РУБРИКИ

Банковская система РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Банковская система РФ

банка обслуживает в среднем около 1600 человек. Структура банковской

системы Германии имеет следующий вид: Дойче Бундесбанк (Центральный банк);

коммерческие банки (универсальные); сберегательные банки; кооперативные

центральные банки; кредитные кооперативы; банки специального назначения

(государственные и частные ипотечные банки); почтовые, коммунальные и

сберегательные банки; иные специализированные банки. Центральным банком

Германии является Дойче Сундесбанк, который имеет правление во Франкфурте-

на-Майне, 9 земельных центральных банков в качестве главных управлений (до

1992 г.— 11)и почти 200 главных отделений и филиалов. Федеральный банк,

который полностью принадлежит Федерации, осуществляет вместе с Федеральным

ведомством функции надзора. Компетенцию и задачи Федерального банка

определяет специальный закон. Денежную и кредитную политику Немецкого

федерального банка определяет его Центральный Совет. В его состав входят

правление Федерального банка и президенты земельных центральных банков.

Члены правления назначаются федеральным Президентом, согласно предложению

федерального правительства, а президенты земельных центральных банков — по

предложению Бундесрата. Главой Совета и правления являются президент и вице-

президент Немецкого федерального банка. Федеральный банк, согласно

предоставленному ему законом праву, не обязан выполнять указания

федерального правительства, но оказывает ему поддержку в области общей

экономической политики. Для обеспечения как можно более тесного

сотрудничества между Советом Центрального банка и федеральным

правительством последнее обязано при обсуждении мероприятий, имеющих

большое значение для денежной политики, привлекать к этой работе президента

Федерального банка. Со своей стороны федеральное правительство может

принимать участие во всех заседаниях Совета банка. Правительство не имеет

права голоса, но может подавать заявления или даже потребовать, чтобы какое-

либо решение Совета Центрального банка не вступало в силу в течение 2

недель. Через Бундесбанк и его филиалы осуществляется основная масса

безналичных денежных расчетов с использованием чеков и векселей на

национальном уровне. Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции

по приему средств в депозиты (вклады до востребования и срочные),

предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему

бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти;

выполняют финансовые и трастовые (в том числе фондовые) услуги; электронные

и брокерские услуги; выполняют операции с дорожными чеками; осуществляют

расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Кроме того, коммерческие банки

могут быть владельцами капитала корпораций, могут осуществлять эмиссию и

размещение ценных бумаг; могут создавать и владеть инвестиционными фондами;

могут быть представлены в советах компаний, в которых они имеют

собственность, и т. д. Коммерческие банки можно разделить на 3 основные

группы:

. около 350 частных банков (кредитные банки), в число которых входят три

крупных, региональные и прочие кредитные банки, частные банки, а также

филиалы иностранных банков (данная группа банков выполняет 1/3 операций

всех банков страны);

. свыше 700 публично-правовых сберегательных касс и земельных банков

(жироцентралей), которые выполняют 1/2 операций всех банков;

. приблизительно 3000 кооперативных банков (системы Фольксбанка и

Райфейзенбанка) с их центральными банками, доля которых составляет около

20% операций банков.

В начале XX в. в США имелось не менее 5 тыс. эмиссионных банков (так

называемые национальные банки), каждый из которых обладал правом выпускать

в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из

национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных

банков (хотя они и не были законными платежными средствами). Все эти банки

находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе

которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения.

Даже эта короткая справка позволяет видеть, что еще в начале текущего

столетия в США банковская система просто отсутствовала. Центральный банк то

возникал, то прекращал свою деятельность (первый Банк Соединенных Штатов

получил чартер, или лицензию, от Конгресса в 1791 г. сроком на 20 лет,

второй Банк Соединенных Штатов — в 1811 г.). Дело в том, что эта страна

очень долго и мучительно шла к единой денежной системе. В настоящее время

банковская система США состоит из следующих основных элементов:

. Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального

банка страны;

. коммерческие банки;

. инвестиционные банки;

. сберегательные банки;

. ссудо-сберегательные ассоциации;

. почтовые сберегательные кассы;

. финансовые компании;

. кредитные кооперативы;

. страховые компании;

. пенсионные фонды;

. фонды социального страхования;

. общества взаимного кредита;

. институты страхования депозитов и пр.

В экономической литературе встречаются и иные классификации, например

следующая:

. коммерческие банки — национальные, имеющие лицензии федерального

правительства;

. банки штатов, получившие лицензии правительств штатов;

. банковские холдинговые компании;

. международные банковские организации (в виде отделений или

представительств международных банков, корпораций Эджа, внутренних

банков), занимаются приемом иностранных вкладов или (и) иностранными

займами;

. корпорации Эджа (корпорации, существующие в соответствии с Законом Эджа)

финансовые организации, разрешенные федеральным правительством, главной

задачей которых является финансирование и содействие международной

торговле США;

. договорные корпорации — организации, аналогичные корпорациям Эджа, но

лицензированные правительствами штатов;

. инвестиционные банки;

. инвестиционные компании — организации, не считающиеся банками, но имеющие

разрешение заниматься банковской деятельностью (им нельзя только

принимать вклады и управлять собственностью по доверенности);

. так называемые некоммерческие банки — Сбербанки, кредитные кооперативы,

ссудо-сберегательные ассоциации.

Следует отметить, что в банковской системе США немалую роль традиционно

играют небольшие (так называемые общинные) коммерческие банки. Знакомо

американцам и понятие "уполномоченного банка". В чистом виде, вероятно,

единственным уполномоченным банком Америки является так называемый

Эксимбанк США (Export-Import Bank of the United States, или сокращенно

EXIM). Фактически это полностью контролируемый правительством США банк,

выполняющий роль ведущего федерального агентства по стимулированию за счет

средств государственного бюджета американского экспорта в другие страны.

Несмотря на свое имя, этот банк не имеет ничего общего с импортом. Его

задача — максимально эффективно использовать выделяемые правительством

бюджетные фонды и имеющиеся собственные средства для поддержки экспортных

фирм США путем предоставления им страхования по экспортным кредитам или

прямых экспортных кредитов. Задачи, которые выполняет Эксимбанк, можно

свести к трем основным направлениям: принять на себя некоторые риски,

связанные с экспортом товаров и услуг; предоставить финансирование

иностранным покупателям американской продукции и услуг в том случае, когда

они не могут получить его в обычных коммерческих банках; помочь

американским экспортерам успешно конкурировать на мировых рынках с

экспортерами других развитых стран. В соответствии с этим имеется три типа

программ поддержки американских экспортеров: программа гарантий оборотного

капитала; программа страхования риска иностранных кредитов; программа

прямого кредитования и кредитования финансовых посредников. Что касается

уникальных особенностей американской банковской системы, то они следующие.

Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система,

основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских

корпораций. Целями образования ФРС были создание здорового экономического

климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков. Совет

управляющих ФРС состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США и

утверждаемых Сенатом Конгресса на срок 14 лет. Один из членов Совета

назначается председателем Совета на срок 4 года. В ФРС входят 12

федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на

территории которых они расположены. Помимо этого банками — членами ФРС

являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 14 тыс.), на долю

которых приходится свыше 70% всех депозитов. Банки — члены ФРС — это

наиболее крупные частные коммерческие банки. Они являются акционерами и

одновременно клиентами федеральных резервных банков и получают на свой

акционерный капитал 6-процентный дивиденд. Банки — члены ФРС (так

называемые национальные банки), становясь клиентами одного из федеральных

резервных банков, пользуются его услугами, в том числе получении

необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. Причем

если возможность получения ссуды в национальном банке ограничена ресурсами

этого банка, то при обращении в федеральный резервный банк такое

ограничение фактически отпадает, поскольку последний может рассчитывать на

ресурсы всей ФРС. В своей функции "банка банков" ФРС осуществляет

всестороннее обслуживание банков-членов. Федеральные резервные банки

являются держателями депозитов последних. Эти депозиты — основная часть

всех определенных законом резервов банков-членов. В настоящее время

наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как

свидетельствуют американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и

финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от

эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-

членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 млрд. до 20

млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не

имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих. Право

"чеканить монету" и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции

принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее — Федеральному комитету

по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при

Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной

оперативный орган ФРС. По своей структуре ФРС представляет собой довольно

сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена.

Повседневную оперативную связь с коммерческими банками осуществляют

федеральные резервные банки, каждый из которых возглавляется правлением

директоров. В правлениях широко представлены крупные банки и промышленные

компании. Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы

прибегают к услугам своих корреспондентов, банков — членов ФРС. Банки в США

двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что часть

коммерческих банков (национальные банки) лицензируются, контролируются и

надзираются федеральным правительством, а другая их часть — властями

отдельных штатов. Первые — это члены, вторые — не члены ФРС. При этом банки

сами определяют свою юрисдикцию то есть выбирают подчинение федеральным

властям или властям штатов. Подобной практики нет не только в других

странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в

самих США. И это при условии, что банковское дело в этой стране признается

крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле. К этому

следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не

подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются

частными). По закону каждый банк — член ФРС должен определенную долю

привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде

наличных денег, а частью — в виде депозита в федеральном резервном банке

своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата

Иллинойс), но, ВО-ПЕРВЫХ, нормы резервов в разных штатах разные в

соответствии с местным законодательством, ВО-ВТОРЫХ, этим банкам резервы

нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в

других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных

ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать

в ФРС, либо выходят из нее. Такая ситуация отнюдь не упрощает проведение

единой государственной денежно-кредитной политики. Это касается, например,

порядка открытия отделений банков (данный вопрос целиком относится к

компетенции властей штатов). Есть штаты, где открывать отделения или

филиалы запрещено вообще (Техас, Иллинойс и др., всего 15). Другие

разрешают делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная

Каролина). В третьих сеть отделений должна быть ограничена тем же

географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается

главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних

округах. С точки зрения регулирования все американские банки можно

разделить на четыре группы:

. национальные банки;

. банки штатов — члены ФРС;

. банки — не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования

депозитов (ФКСД);

. банки — не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются Контролеру денежного обращения (служба

министерства финансов) и подпадают под действие всех федеральных банковских

законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов — члены ФРС

подчиняются законам и правилам того штата, где они зарегистрированы и

осуществляют свои операции, и соответствующим федеральным законам,

поскольку они являются членами ФРС и ФКСД. Банки — не члены ФРС с вкладами,

застрахованными в ФКСД, подчиняются законам соответствующих штатов, а также

правилам и инструкциям ФКСД. Банки — не члены ФРС с незастрахованными

вкладами подпадают под действие лишь законодательства штатов. Коммерческие

банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают

средства в депозиты (вклады до востребования и срочные), предоставляют

кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным

корпорациям. федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и

трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству)

выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного

кредита. Между коммерческой и трастовой деятельностью банков проходит

"китайская стена", информация, полученная одним отделом, не может

передаваться в другой. Через холдинговые компании американские банки

предлагают своим клиентам электронные услуги, дорожные чеки, брокерские

услуги; занимаются размещением и куплей-продажей казначейских,

муниципальных и других официальных долговых инстру ментов, оказывают услуги

по инвестиционному консультированию. В отличие от коммерческих банков

специализированные кредитные институты занимаются кредитованием

определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Как правило, можно

выделить одну или несколько их основных операций. Эти институты доминируют

в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую

клиентуру. Важным направлением специализации банков является инвестиционная

деятельность. Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал

и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству)

посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных

обязательств. Классический тип инвестиционных банков характерен для США,

где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься

инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и

муниципальными облигациями). В настоящее время в США около 700

инвестиционных банков.

3.2.. Направления совершенствования банковской системы России.

Основными проблемами российской банковской системы сегодня являются:

- низкий уровень банковского капитала;

- значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего

существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и

иммобилизованной;

- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных

бюджетов;

- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской

деятельности, которые приносили немедленный, в основном "спекулятивный"

доход, недостаточное внимание к кредитованию реального сектора

экономики;

- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;

- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся

одновременно клиентами банков и участниками их финансово - промышленных

групп;

- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в

отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в

проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и

акционеров;

- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых

крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их

распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за

пределы собственно банковского дела;

- недостаточная жесткость надзорных требований;

- недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих

юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского

надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации

процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.

Эти проблемы в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних

и внутренних факторов, включая ошибки в экономической политике, которые

предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере

России в ноябре - декабре 1997 года. Положение дел оставалось тяжелым на

протяжении января - августа 1998 г. В августе 1998 года Правительство

России не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга. Это

привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков,

скачку валютного курса, что и явилось непосредственной причиной кризиса в

банковской сфере России, так как значительная часть банков была

ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование

рынка ГКО - ОФЗ. Банковский кризис, затронувший деятельность более половины

российских банков, в настоящее время имеет следующие внешние проявления: -

дефицит капитала, необходимого для обеспечения банками необходимого уровня

ликвидности операций; - резкое снижение платежеспособности части банков,

неспособность выполнять ими свои обязательства перед российскими и

иностранными кредиторами и клиентами; - остановка рядом банков платежей

своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и

внебюджетных фондов; - снижение доверия населения, предприятий и

иностранных партнеров к банковской системе; - резкое снижение уровня

взаимного доверия внутри самого банковского сообщества и остановка

межбанковского денежного рынка; - аресты корреспондентских счетов отдельных

российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток

экспортной валютной выручки, снижаются ликвидные активы, выраженные в

иностранной валюте. Центральный банк, учитывая состояние российской

банковской системы, меру своих возможностей по поддержке кредитных

организаций принял программу реструктуризации банковской системы. Процесс

реструктуризации банковской системы предполагает обеспечение следующих

основных принципов: - приоритетность защиты интересов частных вкладчиков;

- равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, в том

числе иностранных; - прозрачность и открытость процесса реструктуризации

обязательств и активов банков; - экономическая ответственность

собственников банков, не способных платить по обязательствам, выраженная в

сокращении доли и объема принадлежащего им банковского капитала,

привлечение их к процессу реструктуризации путем осуществления

дополнительных взносов в капитал банков; - участие кредиторов в

процедурах реструктуризации; - оказание государственной поддержки только

тем банкам, которые принимают и успешно реализуют программы финансового

оздоровления, ориентированные прежде всего на самостоятельное решение

возникших проблем. Целями реструктуризации банковской системы в

краткосрочной перспективе (до середины 1999 года) являются: -

восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс

услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы,

улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для

банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и

проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных

неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные

социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со

стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных

партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных

комплексов, которые могут быть использованы для ведения

конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к

конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на

управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и

акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых

собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление

нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского

денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы является

восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и

создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики,

повышения ответственности руководителей и собственников банков за

результаты их деятельности по управлению банками. Задачами органов

государственной власти и Банка России в области реструктуризации

банковской системы являются: - оценка затрат на поддержку банковской

системы, ее рекапитализацию и реструктуризацию, а также определение

источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка

законодательной базы для быстрого и эффективного проведения

реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в

капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия

государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно

требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования

вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,

законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации

кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть

оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми

банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по

участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по

реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности

планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь

плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,

исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение

переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об

оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на

формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных

иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации

конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -

проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры

финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -

разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики

через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России

векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского

надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской

отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления

отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости

и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,

уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.

Предваряя конкретные шаги, которые можно сделать в конкретном регионе с

конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и

банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно-

кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что

в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления. При этом не

обязательно, чтобы каждый субъект Федерации занимался этими процедурами

обособленно, более того, для определенного количества регионов, где и

раньше-то банковской системы как таковой не существовало, объективно

требуется объединение сил. Деньги, как известно, границ не признают и

политическими амбициями не страдают.Реструктуризация банковской системы, а

по большому счету, ее сохранение в масштабах, требуемых для выполнения

определенных функций, не терпит отлагательства. Опыт Башкортостана может

быть полезен другим или хотя бы стать предметом профессионального

обсуждения. Процесс реструктуризации в этом регионе развивался следующим

образом.

Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует

поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит

инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и

болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные

учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях

определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете

капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения

реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим

группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и

платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к

сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым

потребуется пройти процесс реструктуризации. В Республике Башкортостан

таковым определился агропромышленный банк, занимающий среди 18 банков

республики по количеству филиалов первое место, по валюте баланса, сумме

активов и вкладов — четвертое, по численности персонала — второе.

Второй шаг. Территориальное учреждение Банка России на основании оценки

роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга

обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка,

учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет

конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на

основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности,

определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк —

способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры

неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям. В Республике

Башкортостан в качестве опорного выбрали КБ "Социнвестбанк". При этом было

решено укрепить его устойчивость присоединением к нему двух стабильно

работающих малых банков, также специализирующихся на обслуживании

предприятий агропромышленного сектора.

Третий шаг. По инициативе территориального учреждения Банка России

руководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в

организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений

региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть постановления

администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских

советов при администрациях. Главное, чтобы они смогли помочь

скоординировать действия банков, их клиентов, налоговых органов, местных

администраций, а также подготовить общественное мнение. В Башкортостане

принципиальное решение было принято республиканским банковским советом при

Национальном банке, возглавляемым премьер-министром республики, куда входят

министры финансов и экономики, республиканской налоговой службы,

руководители крупных коммерческих банков. Далее последовало постановление

Кабинета Министров РБ, устанавливающее порядок перевода бюджетных и

внебюджетных счетов городов и районов, расчетных счетов хозяйствующих

субъектов с государственной или муниципальной долей участия в капиталах.

Четвертый шаг. Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение

о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в

занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка.

Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или)

дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком.

Пятый шаг. Исполнительные органы обоих банков заключают договор о

намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие

которых описаны ниже.

Шестой шаг. Исполнительный орган реформируемого банка образует

ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех

кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят

инвентаризации и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к

передаче на баланс головного банка в соответствии с гражданским

законодательством и инструкцией ЦБ РФ № 75-И от 23.06.98.

Седьмой шаг. Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть

персонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка,

из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного

офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был

взят на создание дополнительных офисов в целях экономии средств на

регистрационный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с

присвоением банковского идентификационного кода филиалу и предварительного

согласования руководителей с Национальным банком РБ.

Восьмой шаг. Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во

вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики

оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с

реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на

новый счет в опорном банке.

Девятый шаг. Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также

некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в

большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, здания, имущество,

необходимые для функционирования подразделений второго банка).

Десятый шаг. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на

баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор

уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требова

ния к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму.

Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований

опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся

часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк

передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов.

Одиннадцатый шаг. Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам

активы и пассивы, производит разделение баланса.

Двенадцатый шаг. Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает

предликвидационные процедуры под контролем территориального управления

Центробанка.

Тринадцатый шаг. Главное территориальное управление Банка России направляет

ходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в целях защиты

интересов кредиторов и вкладчиков налагает запрет на проведение банковских

операций и некоторых гражданско-правовых сделок, назначает наблюдателей из

состава сотрудников территориального учреждения.

Таковы, вкратце, этапы этой процедуры. Каждый из них потребует решения

огромного количества организационных, юридических, технических, учетных,

психологических и других проблем. В Башкортостане этот период занял пять с

половиной месяцев. Необходима заинтересованность исполнительных органов

банков, непротивление их собственников, вовлеченность в этот процесс всех

структур территориального управления (Национального банка) Банка России.

Результат — сохранение системы кредитных учреждений, нормальное банковское

обслуживание экономики и социальной сферы региона — стоит таких издержек.

Как это ни печально, но вероятность того, что крупные и средние банки,

утратившие ликвидность и оказавшиеся фактически банкротами, поднимутся

вновь невелика и массового явления подъема упавших ожидать не приходится.

Почему? На это есть несколько причин, существующих одновременно, хотя

хватило бы даже одной из них. Рассмотрим подробно эти причины.

Во-первых, финансовый кризис и падение банков не было случайностью, а

явилось следствием окончания определенного этапа жизни страны и перехода

государства в иную систему функционирования. Фактически то, что началось

после 17 августа 1998 г. и продолжается в настоящее время, есть

кардинальные революционные изменения, независимо от того, нравится нам это

или нет. Необходимо реально воспринимать действительность, понимая, что

возврата в ту деловую среду, которая благоприятствовала расцвету упавших

банков, уже не будет. И не потому, что власть или граждане не хотят туда

вернуться, а потому, что для этого нет и не предвидится условий. Мировые

финансы сегодня находятся в более сложном состоянии, чем несколько лет

назад. В России под обещание реформ оказались проведенными и разбазаренными

как кредиты международных организаций, так и средства, полученные от

экспорта сырьевых ресурсов. Деловая активность в развитых странах падает и

цены на сырье и металл тоже. Например, нашим экспортерам-металлургам

сначала пришлось уйти с рынков Юго-Восточной Азии, где еще два года назад

россияне продавали свыше 2 млн. тонн горячекатаного проката, а теперь нас

выгоняют и с рынков развитых стран. В частности, в начале сентября три

сталелитейные компании – Bethlehem Steel, LTV, и USX – обратились к

президенту, правительству и конгрессу США с призывом защитить их от

российских конкурентов. Следовательно, не только падение мировых цен на

нефть создает для нас проблемы. Идет глобальное изменение всей мировой

системы, и на улучшение ситуации в нашу пользу в ближайшей перспективе

рассчитывать не приходится. Таким образом, внешняя и тем более внутренняя

среда, ранее благоприятная для упавших банков, в которой и для которой они

создавались, назад не вернутся.

Во-вторых, системы управления в проблемных банках, как теперь стало

очевидно, оказались слабыми, не умеющими реально контролировать и оценивать

свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения.

Эффективные системы управления сложными организационно-экономическими

системами создаются в течение не одного года, а затем постоянно

совершенствуются. В реально существующей сегодня в упавших банках социально

психологической атмосфере заниматься этим уже не удастся, даже если есть

кому. Время упущено, а для многих банкиров настал момент истины, когда надо

смотреть прямо в глаза краху своего бизнеса и репутации.

В-третьих, если прав был С. Дубинин, утверждавший, что некоторые банкиры

“сливали” из тонущих банков ликвидные активы в иные фирмы и компании, то

такие банки с огромным отрицательным капиталом наверное уже не поднять.

В-четвертых, упавшие спекулятивные банки теперь больше никому не нужны,

кроме пострадавших кредиторов, но те заинтересованы лишь забрать свои

средства, а не вкладывать в подъем таких банков.

В-пятых, свято место пусто не бывает, и за освободившиеся места в

банковской элите будут бороться уцелевшие банки, чей бизнес больше связан с

реальной экономикой, а системы управления больше приспособлены к учету

происходящих изменений. Этим банкам и связанным с ними силам подъем упавших

ни к чему. Так что те банки, которые рухнули всерьез, на свои места в

российском рейтинге. Кроме того, судя по публикациям в прессе, многие

банкиры склонны винить в своих проблемах лишь правительство и мировой

финансовый кризис. И те из них, кто делают это вполне серьезно, не имеют

никаких шансов поднять свои банки в новой ситуации. Поэтому в реальных

российских условиях придется делать ставку лишь на сумевшие устоять и на

создаваемые вновь банки.

На что же должен опираться банковский бизнес в России на очередном этапе

жизни страны? Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть

только реальная экономика. Обслуживая ее элементы, как производственные

предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством,

нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность,

да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без

нормально работающей российской банковской системы производство не поднять.

При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи

проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций.

Это, хотя и взаимосвязанные, но по своему содержанию, разные задачи и если

первую, при желании, как власти, так и банкиров, можно решить достаточно

быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том, что в

России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных

инвестиционных проектов развития производства. Вообще-то инвестиционные

проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование,

а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, ибо кредитование

обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную

плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как

правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в

виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение

оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме

того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся

у них на обслуживании. Что же касается инвестиционных кредитов, то, как

исключение банки их выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют,

то есть зависимыми от них, а это уже не кредит. Ведь при заключении

кредитного договора предусматривается, что заключающие его стороны,

действующие своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих

прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не

противоречащих законодательству условий договора. А без свободы заемщика

предоставление ему средств фактически уже не является кредитом.

Таким образом, большинство инвестиционных кредитов, о которых банкиры

иногда пишут или говорят, на самом деле таковыми не являются. Это нечто

иное. А в России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно

важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе.

Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов

для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие

банковского кредитования является сегодня наиболее перспективным путем

привлечения инвестиций в экономику России.

Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для

реализации которого у современных российских банков нет достаточных

кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о

необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих

банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным

участием государства. Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам

надо делать как бы заново, создавая соответствующие системы кредитования.

Но в любом случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить,

по крайней мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних

руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных

проектов и создать соответствующие службы развития банков.

Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для России

масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного кредитования

развития производства, включая и внедрение технологии проектного

кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо создать ряд

механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это должно быть

не финансирование, а именно кредитование, так как на финансирование у

государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя возвращать.

Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям, обеспечивается

в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных проектов. Серьезные

инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям инвестиционно

привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и достигшим

высокой инвестиционной кредитоспособности. Это означает лишь то, что

сегодня большинству российских предприятий практически нельзя давать

серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут возвращены.

Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании качества

управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема хорошо

понимается Минэкономики РФ, есть реальные шансы ее решения. Во всяком

случае, разработанная в 1997 году концепция реформирования предприятий

должна быть практически реализована. Специалистам предприятий необходимо

постичь науку, а может быть и искусство разработки качественных бизнес-

планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых

условиях окажется невозможным. Работники банков, в свою очередь, должны

научиться оценивать инвестиционную кредитоспособность предприятий,

запрашивающих кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Это непросто,

но необходимо. Кроме того, банкам следует научиться анализировать бизнес-

планы реализации инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы,

посвященные маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо

также освоить методики обследования предприятий заемщиков в натуре, чтобы

понять, насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а

это будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия,

но заниматься этим придется обязательно.

Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной

среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения

возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой

среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать

собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно

возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно

обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы.

Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость

повышения качества управления банком. Нет никакого волшебного средства или

метода, позволяющего за счет совершенствования выполнения какой-либо одной

функции управления сразу достичь великолепных результатов. Существенно

повысить качество управления банком можно лишь за счет комплексного

совершенствования выполнения всех функций и всех направлений его

деятельности. Это большая квалифицированная работа, которая, однажды

начавшись не должна прекращаться никогда. Но и в этом комплексном

совершенствовании есть некоторые мероприятия, которые должны осуществляться

банком в первую очередь, поскольку влияют на возможность налаживания всего

остального. Первое, что следует сделать руководителям банка, желающим

проводить реорганизацию – это создать хорошую систему внутреннего контроля

всей деятельности банка. Особое место в этой работе должен занимать

контроль качества исполнения принимаемых решений. Ни одно решение не должно

“забываться”: оно должно быть либо выполнено точно в срок, либо

своевременно скорректировано руководством, либо отменено. Не должен

теряться или оставаться без своевременного исполнения ни один поступающий в

банк документ. Следующим по важности, после налаживания системы внутреннего

контроля, должно стать наведение порядка с регламентацией работы банка.

Выполнение любых процедур и операций должно четко регламентироваться

внутренними стандартами банка, положениями и инструкциями, входящими в

систему внутренней организационно-управленческой документации банка. Без

четко работающей системы документов банк не сможет успешно функционировать

в неспекулятивной среде и внедрять прогрессивные технологии инвестиционного

кредитования.

Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в

экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского

кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие

перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает

условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы

банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и

выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, или необходимо

качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального

сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю

реорганизацию, серьезно повысив качество управления.

Более наглядно проблемы банковской системы и предлагаемые пути их

решения представлены в таблице. (см. табл. 4)

Таблица 4

Проблемы банковской системы Российской Федерации

и пути их решения

|Проблемы банковской |Пути решения |

|системы | |

|Низкий уровень |Проведение активной политики по поддержке и|

|банковского капитала|развитию инфраструктуры финансовых рынков, |

| |бирж, расчетных и клиринговых систем, |

| |депозитариев, сдерживание инфляции. |

|Значительный объем |Более тщательный анализ финансового |

|невозвращенных |состояния заемщиков, создание единой базы |

|кредитов |“ненадежных” кредитополучателей, увеличение|

| |в структуре кредитов лизинговых проектов и |

| |ипотечных ссуд. |

|Зависимость ряда |Введение на федеральном уровне ограничений |

|банков от состояния |для местных органов власти по объемам их |

|государственного и |кредитования коммерческими банками |

|местных бюджетов | |

|Концентрация на |Снижение доходности государственных ценных |

|“спекулятивных” |бумаг до минимально возможного уровня, |

|направлениях |создание благоприятных условий для |

|банковской |привлечения “дешевых” иностранных кредитов,|

|деятельности |обеспечить рентабельность для коммерческих |

| |банков кредитования инвестиционных проектов|

| |в реальном секторе экономики. |

|Низкий |Реализация проектов по установлению |

|профессиональный |допустимых минимальных критериев к |

|уровень руководящего|образовательному уровню руководящего звена |

|звена ряда банков |банков, создание возможности повышения их |

| |квалификации в западных школах бизнеса и |

| |получение практических уроков ведения |

| |банковского дела в крупных банковских |

| |учреждениях. |

|Недостаточная |Улучшение качества и оперативности анализа |

|жесткость надзорных |банковской отчетности, унификация и |

|требований |упрощение процедур составления и |

| |предоставления отчетности |

|Низкая защищенность |Принятие законов о защите частных |

|частных вкладчиков |вкладчиков, повышение требований к |

| |кредитным учреждениям, работающим с |

| |частными вкладами, регулярный жесткий |

| |надзор со стороны центрального банка за |

| |своевременностью и полнотой возврата |

| |депозитов физическим лицам, принятие более |

| |эффективных законопроектов в области |

| |банкротства кредитных организаций. |

Заключение.

Попытки создания банковских учреждений в России были предприняты

одновременно с формированием банковской системы в Англии. Однако

поступательное развитие банковской системы было прервано произошедшей в

1917 году революцией. На этот момент в России действовало 52 акционерных

коммерческих банка. Дальнейшее ее развитие определялось идеологическими и

экономическими концепциями партии большевиков. Одним из решающих элементов

воззрений был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений

при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое

значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано

требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший

учет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента

такого контроля Ленин рассматривал банк – единый, крупнейший из крупнейших,

с отделениями в каждой волости, полагая, что такой банк означает

общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и

распределения продуктов. Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в

государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы

кредитования и расчетов, а длительное господство командно-административной

системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с

развитой рыночной экономикой. После длительных дискуссий в 1987 году было

решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем

которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и

самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки банковской

системы. Однако довольно быстро стало ясно, что механизм управления

системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей

ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможности

самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры. В

итоге получился “аппаратный” вариант перестройки банковской системы.

Реорганизация, проведенная, казалось бы с целью ликвидации монопольного

положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений , привела на

смену одним монополистам других. Только с пришедшим пониманием

необходимости господства в экономике интересов частных лиц и корпораций, в

банковской системе России наметились, наконец, тенденции к действительному

становлению и укреплению кредитных учреждений, способных быть опорой

стабильной и крепкой экономики. Однако этот маневр в экономике в сторону

запрещения частной собственности дорого стоил России. Семьдесят лет

банковская система была в стороне от цивилизованной дороги укрепления

надежности банков и развития законодательных основ функционирования

кредитных учреждений. Только с принятием Законов РФ “О банках и банковской

деятельности” и “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” в конце 1990

года было положено начало совершенно иной кредитной системе, отличающейся

от прежней как по форме, так и по содержанию. Анализ деятельности

коммерческих банков за 1989-1992 годы показал, что за исследуемый период

существенно увеличились объемы собственных средств банков, возросла их

численность (со 160 до 2,5 тыс.). Даже несмотря на небольшие размеры

уставного капитала именно коммерческие банки играли решающую роль в

экономике. Так, их кредитные вложения в хозяйство составляли 92% совокупных

кредитных вложений и продолжали постоянно увеличиваться. Однако при более

внимательном рассмотрении существующих субъектов кредитной системы

оказалось, что они унаследовали от прошлого такие пороки, как негибкость,

неготовность вести честную конкурентную борьбу, стремление получать ресурсы

из госказны и т.п. Многие банки пошли по пути “исскуственной

коммерциализации”, превратились в денежных спекулянтов-посредников,

предпочитающих кредитовать посреднические структуры. Развитие банковской

системы происходило в условиях, когда становление законодательного процесса

регулирования и процесса первоначального накопления капитала соседствовали

с высокой инфляцией и высоким уровнем инфляционных доходов. Стабилизация

экономики лишила банки легких доходов. Падение производства, и как

следствие, резкое снижение выпуска продукции создали дополнительную

проблему – проблему невозврата кредитов. Положение усугублялось падением

авторитета банков в обществе. Сегодня печально известные банкротства

некоторых банков в прошлом и продолжающаяся их волна в настоящее время

отпугивают население от кредитных учреждений, вызывают у людей

обеспокоенность за те небольшие деньги, которые они помещают на счета в

виде вкладов. Из фактора стимулирования экономического роста банковская

система грозит превратиться в инструмент дестабилизации. Банкротство банков

представляет собой реальную угрозу национальной экономической безопасности

и социальному равновесию. Реальной опорой надежного банковского бизнеса

может быть только реальная экономика. Реорганизацию своего бизнеса для

оптимизации работы в неспекулятивной среде банкам необходимо в первую

очередь осуществлять ради получения возможности работать на минимальной,

для конкретно складывающихся в деловой среде условиях, марже. Во-вторых,

банк должен стремиться наращивать собственный капитал. И между этими двумя

основными ориентирами не должно возникать противоречий. Наращивание

финансовой мощи банка должно обязательно следовать за повышением

эффективности и качества его работы. Следовательно, на первый план со всей

остротой выдвигается необходимость повышения качества управления банком.

Нет никакого волшебного средства или метода, позволяющего за счет

совершенствования выполнения какой-либо одной функции управления сразу

достичь великолепных результатов. Существенно повысить качество управления

банком можно лишь за счет комплексного совершенствования выполнения всех

функций и всех направлений его деятельности. Это большая квалифицированная

работа, которая, однажды начавшись не должна прекращаться никогда. Но и в

этом комплексном совершенствовании есть некоторые мероприятия, которые

должны осуществляться банком в первую очередь, поскольку влияют на

возможность налаживания всего остального. Первое, что следует сделать

руководителям банка, желающим проводить реорганизацию – это создать хорошую

систему внутреннего контроля всей деятельности банка. Особое место в этой

работе должен занимать контроль качества исполнения принимаемых решений. Ни

одно решение не должно “забываться”: оно должно быть либо выполнено точно в

срок, либо своевременно скорректировано руководством, либо отменено. Не

должен теряться или оставаться без своевременного исполнения ни один

поступающий в банк документ. Следующим по важности, после налаживания

системы внутреннего контроля, должно стать наведение порядка с

регламентацией работы банка. Выполнение любых процедур и операций должно

четко регламентироваться внутренними стандартами банка, положениями и

инструкциями, входящими в систему внутренней организационно-управленческой

документации банка. Без четко работающей системы документов банк не сможет

успешно функционировать в неспекулятивной среде и внедрять прогрессивные

технологии инвестиционного кредитования.

Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в

экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского

кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие

перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает

условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы

банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и

выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики.

Список использованной литературы

1. Алимова Т. Д. Банковская система РФ: проблемы становления // Вестник

Санкт-Петербургского университета. – 1996. -№ 4. – с. 14.

2. Антикризисные меры: официальные материалы // Деньги и кредит. – 1998. -

№ 9. – с. 3.

3. Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки / - М.: АО

“Финстатинформ”, 1995. – 216 с.

4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. М.

Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки

и биржи, Юнити, 1997. – 471 с.

5. Березина М. П., Крупнов Ю. С. Становление небанковских кредитно-

финансовых институтов и их депозиты / - М.: Финансы, 1992. - 117 с.

6. Геращенко В. В. Работа ЦБ РФ // Российский экономический журнал. – 1994.

- № 9. – с. 3.

7. Дмитриев С. Н. Российские банки накануне финансовой стабилизации / -

СПб.: Норма, 1996. – 129 с.

8. Егоров С. Е. Становление национальной системы коммерческих банков //

Деньги и кредит. –1993. - № 7. – с. 25.

9. Жуков Е. Ф. Финансовый кризис и внешняя зависимость России // Деньги и

кредит. – 1998. - № 10. – с. 37.

10. Кашин В. Банки и банковский бизнес на пороге 21 века // Финансовый

бизнес. – 1996. - № 12. – с. 10.

11. Козловских А. Б. Проблемы банковской системы // Вопросы экономики. –

1989. - № 9. – с. 15.

12. Кондратьев Е. Н. Банки на распутье: сливаться, поглощать, “сдаваться” ?

// Экономика и жизнь. – 1998. - № 1. – с. 3-4.

13. Корищенко К. Н. Заботы Центрального Банка // Экономика и жизнь. – 1996.

- № 11. – с. 4.

14. Кудреватых Е. М. Банковская система России – основные тенденции 1997

года и перспективы развития // Деньги и кредит. – 1998. - № 3. – с. 15.

15. Лаврушин О. И. Деньги, Кредит, Банки / - М.: Финансы и статистика,

1998. – 312 с.

16. Максимов Л. М. Насущные проблемы функционирования банковской системы //

Деньги и кредит. – 1998. - № 10. – с. 3.

17. Марков Д. М. Банковская система сегодня // Банковское дело. – 1999. - №

3. – с. 17.

18. Мартынов В. Т. Проблемы современной банковской информации и статистики

// Деньги и кредит. – 1998. - № 9. – с. 53.

19. Михайлов Д. М. Становление банковской системы России // Мировая

экономика и международные отношения. – 1996. - № 2. – с. 32.

20. Парамонова Т. ЦБ России: кризиса банковской системы не было // Деловые

люди. – 1995. - № 59. – с. 16.

21. Пестель М. А. Банковская система России: кредитные организации с

участием иностранного капитала // Деньги и кредит. – 1998. - № 7. – с.

11.

22. Петраков Н. Я. Становление системы российских коммерческих банков //

Деньги и кредит. – 1998. - № 8. – с. 3.

23. Сахарова Л. С. Дискуссии о становлении банковской системы // Вопросы

экономики. – 1998. - № 5. – с. 24.

24. Селезнев А. Кредитная система – большой мыльный пузырь? // Деловые

люди. – 1994. - № 4. – с. 6-7.

25. Соловьев Ю. П. Перспективы развития банковской системы // Банковское

дело. – 1998. - № 1. - с. 17.

26. Хотеев Л. С. Становление банковской системы // Экономика и жизнь.

–1992. - № 30. – с. 9.

27. Шулятьева Е. А. Об актуальных проблемах коммерческих банков // Деньги и

кредит. – 1998. - № 4. – с. 10.

-----------------------

[1] “ Вопросы экономики ”-1989г. -№ 9, с. -15

[2] “ Экономика и жизнь” –1992 г.-№ 30.-С. 9.

[3] “Банковское дело”, - № 3 – 1999 г., - 17стр.

[4] Приложение, таблица 14.

[5] Приложение, таблица 6.

[6] Приложение, таблица 20.

[7] Приложение, таблица 11.

[8] Приложение, таблица 5.

[9] Приложение, таблица 11.

[10] Приложение, таблица 9.

[11] “Вопросы экономики”, - 1998. - № 5, - стр. 24.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.