РУБРИКИ

Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности11 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972. .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).

Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

18.Понятие предупреждения преступности.

Предупреждение преступности - это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Предупреждение преступности - это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи (Щедрин).

В криминологической литературе предлагаются разные варианты обозначения полного комплекса всех видов воздействия, используемых для сдерживания преступности:

-“борьба с преступностью";

-"комплексное воздействие на преступность";

-“предупреждение преступности”;

-“деятельность по предупреждению преступности”;

-“социально-правовой контроль над преступностью”.

Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части: 1уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; 2. профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.

Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые.

Предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно протекать в сфере криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.

Исследователи ФРГ пришли к выводу о том, что уголовно-исполнительные учреждения открытого типа применительно ко многим осужденным гораздо эффективнее и выгоднее «закрытых». Например,  материальные затраты на ис-полнение лишения свободы и применение амбулаторных мер соотносятся меж-ду собой как 5:1.

Одной из задач Уголовного кодекса является "предупреждение преступлений” (ст. 2 УК РФ), а одной из целей уголовного наказания - "предупреждение совершения новых преступлений" (ст. 43 УК РФ).

Криминологическая теория предупреждения преступности - это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены.

Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.

Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности.

Предметом предупреждения преступности - является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений.

Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на:

1.выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

2.выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию;

3.недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью;

4.предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности - направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности - направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:

1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;

2.способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.

4.обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию.

5.влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;

Задачи предупреждения преступности

1.Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.

2.Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.

3.Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.

4.Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению.

Проблемы предупреждения:

основания применения мер предупреждения;

сроки применения мер предупрежде-ния;

процедура предупреждения.

Предупреждение:

-социальная профилактика;

-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).

Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

19.Харктеристика системы предупреждения преступности, ее практическая ориентация, содержание и сущность.

Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.

Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:

государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;

в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом.

Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве.

Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами.

Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.

Планирование может быть двух видов:

а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и основных задач;

б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.

Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по рассылке)

В настоящее время в России действует "Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются:

- преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;

- противодействие организованной преступности;

- меры по борьбе с терроризмом;

- повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;

- обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений;

- реформирование уголовно-исполнительной системы;

- реформирование правоохранительной системы;

- развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

- совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).

Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484).

Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:

1. Развитие правовой, социальной и организационной основ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Предупреждение преступлений.

3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.

4. Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией.

5. Противодействие организованной преступности.

6. Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов области.

4.2. Предупреждение преступлений.

Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.

Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.

2 Решение двадцать второй сессии Областного Совета депутатов от 02.12.99 "Об областной целевой программе координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было).

3.Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"

¦2.16¦Провести на территории области специализированные комплексные операции "Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями

5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.

6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"

Классификация мер профилактики преступности

Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.

Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.

I.По методу предупредительного воздействия:

1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения );

2)меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения).

Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.

II.По механизму воздействия:

1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);

2)наказания (ответственности - принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального предупреждения);

3)восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);

4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).

Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.

В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.

В реальной жизни более распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным (например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном наказании в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное преступление + запрет на службу в милиции).

III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

*общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);

*особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);

*индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.

IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

1)общем;

2)специализированном;

3)индивидуальном уровнях.

Пример, решение проблем занятости населения - это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, - это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова - индивидуальная социальная профилактика.

Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие для всех граждан - это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее судимых - это специальный уровень мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову - индивидуальный уровень мер безопасности.

Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.

V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:

1)на территории Российской Федерации;

2)субъекта Федерации;

3)города, района, микрорайона, предприятия, административного участка.

VI.В зависимости от степени дозволенности:

1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено " - меры социальной профилактики);

2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);

3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).

VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:

на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

VIII.По содержанию:

1)экономические; 2)социально-политические; 3)идеологические; 4) культурно-воспитательные; 5)правовые; 6)организационно-управленческие и технические меры.

ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:

1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной, 4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной преступности, 7)преступности несовершеннолетних, 8)женщин и т.д.

X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:

1)меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля - пр., постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);

2)меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля - меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:

1) общественной опасности личности;

2) криминогенных ситуаций;

3) условий формирования криминогенных установок личности.

4)меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.

ХII.По субъектам применения:

а) государственными органами и их должностными лицами;

б) общественными организациями.

20.Виды и этапы предупреждения.

Виды предупредительного воздействия на преступность

1.Ранняя профилактика - объектом ранней профилактики выступают факторы неблагоприятного формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.

2.Непосредственная профилактика - направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.

3.Предупреждение рецидива - пенитенциарное предупреждение (предупреждение преступлений, осуществляемое в процессе исполнения уголовного наказания, в том числе при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора), а также постпенитенциарное предупреждение, осуществляется после отбытия наказания.

Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например, относящихся к группе социального риска), а равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическую экспертизу, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение).

21.Индивидуальная профилактика.

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их соц среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения явл:

антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления кот достаточно вероятно;

крим-лог значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

крим-лог значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;

элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Меры индивидуального предупреждения:

1 постановка на профилактический учет; 2 профилактическая беседа; 3 официальное предостережение; 4 профилактическая помощь; 5 применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.

Кому оказывается индивидуальное профилактическое воздействие:

А)лицам, совершившим преступление:

освобожденным из мест лишения свободы осужденным к лишению свободы; осужденым к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности; обвиняемым в совершении преступлений, но не заключенные под стражу в период следствия;

б)лицам, совершившим административные проступки, ведущим антиобщественный образ жизни:

вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений; совершившим правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки; допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств, влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно - воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной, антиобщественный образ жизни;

22.Анализ причин и условий преступности в связи с социальными противоречиями.

При-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти в раз-ных ис-точ-ни-ках на-зы-ва-ют-ся по-раз-но-му (де-тер-ми-нан-ты, фак-то-ры и пр.). Итак, при-чи-на-ми пре-ступ-но-сти на-зы-ва-ет-ся со-во-куп-ность со-ци-аль-ных яв-ле-ний и про-цес-сов, ко-то-рые во взаи-мо-дей-ст-вии с об-стоя-тель-ст-ва-ми, иг-раю-щи-ми роль ус-ло-вий, де-тер-ми-ни-ру-ют су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти как со-ци-аль-но-го яв-ле-ния, на-ли-чие от-дель-ных со-став-ных ее час-тей, а на ин-ди-ви-ду-аль-ном уров-не - со-вер-ше-ние кон-крет-ных пре-сту-п-ле-ний. Из при-ве-ден-но-го оп-ре-де-ле-ния сле-ду-ет, что по-ня-тие при-чин пре-ступ-но-сти свя-за-но с фи-ло-соф-ски-ми ка-те-го-рия-ми при-чин, ус-ло-вий и де-тер-ми-нант, со-дер-жа-ние ко-то-рых бу-дет рас-кры-то в по-сле-дую-щем из-ло-же-нии, а так-же име-ет раз-лич-ные уров-ни: при-чи-ны всей пре-ступ-но-сти, от-дель-ных ее струк-тур-ных под-раз-де-ле-ний, еди-нич-ных пре-сту-п-ле-ний.

Ис-сле-до-ва-ние при-чин пре-ступ-но-сти рас-кры-ва-ет при-ро-ду это-го со-ци-аль-но-не-га-тив-но-го яв-ле-ния, объ-яс-ня-ет его про-ис-хо-ж-де-ние, по-ка-зы-ва-ет, от че-го за-ви-сит су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти, что спо-соб-ст-ву-ет ее со-хра-не-нию, в на-стоя-щее вре-мя его ожив-ле-нию, а что это-му про-ти-во-дей-ст-ву-ет. Толь-ко на ос-но-ве по-доб-ных зна-ний мож-но обес-пе-чить эф-фек-тив-ную борь-бу с пре-ступ-но-стью: пред-ви-деть про-ис-хо-дя-щие в ней из-ме-не-ния, оп-ре-де-лить и осу-ще-ст-вить не-об-хо-ди-мые ме-ро-прия-тия по пре-ду-пре-ж-де-нию пре-ступ-ных про-яв-ле-ний, их со-кра-ще-нию. Для со-труд-ни-ков Фе-де-раль-ной по-гра-нич-ной служ-бы зна-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти, в час-ти их ка-саю-щей-ся, яв-ля-ет-ся од-ним из ус-ло-вий их ус-пеш-ной про-фес-сио-наль-ной дея-тель-но-сти, свя-зан-ной с пре-ду-пре-ж-де-ни-ем го-су-дар-ст-вен-ных пре-сту-п-ле-ний, пра-во-на-ру-ше-ний, со-вер-шае-мых во-ен-но-слу-жа-щи-ми и пр., ко-гда ис-клю-чи-тель-но важ-ное зна-че-ние при-об-ре-та-ет не толь-ко борь-ба с кон-крет-ны-ми но-си-те-ля-ми зла - кон-тра-бан-ди-ста-ми, ли-ца-ми, не-за-кон-но вы-ез-жаю-щи-ми из стра-ны и въез-жаю-щие в стра-ну, свя-зан-ны-ми с ор-га-ни-зо-ван-ной пре-ступ-но-стью и во-ен-но-слу-жа-щи-ми, со-вер-шаю-щи-ми во-ин-ские и об-ще-уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, но и про-фи-лак-ти-ка пра-во-на-ру-ше-ний, уст-ра-не-ние их при-чин и ус-ло-вий.

Про-бле-ма при-чин пре-ступ-но-сти ре-ша-ет-ся в на-шей стра-не в со-от-вет-ст-вии с фи-ло-соф-ской тео-ри-ей при-чин-но-сти.

При-ме-ни-тель-но к рас-смат-ри-вае-мо-му во-про-су эта тео-рия вы-ра-жа-ет-ся:

во-пер-вых, в объ-ек-тив-ном ха-рак-те-ре, т.е. при-чи-на по-ро-ж-да-ет след-ст-вие в ре-аль-ной дей-ст-ви-тель-но-сти, а не в соз-на-нии лю-дей;

во-вто-рых, при-чин-ная связь пред-по-ла-га-ет взаи-мо-дей-ст-вие яв-ле-ний, на-хо-дя-щих-ся в по-доб-ной свя-зи. Взаи-мо-дей-ст-вие при-чи-ны и след-ст-вия мо-жет но-сить раз-лич-ный ха-рак-тер - ме-ха-ни-че-ский, фи-зи-че-ский, хи-ми-че-ский, пси-хо-ло-ги-че-ский и т.д. По-сколь-ку пре-ступ-ность про-яв-ля-ет-ся в ви-нов-ном по-ве-де-нии лю-дей, дей-ст-вие при-чин пре-ступ-но-сти име-ет со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ский ха-рак-тер - воз-дей-ст-вие со-от-вет-ст-вую-щих объ-ек-тов, яв-ле-ний, про-цес-сов на соз-на-ние, пси-хо-ло-гию лю-дей;

в-треть-их, лю-бое яв-ле-ние так или ина-че - пря-мо или кос-вен-но, не-по-сред-ст-вен-но или опо-сред-ст-во-ва-но, свя-за-но со все-ми дру-ги-ми яв-ле-ния-ми (т.е. при-зна-ет-ся всеобщая связь и взаи-мо-обу-слов-лен-ность яв-ле-ний);

в-чет-вер-тых, все-об-щая связь яв-ле-ний не оз-на-ча-ет, од-на-ко, что все свя-зи рав-но-цен-ны и рав-но-знач-ны, т.е. сле-ду-ет раз-ли-чать свя-зи су-ще-ст-вен-ные и не-су-ще-ст-вен-ные, не-по-сред-ст-вен-ные и опо-сре-до-ван-ные, пря-мые и об-рат-ные;

в-пя-тых, при-чин-ную связь на-до от-ли-чать от иных ви-дов свя-зи - кор-ре-ля-ци-он-ной, вре-мен-ной и про-стран-ст-вен-ной и пр., т.е. из всей со-во-куп-но-сти яв-ле-ний и про-цес-сов тре-бу-ет-ся вы-де-лить те, ко-то-рые так или ина-че свя-за-ны с пре-ступ-но-стью (вы-зы-ва-ют, по-ро-ж-да-ют пре-ступ-ность как свое след-ст-вие. Их (свя-зи) на-зы-ва-ют ге-не-ти-че-ски-ми. Кро-ме них, уго-лов-ная ста-ти-сти-ка фик-си-ру-ет за-ви-си-мость ме-ж-ду чис-лом со-вер-шае-мых пре-сту-п-ле-ний и вре-ме-на-ми го-да (зи-ма, ле-то), дня-ми не-де-ли (буд-ни, пред-празд-нич-ные и празд-нич-ные дни), вре-ме-на-ми су-ток (день, ве-чер, ночь); на уро-вень пре-ступ-но-сти во-ен-но-слу-жа-щих влия-ет их по-ло-воз-ра-ст-ная струк-ту-ра и пр. Во всех этих слу-ча-ях связь не-ге-не-ти-че-ская, ибо на-зван-ные об-стоя-тель-ст-ва са-ми по се-бе не по-ро-ж-да-ют пре-сту-п-ле-ния, хо-тя для ор-га-ни-за-ции борь-бы с пре-ступ-но-стью и пре-ду-пре-ж-де-ния пре-сту-п-ле-ний учет по-доб-ных свя-зей в дея-тель-но-сти по-гра-нич-ных войск име-ет не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние;

в-шес-тых, для пра-виль-но-го по-ни-ма-ния при-чин-ной свя-зи очень важ-но иметь в ви-ду ее слож-ный, мно-го-сту-пен-ча-тый, ие-рар-хи-че-ский ха-рак-тер. Ка-ж-дая при-чи-на име-ет свою при-чи-ну, а ка-ж-дое след-ст-вие по-ро-ж-да-ет но-вое след-ст-вие. К то-му же од-на при-чи-на мо-жет вы-зы-вать не-сколь-ко след-ст-вий, рав-но как од-но след-ст-вие мо-жет иметь ряд при-чин;

в-седь-мых, при-чи-на “дей-ст-ву-ет” лишь при на-ли-чии оп-ре-де-лен-ных ус-ло-вий. Имен-но взаи-мо-дей-ст-вие при-чин и ус-ло-вий по-ро-ж-да-ет след-ст-вие. Так, со-вер-ше-ние во-ин-ско-го пре-сту-п-ле-ния, ква-ли-фи-ци-ро-ван-но-го по ст. 252 (На-ру-ше-ние пра-вил во-ж-де-ния или экс-плуа-та-ции ма-шин), вы-ра-зив-ше-го-ся в со-вер-ше-нии ав-то-мо-биль-ной ава-рии, ко-гда во-ен-ный во-ди-тель в дожд-ли-вую по-го-ду при пло-хой ви-ди-мо-сти пре-вы-сил ско-рость и не за-ме-тил раз-мы-то-го уча-ст-ка до-ро-ги. При-чи-на про-ис-ше-ст-вия - пре-вы-ше-ние ско-ро-сти и нев-ни-ма-тель-ность во-ди-те-ля; не будь это-го, ава-рия бы не слу-чи-лась. Дожд-ли-вая по-го-да и пло-хая ви-ди-мость - ус-ло-вия про-ис-шед-шей ава-рии; са-ми по се-бе они не мо-гут ее вы-звать, но и без этих ус-ло-вий ава-рия вряд ли про-изош-ла бы. Та-ким об-ра-зом, суть ус-ло-вия и его от-ли-чие от при-чи-ны со-сто-ит в том, что это яв-ле-ние или про-цесс, ко-то-рые са-ми по се-бе не мо-гут по-ро-дить не-по-сред-ст-вен-но дан-ное след-ст-вие, но, со-пут-ст-вуя при-чи-нам в про-стран-ст-ве и во вре-ме-ни и вли-яя на них, обес-пе-чи-ва-ют оп-ре-де-лен-ное их раз-ви-тие, не-об-хо-ди-мое для воз-ник-но-ве-ния след-ст-вия. Ины-ми сло-ва-ми, при-чи-на по-ро-ж-да-ет следствие, в то вре-мя как ус-ло-вие это-му лишь спо-соб-ст-ву-ет, обес-пе-чи-вая воз-мож-ность дей-ст-вия при-чи-ны.

По-вли-ять на пре-ступ-ность, пре-ду-пре-дить со-вер-ше-ние пре-сту-п-ле-ния мож-но, воз-дей-ст-вуя не толь-ко на при-чи-ны, но и на ус-ло-вия пре-ступ-но-сти. Во мно-гих слу-ча-ях воз-дей-ст-во-вать на ус-ло-вия, спо-соб-ст-вую-щие со-вер-ше-нию пре-сту-п-ле-ний, и тем са-мым бло-ки-ро-вать дей-ст-вия при-чин прак-ти-че-ски лег-че и дос-туп-нее, чем уст-ра-нить при-чи-ны пре-ступ-но-сти.

Раз-гра-ни-чить при-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти не все-гда лег-ко и про-сто. Та-кое раз-гра-ни-че-ние боль-ше при-ме-ни-мо в от-но-ше-нии ин-ди-ви-ду-аль-но-го пре-ступ-но-го по-ве-де-ния, где мож-но с дос-та-точ-ной оп-ре-де-лен-но-стью раз-де-лить, что по-ро-ди-ло со-от-вет-ст-вую-щий по-сту-пок ин-ди-ви-да, а что лишь обу-сло-ви-ло ее со-вер-ше-ние. На бо-лее вы-со-ких уров-нях ана-ли-за та-кое раз-гра-ни-че-ние су-ще-ст-вен-но за-труд-не-но, ибо в ие-рар-хи-че-ской взаи-мо-свя-зи те или иные яв-ле-ния и про-цес-сы вы-сту-па-ют в од-ном слу-чае в ка-че-ст-ве при-чи-ны, а в дру-гом - как ус-ло-вие;

в-вось-мых, фи-ло-со-фия при-зна-ет от-но-си-тель-ность де-ле-ния яв-ле-ний на при-чи-ны и ус-ло-вия, т.е. вся-кая при-чи-на яв-ля-ет-ся в оп-ре-де-лен-ном от-но-ше-нии ус-ло-ви-ем, а вся-кое ус-ло-вие в дру-гом от-но-ше-нии мо-жет быть при-чи-ной. В фи-ло-со-фии су-ще-ст-ву-ют по-ня-тия де-тер-ми-низ-ма, де-тер-ми-ни-ро-ван-но-сти, оз-на-чаю-щие связь, за-ви-си-мость. Де-тер-ми-низм пред-по-ла-га-ет со-во-куп-ность и взаи-мо-дей-ст-вие при-чин и ус-ло-вий, ко-то-рые на-зы-ва-ют де-тер-ми-нан-та-ми яв-ле-ния (в кри-ми-но-ло-гии - кри-ми-но-ген-ны-ми де-тер-ми-нан-та-ми). Де-тер-ми-низм ши-ре при-чин-ной свя-зи, ко-то-рая яв-ля-ет-ся лишь час-ти-цей, зве-ном де-тер-ми-низ-ма.

Со-во-куп-ность всех при-чин и ус-ло-вий, не-об-хо-ди-мых для на-сту-п-ле-ния ис-сле-дуе-мо-го яв-ле-ния, ино-гда на-зы-ва-ют пол-ной при-чи-ной в ши-ро-ком смыс-ле сло-ва в от-ли-чие от спе-ци-фи-че-ской при-чи-ны (соб-ст-вен-но при-чи-ны), ох-ва-ты-ваю-щей лишь те яв-ле-ния и про-цес-сы, ко-то-рые при на-ли-чии оп-ре-де-лен-ных ус-ло-вий не-по-сред-ст-вен-но по-ро-ж-да-ют след-ст-вие. Спе-ци-фи-че-ской (не-по-сред-ст-вен-ной) при-чи-ной пре-ступ-но-го по-ве-де-ния яв-ля-ют-ся ан-ти-со-ци-аль-ные взгля-ды и по-бу-ж-де-ния.

Вся-кое яв-ле-ние, в том чис-ле и пре-ступ-ность, име-ет не толь-ко ряд (ие-рар-хию) при-чин, но и ряд (ие-рар-хию) ус-ло-вий, спо-соб-ст-вую-щих на-сту-п-ле-нию дан-но-го яв-ле-ния. Од-ни ус-ло-вия име-ют со-пут-ст-вую-щий ха-рак-тер - не ока-зы-ва-ют не-по-сред-ст-вен-но-го воз-дей-ст-вия на со-вер-ше-ние пре-сту-п-ле-ний (на-при-мер, ноч-ное вре-мя при со-вер-ше-нии кра-жи, раз-боя, гра-бе-жа). Дру-гие ус-ло-вия бо-лее су-ще-ст-вен-ны (не-ор-га-ни-зо-ван-ность до-су-га, пло-хая вос-пи-та-тель-ная ра-бо-та, от-сут-ст-вие кон-тро-ля, спо-соб-ст-вую-щие ху-ли-ган-ст-ву и пра-во-на-ру-ше-ни-ям в сфе-ре меж-лич-но-ст-ных от-но-ше-ний в кол-лек-ти-ве по-гра-нич-ной за-ста-вы). Осо-бое зна-че-ние име-ют не-об-хо-ди-мые ус-ло-вия, без ко-то-рых при-чи-на не мо-жет по-ро-дить след-ст-вие, например, не-дос-тат-ки в ох-ра-не ору-жия и бо-е-при-па-сов при их хи-ще-ни-ях.

Что-бы ра-зо-брать-ся в мно-го-об-ра-зии при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти, пол-нее вы-яв-лять их на прак-ти-ке и це-ле-на-прав-лен-но осу-ще-ст-в-лять не-об-хо-ди-мые ме-ро-прия-тия по их уст-ра-не-нию и ней-тра-ли-за-ции, нуж-ны надлежащие их диф-фе-рен-циа-ция и клас-си-фи-ка-ция. Ка-ж-дое на-прав-ле-ние кри-ми-но-ло-ги-че-ской мыс-ли (шко-лы) про-во-дят их по раз-лич-ным кри-те-ри-ям, ис-хо-дя, пре-ж-де все-го, из сво-его пред-ме-та ис-сле-до-ва-ния. Рос-сий-ские кри-ми-но-ло-ги ис-поль-зу-ют клас-си-фи-ка-ции по раз-лич-ным кри-те-ри-ям. Ка-ж-дый из Вас слы-шал та-кой тер-мин, как

- “ко-рен-ные” и “не-ко-рен-ные” при-чи-ны. В на-шем учеб-ни-ке они не ука-за-ны, т.к. под этим по-ни-ма-лись при-чи-ны и ус-ло-вия со-от-вет-ст-вен-но:

со-ци-аль-ные яв-ле-ния, от-ра-жаю-щие при-ро-ду дан-ной об-ще-ст-вен-ной фор-ма-ции и по сво-ей сущ-но-сти аде-к-ват-ные пре-ступ-но-сти, т.е. ча-ст-ная соб-ст-вен-ность, со-ци-аль-ное не-ра-вен-ст-во, экс-плуа-та-ция и пр. и

яв-ле-ния, не-по-сред-ст-вен-но не свя-зан-ные с сущ-но-ст-ны-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми дан-ной со-ци-аль-ной фор-ма-ции, от-дель-ные сто-ро-ны ко-то-рых мо-гут при со-от-вет-ст-вую-щих ус-ло-вий пи-тать пре-ступ-ность. Здесь ко-неч-но име-ло ме-сто объ-яс-не-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти при со-циа-лиз-ме.

Ду-ма-ет-ся, что Вам в сво-ей дея-тель-но-сти бу-дет луч-ше ес-ли и при-ме-нять та-кую клас-си-фи-ка-цию, то, очень ос-то-рож-но.

Клас-си-фи-ка-ция при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти тре-бу-ет уров-не-во-го под-хо-да к ним или, как он на-зы-ва-ет-ся в Ва-шем учеб-ни-ке, “по уров-ню дей-ст-вия (су-бор-ди-на-ции). С этой точ-ки зре-ния сле-ду-ет раз-ли-чать не-сколь-ко ви-дов это-го под-хо-да. Пер-вый из них:

- при-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти в це-лом как оп-ре-де-лен-но-го со-ци-аль-но-го яв-ле-ния, су-ще-ст-вую-ще-го в кон-крет-ных со-ци-аль-ных ус-ло-ви-ях и про-яв-ляю-ще-го-ся в со-во-куп-но-сти об-ще-ст-вен-но-опас-ных дея-ний - пре-сту-п-ле-ний;

- при-чи-ны и ус-ло-вия раз-лич-ных групп (ви-дов, ка-те-го-рий) пре-сту-п-ле-ний, об-ра-зую-щих струк-тур-ные под-раз-де-ле-ния пре-ступ-но-сти (умыш-лен-ные и не-ос-то-рож-ные, на-силь-ст-вен-ные и ко-ры-ст-ные и пр.);

- при-чи-ны и ус-ло-вия от-дель-ных ви-дов пре-сту-п-ле-ний - убийств, ху-ли-ган-ст-ва, во-ин-ских и пр.

Дру-гой вид уров-не-во-го под-хо-да пред-по-ла-га-ет вы-яв-ле-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти (в це-лом и от-дель-ных струк-тур-ных ее под-раз-де-ле-ний) на уров-не все-го об-ще-ст-ва (макро уровень), от-дель-ных его со-ци-аль-ных групп и сфер об-ще-ст-вен-ной жиз-ни и на уров-не от-дель-но-го ин-ди-ви-да.

Уров-ни эти взаи-мо-свя-за-ны, но со-дер-жа-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти на ка-ж-дом из них не то-ж-де-ст-вен-но.

На обще социальном уров-не мы вы-яв-ля-ем наи-бо-лее об-щие при-чи-ны и ус-ло-вия, с ко-то-ры-ми свя-за-но са-мо су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти в дан-ных ис-то-ри-че-ских ус-ло-ви-ях.

На уров-не со-ци-аль-ных групп фик-си-ру-ют-ся при-чи-ны и ус-ло-вия, ха-рак-тер-ные для этих групп и кол-лек-ти-вов.

На ин-ди-ви-ду-аль-ном уров-не речь идет о при-чи-нах и ус-ло-ви-ях кон-крет-но-го пре-сту-п-ле-ния, со-вер-шен-но-го от-дель-ным ли-цом, здесь мно-го ин-ди-ви-ду-аль-но-го, субъ-ек-тив-но-го и си-туа-тив-но-го, по-рой слу-чай-но-го (осо-бен-но-сти лич-но-сти, ее ин-ди-ви-ду-аль-ный жиз-нен-ный опыт, свя-зи, зна-ком-ст-ва, влия-ния, сте-че-ние об-стоя-тельств и т.п.). Вме-сте с тем обще социальные при-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти транс-фор-ми-ру-ют-ся в ин-ди-ви-ду-аль-ные, а наи-бо-лее ти-пич-ные ин-ди-ви-ду-аль-ные при-чи-ны и ус-ло-вия “скла-ды-ва-ют-ся” в обще социальные.

Изу-че-ние при-чин и ус-ло-вий на обще социальном и груп-по-вом уров-нях име-ет на-уч-но-по-зна-ва-тель-ное зна-че-ние и слу-жит прак-ти-ке для раз-ра-бот-ки и ор-га-ни-за-ции сис-те-мы со-ци-аль-ной про-фи-лак-ти-ки пре-ступ-но-сти в рам-ках все-го го-су-дар-ст-ва, от-дель-ных его ре-гио-нов, со-ци-аль-ных групп и кол-лек-ти-вов.

Вы-яв-ле-ние при-чин и ус-ло-вий кон-крет-но-го пре-сту-п-ле-ния (индивидуальный уро-вень) под-чи-не-но не-по-сред-ст-вен-но прак-ти-че-ским за-да-чам, в том чис-ле и по-гра-нич-ни-ков, - пра-виль-но-му ре-ше-нию ка-ж-до-го кон-крет-но-го де-ла, ин-ди-ви-дуа-ли-за-ции к субъ-ек-ту Ва-ше-го ин-те-ре-са и уст-ра-не-нию об-стоя-тельств, спо-соб-ст-вую-щих со-вер-ше-нию им дан-но-го пре-сту-п-ле-ния. При-чи-ны и ус-ло-вия кон-крет-но-го пре-сту-п-ле-ния (ин-ди-ви-ду-аль-ные об-стоя-тель-ст-ва его со-вер-ше-ния) мо-гут быть не-ти-пич-ны-ми. Од-на-ко в ин-ди-ви-ду-аль-ных слу-ча-ях все-гда про-яв-ля-ет-ся не-что об-щее. По-это-му на-уч-но-прак-ти-че-ское изу-че-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти ос-но-вы-ва-ет-ся на обоб-ще-нии дан-ных, по-лу-чен-ных из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков.

Важ-ное прак-ти-че-ское зна-че-ние име-ет клас-си-фи-ка-ция при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти по их со-дер-жа-нию. Раз-ли-ча-ют де-тер-ми-нан-ты пре-ступ-но-сти:

- по-ли-ти-че-ские, эко-но-ми-че-ские, идео-ло-ги-че-ские, со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ские, ор-га-ни-за-ци-он-но-управ-лен-че-ские.

На-до под-черк-нуть, что все де-тер-ми-нан-ты пре-ступ-но-сти про-яв-ля-ют се-бя в по-доб-ном ка-че-ст-ве че-рез пси-хо-ло-гию, соз-на-ние лю-дей, фор-ми-руя или под-дер-жи-вая, ожив-ляя или уси-ли-вая ан-ти-со-ци-аль-ные взгля-ды, стрем-ле-ния, по-бу-ж-де-ния. По-это-му в ко-неч-ном ито-ге пре-ступ-ность все-гда свя-за-на с со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ски-ми де-тер-ми-нан-та-ми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.