РУБРИКИ

Структура механизма современного российского государства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Структура механизма современного российского государства

Палата представителей:

- разрабатывает и принимает зако-ны республики по вопросам ее ведения;

- ратифицирует законы и акты Российской Федерации, отнесенные к совместному ведению;

- ратифицирует и денонсирует международные дого-воры и соглашения;

- принимает решения по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики;

- дает согласие на назна-чение и освобождение от должности руководителей государ-ственных комитетов, кроме случаев, отнесенных к ведению Палаты Республики;

- представляет в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного коми-тета Государственного Собрания;

- избирает судей районных (городских) народных судов, Верховного Суда;

- принимает и утверждает решения о приостановлении действия законов республики и Российской Федерации, постановлений, распо-ряжений и других актов правительства, ведомств и предприя-тий республики, федеральных органов и ведомств, противо-речащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет рес-публики, ущемляющих права ее народа;

- вносит предложения в Федеральное Собрание России в порядке законодательной инициативы;

- принимает решения по вопросам введения, при-остановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассматривает отдельные норматив-но-правовые акты, внесенные Президентом и Правительством республики;

- осуществляет контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней, а также контроль за исполнением законов республики; осуществляет толкова-ние законов республики.

Порядок деятельности парламентов республик в соста-ве Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты или их палаты избирают председателей, ко-торые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламенты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозмож-ности осуществления им своих обязанностей или по его пору-чению, а также другие обязанности в соответствии с Регла-ментом парламента.

Палаты некоторых парламентов (например, Государствен-ного Собрания Республики Саха (Якутия) практикуют избра-ние из своего состава постоянных секретарей палаты, ответ-ственных за организацию ее работы.

Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов -- президиумов парламента, на которые возлагается координация законотворческой и кон-трольной деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний. Например, Президиум Народного Собрания Дагестана включает председателя Народного Со-брания, его заместителей и председателей комитетов Народ-ного Собрания.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парла-ментов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных рег-ламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания. Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют посто-янные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за исполнением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается пар-ламентом. В необходимых случаях могут создаваться след-ственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отне-сенным к ведению парламента.

Кроме комитетов и комиссий, Народное Собрание Даге-стана образует также Счетную палату для контроля за ис-полнением республиканского бюджета. В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеется Экспертный совет.

Правовой статус депутата парламента определяется конституцией соответствующей республики, а также законами о статусе депутатов парламентов См., например, Закон Республи-ки Саха (Якутия) от 22 апреля 1994г. «О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».

Актами парламентов республик являются законы, поста-новления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законодательную деятельность парламентов.

Согласно этому законодательству право законодательной инициативы принадлежит, как правило, Президенту респу-блики, ее Правительству, депутатам парламента, постоянным комитетам (комиссиям), Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду республики.

В отдельных республиках субъектами права законодательной инициативы выступают депутаты Федерального Собрания России от рес-публики (Дагестан); республиканские органы политических партий и общественных объединений (Якутия); представи-тельные органы власти районов и городов республиканского подчинения (Чувашия); представительные органы местного самоуправления (Карелия) и т. д.

Акты, принятые парламентом, подписывает его председа-тель (председатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта проце-дура (например, председателю Государственного Совета в Дагестане и т. п.) См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. № 43. Ст. 4089..

В соответствии с Положением об основных началах организа-ции и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной об-ласти, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1999r. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 2000. № 32. Ст. 5072. См. также: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2000 г. «О реформе представительных ор-ганов власти и органов местного самоуправления в РФ. с изменениями и дополнениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999г., представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т. д. этих субъектов федерации (например, Московская Государ-ственная Дума; Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.) «Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы» и «Временное положение о Московской областной Думе», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. №44. Ст. 4187; «Положение о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга», утвержденное Указом Президента Россий-ской Федерации от 21 декабря 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. № 52. Ст. 5064.№41. Ст. 3924;. Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 2 года. Их численный со-став не может превышать 50 депутатов (представителей). В рамках этой нормы конкретное число депутатов устанавли-вается самостоятельно соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта Федерации. Часть этих депутатов (не более двух пятых от общего числа депутатов) может работать в составе представительного (законодатель-ного) органа на платной основе.

Представительные (законодательные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными пол-номочиями. В сфере конституционного строительства они:

- принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения;

- осуществляют контроль за исполнением законодательства;

- устанавливают администра-тивно-территориальное деление;

- решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством;

- утверждают по представлению главы ад-министрации структуры органов исполнительной власти;

- реги-стрируют уставы органов местного самоуправления; назнача-ют выборы в представительный (законодательный) орган, а также органы местного самоуправления;

- утверждают состав региональной избирательной комиссии по выборам депутатов;

- признают полномочия депутатов представительного (законода-тельного) органа, а также их досрочное прекращение;

выполняют другие функции в соответствии с федеральным законодательством Воеводин Л. Д.. Юридический статус личности в России. Учебное пос. М., 1999. С. 134. .

2. 3. Органы исполнительной власти

Российской Федерации

2. 3. 1. Правительство Российской Федерации --

высший орган исполнительной власти

“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, -- гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Пра-вительство Российской Федерации -- высший орган федеральной исполнительной власти. Так определяет Правитель-ство Российской Федерации закон «О Правительстве Россий-ской Федерации» (ст. 1). Это определение раскрывает юридическую природу Правительства Российской Федерации, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший орган федеральной исполнительной власти Прави-тельство Российской Федерации осуществляет государствен-ное управление.

Правительство -- это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий пра-вовые акты от своего имени. Членами его являются руководите-ли важнейших административных ведомств (министры).

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства См.: Федеральный Конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 . ст. 3. // Собрание Законодательства. 1997. №5. Ст.5712 (см. Прилож. 12 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты.. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 92).

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

К сожалению, как отметил Радченко А. И., механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Поэтому необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности -- обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам См.: Радченко А.И. Основы государственного и муници-пального управления: системный подход. Ростов н/Д. 2000. С. 231.

.

Автор настоящей работы уверен, что сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа раз-деления властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Консти-туции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собрани-ем и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавлива-ется, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Кроме Конституции, правовой основой деятельности правитель-ства в настоящее время служат Закон Российской Федерации «О Совете Министров -- Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. в той части, в какой он не противоречит Кон-ституции, иные законы, а также указы Президента Российской Федерации. Конституция установила, что порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным за-коном.

Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то правитель-ство -- это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган ис-полнительной власти общей компетенции оно наделено широки-ми полномочиями во всех областях жизни страны. На него возло-жена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспе-чение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России См.: О системе федеральных органов исполнительной вла-сти. Указ Президента РФ от 14 августа 1999 г. № 1176.

.

Конституция закрепляет следующие формы взаимоотношений Правительства с Государственной Думой:

а) Правительство разрабатывает и представляет Думе проект федерального бюджета и отчитывается о его исполнении;

б) законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, которые предусматривают расходы, пок-рываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы только при наличии заключения Прави-тельства;

в) Правительство имеет право законодательной инициативы и проводит значительную работу по подготовке законопроектов;

г) Президент согласует с Думой назначение Председателя Правительства;

д) Дума по своей инициативе или по инициативе Правительст-ва решает вопрос о доверии ему.

Государственная Дума руководит Правительством, как и дру-гими органами государственной власти, путем издания законов, определяющих их задачи, компетенцию, подчиненность. Прави-тельство не подчинено Думе -- оно исполняет законы, принятые Думой; оно подчиняется Конституции и законам.

Для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания Правительством образовано специальное представи-тельство. В него входят статс-секретари (заместители федераль-ных министров) и другие лица, назначенные Правительством.

Правительство координирует с палатами и комиссиями Госу-дарственной Думы и Совета Федерации законопроектные рабо-ты в системе исполнительной власти, оказывает информацион-ную поддержку их законотворческой деятельности. В задачу статс-секретарей и Правительства в целом входит обеспечение подготовки предложений и замечаний Правительства по зако-нопроектам, организация работы с обращениями депутатов па-лат Федерального Собрания, анализ результатов реализации принятых законов.

19 июня 1994 г. Президент издал Указ «Об обеспечении взаи-модействия Президента Российской Федерации и Правительст-ва Российской Федерации» См. СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697., в котором закреплено, что законо-проекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительст-ва, а также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются ему на согласование (на заключение), а законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование.

Проекты постановлений, принятие которых предусмотрено актами Президента; проекты решений, рассмотренных на заседании Правительства под его председательством; проекты реше-ний, принимаемых Правительством в пределах его компетенции по относимым Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Россий-ской Федерации, ее независимости, государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней по-литики, руководства внешней политикой, осуществления функ-ций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Рос-сийской Федерации направляются в Администрацию Президента для согласования.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам фе-деральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой по-литике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются им, а вопросы штатной численности этих федеральных органов согласовыва-ются с Правительством.

Анализ содержания Конституции показывает, что Президенту в этой сфере принадлежат верховная власть, самые важные пол-номочия: Правительство ему подчинено полностью (Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами). Кроме того, Президент несет ответственность перед страной за работу Правительства. Кон-ституционные нормы не позволяют считать Президента РФ гла-вой законодательной и, тем более, судебной власти, хотя в отно-шении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью.

2. 3. 2. Состав Правительства РФ

и порядок его формирования

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основ-ные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Кон-ституцией Российской Федерации (см. Прилож. 12 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты.. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 92). Конституционным статусом пра-вительства обусловлены и порядок прекращения его деятельности, виды и юридическая сила издаваемых им правовых актов.

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации -- коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Пре-зиденту. Оно состоит из Председателя Правительства, его за-местителей и федеральных министров. Автор работы отмечает, что в прошлом в него входили председатели Государственных комитетов, Сове-тов Министров республик в составе РФ, и другие должностные лица -- всего около 100 членов. Сейчас в составе Правительства России не более 40 человек.

Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандида-туре на этот пост. После трехкратного отклонения Думой пред-ставленных кандидатур Президент назначает Председателя Пра-вительства и распускает Государственную Думу.

Первых и иных заместителей Председателя, федеральных министров Президент назначает по представлению главы Пра-вительства. Конституция не устанавливает численный состав данного органа. Фактически это делает Президент, который ре-шает вопросы о количестве вице-премьеров, создании и ликви-дации федеральных министерств.

Кроме того, Президент Рос-сийской Федерации вправе назначить федеральным министром лицо, которое не возглавляет федеральное министерство (руково-дитель аппарата Правительства, министр «без портфеля» и др.).

Правительство в России функционирует непрерывно 90 лет, хотя его конституционный статус, численность, личный состав неоднократно менялись. И когда в Конституции, правовых актах, в литературе говорится о его отставке, сложении полномочий, разгоне, речь идет о прекращении работы данного личного соста-ва этого коллегиального органа, возглавляющего исполнитель-ную власть страны См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1113.

. Точно так же роспуск парламента -- это чаще всего не ликвидация предста-вительного органа, а прекращение деятельности его в данном составе, в данной форме 90. Конституция не устанавливает срока функционирования Пра-вительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его дея-тельности -- сложение полномочий и отставку.

Предельный срок функционирования Правительства в данном составе -- до формирования вновь избранным Президентом но-вого Правительства. Перед вновь избранным Президентом Пра-вительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.

Конституция предусматривает возможность отставки Прави-тельства в случаях, если:

1) такое решение принял Президент;

2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;

3) Председатель Правительства поставил перед Государствен-ной Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии от-казала, и Президент принял решение об отставке Правительства;

4) Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке.

Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отстав-ку только после принятия Президентом соответствующего реше-ния, изложенного в его

указе.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председа-теля Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации до истечения полномочий Правительства по личному заявлению об отставке; в случае принятия отставки Правительства; в случае невозможности исполнения своих обязанностей. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации в полном составе.

В случае временного отсутствия Председателя Правительств его обязанности по поручению Председателя Правительств исполняет один из его заместителей, а в случае невозмож-ности дать такое поручение -- один из Первых заместителей Председателя Правительства по решению Президента Рос-сийской Федерации.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 ян-варя 1999 г.

В настоящее время под руководством Правительства действу-ют три группы центральных федеральных органов исполнитель-ной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы. Это:

1) фе-деральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства;

2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;

3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в ос-новном актами Президента и Правительства.

В своей многогранной повседневной деятельности Правитель-ство РФ опирается не только на центральные федеральные орга-ны, но и на органы исполнительной власти субъектов Федера-ции. Коржухин Т. М. считает, что законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, но он считает, что этот пробел в ближайшее время будет устранен.

Автор работы подчеркивает, что это необходимо сделать, что-бы последовательно осуществлять, конкретизировать положение ч. 2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции образуют единую систему исполнительной власти в Россий-ской Федерации». Если органы разных уровней образуют еди-ную систему исполнительной власти, то, очевидно, что их центром является Правительство РФ. Оно возглавляет иерархически пос-троенный аппарат исполнительной власти России.

Для оперативного решения возникающих вопросов в Прави-тельстве создан постоянно действующий орган -- Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, ми-нистры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внут-ренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представ-лению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Правительство -- не только руководящий страной орган госу-дарственной власти, членами которого являются несколько де-сятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство -- учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица -- руководитель аппа-рата, который организует информационное, хозяйственное, тран-спортное, коммунальное обеспечение деятельности Правитель-ства -- органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства -- органа и правовой статус Правительства -- юридического лица.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти спе-циальной компетенции Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющих правовой статус Правительства РФ и других центральных органов исполнительной власти, прак-тика государственного строительства основывается на положении, что Прези-дент как глава государства и гарант Конституции РФ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием федераль-ной исполнительной власти.. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников цен-тральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание.

Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их замести-телей.

Кроме того, оно принимает положения о каждом централь-ном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятель-ностью федеральных органов исполнительной власти, может от-менить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, ко-митеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

2. 3. 3. Полномочия Правительства Российской Федерации

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Они определяются Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве Российской Федерации.

Автор данного исследования, сравнивая тексты ст. 114 Конституции РФ, регламентирую-щей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих ис-ключительную и совместную федеральную компетенцию, убедился, что на Правительство возлагается основная ответствен-ность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Так, в соответст-вии со ст. 71 Федерация, а значит и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федераль-ной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кре-дитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государ-ственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российское Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Общие вопросы компетенции, порядке организации и деятельности министерств и иных федеральных органов исполнительной власти регулируются федеральным законом. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектах Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет кон-троль за деятельностью федеральных органов исполнитель-ной власти, а также за органов исполнительной власти субъектов РФ, разрешает споры и разногласия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические про-цессы, способствует укреплению денежной и кредитной систе-мы, проводит единую политику цен, создает условия для свобод-ного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использова-ние природных ресурсов, осуществляет управление федераль-ной собственностью. В соответствии с Конституцией оно разра-батывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

Правительство подготавливает программы социального разви-тия, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой го-сударственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с об-щесоциальными Правительство РФ решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чернобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

Важное направление деятельности Правительства -- осу-ществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреп-лению режима законности, охране собственности и общественно-го порядка, борьбе с преступностью. Оно обязано обеспечить обо-рону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, организация внешнеэкономи-ческой деятельности, научно-технического и культурного сотруд-ничества.

Прави-тельство РФ устанавливает размеры ввозных и вывозных тамо-женных пошлин, правила бухгалтерского учета, лицензирования разных видов деятельности, стандарты, нормы и правила веще-вого обеспечения военнослужащих, работников МВД и многие другие федеральные правила, тарифы.

Большую работу Правительство РФ осуществляет по предме-там совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции. Это вопросы владе-ния и пользования землей, недрами, водными и другими ресур-сами, охраны окружающей среды, памятников истории и куль-туры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнст-ва, отцовства и детства, социальной защиты, включая социаль-ное обеспечение, координации международных и внешнеэконо-мических связей РФ и субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешне политики государства; осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере обеспечивает единство системы исполнительной власти стране, направляет и контролирует деятельность ее органе! осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательно инициативы.

Правительство вправе делегировать осуществление часть своих полномочий федеральным органам исполнительно власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Закон о Правительстве Российской Федерации подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны.

В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономичес-кое развитие страны; вырабатывает государственную полити-ку в сфере международного экономического и финансо-во-инвестиционного сотрудничества; формирует мобилизаци-онный план экономики России, обеспечивает функционирова-ние оборонного производства, осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зару-бежными странами.

В сфере бюджета и финансов Правительство разраба-тывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кре-дитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Госу-дарственной Думе отчет об исполнении федерального бюд-жета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обес-печивает совершенствование бюджетной системы; регулирует рынок ценных бумаг; управляет государственными внутрен-ними и внешними делами Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Россий-ской Федерации с иностранными государствами.

В социальной сфере Правительство Российской Федера-ции принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социаль-ной политики, реализацию конституционных гарантий в облас-ти социального обеспечения граждан, способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотво-рительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благосостояния в стране; содействует решению проблем молодежи, развитию физической культуры и спорта, туризма; содействует развитию системы социального партнерства.

В области развития науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации разрабатывает и осу-ществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундамен-тальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное развитие; обеспечи-вает проведение в Российской Федерации единой государ-ственной политики в области образования, определяет основ-ные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государ-ственную поддержку развития культуры и сохранения объек-тов культурного наследия общегосударственного значения.

В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы страны, улучшению состояния и защите окружающее среды; осуществляет меры по регулированию природопользования, обеспечению экономической безопасности, координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство Российской Федерации участвует в разработка и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного порядка, борьбе i преступностью и наркоманией; разрабатывает и реализуемые меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, их кадровому обеспечению; осуществляет меры по совершенствованию действующего законодательства.

В области обороны и государственной безопасности Правительство Российской Федерации осуществляв меры по обеспечению обороны страны; принимает меры обеспечению государственной безопасности, содействует выполнению органами разведки, контрразведки, правительственной связи и службами государственной охраны возложенных на них задач; обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны и обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране государственной границы, руководит гражданской обороной; осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В области внешней политики Правительство Российской Федерации заключает международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией; представляет интересы Российской Федерации в международных организациях; регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляв государственный контроль в этой сфере; осуществляет общее руководство таможенным делом; реализует внешнеэкономи-ческую деятельность.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализу-ются посредством его актов -- постановлений ч распоря-жений, которые издаются на основании и во исполнение Кон-ституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Пра-вительство Российской Федерации обеспечивает их исполне-ние. Постановления и распоряжения Правительства обяза-тельны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, изда-ются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Согласно Положению о подготовке проектов постановле-ний и распоряжений Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. См.: Положение об Аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением правитель-ства Российской Федерации от 26 января 1993 г. (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 5. Ст. 398)., проекты актов Правитель-ства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Посту-пающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направля-ются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1999. №5. ст. 398..

Проекты актов Правительства РФ вно-сятся в Правительство с приложением пояснительной за-писки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями.

2. 3. 4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициа-тиву Правительство осуществляет путем внесения в Государ-ственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовлен-ные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правитель-ства в законодательной деятельности, а также порядок подго-товки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправ-кам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в со-ответствующих органах Государственной Думы и на заседани-ях Совета Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, пред-усматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопро-ектам и официальные отзывы Правительства на рассматри-ваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседани-ях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается офици-альный представитель Правительства.

Назначение депутата министром или дру-гим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правитель-ство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собра-ния, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Фе-деральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал "вызовы" в Го-сударственную Думу. В то же время Федеральный конститу-ционный закон о Правительстве РФ обязывает членов Пра-вительства по приглашению палат

Конституция РФ не закрепляет каких-либо специаль-ных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституци-ей РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и граждани-на, федерализм, разделение властей, единство экономи-ческого пространства, народовластие и др.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обес-печивает исполнение судебных решений.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специ-альная глава из восьми статей (ст. 110--117), но ряд полно-мочий Правительства и норм, регламентирующих его пра-вовое положение, закреплены в других главах (о Президен-те РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обо-роне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президен-та РФ. Основные вопросы правового положения Правитель-ства РФ, порядок его формирования и деятельности зак-реплены Федеральным конституционным законом "О Пра-вительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. За-коном определяются принципы, состав и порядок формиро-вания Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной влас-ти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

Правовым актом, регулирующим деятельность Правитель-ства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организа-ция работы Правительства, порядок внесения в Правитель-ство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Со-вет Федерации и Государственная Дума) как один из орга-нов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положе-ние Федерального Собрания в системе органов государствен-ной власти можно только через сложный порядок измене-ния самой Конституции РФ. Прочное положение Федераль-ного Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей кон-ституционно-правовой гарантией -- настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах кон-ституционного строя", состоит в том, что орган законода-тельной власти как часть системы разделения властей само-стоятелен по отношению к. другим. Положение Федерально-го Собрания, таким образом, определяется принципом раз-деления властей, который в равной мере противостоит не-померному возвышению любой из трех властей и возможно-сти контроля одной власти другой.

Независимость -- важнейшее условие успешного вы-полнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, кото-рое может быть принято Федеральным Собранием, вслед-ствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собра-ние не подчиняется какому бы ни было контролю со сторо-ны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в го-сударственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую неза-висимость.

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого испол-нительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководству-ясь только требованиями Конституции РФ.

И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается под-линное всесилие парламента и его независимость в отправ-лении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не явля-ется абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без пар-ламента, чрезвычайное и военное положение, которые при-останавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Пре-зидента РФ распускать Государственную Думу при опреде-ленных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, тре-бование Конституции РФ о принятии Государственной Ду-мой финансовых законов только при наличии заключения Пра-вительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа раз-деления властей с его "сдержками и противовесами". Они, од-нако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.