РУБРИКИ

Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации

Наименование вида документа - печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

Например:

К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

Образец приведен в приложении № 22.

3.3.3 Порядок оформления проектов актов Президента Российской Федерации.

1) Подготовка и оформление проектов актов (указов и распоряжений) Президента Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

2) Проекты актов Президента Российской Федерации и приложения к ним печатаются на стандартных листах бумаги A4 шрифтом Times New Roman № 15. Верхнее поле документа устанавливается границами бланка. Левое поле 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см. При оформлении проекта акта на двух и более страницах верхнее поле второй и последующих страниц составляет не менее 2,5 см.

3) Проекты актов Президента Российской Федерации имеют следующие реквизиты: наименование вида акта (Указ Президента Российской Федерации или распоряжение Президента Российской Федерации), заголовок и текст.

Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал.

Начало и конец каждой строки заголовка центрируются относительно слов «Президент Российской Федерации». В отдельных распоряжениях Президента Российской Федерации заголовок может отсутствовать.

Текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом 24 пт и печатается через интервал 18 пт Допускается уменьшение интервалов между реквизитами «Заголовок», «Текст», «Подпись» и «Место издания» при необходимости размещения текста проекта указа, распоряжения Президента Российской Федерации на одной странице..

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текстовая часть может подразделяться на констатирующую часть преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть).

Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом «постановляю», которое печатается в разрядку.

Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

Пункты могут разделяться на подпункты, которые могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.

Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ (распоряжение), должны соответствовать структуре основного акта.

При наличии приложений к указу (распоряжению) Президента Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

Допускается печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности фамилии при подготовке проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации (в других случаях не рекомендуется).

Подпись отделяется от текста дополнительным интервалом 32 пт и состоит из слов «Президент Российской Федерации», инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации.

Слова «Президент» и «Российской Федерации» печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова «Российской Федерации», а слово «Президент» центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

Место издания отделяется от подписи, как правило, дополнительным интервалом 48 пт межстрочными интервалами и печатается от границы левого поля: Москва, Кремль.

На распоряжениях место издания не печатается.

Дата проставляется после подписания документа, оформляется словесно-цифровым способом и отделяется от реквизита «Место издания» межстрочным интервалом 18 пт. Печатается от левой границы текстового поля.

Номер проставляется после подписания, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита «Дата» межстрочным интервалом 18 пт.

К порядковому номеру распоряжения Президента Российской Федерации через дефис добавляются строчные буквы «рп».

Приложения к проектам указов и распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов указов (распоряжений).

Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Приложения визируются Министром.

Если в тексте дается ссылка «согласно приложению», то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ, ниже через межстрочный интервал 18 пт дается ссылка на указ или распоряжение Президента Российской Федерации. Все составные части реквизита центруются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений они нумеруются, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Указу Президента

Российской Федерации

от №

Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты составляет 2 - 3 см.

При наличии в тексте акта формулировки «Утвердить» (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и др.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово УТВЕРЖДЕНО или УТВЕРЖДЕН со ссылкой на нормативный акт, его дату, номер, например:

УТВЕРЖДЕНО

Указом Президента

Российской Федерации

от №

Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН в приложениях согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.

Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа - приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано в разрядку (ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ, СПИСОК и др.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.

При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.

Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.

Листы приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.

При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.

На одной странице не должно проставляться более трех сносок.

В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты так же, как и в тексте указа (распоряжения) Президента Российской Федерации. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2). Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.1). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1).

Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа проекта указа (распоряжения) в нижней его части.

4) Проекты актов Президента Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, в котором указывается основание внесения проекта акта, а также содержатся сведения о содержании и согласовании проекта акта или отсутствии согласования (с указанием причин).

Образцы оформления проектов актов Президента Российской Федерации (указа и распоряжения) приведены в приложении № 23.

3.3.4.Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации.

Проект постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации печатается на стандартном листе бумаги формата A4 шрифтом Times New Roman № 14. Проект акта имеет следующие реквизиты:

1) наименование вида акта - постановление Правительства Российской Федерации или распоряжение Правительства Российской Федерации;

2) дата акта отделяется от наименования вида акта, как правило, межстрочным интервалом 24 пт, оформляется словесно-цифровым способом, печатается центрованным способом, проставляется при подписании акта;

3) номер печатается сразу после даты арабскими цифрами и состоит из знака № и порядкового номера, присваиваемого документу после его подписания, например, № 143.

К порядковому номеру распоряжения через дефис добавляется буква «р», например, № 153-р;

4) место издания - отделяется от реквизитов «Дата» и «Номер» межстрочным интервалом 24 пт и оформляется центрованным способом;

5) заголовок печатается на расстоянии не менее 10 см от верхнего края листа с прописной буквы, через один межстрочный интервал и выделяется полужирным шрифтом. Заголовок, как правило, отвечает на вопрос: о чем (о ком) издан документ. Точка в конце заголовка не ставится;

6) текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается с интервалом 18 пт.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы поля.

Текст может подразделяться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжениях - распорядительную).

Преамбула в проектах постановлений Правительства Российской Федерации завершается словами «Правительство Российской Федерации постановляет», последнее слово печатается полужирным шрифтом в разрядку.

Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

Постановляющая (распорядительная) часть проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, как правило, подразделяется на пункты.

Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

При наличии приложений к постановлению (распоряжению) Правительства Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка;

7) подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов «Председатель Правительства Российской Федерации», инициала имени и фамилии Председателя Правительства Российской Федерации. Слова «Председатель Правительства» и «Российской Федерации» печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова «Председатель Правительства» печатаются от левой границы текстового поля, а слова «Российской Федерации» центрируются относительно первой строки реквизита. Инициал имени и фамилия Председателя Правительства Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля;

8) приложения к проектам актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации печатаются на отдельных листах бумаги и визируются.

Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов постановлений (распоряжений).

Порядок оформления приложений к проекту постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации аналогичен оформлению приложений к проектам указов (распоряжений) Президента Российской Федерации.

9) визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра (подлинника) проекта постановления (распоряжения) в нижней его части.

10) если в тексте проекта акта Правительства Российской Федерации упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: «(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 3, ст. 6)».

Если подготавливаемый акт Правительства Российской Федерации влечет за собой внесение изменений или дополнений в другие акты Правительства Российской Федерации, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде самостоятельного акта одновременно с ним.

Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения законодательного акта или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий законодательный акт или акт Президента Российской Федерации.

В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.

Документы (программы, положения, регламенты, планы, нормы и др.), которые предлагается утвердить подготавливаемым проектом акта Правительства Российской Федерации, в обязательном порядке прилагаются к данному проекту акта.

Проекты актов Правительства Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации с сопроводительным письмом, в котором указывается основание внесения проекта акта, а также содержатся сведения о содержании и согласовании проекта акта или отсутствии согласования (с указанием причин).

3.3.5 Подготовка проектов нормативных правовых актов Минюста России

1) Нормативные правовые акты Минюста России издаются на основе и во исполнение законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Минюста России в пределах установленной компетенции В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение..

Нормативные правовые акты издаются Минюстом России в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Оформление нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения Минюста России и его территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

2) Решение о необходимости и (или) целесообразности разработки проекта нормативного правового акта Минюста России принимается Министром и оформляется либо письменным поручением (в том числе в форме резолюции, протокола проведенного у Министра совещания) либо устным указанием заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Минюста России.

В случае, если инициатива разработки проекта нормативного правового акта исходит от заместителя Министра или руководителя структурного подразделения Минюста России, указанные должностные лица готовят на имя Министра докладную записку, в которой со ссылкой на статьи, части, пункты, подпункты и т.п. законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов Минюста России обосновывают перед Министром необходимость и (или) целесообразность разработки нормативного правового акта.

Перед докладом Министру докладная записка визируется всеми руководителями структурных подразделений Минюста России, чья компетенция затрагивается предлагаемым к разработке проектом нормативного правового акта, или курирующими эти структурные подразделения заместителями Министра.

3) Ответственным за подготовку и согласование проекта нормативного правового акта является структурное подразделение Минюста России, определенное в качестве головного исполнителя (указанное в поручении первым или обозначенное словом «созыв» («ответственный»), которое при необходимости вправе привлекать в установленном порядке к подготовке проекта нормативного правового акта специалистов научных и иных организаций.

Для исполнения поручения Министра о разработке нормативного правового акта руководителем (его заместителем, начальником отдела) структурного подразделения Минюста России - головного исполнителя назначается исполнитель поручения из числа гражданских служащих Минюста России. При этом руководитель (его заместитель, начальник отдела) структурного подразделения Минюста России обязан сформулировать исполнителю четкое и конкретное задание, а также определить срок представления проекта нормативного правового акта.

Срок подготовки проекта нормативного правового акта Минюста России не должен превышать одного месяца, за исключением случаев, когда законодательным актом, актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, поручением Министра установлен иной срок.

Для подготовки наиболее сложных проектов нормативных правовых актов Минюста России могут создаваться рабочие группы из числа гражданских служащих Минюста России.

В целях подготовки проектов совместных нормативных правовых актов по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти могут создаваться межведомственные рабочие группы.

4) Проект нормативного правового акта должен содержать достоверную и аргументированную информацию, по форме и содержанию соответствовать действующим законодательным, другим нормативным правовым актам, компетенции Минюста России, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным, конкретным и реальным. Содержащиеся в проекте поручения должны учитывать положения ранее изданных по данному вопросу приказов (распоряжений) Минюста России.

К проекту нормативного правового акта должна прилагаться пояснительная записка, в которой со ссылкой на статьи, части, пункты, подпункты и т.п. законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актов Минюста России обосновывается необходимость и (или) целесообразность разработки нормативного правового акта.

Если при подготовке проекта нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют его чтение и применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый документ. В проект такого нормативного правового акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах предписания.

5) В завершении этапа разработки проект нормативного правового акта Минюста России подвергается обязательному редактированию в Департаменте организации и контроля.

Проект нормативного правового акта представляется на редактирование в Департамент организации и контроля только полномочным обсуждать и вносить поправки в текст исполнителем с его визой. Редактор карандашом отмечает погрешности в тексте проекта нормативного правового акта и вправе требовать от исполнителя исправления орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, устранения нарушений правил оформления реквизитов, несоответствия положениям нормативных правовых актов в сфере управления и делопроизводства.

После устранения всех выявленных недостатков на оборотной стороне каждого листа (в нижнем правом углу) отредактированного проекта нормативного правового акта (включая приложения) помещаются оттиск штампа редактора «Редактор-корректор, фамилия, инициалы» и его подпись.

Не допускается представление на подпись Министру проектов нормативных правовых актов без штампа и подписи редактора.

6) Отредактированный в Департаменте организации и контроля проект нормативного правового акта согласовывается следующими должностными лицами:

а) руководителем структурного подразделения Минюста России, ответственного за оформление и согласование проекта нормативного правового акта;

б) руководителями структурных подразделений Минюста России, деятельности которых он касается или которым в проекте нормативного правового акта даются поручения;

в) директором Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов;

г) всеми заместителями Министра.

д) директором Департамента организации и контроля.

7) Согласование проекта нормативного правового акта в структурных подразделениях Минюста России осуществляется в срок до 10 дней со дня его поступления и оформляется визами руководителей этих структурных подразделений.

При этом Министром и (или) его заместителями могут быть установлены иные сроки согласования проекта нормативного правового акта.

В случае, если проект нормативного правового акта не завизирован руководителем согласующего структурного подразделения Минюста России в установленный срок и при этом отсутствует письменный ответ этого структурного подразделения, в котором разъясняются причины отказа от визирования, проект нормативного правового акта считается согласованным этим структурным подразделением Минюста России без замечаний.

Согласование проектов нормативных правовых актов заместителями Министра также оформляется визами.

8) При внесении на стадии согласования в проект нормативного правового акта изменений принципиального характера он подлежит переоформлению и повторному согласованию.

9) Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и руководители структурных подразделений Минюста России обеспечивают согласование проектов нормативных правовых актов, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

Для рассмотрения неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта, учета мнений заинтересованных сторон и достижения компромисса структурное подразделение Минюста России, ответственное за согласование, организует совещание, решение которого оформляется протоколом, прилагаемым вместе с неучтенными замечаниями к проекту нормативного правового акта при его представлении на подпись Министру, который принимает окончательное решение по урегулированию разногласий, подписывает нормативный правовой акт.

10) В случае если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, он подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, либо издается совместный акт.

11) При наличии неурегулированных разногласий по проектам нормативных правовых актов заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) или руководитель структурного подразделения Минюста России, ответственного за его подготовку и согласование, докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

12) К разработке проекта нормативного правового акта в сфере деятельности федеральных служб могут привлекаться специалисты этих служб (по согласованию с директорами федеральных служб).

Разработанный проект нормативного правового акта направляется в федеральные службы на заключение структурным подразделением Минюста России, ответственным за подготовку и согласование проекта нормативного правового акта.

13) Заключения на проекты нормативных правовых актов Минюста России, относящиеся к сферам деятельности федеральных служб, подписывают директора (заместители директоров) федеральных служб и представляют в структурное подразделение Минюста России, ответственное за подготовку и согласование проекта нормативного правового акта, Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний или Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления проектов. По письменной договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.

14) В случае представления федеральной службой замечаний и отрицательного заключения по проекту нормативного правового акта Министр или заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) проводит совещание с участием директора федеральной службы и принимает решение, которое оформляется протоколом.

15) По итогам анализа поступившего заключения Министр подписывает нормативный правовой акт или дает поручение о его доработке.

16) Проекты нормативных правовых актов, подготовленные федеральными службами, подлежат согласованию с Минюстом России в установленном порядке.

17) Обязательные реквизиты нормативных правовых актов Минюста России:

Государственный герб Российской Федерации;

наименование федерального органа исполнительной власти;

вид документа;

дата;

регистрационный номер;

место составления (издания) нормативного правового акта;

наименование нормативного правового акта (заголовок к тексту);

подпись должностного лица;

визы.

а) Государственный герб Российской Федерации, наименование федерального органа исполнительной власти (Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), вид документа (приказ).

Совместные нормативные правовые акты Минюста России и других федеральных органов исполнительной власти печатаются на стандартных листах бумаги формата A4.

При оформлении совместного нормативного правового акта:

наименования федеральных органов исполнительной власти располагаются на одном уровне;

наименование вида документа - приказ - располагается центрованным образом;

б) дата нормативного правового акта, как правило, совпадает с датой подписания и оформляется Департаментом организации и контроля при регистрации. Нормативные правовые акты, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, регистрируются с одной (единой) датой последней регистрации (подписания) нормативного правового акта.

Дата нормативного правового акта оформляется словесно-цифровым способом, например: 14 июля 2010 г.

В заголовках, текстах и приложениях нормативных правовых актов дата оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год, например: 14.07.2010.

В заголовках, текстах и приложениях нормативных правовых актов допускается словесно-цифровой способ оформления даты.

В тексте не допускается разрыв даты при ее переносе на другую строку;

в) регистрационный номер нормативного правового акта состоит из знака «№» и его порядкового номера.

В тексте не допускается разрыв регистрационных номеров при их переносе на другую строку.

Регистрационный номер совместного с другими федеральными органами исполнительной власти нормативного правового акта состоит из регистрационных номеров каждого органа, расположенных в порядке их перечисления последовательно через косую черту;

г) место составления (издания) нормативного правового акта Минюста России или с участием Минюста России - город Москва;

д) наименование нормативного правового акта (заголовок к тексту) отвечает на вопросы «о чем?» («о ком?»), включает его краткое содержание и должен строго соответствовать перечню действий, предписываемых объекту управления в распорядительной части текста.

Шрифт заголовка - полужирный Times New Roman № 14. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один межстрочный интервал и выравнивается по центру текста, например:

Об утверждении Регламента Министерства юстиции

Российской Федерации

е) в состав реквизита «подпись должностного лица» входят сокращенное наименование должности - Министр, личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через один межстрочный интервал и выравнивается по левому краю.

Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией. Последняя буква в расшифровке ограничивается правым полем, например:

Министр Подпись А.В. Коновалов

Если Министр отсутствует, то нормативный правовой акт подписывает заместитель Министра, исполняющий его обязанности на основании соответствующего приказа Минюста России.

При этом к должности Министра добавляется сокращение «И.о.» (исполняющий обязанности), а в расшифровке подписи указываются инициалы и фамилия заместителя Министра, подписавшего приказ (распоряжение), например:

И.о. Министра Подпись А.В. Федоров

При подписании совместного с другими федеральными органами исполнительной власти нормативного правового акта несколькими министрами их подписи располагают на одном уровне или одну под другой в последовательности, предусмотренной структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной указом Президента Российской Федерации, например:

Министр внутренних дел Министр юстиции

Российской Федерации Российской Федерации

Подпись Р.Г. Нургалиев Подпись А.В. Коновалов

Не допускаются подписи с предлогом «за» или косой чертой перед наименованием должности.

Внесение изменений в нормативный правовой акт после его подписания допускается только путем издания нового нормативного правового акта, предусматривающего внесение соответствующих изменений;

ж) виза внутреннего согласования нормативного правового акта помещается на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра в верхней части листа и включает личную подпись согласующего, фамилию и инициалы, дату согласования арабскими цифрами. В случае совпадения в одном лице гражданского служащего, визирующего нормативный правовой акт, и исполнителя его подпись ставится один раз. Визы должностных лиц располагаются согласно иерархии должностей сверху вниз, одна под другой, а равнозначные должности - по алфавиту, например:

Федоров А.В.

Подпись

Дата

Алханов А.Д.

Подпись

Дата

Костенников Д.В.

Подпись

Дата

Лихачев В.Н.

Подпись

Дата

Смирнов А.А.

Подпись

Дата

Аристов Д.В.

Подпись

Дата

Шутков С.В.

Подпись

Дата

Замечания, особые мнения и дополнения к проекту нормативного правового акта оформляются на отдельном листе. При этом реквизит «виза» дополняется словами «с прилагаемыми замечаниями», помещаемыми перед личной подписью визирующего.

Оформление виз совместного с другими федеральными органами исполнительной власти проекта нормативного правового акта осуществляется на отдельном для каждого органа листе согласования.

Виза внешнего согласования (с иными органами) приложения к нормативному правовому акту оформляется грифом «СОГЛАСОВАНО» с указанием должности лица, с которым согласован документ (включая наименование органа), личной подписью, ее расшифровкой (фамилия, инициалы) и датой согласования, например:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра экономического

развития и торговли Российской Федерации

Подпись Петров П.П.

01.11.2010

Согласование, оформляемое письмом, протоколом или другим документом, осуществляется следующим образом:

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания рабочей группы

от 10.01.2007 № 15

Гриф согласования располагается ниже реквизита «подпись» в левом нижнем поле документа;

18) текст нормативного правового акта печатается шрифтом Times New Roman № 14 без помарок и исправлений на бланках установленной формы и на стандартных листах бумаги формата А4. Качество печати должно обеспечивать нормальное чтение текста и возможность его воспроизведения средствами копировально-множительной техники.

Текст нормативного правового акта отделяется от заголовка двумя, тремя межстрочными интервалами, печатается через полтора интервала и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текста.

Текст, как правило, состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной, юридически связанной с приложениями.

В констатирующей части текста излагаются цели, задачи, факты и события, проблемы, поручения и иные обстоятельства, послужившие основанием для издания документа, раскрываются цели, механизм реализации и ожидаемый результат управленческих решений. Констатирующая часть начинается устойчивыми формулировками: «В связи», «В соответствии», «Во исполнение», «На основании», «В целях» и т.п.

Не допускается замена содержательной констатирующей части краткими формулами-отписками: «В связи с производственной необходимостью»; «В целях совершенствования деятельности» и т.п.

В констатирующей части нормативного правового акта, издаваемого на основании другого документа, указывается его наименование в родительном падеже, дата, номер и заголовок.

Констатирующая часть нормативных правовых актов завершается распорядительными словами: «приказываю:», которые печатаются вразрядку строчными буквами. После этих слов ставится двоеточие. Предписания в пунктах приказа должны согласовываться в падеже с распорядительным словом «приказываю:» - кому? (дательный падеж). В совместном с другими федеральными органами исполнительной власти нормативном правовом акте распорядительное слово излагается от первого лица множественного числа: «приказываем:».

При невозможности юридического согласования распорядительного слова с предписаниями пунктов нормативного правового акта допускается исключение распорядительного слова из текста. В этом случае констатирующая часть нормативного правового акта заканчивается двоеточием, а предписания каждого пункта излагаются от первого лица единственного числа, например, вместо конструкции текста:

«...в соответствии с перечисленными поручениями приказываю:

1. Утвердить Правила...» (правила не утверждаются, а дается поручение кому-то их утвердить)

может использоваться конструкция:

«...в соответствии с перечисленными поручениями:

1. Утверждаю Правила...».

В отдельных нормативных правовых актах констатирующая часть может быть исключена при отсутствии необходимости в обосновании и разъяснении. В этом случае распорядительные слова исключаются.

В распорядительной части текста обязательно указываются адресаты предписаний в дательном или родительном падеже - структурные подразделения, территориальные органы, учреждения Минюста России, федеральные службы, или их руководители (фамилия, инициалы указываются в скобках в именительном падеже или без скобок - в дательном или родительном падеже, когда предписание адресовано конкретному руководителю), затем предписываемое действие (глагол повелительного наклонения) и могут устанавливаться сроки исполнения. Не допускается разрыв фамилий и инициалов руководителей - адресатов предписаний при их переносе на другую строку текста.

Распорядительная часть по количеству предписаний (их адресатов) делится на пункты, нумеруемые только арабскими цифрами с точкой. Одно предписание, адресованное нескольким исполнителям, а также несколько предписаний, адресованных одному исполнителю, помещаются в одном пункте. Пункты могут разделяться на абзацы.

Не допускается размещение в распорядительной части текста нормативного правового акта таблиц, списков комиссий, рабочих групп, других перечислений более четырех субъектов, инструкций, правил, порядков, положений, схем, эмблем, рисунков, поясняющих слов (предложений), определений, неофициальных сокращений названий, ссылок и другой информации, не обладающей императивным стилем властных предписаний. Указанные части текста помещаются в тематически разделенные приложения к нормативному правовому акту, юридически связанные с распорядительной частью текста.

В последнем пункте как правило, указываются должность, фамилия и инициалы должностного лица, на которое возлагается контроль за исполнением приказа (распоряжения), которое должно обладать достаточными властными полномочиями в отношении адресатов предписаний нормативного правового акта в соответствующей сфере деятельности Минюста России и не может быть одним из этих адресатов.

В конкретных случаях контроль за исполнением нормативного правового акта может возлагаться на Министра со следующей формулировкой последнего пункта: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

В текст нормативного правового акта не следует включать пункт «Приказ довести до сведения...». Структурные подразделения Минюста России (должностные лица), до сведения которых доводится нормативный правовой акт, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом нормативного правового акта.

В нормативном правовом акте, изданном с целью изменения или отмены действующих нормативных правовых актов, в том числе и их приложений, должны быть указаны дата, номер, заголовок изменяемого или отменяемого нормативного правового акта, номер и дата государственной регистрации нормативного правового акта в Минюсте России и (или) номера отдельных пунктов (абзацев, страниц) распорядительной части текста или приложения к нормативному правовому акту.

Заголовок нормативного правового акта, изданного с целью изменения или отмены действующих нормативных правовых актов, включает в себя только номер и дату отменяемого или изменяемого акта, например:

«О внесении изменений в приказ Минюста России от 27 января 2010 № 8».

В случае, если отменяемых или изменяемых нормативных правовых актов несколько, заголовок может быть сформулирован обобщенно:

«О внесении изменений в некоторые приказы Минюста России»

Отмена нормативного правового акта или отдельных пунктов распорядительной части текста или приложения к нормативному правовому акту обозначается формулировкой «Признать утратившим силу...».

Нормативный правовой акт может применяться с его даты, если в тексте документа не указан другой срок;

и) приложения в нормативном правовом акте допускаются только связанные предписаниями распорядительной части текста. Например: «Утвердить прилагаемый Регламент Министерства юстиции Российской Федерации»; «Внести изменения в приказ Минюста России от 25 мая 2006 г. № 543 «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Минюста России» согласно приложению». Несколько приложений нумеруются с указанием знака «№», например:

«1. Утвердить:

категории должностных лиц Минюста России и его территориальных органов, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (приложение № 1);

порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям (приложение № 2);

порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения (приложение № 3)».

На лицевой части первого листа приложения в правом верхнем углу помещаются: написанное прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» со знаком «№» (при наличии нескольких приложений), затем наименование распорядительного документа, сокращенное наименование Минюста России, дата нормативного правового акта и его регистрационный номер. Указанный текст центруется относительно самой длинной строки, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к приказу Минюста России

от 14.07.2010. № 132

При утверждении нормативным правовым актом только одного приложения слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» может быть заменено на слово «УТВЕРЖДЕНО» (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕН, в зависимости от рода и числа, с видом утверждаемого приложения), например:

УТВЕРЖДЕНО

приказом Минюста России

от 14.07.2010 № 132

Приложения визирует руководитель структурного подразделения Минюста России, подготовившего проект нормативного правового акта. Виза ставится на обороте последнего листа приложения.

При оформлении приложения к проекту нормативного правового акта на двух и более страницах вторая и последующие страницы приложения должны быть пронумерованы. При наличии нескольких приложений страницы в каждом из них нумеруются отдельно;

к) исполнитель указывает свою фамилию, инициалы, номер телефона и ставит личную подпись внизу оборотной стороны последнего листа нормативного правового акта;

л) надпись, удостоверяющая копию нормативного правового акта, осуществляется в следующем виде:

Верно

Старший специалист 1 разряда

отдела документационного

обеспечения Подпись З.В. Андреева

01.11.2010Оттиск печати

19) Для решения вопроса о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта структурное подразделение Минюста России, ответственное за его подготовку и согласование, до подписания проекта нормативного правового акта Министром направляет оригинал и копию проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов.

Копии проектов нормативных правовых актов должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

В случае если Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов по итогам рассмотрения придет к выводу, что акт после подписания (утверждения) необходимо признать не нуждающимся в государственной регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, он в письменной форме информирует о своей позиции структурное подразделение Минюста России, ответственное за подготовку и согласование проекта нормативного правового акта, и Департамент организации и контроля.

После визирования проекта нормативного правового акта директором Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов каждый лист проекта (включая приложения) проштамповывается штампом «Подлежит госрегистрации» (если проект нормативного правового акта нуждается в государственной регистрации в Минюсте России) или штампом «Не нуждается в госрегистрации». На каждый оттиск штампа помещается подпись директора Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов и дата постановки штампа.

20) После визирования проекта нормативного правового акта в Департаменте регистрации ведомственных нормативных правовых актов, но до начала визирования заместителями Министра, проект нормативного правового акта передается на рассмотрение в Департамент организации и контроля, где рассматривается правовым отделом.

При отсутствии замечаний каждый лист проекта (включая приложения) проштамповывается штампом «Департамент организации и контроля». На каждый оттиск штампа помещается подпись начальника правового отдела Департамента организации и контроля и дата постановки штампа.

После этого проект нормативного правового акта возвращается в структурное подразделение Минюста России, ответственное за его подготовку и согласование, для проведения визирования у заместителей Министра.

21) По окончании визирования проекта нормативного правового акта заместителями Министра проекты нормативных правовых актов Минюста России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер передаются в Департамент конституционного законодательства для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.