РУБРИКИ

Банковская система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банковская система РФ

ГКО рухнули на несколько процентных пунктов. В результате доходность 3-

месячных выпусков выросла на 30-70%. Доходность к погашению более длинных

выпусков повысилась на 10-20%. Существовало два пути решения проблемы. Либо

максимально помочь коммерческим банкам (в основном кредитами), что

создавало угрозу курсу на стабилизацию экономики. Либо дать возможность

коммерческим банкам почувствовать на себе все привратности капитализма.

Центральным банком и правительством был предпринят ряд оперативных мер.

Понимая, что массовая продажа банками ГКО может сломать и этот рынок,

центробанк скупил у них эти ценные бумаги на сумму 1,6 трлн. руб. Кроме

того, центробанк выделил порядка 300 млрд. руб. сроком до 7 дней для

кредитования банков, попавших в тяжелую финансовую ситуацию. Общий объем

выделенных властями средств, таким образом, приблизился к 2 трлн. руб. При

этом фонд обязательного резервирования остался неприкосновенным. Нельзя

считать кризисом ситуацию, продолжающуюся уже два года. Однако и после

августовских событий 1995 года многие банки остались на уровне финансовых

компаний, осуществляющих краткосрочные вложения в ценные бумаги. 1995 год с

убытками закончили 449 банков (22% от общего числа), утратили собственные

средства (стали неплатежеспособными) 365 , причем в 28 регионах – каждый

третий. Без малого у тысячи (42%) собственных средств осталось меньше, чем

объемы оплаченных уставных фондов. Центробанком РФ было отозвано 225

лицензий коммерческих банков (почти 8% от их общего числа). В 1996 году

число банков вновь значительно сократилось (по состоянию на 1 декабря – на

11%) причем наиболее значительному сокращению подверглись банки с уставным

капиталом от 100 до 500 млн. руб. – на 40%. Во многом данное сокращение

было обусловлено продолжающимся снижением доходности последнего

спекулятивного звена – ГКО. При этом в 2 раза выросло количество банков с

уставным капиталом от 20 до 30 млрд. руб и на 86% - число крупнейших банков

с уставным капиталом свыше 30 млрд. руб. Количество действующих кредитных

учреждений за 1997 год сократилось с 2029 до 1697. Основной тенденцией

развития банковской системы до середины 1998 года являлась

ориентированность на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего

на рынке государственного долга, а также на привлечение вкладов населения и

ресурсов с международного рынка капиталов. При этом в 1998 году банковская

система стала испытывать негативное влияние кризиса международных финансов

и растущего недоверия к рынкам развивающихся стран, которое отразилось в

первую очередь на состоянии рынка государственного долга. Однако, падения

цен на государственные ценные бумаги до августа 1998 года имели

ограниченные для банковской системы последствия, которые кроме того в

определенной мере нивелировались действиями Банка России, в частности

разрешением кредитным организациям перевести часть государственных ценных

бумаг из портфеля для перепродаж в инвестиционный портфель. Общий объем

обязательств российских банков (без Сбербанка РФ) на поставку иностранной

валюты нерезидентам, по состоянию на 1.08.98 составил 87,9 млрд. рублей,

или 86% к их совокупному капиталу. В создавшихся условиях банковская

система, ориентировавшаяся на стабильность валютного курса и рынка

государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации,

оказалась не в состоянии противостоять негативным воздействиям финансового

кризиса. Финансовый кризис нанес серьезный удар и по устойчивости

российских банков. Только за август банковские капиталы (без учета

Сбербанка РФ) сократились на 13,5 млрд. рублей, или на 13,2%, образовались

убытки в сумме 6,8 млрд. рублей. Средства на расчетных, текущих счетах,

депозиты предприятий и организаций за этот же период сократились в рублях

на 7,1 млрд. рублей или на 15,5%, в валюте Сужение ресурсной базы кредитных

организаций привело к свертыванию программ кредитования реального сектора

экономики. В результате действия всех факторов банковская система стала

испытывать дефицит ликвидности. В общем количестве действующих банков резко

(с 36% на 1.08.98 до 42,5% на 1.09.98.) повысился удельный вес финансово

неустойчивых банков, а доля активов, приходящаяся на эту группу банков,

выросла с 12% на 1.08.98 до 43,7% на 1.09.98 совокупных активов банковской

системы. Произошло также значительное снижение количества финансово

устойчивых банков (банки без признаков финансовых затруднений и банки,

имеющие отдельные недостатки в деятельности) в группе 30 крупнейших банков

(с 30 на 1.08.98. до 11 на 1.09.98.). Наибольший урон кризис нанес в силу

специфики структуры их балансов (преобладание операций на рынках ГКО-ОФЗ,

валютном рынке и операций с вкладами населения) крупнейшим московским

банкам. Однако, и в ряде других регионов значительное количество банков

будет испытывать серьезные проблемы с достаточностью капитала. Например, в

Дальневосточном регионе таких банков 37% от их общего количества по

региону, в Поволжском регионе Таким образом, нынешний финансовый кризис

нанес ощутимый удар по банковской системе, что выразилось в снижении

банковского капитала и возникновении дефицита ликвидности.

Схематично проследить основные этапы в жизни банковской системы с 1991 по

1998 годы позволяет представленная ниже таблица. (см. табл. 2)

Таблица 2

Этапы развития банковской

системы в 1991 – 1998 годы

|Этапы развития |Важнейшие события |

|банковской | |

|системы | |

|1991 – 1992 |На фоне высоких темпов инфляции и стагнации |

|годы |промышленности существенно увеличиваются объемы |

| |собственных средств банков, возрастает их |

| |численность (со 160 до 2500). Низкий уровень |

| |подконтрольности коммерческих банков |

| |центральному. Долларизация экономики. |

|1993 – 1995 |Продолжает увеличиваться число коммерческих |

|годы |банков. Рост числа нарушений в деятельности |

| |коммерческих банков, вследствие чего были введены|

| |экономические санкции в отношении 161 банка. |

| |Упростился порядок отзыва лицензий у проблемных |

| |банков. Большое количество банкротств, отток |

| |капиталов за границу. |

|1995 год |Стабилизация экономики лишила банки легких |

| |доходов. Крах рынка МБК привел к задержкам по |

| |выплатам со стороны несколиких крупных банков. |

| |Кризис перекинулся на рынок ГКО и валютный рынок |

| |и окончательно их обрушил. 1995 год закончили с |

| |убытками 449 банков. Отозвано 225 лицензий |

| |коммерческих банков. |

|1996 – 1997 |Сокращается число банков (в 1997 г. с 2029 до |

|годы |1697). Центробанк ужесточает требования к |

| |ликвидности и размерам собственных капиталов |

| |коммерческих банков. Снижается доходность |

| |кредитных учреждений. |

|1998 год |Продолжается падение цен на государственные |

| |ценные бумаги. Растет объем обязательств |

| |российских банков на поставку иностранной валюты |

| |нерезидентам (на 1.08.98 г. они составили 86% их |

| |совокупного капитала). Объявленные правительством|

| |меры по реструктуризации задолженности по ГКО и |

| |мораторий на погашение задолженности перед |

| |иностранными кредиторами привели к краху |

| |валютного и фондового рынка, парализовали расчеты|

| |между предприятиями и поставили банки на грань |

| |банкротства. |

2. Структура и функциональные особенности банковской системы России.

2.1. Кредитные институты современной России.

Будучи системой переходного периода, отражая развитие и проблемы

современной экономики, банковская система России представляет собой

недостроенное здание, каркас той системы, которая должна быть создана по

мере развития рыночных отношений, формирования экономической стабильности

общества. В совершенствовании банковской системы нуждаются все ее

компоненты – Центральный банк РФ, коммерческие банки и банковская

инфраструктура. Необходимость в этом связана с тем, что за последнее время

произошло значительное снижение роли банков в экономическом развитии.

Напомним, что роль банков как института обмена состоит в том, что они

обеспечивают:

. Концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания

непрерывности и ускорения роста производства;

. Упорядочение и рационализацию денежного оборота.

Данное назначение банков реализуется через их функции – аккумуляцию

средств, регулирование денежного оборота. Важнейшей здесь также является

посредническая функция. Под ней мы понимаем не только посредничество в

платежах; она обращена не к одной из операций, а к их совокупности, к

банку, как единому целому. Известно, что через банки происходит денежный

оборот как отдельно взятого субъекта, так и всей экономики страны,

осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к

другому, из одной отрасли народного хозяйства в другую. Посредством

выполнения операций по счетам банки совершают движение капиталов,

аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и

капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые ресурсы не

совпадают ни по разряду, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Банк,

находясь в центре экономических сделок, получает возможность

трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в

соответствии с потребностями хозяйства. Посредническая функция – это, по

существу, функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие

отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска. К сожалению,

реализация всех этих функций в современной практике крайне затруднительна.

В условиях экономической депрессии рынок банковских ресурсов оказывается

бедным. Когда примерно половина российских предприятий оказываются

убыточными, говорить о возможностях аккумуляции средств в широких масштабах

весьма затруднительно. Население также не располагает значительными

доходами, поэтому его сберегательные возможности существенно ограничены. По

экспертным оценкам, реальный объем банковских ресурсов только в 1995 году

сократился на 25%. Положение усугубляется не только низким уровнем

сбережений, но и продолжающимся падением авторитета банков в обществе.

Доверие к банкам подорвано вследствие непредсказуемости изменений

процентных ставок по вкладам, нарушение ими договорных отношений с

клиентами. Падение доверия к банкам происходит также вследствие довольно

частых случаев их неплатежеспособности и отсутствия при этом каких-либо

гарантий сохранения сбережений. Печально известные банкротства некоторых

банков в прошлом и продолжающаяся их волна в настоящее время отпугивает

население от кредитных учреждений, вызывают у людей обеспокоенность за те

небольшие деньги, которые они помещают на счета в виде вкладов. Вследствие

неблагоприятной экономической конъюнктуры число банков-банкротов может

удвоиться. Из фактора стимулирования экономического роста банковская

система грозит превратиться в инструмент дестабилизации. Банкротство банков

представляет собой реальную угрозу национальной экономической безопасности

и социальному равновесию.

Основной тенденцией развития банковской системы до середины 1998 года

являлась ориентированность на развитие операций на финансовых рынках,

прежде всего на рынке государственного долга, а также на привлечение

вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов. При этом в

1998 году банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса

международных финансов и растущего недоверия к рынкам развивающихся стран,

которое отразилось в первую очередь на состоянии рынка государственного

долга. Однако, падения цен на государственные ценные бумаги до августа 1998

года имели ограниченные для банковской системы последствия, которые кроме

того в определенной мере нивелировались действиями Банка России, в

частности разрешением кредитным организациям перевести часть

государственных ценных бумаг из портфеля для перепродаж в инвестиционный

портфель. Ограниченность сфер применения банковского капитала на

отечественных рынках не позволила банкам изменить стратегию своего

рыночного поведения в условиях нарастания кризисных явлений. Доля кредитов

хозяйству в течение 1998 года находилась на уровне 32-33 процентов от

банковских активов, государственных ценных бумаг (без учета Сберегательного

банка). Другим фактором роста зависимости банков от рыночных факторов стало

то, что банки, в основном, крупные, взяли на себя хеджирование валютных

рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО-ОФЗ, путем проведения с ними

срочных сделок на поставку иностранной валюты. Общий объем обязательств

российских банков (без Сбербанка РФ) на поставку иностранной валюты

нерезидентам, по состоянию на 1.08.98 составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к

их совокупному капиталу. В создавшихся условиях банковская система,

ориентировавшаяся на стабильность валютного курса и рынка государственного

внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, оказалась не в состоянии

противостоять негативным воздействиям финансового кризиса. Финансовый

кризис нанес серьезный удар и по устойчивости российских банков. Только за

август банковские капиталы (без учета Сбербанка РФ) сократились на 13,5

млрд. рублей, или на 13,2%, образовались убытки в сумме 6,8 млрд. рублей.

Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты предприятий и организаций

за этот же период сократились в рублях на 7,1 млрд. рублей или на 15,5%, в

валюте.[3] Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело к

свертыванию программ кредитования реального сектора экономики. В августе

текущего года кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям,

в рублях сократились на 8 млрд. рублей или на 8,4%, в валюте Снижение

уровня доверия как к банковской системе в целом, так и к отдельным банкам

привело к замораживанию операций на межбанковском кредитном рынке,

невозможности рационального перераспределения денежных ресурсов в

финансовом секторе экономики, а также к масштабному переходу клиентов на

обслуживание из одних банков в другие. За август объем привлеченных

межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях на 6,1 млрд. рублей,

или на 35,6%, в валюте Ситуация в банковской системе также усугубилась

оттоком средств населения из банков в условиях фактической девальвации

рубля и роста недоверия к банкам, что выразилось в сокращении величины

вкладов населения в рублях на 6,5 млрд. рублей и на 0,9 млрд. долл. в

валюте. В результате действия всех факторов банковская система стала

испытывать дефицит ликвидности. В общем количестве действующих банков резко

(с 36% на 1.08.98 до 42,5% на 1.09.98.) повысился удельный вес финансово

неустойчивых банков, а доля активов, приходящаяся на эту группу банков,

выросла с 12% на 1.08.98 до 43,7% на 1.09.98 совокупных активов банковской

системы. Произошло также значительное снижение количества финансово

устойчивых банков (банки без признаков финансовых затруднений и банки,

имеющие отдельные недостатки в деятельности) в группе 30 крупнейших банков

(с 30 на 1.08.98. до 11 на 1.09.98.). Наибольший урон кризис нанес в силу

специфики структуры их балансов (преобладание операций на рынках ГКО-ОФЗ,

валютном рынке и операций с вкладами населения) крупнейшим московским

банкам. Однако, и в ряде других регионов значительное количество банков

будет испытывать серьезные проблемы с достаточностью капитала. Например, в

Дальневосточном регионе таких банков 37% от их общего количества по

региону, в Поволжском регионе Таким образом, нынешний финансовый кризис

нанес ощутимый удар по банковской системе, что выразилось в снижении

банковского капитала и возникновении дефицита ликвидности.

К началу 1999 года российская банковская система характеризовалась

следующими показателями. На 1 февраля 1999 года Банком России было

зарегистрировано 2480 кредитных организаций.[4] Из них 31 - небанковских

кредитных организаций. По сравнению с началом 1998 года количество

кредитных организаций уменьшилось на 72. Количество кредитных организаций

со стопроцентным иностранным участием в капитале составило на 1 февраля –

20. Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций

составил 54408 млн. руб. Действующие кредитные организации на 1 февраля

имели 4419 филиалов внутри России и 6 за рубежом. За время существования

банковской системы в России у 1005 кредитных организаций были отозваны

лицензии. Наибольший удельный вес (22,8%) составляют кредитные организации

с уставным капиталом от 5 до 10 млн. руб.[5] При этом доля кредитных

организаций с меньшим уставным капиталом непрерывно продолжает уменьшаться.

Это связано с новыми требованиями Банка России к надежности кредитных

институтов. В частности, в некоторых публикациях называлась цифра в 1 млн.

экю – как минимальный размер уставного капитала планируемый к принятию

Банком России. Сумма активов пяти крупнейших банков России составила на

начало 1999 года - 438523 млн. руб.[6] Из них 157391 млн. руб. – объем

кредитов, предоставленных предприятиям, организациям, банкам и физическим

лицам; 141241 млн. руб. – объем вложений в государственные ценные бумаги.

Среди привлеченных средств этими организациями наибольший удельный вес

составляют вклады физических лиц. Всего российскими кредитными

организациями на 1 января 1999 года было привлечено на 148545 млн. руб.

депозитов и вкладов в рублях, в том числе 141072 млн. руб. у физических

лиц.[7] По сравнению с 1 января 1998 года объем привлеченных депозитов

сократился на 10 млрд. руб., что было вызвано в основном августовским

банковским кризисом. Неравномерность развития банковской системы

подтверждается данными о концентрации активов банков. В Москве и Московской

области сконцентрировано 702 кредитных организаций из 1531 с суммарными

активами – 906163981 тыс. руб. На втором месте - по количеству банков в

регионе – находится Северо-Кавказский район – 163 кредитные организации. На

1 января 1999 года количество филиалов кредитных организаций составило –

4419. В основном это филиалы в Центральном районе – 879; Уральском - 577;

и Северо-Кавказском – 567.[8] Сумма привлеченных депозитов кредитными

организациями в Российской Федерации составила 154123965 тыс. руб. на 1

января 1999 года. Из них 128826 тыс. руб. было привлечено в Северном

районе; 2435255 тыс. руб. в Северо-Западном; 143524649 тыс. руб. в

Центральном; 285699 тыс. руб. в Волго-Вятском; 102367 тыс. руб. в

Центрально-Черноземном; 681717 тыс. руб. в Поволжском; 198558 тыс. руб. в

Северо-Кавказском; 2444055 тыс. руб. в Уральском.[9] На 1 января 1999 года

банки разместили кредитов в рублях на 125069 млн. руб. и в валюте – на

291406 млн. руб. Общая структура инвестиционных портфелей кредитных

организаций выглядела так: 198464 млн. руб. – вложения в долговые

обязательства, в том числе 180992 млн. руб. в государственные ценные

бумаги, 4249 млн. руб. в ценные бумаги субъектов Российской Федерации, 2689

млн. руб. – в ценные бумаги, выпущенные кредитными организациями-

резидентами, 9627 млн. руб. – в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами,

908 млн. руб. – прочие долговые обязательства; 7597 млн. руб. – вложения в

акции, в том числе 795 млн. руб. вложения в акции кредитных организаций –

резидентов, 502 млн. руб. – акции нерезидентов, 6300 млн. руб. – прочие

акции; 5565 млн. руб. – участие в дочерних и зависимых акционерных

обществах; 1989 млн. руб. – прочее участие.[10] Объем кредитов в

иностранной валюте, предоставленных кредитными организациями предприятиям,

организациям, банкам и физическим лицам на 1 января 1999 года составил

291405641 тыс. руб., в том числе в Северном районе – 152880 тыс. руб.,

Северо-Западном районе – 13886510 тыс. руб., Центральном районе – 267461419

тыс. руб., Волго-Вятском районе – 424863 тыс. руб., Центрально-Черноземном

районе – 49757 тыс. руб., Поволжском районе – 1232151 тыс. руб., Северо-

Кавказском районе – 206494 тыс. руб., Уральском районе – 3911315 тыс. руб.,

Западно-Сибирском – 2885006 тыс. руб., Восточно-Сибирском – 370514 тыс.

руб., Дальневосточном – 572455 тыс. руб. Среди привлеченных банками средств

большую долю составляют средства различных бюджетов Российской Федерации,

в том числе средства федерального бюджета на сумму 10358623 тыс. руб.,

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов –

5509008 тыс. руб., прочие бюджетные средства – 2965635 тыс. руб., средства

внебюджетных фондов – 3946347 тыс. руб.

Банковское законодательство - отрасль российского законодательства,

представляющая систему нормативных правовых актов, регулирующих банковскую

деятельность. Как установлено ст.2 Федерального закона "О банках и

банковской деятельности", правовое регулирование банковской деятельности

осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и

банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными

актами Банка России. Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип

независимости Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской

Федерации (п."ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное

регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции

Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности

не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной

денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная

эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской

Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не

допускается (п.1 ст.75). Федеральный закон "О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)" установил правовой статус Банка России, принципы

его организации, основные задачи и функции, принципы взаимоотношения с

органами государственной власти, систему органов управления Банка России и

их компетенцию, порядок отчетности Банка России, принципы организации

наличного денежного обращения, принципы осуществления и основные

инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России,

основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы

организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных

актов Банка России, статус, права и обязанности служащих Банка России и др.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" установил понятие

кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, а также

банковской системы Российской Федерации; перечень банковских операций,

требующих лицензии, а также банковских операций, не требующих получения

лицензии, особенности деятельности кредитных организации на рынке ценных

бумаг; принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и

государством; порядок создания кредитной организации, ее регистрации и

лицензирования ее деятельности (в том числе порядок и особенности создания,

регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций с

иностранными инвестициями); основания для отзыва лицензии на осуществление

банковских операций; порядок открытия филиалов и представительств кредитной

организации; принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных

организаций; банковскую тайну; случаи наложения арестов и обращения

взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной

организации; антимонопольные правила; некоторые особенности осуществления

банковских операций; принципы организации сберегательного дела; организация

отчетности кредитной организации. В настоящее время принят Федеральный

закон "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и

банковской деятельности". Он направлен на уточнение процедур осуществления

Банком России надзорных функций, а также на совершенствование механизмов

работы с кредитными организациями после отзыва у них лицензии на

осуществление банковских операций. Закон уточняет механизм перечисления

средств обязательных резервов кредитной организации, депонированных в Банке

России, после отзыва лицензии для погашения задолженности кредитной

организации перед кредиторами. Кроме того, вводится институт

уполномоченного представителя Банка России, который может быть назначен в

любую кредитную организацию после отзыва у нее лицензии и до формирования

органов, которые осуществляют ликвидацию кредитной организации с целью

контроля за соблюдением руководителями банка требований законодательства,

прав кредиторов и для обеспечения сохранности имущества банка. Банки,

согласно правовым актам - это кредитные организации. При этом

законодательство называет два вида кредитных организаций: банки и

небанковские кредитные организации. Кредитные организации любого вида могут

создаваться только как хозяйственные общества, то есть ни государственные

предприятия, ни производственные кооперативы, ни хозяйственные товарищества

не могут быть кредитными организациями. Эти организации могут быть созданы

в следующих формах: общество с ограниченной ответственностью, закрытое

акционерное общество, открытое акционерное общество. Отметим, что такая

форма коммерческой организации, как закрытое акционерное общество, известно

лишь российскому праву. Вместе с тем Федеральный закон об акционерных

обществах применяется к банкам и иным кредитным организациям лишь в части,

не противоречащей специальным актам банковского законодательства, например,

Федеральному закону о банках и банковской деятельности. Закон определяет

банк как такую кредитную организацию, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на

условиях возвратности, платности и срочности;

. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, банком может быть признана такая организация, которая с

точки зрения ее правовой природы одновременно соответствует двум критериям:

во-первых, она осуществляет все основные банковские операции в

совокупности; во-вторых обладает исключительным правом их проведения.

Банковская система России включает в себя Банк России, российские банки и

небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства

иностранных банков. Под иностранным банком понимается банк, признанный

таковым по законодательству зарубежного государства, на территории которого

он зарегистрирован. Таким образом, если речь идет об иностранном участии в

российской банковской системе, то такое участие законодательство

предусмотрело лишь для филиалов и представительств иностранных банков,

однако небанковские организации не могут включить свои филиалы и

представительства в российскую банковскую систему. Российское право

допускает создание союзов и ассоциаций кредитных организаций, которые

подлежат государственной регистрации как некоммерческие организации и не

имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. Для совместного

осуществления операций банки и другие кредитные организации могут создавать

группы кредитных организаций, которые действуют на основе договора между

ними, а сама группа при этом юридическим лицом не является. В банковской

сфере предусмотрено также существование холдингов, которые могут быть

основаны либо на преобладающем участии основной организации в уставном

капитале других кредитных организаций, либо на договоре между ними.

По международным меркам банки занимают в экономике России довольно

скромное место: отношение их суммарных активов к ВВП на начало 1998 года

составляло менее 30%, тогда как в таких странах, как Бразилия, Мексика, США

это соотношение составляет более 50% ; еще выше оно во Франции, Японии,

Германии – 150-200%.[11] В 1993 году данный показатель, характеризующий

роль российских банков, был значительно выше – 80%, существенное снижение

этого показателя произошло после 1995 года, когда банковская система

испытала первый серьезный кризис, и особенно в условиях проведения жесткой

политики финансовой стабилизации. Снижение инфляции путем ограничения

эмиссии и связывания денежной массы с помощью государственных ценных бумаг,

бартеризация хозяйственных связей в экономике и ускоренный рост денежных

суррогатов в обращении, конечно же, не способствуют эффективной

деятельности кредитных организаций. Можно предполагать, что при продолжении

антиинфляционной политики государства перечисленными выше методами поле

деятельности коммерческих банков будет сокращаться и далее. Все это

предвещает еще более острую конкурентную борьбу за денежные ресурсы. В

современных условиях у коммерческих банков имеются следующие возможности

для расширения ресурсной базы: привлечение на обслуживание новых

корпоративных клиентов и, соответственно, увеличение остатков на расчетных

и текущих счетах; привлечение сбережений населения; получение средне- и

долгосрочных кредитов от зарубежных кредитных организаций и финансовых

компаний; увеличение собственного капитала как путем капитализации прибыли,

так и привлечения стратегических инвесторов и, соответственно, роста

уставного капитала. Основу банковской системы составляют кредитные

организации с капиталом более 1 млн. ЭКЮ (65,5%). Их активы превышают 98,5%

совокупной величины активов российских банков. По мнению западных

специалистов, отечественная банковская система остается сильно

недокапитализированной. Общий объем собственных средств составляет всего 16

млрд. долл. США. Средняя величина активов российского банка исчисляется

несколькими десятками миллионов долларов. Для сравнения в Японии средняя

величина активов составляет 44 млрд. долл., в Великобритании – 4 млрд.

долл, в Венгрии 1 млрд.долл. Безусловно, у Центробанка имеются собственные

соображения о необходимости повышения качества банковского капитала. Однако

главными кураторами, следящими за капитальной базой российских банков,

стали Всемирный банк и МВФ. В 1996-97 г.г. их представители неоднократно

заявляли, что новые кредиты могут быть получены правительством только при

проведении целенаправленного реформирования банковской системы. Результаты

не заставили себя ждать. Уже в 1997 году Банк России начал предъявлять

повышенные требования к банковскому капиталу. Эти требования можно

классифицировать на две группы: методики расчета банковского капитала и

собственно размеры капитала. В отношении методик расчета банковского

капитала никаких изобретений не ожидается – Центробанк объявил о скором

переходе к правилам, разработанным Базельским комитетом при Банке

Международных расчетов (BIS). По этим правилам нереализованные доходы от

переоценки активов классифицируются как капитал второго порядка, или

дополнительный капитал, в который входят резервы для покрытия убытков по

кредитам и субординированный долг. По части достаточности капитала

стандарты BIS предписывают: занимающиеся международными операциями банки

должны иметь капитал, эквивалентный по меньшей мере 8% взвешенных по риску

активов. При этом капитал второго порядка не может превышать половины

регулирующего капитала; остальная часть должна приходится на капитал

первого порядка, или первичный капитал, включающий прежде всего

нераспределенную прибыль и фонды акционеров. С 2000 года Центробанк

предъявит к банкам повышенные требования по коэффициенту достаточности

капитала. В течение 1998-99 годов требования по минимальному значению

коэффициентов капитала будут постепенно увеличиваться. С 1 января 1999 года

кредитные учреждения с капиталом менее 1 млн. ЭКЮ перестанут иметь статус

банка. На начало года в России 732 банка (43,1% от действующих) имели

собственные средства ниже 1 млн. ЭКЮ. При этом из них 419 банков относились

к категории “проблемных”. Из числа банков, считающихся стабильными, 179

имели капитал не более 0,5 млн.ЭКЮ. В центробанке считают, что перед

“карликовыми” банками стоит выбор одного из вариантов дальнейшего

существования (кроме разумеется полной ликвидации):

. присоединение к более крупной структуре (поглощение);

. объединение с другой кредитной организацией, в том числе с теми, кто не

имеет достаточного капитала (слияние);

. перерегистрация в небанковское кредитное учреждение.

Как в действительности будет проходить процесс слияния банков в ближайшее

время? По мнению Центробанка, основная часть поглощений должна прийтись на

крупнейшие российские банки. Они могут быть заинтересованы в приобретении

региональных банков для расширения своих филиальных сетей.

Наблюдая процесс создания филиальных сетей крупнейших банков, можно

определить довольно четкие правила, которых придерживаются банки,

открывающие филиалы. Для примера рассмотрим организацию филиальных сетей

двух крупнейших российских банков из первой десятки – СБС-АГРО и МЕНАТЕП.

Оба банка развиваются совершенно разными путями. Один из них представляет

собой центр финансово-промышленной группы, другой изначально создавался как

розничный банк для самой разнообразной клиентуры. СБС-АГРО сейчас занят

перевариванием филиальной сети Агропромбанка. Процесс реорганизации

филиалов еще далеко не завершен. По свидетельству директора центра

управления филиалами СБС-АГРО г. Фоминой, основная работа в настоящее время

ведется по обновлению систем информационных технологий, переподготовке и

обучению персонала, организации единой расчетной сети между филиалами

банка. На создание единой расчетной сети уходит немалая часть внимания

центра управления филиалами. В связи с тем, что СБС-АГРО стремится

составить конкуренцию Сбербанку РФ в регионах, банк должен обеспечить

полный комплекс услуг для юридических лиц. Сейчас в него входят открытие и

ведение счетов, расчетно-кассовые обслуживание, инкассация, перевод

заработной платы и целый ряд услуг по управлению временно свободными

денежными средствами предприятий. По всей видимости, с учетом всех

выдвигаемых критериев СБС-АГРО будет расширять филиальную сеть

преимущественно в тех регионах, где уже сложилась банковская клиентура, а

следовательно, и банковская конкуренция. Но, судя по всему, СБС-АГРО готов

к предстоящей конкурентной борьбе. Согласно планам банка, в каждом городе с

миллионным населением должен быть открыт филиал, а в более мелких городках,

если это будет целесообразно, - отделение. Причем создание подразделений

будет проходить путем организации филиалов “на пустом месте” без поглощения

региональных банков. Расширение филиальной сети за счет местных банков

становится более трудоемкой работой с учетом отсутствия нормативной базы,

наличия недостоверной информации о состоянии региональных финансовых

структур (в таком случае невозможно “недружественное” поглощение) и

проведение изнурительных переговоров с руководством региональных банков.

В 1997 году МЕНАТЕП вошел в лидирующую группу коммерческих банков

России по развитию филиальной сети в регионах страны. За год она

увеличилась вдвое и сегодня насчитывает 40 филиалов. В регионах МЕНАТЕП

предпочитает создавать свои филиалы “с нуля”. Это дешевле с учетом того,

что практически невозможно найти региональный банк, который не был бы

обременен грузом безнадежных долгов. Через создающуюся филиальную сеть

МЕНАТЕП ориентируется на своих крупнейших клиентов: группы Роспром и ЮКСИ.

В задачи филиалов должно войти полное обслуживание участников групп. Кроме

работы с корпоративными клиентами, МЕНАТЕП через филиалы сотрудничает с

местными администрациями: (выпуск субфедеральных ценных бумаг и

кредитование (региональные администрации стали на сегодняшний день основным

заемщиком МЕНАТЕПА). Итак, МЕНАТЕП в основном предпочитает ориентироваться

на корпоративную клиентуру из числа “дружественных” предприятий. А то, что

на Западе называют “retail banking”, то есть банковские операции с широкой

клиентурой, включая население и мелкие предприятия, стало для банка

отдаленной перспективой. Отсюда вывод – реализация политики слияний-

поглощений будет осуществляться не через поглощение мелких региональных

банков, а через реорганизацию уже имеющейся филиальной сети. Сейчас в

группе МЕНАТЕП ведется работа по двум проектам: присоединение Донского

коммерческого банка и Юганскнефтебанка.

Как видим, оба банка СБС-Агро и МЕНАТЕП не планируют принять участие в

операциях на открытом рынке слияний – поглощений. Такая позиция стала

типичной для крупнейших банков, на которых надеется ЦБ. Крупные банки

просто не интересует присоединение мелких банков в силу целого ряда

объективных причин: высокая себестоимость поглощения, отсутствие

нормативной базы, низкий уровень экономической выгоды от присоединения и

т.д. Правда есть банки, которые все-таки предпринимают попытки расширить

свои филиальные сети за счет мелких банков. Из общего ряда крупнейших

банков выделяется Автобанк. До 1999 года он планирует довести число своих

филиалов до 40, в том числе за счет присоединения действующих региональных

банков. Так, например, на собрании акционеров Автобанка (апрель 1998 года)

было принято решение о поглощении Брянского народного банка и АМОбанка. В

ближайшем будущем будут открыты филиалы в Белгороде, Волгограде, Новгороде,

Краснодаре, Красноярске.

Российская банковская система еще не готова к реальной интеграции.

Отношение банковского сообщества к повышенным требованиям ЦБ отразилось в

позиции Ассоциации российских банков (далее АРБ): еще рано вводить

директивные ограничения на банковский капитал. Для увеличения капитала

может быть использовано несколько источников. Главный из них – прибыль,

рост которой возможен лишь при нормально функционирующей экономике. А

поскольку банковский сектор находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии,

то и требовать увеличения банковского капитала еще преждевременно. По

мнению АРБ, Центробанк фактически примеривает стандарты стран с высоко

развитой рыночной экономикой к отечественным банкам, которые только встают

на ноги.

Российские банки стали полноправными участниками мирового рынка

синдицированных кредитов, причем перелом в этом вопросе произошел еще три

года назад. Именно тогда российские кредитные учреждения стали получать

несвязанные кредиты от иностранных инвесторов безо всяких государственных

гарантий. Вначале в число избранных попадали лишь отдельные крупнейшие

отечественные банки, и размер ссуд не превышал нескольких десятков

миллионов долларов США. Однако в настоящее время счет пошел на сотни

миллионов, а в число получателей кредитов вошли не только крупнейшие

московские, но и многие средние периферийные банки. Последовательный выход

наших банков на рынок еврооблигаций также говорит о качественно новом

уровне их международных операций. Кредиты западных банковских синдикатов

стали привычным делом для российских банков. На международном финансовом

рынке мы, как правило, берем больше, чем даем. Аппетит у нас в этом смысле

очень хороший: большая часть средств под среднесрочные проекты заимствуются

именно на западном рынке. Многие банки продолжают вести переговоры о новых

таких кредитах, несмотря на ухудшение финансового престижа России.

Моральные и материальные затраты на такое привлечение средств для

российских банков обычно невелики и менее существенны по сравнению с

размещением собственных еврооблигаций. А учитывая что ставка российских

банков по кредитованию промышленности в настоящее время редко бывает ниже

20% годовых в валюте, то кредиты под 9-12% годовых приносят неплохую

прибыль. Вообще по затратам кредит дешевле облигаций за счет менее высоких

комиссионных организатору (0,5 - 1,5%). Отсутствие необходимости

регистрации проспекта эмиссии, получения кредитного рейтинга и проведения

рекламной кампании. Общие же издержки заемщика в процентном отношении к

сумме займа даже больше: в среднем кредит составляет 50 млн. долл., а евро-

облигационный заем - минимум 100 млн. долларов. Но самое главное в

синдицированном кредите - это возможность более тесного доверительного

общения с западными коллегами. Поэтому российские банкиры гордятся

заключенными соглашениями и резонно считают их проявлением высшей степени

доверия со стороны мирового банковского сообщества.

История синдицированных кредитов для России насчитывает всего 3 года.

До конца 1995 года заключались лишь соглашения по финансированию торговли.

Первыми кредиторами российских банков были Международный и Европейский

банки реконструкции и развития. Правда особенностью этих кредитов была их

целевая направленность. Сами же кредиторы разрабатывали, на которые

расходовались средства. К началу 1998 года доля России в общемировом объеме

привлеченных синдицированных кредитов невелика (см. табл. 3).

С получением Россией в конце 1996 года достаточно высокого кредитного

рейтинга активизировался процесс выхода российских заемщиков на мировой

рынок синдицированных кредитов. Если до этого события их было получено

всего три на сумму 61 млн. долл. (3 банка), то в последующий период - 33

кредита на общую сумму 1,7 млрд. долл. (18 банков). При этом заметно

возросли средние объемы кредита и сроки, и снизилась маржа. По общему

объему и количеству сделок лидерами являются Российский кредит, Инкомбанк

Таблица 3

Объемы привлеченного капитала в странах ОЭСР в 1997г., млрд. долл.

|Страна |Объем выпущенных |Объем привлеченных |

| |еврооблигаций |синд. кредитов |

|США |130.2 |170.5 |

|Германия |100.1 |10.3 |

|Великобритания |45 |21.3 |

|Япония |35 |20.9 |

|Франция |27.6 |17.9 |

|Другие (26 стран) |211.4 |190.3 |

|Россия |5.2 |1.7 |

и Мосбизнесбанк (см. рис. 1)

[pic]

Рис.1. Объемы привлеченных синдицированных кредитов, млн. долл.

Привлекаемые кредиты используются в основном для краткосрочного и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.