РУБРИКИ

Конституционное право зарубежных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Конституционное право зарубежных стран

Тренто Альте Адидже делит полномочия областного совета и двух внутриобластных советов. Тут проблема между южнотирольцами (немецкий язык и итальянский язык). Статут в Тироле закрепляет вопросы касательно культуры народов.

Поставлен вопрос о предоставлении Венеции особого статуса (из 15 перевестись в первую группу), но в 1999 году парламент отклонил запрос Венеции.

Представительство центра в областях. Области тоже представляют свои интересы в центральных органах. Каждая область, в зависимости от численности населения, избирает своих представителей в Сенат Италии. Сейчас, говоря об Испании, можно сказать, что вопрос о представительстве верхней палаты в Сенате решается иначе.

Испания

Автономия была упразднена по окончанию гражданской войны. По окончанию режима Франко король вернулся. За автономию стали выступать исторические области.

Процесс шел постепенно, в соответствии с конституцией (там нация, страна - единое и неделимое отечество, состоящее из национальностей и регионов, имеющих право на автономию. Никак не определено, что такое нация, национальность или регион. Не объясняется, у кого больше прав из этих субъектов). Понятие нации относится ко всей Испании, а к населению исторических регионов применяется понятие национальности - признание неполной государственности, т.е. автономии. В Испании конституция, закрепляя автономию, не дает поименный перечень областей. Просто говорится об автономии. Пограничные друг с другом провинции могут создать автономии. Если 5 провинций ставят данный вопрос, то абсолютное число голосов должно быть в каждой провинции. Следующий вопрос при ненабрании голосов можно поставить только через 5 лет.

В Испании сегодня существуют 17 региональных автономных образований. Эти региональные образования представляют следующее:

3 созданы национальностями (Каталония, Страна басков, Галисия)

2 созданы национальными общностями (Валенсия и Андалусия)

12 остальных созданы территориальными регионами по описанному принципу. Все регионы должны идти своим путем.

Правовое положение областей:

Для каждого автономного образования принимается статут путем создания органического закона. В последнее время автономные области стали все более и более настаивать на расширении их полномочий, прежде всего финансовых, а также вопрос о внешнеэкономических связях с пограничными государствами. Каталанцы приняли закон, названный конституцией Каталонии, вместо закона 1979 года в июне 2006 года. Страна басков тоже сегодня решает этот вопрос. В соответствии с конституцией, автономии нельзя передавать вопросы финансов, военной и внешнй политики.

Ст.148 дает перечень вопросов, отнесенных к компетенции области - 22 вопроса. По истечении 10 лет можно продолжать расширять полномочия.

Ст.149 дает перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению государства (похоже на федерацию).

Полномочия более детально закреплены в статутах кажой области.

Есть парламент (ассамблея), правительство, формируемое из партий, имеющих большинство. Ассамблея избирается по пропорциональной системе. Правительство (совет) выполняет административные функции. Формально председатель правительства назначается королем. Есть еще высший суд правосудия. Органы аналогичны всем органам автономных образований.

Регулирование: КС Испании, органы административной юстиции, Счетная палата и т.д. их представители есть в автономиях.

Различия автономии в Италии и Испании

• В Конституции Испании нет перечня автономных единиц.

• В Италии области создаются директивным путем, в Испании ставится вопрос о волеизъявлении граждан

• В Италии имеются области с четко выраженным компактным проживанием национальных меньшинств. Идентичность населения не вызывает сомнения. Баски, каталанцы, галисийцы рассеяны по территории всей страны. Прежде всего деление производится не по видам, а по способам получения автономии.

• Особые права имеют области со специальным статутом в Италии. Но в Испании в статутах закреплены особые полномочия тоже.

• В Италии есть области с максимальной автономией и с минимальной автономией. В Испании максимальную автономию имеет только страна басков.

• На практике по-разному решается вопрос о степени вмешательства центральных органов в деятельность органов власти. Центральные органы не вмешиваются в Испании в дела автономий.

Регионализм, по новым учебникам, считается формой перехода от унитаризма к федерации. Но что касается правительства Испании и Италии, они не очень хотят слышать об этом. Они выступают за единое унитарное государство.

Страна басков беспокоит Испанское государство все больше.

В Испании принят пакт о гармонизации национально-региональных отношений. Главный смысл: недопустить конфронтации и столкновения по такому вопросу, как отношения между автономными образованиями.

Что касается представительства автономии в центральных органах, в Испании иной подход. В Италии Сенат формируется в зависимости от численности жителей областей. В Испании Сенат, верхняя палата, формируется по территориальному принципу. Сенаторы там - представители территорий, от которых они избираются. Можно провести классификацию автономий по самым различным признакам.

Великобритания.

По населению ВБ неоднородна. Шотландцы, уэльсцы, северные ирландцы отрицают свое британское гражданство. Ставились вопросы о предоставлении автономии этим народам. Если во время референдума относительное большинство населения одобрит этот закон, им будет предоставлена автономия. Но при подсчете оказалось, что 40% не набралось нигде. После этого наступила тишина. Она была недолгой. Когда лейбористы решили дать бой на выборах консерваторам, правые силы пообещали автономию. И в 1997 году было проведено голосование референдумом (76% голосов за отделение в Шотландии, 50,6% в Уэльсе). В регионах создали небольшие парламенты. Парламент Шотландии получил широкие полномочия. Положение же уэльсского парламента подразумевают лишь расширительное толкование британских законов. Издание для него недоступно. К компетенции отнесено просвещение, культура, спорт, жилищное строительство и еще несколько. На выборах большинство мест должны были получить националистические партии. Но предпочтение отдали лейбористам.

Наконец, еще одна автономия - Северная Ирландия. Здесь ситуация сложная. Начиная с кризиса 60-х годов введено прямое правление. Затем опять вводится ассамблея и правительство, потом опять роспуск и прямое правление. Националисты хотят, чтобы Ольстер вошел в состав Северной Ирландии. В Конституции указано, что автономией обладает весь остров Ирландия. В конце концов работу статьи прекратили, потом опять вводилось прямое правление. Об автономии можно говорить, что она номинальна. «Трех вещей остерегайся: копыта лошади, рогов быка и улыбки англичанина».

Кроме тех автономий, которые мы разобрали, есть культурно-национальная и персональная (проживание немцев в Дании, датчан в Германии). Есть корпоративная автономия. В Скандинавии проживают компактно саами. Здесь созданы законодательные, исполнительные органы этих народов (культура, быт, язык, промыслы, развитие рыболовства, оленеводства). Создан полярный совет (Финляндия, Норвегия, Швеция). В Мурманской области эта проблема не решается.

Федерации в зарубежных странах

Является следующей формой децентрализации. В федеративных государствах существ3ует 2 группы отношений:

• Между федеральными органами и органами штатов

• Между органами штатов и местными органами

Субъекты в зарубежных странах называются по разному. Наиболее распространенные - штаты. Также бывают провинции, земли и другие.

Территория федерации кроме штатов могут включать владения (Венесуэла), федеральный исторический округ (Колумбия). Ассоциированные государство занимает особое положение.

Количество федераций меняются. К числу распавшихся относят - СССР, Чехословакия, Возникшие - Бельгия, Непал, Гималаи. Применительно к федерации в Европе - Бельгия Австрия, Швейцария, Сербская, Хорватская Мусульманская Федерация Боснии и Герцеговины. Азия - Малайзия, ОАЭ, Новый Непал, Америка - Бразилия, Аргентина, Америка, Канада, Мексика. Африка - Нигерия, Танзания, Эфиопия. Австралия - Папуа, Новая Гвинея и другие.

По уровню экономического, политического развития это далеко не одинаковые страны.

Причины установления федеративных форм правления:

• Исторические причины возникновения федерации.

Примером таких исторических причин можно привести США, Германию, Швейцария.

• Федерация бывает возникает с учетом национально-лингвистических причин. Каждый из народов стремится создать свое государство, чтобы сохранить самобытность. Пример: Индия, Нигерия, Бельгия, Эфиопия.

В некоторых странах количество субъектов меняется в зависимости от различных обстоятельств

Много штатов создаются с установленным законом порядком. Иногда закон это предусматривает. В Мексике предусматривается что в штате не может менее 120 тысяч человек. В Эфиопии предусматриваются стадии образования нового штата, в частности:

• Удобрение предложения двумя третями совета штата

• Этот вопрос выносится на референдум. Население данной территории должно высказать свое отношение.

• Решение совета штата о передачи полномочий новым органам. Это решение происходит после решения верхней палаты, которая решает этот вопрос.

Создание новых штатов характерно и для многоязычных государств. Во Франции образовался новый штат Юра.

• Федерация иногда является переходной формой к унитарным государствам. Пример: Камерун, в ней большинство граждан высказалось за унитарное государство.

Наряду с образование есть и распад. Это Югославия, Чехословакия, СССР.

Признаки зарубежных федераций:

• Суверенитет. Субъекты не обладают полным суверенитетом

• Вопрос о конституциях субъектов. Вопрос о конституциях штатов решается по-разному. В одних странах наряду с федеральной конституцией есть и конституция субъектов, В других странах наоборот нет конституций, например, Бельгия, Индия (за исключением одного штата), Нигерия.

• Гражданство. Сало субъектов имеют своё гражданство. В США все штаты имеют свое гражданство. Но в большинстве стран гражданства у субъектов нет.

• Наличие собственных высших органов государственной власти, а в некоторых странах и судебной системы. В США есть своя судебная система у штатов, органы государственной власти субъектов строятся аналогично федеральным органам государственной власти. Та же ситуация и с судебной системой. Но в ряде федераций отдельные должностные лица назначаются из центра. В США губернатор выборный, в Индии назначается правительством, формально президентом.

• Представительство субъектов центральных федеральных органов. В одних федерациях каждый субъект имеет равное представительство. В других по другому, например от численности населения субъекта - пример, Германия, Канада и другие. Индия - своеобразное решение представительства - некоторые недопредставлены а другие перепредставлены. В некоторых странах кроме избрания от штатов ещё избираются представители от федеральных округов или отдельных территорий. В большинстве случаев представители верхней палаты избираются, но есть и такие в которых назначаются (Германия). Бывает смешанный способ. Конституции некоторых стран формируют верхние палаты от различных народов.

В зарубежных странах три перечня разграничения компетенции (федеральная, совместная, субъектов). Но размежевание происходит по разному.

• Федерации, в которых законодатель закрепляет две сферы:

• Компетенция федерации

• Компетенция субъектов

Например, в Эфиопии основные вопросы относятся для федерации, а всё остальное для субъектов. Есть также когда перечень вопросов - субъектам а остальное федерации.

• Федерации, в которых три уровня:

• Федеральная

• Совместная

• Компетенция субъектов

В Бразилии в размежевании компетенции участвуют не только штаты, федерация, но и муниципии.

В Федерациях иногда наблюдаются и централистские тенденции. Это отражается в таких институтах - институт федеральной интервенции, федеральное принуждение. Таким образом, централизация выражается в обычном конституционном контроле, специальном и другие. Эта тенденция проявляется во всех странах

Проблема языка существует в Канаде, Бельгии, Швейцария. Это многоязычные страны.

Вопрос о некоторых проблемах в отдельных зарубежных федерациях

Сецессия - это право на выход из состава федерации. В Конституции СССР 1936 года было закреплено право на сецессию, но никто не воспользовался. В следующей конституции эта статья была исключена. Нынешняя конституция тоже о сецессии ничего не говорит.

Что касается зарубежных стран, то этот институт не закрепляют. В США - это единство Америки. В Мексики были попытки выхода, но они были подавлены. В 19 веке католические кантоны в Швейцарии намеревались выйти из состава федерации, но эти попытки не увенчались успехом. В 20м веке проблема выхода и состава федерации имела место в Нигерии, но также не получилось. В некоторых странах выйти из состава федерации удавалось некоторым штатом. Например, Из федерации Бангладеш хотела выйти Бенгалия. Мирные переговоры не увенчались успехом, и с помощью вооруженного противостоянии они организовали страну Бангладеш.

В своё время южная часть Эфиопии вела вооруженную борьбу за независимость. Имел ли место выход из состава федерации мирным путем? - Сингапур вышел мирным путем из состава Малайзии. Македония вышла из состава федерации Югославии. Согласно конституциям и реалиям сецессию можно разделить на:

• Вооруженную сецессию

• Мирную сецессию

В одной единственной стране - Эфиопии закреплено право выхода из состава федерации субъекта. При этом четко расписывается порядок выхода. Выход может быть осуществлен путем следующей процедуры:

• Требование сецессии должно быть поддержано большинством 2\3 всех членов законодательного совета данной нации

• После этого в течение 3х лет федеральное правительство обязано организовать референдум на данной территории и требование сецессии должно быть поддержано абсолютным большинством избирателей

• Сецессия фактически осуществляется после того как принято разделение материальных средств в соответствии со специальным законом принятым парламентом Эфиопии

Проблемы выхода возникала и в Чехословакии - разделились на Чехию и Словакию.

Югославия - распад произошел не без участия НАТО, которые бомбили Белград.

Проблемы существуют в отдельных странах. Например, в Индии, в цивилизованных странах. Остановимся на Канаде и Бельгия

Канада - федерация, состоит 8 англоязычных, одна франкоязычная, остальные 2 двуязычные провинции. Конфликт между разноязычными провинциями. В Канаде по конституции закреплен один официальный язык - английский, этот вопрос был решен положительно и был принят закон о двуязычии. Французский тоже стал официальным языком. Потом закрепили и в хартии прав и свобод. Квебек требовал для себя особого правового статуса. Дело дошло до того что в 1980 году был проведен референдум и 40,5% избирателей высказались за выход из федерации. Парламент Квебека принял закон №101 согласно которому единственным официальным языком Квебека является французский язык. Последствия были существенные так как после принятия этого закона сразу 60000 англоязычного населения покинули Квебек, спустя пять лет ещё 40 тысяч покинули Квебек. Остальные смирились, что нужно учить второй язык. Половина чиновников - не французы. Дело доходило до парадокса, когда знаки обозначались на французском языке. Этот закон признан не конституционным. Но квебекцы на этом не успокаиваются и они требуют предоставления Квебеку статуса особого сообщества. Квебек отказывался ратифицировать новую конституцию и переговоры шли долго. Снова квебекцы поставили вопрос на референдум за расширение своих прав. И население 47% поддержали, а 53% выступили против.

Квебекцы снова провели референдум об отделении от Канады и на этом референдуме за это отделение выступили 49,4%. Выход нашли такой: парламент Канады принял закон, который запрещает проведение референдума на территории Квебека по вопросу об отделении от Канады.

Бельгия

Фландрия выступала за признания недерландского языка в качестве официального. Они своего добились. После войны Волония стала требовать равенства с Фландрией. Началось изменение конституции. Были созданы лингвистические районы. В итоге ситуация вроде бы нормализовалась. Но затем снова начались противоречия между волонами и фламандцами. Фламандцы выступают за отделение и создание независимого государства. Таким образом проблема остается.

Что касается других регионов мира то тоже есть проблемы. Например Шри-Ланка.

Здесь противоречия существуют между Сингальцами и Тамилами. Война между ними унесла где то 70 тысяч человеческих жизней. Война была прекращена. Началась выработка создания федеративного государства на основе принципа самоопределения в рамках единого государства в соответствии с декларацией принятой в Осло.

Кипр

Греки-киприоты и турки-киприоты. Между ними противостоянии. Они разделены. Фактмчески остров разделен на две части. Турция провозгласила северную территорию Кипра северной федеративной республикой КИПР.

Курдское население

Проживают в многих странах, Большинство в Турции и Ираке. Во времена Хусейна курдам была предоставлена автономия и они имели представительство. В нынешнее время автономии нет. Турецкие курды выступают за автономию, но правительство Турции на это не идет и подавляет такое желание. Наиболее крайние правые требуют создание независимого Курдистана.

ВИДЫ

• По способу образования федерации

• Договорные

• Конституционные

• По структуре

• Симметричные. Германия

• Ассиметричная. Турция

• Централизоанные

• Нецентрализованные

• По территориальному признаку

• Лингвистический признак

• Территориальный признак

• По национальностям

• Многонациональные

• и не многонациональные

Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Избирательное право и избирательные системы имеют очень важное значение в любом демократическом государстве, так как на основе действующего законодательства регулируется порядок формирования государственных органов. Выборы - атрибут демократического государства. Основные принципы избирательного права завоеваны в результате упорной борьбы. Акты регулирующие избирательное право:

• Конституция. В общем виде регулирует

• Избирательные кодексы

• Избирательные законы

• Дргуие законы. Например, о политических партиях, о финансировании выборов и другие.

В демократических государствах избирается глава государства, представительные органы (парламент, региональные парламенты, местные органы). В одной стране глава правительства избирается населением - это Израиль. Когда речь идет об избирательном праве, то речь идет об избирательном корпусе. Избирательный корпус - совокупность граждан страны имеющих право голоса. Понятие избирательного корпуса значительно уже понятия взрослого населения страны. Ценз - это условия на основании которых гражданин должен участвовать в выборах:

• Имущественный ценз - практически его сейчас нет.

• Ценз грамотности - иногда говорят о цензе образования. Это умение читать и писать или толковать конституцию

• Ценз оседлости - проживание.

• Ценз пола, но не половой ценз. Женщинам практически везде предоставлено право голоса. В Европе последние страны предоставившие право голоса женщине Швейцария и Лихтенштейн

• Возрастной ценз

• Проблема с военнослужащими. В одних странах предоставляется всем военнослужащим, но в других странах право голоса предоставляется только лицам офицерских званий.

Регистрация избирателей бывает:

• Обязательной - списки составляют уполномоченными органами

• Необязательной - по закону обязанность включения в список лежит на самом избирателе.

В условиях проведения избирательных компаний важное место занимает выдвижение кандидатов. Может быть:

• Индивидуальные выдвижения

• Выдвигают зарегистрированные политические партии.

• Представлены в парламенте. Они спокойно выдвигают кандидатов

• Не представлены. Здесь требуются дополнительные условия

Применительно к выборам равное избирательное право является когда:

• Каждый избиратель имеет один голос. Ранее большее количество голосов предоставлялось тем, кто более богат.

• Кандидаты участвовали в выборах на равных условиях. В отдельных африканских странах этому принципу противоречил куриальная система.

• Депутат должен избираться от равного количества жителей, что бы были равные по численности жители и избирательные округа. Здесь имеются отступления, потому что и сам законодатель допускает отступления. Великобритания - средняя величина округа 560 тысяч 60 человек. Закон допускает отступления на 5-7%.

Выборы проводятся безусловно в условиях активной борьбы политических партий. Основную роль в избирательных компаниях играют политические партии.

Кто обладает пассивным избирательным правом?

В абсолютном большинстве стран возраст пассивного избирательного права значительно выше активного избирательного права.

Во многих странах не требуется ценз оседлости. Хотя в ряде законов говорится что кандидат должен проживать в субъекте или штате или избирательном округе. У нас ценз оседлости не предусмотрен.

Внесение избирательного залога кандидатом в депутаты: нередко за кандидата залог вносит политическая партия. Закон устанавливает что избирательный залог не возвращается если кандидат не получит минимум процентов голосов.

Избирательная компания

После выдвижения кандидатов начинается проведение избирательной компании. Включает два момента:

• Проведение агитационной компании

• Голосование избирателей.

Избирательная компания понимается и в широком и в узком. В широком - избирательная компания охватывает подготовку и проведение выборов. Часть мероприятий проводится государством. Но наиболее важные мероприятия проводят политические партии, а не государство. Потому как на выборах идет борьба не сколько между кандидатами, а между партиями.

Способы агитации:

Самые разные.

• Законодательство во всех странах предусматривает что партии могут вывешивать плакаты, щиты и так далее. В основном эти щиты пустые. В лучшем случае - на нем изображено лицо, или лозунг

• Предвыборные собрания. Когда то эти собрания играли очень большую роль, потому что не было так развито СМИ. Что касается нынешнего времени, то посещаемость таких собраний очень низкая. На такие собрания ходят когда снимаются очень большие залы и когда очень много людей, когда все превращается в шоу.

• СМИ играют очень важную роль. В частности это газеты. Не все политические партии имеют возможности в силу финансовых потребностей. Крупные политические партии издавая газеты крупными тиражами имеют возможности вести активную агитационную компании. Сейчас газеты уже читают меньше. Безусловно самой важным средством агитации является радио и телевидение. В последние годы в большинстве стран это важнейший источник агитации.

Законодательство зарубежных стран предусматривает ведение агитации. Три принципа:

• Предоставление всем кандидатам равных затрат на предоставления агитации

• Требование лояльного отношения к своим политическим противникам

• Невмешательство государства в избирательную компанию. Это у нас называется административный ресурс - когда должностные лица и мэры и другие начинают участвовать в избирательной компании.

Партии располагающими большими финансовыми средствами имеют больше возможностей для ведения избирательных компаний.

Законодатель регулирует вопрос о выступлении по радио и телевидению, возможность выступления зависит от места партии в партийно-политической системы, роли которой она играет в политической системе. Например, во Франции довольно демократический порядок - предоставляется равное время для выступления. В рамках этого времени партии распределяют между собой. В других странах - партии, которые не представлены в парламенте, чтобы выступить должны выступить не менее 75 депутатов.

Во многих западноевропейских странах телевизионные каналы принадлежат государству и как правило плата за выступление не взимается. Имеются нормы, которые устанавливают, что такое право предоставляется официально зарегистрированным партиям, а не индивидуальным выдвиженцам. Так, например, происходит в Италии. В Португалии закреплено в Конституции, что партии имеют равное время на выступление бесплатно на государственных и негосударственных каналах. В Великобритании первыми начинают выступать представители правящей партии, затем оппозиционной, а потом заканчивают снова представители правящей партии. Применительно к националистическим партиям Уэльса и Шотландии, то они могут выступать только в своих регионах. Все остальные имеют право выступать если были выдвинуты не менее 50 кандидатов от партии.

В США это платно - стоимость одной минуты - 200 тысяч долларов. Кандидаты стараются выступать с краткими заявлениями. Доминирующее положение на телевизионном рынке занимают три крупнейшие сети NBC, CBC, BBC.

Линкольн потратил на избирательную компанию потратил 50 центов.

Возможно возмещение расходов, но при условии если партия выдвинула определенное количество кандидатов, набрала определенное количество голосов.

Голосования

До дня голосования закон предусматривает день тишины. Обычно это 24 часа до начала голосования. В некоторых странах, например, 48 часов (Румыния). В это время никто не может вести агитацию.

Голосование производится либо с помощью бюллетеней, либо с помощью машин. Бюллетени делятся на:

• Официальные

• Неофициальные

В большинстве странах используется официальный бюллетень, бремя расходов государства, разрабатывается один бюллетень для всех партий. В них указывается название партии.

В других странах проводится жеребьевка и партия выступает не под собственным именем, а под номерами. В этом случае конечно труднее вести избирательную компанию. В тех странах, где значительная часть населения не грамотные, применяется эмблема.

В зарубежных странах можно голосовать не только лично, но и по почте. Голосование по почте в последнее время получило распространение в ряде стран, особенно в скандинавских. В Швеции примерно 30% голосовали по почте, в Финляндии примерно 25-30%.

В последнее время появился институт обязательного голосования. В последние годы у избирателей апатия. И процент явки стал очень низкий. Поэтому законодатель ввел обязательное голосование. В случае неявки на избирателя могут быть наложены санкции:

• Порицания

• Вывешивание фамилии на здание мэрии

• Штраф

• Нахождение в тюрьме.

В Австралии за неявку штраф 50 долларов. Сложности возникали в отдельных мусульманских странах. Виной тому женщины, а в избирательной комиссии сидят в основном мужчины. А женщина не должна показывать свое лицо. И стали думать, что делать. Было сделано предложение, чтобы в комиссию включать женщин.

В период с 1870 года первой мировой войны уровень посещаемости выборов между 40% и 80%. Этот рост продолжится между 2мя мировыми войнами. После второй мировой войны этот показатель достигает 90%. Эта активность поднялась за счет стимулирующих факторов (санкций). Чаще всего от голосования уклоняются молодые люди и люди престарелые. Меньшую активность проявляют и женщины.

Избирательные округа

Избирательные округа делятся на три вида с точки зрения территории:

• Одномандатные - избирается один депутат

• Многомандатные - избирается несколько депутатов

• Единый избирательный блок - когда не делится на округа

В некоторых странах (Румыния например) создаются избирательные участки отдельно для выборов в нижнюю и верхнюю палату.

В отдельных конституциях устанавливается перечень округов. Это характерно для Норвегии, Исландия и другие - маленькие страны.

Формирование палат парламента осуществляется на основе нормы представительства. Различается два вида нормы представительства:

• Твердая норма - закрепляется непосредственно в конституции. Твердая норма - это то, количество жителей, населения от которых избирается один депутат. Например, Бельгия. В ранее действовавшей конституции - один депутат избирается от 40 тысяч жителей.

• Подвижная норма представительства - при подвижной норме представительства в конституции закрепляется численный состав палат парламента. В новой конституции Бельгия закрепляется, что в парламенте 150 членов парламента. Здесь норма представительства вычисляется перед каждыми выборами.

Избирательные системы

Это способ определения результатов выборов. Избирательные системы имеет огромное значения для партий. Способ определения результатов выборов называется избирательной системой в узком смысле этого слова. Различают три основных вида избирательных систем:

• Мажоритарные (от французского слова «мажорите») - система большинства. Избранным считается кандидат, который собрал большинство голосов в данном округе, остальные кандидаты считаются неизбранными и голоса пропадают. Большинство подразделяется на три вида:

• Абсолютное

• Относительное

• Квалифицированное. Оно на парламентских выборах, как правило, не применяется. А используется при избрании должностных лиц

Мажоритарная система относительного большинства - при которой избранным считается тот кандидат который получил в избирательном округе большинство голосов избирателей по отношению к каждому из других кандидатов участвующих на выборах в этом округе. Пример: в округе 100 тысяч избирателей. Выставлено четыре кандидата А, Б,В, Г. А- 40 тысяч, Б -30, В - 20, Г - 10. A - выиграл.

Минусы:

• Большое количество голосов пропадает

• Кандидат может избираться от меньшинства

• Кандидаты от партии представлены не пропорционально числу голосов.

Система абсолютного большинства. Суть этой системы состоит в том, что избранным считается кандидат той партии, который получил более половины голосов избирателей, остальные голоса пропадают.

А=55 - избран

B=25

C=15

D=5

Эта система более справедливая. В условиях многопартийности эта система приводит к тому, что после состоявшихся выборов оказывается, что депутаты избраны далеко не во всех избирательных округах.

Иногда назначается второй круг голосования нельзя путать с перебалатировкой. Во втором туре участвует все кандидаты которые участвовали в 1м круге. Но во Франции установлено, что во втором туре участвует только те, кто получил 12,5 процентов.

Во втором туре действует система относительного большинства.

Если выборы проводятся по многомандатным округам то это система дает ещё более антидемократические результаты.

1

2

3

A

50

50

40

Получает два места

B

40

40

60

Эта партия получает одно место

Плюсы:

• Способствует стабильности правительства

• Установление в стране понятной двухпартийной системы

• Обеспечивает независимость депутата от партии

• Крайне проста

Пропорциональная избирательная система

В свое время её введения добивались левые партии с тем, чтобы обеспечить представительство в парламенте. Суть этой системы состоит в том, что каждая партия получает столько депутатских мест, сколько пропорционально это соответствует числу собранных голосов. Если партия собрала больше голосов то она должна получить и больше депутатских мест. Полагается, что при этой системе должно пропасть как можно меньше голосов. В основе этой системы лежит понятие избирательная квота. Избирательная квота - это то количество голосов которое необходимо собрать политической партии в округе для того что бы обеспечить представительство одного депутата, то есть квота - это тот минимум голосов которая партия должна собрать в округе для победы одного депутата.

Метод естественной квоты: квота = число голосов на количество депутатских мест. Ещё употребляется такой термин искусственная квота, лектор считает, что лучше называть исправленная квота. Исправленная формула: квота = число голосов разделить на число депутатских мест + 1. Это направлено на то, чтобы понизить избирательную квоту.

В Исландии более сложная формула: общая сумма голосов - голоса партии получившей большинство разделить на число депутатских мест - 1.

Избирается 5 мест

A=16 тысяч

B=11,200 голосов

С=7 тысяч голосов

D=3,800 тысяч

• Необходимо сложить все голоса, получается 38 тысяч

• Потом разделить на 5, получим 7,600

• Делим каждую партию на 7,600, в итоге А получает 2, В получает - 1, С - 0, D - 0. Осталось 2 места кому надо отдать места. Есть несколько правил:

• Правила большего числа. Из числа нераспределенных мест по одному месту получают те партии, которые получили наибольшее число голосов избирателей партии следовательно A - получает дополнительно 1, а B - тоже получает 1. - Это не совсем справедливо.

• Противоположным является правило наибольшего остатка - по одному из числа нераспределенных депутатских мест получают те политические партии, у которых осталось наибольшее число неиспользованных голосов. В таком случае С и D получают по одному месту. Это правило более справедливо

• Правило наибольшей средней. Применяется в европейских странах. Суть правила состоит в том что для того чтобы распределить оставшиеся места необходимо голоса собранные каждой партии разделить на число полученных ими депутатских мест плюс единица.

A=16 тысяч:(2+1)=5333

B=11,200 голосов:(1+1)= 5600 + тоже плюс один

С=7 тысяч голосов:0+1=7000 соответственно плюс одно место

D=3,800 тысяч:0+1=3800

7000:(1+1)равно+3500

• В отдельных странах есть ещё один метод метод Донта.

A=16 тысяч= 8000, 5333, 4000 в итоге 2

B=11,200 голосов=5600, 3733, 2800 в итоге 2

С=7 тысяч голосов=3500, 2333, 1756 в итоге 1

D=3,800 тысяч= 1900, 1260, 966 в итоге 0

Делим все на единицу, делим на 2, делим на 3, делим на 4. Этот метод устраивает крупные партии.

• Сен Лагу предлагает делить на нечетные числа, но первым делителем брать не единицу а 1,4, потом 3, 5, 7, 9. Есть мнение, что нужно делить на дробные числа.

В некоторых странах в округах могут применяться различные методы в зависимости от того сгпурированны ли списки или таких списков нет. Если в округе нет сгруппированных списков, то избирательная квота избирается по методу Донта, а если нет, то он вычисляется по другим методам.

Существует двойное распределение депутатских мест. 9 земель - каждая избирательный округ. Первоначально распределение депутатских мест проводится по избирательным округам. По методу избирательной квоты, но остаются неиспользованные голоса и места, затем создаются два округа (в одном 5 земель, во втором 4) каждый из этих округов складывает оставшиеся в округах неиспользованные голоса, а с другой стороны суммируются незамещенные депутатские места, тем самым более справедливо.

Скандинавы делят все депутатские места в парламенте на окружные и уравнивающие. Окружные места - это те места, которые замещаются от округа, а уравнивающие депутатские места - это те места, которые распределяются в масштабе всей страны. Эта система называется системой выравнивания. Дания - 175 депутатских мест, 135 - окружные, 40 - в масштабе всей страны (уравнивающие). Суть этой системы - распределяется вначале по округам, а затем оставшиеся голоса складывают в целом по стране, и эти голоса делятся на уравнивающие мандаты.

Различают несколько видов списков:

Партия А

Партия Б

Партия В

Партия Г

• 1

• 2

• 3

• 4

• 5

• 6

• 7

• 8

• 9

• 1

• 2

• 3

• 4

• 5

• 1

• 2

• 3

• 4

• 1

• 2

• Связанные (жесткие) Избиратель обязан голосовать за список в целом и не имеет право выбирать кандидата. Депутатские места распределяются в порядке очередности. Списки составляют руководство партии

• Полусвязаные. В этом случае избиратель может голосовать либо за список в целом либо за отдельного кандидата. Если например 5й наберет больше чем 4й то он поднимается в верх. Преимущество имеет тот кто первый.

• Свободные. Производится перемещение, но преимущество имеет тот кандидат, который стоит во главе списка.

Панашаш - выбирает пять кандидатов из любого списка.

Система заградительного пункта искажает пропорциональную избирательную систему. Обычно заградительный пункт устанавливается не очень высокий. Но в некоторых странах величина заградительного пункта устанавливается из расчета количества партий.

Смешанная избирательная система

Соединяет элементы мажоритарной избирательной системой и пропорциональной.

Пропущена лекция

Система высших и местных органов государства зарубежных стран

Это тема включает парламент, правительство, главу государства, государственный аппарат и местные органы. Если останется время - то рассмотрим судебную систему.

Центральные органы:

Законодательная власть

Вопрос о разделении властей.

Разделение властей это один из основополагающих принципов конституционализма, согласно нему единая государственная власть разделяется на самостоятельные и независимые друг от друга - законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящее время некоторые выделяют учредительную власть, контрольную власть. Обычно эти три власти контролируют друг друга через систему сдержек и противовесов. Менее последовательно этот принцип проведен в парламентарных государствах, так как у парламента власть над парламентом. Родоначальником теории разделения властей Монтескье говорил, что главная задача разделить законодательную и исполнительную власть, эти власти должны уравновешивать друг друга. В свое время эта теория имела прогрессивное значение, она была направлена на ограничение феодалов, но она также стремилась сблизить монархию с буржуазией.

Позже получила развитие теория народного суверенитета - органы государства осуществляют власть от имени народа или от имени нации, речь шла о том, что разделение властей это разделение полномочий между различными органами власти.

Монтескье выступал за дуалистическую монархию, но когда на смену пришли президентские и парламентарные республики, то идея была пересмотрена. В условиях развития государства в 20м веке уже речь шла о том, что не только парламент, но и исполнительная власть правительство может издавать акты законодательного характера в силу делегированного законодательства, которое получает все большее развитие. Это приводит к тому что с высшим законодательным и контролируемым органом усиливается исполнительная власть, но тем не менее парламент по прежде играет важную роль в системе органов государства.

Парламент

Парламент в зарубежных странах по своей структуре может быть однопалатным или двухпалатным. Двухпалатный парламент сложился исторически и в свое время верхняя палата выступала как орган представительства определенных сословий сходящих с политической арены феодалов и других подобных слоев населения, тогда как нижняя палата (обычно именуется как палата представителей) это орган который в то время представлял интересы зарождающейся буржуазии. Двухпалатный парламент образовался на основе компромисса между двумя палатами.

В послевоенный период в ряде европейских стран был упразднен двухпалатный парламент и учреждался однопалатный парламент (Швеция). Он характерен для небольших стран.

Следует иметь ввиду, что обычно в двухпалатном парламенте нижняя и верхняя палата имеет свое название. Применительно к нижней палате - палата депутатов, палата представителей, применительно к верхней палате - обычно применяется термин сенат.

В ряде стран парламент имеет общее название. Например, в Испании кортесы, в Нидерландах - генеральные штаты, в большинстве стран Латинской Америке - Национальный конгресс.

Как же формируется палаты парламентов?

Верхняя палата парламента

Верхняя палата образуется на менее демократической основе, чем нижняя палата.

Способы:

В некоторых странах сохранились НЕвыборные верхние палаты

• Наследственная верхняя палата (наследственная палата Лордов). Палата лордов включает в себя четыре вида членов:

• Наследственные лорды

• Пожизненные лорды - получили место за особые заслуги в различных сферах. Наследники и их дети не могут получить место в палате лордов.

• Судебные лорды. Палата лордов по определенной категории дел является высшей судебной инстанцией

• Духовные лорды, которые два архиепископа и 22 епископа.

В Великобритании давно ставился вопрос о реформировании палаты лордов, или упразднения её. В 1999 году был принят закон, который говорит, что никто не может быть в палате лордов по наследству (кроме 90 человек). 751 пэр практически был упразднен, это даже те, кто ведут свой род от Вильгельма завоевателя, есть даже графы от 14 поколения. В Великобритании был термин потомственная номенклатура и она упразднена.

В Великобритании сейчас идет реформа и судебные лорды выводятся из состава палаты лордов и предполагается создание Верховного Суда Великобритании, эти судебные лорды должны быть основой этого суда

• Назначаемые палаты. Пример: В Канаде сенат назначается губернатором по представлению премьер-министра. Если освобождается вакантное место, то премьер-министр замещает свободное место представителем своей партии. Такие назначаемые сенаты есть и в других странах, например в Ирландии верхняя палата состоит из 60 членов, часть из которых избирается непрямыми выборами, а вторая часть назначается правительством. Другая страна - Камерун - учрежден сенат из 100 сенаторов по 10 от каждой провинции, из которых 70 избирается коллегией выборщиков, а 30 назначается. В Германии Бундесрат назначается из числа членов правительства земель.

• В ряде стран верхняя палата выборная, но она избирается менее демократическим путем, чем нижняя. Сенаторы избираются на 6 лет, специальной коллегией выборщиков. Индия - совет штатов избирается законодательными собраниями штатов. Могут быть и иные способы избрания. Нидерланды - избирается провинциальными советами Нидерландов. Норвегия - 165 членов парламента (Стортинг) избираются путем выборов и из этого числа избранных членов парламента четверть избирается в качестве верхней палаты, но чаще всего этот парламент заседает всё время вместе.

• В некоторых странах существует сложный порядок формирования верхней палаты. Бельгия - избирается и путем прямых выборов и путем назначения провинциями.

Для избрания членов верхней палаты установлены иные требования: Возраст к кандидатам в сенаторы обычно 25-30 лет, он более высок чем в нижней палате.

Порядок обновления верхней палаты: решается по другому, чем в нижней палате, здесь частичное обновление. В большинстве стран верхние палаты обновляются частично. Варианты самые разные такого частичного обновления.

Среди зарубежных стран можно выделить палаты у которых сроки нижних и верхних палат совпадающие (Бельгия, Австрия, Исландия, Румыния, Польша). Но чаще всего существует несовпадающий срок: обычно верхняя палата избирается на более длительный срок (Мексика: 3 года и 6 лет).

Выборы в парламент могут быть:

• Очередными.

• Внеочередными. При роспуске парламента

Как созывается парламент на сессии?

Два вида:

• В силу акта главы государства. Если время созыва не определено конституцией.

• В силу собственного права. Закреплено когда созывается парламент.

В некоторых странах парламенты действуют на постоянной основе и нет деления на сессии. Такой парламент более независим от исполнительной власти.

В большинстве стран сессионный порядок - осенняя и весенняя сессия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.