РУБРИКИ

Права человека и Курдистан

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Права человека и Курдистан

- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // ПИиОШ. - 2002. - № 4. - С. 19

Стержнем социально-гражданской компетентности является правовая и политическая культура, формируемая посредством правового образования, а оно необходимо в условиях развития правовой системы страны, закреплением в Конституции огромного пласта прав и свобод человека, с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности - с другой. Правовое образование - специфическая область воспитательно-образовательной работы в сфере граждановедения, направленная на формирование развитого правосознания и высокой правовой культуры.

Правосознание определяется как совокупность представлений, чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как общечеловеческой ценности. Правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. Т.Б. Соломатина. Проблемы формирования правосознания молодежи. // Дополнительное образование. - 2001. - № 5. - С.38

Правовая культура - это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государства и должностных лиц. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом. В качестве одного из показателей правовой культуры выступает правовая воспитанность каждого человека, под которой следует понимать «высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле увидеть утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации». Е.В. Марковичева. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - С. 11-12 Деятельным показателем сформированности правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в социальной и политической жизни страны.

А.Ф. Никитин представил правовую культуру личности в виде «дома», в котором три этажа.

На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Так называемый, «смысловой компонент».

Современный взгляд на гражданское образование конкретизирует и расширяет точку зрения Никитина, добавляя к ряду теоретических основ, знания о правах и свободах личности, законодательства Российской Федерации, о правопорядке, существующем в обществе, путях и способах его укрепления.

Второй этаж обозначает отношение к праву как к социальной ценности, выработку установки на законопослушное поведение. Это - эмоциональный компонент, имеющий мировоззренческое значение и играющий роль связующего звена между сознанием и поведением человека.

Третий - социально-активное поведение личности, проявляющееся в осознанном, правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, способности в любых ситуациях действовать юридически верно.

При этом о высокой правовой культуре и развитом правосознании можно будет говорить тогда, когда подобное поведение войдет в культуру, в быт, в привычки человека.

На эффективность перехода правовых знаний в убеждения влияет развитие способности учащихся правильно осознавать соотношение правовых и моральных норм, их умения аргументировать правильность, необходимость законодательных положений, их соответствие нормам общечеловеческой морали.

«Фундаментом» «дома» служат идейно-политические и нравственные убеждения личности.

От добротности «фундамента» зависит дееспособность всех системообразующих элементов.

Все части правовой культуры взаимосвязаны, как и части дома. Отсутствие или разрушение одного звена приведет к падению всей конструкции.

Здание правовой культуры, как и здание дома возводится постепенно.

Строительство этого здания согласовано с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании».

Одним из реальных проявлений сформированности правовой культуры выступает постоянный устойчивый интерес учащихся к правовым аспектам общественной жизни, который способен обеспечить успешность самостоятельного овладения человеком правовыми знаниями по окончании школы, так же как и умениями, навыками правомерного и правозащитного поведения.

Правовая культура подразумевает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву. Ее требования выше, чем требования закона. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. - М., 1993. - С. 42-43

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. Сегодня любой гражданин сталкивается с новым явлением - политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне ему предоставлена возможность участия в альтернативных выборах, на него обрушивается разнородная калейдоскопическая политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание роли политологии - науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти - определяется тем, что от суммы индивидуальных позиций по отношению к политике, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а значит, и собственная судьба. Становление России как демократического государства невозможно без культивирования демократических ценностей в сознании людей. Политология способствует их привитию. Знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №1. - С. 22

Система образования не может абстрагироваться еще от одной важной составляющей демократического мышления - идеи прав человека. Эта идея имеет давно осознанное, практически во всем мире, значение для обеспечения, во-первых, безопасности и нормальных условий бытия человека, а во-вторых, для умиротворения людей и сообществ как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях.

Права человека - не только цель обновляемого гуманитарного образования, но и средство воспитания, особенно в нравственной сфере, т.к. способствуют формированию культуры мира у учащихся. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования. // Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 3 При освоении этой культуры у учащихся проявляются кардинальные качества свободной личности - человеческое достоинство и чувство ответственности, являющееся по своей сути нравственно-правовым.

Существенное значение в работе с правами человека имеет формирование такого высоконравственного качества, как миролюбие. Это качество складывается из особенностей нравственных проявлений, характеризующихся в целом бесконфликтностью, толерантностью, способностью уважать право других людей иметь свою точку зрения, занимать свою социально-политическую позицию.

Следующее нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека, - любовь к справедливости.

Говоря о воспитательном потенциале прав человека, следует упомянуть такое важное гражданское (личное) право человека как свобода совести. Понимая идеологию, философию прав человека, учащийся проникает верой в истинность каждого права, а следовательно, и в истинность права на свободу совести, религии. Он будет уважать народы другой национальности, расы, веры, культуры.

Нужно учитывать и глубокий интернационализм прав человека, который лежит не на поверхности, а становится очевидным, когда учащиеся прилагают определенные усилия для осмысления сути функционирования системы прав человека. Здесь следует иметь в виду скрытое противоречие между правами человека и правами народов, наций. Суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в государственном управлении, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д. Это противоречие, имеющее место сейчас в некоторых многонациональных государствах, может быть снято путем совершенствования правового механизма реализации народами права на суверенитет, самоопределение. Но и до этого именно права человека самим своим духом побуждают противоборствующие силы избегать экстремизма в своих действиях, искать пути компромиссного решения спорных вопросов. А.Ф. Никитин. Педагогика прав человека. М., 1993. - С.49

Итак, основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

· воспитание человеческого достоинства;

· формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

· передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях;

· воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранении мира на Земле.

Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции:

· философско-культурологическую, направленную на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

· образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знания не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;

· воспитательно-формирующую, ориентированную на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

· психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к самому себе, своему внутреннему миру, познанию своего Я, системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

· коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами. Т.В. Болотина. Проблема прав человека в содержании образования.// Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 5-6

У учащихся, глубоко усвоивших «дух» и «букву» прав человека, развивается антитоталитарное, демократическое мышление, свободное от специально навязываемых схем, клише. Учителю необходимо вместе с учащимися организовывать поиск синтеза, т.е. неких позитивных выводов, показывающих, что права человека не только опровергают устаревшее, но и созидают то, что реально в нашей стране с ее специфическими условиями.

Итак, права человека - органическая часть политико- правовой культуры личности, формирование которой должно базироваться на разработанных принципах обновления гуманитарного образования, структурным элементом которого является правовое образование.

Основными принципами правового образования являются непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение трех основных блоков, соответствующих периодам формирования личности с 1-го по 11-й класс.

Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов (в первую очередь, предметов гуманитарного характера), а также через общность методических подходов к преподаванию. Наиболее эффективно данный принцип реализуется в интеграции правовых модулей в курсы истории, обществознания, литературы.

Принцип интеркультурности выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, а с другой стороны - мультикультурный (полиэтнический) характер российского общества. В системе правового образования этот принцип реализуется качестве инегрального компонента всего учебно-воспитательного процесса: через освоение многообразия правовых систем различных эпох и народов, через осознание права как социального наследия, несущего на себе отпечаток определенных этнокультурных условий, через приобщение к сотрудничеству в аспекте соблюдения и защиты прав. При этом обращение к базовым нормам международного права, соотнесение с ними национальных норм особенно актуально в условиях быстро меняющегося общества.

Принцип связи преподавания с практической деятельностью выражает неразрывное единство знаний - убеждений - поступков человека, проникнутого духом признания и уважения закона, прав и свобод каждого человека. Данный принцип предполагает включение образование социального окружения ученика (семья, друзья, учителя). Сама школа при этом должна стать правовым пространством, а родители, учащиеся и учителя - равными субъектами правовых отношений. Необходимо добиться, чтобы атмосфера справедливости, доброжелательности, уважения прав человека стала постоянным спутником всего школьного коллектива. Только в таких условиях правовое образование будет эффективно способствовать гуманизации межличностных отношений, а следовательно, и общества, и государства.

Указанные принципы нацелены на выполнение социального заказа общества в сфере воспитания и образования. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 5. - С. 7

3.2. Уровень политико-правовых знаний и умений российских школьников

Для того, чтобы определить особенности исторического материала, который может способствовать формированию правовой культуры необходимо выяснить, что дети знают о политико-правовой сфере общества, распределить обнаруживающиеся смысловые блоки по трем сферам правового сознания - когнитивной, праксеологической и аксиологической.

В рамках международной исследовательской программы CIVIC был проведен опрос около 4000 школьников на базе международного теста, включавшего задания политико-правовой направленности. В тестировании принимали участие как девятиклассники, так и учащиеся выпускных классов, что позволило провести сравнительный анализ уровня их обществоведческой подготовки по блоку политико-правовых знаний. Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 20002. - № 8. - С. 28-29

Выявлялся уровень сформированности понятийного аппарата на основе выделения таких понятий как: политический режим, ветви власти, демократические выборы, право, закон, права человека, права ребенка, политика. Особенное внимание уделялось пониманию принципов гласности и плюрализма мнений, основных положений Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека. Выявлялось также знание отдельных фактов (о налоговой, экологической политике) и осмысление некоторых выводов (например, по проблеме реформирования общества).

Задания подразделялись на две группы. Первую составили так называемые когнитивные задания, предполагающие выбор правильного ответа. Вторую - рейтинговые задания, ориентирующие учащихся на выражение собственного отношения, высказывание своего суждения по определенным политико-правовым проблемам.

Школьникам 11 класса предлагалось меньше заданий на выбор ответов (были исключены задания по таким вопросам, как права ребенка, закон и право, международные организации, политические реформы). Были полностью обновлены задания по таким содержательным позициям, как «Законодательная и исполнительная власть», «Участие граждан в политике». В результате возросло количество заданий, направленных на выявление умений ориентироваться в политической информации, перерабатывая ее на основе полученных знаний.

Более половины девятиклассников успешно справились с тестовыми заданиями. При этом показатели знаний и умений учащихся в области права существенно выше, чем в области политологии.

Большинство школьников осознают сущность права как важнейшего регулятора общественных отношений и деятельности людей (74%); понимают различие между правовым и неправовым законом (73%); знают в основном содержание прав человека и умеют подразделять их на группы (82%). Более половины учащихся имеют представление о важнейших международных документах в области прав человека, а также о Конституции как Основном Законе РФ.

В ответах значительной части девятиклассников обнаруживается сформированность одного из главных для правового компонента обществоведческого курса умений - оценивать социальную деятельность людей с позиции права. Так, 58% тестируемых, проанализировав с этих позиций поведение должностных лиц в различных ситуациях, указали на то, что свидетельствовало о правонарушении. 65% выпускников, сопоставив указанные действия общественно-политических организаций с требованиями закона, правильно оценили их как противозаконные.

Учащиеся одиннадцатых классов справились с тестом лучше и показали более высокие знания как в области права, так и в области политологии. Наиболее заметный позиционный скачок произошел в знаниях о демократии, демократических выборах и роли избирателя. Причем можно говорить об осознанности, глубине, гибкости и оперативности знаний. Так, например, в рейтинговом задании, требующем вывить политическое действие, позволяющее рядовому гражданину наиболее эффективно влиять на политическую власть, на первое место у одиннадцатиклассников вышла позиция «голосование на выборах». Показательно также, что голосование на выборах, по мнению 80% одиннадцатиклассников, является одной из наиболее важных характеристик «хорошего гражданина».

Подобная тенденция наблюдается и по ряду других содержательных линий: права человека, роль СМИ в политике, законодательная и исполнительная власть.

Анализ полученных результатов показал, что у большинства старшеклассников происходит становление ряда специфических для политико-правового компонента обществоведческого курса умений: объяснять, оценивать и прогнозировать политические события и явления с позиции имеющихся знаний; выявить основную идею статьи; анализировать предвыборные партийные документы, выявлять их главную политическую направленность.

Подавляющее большинство одиннадцатиклассников (91%) правильно указывают главную функцию государства - гарантировать мир и порядок в обществе, отрицательно оценивают ситуации, когда люди подчиняются несправедливым законам.

Среди социальных аспектов деятельности государства учащиеся 11 классов называют: обеспечение нормальных жизненных условий пенсионерам; гарантированность работы всем желающим; обеспечение всем бесплатного общего основного образования.

В содержательном блоке «Демократический принцип равенства» наблюдается недостаточная осознанность в вопросе о половом равноправии, т.к. многие считают, что мужчины должны иметь преимущество в получении работы, когда ее не хватает для всех (62%). Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 20002. -№ 8. - С. 34-35

Исследования подобного рода позволяют увидеть недостатки правового образования и воспитания, определить причины этих недостатков и наметить пути решения этой проблемы.

Для решения задач данной работы необходимо обратиться к опыту, полученному в процессе прохождения педагогической практики в сентябре 2003 года в одной из общеобразовательных школ Нижнего Тагила (МОУ № 33).

По аналогии с международным исследованием был организован констатирующий (формирующий) эксперимент. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: ACADEMA, 2001. - С. 111 Базой исследования являлись учащиеся 9 и 10 классов. Эксперимент позволил определить уровень развития трех составляющих правового сознания - когнитивной, праксеологической и аксиологической. Задания были представлены в виде когнитивных и рейтинговых, и были подготовлены Л.Н. Боголюбовым при сотрудничестве с другими авторами. Задания и тесты по обществознанию: 9 класс (Авторы: Л.Н.Боголюбов, М.Ю. Брандт и др.). М.: Школьная Пресса, 2001 (см. Приложение).

Тестовые задания (когнитивные) взяты из раздела о правах человека, но с их помощью можно проверить и знания о Конституции РФ как Основном Законе государства, гражданском праве (вопросы, относящиеся к гражданскому кодексу и трудовому кодексу).

С помощью рейтинговых заданий, которые были представлены в карточках, проверялось понимание права в современном мире; осознание понятия «закон»; оценка поступков людей с точки зрения права и морали; отношение к понятию «гражданин».

Следует отметить, что девятиклассники справились с работой лучше, чем учащиеся десятого класса. Причем ученики девятого класса опирались на свой жизненный опыт, т.к. по учебно-тематическому плану по предмету обществознание эти вопросы освещаются позднее (со второй четверти), что не скажешь о десятом классе, «проходившим» эти разделы по праву в прошлом году.

Из 40 девятиклассников с тестовыми заданиями справились 35 человек (87,5%), т.е. те, кто ответил хотя бы на 3 вопроса из 5 предложенных. Но для выделения процентного соотношения по каждому параметру учитывались и ответы тех, кто ответил и на меньшее количество вопросов.

Конституцию, как Основной Закон государства понимают 23 человека из 40 (57%); права человека могут классифицировать 50%; на вопросы, связанные с правовыми нормами, относящимися к гражданскому и трудовому законодательству, ответило 50% учащихся.

Из учащихся десятых классов (40 человек) с тестом справились 25 человек (62%). Процентный показатель для каждого объекта проверки высчитывался также как и для учащихся девятых классов. Правильное понимание Конституции наблюдается у 15 человек (37,5%); умение выделять и группировать права человека проявляется у 13 человек (32,5%); неплохие знания гражданского и трудового законодательства показали 15,5 учащихся (38,75%).

Низкий показатель знаний о правовой сфере общества у десятиклассников связан с низкой мотивацией к выполнению данного задания, т.к. работа выполнялась анонимно и не предполагала оценивания, которое отразилось бы на успеваемости, а также не носила обязательного характера.

Все девятиклассники высказали свои оценочные суждения по вопросам, предложенным в карточках. Некоторым учащимся предлагалось подумать над ситуацией выбора действия, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом. (Задание: Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?). Ученики пришли к выводу о том, что закон необходимо соблюдать в любом случае, даже если он противоречит нравственным нормам. Роль любого законодательства видят в сохранении стабильности государства. Другая ситуация о соотношении моральных и юридических норм представлена в виде серии реплик пассажиров автобуса по поводу некультурного поведения молодых людей. Предлагалось ответить на вопрос - оправдана ли реплика: «Милиции на вас нет!». В ответах прозвучали резонные замечания о низком моральном облике части современной молодежи, а также доводы о невозможности применения суровых мер наказания по отношению к подросткам (т.е. реплика «Милиции на вас нет» оправдана). Другой вопрос из ряда заданий на совместимость понятий право и мораль ориентировал учащихся на мысль о том, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Высказывания по данной проблеме указывают на то, что дети осознают, что правовые знания являются частью морального облика человека, и сложившиеся моральные устои и ценности заставляют человека задумываться о последствиях, т.е. мораль ориентирует личность на стремление к соблюдению законности, а законы, в свою очередь, гарантируют защиту. (Задание: Юристы часто подчеркивают мысль, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Объясните, почему. Какая здесь связь? В чем она находит свое проявление?).

Важным критерием для выявления деятельностно-коммуникативного и ценностно-ориентационного компонента правового сознания является понимание роли права как общечеловеческой ценности. Некоторые действительно считают право ценностным аспектом человеческой жизни, отводя праву защитную функцию в вопросе о соблюдении прав и свобод человека. Другие определяют право как один из механизмов государственного воздействия на жизнь людей, считая, что право - это система общеобязательных норм, установленных государством и охраняемых его силой. Интересны высказывания по вопросу о гражданских качествах. Гражданина наделяют такими характеристиками, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, причем соотносят данное представление с качествами, необходимыми гражданам современной России.

Такой параметр, как права человека слабо отражен в заданиях, но тем не менее эти задания позволяют выделить смысловые единицы, на которые можно опираться при формировании фонда знаний и умений по вопросу о правах человека.

Особую трудность вызвало задание, основанное на характеристике Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году. Знания о естественных правах человека оказались поверхностными, т.к. дети не осознают это понятие, что проявилось в их нежелании аргументировать точку зрения о том, что Декларация трактует права человека, как элементы, родившиеся вместе с появлением человека и, следовательно, права человека - мера его свободы, а не возведенная в закон воля господствующих классов, а также не видят связь теории естественного права с идеей правового государства, что свидетельствует о непонимании теории естественного права, которая и лежит в основе либеральной концепции о правах человека.

Учащимся десятых классов были предложены те же вопросы для рассуждения. Часть учащихся отказалась от ответа на проблемный вопрос, т.к., как уже было сказано выше, работа не носила обязательный характер.

На вопросы о соотношении морали и права многие ответили, что право - безусловно, прогресс в развитии общества и влияет на благополучие людей, т.к. во многом связано с гарантией соблюдения и защиты прав человека. С другой стороны, и сам человек должен следовать «букве закона» во имя сохранения мира и стабильности, даже, если закон противоречит некоторым нравственным убеждениям. Существуют и оригинальные ответы, в которых определяется возможность для преодоления противоречия между несправедливыми нормами закона и необходимостью сохранения своей нравственной позиции. Этот путь видится в возможности использования неформальных связей с государством на основе деятельности особых обществ, где принимаются решения рекомендательного характера, которые представляются государственным чиновникам с целью совершенствования законов. Интересно отношение к понятию «гражданин». Гражданственность понимается как свобода в своих действиях при достижении совершеннолетия, но при этом повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Рейтинговое задание, требующее выявить связь между естественно-правовой теорией происхождения прав человека и правовым государством вызвало затруднения в ответе, о чем свидетельствует отказ детей работать с этой карточкой. (Задание о Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году с вопросами о том, какие права декларация относит к естественным и неотчуждаемым, в чем состоит связь теории естественного права с идеей правового государства и др.).

Проведенные исследования (в МОУ №33 и в рамках проекта CIVIC) позволяют сделать ряд выводов, ориентирующих на поиск путей решения некоторых проблем, связанных с формированием правового сознания учащихся школы.

Одной из причин поверхностности знаний учеников о политико-правовой сфере общества является отсутствие в деятельности учащихся по овладению этими понятиями личностного смысла.

К педагогическим причинам следует отнести недостаточно яркое проблемное, приближенное к реальной жизни раскрытие этих вопросов в учебной литературе. Кроме того, отсутствует педагогически обоснованный комплекс наглядных средств обучения: схем, таблиц, диаграмм, фрагментов из видеозаписей. Е.И. Жильцова. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC. // ПИиОШ. - 2002.- № 8. - С. 31

К другим причинам можно отнести недостаточную методическую компетентность педагогов, вынужденных перестраивать свою деятельность в соответствии с социальным заказом.

Итак, к основным проблемам относятся: отсутствие единства мнений по вопросу содержания, основных принципов и особенностей гражданского воспитания и образования; особенностей формирования базового понятийного аппарата; наличие кадровой проблемы. Но опыт, имеющийся в различных регионах России, заставляет по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования и позволяет создать систему педагогических, дидактических и методических программ, способствующих становлению гражданско- правовой культуры личности. Необходим такой отбор содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и праксеологического (деятельностно-практического) компонентов содержания. Структурным элементом гражданско-правовой культуры является уже упомянутая «культура мира», формирование которой может осуществляться не только в рамках граждановедческих курсов, но и в рамках исторической дисциплины.

3.3. Интеграция материала о правах человека в содержание школьного исторического образования

Основная роль в преодолении указанных противоречий, безусловно, принадлежит школе, которая является начальным звеном правового образования и воспитания. В содержании школьного образования заложен огромный потенциал, благодаря включению интегративных связей.

Учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при условии установления и правильного использования многообразных связей между знаниями и умениями, получаемыми в отдельных темах, курсах, а также между различными учебными предметами. Чем шире и многообразнее эти связи, тем глубже понимание исторического процесса, тем оперативнее, подвижнее знания и умения учащихся. На основе этих связей складывается система знаний, на базе которой формируется целое мировоззрение. Л.Н. Боголюбов. Межкурсовые и межпредметные связи при изучении истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. - 1965. - № 1. - С. 36 Таким образом, формируется и исторический стиль мышления. Само историческое мышление понимается как умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. В процессе исторического познания у учащихся вырабатываются следующие качества:

- умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях;

- интерес к историческому факту, его анализу и истолкованию;

- установка на выяснение причины и условий возникновения явления, его развития, значения и следствий;

- установка на выяснение закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов;

- подход к познанию и осмыслению явления с позиций историзма;

- выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении.

И.Я. Лернер подчеркивает, что развитие исторического мышления будет способствовать методологической установки личности. Содержание этой установки ученик осознает не только при объяснении исторического процесса, но и как метод его познания. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982. - С. 19-21

Историческое мышление является частью политико-правовой культуры учащихся, и, соответственно, школьный курс истории предоставляет большие возможности для ее развития. Дело в том, что многие современные правовые и политические понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными, внешнеполитическими проблемами.

Поэтому, оставаясь в целом в рамках школьной программы, можно изменить традиционные подходы к изучению истории. Если раньше большее значение придавалось развитию производительных сил, классам и классовой борьбе в различных обществах и государствах, то теперь следует акцентировать внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в то же время остальные.

Главная задача исторической дисциплины - показать эволюцию правовых норм, борьбу людей за свои права.

Предлагаемые публикации в специальных периодических изданиях позволяют обобщить имеющийся опыт внедрения политико-правового материала в содержание исторического образования.

В данной работе акцент поставлен на формирование системы прав человека в мире, т.к. данный институт находится в тесной взаимосвязи с политическими и правовыми механизмами функционирования общества.

Развитие идей прав человека можно отражать как в курсе отечественной истории, так и в истории зарубежных стран. При этом учитывается потенциал интегративных связей - межпредметных (история, право, политология) и межкурсовых. Создание целостной картины о правах человека средствами истории формирует взгляд на данный институт как важнейшее культурно-историческое явление. Создается возможность посмотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития.

Основные компоненты системы политико-правовых знаний человека могут быть встроены в содержание исторических курсов по следующей схеме:

· регулирование поведения людей в первобытном обществе;

· древневосточное и античное право;

· право средневековых цивилизаций;

· западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

· русское право и право Российского государства;

· международное право.

История в данном контексте рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. За критерий прогресса или регресса любого общества берется при этом сужение или расширение прав и свобод человека данного общества. Этот же критерий положен в основу сравнения стран и народов в степени и скорости их продвижения к идеалу свободной личности, открытого общества и правового государства. А. Данилова. Традиции и законы. // Граждановедение. - 2000. - № 50. - С. 7

Данный подход к преподаванию истории позволяет в целом сохранить структуру, основной фактический материал и понятийный аппарат, комплекс умений, рекомендованных программой по истории для общеобразовательных школ, разработанных на основе стандарта школьного исторического образования.

Такое структурирование материала соответствует и требованиям к уровню подготовки учащихся в рамках стандарта правового образования, где обозначены такие пункты как: усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; создание представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), создание условий для ценностного отношения к праву как явлению культуры; формирование четких ценностных ориентиров гуманистической направленности (соответствующее отношение к человеческой жизни и здоровью, правам человека, чести, достоинству); формирование осознанного отношения к праву как к средству защиты личности и общества; формирование четкой установки на законопослушание, негативную оценку нарушения правопорядка. Требования к уровню…. Включение данных компонентов в контекст исторического образования повышает педагогический потенциал правовых знаний.

Опора на стандарт при внедрении данного материала в содержание исторического образования позволяет учитывать и психологический фактор - соответствие возрастным возможностям учащихся, т.к. не возникает условий «перегрузки» детей теоретическими знаниями.

Таким образом, внедрение основных политико-правовых аспектов в каждый исторический курс предполагает обращение к программе, где обозначены основные понятия и факты, подлежащие усвоению.

В Таблице 2 представлен содержательный аспект правового образования, интегрированного в историю (модель интеграции политико-правовых аспектов), определены основные линии интеграции, соответствующие трем составляющим исторического сознания, которое является одним из средств формирования правовой культуры. Содержание материала адекватно современным образовательным требованиям, обозначенным в стандарте по историческому и правовому образованию, а также отвечает реальному уровню развития современной российской общеобразовательной школы, ощущающей недостаток в средствах обучения и компетентных кадрах.

Последовательное внедрение указанного правового материала в исторические курсы способствует формированию представления о преемственности в развитии политико-правовой мысли, в утверждении прав человека как общепризнанного международного правового стандарта, в создании институтов международного регулирования и защиты прав человека.

Соответствие требованиям к отбору содержания должно содействовать реализации основных задач правового образования - формированию правовых знаний (в частности, знаний о правах человека), отношения к праву (и правам человека) как социальной ценности, а также формированию навыков правомерного поведения. Тем самым, обеспечивается единство трех инвариантных компонентов политико-правового и исторического сознания - когнитивного, аксиологического и праксеологического.

Наибольший потенциал для формирования системы знаний о правах человека заложен в курсах новой и новейшей истории. При этом можно учитывать уровень знаний и умений, сформированных в процессе изучения истории России и обществоведческих курсов. Знания учащихся по другим учебным предметам можно использовать не только в качестве опорных, но и для выдвижения проблемы, предварительного изучения отдельных понятий, для углубления и закрепления знаний. В практике обучения используются два варианта привлечения опорного материала в процессе объяснения новых знаний - это так называемая текущая связь и обстоятельное повторение опорных знаний до объяснения нового учебного материала (ретроспективные связи).

Текущая (сопутствующая) связь заключается в том, что в процессе объяснения нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данному вопросу из материала других предметов. Нет смысла применить текущую связь в тех случаях, когда учащиеся плохо знают соответствующий материал по другим предметам: повторять в таких случаях лучше до объяснения нового материала - это дает возможность повторно кратко объяснить то, что ученики забыли, прерывая объяснение новой темы.

Повторять опорный материал удобнее с помощью таблиц, схем, других видов наглядных средств обучения, которые в свое время применялись в других учебных предметах или курсах. Белый Н., Вельдбрехт Д. Методическое обеспечение межпредметных связей. // Народное образование. - 1984. - № 10. - С. 51

Курс новой истории имеет важное значение для формирования системы политико-правовых знаний у учащихся, т.к. именно в этот период начинается постепенная институциализация прав человека. В данном разделе уместно введение понятий - демократия, общественный договор, правовое государство, разделение властей и других, входящих в структуру стандарта - как основных вех на пути к осознанию прав человека через становление либерально-буржуазной идеологии.

Каждый раздел в новой истории стран Европы и Америки имеет свой потенциал для включения элементов прав человека в содержание материала. Англия - один из примеров формирования гражданского общества и правового государства, а в рамках этого процесса шла борьба человека за свои права. Подводя итоги историческому развитию Англии следует обратить внимание на то, что к концу XVII века английский парламент прочно укрепил свои позиции и английская монархия перешла в статус ограниченной. Более того, к этому времени были приняты основные документы, которые впервые в мировой истории устанавливали правовой статус человека. Помимо «Великой хартии вольностей», которая уже изучалась раньше (основные статьи этого документа защищают интересы феодалов и одновременно ограничивают королевскую власть. Некоторые статьи охраняют права рыцарей, горожан и даже крестьянское имущество. Огромное значение имеет 39 статья, где обозначена презумпция невиновности. Важно обратить внимание, что впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или моральными нормами; впервые в средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей), появляются «Петиция о правах» (1628) - укрепила в сознании англичан убеждение в том, что у гражданина есть фундаментальные права, которые не может нарушить ни одно правительство; «Habeas Corpus Act» (1678). В переводе с латыни означает « иметь тело») - это положение требует от властей доставить арестованного гражданина в суд и объяснить причину его задержания, а, если у властей нет достаточных оснований для задержания, то гражданин должен быть отпущен. «Английский билль о правах» (1689) - ограничивал власть монарха, придавая решающую власть парламенту, а также декларировал такие традиционные права англичан, как право на суд присяжных, запрещение жестоких наказаний, право обращения с петициями к властям. В этих документах постепенно фиксировалась мысль о том, что основные права не могут быть отменены государством. О. Качина. Судебники, писцовые книги. // Граждановедение. - 2003. - № 33. - С. 7

При изучении Великой французской буржуазной революции происходит ознакомление учащихся с главными достижениями революции в развитии демократических идеалов и ценностей. Оценивается Декларация прав человека и гражданина, разработанная Маратом и принятая Учредительным собранием 26 августа1789г. В документе проводится мысль о естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека - свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению, право личной собственности.

Следующим элементом содержания курса новой истории является раздел, связанный с изучением американской революции и ее вклада в развитие демократического общества. «Билль о правах» или 10 поправок к Конституции, принятой в 1791 году четко определяет и гарантирует права и свободы, которые сегодняшние американцы считают фундаментальными и неотъемлемыми: свобода совести, собраний, печати, право на защиту личной жизни, равенство перед судом и законом.

Именно в XVIII веке законодательно оформилось первое поколение прав человека, которое получило название классических прав, и было закреплено в конституциях. Главное внимание уделялось личным и политическим правам.

Элементы знаний о правовом государстве внесены в разделы о формировании идей Просвещения, где выделены взгляды Вольтера, Монтескье, Руссо, Локка на общественно-политические процессы, раскрываются теория общественного договора, идея правового государства и разделения властей.

Важные моменты в развитии правового сознания людей и привития демократических ценностей внесены в курс новейшей истории. Развитие общества в ХХ веке вызвало новый этап борьбы людей за свои права. Это не только право на жизнь и свободу, но право на достойную жизнь человека. Так рождается второе поколение прав человека - права эпохи индустриального общества. «Железный» XIX век влечет за собой права, связанные с трудом людей, уровнем их повседневной жизни, их обеспеченностью в старости, их защищенностью от произвола работодателей. То есть отражается становление социальных, экономических прав, а позднее в эту группу войдут культурные права.

В основу формирования второго поколения прав человека была положена идея обеспечения стабильного, без социальных потрясений и революций развитие общества. Главная угроза этому - разрыв между верхами и низами общества - богатыми и бедными. Неимущие, голодные, обездоленные люди не найдут другой формы протеста, кроме бунта, применения насилия против угнетателей. Для того, чтобы в обществе царил мир, государство, общество в целом, должно позаботиться о смягчении контрастов, защите законом простого человека, его быта, труда, охране его здоровья.

Развитие социального законодательства впервые можно отметить в истории Англии. В 30-е годы поколение социальных прав стало формироваться в других странах. В этот период подобные законы были приняты в США. С 1935 года в стране были введены два типа социального страхования - по старости и по безработице. Эти вопросы целесообразно освещать при изучении «нового курса» Ф. Рузвельта, который был вызван многими противоречиями и в результате привел к становлению демократического общества, где главной социальной силой являлся и является «средний класс».

Для укрепления понимания того, что права человека - фактор стабильности государства и мирового сообщества в целом, а их нарушение ведет к ломке демократических форм власти, следует подробнее останавливаться на особенностях становления тоталитарных режимов в Германии, Испании, Италии.

История ХХ века - время становления интернациональных основ политики и права, период развития международных политико-правовых институтов, базирующихся на широкой нормативно-правовой базе, которая активно формируется после окончания второй мировой войны, ставшей катализатором развития международного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.