![]() |
РУБРИКИ |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее роль в управлении некоммерческой организации |
РЕКЛАМА |
|
Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее роль в управлении некоммерческой организацииБухгалтерская (финансовая) отчетность и ее роль в управлении некоммерческой организацииСОДЕРЖАНИЕ
1.2 Понятие, состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях 1.3 Требования к формированию информации в бухгалтерской отчетности
2.3 Анализ порядка формирования отчета об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам
3.2 Анализ формирования баланса сметы доходов и расходов 3.3 Анализ формирования отчета об исполнении сметы доходов и расходов и рекомендации по повышению эффективности деятельности бюджетного учреждения
Список использованной литературы Приложения Введение Основная суть проводимой в настоящее время в России бюджетной реформы состоит в смещении акцентов от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В целях повышения результативности бюджетных расходов Правительство РФ своим Постановлением от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Необходимость бюджетного реформирования была предопределена тем, что, несмотря на достаточно серьезные реформы, проведенные за последние годы (в частности, после принятия в 1998 г. и вступившего в силу с 2000 г. Бюджетного кодекса РФ) в бюджетной сфере, все же до настоящего времени в стране еще не в полной мере действуют механизмы среднесрочного и долговременного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов. Как указывается в Концепции, это проявляется, в частности, и по такой причине, как "отсутствие четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств" Одним из важнейших условий, послужившим основанием расширения возможностей и институциональных стимулов повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, являются складывающиеся в настоящее время благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы. К таким фактам относится создание в 2004 г. Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Таким образом, основной целью проводимого бюджетного реформирования в нашей стране является переход от теоретической модели "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к использованию иной экономико-правовой парадигмы, где основной целью государственного регулирования экономикой является "управление результатами", достигаемое посредством повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и распорядителей и получателей (администраторов) бюджетных средств "в рамках четких среднесрочных ориентиров". Этими факторами обусловлена актуальность изучения бюджетного процесса и особенностей бюджетного учета. Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности бюджетного учреждения. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи: 1. раскрыт порядок формирования отчета в бюджетном учреждении; 2. проанализированы понятие, состав и сроки формирования бухгалтерской отчетности в бюджетном учреждении; 3. охарактеризованы требования к формированию информации в бухгалтерской финансовой отчетности; 4. проведен анализ порядка формирования баланса, сметы доходов и расходов и отчета об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в администрации Рахманского сельсовета; 5. исследована бухгалтерская финансовая отчетность администрации Рахманского сельсовета; 6. разработаны рекомендации по повышению эффективности деятельности бюджетного учреждения. Объектом исследования в данной работе является Администрация Рахманского сельсовета, предметом - ведение учета в бюджетном учреждении.. 1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций 1.1 Порядок формирования отчета в бюджетных учреждениях Учреждения представляют формы отчетности за 2006 г. в составе, установленном для представления годовой отчетности в соответствии с Приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н. Об этом сказано в Письме Минфина России от 11 октября 2006 г. N 02-14-10/2728. При этом Минфин России внес изменения в формы бюджетной отчетности и контрольные соотношения между показателями форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджетов. Таблица 1.1 Изменения бланка Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Таблица 1.2 Изменения бланка баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)
Рассмотрим подробнее формы отчетности, в бланки которых внесены изменения. Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) Таблица 1.3 Структура Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Форма 0503121 заполняется по методу начисления. Отметим, что при методе начисления: - доходами считаются операции, увеличивающие чистую стоимость активов; - расходами считаются операции, уменьшающие чистую стоимость активов; - чистая стоимость активов определяется в виде разницы между активами и пассивами (обязательствами) субъектов сектора государственного управления. Основным показателем формы 0503121 является чистый операционный результат. Рис. 1.1 - Расчет чистого операционного результата Основой для составления бюджетной отчетности являются данные бюджетного учета, сформированные в разрезе показателей кодов операций сектора государственного управления (КОСГУ). В этой классификации все операции сектора государственного управления разделены на: операции, связанные с получением доходов, расходов; операции с нефинансовыми активами; операции с финансовыми активами и обязательствами. Таблица 1.4 Формирование доходных показателей Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Таблица 1.5 Формирование расходных показателей Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Таблица 1.6 Операции с нефинансовыми активами в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Таблица 1.7 Операции с финансовыми активами и обязательствами в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
Таблица 1.8 Операции с обязательствами в Отчете о финансовых результатах деятельности (Ф. 0503121)
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130). Перенос показателей формы 0503130 за 2005 г. в отчетность текущего года осуществляется по каждому счету в соответствии с Таблицами соответствия старых и новых счетов, утвержденными Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н. При этом отклонения валюты баланса между исходящими остатками 2005 г. и входящими 2006 г. должны быть объяснены в Пояснительной записке (ф. 0503173). Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) представляется с учетом заключительных оборотов по итогам года. Заключительными оборотами года на счет 0 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" закрываются счета: - 0 401 01 1... - доходы учреждения текущего года; - 0 401 01 2... - расходы учреждения текущего года. - 0 210 02 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов"; - 0 304 04... - внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств; - 0 304 05... - расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов Справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета формируется по кодам счета бюджетного учета (по 18 - 26 разрядам счетов бюджетного учета). Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127). Форма 0503127 представляет собой отчет о кассовых потоках и их источниках. Если кассовые доходы превышают кассовые расходы, возникает профицит бюджета, если нет - дефицит. При правильном заполнении формы 0503127 будут соблюдаться равенства показанные на рис. 1.2 "Сопоставление показателей отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)". Рис. 1.2 - Сопоставление показателей отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) 1.2 Понятие, состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности в бюджетных учреждениях Отчетность бюджетных учреждений формируется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н (далее - Инструкция N 5н). В данный порядок Приказом Минфина России от 11.11.2005 N 137н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденную Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н" (далее - Приказ N 137н) были внесены существенные изменения и дополнения, многие из которых исправили ошибки и неточности, содержавшиеся в прежней редакции Инструкции N 5н. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения. Согласно Приложению N 1 к Инструкции N 5н годовая бюджетная отчетность включает в себя следующие формы: Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127); Пояснительная записка (ф. 0503160). Исходя из требований Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Не сделано исключения и для бюджетников. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России. А представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность эти организации не только в налоговую инспекцию, но и вышестоящему органу в установленные им сроки. Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н) определено следующее. 1. Бюджетные учреждения составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность по формам согласно Приложению N 1 к указанной Инструкции. 2. Бюджетная отчетность составляется: - квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года; - годовая - на 1 января, следующего за отчетным года; - месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным. 3. Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специальные формы отчетности, которые представляются в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности и отражают специфику деятельности распорядителей, получателей бюджетных средств. 4. Бюджетная отчетность учреждений составляется на основе данных Главной книги. До составления отчетности необходимо произвести сверку оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. 5. Получатели бюджетных средств представляют бюджетную отчетность вышестоящему распорядителю бюджетных средств. Получатели бюджетных средств при составлении бюджетной отчетности учитывают: - цель ее формирования; - предназначение; - как и кем она будет использоваться и др. Для того чтобы главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета составил и представил установленную отчетность об использовании выделенных бюджетных средств, ему необходимо получить от получателей средств бюджета (филиалов и структурных подразделений) следующие документы: 1) Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130). 2) Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121). 3) Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форме 0503127). Представляется не только за год и поквартально, но и за месяц. Кроме того, органу, организующему исполнение бюджета, за год и поквартально представляется пояснительная записка, а за месяц - Справка по инкассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129), Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126), Справка по внутренним расчетам (форма 0503125). Хотя бюджетные учреждения в отличие от хозяйственных организаций не имеют возможности привлекать капитал, отчитываться перед акционерами, получать кредиты и займы у кредитных организаций или других юридических и физических лиц, информация об их хозяйственной деятельности бывает для отдельных пользователей необходима. Так, например, информация о деятельности высших учебных заведений - для абитуриентов, а информация о деятельности медицинских учреждений - для больных. Финансовая отчетность бюджетного учреждения должна содержать в полном объеме информацию об имуществе и обязательствах, о чем свидетельствуют разделы баланса. 1. Актив - разд. 1 "Нефинансовые активы"; - разд. 2 "Финансовые активы". 2. Пассив: - разд. 3 "Обязательства"; - разд. 4 "Финансовый результат". Вновь введенная форма баланса определяет отражение основных средств по строке 030 и нематериальных активов по строке 070 по остаточной стоимости, в то же время по данным строк 010, 020, 050 и 060 можно дополнительно получить информацию об изношенности амортизируемого имущества. Каждая строка формы 0503130 представляет собой сальдо по конкретному бухгалтерскому счету в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н). Так, например, по строке 080 "Материальные запасы" бюджетное учреждение отражает наличие запасов материальных ценностей, готовой продукции, которые предназначены для однократного использования в процессе финансово-хозяйственной деятельности по фактической стоимости приобретения или изготовления. В соответствии с Порядком применения Плана счетов бюджетного учета на счете 010500000 учитываются материальные запасы, к которым относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ. Приобретенные материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, определяемой согласно ст. 11 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно: - приобретенных за плату (путем суммирования фактически произведенных расходов на покупку, доставку, доведения до состояния, пригодного к использованию); - полученных безвозмездно (исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету с учетом доставки и приведения их в состояние, пригодное к использованию); - произведенных самим учреждением (исходя из затрат, связанных с их изготовлением). Списание (отпуск) материальных запасов производится по средней фактической стоимости по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка (на начало месяца) и поступивших запасов в течение данного месяца. Расчеты с подотчетными лицами отражаются бюджетными учреждениями на счете 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" по выдаваемым им авансам. План счетов бюджетного учета предусмотрел счет 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", на котором отражаются операции по расчетам с дебиторами: по налоговым доходам; по доходам от собственности; по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг; по суммам принудительного изъятия. Кроме того, на указанном счете отражаются операции по расчетам, связанным с поступлениями: от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; от наднациональных организаций и правительств иностранных государств; от международных финансовых организаций; от дебиторов по взносам, отчислениям на социальные нужды; от дебиторов по доходам от реализации активов и прочим доходам. Следует обратить внимание бюджетных учреждений на отсутствие пока в Плане счетов и Инструкции порядка отражения кредиторской задолженности перед покупателями, заказчиками, налогоплательщиками по поступившим от них авансам. В связи с этим, когда на счетах 020500000 "Расчеты с дебиторами по доходам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" образуется кредитовое сальдо, его надо отразить в балансе со знаком "минус", тем более это предусмотрено в п. 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности. В разд. III Пассива баланса отражаются данные по обязательствам бюджетного учреждения, учитываемым на счете 030000000 "Обязательства", то есть кредиторской задолженности, образовавшейся при исполнении бюджета за отчетный период. Так, по строке 370 получатель средств бюджета отражает задолженность кредиторам по государственному и муниципальному долгу, включая имеющуюся задолженность по внутреннему долгу и внешнему долгу. Задолженность по долговым обязательствам отражается по номинальной стоимости государственного и муниципального долга по выпущенным в обращении ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств (за исключением государственных и муниципальных гарантий). Следует принять во внимание при отражении данных по расчетам с кредиторами по долговым обязательствам: - на счете 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" учитываются также расчеты по обслуживанию долговых обязательств; - так как учет операций по долговым обязательствам в иностранных валютах осуществляется в валюте Российской Федерации и по курсу Банка России на дату совершения операций в иностранной валюте, то переоценка долговых этих обязательств производится на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату; - данные по долговым обязательствам на отчетную дату увеличиваются на возникшие долговые обязательства и уменьшаются на погашенные долговые обязательства; - суммы начисленных процентов, штрафных санкций по долговым обязательствам, отражаемые по дебету счета 040101230 "Расходы на обслуживание долговых обязательств" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (030101710 "Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам", 030102720 "Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам"), показываются в балансе в составе расчетов с кредиторами по долговым обязательствам. При перечислении начисленных процентов и штрафных санкций их отражение производится по дебету счета 030101810 "Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам" или счета 030102820 "Уменьшение задолженности по внешним долговым обязательствам" и кредиту счета 020101610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов", 020107610 "Выбытие денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте", соответствующих счетов аналитического учета счета 030405230 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по обслуживанию долговых обязательств"; - сумма превышения номинальной стоимости над ценой размещения долговых обязательств увеличивает величину расчетов с кредиторами по долговым обязательствам, так как отражается по дебету счета 040101230 "Расходы на обслуживание долговых обязательств" и кредиту счета 030101710 "Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам" или счета 030102720 "Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам"; |
|
© 2007 |
|