![]() |
РУБРИКИ |
Анализ хозяйственой деятельности транспортного предпрития |
РЕКЛАМА |
|
Анализ хозяйственой деятельности транспортного предпритияУвеличение объема финансирования деятельности МУП «ХПАТП №1» на 6,861% обеспечено за счет заемных средств. Удельный вес заемного капитала в 2007 году в общей структуре финансовых ресурсов составляет 145,932%. Прирост заемного капитала за анализируемый период на 72,209% вызвано в первую очередь ростом кредиторской задолженности на 122,535%, наибольший удельный вес в которой составляет задолженность поставщикам и подрядчикам. Особое внимание обращает значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Таким образом, данное предприятие испытывает определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств. Дефицит денежных средств, главным образом, вызван наличием и ростом непокрытого убытка в течение всего анализируемого периода. Данная тенденция привела к отсутствию резервного капитала, что является фактором дополнительного риска вложения средств в данное предприятие, и к уменьшению добавочного капитала на 15,276%. Сокращение уставного капитала на 99,989% связано с реорганизацией МУП «ХПАТП №1», в результате с 08.08.2005 г. в состав предприятия вошло новое структурное подразделение - автоколонна «Восточная». Таким образом, МУП «ХПАТП №1» испытывает большой дефицит финансовых ресурсов, находится в зависимости от внешних кредиторов, что вызывает финансовую неустойчивость предприятия. Анализ оборачиваемости капитала. Оборачиваемость капитала характеризуется показателями: коэффициент оборачиваемости капитала, капиталоемкость, продолжительность 1-го оборота. 2005г: Коб.с.к. = 285565/ 7283=39,21 Ке.с.к.=7283/285565=0,026 Коб з.к =285565/69830=4,089 Ке.з.к.=69830/285565=0,245 Коб.к.=285565/77113= 3,703 Ке.к.=77113/285565=0,27 2006г: Коб.с.к. = 386693/(-12881,5)=-30,019 Ке.с.к.=(-12881,5)/386693=-0,033 Коб з.к =386693/84697=4,566 Ке.з.к.=84697/386693=0,219 Коб.к.=386693 /71815,5=5,385 Ке.к.=71815,5/386693=0,186 2007г: Коб.с.к. = 441490/(-37849,5)=-11,664 Ке.с.к.=(-37849,5)/441490 =-0,086 Коб з.к =441490/120253,5= 3,671 Ке.з.к.=120253,5 /441490=0,272 Коб.к.=441490/82404=5,358 Ке.к.=82404 /441490=0,187
В течение всего анализируемого периода наблюдается увеличение скорости оборачиваемости совокупного капитала, на что указывает рост коэффициента оборачиваемости на 44,676% и сокращение продолжительности 1-го оборота капитала на 30,88%, что в свою очередь обеспечено ростом объема оказанных услуг на 54,602%. Так как, чем быстрее капитал совершит кругооборот, тем больше услуг окажет предприятие при одной и той же сумме капитала. Задержка движения заемных средств, на что указывает снижение коэффициента оборачиваемости данных средств на 10,224% и увеличение продолжительности 1-го оборота, ведет к замедлению оборачиваемости заемного капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия. Существенное снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала (на 129,75%) показывает тенденцию к бездействию собственных средств. Предприятию нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной его отдаче, что достигается рациональным и экономичным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасходу, потерь на всех стадиях кругооборота.
Трбаз = 441490/285565=154,6 Трцеп = 441490/386693=114,2 Тср% = 3v(441490/285565)=1,156*100=115,6 За анализируемый период не смотря на то, что рост объема оказанных услуг в стоимостном выражении составил 50,01%, в натуральном - снизился на 9,1%. Причиной этому является рост цен на данную услугу. Наибольший удельный вес составляют городские перевозки (83,951%), развивается сеть оказания дополнительных услуг населению и сторонним организациям, в то время как пригородные перевозки сократились в 2,4 раза. Также произошло увеличение перевезенных платных пассажиров и резкое снижение количества льготных. Причиной этому является, переход льготной категории граждан в платную в связи с введением с 01.07.05г. взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду - единого социального проездного билета (ЕСБ) для отдельных категорий граждан.
За анализируемый период предприятие перевыполнило план по оказанным услугам. Перевыполнение плана оказания платных услуг в 2006 г. на 109,77% связано с внедрением мероприятий по увеличению собираемости доходов от платных услуг и созданием в предприятии с апреля 2005г. ООО по перевозке пассажиров. При этом наблюдается снижение выполнение плана пригородных перевозок, которые носят сезонный характер. В 2007 г. выполнение плана по данным перевозкам составило лишь 65,801%. Вследствие этого в 2008г. планируется только перевозка на городских маршрутах, где МУП будет работать как холдинг, объединяющий ООО по разным направлениям деятельности.
За анализируемый период себестоимость оказанных услуг увеличилась на 56,139%. Наибольший удельный вес составляют затраты на оплату труда (49,53%) и материальные ресурсы (27,758%). Данное соотношение вызвано спецификой деятельности предприятия. Рост затрат на заработную плату на 73,847% вызван увеличением среднегодовой заработной платы и среднесписочной численности предприятия. Но наибольший прирост составила амортизация -89,441%. Также произошел рост прочих затрат на 63,392% за счет увеличения общехозяйственных расходов.
Себестоимость маршрутных перевозок увеличилась на 55,228%. При этом себестоимость пригородных перевозок снизилась на 38,693%. Наибольший удельный вес составляют затраты на оплату труда (51,459%) и затраты на ГСМ (21,451%). Но, если в абсолютном выражении износ шин и затраты на ГСМ растут, то в относительном выражении - снижаются. Причиной этому является рост цен на данные статьи расходов:
Анализ себестоимости показывает, что несмотря на рост цен на ГСМ, запасные части, шины, коммунальные услуги - фактические затраты по городским и пригородным перевозкам составляют 58,781% к плановым за 2007 год. Фактические затраты за 2006г. увеличились к затратам 2005 г. всего на 22,9% при том, что с 08 августа 2005 г. затраты предприятия были увеличены в связи с присоединением а/к «Восточная». Однако, по таким статьям как ремонтный фонд, шины фактические затраты значительно снижены, что отразилось на техническом состоянии предприятия. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности и эффективности деятельности предприятия за 2005-2007 г.г.Исходные данные:
МУП «ХПАТП №1» не способно своевременно и в полном объеме производить расчеты по своим обязательствам О чем свидетельствует наличие и рост отклонений от нормативов по всем показателям. Наиболее критичным является 2006год. В этом году предприятие смогло оплатить лишь 6% своих краткосрочных обязательств, притом, что их доля в текущих активах стремительно растет, о чем свидетельствует рост коэффициента привлеченных средств на 103,629%. Даже при успешной реализации услуг и своевременных расчетов с дебиторами предприятие сможет погасить только 9% краткосрочных обязательств. Предприятие не в состоянии оплатить свои счета, находится в высоком финансовом риске, о чем свидетельствует сокращение коэффициента текущей платежеспособности на 47,959%. Анализ динамики показателей кредитоспособности МУП «ХПАТП №1» за 2005-2007г.г.
В течение всего анализируемого периода наблюдается снижение кредитоспособности по всем показателям. Происходит замедление оборачиваемости дебиторской задолженности, о чем свидетельствует увеличение времени на 5,882%, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Уменьшение денежных средств, при одновременном росте дебиторской задолженности, вызвало сокращение доли ликвидных активов на 62,214%. А отсутствие собственного капитала делает невозможным полностью расплатиться со всеми кредиторами. Динамика и изменение влияния факторов на оборачиваемость собственных средств МУП «ХПАТП№1» за 2005-2007 г.г.
К= Объем оказанных услуг/ Собственный капитал ?К =-24,677-(-28,293)=3,616 ?К =-7,355-(-24,677)=17,322 Отсутствие оборачиваемости собственных средств вызвано дефицитом собственных капитала, причиной которого является наличие и рост непокрытого убытка в течение всего анализируемого периода, как следствие этому отсутствие резервного капитала, что в общем указывает на неэффективность деятельности. Рост объема оказанных услуг является резервом улучшения ситуации в будущем.
Проведенный анализ показал, что в ближайшее время предприятию не удастся поправить свою платежеспособность. О чем свидетельствует наличие и рост платежного недостатка при сопоставлении итогов второй группы по активу и пассиву (А2 и П2). Сопоставление А1и П1 отражает соотношение текущих платежей и поступлений - предприятие имеет платежный недостаток. Однако, следует отметить, что перспективная ликвидность, которую отражает третье неравенство, свидетельствует о некотором излишке. Таким образом имеющиеся обязательства предприятия не покрываются активами, что говорит о неликвидности данного баланса. Анализ выполнения условий абсолютной ликвидности баланса
За анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств, о чем свидетельствует невыполнение условия первого неравенства. Таким образом, ликвидность баланса снижается и причиной этому является более быстрые темпы роста краткосрочной задолженности по сравнению с денежными средствами. Однако, перспективная ликвидность, которую показывает третье неравенство, отражает некоторый излишек, имеющий тенденцию к увеличению. Невыполнение четвертого неравенства свидетельствует о несоблюдении минимального условия финансовой устойчивости, причиной этому является наличие убытка, дефицит собственных средств. Анализ динамики показателей финансовой устойчивости МУП. Данное предприятие находится в полной зависимости от заемных источников. Значение коэффициента автономии ниже критической точки и имеет высокую тенденцию роста, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации. Это также подтверждает рост снижения коэффициента обеспеченности собственным оборотным капиталом. Отрицательное значение которого указывает на отсутствие собственных источников. Увеличивается доля заемного капитала в связи с отсутствием собственных средств и ростом непокрытого убытка в течение всего анализируемого периода.
Таким образом, МУП «ХПАТП №1» находится в кризисном финансовом состоянии - на грани банкротства. Равновесие платежного баланса обеспечивается лишь за счет просроченных платежей по оплате труда, поставщикам, подрядчикам, бюджету. ЗаключениеМУП «ХПАТП №1» находится на стадии банкротства. В целях улучшения финансового состояния были проведены мероприятия:- Введена единая система планирования учета работы транспорта;- Разработаны и введены единые положения по оплате труда и премированию работников предприятия;- По материально-техническому снабжению обеспечивается централизованная поставка зап. частей и материалов;- Проведена замена устаревших бензиновых автобусов марки ЛиАЗ, на автобусы, работающие на дизельном топливе;- С 01.06.2006 г. осуществлен переход на одну производственную базу по ул. Промышленной, 19.Также в дальнейшем планируется:- Пересмотреть тарифы в сторону увеличения на платные услуги, оказываемые предприятием, ИЧП и сторонним организациям, до 20%;- Отказаться от обслуживания пригородных перевозок;- Сдать в аренду максимальное число свободных помещений, не оказывающих влияния на производственный процесс;- Провести сокращение численности по всем наименованиям категорий работников;- Провести реорганизацию деятельности МУП «ХПАТП №1».Список использованной литературы1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденные приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. №26 н.2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 336с.3. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2006. - 408с.4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001г.5. Лукин Е.Е. Методика анализа финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 48 с.6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999г.7. Максютков А.А. Экономический анализ: Учебное пособие для студентов вузов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.- 543с.8. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: : Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001г.9. Степанова С.С. Методика экономического анализа деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 48 с.10. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М., 1999г. |
|
© 2007 |
|