РУБРИКИ

Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

Массовое преобщение к потреблению алкоголя все больше смещается с возрастной группы в 16-17 лет (в 1980-е гг.) в возрастную группу в 14-15 лет, что чревато серьезными последствиями для физического, интеллектуального развития подрастающего поколения.

Помимо возбуждающего действия алкоголь оказывает и тормозящее воздействие. Выраженное в низкой производительности, удлинение времени реакции на опасную ситуацию (напр., у водителей транспорта и лиц, управляющих различными механизмами). Часто встречается при неосторожных преступлениях (автотранспортных, нарушениях правил техники безопасности, халатности).

Наркомания

Наркомания происходит от греческих слов “нарко” - сон, оцепенение и “мания” - страсть, безумие. Это постоянная потребность организма в приеме наркотических средств, так как психическое и физическое состояние наркомана полностью зависит от того, принял он или нет необходимый ему наркотик.

Сохраняющаяся нестабильность в обществе, снижение реального уровня жизни, падения нравственных устоев и рост безработицы приводят к дальнейшему росту потребителей наркотиков.

Признаками начала потребления наркотиков, в зависимости от вида, являются: смешливость, возбуждение и дурашливость, стремление к уединению, вялость и апатия, необычное покраснение кожи тела и лица, сужение или расширение зрачков, частые просьбы к родителям о выдаче определенной суммы денег, ношение рубашек с длинными рукавами, даже в жаркую погоду, появление дома запахов уксуса, растворителей, других химических веществ.

По оценочным данным, в России на 100 тыс. населения примерно 267 человек постоянно потребляют наркотики растительного происхождения (опийные и гашишные). По данным официальной статистики, за 1997г. от наркотиков умерло 1600 человек. Растет заболеваемость токсикоманией - за 1996г. она увеличилась в 1,5 раза.

Снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 11-13 лет. Снижение численности подростоков злоупотребляющих алкоголем при одновременном увеличении их числа, пользующихся средствами бытовой химии. Среди подростоков формируется субкультура предпочтения наркотиков и токсических средств традиционному ранее потреблению алкоголя. Многие девочки 13-14 лет, находящиеся на различных стадиях наркотической “карьеры”, имеют опыт сексуальной жизни.

Смертная казнь

Численность лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, ежегодно увеличивается на 250 человек. Действующие три исправительных колонии рассчитаны на размещение только 630 таких осужденных, несмотря на это на 1.06.2000 года в местах лишения свободы содержится более 1,1 тысячи человек, приговоренных к смертной казни, и лиц, которым она заменена пожизненным лишением свободы. (Уголовно-исполнительная система Российской Федерации // "Российская юстиция", 2000, N 9. С.61-63.)

31.Потребности, интересы, мотивы, цели в механизме совершения конкретного преступления.

Известно, что каждое отдельное преступление обуславливается с одной стороны личностными особенностями конкретного индивида, его совершившего, с другой стороны - совокупностью всех внешних по отношению к человеку обстоятельств.

Преступный акт является результатом негативных нравственно - психологических свойств личности, сложившихся под влиянием внешних по отношению к человеку факторов среды и конкретных жизненных обстоятельств, образующих ситуацию совершения преступления.

В связи с этим в криминологии выделяют два уровня детерминант совершения преступления:

· уровень нравственного формирования личности;

· уровень конкретной криминогенной ситуации совершения преступления.

Если на первом уровне создаются психологические предпосылки возможности совершения преступления, то на втором эта возможность при определенных условиях реализуется в жизнь.

Поскольку в задачи правоохранительных органов входит обязанность предупреждения преступности в целом и отдельных преступных актов, то ясно, что объектом их профилактического воздействия (а для криминологии изучения) являются факторы обоих названных уровней.

В понятие причин и условий конкретного преступления в криминологии включаются типичные для преступников особенности формирования личности, ее социального положения, особенностей психологии личности, а также комплекс внешних объективных обстоятельств, в которых существует преступник.

Под причинами и условиями понимаются:

1) среда, общественное окружение, которое способствует формированию таких нравственных ценностей и жизненных ориентаций, которые порождают потребность в удовлетворении своих материальных или духовных запросов преступным путем;

2) мотивация на преступное преступного поведения;

3) условия, ситуации, в которых находится личность, и которые способствуют возникновению мотивов преступного поведения. Такими условиями являются следующие: сопутствующие условия, - те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени; необходимые условия, - без которых событие не могло бы наступить; достаточные условия - комплекс всех необходимых условий;

4) психофизиологические, психологические, физиологические особенности личности, которые усиливают ее восприимчивость к криминогенным влияниям внешней среды и способствующие их превращению во внутреннюю позицию, личную установку на криминальное поведение.

В преступлении, совершаемом конкретным лицом, находят отражение конкретные индивидуальные особенности его личности, сложившейся в результате сложнейшего взаимодействия влияний внешней по отношению к человеку среды, его психофизиологических особенностей и иных обстоятельств, вызывающих решимость лица совершить преступление.

Поэтому, в задачи правоохранительных органов (и прежде всего ОВД) входят как выявление отрицательных условий нравственного формирования личности и оказания на них профилактического воздействия, так и предупреждение возникновения конкретных жизненных ситуаций, в которых негативные характеристики личности, сложившиеся под влиянием этих условий могут реализоваться.

Анализ причин отдельно взятого преступления следует проводить, поняв прежде всего психологический механизм индивидуального преступного поведения.

Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний личности, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих ее поведение1.

Таким образом, в механизм индивидуального преступного поведения входят:

1. 1.     внутренняя сфера личности, включающая негативные нравственно - психологические особенности личности;

2. 2.     социальные явления и процессы, обусловившие формирование этих свойств;

3. 3.     ситуация совершения преступления.

То есть “преступное поведение человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включающий не только сами действия. Изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые и определяют генезис преступного поведения”1.

Как и всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности. Из психологии известно, что каждый человеческий акт связан с удовлетворением какой - либо испытываемой человеком потребности.

Потребности людей разнообразны: от элементарных, биологических и физиологических, до сложных, материального и духовного характера.

Когда потребность осознана человеком и признана им, она приобретает значение интереса.

Несовпадение индивидуального и общественного интереса, предпочтение первого второму, может создавать конфликт в психике человека. В случае, если общественные интересы охраняются уголовным законом, а личность вопреки этому нарушает этот запрет, то такое поведение рассматривается обществом как преступное.

Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:

· · жизненно - необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);

· · нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность);

· · деформированные, когда искажаются нормальные потребности (деловая активность с целью хищения чужой собственности);

· · извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.

Общественно опасны и наиболее чреваты совершением преступления антисоциальные, извращенные потребности (вспомним маньяков), стремление к удовлетворению которых лежит в основе мотивации самых страшных преступлений.

В большинстве случаев преступное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.

Чтобы удовлетворить осознанную как интерес потребность, индивид осмысливает имеющиеся для этого возможности, ставит перед собой конкретную цель, выбирает пути и средства ее достижения.

Особенностью психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта является то, что индивид делает выбор:

· · удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;

· · каким путем их удовлетворить и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств, в частности, как от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой потребности, так и от морально - нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

При этом преступность совершаемого деяния определена преимущественно не самим характером испытываемой потребности, а тем, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами.

Так, в основе хищений лежит стремление к удовлетворению потребностей, связанное с материальными благами, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение потребности должно осуществляться законным путем и согласовываться с возможностями общества.

А поскольку в основе механизма индивидуального преступного поведения лежит по известной формуле А.С. Макаренко “дефектность каких - то социальных отношений”… испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества”, то важно увидеть, где, когда, каким образом и почему, в силу каких причин и обстоятельств происходит это рассогласование между требованиями индивида и общества. Известно, что нравственные свойства человека, влекущие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают внезапно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности.

32.Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

высокая латентность, преступность несовершеннолетних как бы «подпирают» правонарушения подростков, не достигших возраста уголовной Ответственности;

преступность несовершеннолетних имеет обширный "фон", который составляют подростки, склонные к правонару-шениям.

Неблагоприятные изменения в структуре преступности не-совершеннолетних:

увеличение доли участия девушек в преступлениях;

появление новых видов преступлений несовершеннолет-ию;

рост распространенности имеющихся видов преступле-ний;

ухудшение мотивации корыстных и насильственных пре-ступлений;

большинство преступлений является групповыми

Негативные последствия преступности несовершеннолетних:

существенно мешает надлежащему формированию личности подростка

наносит общ-ву непроизводительные потери

играет значительную роль в формировании рецидивной преступности

По половому признаку:

-девушки составляют около 8%, хотя в отдельные годы этот показатель возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов преступлений - насильственных деяний и хулиганства.

По возрасту:

-наблюдается омоложение преступности несовершеннолетних около 30-33% лица, старшей подростоковой группы.

По соц. положению (за 1999):

-учащиеся школ - 83317 (38,3%);

-работающие - 23733 (11,4%);

-лица, без постоянного источника доходов - 56188 (27%);

-студентами - 4201 (2%).

Возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

Влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.

Низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности, стремление к получению частого удовольствия за счет других лиц, равнодушие к окружающим и стремление самоутвердиться, причиняя страдания более слабым.

Эмоционально-волевая сфера несовершеннолетних преступников характеризуется легкой возбудимостью, как правило, без значительного на то основания, грубостью, лживостью, эмоциональной неуравновешенностью, агрессивность, оглаблением чувств стыда, несамокритичностью.

Сравнительный анализ личности взрослого преступника, преступника с рецидивным и несовершеннолетнего преступника.

Типология личности несовершеннолетнего преступника.

33.Особености личности несовершеннолетнего преступника.

1. Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрации независимости, в большей части характерны для несовершеннолетних.

2. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с тем, что «преступная активность» в сфере различных возрастных групп несовершеннолетних значительно различается. Это обусловлено особенностями статуса, уровнем развития, условиями воспитания и контроля.

Подростки младшего возраста (14--15 лет) составляют не более одной пятой среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Девушки -- менее 5%.

В отличие от прошлых лет факт воспитания в неполной семье уже не занимает ведущего места в характеристике личности несовершеннолетних преступников, хотя и сейчас он встречается в два-три раза чаще, чем в контингенте подростков, не совершающих преступлений. В то же время для несовершеннолетних преступников типично нахождение их в таких семьях, возможности которых в воспитании детей ограничены или которые непосредственно оказывают на них отрицательное влияние. Существенных различий в материальных и жилищных условиях несовершеннолетних, совершающих преступления, по сравнению с теми, кто не преступает закон, не наблюдается.

По выборочным данным, от двух пятых до половины преступлений несовершеннолетних совершаются работающими подростками. На долю учащихся общеобразовательных школ и учащихся ПТУ приходится по 15 -- 20% и на долю подростков, уклоняющихся от учебы и работы, -- 10 --15%.

3. Особенности культурно-образовательной характеристики большинства несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с их отставанием по образовательному уровню от сверстников, хотя после перехода к обязательному среднему образованию это различие несколько сглаживается. Вместе с тем значительная часть несовершеннолетних преступников, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигает, так как оценки успеваемости были заведомо завышены школой или ПТУ. Все еще значительна доля второгодников и лиц, оставивших школу (этот показатель в 20 раз выше, чем в контингенте несовершеннолетних, не совершающих преступлений).

Отмечается также: а) ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10--20% обследованных подростков, совершающих преступления, газеты -- менее 10%, причем в основном спортивную и развлекательную информацию); б) использование кино, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации; в) предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время; г) ограниченность интересов и потребностей в сфере образования и культуры, предпочтение пассивно-потребительского досуга.

4. Особенности потребностей и интересов в сфере учебной, трудовой, общественной деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления, включают: а) утрату интереса к учебе, отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок, потерю чувства ответственности перед ним (в четырех случаях из пяти эти несовершеннолетние существенно отставали в учебе, причем по мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядочному проведению свободного времени);

б) отсутствие интереса к работе, узко утилитарное отношение к профессии, отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от трудового коллектива и несформированность чувства ответственности перед ним (по данным различных исследований, две трети преступников из числа работающих подростков относились недобросовестно к своим обязанностям, более половины успели сменить одно или несколько мест работы, несмотря на небольшой общий стаж);

в) неучастие в общественной работе.

Соответственно и в сфере досуга и быта для большинства несовершеннолетних преступников типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках и кутежах. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству и вытесняют благородные стремления и общественно полезные цели. Кредо этих юношей и девушек -- повеселее пожить, взять от общества все, ничего не отдавая взамен. «Веселая жизнь» в их представлении -- это безделье, бессмысленное проведение досуга. Люди такого склада, такого понимания жизни не утруждают себя заботой о том, чтобы использовать свободное время для своего нравственного совершенствования, для повышения культурно-образовательного уровня, а к тем, кто это делает, относятся презрительно. Исследования показывают, что интересы к сфере техники, к художественной самодеятельности, занятиям спортом проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. В условиях указанного понимания жизни и отношения к ней усиливаются эгоистические привычки и создаются ситуации, способствующие правонарушениям.

5. Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения правового и нравственного сознания (толкование долга, совести, дозволенности, исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление самоутвердиться, причиняя их более слабым). Это, в частности, понимание законодательных запретов как формальных и не обязательных «для себя лично»; непонимание социальной роли закона, противопоставление закона целесообразности, групповых норм нормам закона; искаженность понятий правомерного и неправомерного поведения; отрицание справедливости правоприменительной практики, враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; убежденность в возможности избежать наказания за содеянное, неверие в то, что ответственность преступников неотвратима.

6. Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего преступника характерно ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, грубости и жестокости, лживости и несамокритичности. Значительное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 -- 25% случаев. Следовательно, в «механизме» преступного поведения чаще играет роль не слабоволие, а отрицательная волевая направленность.

7. Преобладающая часть несовершеннолетних преступников не обнаруживает выраженного нарушения физического здоровья.

Вместе с тем, как показывают данные разных исследований, нервно-психические расстройства встречаются у несовершеннолетних, совершивших преступления, чаще в три-шесть раз, чем у их правопослушных сверстников. Из этих данных также видно, что указанные расстройства -- это не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Сами же психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре, пятых) приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

8. Применяя общую типологию личности преступников к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:

а) случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности ;

б) попадания в соответствующую ситуацию в результате неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);

в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивости (несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т. п.);

г) относительно устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей поведение

(несовершеннолетние, совершившие преступления неоднократно, рецидивисты и т. п.).

Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних преступников выражается, по выборочным исследованиям, соответственно как: 25 -- 30%, 25 -- 30%, 30 -- 40%, 10 -- 15%.

Данная типология позволяет выделить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних преступников, но и этапы постепенного перехода от единичных элементов деформации личности к их «цепочке», а следовательно, определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания.

34.Причины и условия преступности несовершеннолетних.

1. Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних -- это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступления в целом, о которых шла речь в главах 6 и 7. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данной группы как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, так и применительно к их формированию.

Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются социально-ролевыми и социально-психологическими свойствами лиц до 18-летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной корысти», т.е. стремления паразитически извлекать материальные выгоды, злоупотребляя служебным положением. Нет у них и мотивации профессиональной небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность. Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность формирования семейно-бытовой агрессивности, столь распространенной в преступлениях взрослых.

Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищества», «псевдоромантизма», «престижно-потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т. п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

2. При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А .это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения -- «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступлениям, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически-потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т. п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с поля), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или мотивации, которые возникают в пьяных компаниях. Так, каждое третье изнасилование совершено лицом до 18 лет в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказались впоследствии потерпевшими.

3. В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации вершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

а) Отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным иным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30--40% случаев вступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает неправильное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

б) Отрицательные влияния в б л и ж а и -ем окружении -- бытовом, учебном, производственном и так далее со стороны сверстников или рослых. Они оказываются особенно значимыми в язи с отмеченным стремлением несовершеннолетних отрицательным поведением включаться в обособленныe группы для совместного времяпрепровождения, противопоставляющие себя коллективу. Дорожа преданием в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду поведению.

Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определенного вида (например, фактов бесхозяйственности, приписок, бытовое хулиганство); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей, в) Подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое, по данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явиться и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.

г) Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

д) Проникновение по разным каналам идеологического влияния империалистической пропаганды, пытающейся внедрить в среду молодежи, например при помощи радиопередач, туристских контактов, взгляды и привычки повседневного поведения, несовместимые с целями и идеалами нашего общества.

е) Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует:

Безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она констатируется не менее чем в четырех пятых случаев преступлений рассматриваемой группы. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д.

Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые «накладываются» в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20 -- 50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это -- неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, процентомании, отказа от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, учащиеся не получают должной «закалки» против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется, как уже отмечалось (см. § 2), обычно за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет узость запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

Недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления -- особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», -- способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками отрицательных влияний.

Недостатки в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания '. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов. 10. Наряду с недостатками в деятельности семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, культурно-воспитательных и спортивных учреждений, формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в поведении несовершеннолетних существенно способствуют также недостатки организационно-управленческого характера в правовоспитательной и правоохранительной деятельности.

Недостатки правового воспитания -- это отрыв разъяснения прав молодых членов общества от разъяснения их обязанностей; подмена вопросов о личной ответственности несовершеннолетних за право-нарушающее поведение вопросами ответственности воспитателей; недостаточное внимание к формированию четких представлений о социальной роли закона, убеждения о единстве требований законности и целесообразности, о значимости законности в каждодневном поведении, классовой характеристики правомерного и право-нарушающего поведения.

Недостатки в деятельности органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: недостатки надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения; неполнота выявления и постановки на учет несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременное условно-досрочное освобождение или выпуск из специального воспитательного учреждения; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобожденных из ВТК, условно осужденных, лиц, к которым применена отсрочка исполнения приговора; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д.

Затрудняют борьбу с преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством в среде несовершеннолетних (в том числе о запрете продавать им спиртные напитки).

Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних связаны прежде всего с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений. Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливалась.

На рецидивную преступность несовершеннолетних влияют факты необоснованной замены наказания воспитательными мерами, неправильного применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, досрочного освобождения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла, со ссылками главным образом на возраст виновного и без обеспечения интенсивного контроля за поведением, в результате чего у подростков возникает представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение названных мер позволяет свести рецидив к минимуму (до 3--5%). В случаях помилования несовершеннолетних рецидив близок к нулю.

35.Обшие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков - правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

Предупреждение преступности - это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних - является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Политика в области несовершеннолетних - это деятельность направленная на защиту и охрану несовершеннолетних, их прав и законных интересов.

Основные элементы политики (формирование и реализация).

Направление формирования и реализации политики (основные задачи, принципы, направления и средства предупреждения).

Субъекты политики (явление преступности несовершеннолетних);

Объекты политики (государственные и негосударственные институты);

Цели политики (защита человека ,общества и государства от преступных посягательств).

Национальная политика нашего государства в отношении несовершеннолетних нашла свое выражение в следующем:

-в обязательствах по выполнению Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ;

-в Основных направлениях государственной социальной политике по улучшению положения детей в РФ до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 1995г. №942;

-в Указе Президента РФ от 1июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»;

-в Президентской программе «Дети России».

Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

-Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности - направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности - направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Справка: На конец 1995 г. в РФ действовали 61 воспитательная колония для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

В 1995 г. в России работали только 32 специальные школы закрытого типа (в том числе одна - для девочек), одна специальная школа открытого типа, 15 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (в том числе 4 для девочек) и одна специальная (коррекционная) школа для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния.

По данным МВД РФ, в 45 регионах России отсутствуют закрытые учебно-воспитательные учреждения для младших подростков. По оценке специалистов, только 9% подростков, которые нуждаются в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995-1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками совершено 2085 преступлений.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Объект предупреждения преступности (преступления) - представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

-причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;

-личность несовершеннолетнего преступника;

-причины и условия конкретного преступления;

-группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни;

-преступные группировки.

В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика:

1) безнадзорного - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

1) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.