РУБРИКИ

Экология культуры

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Экология культуры

p align="left">Таким образом, инструментом государственной культурной политики стал господствующий рыночный принцип - выживание любой ценой.

Сегодня можно сказать, что действующий во всех субъектах Российской Федерации и считающийся необходимым принцип - “выживает сильнейший”, знакомый нам как “закон джунглей”, находится за рамками всякой культуры и относится к вандализму, имя которого - “дикий капитализм”. Он способен порождать лишь деградацию человечества, ведет к самоуничтожению всякой культуры и цивилизации.

Если представить себе культуру как возделываемую многими поколениями почву, то она уже эрозирована, полностью обезображена. Остатки гумуса с российского ландшафта варварски соскребываются и вывозятся на экспорт. Взамен, обильно и даже с извлечением огромной прибыли, импортируется чуждая русскому человеку западная псевдокультура.

К нашему великому сожалению, надо признать, что российский народ сегодня переживает культурный общенациональный и религиозный геноцид, тогда как православная Россия исстари была очагом славянской культуры.

Религия и культура, как духовные составляющие массового сознания общества, неразрывно связаны между собой. Они представляют собой мощные факторы формирования нравственного облика человека, выражают общественное отношение к идеалам и ценностям, выходящим за рамки материальных и познавательных потребностей социума. Сам факт активного многотысячелетнего проявления религии и искусства в истории общества убеждают в том, что в них нашло свое отражение некое реально существующее и присущее природе человека ценностное отношение к Истине, Добру и Красоте, заключенное в первоосновах внутреннего мира человека.

В самом общем виде можно констатировать, что религия и культура отражают ту граничную связь нашего материального мира и мира трансцендентного, в которой представлено взаимодействие приобретаемых подсознательных и врожденных бессознательных компонент неосознаваемой части внутреннего мира человека. По сути, это свидетельствует о том, что в основе как религии, так и культуры лежат врожденная, укорененная в генах бессознательная способность к состраданию, потребность сопереживания, приобретенные неосознанно в опыте общения и закрепившиеся в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятые ценностные нормы. По мере утверждения объединяющей роли религии в ходе ее исторического становления эта главная сущностная компонента духовности общества начинает дополняться формирующимися в обществе значительно более социально обусловленными компонентами, приобретенными неосознанно в опыте общения и закрепившимися в подсознании, а также когда-то осознанно воспринятыми ценностными нормами. Это означает все большую зависимость религии от материальных и интеллектуальных потребностей конкретного общества, в котором функционирует и развивается религия, и постепенную утрату религией роли объективного духовного ориентира.

В подтверждение данных соображений считаю уместным привести некоторые статистические показатели изменения религиозной принадлежности населения мира за последние 100 лет: ХХ век стал веком не взлета какой-либо религии, а, скорее, веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия.

По расчетам американских демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1 %. В соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одному вероисповеданию, выросла в 1931-1991 гг. с 0,2 до 12,55 %. В Финляндии доля не принадлежащих ни к одной религии выросла в 1975-1995 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971-1991 гг. - с 4,3 до 12%, в Германии в 1970-1998 гг. - с 2 до 25%, в Великобритании в 1983-2000 гг. - с 31 до 44 % (при этом число приверженцев англиканской церкви упало за 17 лет на 40%). Упадок религии имел место и в Восточной Европе. В Чехии и Моравии в 1999 г. 55% населения заявили о не принадлежности ни к какой религии. В России (по данным Института социологии РАН) в 1991-1999 гг. доля россиян, посещавших церковь хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7%, а доля россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, а то и никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 74% в 1999 г.

Самым сенсационным итогом ушедшего ХХ века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии; в Японии, по данным опроса 1996 г., таких 46,6% , в Гонконге - 64%, в Сингапуре - 14,8%, примерно такой же процент неверующих на Тайване. В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство. Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. Напротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников, рамаистов и прочих) резко выросла за последние 100 лет, так же, как доля нехристианских сектантов: бехаистов, спиритов и прочих.

Наблюдается рост последователей ислама - с 13 до 19,5%, в основном за счет высокой рождаемости и снижения смертности. Сравнительно меньший рост религиозности наблюдался в странах распространения индуизма, где рост верующих за 100 лет составил 1%.

Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого - отнюдь не так уж сильно преувеличенный холокост, а ассимиляция и свойственная евреям высокая степень склонности к мутациям, приспособляемость к меняющимся (или вообще новым) общественным условиям. Только в США, по официальным данным, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные никак не участвуют в деятельности религиозных еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из наиболее низких в мире. Кроме того, евреи - одна из самых атеистических национальностей: по данным международного исследования, в 1991 г., на “исторической” родине иудеев - в Израиле, оказалось 25,6 % не верящих в бога, не говоря об их численной принадлежности к религии в других странах мира.

В общем, итоги изучения динамики изменения религиозного состава населения мира с 1900 по 2000 г. свидетельствуют о том, что с ростом уровня разума человека, с ростом интеллектуализации его жизнедеятельности религиозный фактор уступает свою господствующую роль культуре и науке. Это можно полагать закономерным эволюционным процессом развития человечества, однако, но резкое отрицание и списание исторических заслуг религии в жизни человечества недопустимо. Разумный человек обязан осознать эволюционность процессов своего естественного развития, совершенствования. Следовательно, религию еще длительное время следует использовать как элемент культуры, средство формирования истинно-гуманных нравственных начал. Вместе с тем следует освободить ее от излишнего фанатизма, догматов, не вписывающихся в современный уровень экосознания. В таком виде “столбовые” религии (прежде всего, христианство) еще послужат человечеству. В истории человечества непременно настанет время, когда религия станет обузой для разумного человека и тогда она сама отомрет навсегда.

Вернемся к российским реальностям в отношении к религии. Для русского народа христианство исстари было мощнейшим фактором культурной деятельности, могучим катализатором высочайшего взлета искусства. Она способствовала формированию ее культуры, искусства. Строительство церквей, например, было свидетельством архитектурного гения народа - трудно обнаружить хоть одну церковь, поставленную случайно, без поистине чудесной “привязки” к пейзажу природы. Духовные песнопения, церковная музыка, иконопись, мозаика и фрески русских храмов, монастырское книгоиздательство - вся эта культура, создававшаяся веками, сегодня отдана на растерзание коммерческим структурам, которые, на глазах разуверившихся прихожан, хищнически присваиваются и распродаются на аукционах за бесценок. Ради ненасытной наживы в структурах христианских церквей плодятся всевозможные псевдорелигиозные мошеннические конфессии и секты, которые преследуют только обогащение, ценой ограбления русской национальной культуры. Они неустанно и заботливо пекутся якобы о пропаганде христианской религии, в самое эффектное и дорогостоящее эфирное время, на всех центральных радио- и телеканалах, часами проповедуют религию, в роскошном товарном виде издают и распространяют бесплатно различного толка религиозную литературу на всех языках, что парадоксально, но факт. А взамен скупают за бесценок и продают на Западе исконно русскую церковную утварь, христианскую иконопись и другие шедевры национальной культуры.

Трагедия христианской культуры, уничтожение духовной первоосновы общественной морали - отдельная, большая и очень важная тема, она еще ждет своего исследователя. Разговор об этом - особый, хотя именно в этом, в христианском начале русского народа мы видим один из ростков надежды на то, что именно русский народ, на руинах варварски разрушенной нашей традиционной отечественной культуры, сумеет возродить Родину, восстановить великие духовные и нравственные ценности. Мы также уверены в том, что случится это скоро, но лишь тогда, когда великий русский народ прозреет и вновь ощутит себя законным лидером всего христианского мира - вернется к истокам добра и счастья на Земле - к возрождению и материализации идей Киновии, к социальной справедливости и равноправию людей на планете Земля.

В глубинных пластах экосоциальной системы России коренятся, еще до конца не осознанные, естественные мощнейшие природные силы, которые, подобно дремлющим вулканам, ждут своего часа извержения. По нашим наблюдениям на Российскую экокультуру, они настолько так глубоко явствуют в сознаниях русского человека, что дату извержения этого “вулкана”, не сможет предсказать ни один иноземный оракул, ни одна современная сейсмическая станция, кроме сердечной души самого Русского человека, православного христианина. Дело в том, что огромное сердце разума Российского этносоциального “вулкана” незаметными узами навсегда и прочно связано с сердцем каждого русского человека. И лишь тогда, когда разум большинства из них прозреет от надвигающейся катастрофы, воочию увидит свою безысходность и реальную опасность, вот тогда и эти тайные нити сердец колыхнется, и тогда немедленно начнется извержение этого дремлющего “вулкана”, мощнейшая огнедышащая лава которой сметет со своего пути всю нечисть, которая подобно упырям долгие годы высасывала и высасывает кровь из сердец истинных христиан. Под этим вулканом мы подразумеваем и называем древнеславянскую христианскую культуру, ее религию, ее любовь к природе, к человеку праведного труда, которая, как нам представляется, глубоко сидит в генах каждого русского человека. Ее практически невозможно уничтожить до тех пор, пока в жилах у последнего славянина течет, самой ее родной природой освященная, последняя капля крови.

Разумеется, речь не идет об одних только древностях. Речь идет о тех идущих из глубокой древности корневых национальных, цивилизационных основах культуры - материальной и духовной, которые не столько в “чистом”, первозданном, сохранившемся нетронутым виде, сколько в преобразованном историей и просвещением, постоянно обогащающемся практическом опыте виде составляют вполне определенную, но в то же время трудно уловимую сущность русской цивилизации. Она плохо поддается рационалистическим определениями, прагматическим дефинициям, однако она есть, ее видно и со стороны, причем и друзья, и враги согласно говорят о “таинственной русской душе” и при этом хорошо понимают, о чем они в данном случае говорят. Замечательный поэт-мыслитель Федор Иванович Тютчев выразил это в известнейшем своем философско-афористическом четверостишии:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Сюда добавить данные по обоснованию Евразийства (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, - это в реальности 80 % экономического потенциала бывшего СССР, 40% мировых запасов углеродистого сырья, 2000 миллионов населения, геополитический регион, и т.д.) и другие особенности разнообразия и богатства культуры российского народа.

Вот именно в этих особенностях духовной культуры, цивилизационных принципов русского народа, смыкающего две цивилизации - славянскую и евразийскую - и создавшего на их основе российскую (евразийскую) цивилизацию, существовавшую в ХХ веке в исторически новой форме советской цивилизации, и представляются нам истоки спасительной мощи и силы Российской экосоциальной системы, как флагмана социоэкокультуры христианского мира. На Россию, с ее естественным геополитическим расположением в биосфере, сама природа возложила миссию быть спасительницей для всего человечества, для планеты Земля.

А реальная экологическая картина современного мира наводят нас на совершенно жуткие мысли. Так, 21 марта, ежегодно весь мир отмечает День Земли. В преддверии этой знаменательной даты в 2005 году ученые из разных стран попытались оценить состояние нашей планеты. Выводы, к которым они пришли, в высшей степени неутешительны.

Вот уже много лет планета Земля тяжело больна. Причина всех ее хворей - человек. Испокон веков люди пытались приспособить природу под свои нужды. Но вот парадокс - чем больше они преобразовывали окружающую среду, тем менее пригодной для проживания она становилась.

Пожалуй, никогда за всю свою многомиллионную историю человечество не загрязняло окружающую среду так интенсивно, как в ХХ веке. Бурный рост промышленности привел к выбросу в атмосферу массы вредных веществ. Последствия промышленной революции мы расхлебываем до сих пор и будем расхлебывать еще очень долго. Каждый день появляются все новые сведения об ухудшении среды обитания.

Так, по данным американских ученых, с 1900 года уровень озона у поверхности Земли вырос в два раза, что чревато весьма неприятными последствиями для жизни и здоровья человека. Исследовав уровень смертности за 14 лет в 95 американских городах, специалист по здоровью окружающей среды из Йельского университета (США) Мишель Белл установил, что даже незначительное увеличение озона в атмосфере (на 10 миллиардных долей) повышает смертность на 0,52%.

А вот в странах ЕС наибольший вред здоровью наносят свинец, угарный газ, бензол и бутадиен-1,3, а также химические соединения, образующиеся в результате взаимодействия озона с выбросами автомобилей, работающих на дизельном топливе. По данным Еврокомиссии, ежегодно из-за загрязнения воздуха в Европе погибают 310 тыс. человек. Именно загрязнение воздуха стало причиной резкого падения продолжительности жизни населения в европейских странах. И действительно, за последний год средняя продолжительность жизни в Финляндии (самой благополучной в плане экологии страны Евросоюза) сократилась на 3,1 месяца, в Нидерландах - на 12,7 месяца, в Бельгии - на 13,6 месяца.

Но если проблемой ХХ века было загрязнение окружающей среды, то проблемой XXI века стало глобальное потепление. Еще несколько лет назад его воспринимали как страшилку, которой ученые мужи периодически пугают неразумное человечество. Однако зимой 2004-2005 года из различных уголков земного шара стала поступать все более тревожная информация на этот счет.

За последние сто лет практически исчезли знаменитые снега Килиманджаро (самой высокой горы Африки, расположенной на границе между Кенией и Танзанией). Если таяние ледников и дальше пойдет такими же темпами, к 2020 году они исчезнут без следа, предупреждают ученые.

Интенсивное таяние ледников наблюдается и в Гималаях. Ежегодно они отступают на 10-15 м. Если в ближайшее время этот процесс не удастся остановить, Индия, Непал и Китай столкнутся с необычайно крупными наводнениями. Впрочем, по мере того, как запасы льдов будут иссякать, им на смену придет засуха, связанная с обмелением Ганга, Меконга, Янцзы и других крупных азиатских рек, берущих начало в Гималаях.

Еще опаснее разрушение шельфовых ледников Антарктиды, зафиксированное профессором Крисом Рэпли из Британского антарктического общества. В начале ХХI века были получены первые тревожные данные о том, что ледники Антарктиды начали уменьшаться в размерах. В марте 2002 года раскололся на айсберги крупный шельфовый ледник Ларсена, и началось истечение льдов из внутренних районов Антарктиды. Зимой 2005 года подобные процессы были зафиксированы и на трех ледниках в западной Антарктиде, неподалеку от Южного полюса. По мнению профессора Рэпли, "разрушение шельфовых льдов Антарктиды может запустить цепную реакцию во всем мире".

Впрочем, это, похоже, уже произошло. Как заявил Тим Барнетт из Института океанографии Скриппса, проанализировав результаты многолетних наблюдений Национального управления США по проблемам океана и атмосферы, "в последние годы температура Мирового океана растет аномально быстро, что можно объяснить только антропогенными факторами, но никак не естественными процессами".

Однако лучше всего о наступлении эры глобального потепления говорит изменившееся поведение животных. По данным Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН, вот уже несколько лет бурые и гималайские медведи, обитающие в приморской тайге, отказываются впадать в зимнюю спячку, предпочитая бодрствовать. Ученые объясняют этот феномен тем, что из-за небывало теплого лета в тайге созрело очень много кедровых шишек и желудей, основной пищи приморских медведей.

Но далеко не все звери чувствуют себя так хорошо.

По данным Всемирного союза охраны природы (IUCN), Международная Красная книга пополнилась новыми видами животных и растений - теперь в ней указано почти 16 тыс. видов, которым грозит вымирание. По словам гендиректора IUCN Ахима Штайнера, "темпы вымирания различных животных ускоряются и уже почти в тысячу раз превосходят прогнозы". В ближайшие пятьдесят лет с лица Земли могут исчезнуть свыше 30% существующих сегодня видов животных и растений. Вымирание угрожает трети амфибий, четверти млекопитающих и каждой восьмой разновидности птиц. Особенно плохо придется черепахам - половина этих пресмыкающихся может исчезнуть, если не принять срочных мер по их защите. Впрочем, какими должны быть эти меры, сказать сложно, ведь и причины столь массового вымирания пока не определены.
Существенный вклад в уничтожение всего живого на Земле по-прежнему вносят браконьеры. Так, за последние сто лет с 40 тыс. до 3,7 тыс. особей сократилась численность тигров на полуострове Индостан. Специалисты объясняют это тем, что шкуры и внутренние органы тигров очень высоко ценятся на мировом рынке. Убитого тигра можно продать за 50 тыс. долларов, кости идут по 400 долларов за килограмм, лапа оценивается в 850 долларов, а зуб - в 120 долларов. Не лучше чувствуют себя и львы. За последние десять лет их поголовье на Африканском континенте сократилось вдвое и составляет сегодня всего 16 500 особей. Царь зверей пострадал из-за красивой шкуры, мода на которую сохраняется на протяжении тысячелетий.
Другая причина массового вымирания - разрушение естественной среды обитания видов. Так, по данным доктора Адрианова из Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН, антропогенный фактор оказывает свое губительное влияние на все сообщества морских организмов. В настоящее время 30% обитателей Мирового океана угрожает вымирание. Не лучше ситуация и на суше. По подсчетам экологов, продолжительность существования современных видов птиц и млекопитающих составляет всего 10 тыс. лет, что в 100-1000 раз меньше, чем у их ископаемых форм. Если среду обитания будут и дальше разрушать такими же темпами, то через 16 тыс. лет 96% современной биосферы просто исчезнет.

Впрочем, не исключено, что вымирание пойдет еще быстрее, ведь его стимулирует то же глобальное потепление. Так, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), уже через 20 лет на Земле может не остаться белых медведей, тюленей и других представителей полярной фауны. А вот по мнению профессора Криса Томаса из Университета Лидса (Великобритания), с помощью компьютерной модели изучавшего реакцию 1103 видов растений, млекопитающих, птиц, рептилий, лягушек, бабочек и других беспозвоночных на глобальное потепление, его не переживут от 15 до 37% видов, которые исчезнут с лица Земли до 2050 года.

И напоследок еще одно гипотетическое рассуждение о взаимосвязи общего уровня культуры и морали с состоянием природной Среды. Замечено, что с ростом аморализма как в индивидуальном поведении, так и в действиях разных человеческих сообществ, а также в государственной политике на планете Земля, неудержимо растет число природных катаклизмов, Некоторые рассматривают это как наказание Божье за грехи. Не отвергая целиком такое толкование, замечу все же, что оно не совсем справедливо по отношению к самому Богу: грешат одни, а при землетрясениях, наводнениях и иных стихийных бедствиях гораздо больше гибнет ни в чем не повинных людей, нежели бандитов, казнокрадов и прочих мерзавцев. Гораздо ближе к истине иное, хотя и сходное с приведенным объяснение.

Человечество едино с биосферой как целым, в которое оно включено как часть, не только по своей материальной основе. Оно находит в окружающей его природной среде не только, грубо говоря, предметы потребления, средства для своего существования (на разных уровнях технологического и социально-экономического развития это выглядит, разумеется, по-разному), объект своей практической, прежде всего производственной деятельности. Человечество и окружающая его природная Среда, то есть биосфера, взятая как единое целое, имеют общее информационное поле. То самое воздействие человека на природу, которое по масштабам и силе В.И. Вернадский приравнивал к геологическим процессам, имеет и свою информационную составляющую. Сказанное выше (а сказано было далеко не все) о разрушительном воздействии человека на Природу обязательно должно быть дополнено также неблагоприятным информационным воздействием на которое Природа и отзывается этими участившимися и все более мощными катаклизмами, как бы предупреждая человека: не выводи меня из себя, не переступай порога условий нашего совместного существования, нашего сожительства - хуже будет! Прислушается ли человек к этим предупреждениям? Не опоздать бы, не довести бы дело до того, что деструктивные перемены окажутся необратимыми...

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на проект энвайронментальной этики, разработанный академиком Н.Н.Моисеевым (см. Приложение 1).

Часть вторая

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Как ясно из сказанного выше, существенной составной частью экокультуры социума является культура экономической деятельности, рассматриваемой в самом широком плане - не только как совокупность форм и методов, законов и правил, имманентных той или иной экономической системе или экономике как таковой, но и как необходимая форма бытия человечества, как естественно присущий социуму способ обмена человека с природой веществом и энергией. И такой обмен осуществляется только в процессе труда (разумеется, если не учитывать собственно природные, сугубо биологические процессы).

Без труда немыслима никакая форма хозяйственной деятельности. Только трудом человека создаются все материальные и духовные ценности. Именно труд, уже осуществленный и овеществленный, а также совершающийся ныне во все более развитых формах, постоянно обогащаемый опытом, знаниями, новой технологией, есть фундамент человеческой цивилизации, способ ее существования и прогресса. И экономическая культура во многом определяется характером и содержанием труда, степенью его интеллектуализации, организованности, технической оснащенности, его эффективностью, производительностью. Но не только. Не менее важны общественная роль, престиж, моральный авторитет труда, которые тоже являются показателями степени цивилизованности того или иного общества, измерителями состояния его экономической культуры, сочетающей в себе материальные и духовные моменты.

Существует множество подходов к пониманию и определению того, что именуется культурой, причем авторы этих подходов и определений оставляют - вынужденно - за бортом культуры все, что не укладывается в их концепции и их представления. Уважая затраченный ими труд, их увлеченность и эрудированность в отстаивании всеобщей значимости избранного ими угла зрения (всех, правда, уважать невозможно, ибо, выражаясь информационно, в любой отрасли интеллектуальной деятельности “шума” больше, чем информации), мы, тем не менее, не станем анализировать подобные концепции и оценивать достоинства и недостатки существующих определений, спорить либо соглашаться с их авторами.

Нас интересует общеметодологический подход к проблеме, который был бы наиболее пригоден для характеристики культуры применительно к любой области человеческого мышления и деятельности, всей социально-исторической практики. С такой позиции естественно определить культуру как меру развития человека, общества, человечества в любом аспекте их деятельности. Всякий шаг по пути прогресса есть приращение культуры, всякий прорыв вперед и заметное ускорение прогресса - это новый этап в развитии культуры, понуждающий в этой связи заново переосмысливать весь существующий, ранее накопленный потенциал культуры - духовной в целом, интеллектуальной, художественной или, скажем, бытовой, производственно-технологической, управленческой, политической и т.д.

При таком взгляде на культуру как универсальный феномен человеческого бытия становится яснее, что же мы должны понимать под экономической культурой. Ведь к экономике (также имеющей массу не совпадающих друг с другом определений) мы обязаны применить точно такой же подход, коль скоро предложенное нами определение культуры является универсальным. Значит, в каждом конкретном случае мы должны выяснить, насколько та или иная экономическая система (и, соответственно, объясняющие ее экономические теории, обосновывающие либо опровергающие ее) способствуют или, наоборот, препятствуют прогрессу социума в разных его проявлениях - прогрессу человека, общества, человечества. С позиций такого подхода мы с необходимостью должны признать: и в реально существующих системах экономики, и в экономических теориях есть то, что мы не только вправе, но и обязаны рассматривать именно как явления культуры и именовать культурой; точно так же есть и нечто противоположное, что следует называть антикультурой, разрушением экономической культуры. Вот каково, в общих чертах, “культурное измерение” экономики, исходный пункт разговора об экономической культуре.

Чтобы правильно, надежно установить ее “точки отсчета”, нам нужно четко выделить цели и средства экономической деятельности, а также выявить ее действительные результаты. Лишь точная оценка результатов экономической деятельности, рассматриваемой как особое проявление культуры социума в целом, позволяет выявить истинное содержание целей экономического развития, отделить его от провозглашаемого и определить истинное назначение средств экономической деятельности, зачастую дающих совсем не те результаты, которые были обещаны (или к которым стремились) разными участниками этой деятельности. Для господствующей экономической системы и ее управляющих центров важно достичь господства в обществе единого представления о целях, средствах и желаемых результатах экономической деятельности, без чего господствующая экономическая политика не получит хотя бы пассивной поддержки населения (производителей и потребителей) и будет обречена в конечном счете на провал, на смену ее иной экономической политикой и на смену тех, кто ее формирует и проводит, другими людьми; экономика в таких случаях все более заметно стагнируется и деградируется, а возможная смена экономической системы в целом совершенно иной системой становится общественно необходимой. Как показывает опыт истории, такая назревшая возможность всегда с неизбежностью реализуется - с большими или меньшими конфликтами и потрясениями,- ибо в дело вступает инстинкт самосохранения общественного организма; иначе он обречен на гибель. Поскольку в такие переломные моменты сталкиваются интересы сил реакции и сил прогресса, постольку перспективы экономического развития (и соответствующий той или иной экономической системе тип экономической культуры) становятся предметом острой политической борьбы. Обычно такие процессы в природе протекают закономерно, эволюционно. Они адекватно отражаются и на социуме в целом, но общество разумное, в своих интересах может замедлить, или ускорить. Обычно оно реализуется путем жесточайшей борьбы за место под солнцем. Иногда в этой борьбе выигрывают асоциальные антиподы. Они долго торжествуют о своей победе и пытаются с помощью лженауки доказывать свою состоятельность и закономерность на право своего существования, абсолютно не зная о том, что их дни сочтены. Это потому, что и по Законам природы, и по Законам развития общества, они не могут в длительное время существовать на теле самой природы, ибо они, как мутанты природы - инородные тельца, по всем Законам, не смогут прижиться на теле высочайше естественно организованной природы. Естественно, Лоно Матушки природы в свое время непременно их отвергнет навсегда. Это маленький полет моих мыслей…

Не случайно та сфера научных знаний и ненаучных представлений и те сопутствующие им массивы информации (или дезинформации), которые описывают и объясняют указанные процессы, называются политической экономией: центральным для политической экономии является не только и не столько вопрос об объективной эволюции экономической системы общества, сколько вопрос об управлении этой эволюцией, о сохранении либо преобразовании данной экономической системы в интересах тех или иных участников экономической деятельности. Поэтому культура политэкономического мышления во многом зависит от того, чего в нем больше - экономики или политики.

Пора уточнить, что же такое экономика. Наше представление об экономических системах выражено в ряде работ, посвященных реформированию российской экономики. Оно не отделяет механизмов функционирования экономики от выходящих далеко за ее пределы целей, связанных с потребностями социума, в частности в его взаимоотношениях с природой. Очень в кратком изложении, экономика есть формы и методы хозяйственной деятельности человека, целью которой является удовлетворение потребностей и повышение благосостояния социума. А проводимые и экспериментируемые в новой России экономические реформы, вовсе не соответствуют этим целям. Об этом ясно свидетельствует наше утверждение о том, что “реформирование экономики - не самоцель, а путь создания адекватной отечественным условиям хозяйственной системы, обеспечивающей рост благосостояния народа и поддерживающей его социальное благополучие” (Р.А.Логуа. Особенности взаимосвязей экономических реформ и социальной политики в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999, с.5).

Исток явлений, подлежащих исследованию политической экономией и экономической наукой в целом, следует искать в глубокой древности - там, где берет свои корни всякая экономика вообще, то есть общественно организуемая система труда как взаимодействия человека с природой. Вот как описывается историческое начало экономики, например, в популярной книге А.Г.Мовсесяна и С.Б.Огнивцева “Краткая история мировой экономики и человечества.

С обретением огня появилось свободное время, освободившееся от переваривания сырой пищи и поиска еды для обеспечения энергией, необходимой для ее переваривания. Вслед за технологическими изменениями последовали институциональные инновации. Организация первобытного племени существенно видоизменилась. Появились первые высокотехнологичные специальности типа “хранитель огня” и “мастер по горячей обработке пищи”. Сложность технологических процессов вызвала необходимость в совершенствовании языка. Теперь стало возможно кормить небольшое количество стариков (раньше их всех попросту уничтожали как балласт), которые явились естественными хранителями и передатчиками информации от поколения к поколению” (с.8 - 9). Конечно, авторов немного подводят стремление к упрощению изложения и увлечение юмором (как могли появиться “высокотехнологичные специальности” в условиях, когда хранителей и передатчиков информации “попросту уничтожали как балласт”?), но небольшие исторические и логические несуразности все-таки не помешали воспроизвести в целом правильную картину становления экономики.

Собственно экономическая оценка такого перехода к эпохе систематического пользования огнем (как универсальным орудием труда и искусственным условием жизни) вытекает из факта высвобождения времени, что равнозначно приросту прибавочного продукта. Этот первый, наиболее важный шаг в становлении экономики оказался в тени следующего, более изученного историками сдвига: “с 10-го по 3-е тысячелетие до н.э. бурно развивались земледелие и животноводство. Этот период иногда называют неолитической революцией, имея в виду, прежде всего, революцию в первобытном сельском хозяйстве. В ее результате появилась возможность значительного увеличения производства продуктов питания, вызвавшая рост населения и начало обмена избыточными продуктами труда. Неолитическая технологическая революция привела к новой величайшей институциональной инновации - рынку, что в свою очередь берет начало и появление имущественных различий между людьми. Отсюда и зарождение и распространение рыночной экономики” (там же, с.12 - 13). А на наш взгляд - и хрематистики.

Такой экскурс в древнюю историю был необходим, потому что уже начало общественного производства, начало экономики объясняет взаимосвязь трех моментов, которые на протяжении всей известной человеческой истории служат одновременно способами и результатами экономического прогресса, соединяющими потребности человека и его усилия ради их удовлетворения: развитие технологии - производство прибавочного продукта - организация его использования (потребление, в том числе производственное, и обмен); следует отметить, что все названные три элемента имеют прямое отношение к развитию человеческого потенциала: а) к развитию индивидуальной человеческой силы, мастерства работника, его знаний и умений в соответствии с потребностями развивающейся технологии, б) к совершенствованию организации труда, форм его кооперирования, в) к развитию личности работника, его нравственно-психологических качеств, которые соответствовали бы необходимым при данном уровне технологии и производственной организации формам человеческой солидарности. В то же время данный исторический экскурс вполне достаточен, ибо все последующее развитие экономики (и, соответственно, обогащение экономической культуры) состоит в развитии указанных моментов и эволюции их взаимосвязей (в том числе сознательно управляемых; в данном случае мы не рассматриваем специально историю борьбы разных общественных классов вокруг этих вопросов, ибо она достаточно основательно рассмотрена в марксистской экономической литературе).

Начиная с возникновения рынка даже в самых примитивных, зачаточных формах, экономика становится (и в ходе истории все более становится) способом развития производства и потребления в их взаимосвязи через постоянно совершенствующиеся механизмы обмена деятельностью и продуктами деятельности. Совокупность этих механизмов и называется рынком, рыночными или товарно-денежными отношениями; сторонники вечности таких отношений отождествляют исторически сложившиеся механизмы функционирования экономики с экономикой вообще, даже именуют ее рыночной экономикой, что по меньшей мере, с истинной научной точки зрения, сомнительно и заставляет предполагать, что в отдаленном будущем какие-то новые соавторы с таким же юмором будут описывать современную рыночную экономику, как это делали авторы цитируемой выше книги в отношении становления общественных форм первобытного хозяйства.

Если мы абстрагируемся от механизмов рынка, то можем предположить, что для жизни и развития социума, человека и любой человеческой общности непреложной необходимостью являются только два крайних звена из цепочки “производство - обращение (обмен деятельностью и продуктами деятельности) - потребление”. В самом деле, для жизнедеятельности человека необходимо потребление, а продукты потребления создаются в процессе производства - в процессе использования и переработки веществ природы, то есть в процессе труда.

Однако, выделение производства и потребления как единственных жизненно необходимых возможно лишь в абстракции; в свое оправдание мы можем лишь привести мнение отца термина “экономика” Аристотеля (он определял ее как искусство ведения домашнего хозяйства), для которого деньги - этот первый признак становления развитой сферы обращения - представлялись “искусственным приемом для удовлетворения практической потребности” (“Никомахова этика”). Но это упрощение, это умозрительное предположение помогает лучше понять историчность форм обмена, историчность (и в этом смысле, выражаясь по-аристотелевски, искусственность) сферы обращения в целом и, соответственно, непозволительность отождествления сферы обращения с экономикой вообще, - а именно такое отождествление и распространено сегодня в различных концепциях “рыночной экономики”, абсолютизирующих рыночные отношения как альфу и омегу всякой экономики вообще. Рыночные, товарно-денежные отношения стали необходимы на определенном историческом этапе развития производства и потребления и в современных условиях приобрели такую роль, что их исторический характер вуалируется.

Усложнение в ходе истории как производства, так и потребления (включая производственное потребление) требует все более многообразного и все более интенсивного обмена деятельностью между все более специализирующимися отраслями и видами производства и все более дифференцированного распределения произведенных продуктов между участниками производственного процесса и лицами, которых они представляют. Первое есть следствие постоянно развивающегося разделения труда. Второе представляет собой: а) необходимость соизмерения распределяемых долей предметов потребления с потребностями всех потенциальных участников процесса распределения, так и необходимость измерять распределяемый продукт в соответствии с затратами труда (или результатами труда) для восстановления и развития рабочей силы; б) исторически сложившееся обособление собственников предметов и средств труда (производства), с одной стороны, и лишенных (частично или полностью) этой собственности работников - с другой, то есть разделение общества на классы и производные от них социальные слои и группы. Отсюда ясно огромное значение сферы обращения, приобретшей в историческом развитии хозяйственных отношений относительно самостоятельное (хотя самостоятельность ее во всех известных истории частнособственнических обществах абсолютизируется) значение.

Наличие в обществе обособленных групп по признаку владения (или невладения) собственностью составляет все необходимое и достаточное для появления и развития рынка, на котором противостоят друг другу обладающие разными продуктами производства, товарами и разными интересами продавец и покупатель. Когда мы говорим об обособлении людей (или групп) по признаку собственности, то речь не обязательно идет только о частной собственности: любое разделение собственности по разным ее формам или по разным субъектам собственности приводит к противоречию в распределении прибавочного продукта. Частная собственность лишь придает этому экономическому противоречию форму, ведущую с неизбежностью к борьбе классов, обладающих противоположными интересами, к общественным катаклизмам, войнам, революциям.

Как только возникли рыночные, товарно-денежные отношения и сфера обращения выделилась в качестве необходимого звена взаимосвязи между производством и потреблением и между элементами внутри обеих этих сфер, рынок стал приобретать не просто самостоятельное - самодовлеющее значение. Развитие рыночных отношений привело к появлению универсального товара, всеобщего эквивалента, мерила меновой стоимости любых товаров - денег. Универсальность денег как товара послужила основой развития все более сложной и всеохватывающей финансовой системы (банковско-кредитная система, разнообразные валюты и их соотношения, ценные бумаги и т.д.). Само по себе появление денег и развитие финансовой системы не следует рассматривать как некое грехопадение человечества, как источник всех его последующих бед. Нет, это был огромный шаг вперед по пути изучения, освоения разнообразных количественных соотношений, возникающих в сферах производства, потребления и обмена деятельностью, что создавало возможность понимать тенденции всего воспроизводственного процесса, а значит, и прогнозировать и планировать его, управлять им. Не случайно еще в 1603 г. испанец Солозано, специалист бухгалтерского дела, с гордостью за свою профессию заявил: “Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга” (цит. по: В.Я.; Кожинов. Бухгалтерский учет. М., 2001, с.16).

Для тех “последовательных” революционеров и марксистов, кого возмутит такая оценка роли денежной системы в жизни общества, напомним, что Маркс, много раз говоривший о бесперспективности денежного обращения в обществе, избавившемся от капитализма (см., например, Капитал, т.11. М., 1984, с.402: “При общественном производстве денежный капитал отпадает. Общество распределяет рабочую силу и средства производства между различными отраслями производства. Производители могут, пожалуй, получать бумажные удостоверения, по которым они извлекают из общественных запасов предметов потребления то количество продуктов, которое соответствует времени их труда. Эти удостоверения не деньги. Они не совершают обращения”), тем не менее безоговорочно признавал, что “ведение бухгалтерского учета более необходимо при капиталистическом производстве, чем при раздробленном ремесленном и крестьянском производстве, оно более необходимо при общественном производстве, чем при капиталистическом” (там же, с.153). Ну, а как же иначе? Чем выше организованность общества, тем лучше в нем должен быть налажен учет всех факторов воспроизводственного процесса, всего массива труда и отдельных его элементов. Общество сможет управлять своим развитием, планировать производство и потребление лишь тогда, когда оно знает законы ведения хозяйства, - но оно обязано при этом также знать и конкретные проявления этих законов, частные случаи, повседневное бытие процесса труда. И если Маркс не хочет называть удостоверения в количестве затраченного труда, дающее право на получение определенного количества предметов потребления (в “Критике Готской программы” он употребляет термин “квитанция”), деньгами, с ним можно согласиться. Но нельзя не признать, что такое удостоверение есть не только документ, учитывающий количество труда и количество предметов потребления, но и документ, свидетельствующий (в количественном плане) об обмене деятельностью, в частности, между сферой производства (материального или духовного), с одной стороны, и сферой потребления - с другой. Называть ли это обращением? И какая из функций прежних денег сохранится в этих удостоверениях? Есть о чем подумать - и сейчас, и лет так через сто - полтораста; не будем торопиться с категоричными выводами.

Выделение финансовой системы как самодовлеющей и даже господствующей в условиях частнособственнического общества способствовало смещению целей и задач экономики, упрощенно говоря, привело к погоне за деньгами, к получению денег как цели, причем любыми дозволенными и недозволенными средствами. Родились разнообразные формы преступной деятельности, включая те, которые признаются государством, ориентированным на развитие “рыночной экономики”, вполне законными или почти законными: ростовщичество, финансовые спекуляции, коррупция. Кто помнит историю “радикальных реформ”, начавшихся в прошлом веке в России, тот знает, что все это было, что все это есть. Что касается ростовщичества, то никакому Шерлоку не снились те проценты на кредиты, которые назначали коммерческие банки предприятиям, насильственно лишенным оборотных средств; чуть позже искусственное превращение денег в самый дефицитный товар помогло “радикал-реформаторам” обосновать “необходимость” грабительской приватизации в общенациональном масштабе. Результатом таких “реформ” стало то, что деньги из инструмента обращения превратились в самоцель, в инструмент господства над производством и потреблением: хозяева “больших денег” диктуют всему обществу, кто и сколько и чего имеет право производить и потреблять.

Аристотель еще в IV веке до н.э. заметил и оценил такое расщепление экономической деятельности на две существенно различные и даже в чем-то противоположные формы; он отказался признать общество с господствующим стремлением к обладанию деньгами таким, в котором действует настоящая экономика, и выдвинул особый термин для обозначения системы второго типа - хрематистика. Однако в современном капиталистическом обществе, где властвуют деньги и хозяева денег, финансовая олигархия, где максимальное приобретение денег служит приоритетным стимулом деятельности в сфере не только материального, но и духовного производства, существующую систему хрематистики именуют, вопреки Аристотелю, экономикой. В угоду финансовой олигархии были созданы и активно навязываются общественному сознанию разнообразные монетаристские концепции, обосновывающие приоритетное значение во всей экономической деятельности общества именно сферы обращения, а затем в обыденном сознании столь же насильственно (с помощью различных информационных технологий и, в частности, рекламы) насаждаются соответствующие представления, предпочтения и вкусы. В России начала 90-х годов прошлого века этим занималась пробившаяся к рычагам власти орда дипломированных жуликов (очень мягко поименованных тогда лаборантами, завлабами, мальчиками в коротких штанишках), предоставившая антисоциалистическому режиму Ельцина в качестве основы для формирования экономической политики концепции так называемой чикагской школы экономики и указания Международного валютного фонда, направленные на подчинение национальных экономических систем интересам мировой финансовой олигархии.

А ведь научная несостоятельность и практическая вредность, даже разрушительность этих концепций и планомерной дезориентации общественного сознания к тому времени были уже многократно зафиксированы в работах серьезных ученых, предупреждавших о непоправимых бедах, которые могут вылезти из брюха троянского коня монетаристских догм. Например, американский ученый Линдон Ларуш писал, что “серьезным недостатком монетарной теории является ее стремление представить различные формы ростовщичества как неотъемлемую составную часть экономической деятельности и доказать их незаменимость для экономики в целом” (Линдон Ларуш. Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике? Шиллеровский институт - Украинский университет в Москве, 1992, с.137). Разрушительный характер “реформ”, осуществляемых на базе монетаристских догм и коварных советов Международного валютного фонда, был ярко продемонстрирован и трагически подтвержден печальным опытом ряда стран Латинской Америки. Например, Венесуэлы. “На момент начала реформ МВФ внешний долг этой страны составлял 29 млрд. долл. США. По прошествии 10 лет она только по процентам выплатила 32 млрд. долл., то есть сумму, превысившую внешнюю задолженность. Суммарный же долг страны возрос до 35 млрд. долл.” (см. Р.С. Сатуев, Д.А. Шраер, Н.Ю. Яськова. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. М., 2000, с. 109). Так что “мальчики в коротких штанишках”, несомненно знакомые с этим и другими подобными чудовищными фактами, вовсе не были безобидными невеждами, которых просто следовало сечь розгами, - это были нанятые мировой финансовой олигархией псевдонаучные мошенники, экономические диверсанты, разрушители отечественного производства и организаторы перевода большинства населения России на такую систему потребления, которая сопоставима с рационом узников в фашистском концлагере. Началось вымирание до нитки ограбленного народа России. Таковы оказались главные последствия насильственного перевода России с рельс экономического развития на бездорожье хрематистики.

Не будем проводить анализ соответствующих текстов великого философа Древней Греции - за нас эту работу проделал Карл Маркс, который очень удачно, точно и ясно изложил точку зрения Аристотеля спустя 23 века в 1 томе своего “Капитала”. Воспроизведем этот интереснейший фрагмент, обычно проходящий мимо внимания читателей (многоточиями заменены приведенные Марксом древнегреческие слова и выражения).

Аристотель противопоставляет хрематистике экономику. Он исходит из экономики. Поскольку последняя представляет собой искусство приобретения, она ограничивается приобретением благ, необходимых для жизни или полезных для дома и государства. “Истинное богатство...состоит из таких потребительных стоимостей; ибо количество собственности этого рода, необходимое для хорошей жизни, не безгранично. Существует, однако, искусство приобретения иного рода, которое обыкновенно и совершенно правильно называется хрематистикой; для последней не существует, по-видимому, границ богатства и собственности. “Товарная торговля” (...значит буквально розничная торговля. И Аристотель берет эту форму потому, что в ней решающую роль играет потребительная стоимость) “по природе своей не принадлежит к хрематистике, так как здесь обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для них самих” (покупателей и продавцов). Поэтому, - говорит он дальше, - первоначальной формой товарной торговли была меновая торговля, но с ее расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна была развиться в товарную торговлю, а эта последняя, в противоречии с ее первоначальной тенденцией, превратилась в хрематистику, в искусство делать деньги. Хрематистика, далее, отличается от экономики тем, что “для нее обращение есть источник богатства (...).Вся она построена на деньгах, ибо деньги суть начало и конец этого рода обмена (...). Потому-то и богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично. Подобно тому, как безгранично в своем стремлении то искусство, для которого его цель означает не средство, а последнюю конечную цель, так как такое искусство стремится все ближе и ближе подойти к этой цели, - тогда как те искусства, которые преследуют лишь отыскание средства для известной цели, не безграничны, ибо сама цель полагает им границы, - подобно этому и хрематистика не знает границ для своей цели, ее цель есть абсолютное обогащение. Экономика, а не хрематистика, имеет границу...первая ставит своей целью нечто отличное от самих денег, вторая стремится лишь к их увеличению...Смешение этих двух форм, переходящих одна в другую, дало некоторым повод рассматривать сохранение денег и увеличение их количества до бесконечности как конечную цель экономики” (Aristoteles, “De Republica”, edit. Bekker, кн.1, гл.8 и 9, в разных местах)”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.