РУБРИКИ

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой

4) дешевый сбор налогов. Затраты на внесение налогов должны быть

минимальными;

5) налог всегда должен изыматься с чистого дохода, а не с капитала, чтобы

источник государственных доходов не исчерпывался (34).

В. Пихоцкий считает, что налоговая политика должна обеспечить решение

задачи: с одной стороны установление оптимальных налогов, которые не будут

сдерживать развитие предпринимательства, а с другой стороны, обеспечение

поступления в бюджет средств, достаточных для удовлетворения

государственных и социальных потребностей.

Для этого налоговая политика должна быть основана на таких принципах:

1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщиков, то есть уровня их доходов.

2) Налогообложение доходов должно носить одноразовый характер.

3) Обязательность уплаты налогов.

4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономными для учреждений, которые

собирают налоги.

5) Налоговая система должна быть гибкой и легкой, адаптированной для

изменений общественно - политических и экономических условий.

6) Налоговая система должна обеспечить рациональное перераспределение

созданного валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом

государственной экономической политики.

Приближение к этим принципам должно обеспечить принятие Налогового

кодекса (46).

Л. Стюбен в своей статье определил ключевые позиции, по которым должна

строиться украинская налоговая система, а именно:

- главная цель налоговой системы может состоять в обеспечении

поступления налогов в бюджет;

- налоговая система должна быть нейтральной;

- необходимость расширения налоговой базы;

- налоговая система должна быть справедливой;

- налоговая система не может быть дискриминационной по отношению к одним

налогоплательщикам и предоставлять преимущества другим;

- налоговая система должна быть прогрессивной;

- налоговая система должна оказывать содействие инвестициям,

экономическому развитию, конкурентоспособности;

- должна быть стабильной и прогнозируемой;

- разные налоговые законы должны быть взаимодействующими;

- налоговая система должна быть по возможности простой и понятной;

- администрирование налоговой системы должно быть справедливым и

правдивым (52).

Коренева О.Г. утверждает, что основными направлениями

усовершенствования налоговой политики в части стимулирования повышения

уровня обеспеченности предприятий оборотными средствами являются:

- освобождение от налогообложения части прибыли, которая направлена на

пополнение собственных оборотных средств.

- регламентирование обязательного направления части дохода, которая

остается в распоряжении предприятий, на пополнение оборотных средств;

- максимальное приближение сроков уплаты налоговых платежей к моменту

получения доходов (42).

Воронкова О.М. сформулировала следующие необходимые мероприятия

построения эффективной системы налогообложения:

1) На основании будущего налогового кодекса Украины разработать единую

методику начисления налогов, упорядочить налоговые льготы.

2) Достичь оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами и

сберечь тенденции повышения прямого налогообложения.

3) Достичь научно - обоснованной системы дифференциации ставок налогов в

зависимости от объема хозяйственной деятельности субъектов

деятельности.

4) Повысить ответственность плательщиков налогов за своевременную и

полную оплату налоговых платежей.

5) привести налоговое законодательство в соответствие с условиями

Европейского Экономического Сообщества, придерживаясь международных

договоров относительно налогообложения (35).

Участие сельскохозяйственных предприятий в формировании

общегосударственного фонда финансовых средств обусловлено необходимостью

централизации в руках государства части чистого дохода предприятий и

направление их на решение экономических и социальных задач общества. Это

позволяет государству не только влиять на дальнейшее развитие сельского

хозяйства и промышленных предприятий, но и создавать условия для повышения

эффективности производства.

3.Организация и учёт взаимоотношений

хозяйства с Государственным бюджетом

3.1. Порядок расчета и взносов в бюджет фиксированного

сельскохозяйственного налога

С января 1999 года Опытное хозяйство "Днепр" стало плательщиком

фиксированного сельскохозяйственного налога.

Механизм извлечения фиксированного сельскохозяйственного налога,

который платят сельскохозяйственные товаропроизводители, порядок расчета

этого налога и его учет определяется в таких нормативно-правовых актах: в

Законе Украины №320 от 17.12.1998г. " О фиксированном сельскохозяйственном

налоге"; в Указе Президента Украины №652/98 от 18.06.98г. " О фиксированном

сельскохозяйственном налоге"; Порядке расчета фиксированного

сельскохозяйственного налога заполнения форм расчета, которая утверждена

приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.1999 г.

№230 в Положении "О порядке уплаты и учета фиксированного

сельскохозяйственного налога» утвержденном Постановлением Кабинета

Министров Украины от 23.04.99г. №658 с учетом изменений, дополнений и

рекомендаций.

Фиксированный сельскохозяйственный налог заменяет такие налоги, сборы

и обязательные платежи:

- налог на прибыль

- плата за землю;

- налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и

механизмов;

- коммунальный налог;

- сбор на геологоразведовательные работы, выполненные за счет

Госбюджета;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание

автомобильных дорог общего использования Украины;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор в Государственный инновационный фонд.

Чуть позже Законом Украины №320-X1V к этому списку было добавлено:

плата на приобретение торгового патента на осуществление торговой

деятельности; сбор за специальные использование природных ресурсов.

Действие этого налога предусмотрено законодательством до 1 января

2004г.

Для стабилизации сельскохозяйственного производства освобождены с 1

января 2001г. от уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога за

исключением внесения платежей на обязательное государственное пенсионное

страхование (68%) и обязательное социальное страхование (2%)

сельскохозяйственные производители, которые в соответствии Законом Украины

"О фиксированном сельскохозяйственном налоге" являются плательщиками

фиксированного налога. Таким образом, в 1999г. плательщики фиксированного

сельскохозяйственного налога начислили и перечислили Государственному

казначейству лишь 70% от расчетной суммы налога. А плательщиками

фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные

товаропроизводители разных организационно-правовых форм, у которых сумма

дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного

производства за предыдущий отчетный год превышает 50% общей сумы валового

дохода предприятия.

В случае, когда в отчетном году происходит изменение площадей

сельскохозяйственного угодий, осуществляется уточнение сумм налоговых

платежей за период до окончания налогового года и на протяжении месяца

подается расчет органам Днепропетровской налоговой администрации вместе с

выпиской с государственного земельного кадастра о составе Земельных угодий

и их денежной оценке.

Если в отчетном периоде валовой доход от операций с реализацией

сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее

переработки составляет меньше 50% от общего объема дохода, предприятие

платит налог на общих принципах.

К плательщикам налога относятся собственники земельного участка и

арендаторы земельных участков, которые производят сельскохозяйственную

продукцию.

Ставка фиксированного сельскохозяйственного налога с одного гектара

сельскохозяйственного угодий устанавливается в процентах к их денежной

оценке, которая приводится соответственно методике, утвержденной Кабинетом

Министров Украины, в таких размерах:

- для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,5

- для многолетних насаждений - 0,3.

Сумма фиксированного сельскохозяйственного налога на текущий год

определяется исходя из площадей и их денежной оценки, произведенной на 1

июня 1995г. соответственно методике утвержденной Кабинетом Министров

Украины от 23 марта 1995г. №213, и ставки фиксированного налога.

Расчет фиксированного сельскохозяйственного налога осуществляется по

форме, утвержденной налоговой администрацией, и подается Днепропетровской

ГНА каждый год до 1 февраля текущего года. Нужно добавить, что руководство

хозяйства не берет на себя ответственности по расчетам этого налога,

поэтому обращаться к ГНА по месту расположения. Для опытного хозяйства

"Днепр" расчет сумы фиксированного налога определяется по формуле:

П

пашни*(Дпашни*0,5/100)+Псенокос*(Дсенокос*0,5/100)+Ппастища*(Дпастбища*0,5/1

00)*

Пм.н.*(Дм. н.*0,3/100)=Sфиксированный налог,

где П - площадь земель, принадлежащих хозяйству;

Д - денежная оценка земель, рассчитанная по методике денежной оценки

земель сельскохозяйственного назначения, утвержденной Кабинетом Министров

Украины от 23.03.95г. №213.

Если сельскохозяйственному товаропроизводителю насчитанная в 1997 году

сума налогов и сборов превышает сумму фиксированного налога больше чем

втрое, то к суме фиксированного налога используют следующие коэффициенты:

- в случае превышения в 3-4 раза - 1,5;

- в случае превышения больше, чем в 4 раза –2.

При этом сумма налога, скорректированная на соответствующий коэффициент,

является сумой фиксированного сельскохозяйственного налога.

Так, как оплата налога производится не однократно, годовую сумму налога

делят на квартальные или месячные суммы.

Начисление и уплата фиксированного налога производится до 20 числа

каждого месяца отчетного года, начиная с 1 января и заканчивая 20 января

следующего за отчетным годом.

Законодательством предусмотрена помесячная оплата плательщиками налогов

одной третьей части сумы налога, определенной за каждый квартал от сумы

налога, в следующем объеме:

- в первом квартале - одна треть 10% от конечной суммы налога;

- во втором квартале - одна треть 10% от конечной суммы налога;

- в третьем квартале 1/3 50% от конечной суммы налога;

- в четвертом квартале 1/3 30% от конечной суммы налога.

Поставка зерна в счет фиксированного налога осуществляется не позднее 15

октября - с продукции ранних зерновых культур, до первого декабря с

продукции поздних зерновых культур, поставка продукции животноводства -

каждый месяц, но не позднее дня текущего месяца. В этом случае за

эквивалент продукции берется 1 тонна пшеницы мягкой 3-го класса, что

отвечает межгосударственному стандарту ГОСТ 9353-90, по цене, которая

каждый год устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Зачисление сельскохозяйственного продукции в счет оплаты

фиксированного налога осуществляется по ценам, установленным Постановлением

КМУ № 658, то есть с учетом НДС. Так, цена 1 тонны пшеницы мягкой 3-го

класса была установлена письмом Государственной налоговой администрации

Украины от 21.05.99 № 733 на 1999г. и составляла 220 грн. с учетом НДС. А

Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 октября 1999 года №

1822 цена 1 тонны пшеницы, как эквивалент для начисления количества

сельскохозяйственного продукции за счет фиксированного налога, составила

300 грн.

Перерасчету подлежит стоимость остатка сельскохозяйственной

продукции, которая поступила в счет уплаты фиксированного налога, поскольку

в соответствии с Постановлением № 1872 новая цена была установлена на 1999

год, пересчету подлежит также стоимость продукции, которая поступила в счет

оплаты фиксированного налога, которая не реализована до 1.10.99г.

Обязательства по поставке товарной сельскохозяйственного продукции

заготовительным предприятиям в счет фиксированного сельскохозяйственного

налога возлагаются на предприятие, как на плательщика фиксированного

сельскохозяйственного налога.

На продукцию, которая поступила в счет оплаты этого налога,

заготовительные организации выписывают приемную квитанцию, исходя из

зачетного веса, но не выше установленных цен.

Каждый месяц до пятого числа, которое наступает за отчетным месяцем,

заготовительные предприятия, организации и плательщики этого налога

составляют акты приема передачи продукции в счет фиксированного налога.

В случае оплаты фиксированного налога в денежной форме - плательщик

фиксированного сельскохозяйственного налога, в случае оплаты в натуральной

форме - заготовительные предприятия перечисляют деньги на определенный

счет.

Отделения Государственного казначейства в районах осуществляют

распределение и перечисление средств, которые поступили в счет

фиксированного сельскохозяйственного налога, соответственно нормативам,

которые установлены законом Украины "О фиксированном сельскохозяйственном

налоге", а именно:

- в Государственный бюджет Украины -4%;

- в местный бюджет - 18%;

- на обязательное государственного пенсионное страхование - 68%;

- на обязательное социальное страхование - 2%;

- на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего

пользования - 2%;

- в фонд по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - 5%;

- в государственный фонд содействия занятости населения - 1%.

Но, как указано выше, сельскохозяйственные товаропроизводители до 2001

года осуществляют оплату только платежей на обязательное пенсионное и

социальное страхование.

Суммы начисленного фиксированного сельскохозяйственного налога

включаются в состав валовых затрат хозяйства. Выдача продукции в счет

пенсий зачитывается на уменьшения задолженности по оплате фиксированного

сельскохозяйственного налога. На 1 число каждого месяца между органами

пенсионного фонда, органами налоговых служб и органами Государственного

казначейства осуществляется сверка уплаченных средств.

Расчет суммы налога осуществляется по форме, утвержденной изменениями

к Порядку № 230, которыми предусмотрено два приложения:

- №1 для сельскохозяйственных предприятий разных форм собственности

на обычных землях;

- №2 для сельскохозяйственных предприятий, которые осуществляют свою

деятельность в горных районах и на территории полугорных.

Контроль за своевременным и полным поступлением суммы фиксированного

сельскохозяйственного налога осуществляется налоговой администрацией. А

сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе и опытное хозяйство

"Днепр", несут ответственность за правильность исчисления, своевременность

предоставленных расчетов и уплату сумм фиксированного сельскохозяйственного

налога соответственно законодательству.

Тулуш Л.Д. в своей статье изложил мысль относительно

целесообразности фиксированного сельскохозяйственного налога и выделил его

отрицательные и положительные стороны. К положительным он отнес:

1) упрощение механизма исчисления и начисления налога, бухгалтерского учета

отчетности;

2) снижение налогового давления на сельскохозяйственного производителя;

3) установление постоянного размера ставок фиксированного

сельскохозяйственного налога на весь срок его введения, объявление

неизменности налога на протяжении определенного законом срока;

4) размер фиксированного сельскохозяйственного налога не зависит от

результатов хозяйственной деятельности, поэтому это является стимулом для

увеличения объемов производства продукции;

5) освобождение фонда оплаты труда от начисления сборов в фонды социального

страхования, в результате чего создаются условия для регулярной выплаты

заработной палаты работающим, увеличении её размера;

6) стимулирование рационального использования земли. При уплате

фиксированного сельскохозяйственного налога земля требует эффективного

хозяйственного использования.

Однако, наряду со значительным количеством преимуществ, фиксированный

сельскохозяйственный налог имеет ряд существенных недостатков:

1) несоответствие системному подходу при конструировании налоговой системы.

Ведь уменьшая количество налогов, государство значительно ограничивает

диапазон влияния на хозяйственную деятельность предприятия. В данном

случае не учитывается обеспечение предприятий материально-техническими и

трудовыми ресурсами;

2) значительная зависимость сельскохозяйственных товаропроизводителей от

ставок фиксированного сельскохозяйственного налога;

3) уплата продукции растениеводства как натуральной формы уплаты налога

производится в конце года, тогда как отчисления в многие фонды

осуществляется на протяжении года;

4) неполное обеспечение выполнения регулирующей и стимулирующей функций

налогов;

5) несоответствие налогового механизма экономической эксплуатации

фиксированного сельскохозяйственного налога не отображает все

разнообразие экономических и природных условий, в которых функционируют

сельскохозяйственные предприятия;

6) невозможность оперативного влияния при изменении хозяйственной ситуации.

(54)

3.2.Порядок расчета и взносов в бюджет налога

с доходов граждан

В соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном

налоге с граждан» плательщиками подоходного налога являются граждане

Украины, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не

имеющие постоянного места жительства в Украине. (1392 от 26.12.92 года)

К гражданам, которые имеют постоянное место жительства в Украине,

относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства,

которые проживают в Украине не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место

жительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход за

календарный год, полученный из различных источников.

Объектом налогообложения граждан, не имеющих постоянного места

жительства в Украине, является доход, полученный только из источников в

Украине.

При определении дохода учитываются доходы, полученные как в

натуральной форме, так и в денежной.

Доходы, полученные в натуральной форме, зачисляются в совокупный

налогооблагаемый доход за календарный год по свободным ценам, если другое

не предусмотрено этим Декретом.

В совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период,

за который осуществляется налогообложение, не включается:

а) помощь по государственному социальному страхованию и

государственному социальному обеспечению, кроме помощи по временной

нетрудоспособности (в том числе помощь по уходу за больным ребенком), в

частности:

- помощь по беременности и родам;

- помощь по уходу за ребенком;

- денежные выплаты матерям (отцам), занятым по уходу трех и больше детей

возрастом до 16 лет;

- помощь по уходу за ребенком – инвалидом;

- помощь на детей в возрасте до 16 лет (учеников до 18 лет);

- помощь на детей одиноким матерям;

- помощь на детей военнослужащих строчной службы;

- помощь на детей, которые перебывают под опекунством, опечительством;

- временная помощь на неполнолетних детей, родители которых уклоняются

от уплаты алиментов или когда взимание алиментов не возможно;

- помощь на похороны, в том числе представляемая за счет юридических или

физических лиц;

б) суммы получаемых алиментов;

в) государственные пенсии, а также дополнительные пенсии, которые

выплачиваются по условию добровольного страхования пенсий;

г) компенсационные выплаты в денежной и натуральной форме в пределах

норм, предусмотренных законодательством, за исключением компенсации за

неиспользованный отпуск при увольнении;

д) доходы граждан от продажи выращенной в личном подсобном хозяйстве

продукции растениеводства и пчеловодства, скота, кроме нутрий, птицы, как

в живом виде, так и в виде первичной обработки;

е) суммы доходов лиц, которые выполняют сельскохозяйственные и

строительные работы в сельской местности временно или сезонно, а также

членов студенческих строительных отрядов, которые строят объекты в

сельской местности;

ж) доходы работников сельскохозяйственных предприятий и рыбных хозяйств

не зависимо от форм собственности и хозяйствования и рыболовных колхозов,

полученные ими натурой (сельскохозяйственной, рыбной продукцией

собственного производства отмеченных предприятий и продукцией ее

переработки, за исключением продукцией, определенной Кабинетом Министров

Украины).

Суммы, на которые уменьшается совокупный налогооблагаемый доход:

1.Совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму, которая не

превышает за каждый полный месяц, на протяжении которого получен доход,

установленного действующим законодательством размера минимальной месячной

заработной платы (необлагаемый минимум)

2.Совокупный необлагаемый доход дополнительно уменьшается на сумму,

которая не превышает за каждый месяц, на протяжении которого полученный

доход, установленного законодательством размера минимальной месячной

заработной платы одному с родителей на каждого ребенка в возрасте до 16

лет, если месячный совокупный налогооблагаемый доход не превышает размера

десяти минимальных месячных заработных плат. Справки о наличии детей

предъявляются гражданами по месту их основной работы (службы, обучения) и

выплаты им заработной платы за первую половину января, а в случае изменения

количества иждивенцев - не позднее 15 числа следующего месяца.

3. Совокупный облагаемый доход уменьшается до десяти необлагаемых

минимумов, включая размеры вычитания, пунктами 1 и 2 :

а) граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и отнесены

к 1 и 2 категории;

б) инвалидов войны 1 группы.

4. Совокупный облагаемых доход уменьшается до 5 необлагаемых

минимумов, включая размеры вычитания, которые устанавливаются пунктами 1 и

2 :

а) участников ВОВ и иных боевых действий по защите бывшего СССР;

б) военнослужащих и призванных на учебные сборы военнообязанных,

которые проходили службу в составе ограниченного контингента советских

войск в Республике Афганистан и в иных странах, где в этот период велись

боевые действия;

в) инвалидов с детства, инвалидов 1 и 2 группы;

г) граждан, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и отнесены

к 3 и 4 категории;

д) родителей военнослужащих, которые погибли или пропали безвести при

исполнении служебных обязанностей;

е) одного из семьи, которая воспитывает инвалида с детства, и одного

из семьи воспитывающая двух и больше инвалидов с детства, которые

проживают вместе с ними и требуют постоянного ухода;

ж) граждан, реабилитированных соответственно закону Украины "О

реабилитации жертв политических репрессий на территории Украины"

Подоходный налог с совокупного налогооблагаемого дохода граждан по

месту основной работы (учебы, службы) рассчитывается по таким ставкам

(табл. 7)

Таблица 7

Шкала для определения налога на доходы граждан

|Сумма дохода |Ставка и размер налога |

|От 17 грн. |Не облагается налогом |

|От 18 до 85 грн |10% от суммы прививающей |

| |17 грн. |

|От 86 до 170 грн. |6,80 +15% от суммы свыше 85 грн. |

|От 181 до 1020 грн. |19,55 грн. + 20% от суммы свыше |

| |170грн. |

|От 1021 до 1700 грн. |189,55 грн + 30% от суммы |

| |свыше 1020грн |

|От 1701 грн. выше | |

| |395, 55грн.+ 40% от суммы |

| |свыше 1700грн. |

К совокупному налогооблагаемому доходу относятся полученные по месту

основной работы доходы за исполнение трудовых обязанностей, в том числе по

совместительству, за выполнение работ по договорам подряда, а также другие

доходы, определенные в статье 5 Декрета КМУ.

Начисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога

осуществляется предприятиями, организациями всех форм собственности,

физическими лицами предпринимательской деятельности, которые осуществляют

выплаты доходов.

Исчисление налога на протяжении года осуществляется из сумы месячного

совокупного налогооблагаемого дохода. При этом для граждан, которые имеют

право на получение льгот, согласно со статьей 6 Декрета КМУ, сума месячного

налогооблагаемого совокупного дохода уменьшается на размер этих льгот.

Например, за декабрь 2000 года бухгалтеру ОХ «Днепр» Шевченку Н.Н.

начислено 178,2 грн. Сумма подоходного налога рассчитывается следующим

образом:

(178,2 грн. -170грн.) * 20% + 19,55 грн. = 21,15грн.

Рабочая фермы Макарова Г.В. имеет четырех детей до 16 лет. Ей

начислено заработную плату за декабрь 2000 года 194 грн. Доход уменьшается

на 17 грн. на каждого ребенка:

194грн. -(17грн.*4)=126 грн.

Сумма налога составит: (126-85) * 15% +6,80 грн.=12,95грн.

По окончании календарного года определяется сумма совокупного годового

налогооблагаемого дохода. Вычисление налога и перерасчет производится

предприятиями и другими формами предпринимательской деятельности до 1

февраля последующего за отчетным годом, а до 15 февраля эти ведомости по

установленной форме передаются в налоговую инспекцию по месту прописки

плательщика. По окончании квартала до 15 числа следующего за отчетным

периодом составляется форма № 8-ДР (которая предоставляется в налоговую

инспекцию). В ней указываются суммы начисленной заработной платы за

отчетный период, которая выплачена.

За просрочку установленных сроков уплаты подоходного налога, взимается

с ответственного лица административный штраф в размере 85,00грн., а с

предприятия пеня в размере удвоенной учетной ставки Национального банка

Украины от сумы недоплаты.

При проведении перерасчета подоходного налога определяется совокупный

годовой доход, который состоит из сумм доходов, полученных в каждом месяце.

Алгоритм перерасчета подоходного налога заключается в поэтапном

определении:

1) совокупного годового дохода, уменьшенного на сумму льгот, которые

предоставляются;

2) фактически уплаченного подоходного налога за год;

3) среднемесячного совокупного дохода - делением годового дохода на

12;

4) расчетной сумы подоходного налога за месяц на основании

среднемесячного дохода;

5) налога за год - умножением полученной величины налога на 12;

6) результата перерасчета - вычитанием из налога по перерасчету суммы

фактически уплаченного налога.

Знак сумы результата обозначает, кто кому должен:

"-" - государство возвращает излишне насчитанный подоходный

налог своему гражданину;

"+" - гражданину следует доплатить недосчитанный налог.

Из сумы совокупного дохода для целей налогообложения исключается

материальная помощь в размере 12 минимальных денежных окладов.

При определении суммы годового налогооблагаемого дохода нужно

учитывать, что льгота на детей до 16 лет в размере одного необлагаемого

минимума в месяц сохранится в том случае, если среднемесячный доход

гражданина не превысил 10 минимальных зарплат (10*118) и годовой доход не

превышает 120 минимальных денежных окладов (10*12мес.*118грн.)=14160грн.

Аналогичная льгота действует для двоих и больше детей. Уменьшение

совокупного дохода составляет 204 грн. (12мес. *17 грн.) на одного ребенка

в год 408 грн. - на двоих и т.д.

Определенные категории населения пользуются дополнительными льготами

по подоходному налогу. С их среднемесячного дохода необходимо вычитать:

- 48 налогооблагаемых минимумов (н.м.) (не налогооблагаемых минимума

(4н.м. *12мес. * 17 грн.=816 грн.) с доходов инвалидов с детства,

инвалидов 1 и 2 групп (льгота дается в размере 5 необлагаемых

минимумов на месяц, на один необлагаемый минимум учтено по шкале

прогрессивного налогообложения доходов граждан);

108н.м.(9 н.м. *12 мес. * 17грн=1836грн.) с доходов Чернобыльцев 1и 2

категории, инвалидов войны 1 группы(10н.м.)

- 168н.м. (14н.м. *12мес.*17грн.=2856грн.) с доходов участников боевых

действий, инвалидов войны и прировненным к ним категорий (15н.м.)

Кроме этого, из совокупного дохода исключаются суммы, направленные

источником получения на приобретение акций (без ограничений) и на

благотворительные цели (в пределах 12 минимальных зарплат)

Перерасчет подоходного налога производится следующим образом:

совокупный доход, полученный рабочей Харенко Н.И. опытного хозяйства

«Днепр» за 2000 год составил 2183грн, а сума налога соответственно 247 грн.

а) определяем среднемесячный доход

2183грн/12мес.=182,0 грн

б) определяем размер налога

(182,0-170.0)*20%+19,55=21,95 грн.

в) размер налога за год

21,95*12=263,4 грн

г) сумма отклонений(+,-)

247-263,4=-16,4 грн.

Эту сумму необходимо дочислить данному работнику опытного хозяйства

«Днепр»

По мнению экономиста Буряковского В.В. необходимо включить в состав

налогообложения дохода граждан суммы, которые получены ими в виде кредитов

и займов и невозвращенные в срок, указанный в договоре. Если такой срок в

договоре не предвиден, или превышает срок исковой давности, то такие суммы

следовало бы включить в налогооблагаемый доход после окончания срока

исковой давности, так как на практике коммерческие структуры все чаще

уклоняются от оплаты подоходного налога путем выплаты сотрудникам доходов

не в виде заработной платы, а в виде предоставления займов и кредитов на

неопределенный срок, при этом займы в большинстве случаев не возвращаются

работниками предприятию. (30)

Применение вышеизложенных предложений позволит прекратить случаи

уклонения от налогообложения доходов и дополнительно мобилизировать

средства в бюджет.

3.3. Порядок расчета и взносов в бюджет налога

на добавленную стоимость

Вместе с фиксированным сельскохозяйственным налогом предприятие

уплачивает в Государственный бюджет налог на добавленную стоимость (НДС).

В опытном хозяйстве «Днепр» порядок расчетов и уплаты НДС

осуществляется на основании действующего законодательства с урегулированием

всех изменений и рекомендаций определённых органов. Хозяйство является

плательщиком налога согласно ст. 2 Закона Украины №168/97-ВР, так как

объём налогооблагаемых операций с продажи товаров, (работ, услуг), которые

на протяжении любого периода с последних двадцати календарных месяцев

превышают 600 необлагаемых минимумов дохода граждан.

Плательщиками налога являются:

- лицо, объем операций по продаже товаров (работ, услуг) которого в

течение какого-либо периода из последних двенадцати календарных

месяцев превышал 600 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- лицо, которое ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию

Украины или получает от нерезидента работы, услуги для их

использования или потребления на таможенной территории Украины, за

исключением физических лиц, которые не зарегистрированы как

налогоплательщики, в случае, если такие физические лица ввозят

(пересылают) товары (предметы) в объемах, не подлежащих

налогообложению согласно законодательству;

- лицо, осуществляющее на таможенной территории Украины

предпринимательскую деятельность по торговле за наличные средства;

- лицо, предоставляющее на таможенной территории Украины услуги,

связанные с транзитом пассажиров или грузов через таможенную

территорию Украины.

Объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков

по:

- продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в

том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам

оперативной аренды (лизинга);

- ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и

получению работ, услуг, предоставляемых нерезидентами для их

использования или потребления на таможенной территории Украины, в

том числе операции по ввозу (пересылке) имущества по договорам

аренды (лизинга), залога и ипотеки;

- вывозу (пересылке) товаров за пределы таможенной территории

Украины и предоставлению услуг (выполнению работ) для их

потребления за пределами таможенной территории Украины.

База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг)

определяется исходя из договорной (контрактной) цены, определенной по

свободным или регулируемым ценам с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины,

других налогов и сборов (обязательных платежей) за исключением налога на

добавленную стоимость, что включается в цену товаров (работ, услуг)

согласно законам Украины по вопросам налогообложения.

Освобождаются от налогообложения операции по: продаже товаров (работ,

услуг) собственного производства, производимых общественными предприятиями,

на которых численность работающих инвалидов составляет не менее 50

процентов общей численности работающих;

бесплатная передача продукции (работ, услуг) собственного

производства домам-интернатам и территориальным центрам по обслуживанию

одиноких граждан пенсионного возраста для обеспечения собственных нужд

указанных заведений;

предоставление в сельской местности сельскохозяйственными

товаропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных заведений,

интернатов, заведений по охране здоровья и предоставление материальной

помощи продуктами питания собственного производства и услуг по обработке

земли многодетным семьям, ветеранам труда и войны, реабилитированным

гражданам, инвалидам труда, инвалидам детства, одиноким лицам преклонного

возраста, лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы и

школам, дошкольным учреждениям и интернатам.

Налог составляет 20 процентов от базы налогообложения и прибавляется

к цене товара.

Налог с нулевой ставкой исчисляется относительно операций по продаже

товаров (работ, услуг), которые используются за пределами таможенной

территории Украины; по предоставлению услуг по туризму на таможенной

территории Украины в случае продажи их за пределами Украины с применением

безналичных расчетов.

Плательщик налога обязан предоставить покупателю налоговую накладную.

При освобождении от уплаты налога в случаях, предусмотренных

Законом, в налоговой декларации указывается отдельной строкой, а в

налоговой накладной делается запись «Без НДС» с указанием соответствующего

пункта и подпункта.

Для операций, которые облагаются и освобождены от налога,

составляются отдельные налоговые накладные на протяжении срока,

предусмотренного законодательством для обязательств по уплате налога.

Для физических лиц, не зарегистрированных как субъекты

предпринимательской деятельности, которые ввозят товары на таможенную

территорию Украины в объемах, которые подлежат налогообложению согласно

законодательству Украины, оформление таможенной декларации приравнивается к

подаче налоговой накладной.

Согласно Указа Президента Украины «О некоторых изменениях в

налогообложении» от 07.08.98 г. № 857 с 01.10.98 г. датой получения

налогового кредита покупателя является одно из событий, которое произойдёт

раньше:

- дата получения материальных ценностей;

- дата их оплаты.

Налоговый кредит отражается в бухгалтерском учете опытного хозяйства

«Днепр» по дебету счёта 641 (расчеты по налогам),в аналитическом учёте

расчеты по НДС (на основании налоговой накладной) дебет счёта 641-

означает, что задолженность хозяйства перед бюджетом по НДС уменьшается.

При отражении налоговых расчетов по НДС применяется счет 644 (расчеты

по налоговому кредиту) ( активно- пассивный счет)

Датой возникновения налоговых обязательств у продавца является: дата

одного из событий, которые произошло раньше:

- дата отгрузки ( выполненной работы, услуги)

- дата предоплаты т.е поступление денежных средств от покупателей

на расчетный счет или в кассу продавца на основании налоговых

накладных по кредиту счета 641 « расчеты по налогам» ( расчеты по

НДС)

Кредит счета 641 означает увеличение задолженности бюджету по НДС,

т.е. сумма НДС начисляется бюджету.

При отражении налоговых расчетов по НДС применяется счет 643

« расчеты по налоговым обязательствам»

Суммы налога, которые подлежат перечислению в бюджет или возмещению

из бюджета, определяются как разница между общей суммой налогового

обязательства и суммой налогового кредита за отчетный период.

Уплата налога производится не позднее 20 числа, следующего за

отчетным периодом месяца.

В сроки, предусмотренные для уплаты налога плательщик подает

налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства, независимо от

того возникло ли в отчетном периоде налоговое обязательство.

С 25 мая 2000 года Указом Президента Украины "О определении таким

который утратил действие Указа Президента Украины от 2.12.98 года №1328/98

«О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 23.05.2000 года

№696 отменен специальный режим налогообложения операций с продажи товаров

(работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме

подакцизных товаров), изготовленных на давальческих условиях из

собственного сельскохозяйственного сырья. По результатам указанных операций

суммы НДС оставались в собственном распоряжении сельскохозяйственных

товаропроизводителей и использовались ими для приобретения материально-

технических ресурсов производственного назначения. При этом учет расчетов

по НДС с бюджетом по операциям с продажи молока, птицы, шерсти, молочной

продукции и мясопродуктов, которые произведены в собственных

перерабатывающих цехах, с 25 мая этого года не изменяется - соответственно

с положениями п. 11. 21 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"

от 03.04.97г. № 168/97ВР.

В соответствии с письмом ГНА Украины " О налоге на добавленную

стоимость" от 18.06.99г. № 8837/7/16-1121 сельскохозяйственные

товаропроизводители до июня 2000 года составляли и представляли три

декларации по НДС.

Начиная с июня 2000 года сельскохозяйственные предприятия составляют

и предоставляют только две декларации по НДС:

а) налоговую декларацию по НДС по результатам операций по продаже

молока;

б) налоговую декларацию по НДС по другим категориям операций.

Суммы налога на добавленную стоимость зачисляются в Государственный

бюджет и используются в первую очередь для бюджетного возмещения налога на

добавленную стоимость и формирования бюджетных сумм, которые направляются в

местный бюджет.

В соответствии со ст.11 Указа Президента Украины от 07.08.98 №857/98

установлено, что лица, зарегистрированные плательщиками налога на

добавленную стоимость, в связи с осуществлением ими операций по торговле за

наличные, при условии, что объем облагаемых налогом операций в течение

последнего календарного года не превышал 7200 не облагаемых налогом

минимумов доходов граждан, могут выбрать способ определения даты

возникновения налоговых обязательств по таким операциям как дату зачисления

средств на банковский счет или коммерческих чеков - как дату выписки

соответствующего счета (товарного чека), а также определить дату

возникновения права на налоговый кредит как дату списания средств с

банковского счета или кассы плательщика налога за приобретенные товары

(работы, услуги).

Установленный частью первой настоящей статьи способ определения

даты возникновения налоговых обязательств и права на налоговый кредит может

быть выбран плательщиком налога не позднее, чем за тридцать календарных

дней до начала нового календарного года. Этот способ применяется с начала

нового календарного года и не может быть изменен до конца года.

Лица, впервые регистрирующиеся в качестве плательщиков налога, могут

выбрать способ определения даты возникновения налоговых обязательств и

права на налоговый кредит также во время такой регистрации. Этот способ

применяется с момента регистрации и не может быть изменен до истечения

первого полного календарного года, наступающего за годом, в котором была

проведена регистрация.

Действие настоящей статьи не распространяется на налогообложение

бартерных (товарообменных) операций.

Установлено, что в случае если плательщик налога представляет

декларацию, в которой допущены арифметические ошибки, приведшие к занижению

суммы налога, надлежащей к уплате, орган государственной налоговой службы

самостоятельно осуществляет перерасчет такой суммы налога и сообщает

плательщику налога о сумме налоговых доначислений, надлежащих к уплате. При

этом финансовые санкции к такому плательщику налога не применяются, за

исключением пени на доначисленную сумму.

В случае если по результатам проверки обнаруживается факт завышения

суммы бюджетного возмещения, заявленного в налоговой декларации, сумма

такого завышения считается суммой налогового обязательства, сокрытой от

налогообложения. Если вследствие такого завышения получено бюджетное

возмещение, плательщик налога признается лицом, которое уклоняется от

налогообложения, и к нему применяются санкции в соответствии с

законодательством.

Налоговая накладная должна быть подписана лицом, уполномоченным

плательщиком налога осуществлять продажу товаров (работ, услуг), а также

скреплена печатью такого налогоплательщика-продавца. Налоговая накладная не

подписывается покупателем товаров (работ, услуг) и не скрепляется его

печатью.

В случае выявления нарушений требований к ведению бухгалтерского и

налогового учета, уничтожения, утери или непредставления бухгалтерских

документов, отсутствия ведения учета фактических затрат производства либо в

случае если определение базы налогообложения является невозможным, орган

государственной налоговой службы имеет право устанавливать базу обложения

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.