РУБРИКИ

Структура механизма современного российского государства

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Структура механизма современного российского государства

По утверждению Колоколова Н. А., это объясняется как объективными причинами - стремительными изменениями в общественном развитии, так и факторами иного порядка - политической борьбой в обществе вообще, в институтах власти в частности; слабой разработанностью в российской науке доктрины конституционного правосудия, на которую мог бы опереться законодатель; молодостью самого института судебного конституционного контроля, по мере приобретения которым опыта возникает потребность в усовер-шенствовании правовых основ его функционирования Колоколов Н.А. Судебный контроль: некоторые проблемы истории и современности, Курск, 1999. C 127-129..

Возникает вопрос: достаточно ли накоплено практики применения нового Закона для обоснования тех или иных его изменений и дополнений?

Автору исследования представляется одинаково вредным как задержка с внесением необходимых законодательных новелл, так и торопливость в изменениях законодательства.

Однако Конституционный Суд не только особый судебный орган. Верховодов О. А. отмечает, что Конституционный Суд, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей Верховодов А. О. О двуединой правовой природе Конституционного Суда. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля. - Вестник Конституционного Суда РФ. 1999, № 2-3, с. 82-83.. Он подчеркивает, что особое положение Конституционного Суда в механизме государственной власти обусловило тот факт, что из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации достаточно разверну-то определена в самой Конституции Лазарев Л.В. Конституционное правосудие: механизмы реализации, проблемы. - Российская Федерация, 1998, № 12, с. 13-14..

Конституция устанавливает состав Конституционного Суда (ч. 1 ст. 125), порядок назначения на должность его судей (п. "е" ст. 83; п. "ж" ч. 1 ст. 102; ч. 1 ст. 128), перечень органов и лиц, обладающих правом обращения в Конституционный Суд (ст. 125).

Регламентация статуса Конституционного Суда, применяемой им процедуры именно федеральным конституционным законом подчеркивает важность этого органа в механизме государственной власти и в то же время обеспечивает более стабильную правовую основу его деятельности, поскольку такие законы принимаются и изме-няются в особом порядке.

Как отмечает Четвернин В. А., идея принятия отдельного закона о конституционном судопроизводстве, "конституционного процессуального кодекса" на-ряду со статутным законом о Конституционном Суде не получила

поддержки в ходе разработки законопроекта: процессуальные аспекты деятельности Конституционного Суда неразрывно связаны с его статусными и организационно-структурными особенностями; Конституционный Суд, в отличие от судов общей юрисдикции и арбит-ражных судов - единственный

На взгляд Четвернина В. А., неоправданна и множественность актов, регулирующих отношения в одной и той же сфере Шульженко ЮЛ. Конституционный контроль в России. М., 1998, с. 43-45, 147-148: Боботов С.В. Конституционная юстиция (Сравнительный анализ). М., 1999, с. 65-66.. Этим и обусловлено установление в едином законе и статутных, и процессуальных, и основ-ных организационных норм, касающихся Конституционного Суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.

В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

- договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними;

- еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

- выполнять другие функции, не противоречащие закону.

Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Например, Лазарев В. В. считает, что Конституционный суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права См.: Лазарев В. В. Конституционное правосудие: механизм реализации// Российская газета. 1999, № 12, С. 13,14..

Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.45, 147. но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.

Автор данной работы высказывает мнение, что несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. и Конституция РФ имеют достаточно прогрессивный характер и открывают дорогу для дальнейшего совершенствования российской конституционной системы на демократических принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России по Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а также право толкования текста Конституции - функция, без которой фактически невозможен эффективный конституционный контроль.

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации.

Важное практическое значение имеет проблема соотношения конституционной и законодательной регламентации полномочий Конституционного Суда. На вопрос: является ли имеющийся перечень полномочий, закрепленный в Конституции, исчерпывающим? Четвернин В. А. отвечает, что Конституция России 1993 г. (ст. 125), в отличие от предшествующей (ст. 165-1), не сохранила после пере-числения полномочий Конституционного Суда положения: "рассматривает иные дела, если это предусмотрено законом и не противоречит его юридической природе" См.: Четвернин В.А. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1999, № 2 (7). С. 30.. Он обращает внимание на норму ч. 3 ст. 128 Конституции, предусматри-вающую, в частности, что полномочия, порядок образования и деятельности Консти-туционного Суда устанавливаются Федеральным конституционным законом, - следо-вательно, не только Конституцией. При этом подразумевается прежде всего специальный Закон о Конституционном Суде, в ст. 2 которого под названием "Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации", где закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определя-ются Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом См.: Четвернин В.А. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1999, № 2 (7), С. 32-34.

Эбзеев Б. С. считает, что законодательство о Конституционном Суде исчерпывается только этими двумя актами, но п. 7 ч. 1 ст. 3 указанного Закона пре-дусматривает возможность принятия и иных актов о полномочиях Конституционного Суда, и они четко поименованы: Федеративный договор, федеральные конститу-ционные законы, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъек-тов См.: Эбзеев Б. С. Указ. соч., с. 85-86.. Нет ли противоречия между этими двумя статьями?

По мнению Бланкечагеля А., ст. 2 рассмат-риваемого Федерального конституционного закона это - единственный акт, который на основе Конституции в комплексе регламентирует полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, что и подтверждается самим содержанием Закона См. Бланкечагель А. Российский Конституционный Суд: видение собственного статуса. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1994, № 2(7), с. 35;.

Но такая регламентация может быть осуществлена двумя способами: посредством установления конкретных норм (основной способ) и путем отсылочных норм (в отдельных случаях). Так считает Гаджиева Г. А. См.: Четвернин В.А. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1999, № 2 (7), с. 30. Названный Закон при определении полномочий и порядка деятельности Конституционного Суда использует оба способа регулирования, под-тверждением чему являются, в частности, положения п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона. Таким образом, конституционный перечень полномочий Конституционного Суда не является исчерпывающим, он может быть дополнен, конкретизирован, но лишь законодательно оговоренными федеральными конституционными законами и договорами.

Рассматривая в критическом аспекте некоторые положения Закона о Конститу-ционном Суде, В.А. Четвернин исходит из ошибочного утверждения, что федераль-ные конституционные законы имеют ту же юридическую силу, что и положения гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8 Конституции Гаджиев Г.А. Партнерство и контроль. - Российская Федерация, 1999, № 8, с. 11.. На этом основании автор данного исследования пытается дать вывод: поскольку формула "последующее снимает предыдущее" есть аксиома права, то всякое несоответствие положений федерального конституционного закона положениям "изменяемой" части Конституции должно толковаться в пользу первых (т.е. норм закона, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией).

Не останавливаясь на конкретных вопросах, поставленных В.А. Четверниным при критической оценке Закона о Конституционном Суде (они не касаются вопроса о пол-номочиях этого органа), обратим внимание на исходную посылку автора. По утверждению Эбзеева Б. С., она прямо противоречит ст. 15 Конституции, устанавливающей, что законы, т. е. и федеральные конституционные, и обычные федеральные, и законы субъектов Федерации, не должны противоречить Конституции См.: Эбзеев Б. С. Указ. соч. 1998, с. 92- 96..

Поэтому федеральными конституционными законами неправомерно ни юридически, ни фактически изменять положения гл. 3,4, 5, б, 7, 8 Конституции, в том числе касающиеся Конституционного Суда. Такие законы не могут ограничить, изменить его установленные Конституцией полномочия, осново-полагающие процедурные правила.

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, автор настоящего исследования пришел к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, считает автор данного исследования, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия.

Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению.

3. 1. 3. Верховный Суд Российской Федерации

Конституция РФ (ст. 126) ус-танавливает, что Верховный Суд Российской Федерации яв-ляется высшим судебным органом по гражданским, уголов-ным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных фе-деральным законом процессуальных формах судебный над-зор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрис-дикции, которая была установлена Законом РСФСР о судо-устройстве 1981 г. (с дополнениями). Полномочия Верховно-го Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.

Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрис-дикции, в его ведение не входит конституционная и арбит-ражная юстиция. Но, на взгляд Стецовского Ю. И., перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень оп-ределенно: упомянуты общеизвестные категории гражданс-ких, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано как возможность в будущем расширить подсудность судов об-щей юрисдикции Согрин В. В., Сельский К. С. Современная российская модернизация: этапы, логика, цель// Вопросы философии. 1999. № 2..

В Конституции РФ сформулирована и другая важная функция Верховного Суда: осуществлять над-зор за деятельностью нижестоящих судов. Это положение давно вызывает споры среди специалистов, например, Согрина В. В., Сельского К. С., кото-рые усматривают в надзоре скрытое нарушение независимости судов См.: Стецовский Ю. И., Судебная власть. Уч. пос. Изд. Дело. - М., 1999.. Автор данной работы выражает свое мнение, что для таких подозрений нет достаточных ос-нований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляет естественный для любого такого органа пере-смотр судебных дел в кассационном порядке, а также в по-рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Сомнению некоторых научных сотрудников в области юриспруденции, к примеру, Пашина С., Понеделкова А. В., часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов См.: Понеделков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов - на - Дону: СКАГС. 1999. С. 114.. Но, как считает автор настоящей работы, и здесь такая опасность не выг-лядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от пре-жних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной прак-тики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не назы-ваются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.

Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. На-пример, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верхов-ным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматрива-ются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Пре-зидента РФ, Федерального собрания, Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициа-тивы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граж-дан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).

Количественный состав Верховного Суда РФ был уста-новлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 г. (с поправкой). В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председа-тель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федера-ции Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верхов-ного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отража-ет соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. В 1999 г. ими было рассмотрено более 2,5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных дел, осуждено более 1 млн. человек. Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам. Штат судей судов общей юрис-дикции составляет 15 тыс. судей (фактически работает толь-ко 13 тысяч).

Председатель и заместители Председателя Верховно-го Суда организуют работу Верхов-ного Суда и обладают самостоятельными процессуальными правами.

Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на реше-ния, приговоры, определения и постановления по судеб-ным делам, а в случаях и порядке, установленных зако-ном, вправе приостановить исполнение решений, приго-воров, определений и постановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представ-ления в государственные органы, общественные органи-зации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Пре-зидиум Верховного Суда и председательствует на их засе-даниях, вносит на рассмотрение Президиума вопросы, тре-бующие его решения, может председательствовать в судеб-ных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмот-рении любого дела.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Вер-ховного Суда, приносят в пределах и порядке, установлен-ных законом, протесты на решения, приговоры, определе-ния и постановления по судебным делам, а в случае и в порядке, установленных законом, вправе приостановить ис-полнение решений, приговоров, определений и постановле-ний по судебным делам. Они осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судеб-ных коллегий и структурных подразделений аппарата Вер-ховного Суда.

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председа-теля и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательном по-рядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает мате-риалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящие разъясне-ния судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъясне-ний Пленум заслушивает сообщения председателей Верхов-ных Судов республик, краевых, областных, городских су-дов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законо-дательства.

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основан-ному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его замести-телей, входящих в состав Президиума по должности, и су-дей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховно-го Суда производится при наличии положительного заклю-чения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии боль-шинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда:

1) в пределах своих полномочий рассматривает судеб-ные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обсто-ятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения су-дебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

- другие вопросы, относящиеся к его ведению.

Судебная коллегия по гражданс-ким делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а так-же Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пле-нумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной кол-легии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кас-сационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв-шимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судеб-ную практику, анализируют судебную статистику и осу-ществляют другие полномочия, предоставленные им зако-нодательством.

Военные суды входят в судебную систе-му Российской Федерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Россий-ской Федерации, других войсках, а также в органах и фор-мированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981 г., Федерального за-кона 1994 г. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верхов-ного Суда РФ, основанному на заключении квалификацион-ных коллегий судей- этих судов.

Военнослужащие военных судов, Военной коллегии Вер-ховного Суда РФ и Управления военных судов Министер-ства юстиции РФ проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на них рас-пространяются воинские уставы и положения, определяю-щие порядок прохождения военной службы, с учетом осо-бенностей, установленных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другими нор-мативными актами.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, выполняя обязанности, присущие председателям других судебных коллегий, вносит в Военную коллегию Верховного Суда протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, а также вносит в военные суды видов Воору-женных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на всту-пившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов. Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 де-кабря 1996 г. при Верховном Суде РФ предусмотрено созда-ние Судебного департамента. Федеральным законом "О Су-дебном департаменте при Верховном Суде Российской Фе-дерации" от 8 января 1998 г.

Судебный департамент ха-рактеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельно-сти судов, органов судейского сообщества, а также финан-сирования мировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия.

3. 1. 4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной вла-сти. Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в су-дебную систему РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных су-дов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об Арбитраж-ных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, горо-дов федерального значения, автономной области, автоном-ных округов, т. е. субъектов РФ (см. Прилож. № 11 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 91.

).

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим вопросам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

- между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

- между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ. (п. 1 ст. 22. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

К экономическим спорам относятся, в частности споры:

- о разногласии по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

- об изменении условий или расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- о возмещении убытков;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

- другие вопросы.

Деятельность арбитражных судов в Российской Феде-рации строится на основе принципов законности, независи-мости судей, равенства организаций и граждан перед зако-ном и судом, состязательности и равноправия сторон, глас-ности разбирательства дел.

Вступившие в законную силу судебные акты -- решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат ис-полнению на всей территории Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назна-чается на должность Советом Федерации Федерального Со-брания по представлению Президента РФ. Заместители Пред-седателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда на-значаются на должность Советом Федерации по представ-лению Президента РФ, основанному на представлении Пред-седателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нару-шающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федераци-ей и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суд также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации и пересматри-вает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Беря во внимание изученное и проанализированное Постановление Конституционного Суда от 3 февраля 1999 г. по проверке соответствующих статей Арбитражно-процессуального кодекса, Одайник А. И. отметил, что положения этих статей о том, что поста-новления Президиума являются окончательными и не подлежат пересмотру именно в порядке надзора, не может рассматривать-ся как лишающее граждан права на судебную защиту. В случае, если Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по резуль-татам рассмотрения дела в порядке надзора постановление уже вынесено, а нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятии, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности тем не менее арбитражным судом в результате судебной ошибки не защищены, пересмотр такого судебного решения Президиу-мом возможен на дополнительной стадии -- по вновь открывшим-ся обстоятельствам. Данная стадия, имеющая исключительный (чрезвычайный) характер, позволяет устранить допущенные су-дебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее См.: Одайник А. И. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7, 1999, с. 97.

.

Правовая позиция, согласно которой окончательный характер постановлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности их пересмотра в дополнительной стадии -- по вновь открывшимся обстоятельствам, в случае су-дебных ошибок, которые ранее не были или не могли быть выяв-лены, уже была выражена Конституционным Судом РФ в Поста-новлении от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституци-онности соответствующей статьи Уголовно-процессуального ко-декса РСФСР. Данная правовая позиция сформулирована в связи с рассмотрением соответствующих механизмов уголовного судо-производства в случаях судебной ошибки.

Вместе с тем такая же позиция применима и к оценке процедур, которые могут быть в аналогичных случаях использованы при пересмотре постановле-ний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Автор работы считает, что судебное ре-шение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита -- полной и эффективной, если допущена су-дебная ошибка, так как статья 14 (пункт 6) Международного пакта предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если "какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки".

Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо. Поэтому, считает автор работы, законодатель, устанавливая порядок осу-ществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (проце-дуру) исправления таких ошибок, в том числе на стадии пере-смотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Консти-туции РФ статью Арбитражного процессуального кодекса постоль-ку, поскольку она служит основанием для отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президи-ума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда су-дебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю-щих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю-щих из административных правоотношений.

Пленум решает важнейшие вопросы деятель-ности арбитражных судов в Российской Федерации. Он дей-ствует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражно-го Суда РФ. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие чле-ны Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, по решению Пле-нума в состав Президиума могут быть введены судьи Высше-го Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, Председа-тель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместите-ли председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

В Высшем Ар-битражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, пре-дусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях образовываются судебные соста-вы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Он организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных су-дов в Российской Федерации, созывает Пленум и Президи-ум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом к их ведению, исполняет другие функции.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные пол-номочия, установленные Арбитражным процессуальным ко-дексом РФ. Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Суда, системы арбитражных судов в Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбит-ражных судов в составе Председателя Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и председателей арбитражных судов Россий-ской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере не-обходимости.

Опыт работы арбитражных судов сви-детельствует о тенденции значительного роста споров, вытекающих из административно-право-вых отношений. По данным статистики, число та-ких дел систематически увеличивается. Харак-терны в этом отношении данные за 2000 г., в пер-вом полугодии которого по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. их число выросло на 93.2% См.: Российская юстиция. 1998. № 5. С. 55-56.. При этом самый значительный рост дали споры коммерческих организаций с налого-выми органами См.: О работе арбитражных судов Российской Федерации в первом полугодии 2000 г. // Росс. юстиция. 1997. № 10. С. 53..

Специфика рассмотрения арбитражными су-дами экономических споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в опреде-ленной мере отражена в Арбитражном процессу-альном кодексе РФ, но, по-видимому, анализ практики судов в этой сфере потребует более тщательного учета административно-процессу-альных особенностей рассмотрения таких дел и обусловит внесение необходимых изменений и дополнений в АПК РФ.

3. 2. Прокуратура РФ - важнейший независимый орган правоохраны

3. 2. 1. Система органов прокуратуры и их организация

Говоря о системе органов прокуратуры, следует кратко вспомнить историю петровского времени. Учреждение прокуратуры того времени сопровождалось изданием примечательного законода-тельного акта, отразившего, в некотором смысле, императорскую идею правовой го-сударственности и раскрывавшего смысл проводимой реформы. Речь идет об Указе "О хранении прав гражданских" от 17 апреля 1722 г., в котором предусматривалось "Понеже ничто так ко управлению государства есть, как крепкое хранение прав граж-данских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти... Буде же кто сей наш указ преступит под каков отго-воркою ни есть.., тот, яко нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смертию, без всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в сию вину попадет См.: Ключевский В.0. Сочинения. Т. 5. М.. 1958. с. 114.. Наступившая после смерти Петра I проти-воречивая эпоха дворцовых переворотов не могла не отразиться соответствующим образом и на судьбе прокуратуры. В 1730 г. вдруг не оказалось ни генерал-прокурора, ни прокурора при Сенате, ни простых прокуроров при коллегиях, и никто не знал, куда они девались, хотя еще живы были люди, занимавшие эти должности. В Манифесте от 2 октября 1730 г. императрица Анна Иоанновна, восстанавливая прокуратуру, признавалась что, "каким указом оный чин по кончине дяди нашего отставлен и кем отрешен, того нам неизвестно". Вторично прокуратура была отменена в регентство Анны Леопольдовны См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5 / Под ред. Е.И. Индова. М.. 1987. с. 127.. Однако после непродолжительного периода некоторого забве-ния происходит рост значения прокуратуры. В ходе преобразований при Александре 1 в 1802-1812 гг. структуры государст-венного управления, а при Александре II проведения судебной реформы 1864 г. произошло слияние прокуратуры с министерством юстиции, и она в основных чертах строилась и действовала по французскому образцу. В частности, прокуратура полу-чила широкие полномочия по линии внутреннего управления судебной системой. По ст. 254 Учреждения судебных установлении от 20 ноября 1864 г. "Общий надзор за су-дебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредото-чивается в лице министерства юстиции как генерал-прокурора" Брагинский М. Первые шаги прокуратуры. - Соц. законность, 1947. № 5. с. 39..

В соответствии со ст. 253 чины прокурорского надзора "по праву наблюдателей за охранением законов" в случае обнаружения нарушений законов судебными местами и их должностными лицами обязаны принимать меры по их устранению, в частности сообщать об этом "председателям судебных мест", доносить и докладывать в порядке подчиненности прокурорам палат, а те - министру юстиции Пилявский С. К вопросу о работе прокуратуры по общему надзору. - Еженедельник Сов. юстиции,1924. № 10, с.244-246.. В пореформенный период надзорные функции прокуратуры стали постепенно восстанавливаться в полном объеме.

Про-куратура Российской Федерации не входит в судебную власть. Она составляет единую федеральную цен-трализованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъек-тов РФ, приравненные к ним военные и другие специали-зированные прокуратуры, научные и образовательные уч-реждения, являющиеся юридическими лицами, а также про-куратуры городов и районов, другие территориальные, во-енные и иные специализированные прокуратуры. Образо-вание, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осу-ществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и дея-тельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Организация и обеспе-чение деятельности органов военной прокуратуры имеют особенности. Струк-туру военной прокуратуры составляют Главная военная про-куратура, прокуратуры военных округов, групп войск, фло-тов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет замести-тель Генерального прокурора РФ -- Главный военный про-курор.

На должности военных прокуроров и следователей на-значаются офицеры, проходящие военную службу по кон-тракту или призыву и отвечающие требованиям Федераль-ного закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следова-телей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ -- Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный воен-ный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному проку-рору РФ.

В систему органов прокура-туры помимо органов Генеральной прокуратуры РФ входят:

прокуратуры республик, краев и областей, прокуратуры горо-дов, действующих на правах прокуратур областей к ним отно-сятся прокуратуры городов Москвы, Санкт-Петербурга), про-куратуры автономной области, автономных округов, районные, городские прокуратуры. В городах, где имеются районные про-куратуры, Генеральный прокурор может создавать городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур. В круп-ных городах в целях более оперативного руководства создают-ся прокуратуры городов, которые подчинены прокурору облас-ти, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные про-куратуры. Они осуществляют главным образом организацион-ные функции.

В систему органов прокуратуры входят также военные про-куратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовывать-ся Генеральным прокурором РФ и приравниваются к проку-ратурам областей или районов.

Военная прокуратура хотя и входит в единую систему орга-нов прокуратуры, но является автономной системой и только в своей верхней части входит в состав Генеральной прокурату-ры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура, надзирающая за исполнением законов в Вооруженных Силах. В остальной своей части построение органов военной прокура-туры соответствует построению военных судов. Нижним зве-ном системы являются прокуратуры гарнизонов, армий, фло-тилий и соединений, а средним звеном -- прокуратуры видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов.

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему ор-ганов прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ имеются управления и от-делы, начальники и заместители начальников которых назна-чаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими по-мощниками. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах имеются стар-шие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назнача-ются на должность и освобождаются от нее Генеральным про-курором.

Прокуратуру республики в составе Российской Федерации, прокуратуру края, области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назна-чаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратуре республики в составе Российской Федера-ции, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга, автономной области, автономного округа, приравнен-ных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглав-ляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их стар-шими помощниками и помощниками.

В названных прокурату-рах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следо-ватели, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуру города и района, приравненные к ним проку-ратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокура-туре имеются первый заместитель, заместители, старшие по-мощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города -- следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответствующей республики в составе Рос-сийской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

3. 2. 2. Основные направления прокурорского надзора

Статья о прокуратуре в Конституции РФ помещена в гл. 7, которая называется "Судебная власть". Прокуратура определена как единая центра-лизованная система органов. Централизация - это система управления, руководства См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1972, с. 803.. Считаю, что даже такое формально-логически-лингвистическое толкование содержа-ния ст. 129 Конституции дает право на вывод, что прокуратуре свойственны надзор-ные функции, они сохраняются за ней. Таким образом, по своей государственно-пра-вовой и политической природе прокурорский надзор является основной формой выс-шего государственного надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ Костенко А. И., анализируя исторический опыт государственного управления в России, обратил внимание на одну из наиболее серьезных болезней аппарата государства - бюрократизм. Во все времена бюрократизм проявлял себя как сила самодовлеющая, стремящаяся обособиться от центральной власти и нужд общества. Одним из проявлений бюро-кратизма он назвал противоречия между государственной властью в центре и на мес-тах, а также внутри самой власти. Конкретно это выражается в неисполнительности чиновников, обмане, мздоимстве, казнокрадстве, а в целом в пренебрежении интере-сами государства и народа Костенко Н. И. Место прокуратуры в механизме властей // Государство и право. № 12 2000. с. 81. .

Понимание этого явления и привело в свое время Петра I к необходимости учреждения проку-ратуры в России в ходе реформы системы государственного управления в первой чет-верти XVIII в. По его замыслу прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и, в первую очередь за Сенатом, ставшим по Указу "О должности Сената" от 27 апреля 1722 г. законосовещательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти. Впервые в исто-рии Российского государства учреждалась прокуратура - тремя петровскими указами:

- "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, так же во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору от 12 января 1722 г;

- "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах ком-петенции надворных судов в делах по доносам фискальских и прочих людей" от 18 января 1722 г;

- "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г.

По свидетельству В.О. Ключевского, Петр I долго размышлял над утверждением прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно См.:Ключевский И.О. Сочинения. Т. 4. М., 1958, с. 177, 179.. Устройство надзора за высшим учреждением, которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка, мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Состояние работы государственного аппарата той поры он оцени-вает так: "Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царс-ким указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходившей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременно пос-лать подьячего по делу стойко помечали: "И по тому его великаго государя указу подъячий не послан". Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и "весьма отставить", ни даже сослать на каторгу"42. Указ "О должности генерал-прокурора" поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору: "Генерал-про-курор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял", "также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал" См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4, с. 198-199..

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.