РУБРИКИ

Конституционное право зарубежных стран

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Конституционное право зарубежных стран

Эти реформы затронули государства с устойчивыми системами так и государства которые в последнии годы прошли значительные перемены политико-территориального устройства. Эти реформы касались и структуры органов, и сроков деятельности, а также полномочий. Смысл их втом чтобы расширить местное самоуправление. Отсюда 2 тенденции:

• Децентрализация. Суть в том чтобы передать полномочия вышестоящих уровней управления нижестоящим с целью лучшего управления

• Деконцентрация. Связана с правовым положением, фактическим положением назначаемых из центра чиновников. Здесь речь идет о том, что государство передает часть своих полномочий в отношении местных органов своим представителям на местах. В принципе до самоуправления такие полномочия не доходят, но с другой стороны этот наместник центральной власти стоит ближе к народу.

Кроме структурных изменений, также есть второй момент связанный с укрупнением административно-территориальных единиц. В зарубежных странах население тоже уменьшается. И поэтому идет укрупнение административно-территориальных единиц. В Дании число коммун было сокращено с 1100 до 275, аналогично в Германии и других странах. В Великобритании были образованы новые автономные объединения. Конституционная реформа была проведена и в других странах. Регионы были созданы далеко не во всех странах.

Ещё один момент связан с управлением столицами. В Париже после падения парижской коммуны был упразднен мэр и мэра не было более 100 лет. Был представительный орган, а мэра не было. Теперь есть, это Ширак.

Лондон: оказался самым консервативным. В Лондоне полноправный мэр. В других столицах Европы тоже есть мэры.

В некоторых странах не запрещается приглашение представителей из других местных органов по решению определенных вопросов.

Ещё одно направление реформирования: организационные реформы которые касаются внутренней структуры органов власти и управления на местах. Безусловно, это касалось в первую очередь возможности избрания должностного лица как органа исполнительной власти путем прямых выборов. Италия употребила в законе новый термин «Столичные города».

Что касается условий деятельности советов то тут тоже произошли интересные изменения.

В настоящее время являются ли местные органы государственными или не являются? - поразмышлять.

Надо иметь ввиду и то, что даже низовое звено выполняет государственные функции (например, ЗАГС - регистрирование актов гражданского состояния).

Контролируются ли местные органы центром или нет? Да контролируются. Есть два вида контроля:

• Административная опека. Это такой вид контроля когда акты принятые местными органами то их опубликование нуждаются в одобрении представителя из центра

• Административный надзор. Это нечто другое. Тут тоже есть в административно-территориальных единицах представители из центра. Но здесь контроль другой, если акт вступил в законную силу, а представитель центра считает, что он противоречит законам государства, то пишется протест и этот протест направляется в суд.

Модели построения местных органов:

• Самая старая модель - англосаксонская. Она построена на основе общего права

• Модель континентального права

• Ещё одной моделью выступает модель существующая в социалистических странах, которая построена на соподчинении, то есть система советов как в СССР.

• Существуют и другие модели то есть субмодели.

Для осуществления полномочий нужно финансирование. Каковы источники доходов муниципалитетов:

• Первый источник

• Налоги

• Компенсации и пошлины

• Штрафные санкции

• Прибыли от муниципальных предприятий

• Второй источник:

• Субсидии из бюджета субъектов или федерального бюджета

• Туристическая деятельность

• Налоги на владельцев собак

• Другие

Муниципалитеты не могут устанавливать другие виды налогов кроме тех, которые перечислены в законе.

Основы конституционного права США

самостоятельно

Основы конституционного права Соединенного королевства Великобритании

Территория значительная, столица Лондон, административно территориальное деление - четыре историко-географических области - Англия, Уэльс, Шотландия, Ирландия, они тоже делятся на единицы.

Официальный язык - английский, деньги - фунты стерлинга, национальный праздник 14 июня - день рождение королевы. Обычно проводится во вторую или третью субботу июня.

Были разорваны в 1927 отношения с СССР. С СССР отношения были восстановлены в 1929 году.

Англия - Лондон, руководит Мэр.

Нормандские острова - Джерси, Олдэрин и другие - самостоятельная административная единица, власть осуществляет губернатор.

Конституция - неписанная конституция, акты идут от великой хартии и до наших дней.

Политические партии:

Вопрос о конституционно правовой регулировании партийной системы определяется в ВБ специальным актом. Несмотря на то что в ВБ существует 11 политических партий, в целом для страны характерна двухпартийная система. Термин партия в законодательстве страны до недавнего времени не употреблялся. Акт о выборах и референдуме. Партии ВБ:

• Во первых он говорит о парламентских параламентах,

• во вторых это малые партии,

• а в третьих это парламентские партии которые не относятся ни к правящем партиям ни к оппозиционным

Партия должна быть зарегистрирована.

Что касается финансовой деятельности партии то она регулируется законом о выборах и референдуме. В Великобритании только с 1975 года стала осуществляться государственная поддержка оппозиционных партий, предполагается что остальные партии заработают сами.

Образована специальная комиссия парламентских партий. Британская двухпартийная система не отлучает другие партии с политической арене. По стране действует 73 политических партии.

Правый крыло - консервативная партия - насчитывает более 2х миллионов человек, она относится. Структура - фракция, конференции и действующие органы. Она действует в различных регионах страны. Постоянной программы не имеет, есть предвыборные манифесты - программа в случае победы. Её характериуют как правую. Внутри есть несколько политических течений. Во внешней политики стремиться действовать в рамках ЕС, и выступает за ядерное сдерживания. У власти была около 50 лет в целом. Это организационно не оформленная партия

Левая часть политического спектра - Лейбористская партия - носит социальный трудовой характер. Выступает за права рабочих. Эта партия организационно оформленная, более децентрализованная по сравнению с консерваторами, партия допускает как индивидуальное так и коллективное членство, коллективными членами выступают профсоюзы и кооперативные общества.

Партия либеральных демократов - образована в 1987 году. Социал-демократическая партия по многим позициям примыкает к консерватором.

В регионах есть другие партии.

Партия зеленых - действует с середины 70х годов, популярность партии растет, но влияние её пока не может конкурировать.

Коммунистическая партия - образованная в 1920 году уже не функционирует, заявила о самороспуске.

Избирательная система и вопрос о прямой демократии:

Много актов которые называются акты о народном представительстве. Акт о народном представительстве 200 года подразделяет все выборы на:

• выборы Европарламента,

• общенациональные выборы

• местные выборы

Активное избирательное право - 18 лет

Пассивное избирательное право - 21 год

В связи с реформой палаты лордов права голоса предоставлено пэрам.

Что касается проживающих за границей, то они имеют право голосовать по почте.

В Великобритании выдвигается очень большое количество депутатов в депутаты и учитывая что действует мажоритарная система относительного большинства то остается совсем немного.

На выборах в ВБ граждане довольно активны. Некоторые отступления есть при выборах в парламент. Имеется 178 мест, для выдвижения требуется поддержка 30 избирателей и 600 фунтов стерлингов. Залог не возвращается если кандидат в этот орган набрал меньше 1\8 (или сколько то там) избирателей.

Референдум - очень сильно используется на местном уровне. Первый референдум был вопрос о членстве в экономическом содружестве ЕС.

Референдум 1777 года в Уэльсе дал возможность этим регионам получить статус автономии. В Шотландии и Уэльсе действует смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система также применяется в ассамблею большого Лондона. Заградительный пункт - 3%. Если брать более позднее время то стали проводится региональные ассамблеи.

Система высших органов

Во главе находится монарх - королева. Однако начнем с парламента - законодательная власть в ВБ.

Парламент состоял из двух палат - палаты общин и палаты Лордов. Можно сказать что и сейчас такое же положение вещей. Палата общин избирается по известной избирательной системе сроком на 5 лет, для великобритании характерно принцип разделения депутатов по регионам.

Например - Англия - 529 депутата, Шотландия -72, Уэльс - 40, Сев. Ирландия - 18.

Численность нижней палаты - 746. Лейбористы - 356 мест, остальные все меньше, Шотландцы - 6, Уэльс - 9.

Конституционного большинства конечно нет

Прежде всего партии создают фракции

Важнейшим должностным лицом является председатель (спикер) который избирается палатой с одобрения королевы.

Спикер - имеет статус барона. Председатель является посредником между народом и монархом. Кроме спикера существует три заместителя, которые тоже, как и спикер является беспартийными парламентариями.

Есть ещё должность лидера - основная его функция - это представительство правительства в парламенте.

Есть ещё секретари - функции секретарей выполняют специальные лица, которые называются клерками.

Пристав - Также назначается королевой но не из числа депутатов.

Комитеты - в ВБ выделяют:

• постоянный комитеты

• комитет всей палаты. В основном рассматривает бюджет

• неспециализированные комитеты. Называются по буквам (A,B,C...G)

• специализированные комитеты

• временные комитеты

Каждый комитет имеет председателей.

Неспециализированные комитеты. Парламент формирует специальную комиссию которая вначале формируется для создания комитетов. Это происходит по заявлению фракций в зависимости от их численности. Председатели назначаются спикером палаты общин. Основное назначение - предварительное рассмотрение биллей

Комитеты специализированные. Особенности: образуются по отраслям и сферам управления, главная из задач не рассмотрение законопроектов, а осуществление контроля за деятельностью основных министерств.

Член правительства не могут входить в состав комитета но могут присутствовать на их заседаниях.

Могут приглашаться эксперты и другие лица.

Временные комитеты - имеются сессионные комитеты (соблюдение регламента и т.д.), комитет по вопросам процедурам, комитет по вопросам привилегий, комитет по петициям, комитет по обслуживанию депутатов.

Депутаты не только имеют привилегии, но они обязаны и работать.

Что касается привилегий то они действуют во время сессии и в течении 40 дней до и после сессии.

Что касается привилегий свободы слова, то он закреплен в Биле о правах 1680 годы. Не подлежит уголовному преследованию за слова, произнесенные в парламенте.

Председатель палаты лордов именуется лорд-спикер. Судебные лорды тоже выведены из палаты лордов.

Традиционно в палате лордов всегда абсолютное большинство были консерваторы.

Что касается законодательного процесса, то существует обычная процедура, заседания палаты проходит еженедельно с понедельника до пятницы. В Европе пятница - это короткий, рабочий день.

За депутатами закреплены определенные места в парламенте, есть понятия заднескамеечники. Кворум 40 мест.

Вторник, четверг - парламентский час, отвечает премьер-министр депутатам.

В ВБ различаются различные били (частные, публичные). Порядок рассмотрения вопросов палаты строятся на основе тех правил которые установлены регламентом. Все время разделяется на правительственное время, на время оппозиции, и на время частных биллей. Здесь частным биллям уделяется меньше всего времени, больше всего времени отводится публичным биллям, актам вносимым правительством.

В ВБ как и во всех странах есть три чтения. Первое чтение в ВБ очень простое - спикер может просто назвать номер билля и палата решает опровергнуть ли этот билль илли рассмотреть, если принимают к рассмотрению то идет второе чтение, в нем обсуждаются основные вопросы этого билля, но без постатейного обсуждения, когда завершается обсуждение, билль отправляется комитет, там готовятся доклады, третье чтение потом идет дискуссия без поправок, идет на голосование. Законопроект всегда вносится правительством. Законодательный челнок, когда проект может ходить из одной палаты в другую несколько раз.

Последнее слово ВБ имеет нижняя палата, после одобрения билля обеими палатами он направляется монарху для получения санкции. Принято что королева всегда дает согласие.

Делегированное законодательство которое широко распространено. Аким образом принимается очень большое количество актов.

Контроль за деятельностью правительства - это письменные вопросы есть иные процедуры в том числе предусматривается коллективная ответственотсь

• Финансовые полномочия

• Контроль палат парламента за деятельностью правительства

• Законодательство. Основная функция

• Международные функции, внешнеполитическая деятельность.

• Судебная деятельность - палата лордов реформируется

Омбудсмены

Глава государства

Монарх, наследование проводится в прямом порядке, если нет сыновей то вступает на престол дочь. Так произошло недавно, королева Елизавета 2 вступила на престол в 1952 году после смерти отца и царствует уже много лет - 52 года.

Формально королева обладает рядом полномочий: созывает сессию, распускает парламент, командует должностными лицами высшими, главнокомандующая, возглавляет содружество наций, возглавляет церкви - англиканскую и церковь в Шотландии, она является церковным Иерархом, есть тайный совет при Монархии который символизирует символ единства нации. Королева вправе санкционировать законы, наложить вето, но она не применяет это право уже в течении многих лет, начиная с 1707 года.

Правительство

Исполнительный орган. Правительство ВБ насчитывает большое число министров, но есть так называемый узкий кабинет который включает 20-25 членов правительства. В ВБ различные категории министров, хотя не обязательно, что все они есть.

• Государственные секретари - главы отдельных министерств

• Министры без портфеля - лорд хранитель печати и так далее, должностные лица

• Государственные министры, которые являются заместители государственных секретарей или министров

• Младшие министры

Нынешнее правительство включает в себя премьер министра, канцлера казначейства, министр иностранных дел, министр по делам Уэльса и так далее.

Правительство формируется из партии имеющей большинство в парламенте, лейбористов 366 депутатов и 646. Деятельность кабинета носит закрытый характер. Правительство несет ответственность перед парламентом. И наиболее серьезной формой ответственности является вотум недоверия (отказ правительству в доверии). Такое было всего 2 раза.

Правительство выполняет очень важные функции которые связаны с осуществлением постоянной каждодневной деятельности как во внутренней так и в международной сфере отношений. Состав правительства подбирается премьер-министром. Полномочия кабинета британское законодательство не определяет. Понятие кабинет сложилось на основе общего права. Практически кабинет выполняет функции главы государства. Фактически кабинет руководит деятельностью всего государственного аппарата и принимает решения по важнейшим направлениям деятельности + делегированное законодательство. Правительственные акты издаются не только от имени королевы но и от имени отдельных министров. Кроме того есть так называемый внутренний кабинет внутри кабинета правительства - он состоит из 3-5 министров, наиболее доверенных лиц премьер-министра. Правительство осуществляет функции исполнительной власти.

Местные органы

Реформа местных органов продолжается. Поэтому самостоятельно. В основном будут вопросы о Шотландии и Уэльсе.

В этих исторических регионах есть разное административно-территориальное деление. Если брать столицу Большой Лондон то введен пост мэра и выборные органы. Графства делятся на округа. Плюс есть ещё общины. В 1994 году были приняты новые акты о местном управлении для Шотландии и Уэльса. В Шотландии образованы 32 территории местного управления. Этот закон не затронул территории общин. В Уэльсе 11 графств и графства делятся на общины. Но реформа продолжается.

Основы государственного права Германии (ФРГ)

Население 82 с половиной миллиона. Столица Берлин - 3,5. Деление страны - 16 земель, в том числе 3 города (Берлин, Гамбург, Бремен). Язык - немецкий. Валюта - евро. Национальный праздник - день германского единства 3 октября.

После второй мировой войны Германия была оккупирована державами победительницами и разделена на 4 зоны. Затем в 1949 году на территории западной Германии было создано ФРГ, а на территории Восточной Германии - ГДР. Западная Германия - имела особый статус. 18 мая 1990 года между ГДР и ФРГ был подписан договор о создании валютного, экономического и социального союза который вступил в силу 1 июля 1990 года. 31 августа был подписан договор об объекдинении в котором зафиксирован фактически механизм присоединения ГДР к ФРГ на основе статьи 23 основного закона. Настоящий основной закон распространяется в первую очередь на территории земель, в остальных частях он вступает в силу по их присоединению. Сентября 1990 года между США, СССР, ФРГ, ГДР был подписан договор в отношении окончательного урегулирования Германии. 4 марта 1991 года был ратифицирован ВС СССР. Действует конституция 1949 года с последними изменениями. Наше руководство очень спешили.

Политические партии и партийная система Германии

В Германии законодательным путем определяется правовое положение политичскиъх партий, в том числе и в основном законе. Германия одной из первых приняло специальный закон о политических партиях - принят в 1967 году и действует до сих ор. Закон определил политическую партию германии как объединение граждан которая постоянно или длительное время влияет на формирование политической воли в рамках федерации или земель. В отличие от ВБ членами партии Германии могут быть только физические лица. Коллективное членство не допускается. Партия проходит регистрацию, если она не выдвигает своих кандидатов на выборы в бундестаг или ландтаги земель то она ликвидируется. Закон обязывпется партии иметь свои уставы и программы. Устанавливает какие вопросы они должны содержать. Ежегодно партия должна публиковать отчеты о деятельности. Порядок ликвидации партии которые признаются антиконституционными тоже есть в законе - решение об этом принмиает федеральный конституционный суд. Для Германии характерна - хорошо отлаженная организационная деятельность партии. Одна из наиболее влиятельных партий является Христианский демократический союз (как католики так и протестанты, лютеране). Однако место этого союза занимает христианско-социальный союз. Идеология - консервативно-социальная направленность.

Социал-демократическая партия. Основную часть избирателей этой партии составляют лица наемного труда и мелкие предприниматели, партия влиятельная в профсоюзах, основной упор делает на социальные проблемы.

Также действует свободная демократическая партия. Поддерживает средний класс. В последние годы в предыдущем составе правительства входили социал-демократы и зеленые. Поэтому свободные демократы перестали быть правящей партией.

Зеленые - союз 90 зеленых.

Необходимо отметить, что на территории германии действует и партия демократического социализма. Вполне естественно, что эта партия пользуется большим влиянием на территории бывшей восточной Германией. Она преодолела 5% заградительный пункт в рейстаге. Она выступает под наименованием левая партия-ПДС.

Есть и другие партии но они не пользуются большим влиянием, а крайне правы - запрещены.

Выборы и референдум

Регулируется конституцией и специальными законами. Право голоса с 18 лет. Пассивное избирательное право на выборах в бундестаг обладают избиратели которые имеют немецкое гражданство и возрастом от 18 лет. А так называемые по конституции Баварии там пассивное избирательное право с 21 года.

Бундестаг

Выборы проходят по смешанной избирательной системе. Для выдвижения кандидата требуется не менее 200 подписей в округе, однако те партии, которые представлены в парламенте не менее чем 5 депутатами эти подписи не собираются. Не требуются подписи и для партий национальных меньшинств. Что касается земельных списков, то их выдвигают только партии. Депутатские места распределяются по пропорциональной системе по методу Мейера.

Голоса остаются за партией и в том случае если число голосов превышает, то число исходя из пропорционального представительства. Число депутатов в бундестаге 614, хотя по закону 598.

Заградительный пункт - 5%.

Законодательство с точки зрения возраста несколько иначе регулирует вопрос о выборах в европейский парламент и на местных выборах, здесь право голоса может быть предоставлено гражданами ЕС достигшим 16 лет. Каждая земля устанавливает этот возраст своим законодательством.

Что касается выборов в ЕС, то Германия имеет большое представительство - 99 депутатских мест.

Выборы в Европейский парламент проводится по пропорциональной системе с применением по единому избирательному округу. Распределение мест среди партий которые преодолели 5% заградительный пункт. Есть правило наибольшего остатка.

Депутаты бундестага могут одновременно быть и депутатами Европейского парламента.

Что касается референдума, то он упоминается в статье 29 основного закона и выделяется референдум:

• Консультативный

• Постановляющий

Закон о референдуме 1979 года. В нем указывается что предметом референдума может быть вопрос о новом территориальном делении и день голосования устанавливается министром внутренних дел. Референдум не получил широкого распространения.

Высшие государственные органы

Парламентарная республика. Парламент Германии включает две структуры бундестаг и бундесрат - немцы, исходя из конституции, считают, что это однопалатный парламент, что касается бундесрата, то они считают, что он просто представляет интересы земель. Наши специалисты считают, что парламент Германии двухпалатный.

Бундесрат - орган представляющий интересы земель и он назначается правительством земель и отзывается правительством земель. Представительство в бундесрате зависит от численности населения земли. Как правило это 3 места, это минимум, но может быть и больше.

Бундестаг действует на основе регламента. После избрания создаются фракции. Партия может создать фракцию если имеет 5% от количества депутатов бундестага. В германии президиум парламента который возглавляет президент, у него есть заместители и все они образуют президиум, в этот президиум входят представители партийных фракций. Президент - это важнейшее должностное лицо, он осуществляет и полицейскую власть. Бундестаг избирает протоколистов с учетом представительства фракций. Их обычно много - до 60 депутатов. В Бундестаге - образуются комитеты и комиссии. Кроме того бундестаг по требованию 1\4 должен создать следственный комитет который расследует определенные дела и доводит до сведения депутатов. В Бундестаге существует две группы комитетов:

• Обязательно в силу конституции должны быть созданы и создаются. Это:

• комитет по делам ЕС

• комитет по обороне и комитет по иностранным делам

• комитет по петициям для рассмотрения просьб и жалоб, направляемых в бундестаг

• Комитеты, которые образуются по решению самого бундестага.

Что касается статуса депутатов - то эти привилегии депутатам для того чтобы они работали, они должны не только пользоваться привилегиями , но и работать. За клевету, за клеветнические высказывания можно привлечь к ответственности. Никакой работой нельзя заниматься кроме преподавательской и то на 1\4 ставки.

Прогул - от 30 до 100 евро.

Бундесрат - организация немного иная. Образуют комитеты обязательно по делам ЕС. Они также образуют Европейскую палату решения которых являются решениями бундесрата. Есть специальный орган - совместный комитет, организован в 1968 году. Он образовывается в военное время. Образуется большинством- 2\3 голосов. Бундесрат сам определяет время окончания и начала своих заседаний, кроме того он обязан созвать заседание по требованию 1\3 членов.

Работает - публично, но может проводить и закрытые заседания.

Законодательный процесс парламента Германии

Есть свои особенности. Законодательная инициатива - правительство, депутаты и бундесрат.

Законопроект могут внести группа депутатов (бундестаг), которая насчитывает не менее 5% депутатов, иначе говоря только фракция.

В Германии существует обсуждение в порядке 3х чтений.

Первое чтение - обсуждение смысла и целей закона, после чего направляется в комитет

Второе чтение -постатейное обсуждение

Третье чтение - принимаются поправки и утверждается законопроект

Если Бундесрат возражает против проекта закона принятого бундестагом большинством голосов, то и бундестаг в свою очередь отклонить его большинством.

В Германии у Президента никакого права вето нет. Принятый закон после контрасигнатуры оформляется в установленном порядке и публикуется в официальном издании (Бундесгазет че то там). Президент никакой роли не играет в принятии законов.

Бундестаг осуществляет и контроль за деятельностью правительства:

• Малые вопросы

• Обычные вопросы

• Краткий частный вопрос для письменного или устного ответа

• Регламентом предусмотрен актуальный час, в течение которого происходит обсуждение основных проблем.

• Отчет министра финансов о расходовании бюджетных средств

Политический режим

Избирательные системы

Формы государственного устройства

Формы правления

Политические партии

Главой государства в Германии является федеральный президент. Кандидатом в президенты может быть немец не менее 40 лет. Кто избирает президента? Он избирается косвенными выборами, федеральным собранием, который состоит из бундестага и такого же представительства земель, которое избирается в землях и участвует в избрании президента. Каждый депутат ландтага имеет на выборах один голос, а места на выборах в федеральном собрании кандидатов распределяются по методу Донта.

Кто может выдвигать кандидата на пост президента.

Кандидата выдвигают в письменной форме любой член федерального собрания, не только перед первым туром. Голосование проводится официальными запечатанными бюллетенями и для избрания достаточно набрать наибольшее число голосов. Если в первом туре никто не избран, проводится второй, если во втором, проводится третий. Обычно много туров не проводится и во второму туре как правило избирается президент.

В том случае если президент не может исполнять свои функции эта миссия возлагается на председателя бундестага, а затем назначаются выборы президента.

Каковы полномочия президента?

Президент назначает и смещает федеральных судей, чиновников, офицеров, унтер офицеров. В отдельных случаях он вправе осуществлять помилование, кроме того указанные полномочия он может передать другим органам. Он представляет федерацию в международно-правовых отношениях, принимает договоры, аккредитует послов и дипломатических представителей. С согласия бундестага он может делать заявление о наличии состоянии обороны и так далее. Если говорить откровенно, то полномочия президента незначительны, он даже не имеет права вето.

Для президента установлена ответственность и он может быть лишен должности в случае умышленного нарушения конституции или законов страны. Обвинение могут выдвигать только бундесрат и бундестаг. Предложение об обвинении может быть выдвинуто 1\4 из состава одной из палат. Это обвинение рассматривается другой палаты и там должно быть 2\3 голосов. Потом передается в федеральный конституционный суд где принимается окончательное решение.

Отрешенный от должности президент потом может быть привлечен к уголовной ответственности

Правительство ФРГ

Оно функционирует в тех рамках как это предусмотрено конституцией и с учетом формы правления. Форма правления - это парламентарная республика.

Кто формирует правительство?

Правительство Германии не носит официального названия, не кабинета, ни совета министров, но обычно говорят просто - правительство. Правительство возглавляется федеральным канцлером. Кандидатура федерального канцлера выдвигается правящей партией (большинство в парламенте).

Впервые в истории Германии канцлер - женщина.

Кандидатуру федерального канцлера затем предлагает бундестагу, и бундестаг избирает канцлера без обсуждения. Если большинство за - то он назначается официально президентом. Остальных членов правительства назначает президент по предложению канцлера.

В рамках правительства канцлеру отводится большое место. Именно канцлер, а не правительство определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство Германии полностью контролирует законодательную деятельность бундестага. Правительство вносит большую часть законопроектов.

Правительство в целом или отдельные министры издают большое количество нормативных актов в силу основного закона. Таким образом всю работу проводит правительство как во внутренней так и внешней политике.

Что касается контроля за деятельностью правительства, то он осуществляется различными органами. Конституция кроме того предусматривает того предусматривает актуальный час, когда на заседании бундестага приглашается правительство, и оно в этот час отвечает на вопросы члены законодательного органа.

Впрочем отстранить от власти правительство очень сложно. Потому как в Германии - конструктивный вотум недоверия правительства. Канцлер и правительство может быть смещен если одновременно будет избран новый канцлер. Кроме того канцлер располагает сильным конституционным правом для давления на бундестаг - он может сам поставить вопрос о доверии, в этом случае депутаты немного сдержаннее. В этом случае в Германии очень редко выносится решение об отставке канцлера.

Правительство Германии занимает очень прочные позиции. Именно оно осуществляет всю исполнительную власть Германии.

Форма государственного устройства Германии

Если вспомнить из истории средние века, то на территории нынешней Германии были разлчные княжества и только в 19 веке сложилась та самая Германия которая развязала вторую мировую войну, в состав её территории входили земли западной Польши, а также Восточная Пруссия, но тогда Германия была унитарным государством в котором действовала Веймарская Конституция.

После второй мировой войны Германия была разделена на 4 оккупационные зоны - Германскую, Французскую, Американскую, СССР. В 1949 году была создана федеративная республика Германия на территории западных оккупационных зон. На территории восточной Германии была создана Германская демократическая республика. Бытовало выражение - одна нация два государства. Западная Польша отошла - Польше, Калининградская область была включена в состав РСФСР.

На территории западной Германии было образовано 11 земель. Что касается Берлина то он был разделен в свое время на 4 сектора, потом стал западный и восточный берлин. Западный Берлин имел особый международно-правовой статус. С образованием и принятием конституции на территории ФРГ были созданы высшие органы государственной власти и высшие органы в каждом субъекте, а субъекты называются землями.

Германия однонациональное государство, но там проживают и представители других национальностей - это прежде всего Сорбы. Кроме того там проживают Фризы, а также датчане. Датчане имеют особую культурную автономию. Кроме того следует иметь ввиду, что на территории Германии значительная доля иностранцев - 7 млн. иностранцев.

Важное значение при создании федерации имел вопрос о размежевании компетенции между федеральными органами и её субъектами. В основном законе это расписано тщательно.

Размежевание компетенции в Германии закреплено в конституции. В этой конституции проводится разграничение вопросов которые относятся к компетенции федерации и компетенции субъектов. Выделяется сфера исключительного законодательства, сфера конкурирующего законодательства федерации и земель.

В сферу исключительного законодательства входят наиболее важные вопросы такие как, иностранные дела, оборона, паспортная система, воздушное сообщение и так далее. В этой сфере земли могут издавать свои акты только по специальному уполномочию специальных органов.

Конкурирующее законодательство - гражданское право, право собраний, горное дело, торговля и так далее - то в этой сфере могут издавать законы как федерация так и земли.

Все что не относится к этим двум сферам это относится к сфере исключительного законодательства земель.

В сфере конкурирующего законодательства могут издавать закон и земли и федерация однако приоритет здесь отдается федерации. Земли могут издавать законы если бундестагом не приняты законы по вопросу который входит в рамки конкурирующего законодательства. Однако на практике, для земель не остается жизненного пространства. Например, именно на федеральном уровне достаточно полно разработано гражданское законодательство, уголовное законодательство, право объединений. Кроме того есть группа где федерация осуществляет так называемое рамочное законодательство. Оно представляет собой издание общих законов без детальной конкретизации. Здесь можно издавать законы о печати, телевидении, охране природы, земельное и водное законодательство и так далее. Детализация этих законов в рамках этих законов уже может осуществляться землями. Можно сказать, что в Германии помимо классического горизонтального деления власти (законодательной, исполнительной, судебной) имеется более определенная вертикальная власть (распределение полномочий между федерацией и землями).

Основной закон Германии дифференцирует такие полномочия. Законодательство это в основном прерогатива федерации. Административное управление лежит в основе деятельности земель. Что касается судопроизводства, то оно тесно связано с судами земель.

Такое разделение усиливает позиции федерации. Федерация издает законы обязательные для всей страны, следовательно, и для земель. Земли участвуют в законодательном процессе через своих представителей в бундесрате. Без их участия закон может быть признан неконституционным.

Земли издают законы по таким вопросам - культура, школьное образование, радио и телевидение, а также вопросы коммунального хозяйства, издание актов о полиции, структура органов общественного порядка.

Земли, издавая законы, учитывают специфику своей территории, населения, обычаев и так далее. Хотя земли ограничены рамочными законами они играют важную роль в нормотворческой деятельности.

Отношения между федерацией и землями урегулированы основным законам. Закон четко перечисляет случаи когда федерация может вторгаться в правление земель. Существенное давление - финансовое.

Второй вопрос это участие земель в межгосударственных отношениях. Основной закон разрешает это, особенно с приграничными странами в пределах компетенции, обязаны правда уведомлять федерацию о своих действиях.

В Германии тоже говорят о реформе. Что касается Германии, то здесь реформа должна была осуществляться по совершенствованию федеративного устройства. Дело в том, что высказывалось мнение о необходимости одновременно с объединением страны провести административно-территориальную реформу.

Статья 29 Конституции инициирует федерацию с тем что может быть проведен всенародный референдум по вопросам реорганизации земель. Реформа потому что в Германии есть очень крупные земли и очень маленькие земли. Маленькие земли не в состоянии обеспечить деятельность своей промышленности. В германии было предложение сократить число земель с 16 до 7, при этом на востоке должно остаться 2 земли, а на западе 5 вместо 11. Центрами земель с населением не менее 9 млн. человек каждая, должны быть крупные города (Берлин, Штутгарт и так далее). Была проведена одна попытка в 1999 году по объединению Берлина и Бранденбурга - население проголосовало против. Ещё одно фактор - это необходимость сокращение численности представительных органов власти.

Высшие органы власти земель

В каждой земле есть представительный орган - ландтаг, однопалатный, избирается обычно на 4 года. Правом законодательной инициативы пользуется правительство земель, группа депутатов и группа избирателей.

Что касается референдума то конституции ряда земель допускают его применение. В некоторых он обязателен, в других факультативный. Правительство формируется партией получившей большинство в ландтаге. Избрав премьер министры, этот министр назначает остальных министров.

Конституционный контроль в Германии

Конституционная юстиция Германии - вершина Германской юстиции. В германии существует верховный федеральный суд, верховный административный суд, верховный суд по трудовым делам и некоторые другие. Конституции земель предусматривают свою судебную систему. Существует в рамках Германии общая палата по координации судебной деятельности. Компетенция судов земель распространяется только для данной земли. Конституционный суд Германии - двухпалатный, половина судей избирается бундесратом, а другая - бундестагом. Возраст судьи не менее 40 лет, нужно сдать два государственных экзамена и другое. Судьи избираются на 12 лет, они не могут избираться повторно.

У конституционного суда 15 различных сфер компетенции, сгруппированы в 4:

• Квази-судебные полномочия. Сюда относятся:

• лишение прав и свобод граждан за посягательство на демократический порядок

• Запрещение политических партий

• Привлечение к ответственности федерального президента

• Перевод и увольнение судей за нарушения

• Решение вопроса о потере депутатского мандата или члены бундесрата

• Споры по поводу соответствия правовых норм конституции. Включает проверку соответствия правовых актов основному закону.

• Споры о компетенции между различными органами.

• Споры между федерацией и землями

• Споры между федеральными органами

• Споры о конституционных правах и свободах. Осуществляются по искам граждан, которые считают что их конституционные права нарушены государственными органами

Решение конституционного суда окончательно и оспариванию не подлежит.

Основы конституционного строя Индии

Официальное название Индийский Союз, хотя именуют её республика Индия. Территория индии 3 млн. 400 тысяч квадратных километров. Население - 1 млрд. 130 млн. Столица - Нью Дели. Индия делится на 28 штатов и 7 союзных территорий. Официальные языки Хинди и Английский. Денежная единица - Индийский Рупий.

Национальные праздники - день республики 1950, и 15 августа день независимости индии. Дипломатические отношения с СССР были установлены 13 апреля 1947 года. Россия продолжает их как правопреемник.

Индия - это одна из наиболее населенных интернациональных стран, колыбель древней цивилизации.

Конституция Индии.

Конституция была принята в 1949 году учредительным собранием, избранным до второй мировой войны. Конституция Индии самая объемная в мире. Пожалуй за ней идет конституция Малайзии. Конституция включает в себя 465 статей, 12 крупных приложений и 70 поправок. Одни поправки были включены в текст, другие поправки печатаются в качестве приложения.

Произведено около 50 различных изменений текста.

Безусловно на принятие конституции оказали влияние страны англо-саксонские страны, США, СССР и конституции других стран.

Во втором чтении было внесено 7635 поправок из которых были обсуждены 2473 поправки.

Основными чертами данной конституции являются:

• Закрепление народного и государственного суверенитета завоеванного в результате антиколониального движения (Индия была колонией ВБ)

• В новой конституции закреплено отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению

• Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики (кастовые системы, развитие многочисленных этнических групп)

• Закрепление принципа смешанной экономики, правда в системе этого принципа важную роль должен играть государственный сектор.

• Специфическая форма территориально-политического устройства - федерация, которая учитывает национальные и лингвистические особенности населения.

• Форма правления по принципу парламентарной республики

• Сочетание традиционных индийских институтов с институтами явившихся результатами

конституционного развития

• Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности что является приоритетом интересов индии, особенно в последние годы это добрососедские отношения с ближайшими странами

Федерация имеет централизованную направленность.

Изменение конституции:

• Что касается изменений конституции то она предусматривает смешанный порядок принятия поправок. Поправки к большинству статей принимаются простым способом и путем 2\3 присутствующих, одни поправки принимаются абсолютным большинством

• Одни поправки в текст, другие поправки в качестве приложения

Порядок формирования государственных органов

Конституция закрепила всеобщее равное избирательное право с 18 лет, Пассивное избирательное право - народная палата - с 30 лет. Особенности:

• Характерны не только прямые, но и косвенные выборы в формировании отдельных органов.

• Закрепление мест для женщин

В Индии с 200 года установлена квота для женщин в народную палату - 1\3 состава. До этого было всего 10 процентов.

Следует отметить, что избирательный корпус в индии довольно таки большой - более 600 млн. человек. За последние 10 лет он увеличился на 100 млн.

В Индии применяется обязательная система регистрации избирателей, при которой регистратор обязан сам внести всех в список граждан, которые соответствуют избирательному цензу. Списки публикуются на том языке который указан в избирательной комиссии. Списки постоянные хоть и ежегодно пересматриваются. Списки пересматриваются не на день выборов, а в более раннюю дату. Отсюда есть свои минусы.

Кандидат который желает баллотироваться в народную палату должен проживать в избирательном округе по которому он избирается. Для кандидатов в народную палату установлен избирательный залог - 500 рупий, а в законодательное собрание - 250 рупий.

Если кандидат набирает 1\6 голосов в своем избирательном округе то залог возвращается, если меньше то не возвращается. Кандидату дается время на ведение избирательной компании 15 минут по радио и 15 минут по телевидению - за счет государства. Не регулируется время выступлений для президента и министров.

Объем газетной агитации и бумажной - не ограничена.

Здесь действует мажоритарная система относительного большинства и одномандатные округа.

Следует заметить, что территории у штатов не одинаковы. Представительство у них тоже не одинаковое.

Даже самый маленький штат должен быть представлен не менее чем 1 депутатом. Если от штата 1 депутат - автоматически избирается.

Для Индии характерно, что выборы проводятся в несколько этапов. Это обуславливается климатом.

Высшие органы федеральные органы государственной власти

Законодательная власть

Парламент состоит из 2х палат:

• Нижняя палата - народная палата, избирается на 5 лет

• Верхняя палата, совет штатов, признана служить выражению интересов населения штатов

Количество депутатов - 542. Этот состав меняется.

Пассивное избирательное право - 25 лет.

Депутаты парламента индии обладают не всеми привилегиями. Депутаты парламента не обладают иммунитетом но пользуются депутатским индемнитетом. Получают небольшое вознаграждение, но это вознаграждение не дает больших доходов.

Народная палата характеризуется тем, что здесь идет резервирование определенного числа депутатских мест в частности для англо-индийской общины (это граждане сочетавшиеся браком между индусами и англичанами). На последних выборах не резервировались эти места, хотя конституция это предусматривает. Но в том случае если президент приходит к выводу что она присутствует в парламенте то места не резервируют.

Из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения (касты, племена) - тоже резервируются места. Касты - 78 мест, племена - 38 мест. В 1999 году эти квоты были продлены на 60 лет.

Двухпалатная система Индии характеризуется тем что верхняя палата является слабой, хотя круг ведения входящих в компетенцию обеих палат в принципе одинаков. В парламент включается федеральный президент. В течение длительного периода большинство мест занимала партия - индийский национальный конгресс. В последнее время произошли изменения - ни одна из политических партий не имеет абсолютного большинства, поэтому формируется коалиционное правительство. В нынешнем парламенте больше всего мест у прогрессивного альянс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.