РУБРИКИ

Права человека и Курдистан

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Права человека и Курдистан

Принятие данного документа было вызвано событиями второй мировой войны, которая обнажила все недостатки международного регулирования прав и свобод человека и сопровождалась массовым попиранием человеческого достоинства. Сама ООН - ответ народов на агрессию и преступления против человечества, совершенными фашизмом.

Всеобщая декларация базируется на Уставе ООН, принятом на Конференции в Сан-Франциско в 1945 - «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п.3. ст. 1).

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях соблюдения прав человека и возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская никакой дискриминации.

Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права.

Декларация закрепила права первого и второго поколения. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции ООН (48 голосов, 8 - воздержались) и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время, оценивая юридическую силу этого документа, нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате мировой практики государств и постепенно признается как правовая норма. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время большинством в качестве юридически обязательных норм. Конституции многих государств непосредственно ссылаются на этот документ.

Вслед за принятием Всеобщей декларации была начата разработка двух международных пактов о правах человека: одного - о гражданских и политических правах, другого - об экономических, социальных и культурных правах, - чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах были единогласно приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года. Для помощи в реализации Пакта об экономических, социальных и культурных правах был создан Комитет по экономическим, социальным и культурным делам.

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принципы современного международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации (в том числе, и в вооруженных конфликтах).

Отдельный договор - Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Протокол зафиксировал основные функции Комитета по правам человека - принимать и рассматривать жалобы отдельных лиц только в случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся - участник Пакта. Протокол вместе с Пактом вступили в силу 23 марта 1976 года. К 30 июня 1989 года 87 государств ратифицировали Пакт (в том числе, Ирак) или присоединились к нему и 45 государств ратифицировали Факультативный протокол или присоединились к нему.

15 декабря 1989 года Ассамблея приняла второй Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.

Все эти пять документов образуют Международный Билль о правах человека.

В настоящее время большинство государств - многонациональны, а согласно Пактам народы имеют право на самоопределение, но механизмы регулирования отношений государств с меньшинствами в международном сообществе на практике не отработаны и история дает несколько примеров нарушения прав этнических, языковых, религиозных меньшинств, приводящих к геноциду, дискриминации (нарушения прав арабского населения в Израиле, геноцид курдов в Ираке, Турции, Сирии, геноцид албанцев в бывшей Югославии, дискриминация русских в Прибалтике), поэтому в 1992 году была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (резолюция ГА 47/135).

Декларация призвана содействовать мирному урегулированию межнациональных, межэтнических конфликтов внутри государств и между государствами, если в них существуют этносы, связанные единством исторического, языкового и другого происхождения. Декларация не противоречит первоначальным принципам Всеобщей декларации прав человека.

Одним из структурных элементов системы прав человека является региональный уровень развития идеи прав человека. Не остался в стороне от правотворчества и мусульманский мир. «Исламская» группа государств - членов ООН (Ирак, Иран, Пакистан, Египет и др.) принимали участие в обсуждении Всеобщей декларации. В конечном итоге лишь два государства не проголосовали за принятие этого документа - Северный Йемен участия в голосовании не принял, а Саудовская Аравия воздержалась. Таким образом, исламским государствам стало ясно, что для преодоления изоляции необходима интеграция в мировое сообщество, одной из форм которых должна стать разработка механизма защиты прав человека в исламе. Таким шагом на пути интеграции стала Всеобщая исламская декларация прав человека, увидевшая свет в Париже в сентябре 1981 года.

Всеобщая исламская декларация охватила все три поколения прав человека.

Преамбулу Всеобщей исламской декларации прав человека пронизывает мысль о богоданности всех человеческих прав и свобод, поэтому они не могут быть упразднены или ограничены. Дискриминация недопустима «из-за различий по расе, цвету кожи, полу, происхождению или языку». Барковская Е. Ислам сегодня и права человека. // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 8. - С. 21

Важно чтобы эта декларация нашла отклик у международного сообщества и стала нормативно-правовым документом, отражающим региональную специфику прав человека.

Всеобщая исламская декларация была принята в рамках ЮНЕСКО, поэтому у нее нет такой юридической силы как у аналогичных документов, принятых Генеральной Ассамблеей.

Еще один шаг к закреплению концепции прав человека в исламском регионе - принятие Арабской хартии прав человека в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Работа над проектом хартии началась в Комиссии по правам человека ЛАГ в 1970 году, к 1985 году проект был подготовлен, но его рассмотрение и принятие неоднократно откладывалось. Наконец, в январе 1993 г. Комиссия по правам человека ЛАГ на своей 11-й сессии утвердила подготовленный проект. Хартия базируется на принятой в1990 году Каирской декларации. Некоторые положения Каирской декларации являются прямыми заимствованиями из шариата. Основные права и свободы человека в исламе рассматриваются как часть мусульманской религии, они дарованы человеку Богом в виде откровений Священного писания или переданы пророком в виде действий и изречений. С учетом божественного происхождения основные права и свободы не подлежат нарушению людьми или изменениям их действиями.

Также в тексте Хартии упоминаются Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах.

Содержание Хартии, а вернее перечень прав и свобод, защищаемых Хартией, в основном совпадает с содержанием других международных документов по правам человека (и универсальных, и региональных). Шестаков Л.Н. Ислам и права человека. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1997. - № 5. - С. 68

Указанные документы носят лишь рекомендательный характер и поэтому возникают большие трудности в реализации принципов, заложенных в них.

В рамках системы прав человека и подсистемы - нормативно-правовое обеспечение в исламском регионе - следует рассмотреть еще один документ, который непосредственно касается прав иракских курдов - проект Конституции Иракского Курдистана. Данный документ разрабатывается при сотрудничестве региональных курдских властей и администрации Д. Буша. В связи с известными событиями в Ираке, связанные со свержением С. Хусейна, появилась возможность изменить структуру власти и административное деление страны, создав из Ирака федеративное государство, и, следовательно, реализовать идеи полной и истинной автономии для Курдистана и других прав и свобод человека, которые в открытую попирались режимом Хусейна. Автономия считается первым шагом на пути к независимости. Данный документ вызывает к жизни много проблем, связанных с вопросом о территориальной целостности и вмешательством третьих держав. Необходимость рассмотрения курдской конституции объясняется тем, что она в концентрированной форме отражает историю проблемы, ее суть (описывается в Преамбуле), а также обрисовывает проблемы, которые необходимо разрешить международному сообществу.

Анализируя курдскую проблему необходимо обратиться к документам, предполагающим наказание за явное попирание человеческих прав - Конвенция по предупреждению преступлений геноцида и наказании за него (Ирак присоединился к ней в 1959 году), Международная Конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), четвертая Женевская конвенция 1949 года (Ирак присоединился к ней в 1956 году), а также непосредственно к документам, защищающим права курдов в Ираке (резолюция СБ ООН № 688 1991 г.).

Вторая мировая война и последовавшие за ней войны и вооруженные конфликты во многих регионах мира сопровождались огромными потерями среди гражданского населения, десятки миллионов были уничтожены в концлагерях, подвергнуты геноциду, депортации, умерли от голода и болезней. Вопрос о защите гражданского населения стал крайне актуальным, а создание системы гарантий защиты и установления принципов их соблюдения и ответственности - совершенно необходимыми.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения. Эти нормы относятся ко всем лицам, затронутым вооруженным конфликтом: они касаются как граждан стран, участвующих в конфликте, так и граждан других стран, граждан нейтральных государств и граждан государств, не подписавших конвенции и протоколы.

Четвертая Женевская конвенция гарантирует оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения. Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (ДП I), принятый через 28 лет в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманитарной помощи, которая должна осуществляться без какой-либо дискриминации.

Обязанность государств соблюдать ряд основных прав человека в любых ситуациях, включая периоды вооруженных конфликтов, неоднократно подтверждалась в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Гуманитарное право является частью системы норм, касающихся прав человека в целом. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам человека рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2106 А (ХХ) от 21 декабря 1965 года. Ей предшествовали Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года. Данная конвенция лишь подтвердила положения, обозначенные в упомянутых документах. Под «расовой дискриминацией» понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. (авт. сост.: В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева). - М.: Норма, 2002. Конвенция предполагает создание специального Комитета, который рассматривает преступления, связанные с расовой дискриминацией и назначает ответственность за эти преступления.

Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него принята резолюцией 260 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. Конвенция рассматривает различные формы геноцида и классифицирует его как политическое преступление, обозначая соответствующие нормы наказаний для любого лица, осуществляющего противоправные деяния.

Комитеты, созданные в результате принятия Конвенций в настоящее время занимаются рассмотрением и курдской проблемы.

Несмотря на то, что Ирак признал данные документы, тем не менее наблюдались неоднократные попытки нарушения их со стороны Ирака, поэтому в целях обезопасить курдов от вымирания в результате террористической политики иракского режима Совет Безопасности ООН подписал резолюцию № 688, осудив репрессии багдадского режима против гражданского населения. Данная резолюция дала толчок политическому развитию Иракского Курдистана, цель которого достигнуть идей правового государства, при котором права человека являются жизненным кредо.

Таким образом, права человека - отрасль современного международного права, состоящая из совокупности норм и принципов, определяющих обязанности государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливается ответственность за преступное нарушение этих прав.

Методология

Методологической основой работы является системно-структурный подход, позволяющий рассматривать отношения в системе прав человека как устойчивую и закономерную взаимосвязь, существующую в течение длительного времени.

В рамках этого подхода были использованы следующие методы:

Общенаучные методы: исторический, историко-системный.

Специально-исторические методы: историко-генетический.

Междисциплинарные методы: метод правового анализа.

В рамках психолого-педагогического исследования использовались преимущественно общенаучные методы: анализ литературы, изучение и использование передового педагогического опыта, констатирующий эксперимент.

Исторический метод соответствует принципу историзма и позволяет рассматривать проблему прав человека как изменяющуюся и развивающуюся во времени и с точки зрения развития позволяет оценить современное состояние проблемы (права человека как международный институт формировался в рамках идей либерализма, которые постепенно эволюционировали и затем были закреплены в нормативно-правовых актах международного и регионального характера).

Историко-системный метод синтезирует все элементы, содержащиеся в системе прав человека, т.к. все ее аспекты имеют свою причину появления и функционально взаимосвязаны. Через анализ основных аспектов института прав человека раскрывается внутренний механизм политико-правового регулирования этого процесса. При декомпозиции системы прав человека выявляются системообразующие признаки в их взаимосвязи, которые определяют и структуру данной системы, т.е. выражают ее целостность и устойчивость.

При декомпозиции системы осуществляется структурный и функциональный анализ.

Система прав человека является органичной, т.к. в процессе ее развития формируются новые части и структуры. Система прав человека складывается из нескольких компонентов (подсистем): из общих теоретических основ (идеи либерализма), нормативно-правовой базы (механизм гарантий), регулирующей все три поколения прав человека, имплементация норм на международном и региональном уровнях - все это интегральные свойства системы. Структурный анализ позволяет выявить отношения между данными элементами системы, т.е. выявить связь международного аспекта прав человека с региональным, политического с гуманитарным (с точки зрения противоречий между гуманными целями и «правом вмешательства»), юридического с историческим (взаимосвязь правового регулирования отношений, возникающих по поводу прав человека, с историческими традициями региона), исторического с геополитическим (отношения между государством, решающим территориальный вопрос и историческими факторами развития региона)

Задача функционального анализа - раскрыть взаимодействие исследуемой системы с системами более высокого уровня. В данном случае выявляются функциональные связи системы прав человека с окружающим миром (с другими системами (например, политическими)) и организациями иного уровня.

Системный анализ применяется и для характеристики национальных и этнических общностей, и для политической истории. Политические системы оказывают непосредственное влияние на этнические процессы.

Историко-генетический метод относится к специально-историческим и направлен на анализ динамики процесса становления прав человека как отрасли международного права, ее развития и наличного состояния, а через развитие механизма соблюдения и защиты прав человека на международном и региональном уровнях можно увидеть реальное состояние проблемы и сделать вывод об эффективности функционирования этого механизма.

Метод правового анализа, относящийся к категории междисциплинарных методов, направлен на анализ нормативно-правовых документов по проблеме прав человека, выявления противоречивых моментов в практике их использования.

В исследовании по методике важную роль играет анализ литературы. Изучение литературы научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа работы и позволяет выделить факты, характеризующие историю и современное состояние проблемы содержания исторического образования, методики обучения истории и обнаружить недостатки, «белые пятна» в разработке вопроса, что актуализирует выбранную тематику и дает возможность для внесения корректив, новых идей, подходов в решение проблемы.

Анализ литературы тесно связан с методом изучения и использования передового опыта. Передовой опыт реализует прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. В данной работе был обобщен опыт творчески работающих коллективов, отдельных учителей и их новаторские идеи были внесены в проект реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования в первом концентре.

В соответствии с поставленной задачей выявления уровня политико-правовых знаний и умений учащихся был проведен констатирующий эксперимент («метод срезов»). Констатирующий эксперимент позволил констатировать исходные параметры объектов проверки и зафиксировать реалии, что способствовало определению слабых сторон политико-правовой культуры учащихся и практически доказало необходимость обновления гуманитарного образования за счет расширения в нем политико-правовых аспектов.

Для обоснования методологической базы использовались работы И.Д. Ковальченко Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования…, Сидорцова Сидорцов В. Методология…и В.И. Загвязинского. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2001.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе «Теоретический базис системы прав человека» рассматривается три аспекта - формирование концепции прав человека в мировой политико-правовой мысли, где раскрывается эволюция либеральной доктрины, в частности становление трех поколений прав человека; нормативно-правовое обеспечение системы прав человека, где анализируются международные и региональные нормы по правам человека; право наций на самоопределение в контексте современного развития, где рассматриваются противоречивые моменты в реализации права наций на самоопределение, но изучение данного аспекта необходимо для актуализации вопроса о самоопределении курдов.

Во второй главе «Иракский Курдистан: проблемы развития», содержащей два параграфа - «Курдский вопрос в геополитике» и «Курды и права человека»- рассматриваются примеры нарушения естественных прав человека в процессе самоопределения и политико-правовые механизмы регулирования курдского вопроса.

Третья глава - «Политико-правовые аспекты в содержании школьного исторического образования» включает три параграфа. В первом параграфе раскрываются теоретико-методологические основы правового воспитания, во втором - определяется уровень развития политико-правовых знаний и умений учащихся в результате проведения констатирующего эксперимента с целью актуализации предмета исследования, в третьем представлена модель реализации политико-правовых аспектов в содержании школьного исторического образования в первом концентре.

Глава 1. Теоретический базис системы прав человека

1.1. Формирование концепции прав человека в мировой политико-правовой мысли

В новом веке права человека должны стать не только ориентиром в решении глобальных задач, в преодолении противоречий между различными типами цивилизации и культур, между индивидуализмом и солидарностью, свободой и равенством. Они призваны сохранить стабильность мировой системы взаимоотношений, ответить ее объективной потребности к самосохранению.

Выработка идеи прав человека началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Она проходит в тесной связи с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания), - софисты и риторы. Софистами были разработаны основы теории естественного права, которая прошла проверку временем. Они же выступили основоположниками современной теории прав человека, опираясь на естественно-правовую теорию, а также на мифологию. С позиций естественного права была обоснована правовая аксиома равенства людей (по Гиппию, все люди «родственники, свойственники и сограждане - по природе, а не по закону»). Тем самым подвергалась сомнению незыблемость установления, разделившего всех людей на рабов и свободных. Протагор использовал мифологию для обоснования прав человека, в частности право на свободу слова. Он воспользовался мифом, согласно которому по замыслу Зевса каждому следует быть причастным к правде и стыду. Применяя упомянутый миф, Протагор доказывает необходимость признания государством свободы слова за каждым человеком., приводя в качестве примера афинскую демократию. Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты его государством. В их среде утвердилась идея о государстве как об общественном договоре. Мачин И.Ф. Правовые взгляды софистов.// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2001. - №. 3. - 101-103

Идеи о правах человека и гражданина органично были вплетены в ткань политических и философских концепций Сократа, Платона, Аристотеля. Первоначальные представления о гражданстве и правах человека, заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировалось в общем русле теорий, подчеркивающих высокую значимость закона и законности. Последующее развитие подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.

Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры. Афины посредством законов (Солон, Перикл) строили демократию, Спарта (Ликург) посредством законов успешно ей препятствовала. В целом до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание опиралось не на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, а в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность управления завоеванными народами. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства. // Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. - 1997. - № 2. - С.75

Расцвет правосознания пришелся на время появления философии стоицизма. Древнегреческие стоики разработали доктрину, в которой впервые провозглашалось равенство всех людей. До этого равенство признавалось только в рамках коллектива, сообщества свободных и равных людей. Человек превращался в полноценного субъекта права, лишь получая статус гражданина. Распространив принцип равенства на всех, стоикам пришлось признать всех людей гражданами единого космополиса, управляемого универсальным законом. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право. // Государство и право. - 2000. - № 3. - С.6 Эта идея была наиглавнейшей для преодоления препятствий, создаваемых существующей в то время изолированностью народов друг от друга и отсутствием норм права в отношении иностранцев. Завоевания Александра Македонского и Римской империи способствовали дельнейшему развитию учения стоиков. Вслед за греческими стоиками эти идеи стали звучать и у римлян - Марка Аврелия (121-180; римский император с 161 г. н.э.), Сенеки (ок. 4в до н.э. - 65 н.э.). По природе, учили стоики, все человеческие существа равны, причем Сенека говорил: «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Марк Аврелий в своем труде «Наедине с собой», пронизанное пессимизмом хвалит политию, управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, и царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых. Пессимизм проявляется в том, что это был идеал, который не мог быть осуществлен в Римской империи, но оказывал влияние на законодателей, в частности в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и детей, благодаря тому, что он продолжил финансирование алиментарных учреждений как института поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот. Спиркин А.Г. Философия. М.:Гардарики, 1999. - С.76

Учение стоиков вскоре соединилось с христианским учением, в соответствии с которым Бог создал человека по своему образу и подобию, наделив его способностью творить в условиях свободы. Человеку был дан выбор между добром и злом, открыт путь к совершенствованию своих качеств. Христианство выдвинуло идею равенства всех людей перед Богом, равенство всех как грешников. Особенности христианской религии подготовили общественное сознание к идее свободы, ответственности за свои действия. Однако теологическое мировоззрение средневековья сковывало инициативу человека, церковь, по сути дела, сливалась с государством. Поэтому церковные догмы утверждали незыблемость монархической власти, феодального сословного деления.

В средние века важную роль играла система вассалитета, носившая контрактную природу и строившаяся на уважении личного достоинства вассала. Большое значение имело и городское право, т.к. средневековый город воспринимался как некий аналог античного полиса, как сообщество граждан на основе права, хотя правовое положение личности определялось принадлежностью к определенному сословию. Говорили не о правах человека вообще, а о правах и вольностях дворянства, горожан, духовенства. Эти вольности имели форму привилегий и считались дарованными монархом или сеньором. Каждое сословие выступало в виде квазиавтономного общества со своей собственной нормативной системой, построенной на началах взаимности и равенства. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право. // Государство и право. - 2000. - № 3. - С. 7

Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элементы средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности в Новое время начался на «богато удобренной почве» европейской культуры.

В XVII веке внимание современников к праву обратил Гуго Гроций (1583-1645) Юрист и общественный деятель Гроций учение о правах человека связывал с идеей естественного состояния, в котором люди были свободны и постепенно перешли от общественной собственности к частной. Это естественное право не мог отменить даже Бог. Возвышая неизменные естественные права человека как неотъемлемое состояние и свойство его природы, Гроций искал им аргументы. Договорившись о создании государства, люди перешли из сферы свободы в область господства и подчинения, но не утратили ее, поскольку сделали это добровольно во имя «общего блага».

Особенно зримо гуманизм Гроция проявляется в его главном труде - «О праве войны и мира», в котором несправедливые (захватнические) войны отличаются от войн справедливых, представляющих собой ответ на различные правонарушения. Он верил во «внутреннюю справедливость» человека и призывал к соблюдению принципа «границ права и добросовестности» в ходе войны, а убийство пленных объявил позорным действием и не допускал обращения с мирным населением как с воюющей стороной. Его концепция «права народов» на гуманизм во время войны означала, в частности, признание наряду с индивидуальными и коллективных прав человека. Права человека. История, теория и практика. Учебное пособие. (Отв. ред. Б.Л. Назаров). - М.:Русслит,1995. - С. 70-71

В XVII веке полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правового государства стала островная Англия, которая непрерывно культивировала традиции представительства и парламентаризма. Именно Англия стала родительницей первой четко выстроенной концепция прав человека, надстраивающейся над фундаментальными идеями представителей западной либеральной традиции понимания прав человека, большой научный вклад в которую внес философ, экономист и политический мыслитель Д.Локк (1632-1704), опиравшийся на идеи Гуго Гроция.

В период утверждения после 1688 года («славной революции») конституционной монархии он наиболее полно выразил свое воззрение на права человека. Развивая теорию естественного права, он утверждал в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство. Эти права он рассматривал как гражданские интересы, для защиты которых и создается государство. В отличие от Т.Гоббса (1588-1679), сторонника полного, тотального отказа человека от своих естественных прав, Локк считал необходимым четко определить посредством прав пределы власти, границы ее вмешательства в жизнь гражданина. Режим законности Локка предполагал управление согласно известным народу законам и в соответствии с принципом разделения властей. Идеи Локка предвосхитили доктрину правового государства, фундаментом которой и стали открытия этого английского мыслителя.

Идеи Локка активно воспринимались в странах, где складывался новый вид общественных отношений.

В XVII - XVIII веках в монархических государствах был последовательно проведен принцип абсолютной власти. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают предпосылки его упадка. В XVIII веке на арену политического действия постепенно выдвинулось третье сословие, решительно заявившее о себе в Великой французской революции 1789 года.

Лозунги «свободы, равенства и братства», которые поднялись на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье о разделении властей, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности и народного суверенитета (в обществе, учредившим государственную власть, права человека оказываются в зависимости от издаваемых ею законов, поэтому право законотворчества должно принадлежать каждому гражданину в Народном собрании), Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, явились прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание «Декларации о правах человека и гражданина» 1789г. и французской конституции 1791 года. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 1997. - № 2. - С.76 В соответствии с Декларацией осуществление всех естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом. Объявлялась свобода выражения мыслей и мнений, запрещалось незаконное обвинение и задержание, конкретизировавшееся в праве на личную безопасность, провозглашалось право собственности как естественное право человека.

В целом, XVIII в. ознаменовался формированием двух исторических сложившихся либеральных традиций - англо-саксонской и континентально-европейской, ставшими символами двух политических систем. Первая ассоциировалась со свободной торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и демократических ценностей. Наиболее выпукло она отражена в истории Великобритании и США, для которых свобода - это совокупность прав, льгот, что подтверждается целым рядом законодательных актов. В Англии - это, прежде всего, Великая хартия вольностей (1215), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), подтвердивший прежние вольности хартии. В континентально-европейской традиции акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. - 1995. - № 6. - С. 19 Одной из выразительниц континентально-европейской традиции является Франция, для которой в XVIII веке и позднее права человека были идеалом.

Наряду с английскими и французскими учеными, отстаивавшими идеи компромисса, сотрудничества общества и государства в защите прав человека и гражданина, эти идеи развивались немецкими ( И. Кант, В. фон Гумбольдт, Л. Штейн) и американскими (Т. Джефферсон, Т. Пейн) либералами, отстаивающими доктрину естественных прав человека, конституционного государства. Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. - С. 20-24 Американцы законодательно закрепили идеи прав человека в Билле о правах (1789-1791), полностью вошедшим в Конституцию США в качестве десяти поправок, а в 1865 году была внесена тринадцатая поправка, запретившая существование рабства.

В первой половине XIX века, когда либерализм на Западе стал ведущим течением, проблема свободы человека уже окончательно вышла за пределы понимания ее как природного факта, только негативной свободы (т.е. свободы человека от государства). В этот период толкование свободы расширилось до свободы индивидуальной, социальной, гражданской, политической, в целом - свободы с помощью государства (позитивная свобода).

В конце XIX - начале ХХ в. правовое государство и в теории, и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество не может существовать: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственность (равноправие и справедливость), ограничение его всевластия (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов).

На рубеже веков идея правового государства превратилась в реальный политический идеал, который стал определять политические платформы целых политических партий и движений, занял важное место в концепциях ученых-правоведов.

Были пересмотрены положения классического либерализма о негативных правах и свободах, и была выдвинута идея о «социальном либерализме» или новом либерализме. Представители нового течения (Дж. Гобсон, Т.Х. Грин, А. де Токвиль, И. Бентам, Дж. С. Милль, Б. Кроче, Ч. Бирд), с самого начала отстаивали программные тезисы равенства всех перед законом, верховенства прав и свобод личности, терпимости, конституционализма, взаимопомощи и государственной поддержки малоимущих слоев населения. Были сформулированы и реализованы принципы, которые привели к расширению регулирующей роли государства в целях реализации первоначальных либеральных ценностей, защиты прав и свобод человека (в Великобритании были приняты законы: о местном самоуправлении; о железнодорожных служащих, обязывавший мнистерство торговли разбирать жалобы последних; о запрещении родителям посылать на работу детей до достижения ими 11-летнего возраста; о мерах, направленных на улучшение труда рабочих). Такое движение получило название ллойд-джорджизм в Англии, джолиттизм в Италии, прогрессизм в США. Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. - 1995. - №. 6. - С. 22 В результате введения социального законодательства, расширения возможностей профсоюзного движения можно говорить о завоевании личностью таких прав, как право на труд, на социальное страхование и т.д., что стимулировало дальнейшие шаги к созданию социального государства.

Особенно наглядно трансформационные тенденции в либеральной доктрине отразились в «новом курсе» Ф. Рузвельта, который благодаря регулирующим рычагам со стороны государства сумел подавить глубочайший кризис в стране и создал реальную базу демократии - «средний класс».

Опыт реформирования в разных странах показал, что государства не могут развиваться изолированно, постоянно находятся в состоянии динамичного взаимодействия и, следовательно, политико-правовые идеи тоже вплетаются в контекст международного процесса развития, постепенно расширяясь и дополняясь новыми тенденциями в сфере правотворчества.

Катализатором еще более плотного сотрудничества государств стала Вторая мировая война, дестабилизировавшая ситуацию во всем мире и обернувшаяся великой трагедией, унесшей жизни миллионов. Одним из важнейших факторов возрождения надежды на достойное существование, на реабилитацию согласия между государствами стала система прав человека, кульминационным моментом развития которой явилось создание ООН в 1945 году.

Итак, становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным закрепление фундаментальных прав человека в конституциях демократических государств, а также интернационализация этого института.

Под фундаментальными правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Общая теория прав человека ( рук. и отв. редактор Е.А. Лукашева). М.:Норма, 1996. - С. 17-19

Фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по группам и наименованиям. Однако эти права относятся не только к различным сферам жизнедеятельности, но они различаются по времени возникновения. Отсюда - появление понятия «поколения прав человека».

Впервые концепция «трех поколений» была выдвинута французским ученым К. Васаком. Каждое «поколение» прав человека было призвано преодолеть неустойчивость ситуации и стабилизировать развитие.

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств, - право на свободу мысли, совести, религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права стали реакцией на авторитарный характер власти, вторгавшейся во все сферы подданного, опутывавшей его поведение тысячами правил, установлений, приказов, подавлявших инициативу и самостоятельность гражданина. Они ограничили власть государства и создали простор для проявления индивидуальности человека и свободы его выбора. Права человека: итоги века. - С. 36

Однако практически полное отстранение государства от воздействия на экономические отношения породило эгоизм и своеволие личности, привело к сосредоточению богатств в руках немногих, к росту числа неимущих и обездоленных. Такая ситуация вызвала нестабильность и напряженность в обществе, на которую отреагировали неолиберальные доктрины. Они выдвинули идею социального государства, задача которого - обеспечение для всех прав «второго поколения» - экономических и социальных, призванных сохранить устойчивое развитие общества. Социальное государство может выполнить такую задачу лишь при условии определенного, выверенного воздействия на экономику. Нормативная и институциональная основа - права человека, правовое и социальное государство - важнейшие инструменты, открытые человечеством для регулирования системы взаимоотношений в мире.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения, что связано с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в науке обычно квалифицируются как негативные, задача же государства по реализации прав второго поколения состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая бы позволила гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека, к которым относятся так называемые коллективные права, воплощающие интересы общностей, ассоциаций, наций, народов, международного сообщества. Выдвигая концепцию трех поколений прав человека, К. Васак к «коллективным» или «солидарным» правам причислил право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию. Советскому ученому Р.А. Тузмухамедову принадлежит точка зрения, согласно которой так называемые «солидарные» права принадлежат народам и нациям и их следует классифицировать как права народов. Тузмухамедов Р.А. «Третье поколение прав человека» и права народов.// Советское государство и право. -1986. - № 11. - С. 106-113

Коллективные права не являются прирожденными правами. Они формируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. И как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (за исключением чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии. Права человека: итоги века. - С. 37

Однако, такой подход реализовать не просто. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, ссылаясь при этом на исторические традиции.

Право народа на самоопределение является общепризнанным в мировом сообществе, но оно неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и правомерность и легитимность осуществления этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от национальной принадлежности, религиозных убеждений. При нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав. Международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансирования. Общая теория прав человека (рук. и отв. редактор Лукашева Е.А.). М.: Норма,1996. - С. 27

Права человека и коллектива динамично развиваются. Этот процесс закономерный и сопровождается принятием различных международных документов, включающих целый каталог прав индивида и коллектива.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение системы прав человека

Важнейшим структурным компонентом системы прав человека является механизм гарантий, основывающийся на широкой нормативно-правовой базе.

Когда после второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе, принятом на конференции в Сан-Франциско в 1945 году, указывалась необходимость «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных экономических, социальных, и других гуманитарных проблем» Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций. 2-е издание. М., 1960. - С.43. Выдвижение задачи «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии» было реакцией на массовые, грубые нарушения прав человека накануне и в ходе второй мировой войны.

Определяющую роль играет Международный Билль о правах человека.

Идея создания Международного Билля о права человека возникла не на пустом месте; она опиралась на демократические и культурные традиции прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законодательстве передовых государств. Поэтому первый документ Международного Билля о правах - Всеобщая декларация прав человека - был создан в короткие сроки; при этом в нем не были забыты ни один принцип, ни одна норма в области прав и свобод человек, которые составляют золотой фонд гуманитарного развития.

Всеобщая декларация прав человека была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Этот документ содержит весь каталог прав и свобод, сформировавшийся в процессе длительной эволюции и подтвердивший свою жизненность в практике демократических государств.

Обращает на себя тот факт, что несмотря на рекомендательный характер Всеобщей декларации, положения, обозначенные в ней в настоящее время рассматриваются большинством государств в качестве стандарта, образца, даже, обязательных юридических норм. Почти 90 конституций включают в себя фундаментальные права.

При обсуждении Всеобщей декларации среди государств - членов ООН возникли серьезные разногласия, обусловленные различными идеологическими системами. Делегации западных держав, отстаивали естественный характер основных прав и свобод, предлагали ограничить будущую декларацию гражданскими и политическими правами. СССР настаивал на включение в декларацию социально-экономических прав, апеллируя к Конституции 1936. СССР отрицал частную собственность, право свободного въезда и выезда из страны, в то же время активно защищал право наций на самоопределение.

После принятия Всеобщей декларации Комиссия по правам человека начала разрабатывать единый Пакт об основных правах и свободах человека, который должен был стать международным договором. Но из-за вновь возникших разногласий между США и СССР в 1952г. было принято решение о подготовке двух пактов. Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. - С.443-445 Пакты должны были придать обязательную юридическую силу правам и свободам, провозглашенным в Декларации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.