РУБРИКИ

Договор перевозки морским транспортом

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Договор перевозки морским транспортом

Требование, связанное с расходами на принятие мер по предотвраще-нию или уменьшению ущерба, в том числе окружающей среде, не было вклю-чено в перечень, предусмотренный Конвенцией 1952 г. В настоящее время

ущербом от загрязнения и предупредительными мерами являются ущерб и ме-ры, предусмотренные подп. 5 и 6 п. 1 ст. 316, а также подп. 4 и 5 п. 2 ст. 327.

Требование в связи с расходами на подъем, удаление или уничтожение затонувшего судна или его груза также базируется на Конвенции 1999 г. (подп. «е» п. 1 ст. 1).

Под требованиями, вытекающими из любого договора по использова-нию судна, понимаются требования между сторонами тайм-чартера или бербоут-чартера и любого другого договора (за исключением требований, вытекаю-щих из договора перевозки груза или договора перевозки пассажира, а также из утраты или повреждения груза или багажа). В эту категорию включаются пере-возки по чартеру, коносаменту, морской накладной, комбинированные (сме-шанные) перевозки. Требования, вытекающие из перевозки грузов и пассажи-ров, а также по возмещению ущерба грузу и багажу отдельно упомянуты в кон-венциях 1952 г. и 1999 г.

Убытки, причиненные при лоцманской проводке, как обязательной, так и факультативной, также могут служить основанием ареста судна. Например, лоцманская организация может предъявить требование в связи с причинением вреда жизни или здоровью лоцмана в результате невыполнения судном правил по безопасному приему и высадке лоцмана. Что касается требований по лоц-манским сборам, то они считаются связанными с лоцманской проводкой.

Под требования, связанные с буксировкой, подпадают любые требова-ния, вытекающие из договора как морской, так и портовой буксировки. Убытки могут быть причинены нарушением договора или в результате повреждений, нанесенных буксирующим судном буксируемому судну и наоборот.

Под предоставлением материалов, оборудования и т. п. понимается не только их покупка, но и аренда, лизинг. Исходя из основных принципов Кон-венции 1952 г., только в том случае, если оборудование было арендовано для эксплуатации на конкретном судне, оно может быть арестовано в связи с ука-занным требованием.

Требования в связи с постройкой, ремонтом и т. д. ограничены только работами, проводимыми на судне, поскольку в ст. 389 не упоминается об осна-щении судна и доковых сборах. Следует обратить внимание на то, что требова-ния об уплате доковых расходов и сборов не обеспечиваются морским залогом в соответствии со ст. 367, хотя и сохранены в Конвенции 1999 г.

Дисбурсментские расходы обязательно должны быть произведены в отношении судна. Хотя в Конвенции 1952 г. упоминаются дисбурсментские расходы, произведенные отправителем груза, фрахтователем или агентом, они не могут рассматриваться как морское требование, если не были произведены от имени судна (в отношении судна).

До принятия Конвенции 1999 г. страховая премия (включая взносы по взаимному страхованию), агентское, комиссионное и брокерское вознагражде-ния, уплачиваемые собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени, не относились к морским требованиям. Это необходимо учитывать при применении положений ст. 389.

Статьей 380 внесено важное уточнение в положение о том, что наряду с любым спором о праве собственности на судно к морскому требованию отно-сится и спор о праве владения им. В это требование включается и спор между несколькими собственниками относительно права собственности или владения судном. К числу морских относится требование в связи со спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли.

Традиционно «морским» считается требование в связи с ипотекой судна. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Спарк, 2000. - 734 с.

Статья 390 КТМ РФ «Судно, которое может быть арестовано»:

1. Судно, в отношении которого возникло морское требование, может быть арестовано при условии, если:

1) морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно и относится к требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 367 настоящего Кодекса;

2) морское требование основывается на ипотеке судна или обременении судна того же характера, зарегистрированных в установленном порядке;

3) морское требование касается права собственности на судно или владе-ния им;

4) морское требование не подпадает под подпункты I, 2 и 3 настоящего, пункта, но лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в мо-мент возникновения морского требования, является ответственным по тако-му требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент воз-никновения морского требования является ответственным по такому требо-ванию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.

2. Любое другое судно или любые другие суда могут быть также аресто-ваны, если в момент начала процедуры, связанной с их арестом, суда находят-ся в собственности лица, которое является ответственным по морскому требованию и являлось в момент возникновения требования собственником судна, в отношении которого морское требование возникло, либо фрахто-вателем по бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется к требова-нию, касающемуся права собственности на судно или владения им.

В качестве основного правила эта статья устанавливает, что может быть арестовано лишь то судно, в отношении которого возникло

морское требование. При этом необходимо, чтобы было соблюдено одно из следующих условий:

а) морское требование обеспечено морским залогом на судно, т. е. одним из пяти требований к судовладельцу, указанных в п. 1 ст. 367;

б) морское требование основано на ипотеке этого судна, зарегистрирован-ной в установленном порядке;

в) морское требование касается права собственности на это судно или вла-дение им.

Обязательным является условие, чтобы лицо, которому принадлежало судно в момент возникновения требования и которое несет ответственность по этому требованию, оставалось собственником судна и на момент предъявления требо-вания о его аресте.

В отношении морских требований, не перечисленных в подп. 1-3 п. 1 этой статьи, арест конкретного судна допускается при соблюдении того же принципа, т. е. когда лицо, которому судно принадлежало на праве соб-ственности в момент возникновения морского требования, несет ответствен-ность по этому требованию и остается собственником судна на момент начала процедуры ареста.

Если ответственным по морскому требованию в момент его возникно-вения являлся не собственник судна, а его фрахтователь по бербоут-чартеру, который остается таковым при начале процедуры ареста (или к нему перешло право собственности на судно), арест судна также допускается.

В п. 2 ст. 390 сформулировано правило ареста «sister ship», т. е. другого судна, принадлежащего лицу, ответственному по морскому требованию, и ко-торое в момент возникновения требования являлось собственником или фрах-тователем судна, в отношении которого это требование возникло. Как и в неко-торых других положениях главы XXIII, этот пункт содержит существенные отступления от Конвенции 1952г. Во-первых, добавлены слова «или любых других судов». Это соответствует п. 2 ст. 3 Конвенции 1999 г. и направлено на то, чтобы исключить ограничительное толкование п. 1 ст. 3 Конвенции 1952 г., согласно которому допускается арест «любого другого судна» и истец может отобрать для ареста лишь одно судно из ряда судов. Во-вторых, наряду с бербоут-чартером предусматривается возможность ареста судна, находящегося в тайм-чартере, и судна, зафрахтованного по рейсовому чартеру. Для применения правила «sister ship» необходимо установить связь между судном, в отношении которого возникло морское требование, и лицом, ответственным по морскому требованию (в момент ареста судно может уже не принадлежать этому лицу), а также между другим судном и этим лицом (оно должно быть собственником этого судна в момент ареста, и не обязательно судно должно было принадле-жать ему в момент возникновения морского требования).

Правило «sister ship» не применяется к требованию, касающемуся права собственности на судно или владения им. При присоединении к Конвенции

1952 г. Российская Федерация сделала оговорку о неприменении правил Кон-венции 1952 г. к аресту судов по указанному требованию, имея в виду, что к тако-му требованию будет применяться законодательство Российской Федерации.

1. Судно может быть освобождено от ареста только на основании по-становления суда, арбитражного суда или указанного в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме.

2. При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения, который не должен превышать стоимость судна.

3. Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предостав-лением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от средств защиты или от права на ограничение ответственности.

4. Лицо, предоставившее обеспечение в соответствии с пунктом 2 на-стоящей статьи, может в любое время обратиться в суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 настоящего Кодекса третейский суд с просьбой об уменьшении, изменении или отмене такого обеспечения. (Статья 391 КТМ РФ Освобождение судна от ареста).

Положения ст. 391 соответствуют ст. 5 Конвенции 1952 г. и п. «б» ст. 4 Конвенции 1999 г.

Освобождение судна осуществляется тем же судом (арбитражным су-дом), который вынес постановление об аресте, при предоставлении «достаточного обеспечения в приемлемой форме».

Достаточным является обеспечение, учитывающее все возможные требова-ния и проценты, однако размер его не должен превышать стоимости судна. Что касается формы обеспечения, то прежде всего она должна быть приемлемой для истца. Согласно ГК одним из видов обеспечения исполнения обязательств является банковская гарантия, под которой понимается гарантия банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (ст. 368 ГК). В качестве гаранта в торговом мореплавании часто выступают клубы взаимного страхова-ния. Для банковских гарантий могут быть использованы Унифицированные правила для гарантий по требованию Международной торговой палаты. Публи-кация МТП № 458

Поскольку арест судна в соответствии с главой XXIII является обеспе-чительным арестом, и суд, осуществивший арест, далеко не всегда компетентен рассматривать спор по существу, гарантия или иное, финансовое обеспечение, предоставленное с целью освобождения судна, должны конкретно предусмат-ривать, что они предоставлены в качестве обеспечения исполнения любого су-дебного решения, которое в конечном итоге может быть вынесено судом, обла-дающим компетенцией рассматривать дело по существу.

Конвенция 1952 г. (ст. 7) предусматривает два случая, когда суд, осуще-ствивший обеспечительный арест, устанавливает срок для предъявления иска в другом суде. Во-первых, суд должен установить срок, в течение которого лицо, имеющее требование к должнику, обязано предъявить иск в компетентном су-де. Во-вторых, если стороны договорились передать спор для разрешения в конкретный суд или арбитраж, суд, наложивший арест на судно, может устано-вить срок, в течение которого лицо, имеющее требование, может предъявить иск. Как в первом, так и во втором случае ответчик может ходатайствовать об освобождении судна либо гарантии или иного обеспечения, если иск не был предъявлен в установленный срок. Таким образом, суд может установить срок на предъявление иска в компетентном суде или в арбитраже, согласованном сторонами, либо в момент вынесения решения об аресте (когда суд не компе-тентен рассматривать спор по существу), либо при освобождении судна при предоставлении гарантии или иного обеспечения.

КТМ предусмотрены и другие условия, при выполнении которых судно подлежит освобождению. Это связано с созданием фондов ограничения ответ-ственности, предусмотренных ст. 322, 333 и 363.

В случае, если стороны не могут достичь соглашения о форме, размере и условиях обеспечения, они определяются судом, указанным в п. 1 ст. 388.

В п. 3 ст. 391 закреплен принцип, в соответствии с которым любые дей-ствия по освобождению судна и предоставлению обеспечения не должны впо-следствии рассматриваться как признание ответственности и т. п. (см. также п. 4 ст. 354).

На практике нередко случается, что по прошествии некоторого времени после предоставления обеспечения стороны уточняют размер причиненных убытков, который оказывается значительно ниже, чем это предполагалось; в результате расследования происшествия с судном устанавливается степень ви-ны столкнувшихся судов и т. д. Если сторонам не удается договориться о сни-жении размера обеспечения или изменении его условий, лицо, предоставившее обеспечение, может обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или отмене обеспечения.

Статья 392. Повторный и многократный арест судна

В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, такое судно не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

1) размер обеспечения, полученного по тому же морскому требованию, яв-ляется недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна;

2) лицо, которое предоставило обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства полностью или частично;

3) судно, которое арестовано, или обеспечение, которое предоставлено, освобождено:

по просьбе или с согласия лица, имеющего право на морское требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия;

в связи с невозможностью лица, имеющего право на морское требование. воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

2. В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

1) размер уже полученного обеспечения по тому же морскому требованию является недостаточным;

2) применяются правила, установленные подпунктами 2 и 3 пункта 1 на-стоящей статьи.

3. Правила, установленные настоящей статьей, не применяются по от-ношению к любому незаконному освобождению судна от ареста или уходу его от ареста.

Конвенцией 1952г. установлено общее правило (п. 3 ст. 3), согласно которому не допускается наложение ареста на судно более одного раза по од-ному и тому же требованию одного и того же лица в пределах юрисдикции од-ного или нескольких договаривающихся государств. Вместе с тем допускался повторный арест ~в том случае, если существовала «веская» причина для такого ареста. В Конвенции 1999 г. это положение было уточнено, и ст. 392 КТМ со-ответствует ст. 3 этой Конвенции.

Размер обеспечения может оказаться недостаточным в силу внезапной девальвации валюты, в которой оно было предоставлено, либо может быть уточнен после постановки судна в док и выявления дополнительных поврежде-ний корпуса и т. д. Однако и после повторного ареста размер обеспечения не должен превышать стоимости судна.

Обычно дела в связи с морскими требованиями ведутся достаточно продолжительное время, и может оказаться, что банк, предоставивший гаран-тию, солидность которого в момент ареста судна не вызывала сомнений, уже не в состоянии выполнить свои обязательства по гарантии. Разумеется, истец пер-воначально настаивает на замене обеспечения и обращается к повторному аре-сту судна лишь тогда, когда переговоры не привели к удовлетворительному результату.

Судно или обеспечение могут быть освобождены как с согласия лица, имеющего право на морское требование, так и по решению суда, несмотря на то, что истцом были приняты все разумные меры, препятствующие освобожде-нию. В этом случае также может быть осуществлен повторный арест.

Пункт 2 ст. 392 КТМ РФ содержит правило «sister ship», кото-рое базируется на тех же принципах: любое другое судно не подлежит аресту в связи с тем же морским требованием. Однако из этого правила и здесь сделано исключение: арест возможен, если размер полученного обеспечения является недостаточным; лицо, предоставившее обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства; судно, которое арестовано, освобождено.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции 1952 г. обеспечение должно предоставляться только один раз. Поэтому в случае, если обеспечение в отношении судна уже было предоставлено, арест другого судна не допускается, поскольку это влечет за собой предоставление еще одного обеспечения. Если же обеспечение, пре-доставленное в отношении судна, не может быть исполнено, арест другого суд-на допускается (с освобождением первого обеспечения).

Если освобождение судна произведено незаконно или судно ушло от ареста (например, незаконно покинуло порт), правила ст. 392 не применяются.

2.6. Претензии и иски. Исковая давность

Претензии и иски

Статья 402. Удостоверение обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза

1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответст-венности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостове-ряются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с прави-лами, существующими в данном порту.

2. Коммерческий акт составляется для удостоверения:

несоответствия между наименованием, массой или количеством мест гру-за либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

повреждения груза или багажа;

обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоя-тельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, из-даваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Кодекса.

В этой статье определяются способы удостоверения об-стоятельств, которые могут служить основанием для ответственности лиц, уча-ствующих в обязательственных отношениях по морской перевозке груза (перевозчик, отправитель, получатель) или являющихся сторонами в договоре морской перевозки пассажира.

Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имевшие место в иностран-ном порту, согласно п. 1 ст. 402 подлежат удостоверению по правилам, дейст-вующим в этом порту, все остальные положения рассматриваемой статьи при-меняются исключительно для удостоверения таких обстоятельств в российских портах.

Статья 402 и изданные в ее развитие правила подлежат применению также для удостоверения соответствующих обстоя-тельств в пунктах перевалки груза с морского судна и на морское судно, если такие обстоятельства могут служить основанием для ответственности лиц, уча-ствующих в смешанных перевозках, при условии, что общими правилами граж-данского законодательства (см. ст. 788 ГК) не предусмотрено иное.

Пункт 1 ст. 402 называет два вида актов, удостоверяющих обстоятель-ства, служащие основанием для ответственности участников морской перевоз-ки: коммерческие акты и акты общей формы. В подп. 2 п. 2 ст. 402 говорится об удостоверении обстоятельств, не требующих составления актов.

В отличие от ст. 402 норма ГК, регламентирующая составление документов, удостоверяющих причины несохранности груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК), не ограничивает перечень этих документов актами, названными в п. 1 ст. 402. По-скольку в упомянутой гражданско-правовой норме после слов «коммерческий акт» и «акт общей формы», разделенных запятой, помещены слова «и т. п.», имеются основания для того, чтобы в издаваемых федеральным органом ис-полнительной власти в области транспорта правилах ссылаться на другие виды актов, а именно - на «акты-извещения», подлежащие составлению в российских портах при приемке импортного, реэкспортного и транзитного груза от судна:

п. 1.5 действующих в настоящее время Правил составления актов при морских перевозках грузов и багажа (РД 31.10.08-89) от 2 января 1990г.; в дальней-шем - Правила составления актов, и на акты на наливные грузы (Правила со-ставления актов, п. 1.8). Общие и специальные правила перевозки грузов. 4-М. М., 1991. С. 329-339

Так как акты-извещения и акты на наливные грузы в принципе по своему правовому значению равноценны коммерческим актам, они, в нашей работе рассматриваться не будут.

Помимо упомянутых актов, для фиксации со-вершения отдельными участниками морской перевозки определенных операций или действий, имеющих чисто технологический характер, например подачи тоннажа, предъявления груза, открытия и закрытия судовых люков, наложения и снятия пломб и т. п., допускается составление иных актов или документов, служащих основанием для учета выполнения таких операций.

Обстоятельства, подлежащие удостоверению исключительно коммерче-скими актами, исчерпывающие перечислены в п. 2 ст. 402.

Несоответствие наименования груза (багажа) данным, приведенным в перевозочном документе, означает расхождение этих данных с обычно исполь-зуемым в производстве и торговом обороте наименованием объекта, высту-пающего в качестве груза (багажа).

Несоответствие между массой и количеством мест груза (багажа) в натуре и данными, приведенными в перевозочном документе, может означать обнару-жение как меньшего, так и большего количества массы либо числа мест груза (багажа) по сравнению с указанной в перевозочном документе массой или чис-лом мест груза (багажа).

Повреждение груза (багажа) означает потерю этим грузом (багажом) товарного качества и, соответственно, ценности. При этом повреждение только тары и упаковки, не повлекшее за собой повреждения самого груза (багажа), не признается обстоятельством, нуждающимся в его удостоверении коммерческим актом, исключая случаи повреждения тары и упаковки, обнаруженные при пе-ревалке груза, следующего в смешанном сообщении.

Обнаружение груза (багажа) без документов или документов без груза (багажа) является обстоятельством, свидетельствующим о допущенных портом или перевозчиком нарушениях в приемке и выдаче груза (багажа) либо в оформлении перевозочных документов, а также возможных недобросовестных действиях других участников перевозки

Возвращение перевозчику похищенного груза (багажа) является дейст-вием лица, в распоряжении которого находился соответствующий груз (багаж), изъятый у перевозчика без законных на это оснований.

Обнаружение недостачи массы груза удостоверяется коммерческим актом за исключением случаев, когда такая недостача не превышает норму рас-хождения в показаниях весов и разницу в массе ввиду уменьшения влажности и повышения сорности груза (Правила составления актов, п. 1.10.2), а также ко-гда недостача установлена в отношении груза, перевозившегося в каботаже и доставленного в технически исправном судне с ненарушенными пломбами от-правителя (Правила составления актов, п. 1.10.3), и обнаружена при выдаче получателю обезличенных при перевозке и перевалке массовых грузов, по ко-торым стороны рассчитываются в итоге за навигацию или за год (Правила со-ставления актов, п. 1.10.4).

Однако недостача массы груза при наличии признаков хищения или неис-правности тары должна удостоверяться коммерческими актами и в вышепере-численных случаях (Правила составления актов, п. 4.5).

Недостача и излишки грузовых мест во всех случаях удостоверяются коммерческими актами (Правила составления актов, п. 1.2). При этом исключе-ния, предусмотренные в пп. 1.10.3 и 1.10.4 Правил составления актов, действу-ют и в отношении недостач и излишков грузовых мест.

Коммерческий акт составляется при проверке содержимого поступив-шего в пункт перевалки контейнера в случаях обнаружения его неисправности, открывающей доступ к грузу, отсутствия или повреждения пломбы либо несо-ответствия знаков на пломбе знакам, указанным отправителем в транспортном документе.

Коммерческий акт признается одним из наиболее важных, но не бес-спорных доказательств существования обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 402. При возникновении спора относительно этих обстоятельств коммерче-ский акт оценивается судом, арбитражным или третейским судом с учетом всех других имеющихся в деле доказательств. АПК, п. 2 ст. 59; ГПК, п. 2 ст. 56

Обстоятельства, подлежащие удостоверению актами общей формы, в КТМ не названы. В Правилах составления актов приводятся только отдельные 1 случаи, когда должны составляться такие акты. К числу таких случаев относят-ся: отказ морского транспорта принять груз к перевозке; повреждение контей-нера без доступа к его содержимому; повреждение судном береговых устройств клиентуры; утрата документов, приложенных отправителем к перевозочному документу; и т. п. (Правила составления актов, п. 1.4). В упомянутой норме также предусмотрено, что акты общей формы составляются «во всех остальных случаях, когда это требуется обстоятельствами дела... или когда составление актов общей формы предусмотрено действующими на морском транспорте правилами». В частности, такими случаями являются неподача судна перевоз-чиком, повреждение тары и упаковки, не повлекшее повреждения и порчи самого груза.

При составлении актов, используются бланки стандартных форм. Ими являются: для коммерче-ских актов бланк КЭ-44, для актов общей формы - бланк КЭ-14 (Правила составления актов, приложения 1 и 2). Для составления актов на наливные гру-зы используется бланк формы КЭ-16 (Правила составления актов, п. 1.8).

Составление актов-извещений в настоящее время производится по стан-дартной форме КЭ-3.4.

Правила составления актов определяют лиц, имеющих право участво-вать в осмотре соответствующих транспортных средств и груза, составлении актов и их подписании, указывают на сроки, в течение которых такие акты должны быть составлены, количество экземпляров каждого акта, используемые при этом средства (пишущая машинка или шариковая ручка), порядок внесения в акты исправлений и дополнений, а также называют лиц, которым должен быть выдан акт, и срок для такой выдачи.

Отдельные положения действующих Правил составления актов в на-стоящее время не могут быть применены без учета реальных отношений в об-ласти торгового мореплавания, возникших в последнее десятилетие. В частно-сти, исключается обжалование отказа в составлении акта, удостоверяющего обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности уча-стников морской перевозки, или обнаруженных нарушений, допущенных во время его составления. В этих случаях получатель груза должен произвести дополнительный осмотр в присутствии не менее двух независимых сюрвееров, специализирующихся в области морской перевозки и/или морского страхова-ния, и составить соответствующий акт. Данный акт в случае его представления в юрисдикционный орган будет признаваться последним в качестве одного из доказательств существования обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 402.

Обстоятельства, которые не требуют подробного описания, могут быть удостоверены отметками на перевозочных документах. Таким образом удосто-веряются обстоятельства, названные в пп. 1.10.2-1.10.4 Правил составления актов в качестве исключений, а также факт неприбытия груза (багажа) в порт назначения.

Статья 402 КТМ, указывая на существующие в иностран-ном порту правила, определяющие порядок удостоверения в нем обстоятельств, которые могут влечь за собою имущественную ответственность перевозчика и его клиентуры, подразумевает любые действующие в иностранном порту пра-вила удостоверения этих обстоятельств, включая обычаи порта или установ-ленные в этом порту либо в государстве порта в нормативном порядке. Обычно в иностранных портах количество и состояние груза удостоверяется проверка-ми, производимыми незаинтересованными организациями (контрольными, сюрвеерскими, страховыми и т. п.), а составленные по результатам таких проверок акты (аварийные сертификаты, аутторн-рипорты, сюрвеерские акты и др.) при-нимаются во внимание юрисдикционными органами, рассматривающими спо-ры, возникающие в связи с морской перевозкой, в том числе и российскими юрисдикционными органами (Дела МАК № 40/1983, 21/1984, 38/1995 и др.).

Расхождение количества мест по счету отправителя и счету судна в иностранном порту, в котором производилась погрузка импортного груза, удо-стоверяется капитаном судна путем внесения соответствующей отметки в коно-самент или другой транспортный документ.

Претензии к перевозчику предусмотрены ст. 403 КТМ РФ:

1. До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии.

2. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевоз-ку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осущест-вить ее.

Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Рассмотрим эту статью более подробно. Термин «претензия», означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, ко-торое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника.

Предъявление и рассмотрение претензии представляет собой особый поря-док разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение компетентного юрисдикционного органа. Наличие такого поряд-ка обеспечивает возможность добровольного удовлетворения требования Должником, что существенно снижает расходы сторон, связанные с ведением Дела. Соблюдение этого порядка, даже если не был получен положительный Для кредитора результат, содействует выявлению существа спора и тем самым Ускорению его разрешения юрисдикционным органом.

Предъявление претензии может производиться в обязательном и необя-зательном порядке, которые отличаются друг от друга последствиями, насту-пающими при их несоблюдении. При нарушении обязательного порядка предъ-явления требования, являющегося предметом претензии, его рассмотрение в юрисдикционном органе исключается (п. 3 ст. 4 АПК; п. 2 ст. 129 ГПК). Неза-явление претензии, относительно которой не установлен обязательный порядок ее предъявления, не препятствует рассмотрению спорного требования в юрис-дикционном органе.

Обязательный порядок предъявления претензии предусматривается фе-деральным законом. Он может быть установлен и договором сторон. Примени-тельно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового море-плавания, обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из дру-гих видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связан-ных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако если обяза-тельный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой по-рядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком.

В п. 1 этой статьи воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограниче-ние не освобождает от обязанности заявлять претензии по требованиям из та-кой перевозки иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без граж-данства.

По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться лю-бые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в ка-ботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т. п., но и для требований об уплате диспаши и деме-реджа.

Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотре-ния претензии срок.

В случае поступления в юрисдикционный орган искового заявления в отношении требования, по которому не был соблюден обязательный претензионный порядок, независимо от того, был ли этот порядок предусмотрен зако-ном или установлен договором, этот орган отказывает в принятии искового заявления (п. 2 ст. 129 ГПК) или возвращает его заявителю (подп. 6 п. 1 ст. 108 АПК). Если нарушение претензионного порядка было выявлено юрисдикцион-ным органом после того, как дело было принято им к производству, иск остав-ляется без рассмотрения в том случае, когда возможность предъявления пре-тензии не была утрачена (п. 5 ст. 87 АПК; п. 1 ст. 221 ГПК). При утрате воз-можности соблюсти претензионный порядок, производство в юрисдикционном органе подлежит прекращению (п. 3 ст. 4 и п. 1 ст. 85 АПК; п. 2 ст. 219 ГПК).

В случае оставления иска без рассмотрения истец после выполнения им всех требований, предписываемых претензионным порядком рассмотрения споров, вправе повторно обратиться в юрисдикционный орган с тем же иском (п. 4 ст. 88 АПК; ч. 2 ст. 222 ГПК).

Правило о предъявлении претензии до предъявления иска распростра-няется и на те случаи, когда к перевозчику заявляется встречный иск (п. 2 ст. 110, п. 8 ст. 102 АПК). При этом АПК одновременно допускает вступление в дело, возбужденное по требованию к перевозчику, третьего лица с самостоя-тельным исковым требованием, даже если последним не был соблюден претен-зионный порядок (ст. 38 АПК). По-видимому, это может быть объяснено лишь тем, что возбуждение производства в арбитражном суде последовало после того, как претензионный порядок был соблюден истцом по делу.

При возникновении между сторонами спора относительно соблюдения претензионного порядка исковое заявление принимается к производству юрисдикционным органом. Однако если в ходе рассмотрения этого заявления будет установлено, что претензионный порядок не был соблюден, наступают опреде-ленные последствия.

При разрешении юрисдикционным органом спора о соблюдении пре-тензионного порядка подлежат сопоставлению претензия и иск по их предмету, основанию и размеру требования. Если предмет, основание и размер требова-ния, указанные в исковом заявлении, изменены по сравнению с теми, которые были изложены в претензии, но это изменение не затронуло существа матери-ально-правового спора между сторонами и не требует дополнительного выяс-нения и расследования (например, была допущена арифметическая ошибка и т. п.), то такое изменение признается допустимым. В случае, когда подобные изменения были вызваны обстоятельствами, которые при их рассмотрении в претензионном порядке могли привести к удовлетворению претензии, их сле-дует рассматривать как недопустимый обход порядка, предусмотренного ст.403.

Если п. 1 ст. 403 установлено обязательное предъявление претензий в связи с перевозкой груза в каботаже, то п. 2 этой статьи называются лица, к которым могут быть предъявлены эти претензии. Этими лицами являются пе-ревозчик, осуществлявший перевозку груза, а в том случае, когда перевозка не была выполнена, перевозчик, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан ее осуществить.

По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конеч-ный пункт перевозки.

Отсутствие в тексте п. 2 ст. 403 указания, что данная норма имеет в виду перевозку груза в каботаже, для предъявления требований по которой установлен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 403), дает основание для признания претензионного порядка обязательным, когда он предусмотрен до-говором о соответствующей перевозке.

Право на предъявление претензий может быть передано или не передано в соответствии со ст. 404 КТМ РФ:

1. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого пра-ва отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или по-лучателем экспедитору либо страховщику.

2. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

Данная норма определяет допустимость передачи права на предъявление претензий и исков другим лицам, круг этих лиц, а также порядок такой передачи.

В отличие от ранее действовавшего КТМ 1968 г. в этой статье не содержится перечня лиц, пользующихся правом предъявления пре-тензий и исков. По смыслу норм, регламентирующих договор морской перевоз-ки груза в каботаже, такими лицами могут быть отправители и грузополучатели.

По требованиям, вызванным неподачей судна в порт отправления или опозданием в его подаче, лицами, обладающими правом предъявления перевоз-чику претензий и исков, будут являться отправители груза. Поскольку при пе-ревозках груза на условиях чартера в ряде случаев суда фрахтуются получате-лем груза, правом предъявлять претензии и иски по требованиям такого харак-тера обладают и грузополучатели.

По поводу недостачи доставленного груза или его повреждения в ходе его перевозки, а также просрочки в доставке либо задержки в выдаче груза пра-вом предъявления претензий и исков пользуются грузополучатели.

Как отправители, так и получатели имеют право предъявлять к перевоз-чику претензии и иски в связи с полной утратой груза и о возврате перебора провозных платежей. Кому из указанных лиц принадлежит это право, опреде-ляется фактом оплаты стоимости груза и провозных платежей данным конкрет-ным лицом.

В отличие от общих положений гражданского законодательства, допус-кающего уступку требования любому лицу (ст. 382-390 ГК), передача прав на предъявление перевозчику претензий и исков, вытекающих из перевозки, раз-решается только ограниченному кругу лиц, точно обозначенных в ст. 404, а именно: отправителем - получателю, экспедитору либо страховщику; получа-телем - отправителю, экспедитору либо страховщику.

Устанавливая право передачи права на предъявление претензий и исков экспедитору, эта статья имеет в виду не вообще экспедитора, а только того, который принимал участие в этом качестве в осуществлении пере-возки, из которой возникло соответствующее требование, реализуемое получа-телем или отправителем путем предъявления претензии или иска.

От передачи права на предъявление претензии и иска страховщику сле-дует отличать так называемую суброгацию, предусмотренную ст. 281. В соот-ветствии с этой статьей к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходят в пределах уплаченной суммы все права страхователя по требовани-ям об убытках, возмещенных по договору страхования. Эти права основаны на законе и факте выплаты страхового возмещения, а не на передаче права требо-вания. При этом страховщик, основываясь на положениях ст. 281, вправе тре-бовать возмещения только тех убытков, которые были объектом страхования, и только в размере, не превышающем уплаченной страховщиком суммы страхо-вого возмещения. При передаче страховщику права на предъявление претензии и иска в порядке, предусмотренном ст. 404, страховщик не связан вышеназван-ными условиями,

Передача права на предъявление претензии и иска отправителем полу-чателю груза (или наоборот) не требуется, когда претензия и иск могут быть предъявлены как отправителем, так и получателем.

Передача права на предъявление претензий и исков может быть произ-ведена в отношении как только претензий и только исков, так и одновременно претензий и исков. Согласно п. 2 ст. 404 передача права на предъявление пре-тензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на перевозочном до-кументе. Переуступочная надпись, гласящая, что «право на предъявление пре-тензий и исков передано» названному в этой надписи лицу, подписывается ру-ководителем организации, делающей эту надпись, и заверяется ее печатью.

В соответствии с п. 2 ст. 1 настоящего Кодекса к передаче права на предъявление претензий и исков во всем, что не предусмотрено этим законом, в частности ст. 404 КТМ, применяются правила гражданского законодательства. Из этого следует ряд практически важных выводов.

Первый: поскольку закон (ст. 404) не связывает передачу права на предъяв-ление претензий и исков с согласием должника, такая передача не требует одобрения перевозчика (п. 2 ст. 382 ГК);

Второй: до предъявления претензии или иска лицом, которому было пере-дано на это право, или до получения иного уведомления о такой передаче пере-возчик вправе произвести выплату причитающейся с него суммы лицу, пере-давшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382 ГК;

Третий: перевозчик может выдвигать против претензии и иска, предъявлен-ных лицом, которому право на их предъявление было передано, все возраже-ния, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК);

Четвертый: передача права на предъявление претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его исчисления (ст. 201 ГК).

Порядок предъявления претензии

Статья 405. Порядок предъявления претензии

1. Претензия предъявляется в письменной форме.

К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных до-кументов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стои-мость отправленного груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претен-зию, она считается принятой к рассмотрению.

Для соблюдения «письменной формы», о которой применительно к претензиям говорится в п. 1 ст. 405 КТМ РФ, необходимо, чтобы тре-бование, являющееся предметом претензии, было изложено в письменном заяв-лении, подписанном руководителем организации, заявляющей претензию, или гражданином - заявителем претензии.

Претензия должна содержать наименование лица, к которому адресует-ся требование, наименование заявителя претензии и его почтовый адрес, а так-же требование, с которым заявитель претензии обращается к должнику, осно-вания для его предъявления, сумму, которую требует заявитель претензии, и при необходимости расчет этой суммы. В претензии указывается номер расчет-ного или иного счета заявителя претензии, наименование и адрес банка, в кото-ром открыт этот счет, перечень приложенных к претензии документов.

Относительно прилагаемых к претензии документов закон предписыва-ет, что дополнительно к перевозочным документам, которые обязательно пред-ставляются в подлинниках (ч. 3 п. 1 ст. 405), заявитель обязан представить до-кументы, подтверждающие право предъявить претензию. К числу последних относится коммерческий акт, а в тех случаях, когда перевозчиком было отказа-но в его составлении или когда этот акт был составлен с нарушением Правил составления актов, акт дополнительного осмотра, произведенного независимы-ми сюрвеерами.

Кроме указанного к претензии прилагаются документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, его оплату, а также оплату иных причитающихся в связи с перевозкой груза платежей, например фрахта, если он не входит в цену груза. Такими документами могут быть счета (фактуры-инвойсы) поставщика и/или грузоотправителя, банковские поручения с отмет-ками о произведенных платежах, справки банка.

Все перечисленные выше документы, кроме перевозочных, могут пред-ставляться в надлежащем образом заверенных копиях или выписках из таких документов, если для рассмотрения претензии имеет значение только часть документа (п. 2 ст. 60 АПК). Подлинные документы могут быть по просьбе пред-ставившей их стороны возвращены после окончания рассмотрения претензии.

Как мы видим заявитель претензии вправе прибегать к любым способам пересылки претензий. Они могут быть направлены заказными или ценными письмами, переданы по телеграфу, телетайпу или телефаксу, а также по радио. Допустима передача претензии нарочным под расписку. При этом время направления пре-тензии через почтовое ведомство удостоверяется квитанцией, а время получе-ния претензии, доставленной нарочным, - распиской адресата.

В случае, когда заявитель претензии направил ее без приложения доку-ментов, перечисленных в п. 1 ст. 405, перевозчик вправе возвратить претензию без рассмотрения. Такой возврат может быть произведен в двухнедельный срок после получения претензии. Невозвращение претензии или ее возвращение зая-вителю с нарушением названного срока согласно п. 2 ст. 405 расценивается как принятие этой претензии к рассмотрению.

Статья 406. Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки гру-за, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Эта статья определяет срок для предъявления претензий к перевозчику по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки гру-за, путем отсылки к сроку исковой давности, установленному для такого рода требований. Продолжительность последнего равняется одному году.

О моменте, с которого начинает исчисляться срок для предъявления претензии к перевозчику из договора морской перевозки груза.

В силу правила, приведенного в этой статье, а также п. 2 ст. 407, предусмотревшего приостановление течения срока исковой давности до рассмотрения претензии другой стороной или истечения срока, установлен-ного для ответа на претензию (п. 1 ст. 407), у заявителя последней, даже в слу-чае ее направления в предшествующий окончанию течения срока исковой дав-ности день, остается некоторое время для передачи соответствующего иска на рассмотрение юрисдикционного органа.

Установленный ст. 406 срок для предъявления претензий к перевозчику независимо от совпадения его продолжительности со сроком исковой давности является пресекательным сроком, т. е. сроком существования самого права. Этот срок в отличие от срока исковой давности не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза определяет ст. 407 КТМ РФ:

1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уве-домить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

2. Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливает-ся до получения ответа на претензию или истечения установленного для от-вета срока.

Пункт данной статьи предусматривает обязанность перевоз-чика по договору морской перевозки груза рассмотреть направленную ему пре-тензию в установленный для такого рассмотрения срок и уведомить заявителя претензии об ее удовлетворении или отклонении (см. также п. 2 ст. 797 ГК).

О принятом перевозчиком решении удовлетворить претензию полно-стью или частично либо отклонить ее должен быть уведомлен заявитель пре-тензии. При этом в случае удовлетворения претензии ее сумма в признанной перевозчиком части должна быть перечислена кредитору. В случае отклонения претензии перевозчик должен сообщить ее заявителю основания, по которым она была отклонена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.