РУБРИКИ

Экология культуры

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Экология культуры

p align="left">.

Года

Средний ежегодный вывоз хлеба из России (млн. пуд.)

Средняя ежегодная сумма полученных за него денег (млн. кред. руб.)

1894 - 1891

408,4

333,5

1893 - 1897

509,1

316,7

Так государственное хозяйство приносится в жертву золотой валюте.

За 5 лет, с 1892 по 1897 год, в сравнении с 5 годами предшествующего периода вывезено из России лишних 503,5 миллионов пудов хлеба, взамен недовыручки в 84 миллиона рублей. Если бы мы сохранили серебряную валюту, эти 503 миллиона пудов хлеба и эти 84 миллиона рублей были бы достаточны, чтобы предотвратить свирепствующий ныне в 19 губерниях с 30-миллионным населением голод, со всеми его ужасными последствиями.

В 1891 г. погибло от голода 656.000 человек. Сотни тысяч людей, которые погибнут от голода в этом году, будут жертвами, принесенными золотому тельцу фанатиками золотой валюты.

Но кроме острого голода усиленный вывоз хлеба из России, при разорении сельского хозяйства и упадке производства, вызывает хроническое недоедание народной массы, что в свою очередь вызывает быстрое вырождение народа” (там же, с.193 - 194).

Так говорил не революционер, не социалист, не большевик (большевиков, правда, тогда еще не было), а представитель поместного дворянства и защитник, главным образом, его интересов: в защиту крестьян он выступал в силу совпадения части интересов, а также потому, что он был патриотом России и понимал, что без крестьянства и поместное дворянство - “опора престола” - никуда не годится. Приводимых Г.В.Бутми фактов и рассуждений наверняка не знал автор “гнуснопрославленного”, по выражению одного довоенного литературного персонажа, фильма “Россия, которую мы потеряли” - С.Говорухин. Невежество объясняет это его художественное злодеяние, но отнюдь не оправдывает его. И уж никакого оправдания не может быть инициаторам и практическим реализаторам радикальных реформ, которые если и употребляют слова патриотизм, любовь к России, “благо страны и народа”, “справедливость”, “совесть”, - то либо не зная и не понимая их смысла, либо глубоко презирая его.

Монархист, защитник интересов поместного дворянства (его еще обвиняли после Февральской революции идеологи Временного правительства в “черносотенстве”) - гораздо более человеколюбивая личность, чем нынешние российские проповедники вероучений от МВФ и мировой финансовой олигархии - настоящие чудовища и людоеды, прикрывающиеся “демократической” и “либеральной” фразеологией. Читая Г.В. Бутми, словно лучше узнаешь катастрофическую ситуацию в нынешней России - только современные ее разрушители ведут свои дела намного циничнее и лицемернее. Так, например, в связи с начавшимся “законным” процессом выселения должников по квартплате и жилищно-коммунальным услугам из их жилищ нынешний думец, бывший министр юстиции РФ П.Крашенинников самодовольно заявил: “У нас довольно гуманная норма: предоставляется другое жилье” (телеканал ОРТ, 25.01.03). И ни слова о том, кто же сделал громадное количество граждан неплатежеспособными в условиях колоссального роста стоимости жилья, цен на услуги ЖКХ, пользование телефоном, электроэнергией и т.д. Ни слова и о том, что при существовавшем в условиях социалистической экономической системы соотношении зарплат и общественных фондов потребления жильцы государственных и ведомственных квартир давно отработали право на свое жилье, и никакие чиновники, никакие законодатели не имеют права выбрасывать их в общежития и бараки, - уж юрист-то по профессии (бывший министр юстиции!) должен был бы знать: закон обратной силы не имеет! Такова “культура” эпохи празднующей победу хрематистики.

Результат деяний современных “радикал-реформаторов” вполне можно выразить словами Бутми (только масштабы гибельных для России явлений сейчас несравненно больше): “Об увеличении внешней задолженности и о распродаже минеральных богатств России нет надобности и говорить.

В другой своей работе Г.В.Бутми раскрывает коварный, потаенный характер осуществления операций, приводящих к всевластию денежных спекулянтов. И это тоже надо знать.

Замена серебряной валюты золотой всюду происходит помимо воли законодателя, как бы проводимая какой-то темной силой, действующею за кулисами.

Это и побудило известного финансиста Alphonse Allard охарактеризовать всю совокупность событий, только что описанных, метким названием: “le crime monetaire de 1873”(монетное преступление 1873 г.).

Даже в России, где и мысли, казалось бы, не могло быть о том, чтобы финансовой политикой страны руководили какие-либо другие интересы, кроме интересов государства, демонетизация серебра предшествует законодательному акту, установившему новую валюту.

В 1893 году, когда новое издание монетного Устава подтверждает, что единственной законной и неприменяемой (здесь, видимо, опечатка: надо неизменной. - Р.Л.) монетной единицей Российской Империи является серебряный рубль, - в том же 1893 году монетный двор по распоряжению Министра Финансов прекращает чеканку серебра за счет частных лиц, принимая таким образом меру, обесценивающую эту законную монетную единицу.

В то время, как совершенно неподготовленная печать “всесторонне” обсуждает предстоящую реформу, в то время, как Государственный Совет неоднократно отвергает проект Министра Финансов, принимается ряд мер в области монетного законодательства, не предрешающих вопроса о валюте, но неотложных, не могущих ждать всестороннего обсуждения вопроса по существу Государственным Советом. А затем Всеподданнейший Доклад Министра Финансов на 1897 год оповещает, что “основные начала законопроекта о введении в России золотого обращения исподволь вошли уже в жизнь страны... и что размен кредитных билетов по курсу 1 руб. 50 кредитных за 1 руб. золотом фактически уже осуществлен.

Таким образом, - заключает официальный документ, - ныне предполагается лишь закрепить то, что в сущности уже сделано и что отменять было бы опасно и даже невозможно”.

Повсюду, как видите, одно и то же: всюду золотая валюта вводится помимо сознания и воли законодательной власти.

А сторонники золота в каждой стране, где предполагается ввести золотую валюту, указывают на обесценение серебра, но при этом умалчивают о том, что это обесценение белого металла есть результат его демонетизации, всюду проведенной в обход закона.

В результате золото, вследствие исключительного спроса со стороны монетных дворов, значительно вздорожало. Выраженная в золоте цена серебра и всех товаров понизилась. Зависимость производительно трудящегося человечества от банкиров-кредиторов значительно возросла. Влияние их племени на экономическую, а затем на нравственную и политическую жизнь народов возросло и продолжает возрастать. Евреи в Европе становятся правящим классом населения” (с. 207 - 208). Вот, видимо, за такие наблюдения и их открытое обнародование и стал “недемократ” Бутми по воле победившего в Феврале 1917 года космополитического масонства антисемитом и черносотенцем.

Хотя, по правде говоря, обобщения Бутми не вполне корректны: подавляющее большинство населения еврейских местечек и городских поселений были тогда либо кустарями, либо мелкими торговцами и не имели склонности к сплочению с финансовым капиталом, пусть даже родственным им этнически и конфессионально. И уж подавно не мечтали о своем господствующем положении в многонациональном обществе - ни в Российской империи (хотя в ней становилось все более очевидным зафиксированное Бутми растущее влияние сионистского, космополитического финансового капитала), ни тем более в Советском Союзе, где в сталинские времена был построен русский советский социализм со свойственными ему равенством людей всех национальностей и уникальной в истории дружбой советских народов, а заодно был осуществлен разгром враждебных этим великим завоеваниям идейно-политических течений - троцкизма и космополитизма. К сожалению, как показал последующий исторический опыт, не до конца. Влияние, так сказать, мировой хрематистики оказалось чересчур сильным, и почва для его проникновения в Россию и другие бывшие союзные республики СССР за семь десятилетий недостаточно выветрилась. Тем более, что в развязанной скрытым троцкистом Н.Хрущевым массированной антисталинской кампании все названные завоевания, все великие ценности советского общества были вследствие этого так или иначе скомпрометированы, поставлены под вопрос и тем самым обесценивались в общественном сознании при их показном словесном признании и даже прославлении. Ибо исподволь восстанавливались эгоизм, индивидуалистическая разобщенность, торжество сугубо материальных интересов над духовными - путем их отрыва друг от друга.

Такова история вопроса о принудительном, во многом скрытом, переводе экономической жизни в русло хрематистики. Конечно, рассматривавшийся Г.В.Бутми золотой стандарт давно уже сыграл свою роль и уже в 1944 году уступил место бумажному доллару. А ныне и он (т.е. доллар) малопригоден в качестве основы валютно-финансовой мировой системы, поскольку фактически не обеспечен реальными ценностями.

И хотя это фактическое положение дел было известно, насильственный переход к “рыночной экономике” (к хрематистике) все равно был осуществлен и в России (СССР) после переворота 1991 - 1993 гг., подготовленного и начатого еще лживой горбачевской “перестройкой”. Условия для этого были отчасти созданы еще до “исторического” апрельского пленума ЦК КПСС 1985 года, еще в “брежневские” времена, когда вследствие нарушения народнохозяйственных пропорций существенно затормозилось экономическое развитие страны; в частности, производство предметов массового потребления стало отставать от потребностей общества, начали возникать дефициты по различным видам такой продукции.

При Горбачеве, под идеологическим дерзновением до костей мозга-проамериканцем Яковлевлевым, был фактически взят курс на формирование дефицитов: так компрометировался социализм в глазах населения. Особенно форсировался этот процесс под прикрытием шумихи об общечеловеческих ценностях, демократии, гласности, плюрализме и прочих вещах, отвлекающих внимание общества от уже начатых разрушительных явлений не только в сфере партийно-государственного управления, но и в фундаментальных социально-экономических процессах. Делалось это по- разному, но мы возьмем лишь вопрос о создании дефицита предметов народного потребления.

Миллионы телезрители с опытом помнят популярную в конце 80-х гг. программу Ленинградского канала телевидения “600 секунд” с ведущим А. Невзоровым, насыщенную сенсационными (или сенсационно поданными) фактами. Наиболее сенсационными, по нашему мнению, были сюжеты такого рода: на свалке, на болоте и т.д. вдруг обнаруживались столько-то тонн доброкачественных пищевых продуктов, даже порой деликатесов. Зритель, естественно, ждал продолжения хотя бы одного из таких сюжетов; однако результатов расследования не было, и ни один из подобных фактов не завершился судебным разбирательством. Вот в этом и состояла главная сенсация: продукты уже становились дефицитом, однако отправлялись не к потребителю, а на свалку, на что руководство партии и государства смотрело сквозь пальцы...

Но это одна лишь программа телевидения. А есть данные, достаточно убедительно свидетельствующие: дефицит создавался преднамеренно. И поскольку этими данными не могло не располагать тогдашнее руководство, а Яковлев и тогда, и до своей кончины был главным идеологом Горбачевской перестройки, то мы имеем все основания утверждать, что такова была его политическая линия, резко расходящаяся с громогласно провозглашаемой. Итак, обратимся к цифрам (они взяты из статьи Павла Гетмана - “Советская Россия”, № 9 за 25 января 2003 г.), отнюдь не подтверждающим неспособность социалистического хозяйства СССР обеспечить удовлетворение потребностей населения.

В 1990 и 1991 гг. СССР произвел 13,2 кв.м тканей (37,8 кв.м на 1 чел.; в ФРГ этот показатель составлял 32 кв.м). Доля СССР в мировом производстве составляла: льняных тканей - 75%, шелка - 12%, хлопчатобумажных - 13%, шерстяных тканей - 19%. Производство трикотажных изделий - 22% мирового, обуви - 27%. Вряд ли закономерным было сокращение в 1991 г. По сравнению с предыдущим годом произошло сокращение производства хлопчатобумажных тканей на 5%, шелка - на 8%, шерсти - на 9%.

Но не этим сокращением, конечно, был обусловлен постоянно растущий дефицит различных потребительских товаров, производство которых было, казалось, вполне налажено и вполне могло удовлетворить растущий спрос потребителей.

Неожиданно резко возрос вывоз за рубеж наиболее ходовых товаров массового спроса: например, хлопчатобумажных тканей - на 50%, шерстяных - на 42%, шелка - на 12,1%. Создается впечатление, что именно в тот период, характеризуемый обострением социально-политической обстановки в советском обществе, высшее руководство страны было озабочено удовлетворением спроса зарубежного потребителя - в ущерб своему, отечественному, намеренно создавая дефицит.

А теперь обратимся к другим потребительским товарам (в млн. шт.).

Вид продукции

Продано в СССР

Вывезено за рубеж

Холодильники

3,448

3,152

Магнитофоны

4,085

2,516

Пылесосы

3,363

2,631

Мясорубки

0,350

0,650

Магнитолы

0,450

0,750

Радиоприемники

5,310

3,589

Швейные машины

0,976

0,624

Стиральные машины

3,876

3,724

Часы

20

56

Автомобили

0,200

0,720

Телевизоры

2,500

7,420

В 1990 г. отдельные граждане и кооперативы вывезли из СССР товаров народного потребления на сумму около 51 млрд. долл.; в 1991 г. вывоз составил 180 млрд. долл.

В свете этих фактов - чего же стоят вопли о якобы “неизбежном при социализме дефиците” предметов массового потребления, о неконкурентоспособности советских товаров и т.п.?! А ведь именно эти вопли стали началом дезориентации общественной психологии и всезаглушающим фоном перемонтировки социалистической экономической системы, точнее, ее демонтажа и разрушения. Подлость “капитализаторов”, угнездившихся в высшем руководстве КПСС и Советского государства, поистине безмерна. И ведь даже не в капиталистическую экономику втащили СССР, а в гиблую, губительную хрематистику.

Когда затевался курс радикальных реформ в экономике, одним из доводов необходимости его осуществления выставлялось выведение из тени, из нелегального оборота значительного количества финансовых ресурсов и товаров. А каков результат? “По приблизительным расчетам, - сообщал информационный сборник “Безопасность” (№ 2, январь - февраль 1999 г.), - в теневой экономике полностью или частично занято 25 - 30 млн. человек, в том числе в криминальную деятельность вовлечено 10 - 13 млн. В целом теневая экономика составляет 40 - 45% к ВВП” (с.258). За истекшие с того времени почти 5 лет если цифры изменились, то не в сторону уменьшения.

А наряду с этой “скромной” теневой деятельностью процветает и наглое расхищение национального достояния людьми, стоящими у власти и близкими к ним. Член-корреспондент РАН С.Ю.Глазьев отмечал, что после переворота 1993 г. “Вся экономическая политика власти определялась одним: расставить своих людей по доходным местам, прихватить все, что возможно”. “Особо приближенным предоставлялись колоссальные льготы через приватизацию государственного имущества. Вот, собственно, и секрет происхождения олигархов. Благодаря связям и покровительству в президентских структурах власти в период с 1993-го по 1997 год базовые отрасли оказались захваченными двумя - тремя десятками людей” (“Парламентская газета”, №2 за 2001 г.). И происходило это под лозунгом невмешательства государства в экономику. Возможно, потому, что под экономикой, призванной обслуживать потребности общества и составляющих его людей, подразумевалась хрематистика, то есть вседозволенность для горстки близких к власти дельцов любыми путями делать “большие деньги”.

А выдавалось это за “радикальные экономические реформы”. Мы же настаиваем на том, что “реформирование экономики - не цель, а путь создания адекватной общественным условиям хозяйственной системы, обеспечивающей рост благосостояния народа и поддерживающей его социальное благополучие” (см.цитированную выше работу Р.А. Логуа“Особенности взаимосвязей экономических реформ и социальной политики...”, с.5). Да ведь любой здравомыслящий, не опьяненный всепоглощающей жаждой накопления денег человек скажет, что иначе и быть не может. Да и основополагающие документы международного права не признают иного. Так, во Всеобщей Декларации Прав Человека закреплено положение о том, что “каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства” (ст.22), что “каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения” (ст.23, п.3) и что “каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам” (ст.25, п.1). ООН - организация межгосударственная, принимали и скрепляли подписью этот важнейший документ, строго говоря, государства. И те правительства, которые не выполняют требования данной Декларации - пусть даже под смешным и позорным предлогом “невмешательства государства в экономику”, - должны признать либо свою несостоятельность, либо что они - не правительства, а мафиозные банды, занимающиеся под видом “государственного управления” разграблением национального достояния, вплоть до экономического геноцида по отношению к тому народу, который они якобы возглавляют и представляют. В международном праве масса аналогичных установлений, вот еще одно: “Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу” (Конвенция МОТ № 117, разд.1, ст.1).

А посмотришь на российскую действительность - и создается впечатление, что во властных структурах российского государства нет людей с юридическим образованием или хотя бы с элементарной юридической грамотностью, а главное - нет людей, уважающих права человека как таковые, особенно закрепленные в обязательных нормах права, прежде всего международного, нет людей гуманных и обладающих хотя бы минимумом чести и совести. Суммарным показателем деятельности экономической системы является демографическое состояние страны. В России же идет депопуляция населения - небывалое вымирание народа.

В оправдание своей антинародной политики правящие деятели ссылаются на нехватку денег. Но ведь государственные средства расходуются в огромных масштабах на то, что необязательно и народу не нужно, например, на празднование 300-летия Санкт-Петербурга, которое было устроено фактически только для иностранных гостей и ограниченного круга “сливок общества” из местных.

Эпизод с проведением этих помпезных торжеств настолько типичен, что следует подробнее ознакомить с ним читателя. Опытный и хорошо информированный журналист Николай Волынский описывал картину еще не завершившегося праздника (газ. “Правда”, № 58, 27 - 28 мая 2003 г., - поэтому в статье кое о чем написано в будущем времени, но все произошло именно так).

Точную цифру, сколько будет затрачено денег на разгон облаков, на прием бесчисленных иностранных делегаций, глав государств и на их охрану, на финансовых воротил и на их охрану, на актеров и на их охрану, на организацию особо строго режима всей жизни города (300-летие Питера, как и корсиканская свадьба, праздновался три недели), на лишение горожан права свободного передвижения по городу, на иллюминации и фейерверки, на карнавальное шествие по Невскому проспекту и на многое, многое другое, никто вам не назовет. Но представить, во сколько примерно обойдется праздничек, можно. Одно только лазерное шоу, во время которого в небе Питера нам показали голографические картинки, обошлась, по данным Смольного, в 1,8 миллиона долларов. Специалистов по голографическим забавам выписали из Франции. Три года назад они веселили соотечественников и приезжих в Париже по случаю юбилея Великой французской буржуазной революции. Богатая Франция может себе позволить такие затраты. Но в городе, где за 10 лет построили всего две школы, где нищенствуют учителя и врачи, а милиционеры занимаются преступным промыслом, так как им нечем кормить семьи, такие затраты на праздники не просто чудовищно безнравственны. Это плевок в глаза тем, кто сегодня в Питере не живет, а выживает, а таких - большинство. Это оскорбление памяти тех, на чьих костях выстроен Петербург. Это унижение тех, кто отстоял город в блокаду, тех, кто не дает ему опуститься до последней черты сегодня, потому что большая часть средств будет вытащена из кармана горожан. По данным, заслуживающим доверия, затрачено будет из бюджета - прямо и косвенно - около девяти с половиной миллиардов долларов. На эти деньги можно, к примеру, полностью ликвидировать коммуналки, возродить целые отрасли промышленности и науки, вернуть в школы учителей, а в больницы - врачей и придушить бандитизм. Интересно, какими словами отозвался-бы о нынешних хозяевах наших с вами жизней Петр Великий? Безусловно, дух великого Петра I-го будет всегда присутствовать у российского народа, он бы ничего не упустил. Напомню, император был чрезвычайно расчетлив в деньгах, экономен и даже скуп. Любую лишнюю копейку Петр Алексеевич тратил на нужды армии, на строительство флота, на развитие промышленности, на науку, на город...Он сам штопал носки и одежду, он не посмел на себя потратить ни одного казенного гроша.(так поступал и Сталин). В Эрмитаже хранится полоса железа, выкованная лично Петром. Сделав работу, император потребовал от хозяина кузницы плату. Тот дал царю рубль. “Нет, - возразил Петр, - заплати, сколько всем платишь за такую работу”. И получил семь копеек. На них царь купил себе новые башмаки и на ближайшей ассамблее хвастал обновкой: Вот, на трудовую копейку приобрел.

Ну и, чтобы закончить тему голографических картинок, добавим: они могут быть нормально видны только в ночном небе. А в конце мая в Питере ночи были белые - светло, как в Москве в пять часов утра.

Об истинном отношении городских властей и их спонсоров к простому жителю, для которого якобы и устраивается праздник, свидетельствует такой факт. Каждый день “трудящиеся Смольного” во главе с их губернатором убеждали жителей сидеть по домам, а еще лучше - разъехаться на праздники по дачам. Объясняли: раз уж в Питере ожидается приезд около 50 глав различных государств, власть вынуждена была принять “беспрецедентные” меры безопасности, которые возможны только при ограничении свободы горожан. На две - три недели были закрыты для транспортного движения крупнейшие магистрали Питера. Целые районы оказались в изоляции. Например, Васильевский остров, где живет автор этих строк, был заперт. Из четырех мостов, соединяющих его с городом, оставались действующими только один. Гулять на “Васькин остров” пускали только местных. Отвечая на вопросы относительно доступа простых людей в места гуляний, губернатор В.Яковлев категорически отвергал предположения, что пускать на разные зрелища будут только по пропускам. “Никаких пропусков не будет!” - восклицал он из телепередачи, теряя терпение. Это правда: пускали на Васильевский не по пропускам, а по паспортам, о чем уже официально сообщило местное радио. И еще Смольный пообещал: тем ленинградцам, кто праздничные недели проведет у себя на даче, город выплатит компенсацию за транспорт и выдаст суточные. Насчет суточных ничего прояснить не удалось. Но компенсацию транспортных расходов действительно обещали. Нужно было только справку предъявить от правления садоводства или сельсовета (теперь - волости), что вы в праздники были за городом.

Так для кого же устраивался праздник? Почему наиболее свободную от работы и потому наиболее интересующуюся окружающим категорию горожан выпирали за пределы Питера? Мало того, - на три недели в самых густопраздничных районах закрывали предприятия. Эти убытки кто-либо подсчитал?” Вот такие зарисовочки из юбилейного Питера.

Рассмотрим другую картинку. В начале июля 2005 года, возмущение многих вызвало сообщение о том, что “олигарх” Роман Абрамович (член известной “Семьи”) бросил сотни миллионов долларов на покупку английской футбольной команды “Челси”, а затем, как барашек прикупил и лучших футболистов-профессионалов в ее состав. Объяснили это тем, что ему так захотелось. Как ни странно, в России, уже приученной к тому, что воровство узаконено властью, не ставились такие вопросы, которые тотчас же возникли в прессе и у общественности (в частности, спортивной) в Западной Европе: о происхождении у несколько лет назад неимущего Абрамовича вдруг таких “немерянных” сумм, которые он может просаживать на свои капризы. Допустим, он преуспевающий бизнесмен, а чиновники в нашей стране вовсе не имеют право заниматься бизнесом. Тогда откуда он заработал такой капитал?

Наглость скоробогатых людей, которым деньги достались “дурные”, - известная из мировой литературы ситуация, так что с Абрамовичем в общих чертах все ясно. Но откуда такая же наглость, такая же жажда сорить деньгами у “государственных людей” федерального и регионального уровней? Что этот вопрос будет будоражить людей, добывающих, как сказано в Священном писании, “хлеб в поте лица своего”, - это-то власти сообразили. И потому убрали из Питера губернатора В.Яковлева, увели от ответственности, и виновного в безумных тратах бюджетных и иных денег уже не сыщешь...Скорее всего, спишут на необходимость ”принять на должном уровне” лидеров иностранных держав, - вот вам и уважительная причина.

Государство в лице существующего правительства снимает с себя ответственность за положение дел в экономике, а уж тем более - за благополучие народа, провозглашая свое “невмешательство”. И при этом правители не задумываются о том, что народу, большинству населения они приносят не пользу, а одни неудобства, даже беды, - неизбежно формируя у людей не просто неприязненное отношение, а вполне естественный вопрос: а зачем мне нужно такое правительство, такое государство? И возникает столь же естественный ответ на этот вопрос...

Государство, заслуживающее так называться, никогда не стояло в стороне от проблем функционирования и развития экономики. ХХ век со всей очевидностью показал возрастающую роль государства в управлении экономикой. ХХI век не прервет эту закономерную тенденцию, - не считая, разумеется, тех случаев, когда государство утрачивает самостоятельность, становится подчиненным каким-то внешним силам, становится марионеточным. Совсем напротив: оно обязано влиять на состояние экономики все более активно, постоянно доказывая свою экономическую состоятельность и эффективность, свою полезность в качестве инструмента общественного прогресса. Конструктивных предложений на этот счет - масса, вот спрос со стороны правящих кругов почти отсутствует.

Расширение применения рыночных, товарно-денежных отношений в функционировании российской экономики в последние десятилетия прошлого века выглядело как назревшая необходимость.

В частности, переход к более интенсивному использованию рыночных механизмов совпал с тем, что материальной базой общества становилось наукоемкое, энергоемкое, гибкое, диверсифицированное производство, применяющее высококвалифицированный и более индивидуализированный труд, а потому требующее большей самостоятельности в принятии решений на уровне основного звена. Прежняя строго иерархическая модель управления, основанная на безоговорочном подчинении указаниям “сверху”, вступила в противоречие с этими тенденциями, тормозила становление нового технологического уклада, и ее следовало преобразовать, реформировать. При высоком уровне централизации управления и жестком его характере преобладало стремление определить “сверху” все основные пропорции в их натуральном виде, непосредственно вычислить объем и структуру потребностей, ранжировать их и в централизованном порядке направлять ресурсы в соответствии с приоритетами.

И хотя при планировании народнохозяйственных пропорций стоимостные показатели использовались, все же экономические методы, основанные на товарно-денежных отношениях, рыночные механизмы играли лишь вспомогательную роль - для обмена выделенных доходов населения на товары и платные услуги, для формально-стоимостного исчисления основных пропорций воспроизводства и обобщающих его показателей. При этом, как правило, использовались сопоставимые, неизменные цены как средство соизмерения потребительных стоимостей и выражения их динамики, в частности, изменения материальных и трудовых ресурсов, потребных для их производства, ибо непосредственно в натуральной форме сделать это крайне затруднительно. На основе научно-прикладных методов исчисления стоимостного и натурального вала (объем валовой, товарной или реализованной продукции, освоенных капиталовложений и строительно-монтажных работ, перевозок грузов в тонно-километрах или в тоннах и т.п.) строилась вся система плановых разработок.

Однако рост масштабов производства и увеличение числа видов производимой продукции привели к тому, что такие методы управления и планирования становились все менее эффективными, все более расточительными, сковывали инициативу и тормозили назревшие сдвиги в воспроизводстве. Начатая еще в 60-е годы прошлого века перестройка управления отдала приоритет стоимостному механизму. Товаропроизводитель стал вынужден исходить из спроса потребителей, на которых он работает, из возможных изменений конъюнктуры рынков, где продается его продукция и приобретаются необходимые элементы производства, самофинансироваться за счет доходов, полученных от реализации произведенной и востребованной потребителем продукции, отдавая часть их (по заранее установленным ставкам налогов и платежей за ресурсы) на централизованные нужды, учитывая установленные рыночные ограничители (конкурентные цены, уровень качества).

Рыночный механизм управления, разумеется, не может быть одинаковым в разных секторах экономики: в таких отраслях, как железнодорожный, воздушный, морской транспорт, энергетика, связь, оборонная и тяжелая промышленность, где необходимы жесткая технологическая дисциплина, строгая согласованность изменений в пропорциях, преобладание централизованного руководства и, соответственно, высокий уровень обобществления, что отнюдь не исключает использования экономических методов, - одно, а в производстве товаров народного потребления и услуг населению, в жилищном строительстве, в автомобильном транспорте, где нужна гибкая реакция на быстро меняющиеся требования потребителей, более целесообразна модель регулируемого рынка с большей рыночной самостоятельностью производителей и местной инициативой.

В условиях так называемого рынка экономика должен выявлять реальные потребности, стимулировать ликвидацию возникающего где-либо и почему-либо дефицита, обеспечивать приоритет потребителя перед производителем.

Но не следует путать рынок как инструмент согласования интересов и конструируемую под напором тенденций хрематистики “рыночную экономику”. Рынок, в котором безраздельно господствует сфера обращения, переводит экономику на рельсы хрематистики и порождает деструктивные явления, ведущие к деградации общества. Следовательно, функционирование рынка должно быть регулируемым и социально ориентированным, и здесь незаменима роль государства.

Так называемые “радикальные реформы” фактически проводились вслепую, в лучшем случае на некритически воспринятый зарубежный опыт, причем отобранный по видимости случайно и потому не лучший. В его применении на российской почве чрезмерно велика оказалась роль разного рода консультантов, подготовленных на Западе либо просто иностранцев, для которых интересы развития российской экономики, прогресс производства и улучшение потребления явно не были приоритетными, как показали результаты “радикальных реформ”. Роль государства в проведении такого курса реформ оказалась преимущественно отрицательной - в виде принуждения субъектов экономической деятельности следовать этим рекомендациям.

Разумеется, роль государства в экономике должна быть совсем не такова. Возьмем, к примеру, необходимость формирования продуманной долговременной промышленной политики.

Актуальность конструирования и целенаправленной реализации промышленной политики, учитывающей, с одной стороны, стратегические долгосрочные цели развития экономики России, а с другой - современное состояние и тенденции развития промышленного производства, диктуется крайне тяжелым положением промышленности, необходимостью не допустить деиндустриализации страны, сохранить промышленный и научно-технический потенциал страны как базу обновления и оздоровления экономики. В сложившейся ситуации государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленного комплекса, добиваясь:

- прекращения спада и стабилизации промышленного производства;

- удовлетворения государственных и общественных нужд России в товарах и услугах, производимых промышленным комплексом;

- сохранения производственного и научно-технического потенциала и инфраструктуры промышленного комплекса, а также обеспечения условий для его развития, при обязательном сохранении кадрового потенциала, предотвращении деквалификации рабочей силы;

- создания максимально благоприятных условий структурных преобразований в ходе экономической реформы;

- использования всех возможностей для смягчения неблагоприятных социальных последствий структурной перестройки промышленного комплекса.

Эти и другие экономические проблемы довольно научно и обоснованно были сформированы автором данной работы в своей докторской диссертации, более того, спустя год, еще в 1995 году, подобные задачи были сформулированы на государственном уровне, стали их официально провозглашать на высшем уровне, но так и не были реализованы.

Важнейшим условием успешного развития промышленного комплекса России является тесная интеграция промышленной и внешнеэкономической политики. При сокращении внутреннего платежеспособного спроса на сложную промышленную продукцию стимулирование экспорта на основе выявления и использования конкурентных преимуществ российского промышленного комплекса становится одним из приоритетных направлений деятельности государства и его органов по управлению экономикой.

Несомненно: цели промышленной политики могут быть достаточно полно только при условии обеспечения следующих приоритетов: неуклонного улучшения материального благосостояния населения (без чего разговоры об обеспечении общественно-политической стабильности всегда оказываются пустыми) и осуществлении в полной мере интересов национальной безопасности, территориальной и экономической целостности страны, возможности проведения самостоятельной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.

Несомненно, должны быть учтены и соображения Линдона Ларуша о том, что следование развивающихся стран рекомендациям ОЭСР (в России более популярен МВФ - Международный валютный фонд) обрекает их на вечное отставание. Напротив, “развивающаяся нация должна определить области научных исследований, в которых она собирается стать мировым лидером, и рассматривать это как долгосрочную, широкомасштабную национальную программу. Параллельно должны осуществляться развитие лабораторий, университетских факультетов и подготовка научных кадров, а также развитие промышленной базы для внедрения результатов научной работы. Особое внимание следует уделять развитию соответствующих отраслей станкостроения, производству средств производства. Развитие научной базы, станкостроительного сектора и других элементов промышленности должно осуществляться комплексно и должно быть завершено в течение жизни одного поколения или даже раньше.

Отчисления из скудных национальных ресурсов на этот зародыш будущего технологического процветания должны быть сбалансированы и согласованы с более традиционными, но тем не менее важными отраслями экономики, включая развитие сельскохозяйственного производства и др. Как по политическим, так и по различным практическим соображениям важно, чтобы эти объединенные усилия привели к ощутимому прогрессу в уровне жизни почти всех слоев населения, а также большинства народов в целом” (цит. соч., с.80, 82).

С позицией Линдона Ларуша, активно (скорее, даже раздраженно и потому недостаточно аргументировано) выступающего против марксизма, сходно мнение насчет необходимости концентрации средств на приоритетных направлениях научно-технического прогресса и ведущей роли государства в этом процессе А.Г.Зверева, воспитанного на марксистском понимании экономических проблем и, видимо, не хуже разбирающегося в экономике и финансах, нежели Л.Ларуш. В своих “Записках министра” (М., 1973) он писал: “Решение этой проблемы (повышения производительности труда. - Р.Л.) обеспечивается прежде всего в результате научно-технического прогресса. Всемерное развитие науки и техники и максимально быстрое внедрение их достижений в производство (в отличие от Ларуша, у Зверева нет ориентации на время жизни одного поколения. - Р.Л.) требуют довольно точных, а вместе с тем масштабных расчетов распределения средств. Наука все больше становится производительной силой общества.

При финансировании научных исследований необходимо иметь в виду, что они включают в себя не только непосредственные изыскания в материальной сфере, но и чисто научную разработку: обобщение предыдущего опыта, снабжение письменной и устной информацией, размышления, выдвижение гипотез, конкуренцию идей. Сплошь и рядом эти элементы творчества не оставляют после себя зримых следов. Однако без них невозможны никакие достижения. Порою, какая-нибудь научная гипотеза окупается больше, чем непрерывный труд тысяч работников. Мало того. Некоторые научные изыскания, кажущиеся непосвященному человеку совершенно бесперспективными или абстрактными, спустя несколько десятков лет превращаются в исходную базу научно-технического прогресса. Такие изыскания, идеи и мысли, работающие на будущее, носят название научный задел.

Итак, когда же дать средства на науку и на новую технику, чтобы не опоздать? Сколько? Правильный ответ предполагает умелое прогнозирование, верный анализ предстоящего использования оборотных фондов, изменений капиталовложений. Наконец, нужно знать, хотя бы приблизительно, когда реализуются выдвинутые идеи. Без всесторонней консультации с представителями научного мира здесь не обойтись”. “Вывод ясен. Раз растет роль научного задела, неизбежно создание финансового задела - материальных и денежных резервов такого объема, что нам раньше и не снилось. А теперь без этого нельзя” (с.266). Вот так рассуждал типичный представитель так называемой “административно-командной системы, которую много лет подряд разоблачали радикал-реформаторы, обвиняя в некомпетентности и неумении идти в ногу с современностью. А теперь сравним положения А.Г.Зверева 30-летней давности с отношением к науке этих самых “реформаторов” (как научных “светил” в сфере экономики и финансов, так и государственных мужей, причем эти категории пересекаются, начиная с оглушительно прошумевшего Е.Гайдара), с бедственным положением науки и передовых в технологическом отношении отраслей промышленного производства в нынешней России...

Нынешние министры финансов и других имеющих маломальское отношение к деньгам и материальным ценностям ведомств озабочены иным приватизацией и разделом того достояния, которое со времен социализма находилось в государственном управлении. В обществе такое участие государства в экономике вызывает озабоченность и тревогу. Состоявшийся в феврале 1998 г. Съезд отечественных товаропроизводителей отметил в своем постановлении: “Дальнейшие изменения в имущественных отношениях должны сочетать интересы общества и государства с задачами технологического обновления и экономического развития предприятий, социальной защиты работников, учитывать отраслевую и региональную специфику производства. Исключить привилегированный доступ к приватизированной собственности для отдельных групп предпринимателей, иностранных компаний, государственных служащих и работников, Съезд выступает за усиление роли государства в качестве гаранта цивилизованных рыночных отношений” (“Вернуть государство в экономику”. Материалы и документы Съезда отечественных товаропроизводителей.27 февраля 1998 г. М., 1998, с.37).

Откуда взять деньги государству на решение разросшихся и до предела обострившихся социально-экономических проблем? Вот что говорит на сей счет, например, автор концепции Общественного договора о социальной ответственности власти и бизнеса перед гражданами страны С.Ю.Глазьев. Он напоминает, что полезные ископаемые - это общегосударственная собственность; в частности, “практически во всех нефтедобывающих странах природную ренту государство берет себе”. Помимо платы за недра (А. Кудрин добился ее отмены), есть и такие ныне не используемые источники пополнения бюджета, как экспортная пошлина на вывоз нефти, металлов, химического сырья, которая до 1993 г. (пока Глазьев был министром) составляла треть доходов государственного бюджета. Есть резон ввести прогрессивный налог на сверхприбыль: пусть до 25% он будет даже нулевой, но по превышении этого порога возрастает, вплоть до 80%. Однако, как сообщает Глазьев тот же министр финансов отверг законопроект, поддержанный...В.Путиным! Как говорится, нарочно не придумаешь. Интересно и такое рассуждение Глазьева. “Почему, например, маленькая Норвегия занимает одно из первых мест в мире по доходам на душу населения? Потому что практически вся сверхприбыль от добычи и продажи природного газа, нефти на шельфе Северного моря идет в бюджет. Каждый норвежец знает, что с момента рождения за ним стоит общественный фонд, который покроет расходы на образование, здравоохранение и даст ему возможность чувствовать себя уверенно. Аналогичные механизмы действуют в большинстве нефтедобывающих стран” (“Парламентская газета”, № 63 за 5 апреля 2003 г.).

Вспоминается вывод В.И.Ленина по отношению к бездеятельному Временному правительству 1917 года (в работе “Грозящая катастрофа и как с ней бороться”): “достаточно самого небольшого внимания и размышления, чтобы убедиться в том, что способы борьбы с катастрофой и голодом имеются, что меры борьбы вполне ясны, просты, вполне осуществимы, вполне доступны народным силам и что эти меры не принимаются только потому, исключительно потому, что осуществление их затронет неслыханные прибыли горстки помещиков и капиталистов” Полн. собр. соч., т.34, с.156). Вывод вполне современный, если не считать классификации горстки тех, в чьих интересах ведется антинародная, разрушительная экономическая (хрематистическая) политика.

Несколько в иной связи и потому мягче был сформулирован такой же вывод нами: “анализ постсоциалистических реформационных процессов показывает, что в новых условиях хозяйствования господствуют субъективистские (псевдоэкономические) подходы, игнорируется не только основополагающая закономерность экономики - единство целей производства и социальной политики, но также закономерность поступательного роста результатов интеллектуализации труда” (Р.А.Логуа. Детерминация сущностей экономического и социального в условиях реформирования общественных систем. Самара.,1998.,«Парус».,с.22). Сходный подход можно увидеть в работах уже упоминавшегося Л.Ларуша, в концепции которого прогресс экономики всецело связан с прогрессом в технологии производства: “Без экономии труда невозможен рост производства или потребления на душу населения, невозможен экономический прогресс. Без экономического прогресса, осуществляющегося через технологический прогресс в области экономии труда, человечество все еще оставалось бы на стадии охоты и собирательства” (цит. соч., с.38).

В этом все дело! Прогресс экономики и всех зависящих от этого сфер жизнедеятельности общества немыслим без приоритета развития науки и технологии, без ускоряющейся интеллектуализации труда, без приоритетного развития человеческого потенциала. Следовательно, экономика может выполнять свои общественно исторические функции только в том случае, если высшей ее целью являются реализация общенациональных интересов, которые уже по определению не могут сводиться к интересам меньшинства, благо народа, всестороннее свободное развитие личности каждого члена общества. Иными словами, если она в основе своей гуманна и если экономическая культура развивается в едином русле с общеисторическим прогрессивным движением человечества, вплоть до высших этажей духовной культуры. Иначе говоря, не извращенная хрематистикой экономическая культура может по праву так именоваться, ибо она должна составлять органическую часть всей культуры человечества в ее наиболее прогрессивном выражении.

Давайте посмотрим, что происходит сегодня в реальной экономике современной россии:

Президент России В.В.Путин поставил серьезную задачу перед Правительством - удвоить ВВП за 10 лет. Он убежден, что в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач. Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики. В конечном итоге - формированием государства, конкурентоспособного во всех смыслах этого слова.

Он считает, что нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира. Но такое возвращение России состоится лишь тогда, когда Россия станет экономически мощной.

Такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста. Роста, базирующегося на использовании и реализации истинных принципов экономики а не хрематистики,(Р.Л.) использования всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных.

По мнению Президента, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура...

Очевидно, что мотором экономического роста является экономическая инициатива как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает.

Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя. (Из послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 года).

Мы в 2002 году вышли на темпы развития экономики в 4,3 процента, в этом году планировали 5. Реально к концу года рост ВВП - то есть рост экономики у нас получится 6,6, может быть, 6 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.