РУБРИКИ

Конституционное право зарубежных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Конституционное право зарубежных стран

Партийные системы внутри далеко не одинаковы. В германии могли находится только в тем случае если поддерживает одна маленькая партия.

Двухпартийная система США и Великобритания - здесь различия в видах партий. США - две консервативные, Великобритания - либералы и консерваторы.

Вывод: Партии являются основным и государственным звеном политической системы демократических государств. Видные государствоведы считают также. Кто знает государственное право и игнорирует роль политических партий тот имеет ложное представление о политических режимах.

Политические (государственные) режимы зарубежных стран

Юридическая мысль на месте не стоит и ученые сказали, что говорить политический режим не совсем правильно. По их мнению, правильно говорить государственный режим.

Поэтому было введено компромиссное название политические (государственные) режимы. Под государственным режимом обычно понимают формы и методы осуществления государственной власти. Политический режим рассматривается более широко, как характеристика всей политической системы, как методы и способы осуществления политической власти. Политический режим - более широкое понятие. Политический режим связывают с политической системой, а государственный связывают с высшими органами государственной власти. Эти понятия по-разному толкуются и применяются различными авторами. Один учебник говорит, что система форм, методов, способов осуществления политической власти - политический режим. Если взять другой учебник то в нем говорят о государственном режим. Если обратиться последний учебник Маклакова, то он государственный режим связывает с органами государства. Есть два основных подхода:

• Государственный режим это часть политического режима. Государственный режим ещё подразделяют на два подвида:

• Легитимные.

• Демократические

• авторитарные

• нелегитимные

• Государственный режим связывают с деятельностью высших органов государства. Является отдельной категорией.

• Политический

• Демократический

• авторитарный

Некоторые авторы поступают мудро. Говорят политический (государственный) режим.

Политический режим связан с политической системой. Следует иметь ввиду что понятие политической системы в конституциях нигде не дается, хотя упоминание о политической системе общества иногда закреплялось в ранее действовавших конституциях. Что касается политического режима то он тоже нигде не закрепляется в конституциях.

Но в литературе политическим режимам дается пространное определение. В конституциях и ином законодательстве хотя и нет отдельно понятия политического режима, но отдельные его элементы все же встречаются.

Зарубежная доктрина - разработка и классификация политических режимов имеет преимущественно теоретический характер. Французские политологи обычно связывают политический режим в целом с политической системой, что касается американских авторов, то они применяют более узкую трактовку политического режима и политический режим они сводят либо к политической системе, либо форме управления.

В юридической литературе хотя и различается политический и государственный режимы, тем не менее если посмотреть признаки государственного режима то они изъяты их признаков ранее присущих политического режима. А в политическом режиме остались признаки оставшиеся связанные с политической системой.

Как определить характер политического (государственного) режима

• Прежде всего на характер политического режима влияет партийная система.

• Взаимоотношения между органами государства.

• Прямые и обратные связи политических партий и общественных организаций органов государства с населением. Например, в моменты выборов. Органы интенсивно начинаю общаться с населением.

• Надо иметь ввиду что на функционирование политического режима влияет уровень политической культуры и господствующая в стране идеологии, традиции на политические режимы, отдельные личности государства.

• Главным фактором является то как функционируют органы государства, какими методами действует. Если власть опирается на волю народу то демократический режим, если на интересы определенного класса, то это ведет к диктаторским и авторитарным режимам.

Предметом конституционного регулирования являются следующие основные элементы политического режима:

• Вопрос о политических правах и свободах граждан и возможности их участия в управлении государством, формировании высших органов государства.

• Во главу угла берется власть народа

• Правовое разделение властей

• Роль, место каждой власти в системе высших органов государства

• Необходимость поиском компромисса или такое раньше модное выражение как консенсус.

• Нужно учитывать методы, которые применяет власть:

• Метод либерализма

• Метод насилия

При демократическом режиме должно существовать нейтральное отношения к тем партиям которые выражают интересы различных слоев населения и к тем партиям которые находятся в оппозиции. В условиях антидемократического режима ведется пропаганда властвующей партии, здесь господствует метод насилия.

Как классифицировать политические режимы

Используется самые различны критерии. Иногда берется один признак (количество политических партий), иногда используется совокупность признаков (экономический строй, уровень развития государства). Нередко используется и географические признаки, особенно во французской литературе (западные и восточные режимы). Бывает, используют признак социально-политического развития страны.

Безусловное большинство ученых использует укрупненные классификации исходя из совокупности признаков, и, с этой точки зрения, они выделяют:

• демократический,

• авторитарный и

• тоталитарный режимы.

Но встречается и более дробное деление. Лектор вполне согласен делить только на два вида:

• Авторитарный режим

• Демократический режим

Сами режимы могут существовать при различном социально-экономическом развитии. Сейчас больше говорят о различных школах и направлениях применительно к политически режимам. Одной из теорией является теория плюралистической демократии, согласно которой различные группы населения обладают определенной доли власти и определяют деление власти, в результате чего центральные органы принимают решения всего народа. Плюралистическая демократия - решение принимается путем согласования воли. Эта теория обращена к интересам человека, правильно ориентируют государства на удовлетворение потребностей прав и свобод населения.

Социальная демократия - она господствует в тех странах где в течении долгого времени господствовали социал-демократические партии. Это прежде всего скандинавские страны.

Ещё какой-то подход - обращение к народу путем обращение к народу через референдум. Государства должны возглавлять профессионалы. Во главе государства должен стоять мудрый человек.

Теорий очень много. Выделяется теория непосредственной демократии, теории демократии партий, популистская демократия.

Политические режимы - эта почва для дискуссий.

Политический режимы с точки зрения конституционного права

Демократический режим

Демократический режим характеризуется следующим.

• Главным на земле считается человек. Положение человека должно стоять на первом месте. Следовательно, должно быть признание политических прав и свобод граждан, но одного признания мало. Признание должно быть таковым которое обеспечивает возможность гражданам принимать активное участие в определении государственной политики. На равных условиях действуют не только партия отстаивающие правительственную политику, но и партии оппозиционные. То есть признание прав и свобод это

• активное участие в осуществлении государственной власти

• деятельность политических партий

• Принцип разделения властей. Роль каждой ветви власти и их взаимодействие. Любое общество в котором не проведено разделение властей то государство не имеет конституцию (конституция Франции 1991)

• Обязательное участие в осуществлении власти представительного органа - парламента. Причем парламент, и только он, вправе издавать законы по любому вопросу. Хотя это на самом деле далеко не всегда так.

• В парламентарных формах правления - парламент вправе осуществлять контроль за управлением в стране, за деятельностью правительства.

• Политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, причем этот переход может быть осуществлен двояким способом, либо путем проведения выборов, либо путем изменения соотношения расстановки политических сил в парламенте. Что имеется ввиду во втором случае. Иногда партия имеет перевес всего в два три мандата.

• Пропаганда любой политической идеологии при условии что она не призывает к насильственным действиям, не нарушает права граждан и т.д.

В рамках самого демократического режима могут выделять и другие признаки. Например по государственным органами - Великобритания парламент избирается как верхняя так и нижняя палата, ответственность только перед палатой общин у парламента.

Исторически сложилось две разновидности демократического режима:

• Режим либеральной демократии. Признаки:

• Ограничение роли государства административно-полицейскими функциями,

• невмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества

• и другие

• Режим социальной демократии. Признаки:

• Государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества

• Государство стремится распределять экономические блага в духе социализма

• Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества

Авторитарный (властный) режим

Может существовать в различных условиях организации общественного строя. Может быть как в развитых так и в развивающихся.

Доктрины: Концепция героя, концепция вождя, концепция массы, теория правящей элиты.

Эти теории мы должно хорошо знать. Они считают что плюралистическая демократия ведет к неустойчивости государства. Считают, что именно лидер должен определять политику государства. Сейчас авторитарных режимов и тоталитарных режимов становиться все меньше и меньше.

Признаки авторитарного режима:

• Права и свободы граждан признаются, но в ограниченном объеме. Потому что этот объем прав и свобод не обеспечивает активное участие граждан в определении государственной политики и не предоставляет политическим партиям, оппозиционным партиям права активно участвовать в ведении политических дел.

• Признается ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации и на определенных условиях. Все решения обычно принимаются руководящим большинством правящей партии без учета мнения оппозиции, то есть меньшинства. Что касается разделения властей - то НПА президента или правительства вторгаются в другие ветви власти.

• Плюрализм идеологической идеологии тоже ограничивается

Могут быть разные режимы авторитарного режимы, но суть их одна и та же. На взгляд лектора то авторитарный режим является разновидность тоталитарного режима.

Следует отметить, что авторитарный режим часто устанавливается в результате военных переворотов. Латинская Америка - было совершено около 540 военных переворотов. В результате этого устанавливались различные военные технократии. Боливия - за 160 лет было 180 военных переворотов.

Страны можно классифицировать по правовому режиму, по способу ведению власти

Также можно по формам правления.

Форма правления зарубежных стран

Форма правления - это совокупность признаков, в соответствии с которыми строится система высших органов государства, то есть способ организации верховной государственной власти.

Имеется ввиду, глава государства, парламент и судебная власть (законодательная, исполнительная и судебная власть).

В средние века преимущественно была абсолютная монархия. Людовик 14 говорил - Монархия - это я. Власть сосредоточена в одних руках. Термин форма правления содержится во многих конституциях зарубежных стран (Бразилия, Мексика и др.) В некоторых конституциях этого термина нет. Но всегда закрепляется принцип правления, или монархия или республика. Есть отдельные страны, в которых этих терминов нет. Например, государство Израиль, Эфиопия, Румыния.

Монархическая форма правления предполагает что главой государства является лицо которое получает и передает свой государственный пост по наследству и пожизненно. Именуются эти лица по разному. Правда в некоторых странах сейчас существует выборная монархия (Малайзия).

Чиркин насчитал, что монархий в мире 1\4 часть, но он имел в виду и те монархия, которые провозглашают своим монархом королеву Великобритании. Если взять четкий критерий, то монархий всё-таки не так много. В основном они сосредоточены в Европе и Азии. Великобритания, Испания, Саудовская Аравия - примеры стран, где есть монархий. Есть такая страна Свазиленд - она очень маленькая - тоже монархия, есть страны, которые ещё меньше. Общая тенденция не идет к тому, чтобы обязательно осуществлять переход от одной формы правления к другой. Хотя на практике имеет место переход.

Наиболее ранней монархической формой правления является абсолютная монархия. В современном мире тоже наблюдаются абсолютные монархии. Признаки абсолютной монархии:

• Вся власть сосредотачивается в лице одного человека. Законы издает монарх. Исполнительную власть и судебную тоже осуществляет монарх.

• Монарх осуществляет свои функции с помощью консультативных советов.

Примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия. Территория и население этой страны велико. Для этой страны характерно, что это не просто абсолютная монархия но и теократическая монархия - потому что королю принадлежит и духовная власть. Политических партий нет. Высший судебный орган - Верховный суд.

Другой страной является государства Оман. Во главе Омана находится султан, который тоже создал консультативный совет, частично избираемый парламент, в котором есть две женщины. Более того он в 1996 году провозгласил основной закон (конституция) вместе с биллем о правах. В этой стране нет ни одного политического заключенного. Иначе говоря, султан проводит довольно таки позитивную политику в этом регионе. У султана вся полнота власти.

К числу этих государств можно отнести и Бруней. Законодательная и исполнительная власть тоже принадлежит султану. Султан - очень богатый.

Есть государства которые теперь уже формально не являются абсолютными монархиями, они находятся в переходном периоде, некоторые называют их дуалистическими. Признаки:

• Исполнительная власть - монарх и правительство

• Законодательная власть - парламент

Дуализм потому, что министры несут двойную ответственность - перед монархом и парламентом.

Бутан - это тоже переходная форма монархии из абсолютной в парламентарную. Там парламент 2хпалатный. Нижняя палата избирается, а вторая палата наполовину избирается, а наполовину назначается монархом.

Бах и Рейн - тоже пример -исполнительная власть принадлежит монарху и правительству, законодательная парламенту.

В 2003 году был проведен референдум в котором участвовали и женщины и было одобрена на этом референдуме Хартия свобод.

Кувейт - с 1962 года действует конституция. Действуют партии - Сунниты, Шииты, Либералы, и даже 17 независимых партий.

Что касается этих монархий, то пожалуй наиболее высокого уровня дуалистические монархии получили свое развитие в Иордании и Марокко. Особенности этих стран - это крупные государства, не столь многочисленное население, значительно более развитые по сравнению со странами персидского залива, но следует иметь в виду что:

• Конституции этих стран предусматривают смешанные формы дуалистических и парламентарных монархий. Если взять Иорданию то здесь преобладают элементы дуалистической монархии, в Марокко преобладают элементы парламентарных монархий

• В конституции этих стран закреплено, что правительство ответственно перед парламентом, что является одним из главных признаков парламентарных монархий. Все нормы должны быть подтверждены монархом.

Право монарха распустить парламент. Этим пользуется монарх и фактически управление страной осуществляет монарх.

• Применяется признак вотум недоверия правительству. Это присуще двум этим странам. В Марокко такое решение не нуждается в подтверждении короля. В Иордании необходимо подтверждение Короля.

• В то же время правительство ответственно и перед монархом.

То есть тут налицо полудуалистическая и полупарламентарная монархия. То есть тут смешанная форма правления которая является промежуточной между парламентарной и дуалистической монархией. Обще руководство в Марокко осуществляет Монарх, хотя он и не занимает пост главы правительства. Из двух видов ответственности правительства более весомой является ответственность перед монархом. Монарх обладает в этих странах реальной государственно-политической властью, к тому же монарх имеет отлагательное вето по отношению к законам парламента. Таким образом, И в Иордании и в Марокко существует дуалистическая монархия с незначительными чисто внешними элементами парламентаризма.

К указанным формам (формы правления Марокко и Иордания) правления относили и Непал. Непал стал не только республикой, но и федеративным государством после событий 1990 года.

Парламентарная монархия

Характерна для высокоразвитых стран. В Европе это ВБ, Испания, Люксембург, Дания и др.

Признаки парламентарной монархии:

• Во главе государства стоит монарх, но власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере управления, то есть в сфере исполнительной власти.

• Министров и правительства формально назначает монарх, но фактически они назначаются парламентом.

• Правительство несет ответственность перед парламентом, и чтобы приступить к работе оно должно получить вотум доверия. Если выражается вотум недоверия, то есть два выхода:

• Уйти в отставку

• Обратиться к главе и попросить распустить парламент и назначить новые выборы.

• Правительство должно быть угодно парламенту а не монарху

• Институт контрасигнатуры - подпись против подписи. За акты изданные монархии ответственность несет премьер-министр или министр скрепивший подписью

Пример:

Великобритания. В этой стране сложились основные институты, основные принципы парламентарной монархии. Следует иметь ввиду что государственно-правовые институты здесь функционируют с некоторыми особенностями.

• В условиях демократического государственного режима существует двухпартийная система, что означает, что кроме лейбористов и консерваторов никакая партия не может сформировать правительство. Избирательная система ВБ приспособлена к той системе

• Роль монраха ничтожна мала. У монарха нет выбора и он назначает премьер-министром лидера победившей партии. Правительство не несет ответственность перед монархом.

• Монарх в ВБ не обладает правом вето следовательно не может влиять на законодательный процесс.

• В ВБ сложилась традиция, что монарх не может не утвердить законопроект.

• Реально вотум недоверия правительству не выносится, практически. Это за всю историю было только 2 раза.

Примерно аналогичное положение занимает и император Японии. Не так давно ему было дано право выезжать за границу. Власть монарха тоже ограничена и связана с партийной системой. В Японии в качестве правящей партии действует одна - либерально-демократическая партия.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) - роль монарха более значительна чем в названных ранее странах. Нет партии которая преобладала бы и могла единолично сформировать правительство, как правило здесь коалиционное правительство. Выбирают форматора - ведет переговоры с партиями с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство, обычно и стает главой правительства. Король имеет право отклонить ту или иную кандидатуру или посоветовать кого назначить.

Своеобразное положеие занимает монарх и в скандинавских странах. В большинстве своем социал-демократы раньше формировали единолично правительство. Сейчас ситуация несколько поменялось и сформировать единолично правительство они не могут. В этих странах совершенна незначительна роль монарха, особенно в Швеции и Норвегии. Король не может влиять на законодательную политику, потому как даже не подписывает акты принятые парламентом.

В большинстве случаев монархи остаются лишь символом единства нации.

Более существенные полномочия у монархов Малайзии и Таиланда.

Малайзия - парламентарная выборная монархия. Верховный правитель Малайзии. Малайзия федеративное государство. Делится на штаты и султанаты. Султаны каждые 5 лет избирают монарха.

В Таиланде был военные авторитаризм. Сейчас гражданская форма правления.

ОАЭ - это страна состоит из 7 эмиратов. И 7 эмиров собираются и избирают своим председателем на пятилетней срок одного из эмиров. В отличие от Малайзии здесь не очередность.

Своеобразная монархия существует и в ряде мусульманских стран, что связано с концепцией Халифата.

Для маленьких африканских стран характерно - создание совета племенных вождей.

Кроме того существует Вестминстерская монархия, где главой государства признается королева ВБ.

Надо ли сохранять монархию или нет? - количество монархий поубавилось, монархии пали в Греции, Румынии, Болгарии и так далее.

Вопросы об отмене монархи поднимался и в Бельгии и в ряде других стран.

В 70е годы были совершены государственные перевороты в ряде стран Азии (Иране, Ираке, Ливии) и в Африке (Эфиопии).

В Бразилии тоже поднимался этот вопрос и даже выносился на референдум, однако население не поддержало установить монархию.

В Австралии хотели своего президента, а не чтобы у них монарх был королева ВБ.

Республика

Законы издаются при обязательном участии парламента, управление осуществляется под контролем парламента. Политическое значение состоит в том что она несравненно больше способствуют политическому просвещению населению чем монархия. Высшие органы государства формируются либо непосредственно избирателями либо выборными органами. Каковы признаки республики:

Глава государства - президент. Избирается на определенный законом срок. Президент избирается различными способами.

Республика делится на:

• Президентскую

• Республиканскую

Президентская республика

Глава государства - президент, избираться может или прямыми выборами либо выборщиками. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется президентом без учета расстановки политических сил в парламенте. В этой связи президентские выборы являются в таких странах важнейшими выборами. Президент назначает министров как правило из представителей своей партии. Правительство формируется президентом и ответственность несет перед президентом. Тут нет должности премьер-министра, президент и глава государства и глава правительства, имеет решающий голос при принятии решения.

В некоторых странах где есть должность премьер-министра - это является административной должностью. В президентских республиках существует четкое разделение властей. Это проявляется в том, что президент не может распустить парламент, а парламент не может отправить в отставку министров. В отдельных странах можно выразить вотум недоверия премьер-министру. В отдельных странах (США) государственных секретарей, судей президент назначает с согласия верхней палаты. Для президентской республики характерно разделенное и совпадающее правление. Президентская республика сочетает принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов. Этой форме правления характерно:

• Сосредоточение большинства важных полномочий в руках президента

• Практическая независимость от законодательных органов исполнительной власти

• Соединение в одном политическом институте полномочий главы государства и главы правительства.

Есть такое понятие «суперпрезидентская республика». Это понятие было характерно для многих стран Латинской Америки. Однако позиции президентов в этих странах за последнее время сильно ослабились. Это понятие было характерно и для стран тропической Африки в 80е годы, такие как Ганна, Гвинея, Заир и другие страны, здесь суперпрезиденство ещё объяснялось тем, что президент skyне только главой государства и главой правительства, но и лидером партии. В таких странах как Заир, Уганда - у власти фактически находились пожизненные президенты.

В последние годы произошло смягчение президентских республик, то есть произошло усиление роли парламентов и снижение влияния президентов, это характерно для Португалии, Финляндии.

В отдельных странах предусматривается ответственность министров перед парламентом. И считается что для таких республик присущи элементы парламентарных республик.

В некоторых странах сложились полупрезидентские республики. Примером является Франция.

Парламентарная республика

Признаки парламентарной республики:

• Президент - выборное лицо.

• Законодательная власть принадлежит парламенту

• Правительство формируется парламентом

• Президент назначает членов правительства которых предложил лидер правящей партии.

• Ответственность правительства перед парламентом.

• Глава государства не свободен в выборе премьер-министра.

Президент единолично назначает тех лиц, которые указаны в законе. В большинстве стран президент является чисто номинальной фигурой.

В последнее время очень заметно наблюдается одна характерная особенность присущая некоторым республикам зарубежных стран. Наблюдается в некоторых странах «семейная республика». Например, корейская народная доминиканская республика. Другая страна - Куба, Был Фидель Кастро, сейчас Рауль Кастро.

Мусульманское духовенство, в Иране имеется избранный президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства. Пост руководителя государства принадлежит духовному лицу.

Политико-территориальное устройство

Территориальное устройство и иные формы государственного устройства.

Во многих странах существует проблема с организацией публичной власти и организацией государственного устройства. Дело в том, что государства за рубежом, как, впрочем, и Россия, не имеют целостной территории. Некоторые государства имеют островные территории. Во многих государствах проживают лица с разным национальным и лингвистическим составом. Естественно возникновение таких регионов говорит о том, что многие будут требовать расширения своих прав, обосновывая это своим особым национальным, территориальным или лингвистическим фактором. Центральные органы в ответ стараются либо концентрировать власть в центре, либо распределять ее на местные территории.

В новой большой теме проблема связана с территорией государства.

Территория государства - это не только собственно территория, суша, но и воздушное пространство над сушей, водное пространство. Это регулируется не только национальными нормами, но и нормами международного права. Территориальное устройство, или территориальная организация государства, - это система взаимоотношений между государством в целом и территориальными составными частями, точнее говоря, их населением и действующими там органами публичной власти. Говоря о ФГУ, речь идет об отношениях по вертикали.

Конституции закрепляют целостность территории. Иногда конституции подробно описывают территории. В КРФ это не подробно. Но есть яркий пример - конституция Мексики, глава 2 «О составных частях государства и государственной территории»: территория государства включает территорию штатов, территорию островов, территорию рифов и островков. Это острова Гваделупа. Это континентальный шельф и зона морского дна островов, островков. Это зона территориальных морей, в соответствии нормами МП и НП, это воздушная территория, в соответствии с нормами МП и НП. В ст.2 или 3 конституции Демократической республики Вьетнам говорится, что территорией государства является вся территория, включая и Южный Вьетнам. К этому единству Вьетнам шел долго, воюя то с французами, то с американцами. В конце концов образовалась единая социалистическая республика. Руководство КНР считает до сих пор, что Китай должен быть единым, включая республику Тайвань. Ст.2 Конституции Ирландии говорит, что территория республики Ирландии - весь остров. Когда Ирландия стала суверенным государством, Великобритания отколола кусок от Ирландии, включив Северную Ирландию в свой состав.

Проблема территории имеет очень важное практическое значение. Сколько непризнанных государств существует сегодня.

Конституция Германии 1949 года в преамбуле включает положения о том, что данная конституция распространяется на всех немцев (т.е. подразумевалось, что ГДР будет включена в территорию ФРГ), рассчитывая на 2020-е годы. Когда произошло объединение Германии, точнее поглощение ГДР, конституция была просто немного изменена. Новой конституции не было разработано.

Что касается ФГУ, мы исходим из того, централизованное это или децентрализованное государство. Государства делятся на унитарные и федеративные. Говоря о централизации, степень централизации и децентрализации в этих государствах различна. Может и унитарное государство быть децентрализованным, и федеративное, а может быть и наоборот.

При централизации главную роль играют представители центральных органов, которые имеют значение в сфере контроля за работой местных органов. В условиях демократического государственного режима предпочтение должно отдаваться децентрализованным государствам. Естественно, степень эта складывается в соответствии с расстановкой политических сил в центре и в регионе. Но и в унитарных государствах степень централизации различна.

Унитарная государственная форма означает, что в составе государства нет составных частей, которые выступали бы как государственное образование. Компетенция центральных органов здесь распространяется на всю территорию. Государственное управление осуществляется с учетом того административно-территориального деления, которое существует в стране. А оно устанавливается центральными органами государства.

В системе унитарных государств принято различать государства централизованные и относительно децентрализованные. Суть открыто-централизованных государств: Финляндия, Иран, Швеция, Норвегия, Франция, Нидерланды. Важную роль играют назначаемые из центра чиновники, которые являются носителями исполнительной власти на местах. Остро-централизованные государства: Финляндия делится на губернии и на комунны. В комуннах есть представительные органы, а в губерниях назначается чиновник из центра. Нечто аналогичное существует в польских воеводствах, где есть «сеймики». Отголоски жесткой централизации есть в Болгарии, где есть администрация округов.

Во Франции в регионах есть свои представительные органы. Суперпрефект в регионах, префект и супрефект для ряда коммун.

Наиболее децентрализованные государства не имеют в регионах назначаемых правительством чиновников. Уровень территориальной демократизации здесь выше. Большей децентрализацией обладают те государства, где регионы получают особый статус. Это касается тех территорий, которые имеют иной национально-лингвистический состав или иное географическое положение (Корсика - французская территория, Азорские острова удалены от Португалии).

• В таких регионах создаются свои парламенты и свои органы исполнительной власти.

• Парламенты в них вправе принимать законы по вопросам, входящим в их компетенцию, действие которых распространяется только на территорию данного автономного образования.

• Правовое положение данных автономных образований регулируется либо конституцией, либо отдельными законами.

Признаки унитарных государств:

• Единая территория

• Единая конституция

• Единое гражданство

• Единая система государственных органов

• Отдельные области не признаются государственными образованиями

• Органы этих образований не относятся к системе высших органов.

Что касается автономии, унитарные государства делятся на 2 группы:

• Государства с единичными автономными образованиями (Финляндия, Дания, Португалия, Франция и др.)

• Государства с многочисленными автономными образованиями (территория вся состоит из автономных областей: Италия - 20 областей, Испания - 17 областей, КНР - более 100 областей).

Государства с единичными автономными образованиями

В автономных образованиях расстановка политических сил нередко бывает иной, нежели в стране. В автономиях наряду с общенациональными партиями часто действуют свои региональные партии или движения. В правительстве этих образований может быть совершенно иной состав. В стране Басков есть своя партия, Шотландия имеет свою партию, существует Курдская народная партия.

Остановимся на отдельных странах более конкретно.

Финляндия.

Автономным образованием в Финляндии выступают Аландские острова, они же Аланды. Политическое положение менялось. Когда Финляндия была в составе Швеции, Аланды тоже туда входили. Но когда Петр I победил в Северной войне, забрал их. Он построил там крепость-блокпост перед Кронштадтом. Во время Крымской войны французская и английская эскадры подошли к этим островам и разрушили все крепости. Со временем Финляндия отделилась от Швеции, а затем и от молодой Советской России (в 1918 году). Стал вопрос об Аландах. По настойчивому требованию Лиги Наций было принято решение о передачи Аландских островов Финляндии. Конституция 1919 года предоставила Аландским островам автономию. Но учитывая, что конституция была из нескольких актов, признавалось, что автономия законодательная. Шведы на территории Аландов составляют около 6% населения. Государство обеспечило равноправие народов.

• Был установлен принцип двуязычия.

• Все предложения парламент и правительство составляют на двух языках, если это вносит правительство

• Рядовые депутаты вносят предложение закона на любом языке, а эдускунта переводит законопроект на другой язык. Это положение закреплено и в новом Основном законе 1999 года.

• В суде каждый гражданин может изъясняться на родном языке.

• Служащие в школах и институтах, чиновники должны знать два языка.

Половина шведов двуязычна, но финны только на 6-7% владеют шведским языком. Из всех президентов Финляндии кажый владеет двумя языками. На островах действует своя партия со своими предствителями.

Ныне действующая конституция закрепляет два государственных языка.

Кроме того, власть должна удовлетворять культурные потребности на одинаковых принципах. Надо поощрять языки и культуру иных народов.

Параграф 120 называется «Автономия Аландских островов». В этой стране существует конституционная автономия.

Ныне правовой статус Аландов регулируется законом 1991 года (с 01.01.1999).

На Аландах есть:

Парламент (избирается населением). Вопросы таможенной политики, уголовное и гражданское право, судебная практика, оборона, безопасность, МО - в руках центра

Парламент избирает правительство

Парламент избирает лицо в эдускунту.

С другой стороны, Президент назначает полномочного предствителя.

Аланды имеют автономию с выраженным национальным фактором: собственная экономическая, политическая структура, своя языковая культура в рамках унитарного государства. Закон 1999 года детально регулирует все вопросы самоуправленческой деятельности Аландов - это «миниконституция». Он стоит выше других региональных законов. Этот закон разрабатывается Аландами, обсуждается и принимается и отправляется в эдускунту. Губернатор назначается с дополнительного согласия.

Законодательные полномочия Аландов делятся на собственные и делегированные. Парламент Финляндии может делегировать часть полномочий. Одной из составляющих автономии является финансовая система.

Что касается некоторых других вопросов, то Финляндия военнообязанных, призванных на службу, отправляет вести обучение на родном языке. Еще на Аландах есть свой флаг, герб, почтовые марки. Марки очень ценятся.

Другое государство - Датское королевство.

Фарерские острова, Фареры и остров Гренландия. Автономия островам была предоставлена в 1948 году по закону об их правовом положении:

• Группа А: компетенция центральных органов Дании

• Группы Б: компетенция Фарерских островов.

Есть свой парламент, есть компетенция, есть вопросы. Фареры избируют двух депутатов в фолькетинг Дании.

На Фарерах два государственных языка: датский и фарерский. Более того, там даже есть своя валюта - фарерские кроны. Их, правда, не принимают даже в Дании, не то, что в Европе.

Остров Гренландия.

Это островок площадью 2 миллиона с лишним километров, в основном покрытый льдами и снегом. Население около 60000 человек. Два языка: эскимосский и датский. Своей валюты нет.

До 1953 года Гренландия была колонией Дании, в 1953 году статус упразднили и включили в состав. Большинством голосов в 1953 году датский парламент принял закон о расширении внутренней автономии Гренландии. Органы те же самые, назначается представитель и два депутата идут в парламент Дании.

Закон о Гренландии тоже состоит из нескольких частей:

• Закрепление полномочий Дании

• Закрепление полномочий Гренландии

В конституции Дании не говорится о предоставлении автономии. Речь идет только о представительстве депутатов в датском парламенте. Т.е. автономия тоже только законодательная.

У парламента законодательные полномочия:

• Вопросы, решения по которым принимает Парламент Дании

• Вопросы, решения по которым передаются центральными органами автономным территориям.

Датский парламент при сотрудничестве с гренландскими властями принимает важные решения.

В отношении тех стран, к которым Гренландия имеет экономические интересы, можно назначать специальных представителей для защиты этих интересов. Они входят, например, в ООН.

Нужно подчеркнуть и то обстоятельство, что Дания - член ЕС. Но Фареры и Гренландия не являются членами ЕС. Отношения этих территорий с ЕС регулируются своими специальными соглашениями. Особые соглашения заключены по вопросам рыболовства, в т.ч. с Российской Федерацией.

Говоря об автономии в странах Северной Европы, нужно подчеркнуть этнический фактор образования автономий в этих странах. Для них характерно то, что наблюдается поддержание лингвистических связей между коренным населением островов и Данией. Большое внимание уделяется сохранению их родного языка, традиций и обычаев.

В последнее время раздаются голоса прежде всего правых экстремистских партий, чтобы путем переговоров создать государства из нынешних автономных образований. Ни одна страна не согласится дать часть своей территории, чтобы создать новое государство. В последнее время в этих странах наметилась тенденция к независимости (активность националистических партий). Население этих автономий живет на значительных дотациях государств. В последнее время вокруг Фареров и Гренландии нашли нефть и газ. Это большие деньги, которые и зарабатывают, и воруют. Это энергоносители. Обнаружили и драгоценные металлы. Проблема отделения - лишь гипотеза.

Что касается Португалии, находящейся на берегу Атлантики (крайняя точка Европы там находятся), в ее составе есть два автономных образования: Азорские острова (Азоры) и архипелаг Мадейра.

Автономия Португалии является конституционной, она урегулирована конституцией этой страны, эти острова пользуются автономией с 1976 года. Но закон об автономии был принят парламентом (Собранием) республики только в 1987 году. Этот закон пересмотрел автономию в части Азоров, значительно расширив самостоятельность органов власти в этой стране. Административный режим этих островов определяется их географическими, экономическими и социальными условиями, а также давним стремлением населения островов к автономии.

Следующий пункт статьи закона говорит о целях автономии. Одна из важнейших целей - укрепление национального единства и солидарности между всеми португальцами. Единство государственной территории, т.о., непоколебимо.

Правовое положение автономных образований в законах вырабатывается в органах автономий, а затем проекты передаются на рассмотрение парламенту Португалии. В автономиях есть парламент, избираемый населением, правительство, формируемое из депутатов автономной ассамблеи, с учетом расстановки политических сил в парламенте. Правительство несет ответственность перед ассамблеей. Во главе правительство стоит председатель, назначаемый правительством из центра. Министр республики, осуществляет контроль за исполнением актов центральных органов и т.п. Он назначает и отстраняет от должности членов правительства по представлению председателя правительства.

Законы проводят четкое размежевание компетенции между центром и автономии. В Конституции (ст.229) есть перечень вопросов, отнесенных к компетенции автономных областей. Он велик. С другой стороны, конституция дает перечень вопросов, которые относятся к компетенции центральных органов. Автономия может ставить целью обеспечивать демократическое развитие своей территории, активное участие граждан в политической и прочей жизни страны. Иначе говоря, структура высших органов автономных образований, как и в других странах, создается по одному и тому же образцу.

Министр республики имеет значительные права: он может опротестовывать законы. Что касается президента республики, он вправе приостанавливать деятельность органов автономных образований, в случае необходимости даже распускать парламент.

Как и во всех странах, где есть автономные образования, автономии требуют расширения своих прав. Особенно остро стоит вопрос получения автономией субсидий и увеличения денежных средств для автономий. СМИ сейчас заговорили о «прогрессивной автономии» в Португалии. Мэр города подразумевает периодическое обновление статуса путем принятия законодательных актов путем расширения полномочий региональных ассамблей в целях расширения их полномочий. Некоторые законодатели выступают за ограничение полномочий министра республики (представителя центральных органов).

Еще есть Франция.

Со стороны Франции можно доплыть до Корсики. Но проще это сделать из Италии. Корсика состоит из двух департаментов, управляемыми соответствующими местными органами. Но корсиканцы, очень гордящиеся Наполеоном Бонапартом, утверждают, что они не французы, а корсиканцы. Они требуют закрепления особого правового статуса своего региона. Левые партии (социалисты, коммунисты и левые радикалы) в своих предвыборных обещаниях стали говорить, что если они придут к власти, Корсика получит подобие автономии. Действительно, когда Миттеран пришел к власти, был принят закон о правовом положении Корсики. Но принятие этого закона длилось долго и напряженно, т.к. корсиканцы настаивали на том, чтобы в законе написать норму о том, что есть корсиканский народ. Долгие усилия в жестко централизованном государстве привели к франкизации региона. Министр внутренних дел вынужден был 18 раз летать на Корсику для урегулирования проблем. Был принят закон 309 голосами против 263 с гибкой формулировкой: Французская республика гарантирует корсиканскому народу - части французского народа автономию, если они не будут наносить ущерб целостности и единству французского государства. Этот закон нашли не соответствующим конституции в той части, что он отделил корсиканский народ. Предоставление статуса корсиканцам дало бретонцам мотивацию требовать автономии. Окситания тоже стала говорить, что ее жители не французы, а окситанцы.

Французская газета «Юманитер» напичатала краткую заметку о том, что положение, существующее в СССР, действительно многонациональном государстве, на почву Франции - единого государства с единой французской нацией. Надо очень осторожно относиться к этому. Много лет назад вышел учебник по КПЗС, где наши авторы применительно к Болгарии написали, что там существует не только болгарское население, но и турецкоязычное.

Учитывая, что на Корсике два департамента, Французское руководство решило сократить там аппарат управления. За проект высказалось только 0,02% избирателей. Объединения не произошло.

Только окситанцы поднимают вопрос о признании их языка официальным, но это очень проблематично.

Страны с многочисленными автономными образованиями

Это страны, где вся территория разделена на автономии.

В число этих стран относятся две теплых страны: Италия и Испания. Автономия в этих государствах является конституционной, но закрепление правового положения автономий шло по разному. В Италии в конституции перечислено 20 областей поименно. Они разделены на две группы: 5 областей (Сицилия, Сардиния, Валь д'Аосте, Приули Венеция Джули, Франтите Альтеадидже - две островные, три - инонациональные). Для каждой из этих пяти автономий принимается собственный статут и утверждается принятие конституционного закона. Что касается остальных 15 областей, то итальянский парламент принимает один статут для всех - общий, утверждаемый обыкновенным законом. Реализация автономии в Италии шла долго с 1947 года. Полная реализация была осуществлена в 1970 году на основе закона 1967 года, предоставившего автономию пяти областям.

Конституция перечисляет органы государственной власти в автономии: Областной совет (собрание на Сицилии), областная Джунта (председатель во главе. Раньше избирался областным советом, с 2000 года - населением путем прямых выборов). В каждую область назначается правительственный комиссар (государственный на Сицилии), осуществляющий надзор за деятельностью этих органов. Областные советы издают областные законы, устанавливают местные налоги, но издают их по ограниченному кругу вопросов. В Сицилии областные законы оспариваются в специальном органе - верховном суде Сицилии. Этот суд наполовину состоит из лиц, назначенных Италией, наполовину - областным советом Сицилии. Этот суд находится не на Сицилии, а в Риме. Конституция разрешает правительству распускать областной совет, если это нарушает законы страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.