РУБРИКИ

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз-личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудиторской организации к выпол-нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу-лирования и т. д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на-править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас-сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли-вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри-ятием до заключения договора.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен-том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст-вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Ес-ли же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого дого-вора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других до-говоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, которые определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг" [8, 106 - 113]. Это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответст-венность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нем перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать кли-енту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом докумен-тов для проверки. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов. Определенную финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или пол-ную предоплату стоимости услуг Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять ра-ботников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т. п.). В текст договора в соответст-вии с пожеланиями сторон по договору могут быть также включены:

- примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

- общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

- согласие руководства предприятия на использование результатов, по-лученных предшествующей аудиторской организацией;

- указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

- порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе ока-зания аудиторских услуг;

- условия дальнейшего развития договорных отношений между ауди-торской организацией и предприятием.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. Эти данные носят конфиденциальный характер, и ответственность за их разглашение аудиторами также может быть предусмотрена в договоре.

Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского рис-ка, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы:

- аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фикси-руется в договоре до начала проверки. Как правило, ее определяют произвольно в зависимости от финансовых возможностей клиента (в размере 0,1 - 1,0% от объема реализации за проверяемый период). Нередко аудиторы предварительно знакомятся с особенностями дея-тельности клиента, оценивают аудиторский риск, примерную трудо-емкость работ, после чего они определяют общую стоимость работ, Недостатком аккордной оплаты относится невозможность обоснован-но оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредви-денные обстоятельства, которые могут повлиять на нее, а значит отра-зиться на финансовом положении аудиторской организации;

- повременная оплата, которая наиболее распространена на рынке ауди-торских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалифи-кации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ;

- сдельная оплата, которая применяется, как правило, при восстановле-нии бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности;

- оплата по результатам, которая предусматривает отказ аудиторской организации от заранее определенной суммы за предоставленную ус-лугу и установление оплаты в виде доли от сэкономленных для кли-ента финансовых ресурсов. Эта экономия возникает в результате вы-явления ошибок в ведении учета, оформлении документации, уплаты налогов и т. п.;

- комбинированная оплата, представляющая различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре оп-ределяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный про-цент от достигнутой экономии средств клиента при выявлении налого-вых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т. п.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (одно-кратное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае Достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг усло-вия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к дого-вору должны быть оформлены в письменном виде.

2.5. Планирование аудита

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки ау-диторской организации необходимо составить продуманный план пред-стоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

- установить объем проверяемой информации, время проведения про-верки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [8, с. 208 - 215] аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до за-ключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное пла-нирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной дея-тельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внут-ренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информа-цию на основе личных бесед с руководством и специалистами предпри-ятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налого-вых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования осуществляется общее зна-комство с системой внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгал-терского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтер-ского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профес-сионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, приня-тых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтер-ского учета и достоверности отчетности [8, с. 227 - 235]. Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о нена-дежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то пола-гаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля пред-приятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однород-ным группам хозяйственных операций.

Если на предприятии создана служба внутреннего аудита, то в про-цессе планирования аудиторской проверки следует также оценить работу этой службы. Для формирования такой оценки изучается:

- организационный статус: положение службы внутреннего аудита в сис-теме управления предприятия, ее возможности и способность соблю-дать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обя-занностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, наклады-ваемых руководством и (или) собственниками предприятия на внут-ренний аудит;

- компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт ра-боты) внутренних аудиторов, политика найма, обучения и повышения их квалификации, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

- профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы службы внутреннего аудита, наличие и со-держание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабо-чих программ и рабочей документации;

- функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;

- уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполне-нию руководством и (или) собственниками предприятия рекоменда-ции внутреннего аудита. В том случае, если аудиторская организация характеризует деятель-ность службы внутреннего аудита как достаточно эффективную, то ре-зультаты ее работы могут использоваться при проведении проверки. Это позволит сократить объем аудиторских процедур, но только после допол-нительного ознакомления внешних аудиторов с рабочей документацией внутреннего аудита.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные ау-диторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют ауди-торских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учиты-вать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалифи-кационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе "Состав аудиторской группы и распределение обязан-ностей внутри группы" (см. табл. 2.2.).

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе "Дополнительная информация о клиенте''. В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливает-ся приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позво-ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются зна-чимые для аудита области, намечается объем и последовательность вы-полнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Таблица 2.2.

Рабочий документ (ДР) "Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы"

Аудиторская организация

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

ООО "Экспресс-Аудит"

ООО "Bосход"

с 02.02.2001 по 12.02.2001

240

Кузнецов А.А.

Кузнецов А.А., Петров И.В.

Ф.И.О., должность

Код ауди-тора

Раздел, закрепленный за аудитором

Форма отчет- но-сти

Период выпол-нения

Трудоемкость, в % от общего объема работы

общего плана

прог- рам-мы

1

Кузнецов А.А., рук.

09

2

2.2-2.3

ДР7

1-2.02

7

2

Петров И. В., аудитор

12

4

4.1-4.4

ДР9

5-8.02

9

И т. д.

Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отно-шениях представляет такую степень точности ее показателей, при кото-рой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правиль-ные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенно-сти: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С коли-чественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельно-сти и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий - уровень существенности.

Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтер-ской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользова-тель с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как осно-ва для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных иссле-дований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Суще-ственность и аудиторский риск" [8, с. 194 - 207] перед началом провер-ки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошиб-ки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Определение существенности зависит от опыта и квалификации ауди-торов и определяется ими самостоятельно для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности (размер предприятия, величина ва-ловой прибыли, стоимость активов, величина капитала, сумма текущих обязательств и др.). Уровень существенности устанавливается как для каж-дого из этих показателей, так и для отчетности в целом. Однако не все ошибки можно оценить количественно. Например, следует учитывать та-кие обстоятельства, как нежелание клиента раскрывать определенного ро-да информацию (незаконный характер отдельных операций, нарушение условий контракта и др.).

Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают про-блему определения существенности. Некоторые прибегают к точным ко-личественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и ин-туицию, считая, что отклонение показателя до 5% будет незначительным, а свыше этой величины - существенным. При этом во внимание прини-маются различные факторы:

- абсолютная величина ошибки. Для различных условий она может быть признана или допустимой, или неприемлемой;

- относительная величина ошибки - это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая при-быль, сумма активов, сумма текущих активов и др.;

- содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам лик-видных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной "доступности" для нарушений;

- конкретные цели использования аудиторского заключения;

- неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности;

- кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок. Например, нельзя оценивать как не-существенную каждую из пяти ошибок в сумме 2000 руб., увеличи-вающих валовую прибыль, для которой существенной является ошиб-ка в сумме 10 000 руб.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским.

Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация мо-жет полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоя-нием клиента, характером операций клиента, компетентностью админист-рации и учетного персонала и др.

Аудиторский риск - риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.

Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудиторов при проверке отчетности. Его величина всегда находится в пределах от нуля до единицы. Если аудиторы определяют меньший уровень аудиторского риска, то, следовательно, они должны быть уверены в том, что в отчет-ности нет существенных ошибок. Нулевой риск означает полную уверен-ность аудиторской организации в достоверности показателей бухгалтер-ской отчетности. Однако аудиторы не должны гарантировать полного отсутствия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности клиента.

3.Проведение аудиторской проверки в ООО «Сельхозтехника»

3.1. Аудит учредительных документов и

формирования уставного капитала

Цель аудита учредительных документов и формирования уставного ка-питала предприятия - сформулировать мнение относительно соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству, правильности формирования (изменения) его уставного капитала.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1 от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Фе-дерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).

2. Налоговый кодекс РФ (часть I от 31.07.97 г. № 146-ФЗ, в ред. Феде-рального закона от 24.03.2001 г. № 118-ФЗ, часть II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05.2001 г. № 71-ФЗ).

3. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственно-стью" от 08.02.98 г. № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.98 г. № 193-ФЗ).

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Рос-сийской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 24.03.2000 № 31н).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея-тельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Источники информации для проверки: устав предприятия, учредитель-ный договор, свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, инспекции Министерства по налогам и сборам РФ, внебюджетных фондах, протоколы собраний учредителей (акционеров), проспекты эмиссии, отчет о результатах выполнения проспекта эмиссии, реестр акционеров, переписка с учредителями (акционерами), приказы, распоряжения, внутренние положения, лицензии, акты приема-передачи акций, акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей Уставного капитала), документы, подтверждающие права на объекты не-движимости, земельные участки, нематериальные активы и др., учетные Регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 75, 80 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность и др.

Для достижения цели аудита учредительных документов и формирова-ния уставного капитала предприятия должны быть решены следующие за-дачи:

- определить юридический статус предприятия, сферу деятельности и права его функционирования:

- установить наличие лицензий по видам деятельности, подлежащих лицензированию;

- проверить порядок формирования и изменения уставного (складочно-го) капитала и изучить его структуру.

В процессе ознакомления с учредительными и другими правоустанав-ливающими документами аудиторы выясняют: когда и где зарегистриро-вано предприятие; какова его организационно-правовая форма; какова величина уставного капитала и соответствует ли она требованиям зако-нодательства.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества хозяй-ственного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Мини-мальный уставный капитал на дату государственной регистрации должен составлять: для открытого акционерного общества (ООО) не менее 1000 МРОТ, для закрытого акционерного общества (ЗАО) и для общества с ог-раниченной ответственностью (ООО) - не менее 100 МРОТ.

В виде вклада в уставный капитал общества (в счет оплаты акций) его учредителями (акционерами) могут быть внесены денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов, вно-симых в счет оплаты долей (акций), производится по соглашению между учредителями. Если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества (приобретаемых акций), оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответст-вующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком (аудитором).

На момент государственной регистрации общества его уставный ка-питал должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину. Ос-тавшаяся часть долей (акций) должна быть оплачена участниками не позднее одного года с момента государственной регистрации общества. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности вне-сения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

Знакомясь с учредительными документами предприятия, аудиторы вы-ясняют состав его учредителей (юридические и физические лица, в том числе иностранные) и каковы их доли вкладов в уставном капитале. Учре-дителями хозяйственного общества могут быть юридические и физические лица. Число учредителей ООО не ограничено, число учредителей ЗАО или ООО не должно превышать пятидесяти. Акционеры открытого акционер-ного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия

других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить раз-решение акций путем как открытой, так и закрытой подписки. Акции за-крытого акционерного общества распределяются только среди его учреди-телей или иного, заранее определенного круга лиц. В обществе с ограни-ченной ответственностью распределение долей в уставном капитале осу-ществляется между его учредителями. Уставом ЗАО и ООО может быть ограничено право участников отчуждать свои акции (доли) третьим лицам.

Аудиторы получают также представление об организационной структуре Предприятия; наличии филиалов и представительств; полномочиях руково-дителей всех уровней при принятии управленческих решений; о видах фон-дов, создание которых предусмотрено уставом; о порядке распределения прибыли; о порядке реорганизации и ликвидации предприятия; о наличии ограничений для исполнительной дирекции по сумме сделок с имуществом; об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т. д.

Изучая виды деятельности, осуществляемые предприятием, аудиторы должны установить их соответствие тем видам деятельности, которые зафиксированы в его уставе. При этом следует знать, что отдельные виды деятельности требуют лицензирования. Поэтому необходимо выяснить наличие у предприятия лицензий, например, на выполнение строитель-ных работ, автомобильных перевозок, производство и реализацию алко-гольных изделий и др. Отсутствие лицензии по лицензируемому виду деятельности означает незаконность осуществления соответствующих хозяйственных операций.

По данным учредительных документов предприятия и учетных реги-стров по счетам 75 "Расчеты с учредителями" и 80 "Уставный капитал" определяется фактический порядок формирования средств уставного (складочного) капитала, размеры вкладов (пакетов акций) участников акционеров) и своевременность их оплаты в соответствии с требования-ми законодательства. Размещение акций открытого акционерного обще-ства при его учреждении осуществляется по номинальной стоимости. Следующие выпуски акций общества могут размещаться по рыночной стоимости, но не ниже номинальной.

Аудиторы должны внимательно изучить обоснованность формирования и изменения уставного капитала, правильность учетных записей, их под-тверждение соответствующими документами. Поступление взносов учреди-телей проверяется на основании первичных документов и записей по креди-ту счета 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" в кор-респонденцией с дебетом счетов учета денежных средств, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материалов, товаров и др. Если по окончании первого года с момента регистрации предприятия в бух-галтерском балансе и в соответствующем учетном регистре по счету 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" имеется дебетовое сальдо, следовательно требования законодательства по срокам формирова-ния уставного капитала предприятия нарушены.

По данным приходных кассовых ордеров, выписок банков по расчет-ным и валютным счетам с приложенными к ним оправдательными доку-ментами проверяется полнота и своевременность оприходования внесенных участниками в счет вкладов денежных сумм. Иностранная валюта принимается к учету в рублях по курсу Центрального банка РФ, действо-вавшему на дату взноса.

В счет вкладов в уставный капитан по договоренности между учреди-телями могут вноситься не только денежные средства, но и материаль-ные ценности, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и др Поэтому аудиторам важно убедиться в наличии документов, подтвер-ждающих имущественные права учредителей на неденежные объекты, а также в обоснованности их оценки и правильности ее документального оформления (наличие актов оценки, экспертных заключений, актов при-емки-передачи, авизо, накладных и т. п.).

В процессе взаимной сверки первичных документов (актов приемки-передачи основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, на-кладных и приходных ордеров на материалы и другие товарно-мате-риальные ценности, актов оценки), учредительных документов и регист-ров по счету 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" подтверждается полнота и своевременность отражения на счетах бухгал-терского учета неденежного имущества, поступившего в счет вкладов в уставный капитал. Аудиторам следует обратить внимание на соответствие нематериальных активов законодательно установленных требований к ним по форме, содержанию и оценке. Если в уставный капитал предпри-ятия были внесены ценные бумаги других эмитентов, то необходимо также удостовериться в том, что эти ценные бумаги ранее уже обраща-лись на фондовом рынке, а их оценочная стоимость на момент взноса не превышала рыночную стоимость.

В процессе проверки организации синтетического учета расчетов с уч-редителями аудиторы сравнивают фактические корреспонденции счетов с разработанными схемами корреспонденции счетов по учету таких расчетов. Аудиторам важно также установить, обеспечивает ли величина уставного капитала объем деятельности предприятия, какова его доля в составе собственных источников средств; от этого в известной мере зависит степень доверия к предприятию со стороны потенциальных инве-сторов, его устойчивость при неопределенных обстоятельствах. Поэтому по состоянию на конец отчетного года следует определить сумму чистых ак-тивов предприятия и сравнить их с величиной уставного капитала.

Если чистые активы предприятия окажутся меньше его уставного ка-питала, то аудиторы могут рекомендовать предприятию объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов проверяемого предприятия оказывается меньше величины минимального уставного капитала, установленного законодательством для предприятий соответст-вующей организационно-правовой формы, то аудиторская организация не вправе подтвердить в отношении него применимость принципа дейст-вующего предприятия.

3.2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и осо-бенностям деятельности предприятия.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться сле-дующими основными нормативными документами:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ).

2. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налого-обложении прибыли, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 г. № 420).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от-четности в Российской Федерации, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 24'.03.2000 г. № 31 н).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятель-ности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 г. № 60н (в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н).

Источники информации для проверки: Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документо-оборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетиро-вания сотрудников бухгалтерии и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;

- охарактеризовать системы документации и документооборота;

- дать оценку учетной политики предприятия.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руко-водители предприятия могут в зависимости от объема учетной работы: уч-редить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляе-мое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бух-галтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично [26, с. 23 - 36]. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгал-терской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгал-тера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, рас-пределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалифи-кации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обраба-тываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потреб-ность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизи-рованную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, явля-ются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень при-менения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуще-ствами которой является возможность оперативной обработки значи-тельных массивов информации, реализация принципа однократного вво-да информации в систему, возможность получения разнообразных отче-тов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе по-является подразделение, которое занимается программным и техниче-ским сопровождением компьютерных систем.

Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график до-кументооборота и устанавливают: порядок оформления первичных доку-ментов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчет-ности и порядок их составления и представления, применяются ли типо-вые формы первичных документов, обосновано ли использование нети-повых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность струк-турных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных докумен-тов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внут-ренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактическо-го состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего зако-нодательства и особенностям предприятия.

Особое внимание аудиторы должны обратить на содержание Положе-ния об учетной политике предприятия. В процессе оценки данного до-кумента устанавливается соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия требованиям, установленным Положени-ем по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правиль-ность оформления этого документа и вносимых в него изменений.

Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского уче-та в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформле-ния фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмот-рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это при-водит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.

Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следую-щим правилам, регламентированным действующим законодательством:

- неизменность принятой методики отражения хозяйственных опера-ций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

- полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

- строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче-там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и син-тетического учета;

- использование метода двойной записи;

- разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);

- соблюдение имущественной обособленности предприятия;

- предположение о непрерывности деятельности предприятия.

Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рас-сматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.

Если при изучении Положения об учетной политике будет установле-но, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить пра-вильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной полити-ки предприятия может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или норматив-ных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского уче-та, направленных на более достоверное представление фактов хозяйст-венной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемко-сти учетного процесса;

- существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятель-ности.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (на-чала финансового года), следующего за годом его утверждения руководи-телем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказав-шие или способные оказать существенное влияние на финансовое поло-жение, движение денежных средств или финансовые результаты деятель-ности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрывают-ся в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы форми-руют представление о конкретных действиях администрации по оформ-лению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям дей-ствующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.

3.3. Информационная база для проведения аудита ООО «Сельхозтехника»

Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает:

· баланс предприятия (ф. № 1);

· отчет о финансовых результатах (ф. № 2);

· отчет о движении капитала (ф. № 3);

· отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

· приложение к балансу предприятия (ф. № 5);

· пояснительную записку к годовому отчету;

· другие формы, которые могут быть введены соответст-вующими нормативными документами.

Годовая бухгалтерская отчетность ООО «Сельхозтехника» за 2002 год приведена в Приложении 1.

Отчетность дополняется различными расчетными документами: по НДС, прибыли, расчеты по другим налогам (транспортному, на содержание жилищного фонда и др.). При проверке отчетности аудитор руководствуется следующими положениями:

1. Инструкциями по заполнению форм отчетности;

2. Формой учета;

3. Данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.

Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.

Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. Преимущественно на предприятиях и в организаци-ях применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использо-вании ПЭВМ может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих ма-шин и позволяющая вести учет наиболее рационально.

При использовании журнально-ордерной формы отчетность за-полняется на основании главной книги, журналов-ордеров и ведо-мостей (карточек) аналитического учета (по некоторым счетам).

Если применяется мемориально-ордерная форма учета, то отчетность заполняется на основании оборотно-сальдового ба-ланса и мемориальных ордеров [6, с 120 - 123].

При использовании формы журнал-главная отчетность за-полняется по данным оборотной ведомости по счетам.

Автоматизированная форма позволяет получить все необхо-димые формы непосредственно на ПЭВМ после ввода и про-верки всей информации за отчетный период.

Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, не-обходимо проверить данные, полученные при проведении ин-вентаризации соответствующих статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.

Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно прове-денной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтер-ского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учет-ных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.

При проведении проверки отчетности аудитору необходимо учесть, что сводную бухгалтерскую отчетность экономическим субъектам рекомендуется составлять по основным видам дея-тельности:

· организаций промышленности;

· строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;

· геологических организаций и топографо-геодезических организаций (экспедиций);

· научных организаций;

· организаций по материально-техническому снабжению и сбыту;

· организаций торговли и общественного питания;

· организаций по производству сельскохозяйственной про-дукции;

· вычислительных центров и других организаций, оказы-вающих информационно-вычислительные услуги;

· организаций транспорта; а также организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

· организаций жилищно-коммунального хозяйства;

· внешнеэкономических организаций.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ имеют право расширять приведен-ный перечень видов деятельности, по которым составляется и представляется сводная бухгалтерская отчетность.

Необходимо отметить, что при проверке годовой отчетности аудитор также проверяет и квартальную отчетность. При этом нельзя забывать, что состав и содержание квартальной отчетно-сти может отличаться от состава и содержания годовой отчетно-сти. Поэтому в процессе работы аудитор пользуется инструк-циями по заполнению форм годовой и квартальной отчетности.

Практической частью данной дипломной работы является отчет аудиторской фирмы ООО «Экспресс-аудит» об аудиторской проверке ООО «Сельхозтехника» (Приложение 4). Аудиторское заключение является заключительным этапом аудиторской проверки и состоит из вводной, аналитической и итоговой части.

Заключение

В данной дипломной работе изучены теоретические основы аудита: сущность аудита и аудиторской деятельности, виды аудита, цели аудита бухгалтерской отчетности. В процессе аудиторской деятельности немаловажное значение имеет вопрос правового обеспечения, изучение нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность. По результатам проверки составлено аудиторское заключение.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управлен-ческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также пу-тем разработки предложений по совершенствованию методов организа-ции производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является ин-формационной базой для последнего. При должной организации внут-реннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и со-держание внешнего аудита. Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Сельхозтехника». Однако в ходе производственной деятельности у предприятия возникла необходимость в проведении независимой аудиторской проверки с привлечением аудиторов-профессионалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.