,5 |98 |1,9 |1 |1,03 |

|рогатый | | | | | | | | |

|скот | | | | | | | | |

|Свиньи |39 |0,8 |79 |2,2 |21 |0,4 |-18 | |

| | | | | | | | |-46,15 |

|Продано на | | | | | | | | |

|племенные | | | | | | | | |

|цели и | | | | | | | | |

|прочая | | | | | | | | |

|продажа: | | | | | | | | |

|свиньи |7 |0,1 |22 |0,8 |9 |0,2 |2 |28,6 |

|Молоко |183 |0,35 |201 |5,5 |264 |5,1 |81 |44,3 |

|цельное | | | | | | | | |

|Прочая |18 |0,2 |7 |0,1 |2 |0,04 |-16 |-88,9 |

|продукция | | | | | | | | |

|животноводс| | | | | | | | |

|тва | | | | | | | | |

|Итого по |337 |6,5 |405 |11,1 |394 |7,6 |57 |16,9 |

|животноводс| | | | | | | | |

|тву | | | | | | | | |

|Реализация |495 |9,6 |345 |9,5 |- |- |-495 |-100 |

|прочей | | | | | | | | |

|продукции, | | | | | | | | |

|работ и | | | | | | | | |

|услуг | | | | | | | | |

|ИТОГО: |5189 |100 |3635 |100 |5178 |100 |-11 |-0,21 |

Коэффициент специализации рассчитывается по формуле:

Ксп = 100/ [pic] di (2i - 1),

где n - количество видов продукции;

i - порядковый номер вида продукции в ранжированном ряду;

di – удельный вес каждого вида продукции;

К сп = 100/(80,6 (2 - 1) + 6,5 (4 - 1) + 5,1 (6 - 1) + 3,1(8 - 1) +

2,1(10 - 1) + 1,9(12 - 1) + 0,4(14 - 1) + 0,2(16 - 1) + 0,1(18 - 1) +

0,04(20 - 1) = 100/197,66= 0,51

Ксп = 0,51 - это свидетельствует о достаточно высоком уровне

специализации.

От рационального сочетания отраслей в хозяйстве в значительной мере

зависят результаты его производственной и финансовой деятельности. Поэтому

очень важно иметь такой набор отраслей, при котором можно было бы достичь

наибольшей экономической эффективности производства.

В Опытном хозяйстве «Днепр» большое внимание уделяется развитию

отрасли растениеводства, в частности - производству зерновых и технических

культур, и это не случайно, поскольку растениеводство - наиболее прибыльная

для хозяйства отрасль, которая даже в критических условиях, сложившихся

сейчас, способна приносить стабильный доход.

Важное значение для хозяйства имеет и кормопроизводство. Следует

отметить, что в последнее время Опытное хозяйство «Днепр» практически не

производило закупок кормов со стороны, поэтому кормовая база

животноводства сейчас целиком основывается на внутрихозяйственном

производстве кормов.

В условиях снижения продуктивности и поголовья скота происходит

сокращение объема реализации животноводческой продукции, которая в условиях

несовершенного ценового механизма является для хозяйства убыточной.

В современных условиях возрастает значение поиска путей

совершенствования существующего состояния соотношения отраслей в Опытном

хозяйстве «Днепр».

Опытное хозяйство состоит из двух отделений, в состав которых входят

две тракторно-полеводческие бригады, бригада сортосада, ферма крупного

рогатого скота, свиноферма. Из вспомогательных производств в хозяйстве

действуют автопарк, электрохозяйство, а также ремонтная мастерская.

Важным фактором, влияющим на демографическую ситуацию поселка, на

закрепление работников на предприятии, является уровень развития социальной

инфраструктуры.

Следует отметить, что в хозяйстве работает столовая, баня (сауна),

детский сад.

Экономическую эффективность производства можно рассмотреть по данным

таблицы 3

Из данных таблицы 3 следует, что снизилось производство продукции на

100 га, это вызвано снижением урожайности культур, которая снизилась в

результате нарушения технологии выращивания, несоблюдения сроков высева и

уборки культур, неблагоприятных погодных условий.

Уменьшение продукции животноводства, вызвано сокращением поголовья

скота, отсутствием необходимых медикаментов, несбалансированностью

кормового рациона и ненадлежащими условиями содержания.

Фондоотдача за анализируемый период уменьшилась. Это связано со

снижением производства продукции и увеличением стоимости основных фондов.

Соответственно фондоёмкость увеличилась на 136,1%.

Состояние хозяйства характеризуется рядом показателей,

приведенных в таблице 4. Анализируя динамику сопоставимых показателей,

следует отметить, что за период с 1998 по 2000 гг. производство валовой

продукции по хозяйству приобрело тенденцию к снижению. Это обусловлено

снижением производительности труда, ухудшением материально-технической базы

и финансового состояния хозяйства в целом.

Таблица 3

Экономическая эффективность

интенсификации сельскохозяйственного производства

|Показатели |1998 |1999 |2000 |Отклонение |

| | | | |2000 от 1998 |

| | | | |+;- |% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|Произведено на 100 га с/х | | | | | |

|угодий: | | | | | |

|валового продукта, тыс. |53,4 |59,3 |43,3 |-10,1 |-18,9 |

|грн. | | | | | |

|валового дохода, тыс. грн.|44,5 |38,2 |29,9 |-14,6 |-32,8 |

|чистого дохода, тыс. грн. |32,9 |24,8 |4,7 |-28,2 |-85,7 |

|Урожайность с 1 га, ц: | | | | | |

|зерновых |41,4 |45,9 |32,0 |-9,4 |-22,7 |

|подсолнечника |23,8 |24,6 |16,7 |-7,1 |-29,8 |

|Среднегодовой надой молока|47,7 |42,6 |40,02 |-7,68 |-16,1 |

|от одной коровы, ц | | | | | |

|Произведено, ц: | | | | | |

|зерна на 100 га пашни |1400,5 |1937,9 |1408,2 |7,7 |+0,55 |

|молока на 100 га с/х |228,3 |192,5 |180,8 |-47,5 |-66,8 |

|угодий | | | | | |

|Прирост живой массы |18,6 |9,6 |11,8 |-6,8 |-36,6 |

|крупного рогатого скота на| | | | | |

|100 га с/х угодий | | | | | |

|Прирост живой массы |18,4 |11,8 |4,6 |-13,8 |-75,0 |

|свинины на 100 га пашни | | | | | |

|Среднесуточный прирост | | | | | |

|одной головы, г: | | | | | |

|крупный рогатый скот |423 |238 |215 |-208,0 |-49,1 |

|свиней |181 |108 |50,4 |-130,6 |-72,1 |

|Фондоотдача, грн. |0,21 |0,13 |0,09 |-0,12 |-57,1 |

|Фондоемкость, грн. |4,66 |7,81 |11,0 |6,34 |+136,1 |

|Фондообеспеченность, тыс. |248,66 |462,77 |476,98 |228,32 |+91,8 |

|грн. | | | | | |

|Фондовооруженность, |31,0 |60,24 |69,14 |38,14 |+123,03 |

|тыс. грн. | | | | | |

Таблица 4

Основные экономические показатели развития

Опытного хозяйства «Днепр» Института зернового хозяйства

Украинской Академии Аграрных Наук

|Показатели |1998 |1999 |2000 |Отклонение 2000 |

| | | | |от 1998 |

| | | | |+; - |% |

|Площадь с/х угодий, га |4426 |4426 |4422 |-4,0 |-0,1 |

|в т.ч. пашня |4022 |4022 |4018 |-4,0 |-0,1 |

|Среднегодовая стоимость|16459,5 |30480 |31473 |+15013,5|+91,2 |

|основных фондов | | | | | |

|тыс. грн. | | | | | |

|в т.ч. производственных|11005,5 |20482 |21089 |+10083,5|+92,0 |

|непроизводственных |5454 |9998 |10384 |+4930,0 |+90,4 |

|Валовая продукция (в |2363 |2623 |1916 |-447 |-19,0 |

|сопоставимых ценах 1996| | | | | |

|г.), тыс. грн. | | | | | |

|в т.ч. |1516 |2134 |1449 |-67 |-4,4 |

|в растениеводстве | | | | | |

|в животноводстве |847 |489 |467 |-380 |-44,9 |

|Стоимость оборотных |13460 |31640 |30950 |+17490 |+129,9|

|средств и основных | | | | | |

|фондов, тыс. грн. | | | | | |

|Валовой доход, тыс. |1970 |1689 |2324 |+354 |+17,9 |

|грн. | | | | | |

|Чистый доход, тыс. грн.|1460 |1097 |206 |-1254 |-86,0 |

|Среднегодовое кол-во |355 |340 |305 |-50,0 |-14,0 |

|работников, чел. | | | | | |

|Уровень рентабельности,|60,4 |26,8 |0,4 |-60,0 |- |

|% | | | | | |

|Норма прибыли, % |10,9 |3,5 |0,05 |-10,85 |- |

За последние годы (с 1998 по 2000 гг.) площадь сельскохозяйственных

угодий, в том числе пашни уменьшилась на 4 га.

Производство валовой продукции уменьшилось, что вызвано снижением

урожайности основных культур и сокращением поголовья скота и его

продуктивности.

Количество среднегодовых работников уменьшилось по сравнению с 1998

годом на 50 человек, это вызвано сокращением объема производства.

Значительно снизились уровень рентабельности и норма прибыли ( на 60,0 и

10,85% соответственно).

В связи с увеличением стоимости сельскохозяйственной продукции

увеличился и валовой доход в 2000 году в сравнении с 1998 годом на 2354

тыс. грн. Чистый доход в сравнении с этим же периодом уменьшился на 1254

тыс. грн.

Все вышесказанное свидетельствует о низкоэффективной работе

предприятия в 2000 году и необходимости срочного принятия мер по выходу из

сложившегося положения.

Необходимо отметить, что организация бухгалтерского учета в опытном

хозяйстве «Днепр» построена в соответствии с Законом о бухгалтерском учете

и финансовую отчётность в Украине, и инструкцией разработанной

руководителем и главным бухгалтером «О ведении учётной политики на опытном

хозяйстве «Днепр». ( Приложение №1 )

В хозяйстве бухгалтерский учет ведется в соответствии с новым планом

счетов. В состав бухгалтерии входит 5 человек: главный бухгалтер, кассир,

бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по товарно-материальным ценностям,

бухгалтер по расчётам с дебиторам и кредиторам. В опытном хозяйстве «Днепр»

внедрена журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

2. Общая характеристика

взаимоотношений хозяйства

с финансовой системой

Виды платежей в бюджет, порядок их исчисления и взносов

устанавливает государство по категориям сельскохозяйственных предприятий.

Одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования

экономических процессов являются налоги (30).

Налоговая система - это совокупность правовых норм, регулирующих

размеры, формы, методы и сроки взимания налогов и платежей, носящих

налоговый характер. Комплекс налоговых мер оказывает существенное влияние

на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, усиливая экономическую

и инвестиционную активность.

Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой включает

различные виды налогов. В основу их классификации положены различные

признаки.

Практика свидетельствует, что результатом увеличения ставок и массы

взимания государством налогов всегда является увеличение инфляционных

тенденций. Увеличение массы налогов приводит к увеличению цен или через

уменьшение спроса из-за увеличения цен ведет к ухудшению финансового

состояния хозяйствующих субъектов, что характеризуется дальнейшим

углублением кризиса и спадом производства в общеэкономическом масштабе.

Закон Украины «О системе налогообложения» №77/97 –ВР от 18.02.97г.

определяет принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и

сборы (обязательные платежи) в бюджет и государственные целевые фонды, а

также права, обязательства и ответственность плательщиков.

Налоговая система в Украине представляет собой систему налогов и

сборов (обязательные платежи) в бюджет и в государственные целевые фонды,

которые необходимо оплатить в определенном порядке. В наше время ее

состояние можно охарактеризовать как образование основ, реформирование

самой налоговой системы (внедрение налогов, характерных для большинства

развитых стран с рыночной экономикой, например, налог на добавочную

стоимость), наполнение новых форм налогообложения новым, рыночным

содержанием.

Налоги – это форма финансовых отношений между государством и членами

общества с целью создания общегосударственного централизованного фонда

денежных ресурсов, необходимых для осуществления государством его функций.

Налоги и сборы – это обязательные платежи в бюджет и государственные

целевые фонды, которые осуществляются плательщиками в порядке и на

условиях, обозначенных законодательными актами Украины.

В Украине взимаются:

- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи),

- местные налоги и сборы (обязательные платежи)

К общегосударственным налогам относятся

1.Налог на добавленную стоимость.

2.Акцизный сбор.

3.Налог на прибыль предприятий.

4.Налог на доходы физических лиц.

5.Пошлина.

6.Государственная пошлина.

7.Налог на недвижимость.

8.Плата за землю.

9.Рентные платежи.

10. Налог с собственников транспортных средств и других самоходных

машин и механизмов.

11.Налог на промысел.

12.Сбор на геологоразведывательные работы, которые осуществляются за

счет государственного бюджета.

13.Сбор за специальное использование природных ресурсов.

14. Сбор за загрязнение окружающей природной среды.

15. Сбор на обязательное социальное страхование.

16.Сбор на обязательное пенсионное страхование.

17.Сбор в государственный инновационный фонд.

18.Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской

деятельности.

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи)

устанавливаются Верховной Радой Украины и собираются на всей территории

Украины.

К местным налогам относятся:

1) Налог с рекламы.

2) Коммунальный налог.

К местным сборам (обязательные платежи) относятся:

1.Гостиничный сбор.

2.Сбор за парковку автотранспорта.

3.Рыночный сбор.

4.Сбор за выдачу ордера на квартиру.

5.Курортный сбор.

6.Сбор за участие в бегах на ипподроме.

7. Сбор за выиграш на бегах на ипподроме.

7. Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на

ипподроме.

8. Сбор за право использования местной символики.

9. Сбор за право проведения кино- и телесъемок.

10. Сбор за проведение местного аукциона, конкурсной продажи и лотерей.

11. Сбор за проезд через территорию приграничных областей

автотранспортом, направляющим за границу.

12. Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы

услуг.

13. Сбор с владельцев собак.

Нормативной базой системы налогообложения на данный момент

является:

1.Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97

2.Закон Украины "О внесении изменений в закон Украины « О налогообложении

прибыли предприятий» от 22.05.97

3.Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от

26.06.97г.

4. Закон Украины «О сборе на обязательное пенсионное страхование» от

24.05.2001г.(20) № 2452-III

5. Закон Украины «О сборе на обязательное социальное страхование» от

11.01.2001 г.(23) № 2213-III

6. Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» ст.

17.12.98г.

7. Закон Украины «О внесении изменений к ст. І І закона Украины О налоге на

добавленную стоимость» от 14.07.99г. и др.

8. Закон Украины « О внесении изменений в некоторые законы Украины по

вопросам налогообложения игрового бизнеса» (имеет силу с 13.11.99)

9.Указ Президента Украины « О внесении изменений в Указ Президента Украины

от 3.07.98 «От упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99

Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. С

помощью фискальной функции осуществляются формирование бюджетного фонда

страны, реализация экономической функции дает возможность государству

непосредственно влиять на процесс общественного воспроизводства в общем,

стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей народного

хозяйства, усиливая или ослабляя нагромождение капитала, а также влияя на

платежеспособный спрос населения.

Опытное хозяйство "Днепр" производит сведущие взносы платежей в бюджет

(табл.5)

Таблица 5

Динамика и структура платежей в бюджет Опытного хозяйства "Днепр"

|Виды платежей |1998 |1999 |2000 |2000-в |

| | | | |% к |

| | | | |1998 |

| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | |

| |грн | |грн | |грн | | |

|НДС |126,1|53,2 |129,3|46,9 |37,5 |24,0 |29,7 |

|Налог на прибыль |22,5 |9,5 | | |- |- |- |

|Подоходный налог з граждан|50,5 |21,2 |68,5 |24,8 |119,0|76,0 |235,6 |

|Налог с владельцев |9,0 |3,8 | | |- |- |- |

|транспортных средств и др.| | | | | | | |

|самоходных машин и | | | | | | | |

|механизмов | | | | | | | |

|Другие налоги и платежи |5,9 |2,5 | | |- |- |- |

|Экономически санкции |0,1 |0,1 | | |- |- |- |

|Фиксированный |- |- |88,1 |89,9 |88,1 |89,9 |- |

|сельскохозяйственный налог| | | | | | | |

|Всего |542,4|100,0|285,9|100,0|244,6|100,0|45,1 |

| | | | | | | | |

Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес среди платежей

в бюджет занимает НДС. В связи с ростом заработной платы, увеличился

удельный вес отчислений налога на доходы граждан.

В связи с введением фиксированного сельскохозяйственного налога, в

1999 году опытное хозяйство "Днепр" платило только НДС и подоходный налог.

В связи с тем, что хозяйство своевременно выполнило свои обязательства

перед бюджетом, санкции в отчетном году к нему не применялись.

Опытное хозяйство "Днепр" осуществляет платежи также и в целевые фонды

(табл.6)

Таблица 6

Динамика и структура платежей в целевые фонды

Опытного хозяйства "Днепр"

|Виды платежей |1998 |1999 |2000 |2000 в %|

| | | | |к 1998 |

| |тыс. |% |тыс. |% |тыс. |% | |

| |грн. | |грн. | |грн. | | |

|Пенсионный фонд |80,7 |56,5 |23,5 |14,4 |6,8 |6,9 |8,4 |

|Фонд социального |21,2 |14,8 |- |- |- |- |- |

|страхования | | | | | | | |

|Фонд ликвидации |23,1 |16,2 |- |- |- |- |- |

|последствий | | | | | | | |

|Чернобыльской | | | | | | | |

|катастрофы | | | | | | | |

|Фонд финансирования |11,3 |7,9 |- |- |- |- |- |

|дорожного хозяйства | | | | | | | |

|Фонд содействия |6,5 |4,6 |8,4 |5,7 |3,1 |3,2 |47,7 |

|занятости населения | | | | | | | |

|Всего |142,8 |100,0|31,9 |100,0 |41,8 |100,0|56,1 |

| | | | | | | | |

Налоговая система Украины строится на соединении прямых и косвенных

налогов. Прямые налоги характеризуются тем, что они устанавливаются

непосредственно на доход или имущество плательщика налогов. Косвенные –

включаются в виде дополнения к цене товара или тарифа на услуги,

выплачивают потребителями этих товаров. При прямом налогообложении денежные

отношения возникают между государством и налогоплательщиками,

при косвенном – субъектом налогообложения становится продавец (услуг),

который выступает посредником между государством и производителем,

потребители товара или услуг.

Постоянные изменения и дополнения налогового законодательства Украины

приводят к недоплате спрогнозированных показателей производственно-

хозяйственной деятельности предприятий и не достижению конечного

результата - прибыли, рентабельности, окупаемости капиталовложений и др.

Это создает фактор неопределенности предприятий в налоговой системе

Украины.

В процессе реформирования налоговой системы в Украине должны быть

устранены недостатки в правовом регулировании налоговых отношений,

обеспечены правовые гарантии, как налогоплательщиков, так и государственных

налоговых органов, отрегулированы процессуальные вопросы ответственности за

невыполнение, неполное или несвоевременное выполнение налоговых

обязательств, а также за нарушение норм налогового законодательства

Украины.

Свое отражение законодательные закрепления также должны найти в

Налоговом кодексе Украины, который регулировал бы все вопросы налоговых

отношений между государством и налогоплательщиками.

Сегодня актуальной является проблема легализации скрытых доходов

юридических и физических лиц, и решать ее необходимо на общегосударственном

уровне в интересах народа. Государственная казна ежегодно теряет от

функционирования нелегального бизнеса половину доходов государственного

бюджета Украины.

Система налогообложения должна строится по следующим принципам:

стимулирование предпринимательской производственной деятельности и

инвестиционной активности;

обязательность, равнозначность и пропорциональность;

равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;

социальная справедливость, стабильность, экономическая обоснованность,

равномерность уплаты;

компенсация, единый подход, доступность.

Опыт цивилизованных и развивающихся стран свидетельствует о том, что

без разветвленной системы страхования не в состоянии сейчас существовать ни

одно современное общество. И чем стабильнее система, тем лучше для

общества. Законодательство Украины, в отличие от законодательства других

стран, отличается его нестабильностью.

Законы и подзаконные акты, которые принимаются, нередко противоречат

один другому, а также Конституции Украины.

По мнению главного государственного налогового инспектора Украины

Анатолия Шаланского, существующая система налогообложения в сфере

сельскохозяйственного производства требует существенных изменений с тем,

чтобы создать благоприятные условия для стимулирования увеличения объемов

производства продукции (56).

По его мнению, было бы справедливо вернуться к нашему опыту прошлых

лет и несмотря на финансовое состояние страны не отменять, а вводить

повышенные размеры пенсий для отдельных категорий граждан (22).

По мнению О. Грибакова необходимо проводить социальные и пенсионные

реформы в Украине, что дает возможность уменьшить социальную напряженность

в обществе и оздоровить общую экономическую ситуацию (36).

Налоговая система в Украине прошла определенный период своего

становления и сейчас находится на этапе усовершенствования. Вся система

налогообложения действует в социально-экономической среде и имеет связь с

нею через законодательные акты. Целью системы является создание финансовых

условий для выполнения ими экономических и социальных функций.

Вдовиченко М. в своей статье выделил следующие принципы эффективной

системы налогообложения:

1) равное распределение налогов. Налоги должны быть распределены между

всеми гражданами в одинаковых пропорциях, платежи каждого для общей

пользы должны отвечать его доходу;

2) определенность налогов. Размер налога, время и способ платежа должны

быть определенными, известными плательщику;

3) сбор налогов в удобное время. Так, например, сельскохозяйственный налог

нужно взимать после продажи урожая;

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.