РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Правительство республики получило в наследство разоренную промышленность. Председатель президиума Татарского совнархоза М.Г. Рошаль в декабре 1920 года отмечал, что почти вс<е установки на промышленных предприятиях "не менялись в течение 10 лет, машины покрыты заплатами и изношены". С окончанием Гражданской войны и прекращением военных заказов встали и те предприятия, которые работали на войну. Тогда же была завершена в Татарстане национализация промышленности. В январе -- феврале 1921 г. были национализированы 35 промышленных предприятий в Казани, 14 -- в Чистополе.

Смена правительства. Правительство С. Саидгалиева, образованное на I Учредительном съезде Советов Татарстана, проработало в очень сложных условиях почти год. На II съезде Советов Татарстана, проходившем 25--28 июня 1921 г., С. Саидгалиева на посту председателя Совнаркома республики заменил Кашаф Гильфанович Мухтаров (1896-- 1937). Он был одним из видных представителей татарского национального движения, пришедший в него через татарскую национальную коммунистическую организацию. В правительстве С. Саидгалиева он занимал пост наркома здравоохранения. С. Саидгалиев был отозван в Москву. Был отозван в Москву также председатель ЦИК республики Бурхан Мансуров. Председателем ЦИК Татарстана был избран Рауф Ахметович Сабиров. Произошли замены и в составе наркомов.

Отъезд С. Саидгалиева из Татарстана был следствием возникших разногласий между татарскими работниками ЦИК и СНК республики, ориентировавшимися на укрепление национальной автономии, с одной стороны, и Татарским обкомом РКП(б), проводящим централистскую политику Москвы, с другой, а не результатом междоусобной борьбы среди самих татарских работников (борьбы "правых" и "левых"), кйк объясняют некоторые историки. Предварительно этот вопрос решался на III областной партконференции, проходившей 23--24 июня 1921 года (перед II съездом Советов). На вопрос о причине замены С. Саидгалиева К. Мухтаровым, 1-й секретарь обкома Н.И. Барышев ответил, что кандидатура С. Саидгалиева "неприемлема".

В этот период в России существовал дух нэповской либерализации. Главной своей задачей новое правительство республики считало реализацию курса на становление татарской национальной государственности на избранном Россией социалистическом пути, хотя истинная сущность этого социализма пока никому не была известна, никто и нигде эту систему не видел, не описал. Единственное, в чем татарское правительство было убеждено, это то, что оно хотело видеть Татарстан имеющим свое комплексное национальное лицо. Иначе говоря, правительство добивалось, чтобы Республика Татарстан сформировалась не только как классовое государственное образование, а прежде всего стала национальным государственным образованием, пользующимся доверием татарской нации и проявляющим заботу обо всем населении республики независимо от национальности.

25 июня 1921 г. ЦИК и СНК республики обнародовали Декрет о реализации татарского языка. Отныне татарский язык объявлялся официальным языком "во всех государственных учреждениях". Учитывая высокий процент русского населения в республике, Декрет устанавливал, что "наравне с татарским на правах государственного существует и русский язык". Одновременно началась работа по "коренизации" государственного аппарата. На работу в государственных учреждениях выдвигались работники из татар, делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на татарский язык. Оставшиеся в государственных учреждениях русские служащие и служащие других национальностей уже знали татарский язык, если они достаточно долго жили в Татарстане, а вновь прибывшие должны были изучить его. Это крупное мероприятие процесса становления татарской национальной государственности было проведено постепенно, с соблюдением интересов русского населения и других национальностей, являвшихся коренными жителями Татарстана. Готовились кадры из татар в соответствующих учебных заведениях. Было поставлено дело по обучению татарскому языку чиновников из числа представителей других национальностей. Перевод делопроизводства на татарский язык начался с сельсоветов, затем были охвачены кантоны. В таких кантонах как Спасский, Свияж-ский, в сельсоветах, где преобладало русское население, сохранялось делопроизводство на русском языке. Увеличивалось число депутатов-татар в Советах всех уровней. В 1925 г. из всех 23 050 членов сельсоветов татар было около И 285, русских 9 071; из всех 1 911 членов городских Советов татар было 505, русских 1 268.

Определенная либерализация наметилась в деятельности национально-исламских учреждений. Возобновил свою деятельность муф-тият. С 1922 г., после смерти Галимджана Баруди, официальную должность Муфтия мусульман Центральной России и Сибири занял видный исламский деятель Ризаэддин Фахреддинов. В республике оживилась религиозно-духовная и национально-культурологическая деятельность мечетей. Имамы в своих хутбе (проповедях) выражали солидарность с новой властью.

Новая экономическая политика в Татарстане. Трехлетний опыт хозяйствования в годы Гражданской войны показал, что коммунальный путь без частной собственности и частного предпринимательства -- тупиковый, Ленин был вынужден признать, что попытка властей ввести в стране прямой централизованный товарообмен между городом и деревней народом отвергнута. Он предложил новую экономическую политику (нэп), которая в принципе не была альтернативной. Коммунальная сущность организации полностью национализированного (сосредоточенного в распоряжении государства) хозяйства страны сохранялась. На период эосстановления разрушенного хозяйства предлагалось ввести некоторые послабления для трудовых крестьян. Продразверстка (бесплатная сдача крестьянами всех излишков продовольствия государству) заменялась устанавливаемым государством налогом. Крестьянам разрешалось производить продукцию по своему усмотрению, излишки ее, остающиеся после выплаты налога, продавать на свободном рынке. Были разрешены мелкое и среднее предпринимательство, частная розничная торговля, кустарное производство при условии получения у государства патента и выплаты налога.

Эти послабления были далеки от экономической программы татарского национального движения, предусматривавшей сохранение вообще частной собственности и частного предпринимательства. Тем не менее в той конкретной обстановке нэп была положительно воспринята в Татарстане. Были также оценки нэп как возможного начала радикального изменения советской хозяйственной политики. Трудно, но все же началось оживление экономики республики.

По подсчетам Р.В. Шайдуллина и Р.К. Валеева, в ходе аграрных преобразований, проведенных после Октября, в районах, вошедших в ТАССР, было национализировано 714 тыс. десятин помещичьих, удельных, церковных и других земель, иэ которых 26,2 % было распределено среди татарских крестьян, (по 0,12 десятины на душу), 64,3 % (по 0, 38 десятины на душу) -- среди русских крестьян. Средний размер земельного надела татарских крестьян составлял теперь 1,52 десятины на душу, русских крестьян -- 1,89 десятины на душу. К малоземелью в республике добавились другие трудности. За военные годы крестьянские хозяйства лишились значительного поголовья лошадей -- основной тягловой силы. В голодные годы поголовье лошадей, как и всего скота, продолжало катастрофически уменьшаться и составило в 1923 г. 47, 7 % от уровня 1920 г. В республике не хватало семян. Все необходимое крестьянам приходилось приобретать в кредит под большие проценты. Кредиты крестьяне могли брать в Казанском отделении Российского сельхозбанка, открытом в сентябре 1923 г. За счет кредитов в 1923 г. в республику было завезено около 3, 5 тыс. лошадей. За счет кредитов же крестьяне получили семенное зерно. В 1923 г. правительство республики решило перейти от натуральной к денежной системе изымания налогов на селе, что стимулировало интенсификацию земледелия.

По данным республиканских органов, до одной трети сельского населения тогда не имело постоянной работы. Разрушенная промышленность не могла поглотить их. Чтобы разрядить обстановку, правительство республики приняло меры по развитию кустарных промыслов в деревне. В качестве экстраординарной меры правительство республики было вынуждено в августе 1921 г. обратиться в Москву с просьбой разрешить выезд в губернии России 100 тыс. крестьян на заработки.

Все крупные (цензовые) предприятия, расположенные на территории республики, независимо от того, кому они до революции принадлежали (государству, русским или татарским частным предпринимателям), перешли в федеральную собственность и находились в подчинении Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РФ. Ведал этим имуществом Совнархоз республики, являвшийся местным органом ВСНХ, согласовывая свои действия с правительством республики. Эти предприятия были объединены в государственные (федерального подчинения) тресты по отраслям (Татшвейтрест, Татлестрест и др.).

В Казани в качестве федеральных предприятий были восстановлены и начали работать завод им. Мулланура Вахитова (бывший завод Крестовниковых), льнопрядильная фабрика (бывшая фабрика Ала-фузовых), бывший государственный Пороховой завод. В городе был восстановлен водопровод, в 1922 г. стали ходить трамваи. В 1925 г. вступила в строй действующих Казанская городская электростанция. Постепенно в строй действующих вступали и другие предприятия: Волжский стекольный завод, Печищинский известковый завод, Паратский комбинат. Сфера частной инициативы с частной собственностью, согласно нэпу, ограничивалась, в основном, розничной торговлей, мелкими и средними предприятиями, кустарной промышленностью. В 1926 г. в республике было 614 кустарно-промысловых артелей, объединявших 30 тыс. хозяйств. Положительную роль в налаживании хозяйства республики сыграла проведенная в СССР в 1924 г. денежная реформа и появление устойчивой валюты -- червонца.

Национальная культура в новых условиях. Переживавшая в начале XX в. расцвет татарская национальная культура подверглась серьезным испытаниям в годы столыпинского разгула государственного шовинизма по отношению к нерусским народам. Затем ее состояние ухудшилось в годы всеобщего народного обнищания -- в период первой мировой войны. После Октября над ней нависла новая опасность. Большевику объявили всю развивавшуюся до этого времени национальную культуру противоречащей идеалам социализма и целям Советской власти.

Такая политика не устраивала деятелей татарской национальной культуры. Среди них произошел раскол. Часть их, как Гаяз Исхаки, тогда же предпочла эмиграцию. Другая часть в надежде, что и в Советских условиях смогут найти себе место в татарской национальной культуре, остались дома. В их числе были писатели Г. Ибрагимов, Г. Ка-мал, М. Гафури, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ш. Усманов, историки X. Атласи, Г. Губайдуллин, М. Сагидуллин и др. Они сыграли большую роль в возрождении татарской национальной культуры в 20-х годах, внесли свой вклад в становление Татарской автономной республики.

Г. Ибрагимов еще в 1.911 г. в статье "Без татармыз" ("Мы -- татары") заявил, что оформившаяся в начале XX в. татарская культура -- это национальная культура. Таковой она оставалась, по его мнению, и в 20-х годах. В дореволюционном татарском национальном движении он стоял на позициях образования татарской национальной демократической республики. Татарскую национальную советскую республику он поддержал, будучи убежденным, что под ее крышей успешнее будет развиваться татарская национальная культура. Свои новые художественные произведения и литературоведческие труды он поставил на службу этой цели. Становлению республики он помогал также своей общественной работой, возглавив в 1925 г. Академический центр республики и являясь членом коллегии Наркомпроса.

Остался верным национальному духу татарской культуры известный артист и драматург, художественный руководитель, режиссер Татарского государственного академического театра Карим Тинчурин, создавший в годы становления республики свои замечательные пьесы "Казанское полотенце", "Голубая шаль", "Первые цветы" и др. Искренне выражал свои добрые пожелания молодой республике Татарстан Фатых Амирхан в своей статье "Татарская национальная республика и татарская демократическая литература". Со становлением Татарской республики связал свое творчество видный драматург и публицист Фатхи Бурнаш, работавший в 1914--1921 гг. редактором газеты "Кызыл Татарстан", журнала "Чаян". Значительное место в развитии национальной культуры занимает творчество Шамиля Усманова, названного в свое время "певцом революции". Его пьесы "В кровавые дни" (1919 г.) о татарских национальных воинских частях, участвовавших в российской Гражданской войне, "Первые шаги", (1927 г.) о жизни татарских рабочих накануне Февральской революции, фантастическая повесть "Радио с Памира" (1925 г.) о справедливом государственном управлении были глубоко национальными, отражали проявления татарского национального характера, татарского национального идеала в революции.

Татарские писатели в единстве со своим народом выражали удовлетворенность в связи с образованием и развитием Татарской АССР, своим творчеством они открыли новую страницу в истории татарской национальной культуры, названной советской. Преданность национальной идее привела их к конфликту с коммунистической властью, отвергавшей национальную идею нерусских народов. Они не были татарскими шовинистами - не призывали к угнетению других народов. Они не были и эгоистическими татарскими националистами, унижавшими другие народы. Если они и были националистами, то нациелюбящими националистами. Сотрудничая с Советской властью, они даже коммунистическое общество хотели видеть справедливым не только в классовом плане, но и в национальном отношении, когда процветала бы и татарская нация. Трагедия заключалась в том, что именно за свою любовь и заботу о татарской нации позже они были объявлены коммунистической властью националистами - врагами народа.

В ряду особых забот татарского национального движения в 20-х годах оставалось послевоенное восстановление и развитие народного образования как в Татарской АССР, так и в районах проживания татарского населения за пределами республики. В республике этим делом занимался непосредственно Наркомпрос. В районах проживания татарского населения за пределами республики основную заботу на себя взяли татаро-башкортские секции, действовавшие тогда при местных губернских комитетах РКП(б) и губернские отделы народного образования. Был осуществлен переход от джадидских (но-вометодных) татарских школ к советским татарским школам при сохранении национальной системы образования. На основе Декрета об отделении школы от церкви (и мечети) все татарские школы стали государственными, светскими. Преподавание исламских дисциплин в них было прекращено, так же как преподавание православных дисциплин - в русских школах. Система народного образования строилась на основе правительственного "Положения о единой трудовой школе" и правительственного решения о профессионально-техническом образовании.

По официальной статистике, из 2118 начальных и средних школ, действовавших в республике в 1925 г., татарских было 1048 с числом учащихся 76 200. Сформировалась система фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для подготовки квалифицированных рабочих. В 1925 г. в 58ишколах ФЗУ республики обучалось 4764 ученика, в том числе детей татар -- 1537. Для подготовки кадров среднего звена были созданы техникумы и специальные профессиональные училища. Подготовку учителей со средним специальным образованием в 1921--1922 гг. уже вели 8 педагогических техникумов, которые пришли на смену краткосрочным курсам по подготовке учителей. Подготовку кадров высшей квалификации вели Казанский университет, в составе которого открывается татарское отделение, а также открытый в 1919 г. Казанский политехнический институт и открытый в 1922 г. Институт сельского хозяйства и лесоводства. Учителя для средней школы готовились в Казанском педагогическом институте. Частично молодежь подготавливалась к поступлению в вузы в системе рабочих факультетов (рабфаков) при самих вузах. Для обучения грамоте взрослого населения была создана система школ ликвидации безграмотности (ликбезы).

Переходя к советской системе народного образования, удалось сохранить национальные традиции татарской национальной школы, имевшей более чем тысячелетнюю историю. В частности, была снята поднимавшаяся до революции не раз проблема перевода татарской письменности на базу кириллицы. Сохраненная татарская письменность на основе арабской графики была усовершенствована. Работа по ее усовершенствованию была проведена довольно интенсивно еще в начале XX в. учеными новых медресе, число которых в 1908 г., по данным газеты "Ал Ислах", в Казани превысило 30 (в том числе высшего типа --12, неполного высшего и среднего -- 24). В 20-х гг. по инициативе Г. Ибрагимова и татарских языковедов эта работа флла продолжена. Расширилось книгопечатание, появились пишущие машинки на основе этой письменности. В течение долгого времени приспособленная к особенностям татарского языка, имея красивые формы, обеспечивая скоропись, она до сего времени сохраняет свою привлекательность и используется в научных и историко-культурных исследованиях.

В середине 20-х гг. появилась инициатива по переводу татарской национальной письменности на основу латиницы. Возникло общество "Яналиф". Сначала к подобным предложениям общественность отнеслась настороженно. Многие высказывались против. Не хотелось терять культурное богатство, зафиксированное арабской письменностью.

Тем не менее такой переход состоялся. Он ознаменовал дальнейшее углубление татарского национального самосознания, пробуждение сознания общетюркского единства. Многие деятели татарского национального движения, в частности Гаяз Исхаки, еще раньше призывали, наряду с пониманием важности татаро-русского объединения, не забывать значения опыта других тюркских народов в возрождении татарской нации, ее культуры. Наиболее преуспевающей в тюркском мире страной тогда была Турция, принявшая латиницу. За ней следовал Азербайджан. В Татарстане делопроизводство в государственных, кооперативных учреждениях и общественных организациях на латинский алфавит переводится с февраля 1929 г. На новый алфавит перешли газеты и журналы, издательства, учебные заведения. Правда, в тех сложных условиях коммунистического наступления на дореволюционное культурное наследие нерусских народов переход к латинице сопровождался большими культурными потерями. Татарское население оказалось в значительной степени изолированным от своего исторического культурного наследия, поскольку на латинице оно не переиздавалось.

Пятилетие Татарской АССР. В 1925 г. было отмечено пятилетие со дня образования Татарской АССР. Наиболее существенным итогом стало то, что единая татарская национальная жизнь отныне стала протекать на двух территориально-государственных полях. Национальная жизнь меньшей части татарского населения шла в рамках завоеванной татарским национальным движением национально-территориальной автономии (ТАССР). Национальная жизнь большей части татарского населения формировалась в рамках смежных с ТАССР русских губерний и национально-территориальных автономий других нерусских народов.

Тем не менее на всей территории своего проживания в Советском Союзе татарская нация сохраняет свое единство -- единство национального языка, национальной культуры, национальной духовной жизни, традиций национальной истории. Свою роль в духовном объединении нации продолжало играть татарское мусульманское духовенство. В 1922 г. муфтият (Ризаэддин Фахреддинов) получил разрешение завершить строительство в Казани Закабанной мечети. В 1926 г. состоялось ее торжественное открытие. Татарская национальная государственность в лице Татарской АССР воспринимается как государственность всего татарского народа. Однако у официальной союзной власти формируется несколько иной взгляд. Понятие Татарстан официально закрепляется только за территорией ТАССР. Изучение послереволюционной государственной истории татарского народа, татарской нации ограничивается историей Татарской АССР, хотя татарские культурологи изучение национального языка, национальной культуры продолжают вести в общенациональных рамках.

По официальным данным, за первое пятилетие своего существования ТАССР прошла значительный путь восстановления народного хозяйства, состоявшего тогда из национальной экономики (экономики единичных крестьянских хозяйств и татарского нэпмановского предпринимательства) и экономики, сосредоточенной в распоряжении Союзной власти. В 1925/26 хозяйственном году посевные площади составили более 98% от уровня 1913 г., собранный урожай зерновых -- 71,1%. Поголовье мелкого скота почти достигло довоенного уровня, поголовье лошадей и коров составило около двух третей от уровня 1913 г. Основную причину медленного восстановления сельского хозяйства следует видеть в федеральной политике преимущественного развития государственной промышленности за счет индивидуального сельскохозяйственного производителя. Крупная (цензовая) промышленность республики, перешедшая полностью в распоряжение Федеральной власти (текстильная, швейная, кожевенно-меховая, обувная, жиро-мыловаренная, пищевая, строительная, деревообрабатывающая, полиграфическая, энергетическая), в 1925 г. давала 70% довоенной продукции. В промышленности республики было занято около 14 тыс. рабочих, из которых одну пятую составляли рабочие-татары. Несколько сократилась доля татарского населения республики. По переписи 1926 г. все население ресцублики составляло 2 915 277 человек. Татар было 1 266 818 человек (48,9%), русских -- 1 116 005 человек (43,1%). Процент татар уменьшился в основном за счет выехавших из республики в поисках работы, процент русских увеличился за счет прибывших в республику на работу на союзных промышленных предприятиях, в советских и партийных учреждениях. Среди городского населения татары составляли 23,6%, русские -- 72, 9%. Большинство татар занималось сельским хозяйством. Среди сельского населения они составляли 54,2%.

Коммунистический абсолютизм в России и Татарстане

Предпосылки коммунистического абсолютизма. Согласно основному постулату марксистского материализма, "бытие определяет сознание". Тем не менее социализм вошел в сознание россиян не через материальную жизнь, а как идеальное представление о будущей справедливой и материально обеспеченной жизни. Коммунисты разъясняли, что только Советская власть способна спасти Россию от позора поражения в мировой войне, превратить ее из аграрного придатка капиталистического мира в процветающую индустриальную державу, что только с разрушением существующего уклада жизни, с его делением на бедных и богатых, с введением в стране социализма россияне смогут выйти из создавшегося состояния безысходности.

Разъяснения большевиков были очень простыми, доступными для многострадальных низов и подкупающими. Получалось, что справедливое общество (социализм) -- антипод существующему (капитализму). Чтобы социализм восторжествовал, все должно быть заменено своей противоположностью: национальная идея -- классовой, традиционная национальная идеология -- марксизмом, русское национальное государство -- российским, частное предпринимательство -- коллективной работой на государственных предприятиях, личная свобода -- личной преданностью социализму. При этом казалось, что сами люди ничем особенно себя не будут утруждать. Им говорили: доверьтесь большевикам, поддержите их, помогите им; все необходимое вам они сделают сами кто не соглашается -- тот не желает народу социалистического счастья; кто не сдастся -- тот уничтожается.

Из такого разъяснения народные низы, в свою очередь, сделали простые выводы: жестко стелят, но ради будущего -- можно согласиться, можно пока подтянуть пояса. Лес рубят -- щепки летят. Самое главное -- в конце тоннеля показался свет. Доверчивое отношение к большевикам пришло и к татарским низам, так долго жившим вместе с русскими и так много терпевшим вместе с ними и врозь. Они также двинулась по пути к социалистическому миражу. БессознателЬно-до-верчивое отношение народных низов, составляющих большинство российского общества, стало политической базой становления в России тоталитарного режима, а насилие это^о режима -- повивальной бабкой российского социализма.

На путь насилия Ленин толкал Россию еще до Октября. Власть, основанную на законе, выборную власть он называл буржуазной властью. Диктатуру пролетариата, заменяющую эту власть, он определил как власть, опирающуюся "не на закон, не на выборы, а непосредственно на вооруженную силу", как особую организацию "насилия против буржуазии". В годы гражданской войны Советская власть разрушила не только старую государственную машину, но и основы государственного права Те круги российского общества, которые раньше участвовали в формировании государственной власти и политики, были лишены избирательных прав. Они уже не могли влиять на становление новой политики. Фактически не участвовала в формировании власти и политики также трудящаяся часть населения. Конструирование новой власти, определение политики происходило в тесном кругу российских политических лидеров, фанатически поддерживаемых немногочисленными, но хорошо организованными, дисциплинированными, истинно желавшими осчастливить свой народ коммунистами в низах. Зараженные идеей мессианства, эти коммунисты уверовали в то, что народные массы непосредственно не могут выразить свои интересы. Эту задачу они решили взять на себя. Так возникла опосредованная через коммунистическую партию власть народа, в которой народу отводилась роль не творца, а лишь "одобряющего".

Пятилетнее советское правление во главе с Лениным йе принесло материального облегчения ни русскому народу, ни нерусским народам. Теперь все они были поставлены в положение равно зависимых от решения Союзного центра.

Трудно сказать, как повел бы себя Владимир Ульянов (Ленин), останься он жив. Жизнь он закончил славой "спасителя России". Его имя склонялось на международной арене как имя русского национального лидера в ряду с именами других национальных лидеров -- Ллойда Джорджа, Вильсона, Клемансо. Ленин тогда еще не был "основателем ленинизма, Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического движения..." Таким его сделали позже. Культ Ленина был создан для практического перехода к тоталитаризму, для его оправдания.

Возвышение власти Сталина. В декабре 1922 г. Ленин снова заболел и через год с небольшим, 21 января 1924 г., умер. Привычно было ожидать в таких условиях соперничества его сторонников за главенство. Это действительно произошло и заняло довольно долгое время -- до конца 1927 г. Наиболее острым это соперничество оказалось между Л.Д. Троцким, который был общепризнанным "вторым человеком" при жизни Ленина, и Сталиным, который решил во что бы то ни стало отвоевать у Троцкого этот титул. В этом соперничестве "универсально-западного" и "традиционно-местного" победу одержало последнее.

Сталин не стал занимать место Ленина в правительстве и добился того, чтобы его не занял Троцкий. Они оставались на бвоих постах: Сталин -- партийный лидер, Троцкий -- военный лидер. Гражданская война закончилась. Естественно, власть военных отходила на второй план, а следовательно, и Троцкий. Власть партии усилиями Сталина и его сторонников поднималась, подминая под себя законодательную (ЦИК) и исполнительную (правительство) власти. Партия превратилась в институт власти, а генеральный секретарь ее Центрального Комитета фактически стал высшим должностным лицом государства. Выдвиженцы Сталина заняли главные государственные посты. Сталин лично подбирал кадры Государственного политического управления (ГПУ, после образования СССР - ОГПУ), заменившего в 1922 г. ВЧК.

Но оппозиция не сдавалась. В середине 20-х годов Россия оказалась втянутой в новую дискуссию по вопросу о выборе пути. В общей оппозиции группе Сталина оказались так называемая троцкистская оппозиция, либеральная русская эмиграция, национальные движения нерусских народов. В целом они не отвергали избранный Россией социалистический путь, но считали необходимым допустить параллельное существование родившегося за годы послевоенного восстановления "советского капиталистического уклада". "Теперь необходим новый маневр, новый импульс, выражаясь фигурально, нео-нэп" -- писал в 1926 г. известный русский публицист Н.В. Устрялов. По его мнению, нэп, допускающая экономический плюрализм, при дальнейшем углублении могла бы стимулировать плюрализм политический. За сохранение уже возникшей нэповской 'многоукладное™ выступало и левое крыло в Советском правительстве, в частности, председатель Совнаркома СССР и РФ А.И. Рыков. Его взгляды разделял известный публицист-коммунист Н.И. Бухарин. Такой поворот мог бы приблизить русский социализм к западноевропейскому.

Сталинское ядро правительства, опираясь на широкую сеть устной и печатной пропаганды ВКП(б), имея полную поддержку ОГПУ, более искусно провело свою дискуссионную кампанию. Предложения, ориентирующие на сближение социально-экономической и государственной системы России с системой других цивилизованных стран, были объявлены "капитулянтскими", ведущими к закреплению отсталости России, усилению ее зависимости от иностранного капитала. Привлекательным для русского народа оказалось обещание за короткий срок в 10--15 лет вывести Россию из "отсталой" в "передовую" мировую державу путем реализации трех программ: индустриализации (реализуется путем сосредоточения всех материальных ресурсов страны, включая и нэпмановские, в руках государства); коллективизации (объединенные в колхозы крестьянские хозяйства, получая от государства машины, современную агротехнику, школы, больницы, сами выйдут из бедности и страну завалят продуктами); ликвидации раскола общества на бедных и богатых (Россия станет страной свободных и равнообязанных граждан).

Команда Сталина нашла поддержку в лице народных низов России, в большинстве своем неквалифицированных городских и сельскохозяйственных рабочих, крестьянской бедноты и батраков деревни, а также служащих государственного и партийного аппарата. Они были ориентированы жить за счет заработка, получаемого на предприятии или учреждении, независимо от того, частные они или государственные. Индустриализация обеспечивала им рабочие места, хотя и с низким заработком. Колхозы освобождали бедноту и батраков от забот о земле, живой тягловой силе и технике, семенных материалах, хозяйственных постройках, взяв все это на себя. В стране не стало официальной безработицы, закрылись биржи труда, исчезло понятие "эксплуатация" в старом значении этого слова -- все работали на государство. Оппозиция 20-х годов была подавлена. В 1929 г. Троцкий был выслан из СССР по обвинению в антисоветской деятельности, в 1940 г. убит в Мексике. В 1930 г. на посту председателя Совнаркома СССР А.И. Рыков был заменен В.М. Молотовым, работавшим ранее одним из секретарей ЦК ВКП(б). Были расстреляны Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.

В 30-х годах команда Сталина столкнулась с не менее широкой оппозицией, которая состояла из сторонников социализма и его противников. Часть коммунистов, поддерживая социалистический курс, выступила против Сталина, добиваясь его замены на посту лидера партии. Антисоциалистическая оппозиция была против раскулачивания в деревне и ликвидации частного предпринимательства в промышленности и торговле, протестовала против политического и уголовного преследования духовенства и старой интеллигенции. Террор 30-х годов унес жизни многих действительных и мнимых лидеров старой и новой оппозиции, изолировал в лагерях ее действительных и потенциальных активистов. До ожидавшейся обеспеченной социалистической жизни было еще далеко. Абсолютная же власть коммунистов в СССР стала фактом с конца 20-х годов.

Одним из методов управления страной стало постоянное "классовое очищение" общества. Начиная очередную кампанию "классового очищения", Сталин в начале 30-х годов объявил, что в ближайшее время необходимо ликвидировать "частных промышленников и их челядь, частных торговцев и их приспешников, бывших дворян, попов, кулаков и подкулачников, бывших белых офицеров и урядников, бывших полицейских и жандармов; всякого рода буржуазных интеллигентов, всех прочих антисоветских элементов". Речь шла о крестьянстве, успевшем восстановить свое частное хозяйство и дорожившем им; о нэпманах, которые, получив официальное разрешение и уплачивая налоги, поставили свои предприятия, торговлю; об инженерно-технических работниках старой школы, имевших иные представления об организации экономической жизни; о той части интеллигенции, которая предпочитала заниматься частной юридической, медицинской, образовательной, художественной и иной практикой; о духовенстве, занятом специфическим обслуживанием духовной жизни людей. В принципе такая цель ложна и нереализуема, идет вразрез с общественными потребностями. Тем не менее большевики начали бороться за нее.

Реализуя эту антинациональную программу, ОГПУ в 1928 г. провело аресты инженерно-технических работников старой школы на Донбассе. В 1930 г. были арестованы активисты "Промпартии", "Трудовой Крестьянской Партии", "Союзного Бюро меньшевиков". В целом за 30-е годы были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря миллионы людей со стандартным ярлыком "враг народа". Многие из них были расстреляны, погибли от бесчеловечных условий жизни. Для управления частью населения, остающейся лояльной к Советской власти, сложилась особая система, названная советскими историками "командно-административной системой управления".

Татарстан в защите своей автономии. С образованием СССР национальный вопрос обретает новый характер. Отныне в его центре оказываются проблемы взаимодействия Союзного центра с национальными республиками. Союзный центр, добиваясь унитаризации государства, стремится все больше ограничить суверенитет и автономию республик. Республики же отвечают на это мобилизацией своих сил в защиту суверенитета и автономии. В таком единоборстве с центром участвовала и ТА С СР.

Кроме того, татарскому национальному движению приходилось отстаивать социокультурные интересы татарского населения, остающегося за пределами ТАССР. За период с 1918 г. по 1923 г. Москва провела 4 совещания с работниками национальных республик, настаивая на принятии последними линии центра по национальному вопросу: в ноябре 1918 г. -- I съезд мусульман-коммунистов, ноябре-декабре 1919 г. -- II съезд коммунистических организаций народов Востока, январе 1921 г. -- совещание коммунистических организаций тюркских народов Российской Федерации, июне 1923 г. -- IV совещание с ответственными работниками республик и областей. В ноябре 1918 г. одним из главных был вопрос о судьбе Российской Мусульманской Коммунистической партии, возникшей в ходе сотрудничества социалистических сил татарского национального движения с Советской властью. ЦК РКП(б) настаивал на упразднении ее ЦК и полном слиянии ее местных организаций с местными комитетами РКП(б). Лидер татарских коммунистов М. Султангалиев считал, что национальное движение, лишившись своей партийной организации, потеряет самостоятельность и перспективу, окажется в полном подчинении Российской коммунистической партии. Отстаивая самостоятельность РМКП, он заявил: "...Я против того^ чтобы слиться с общим Центральным Комитетом РКП(б)". Противостояние по этому вопросу тогда кончилось компромиссом. В 1918 г..ЦК РМКП был распущен, но местные организации коммунистов-мусульман (татар) были сохранены и объединены в Центральное Бюро, работавшее как отдел РКП(б). Полное слияние с местными комитетами РКП(б) не удалось навязать татарским коммунистам ив 1919 г., хотя на этом лично настаивал сам Ленин. В 1921 г. удалось сохранить татарские национальные коммунистические организации (секции) как органы татарского национального движения в тех русских губерниях и национальных республиках, где компактно проживало

татарское население.

Ликвидация самостоятельно работающих татарских национальных коммунистических организаций в самой Татарской АССР вскоре показала правоту М. Султангалиева. Татарский обком РКИ(б), поглотив: их, политически обезоружил здесь татарское национальное движение. Отозванный в Москву не без участия Татарского обкома РКП(б), С. Саид-галиев в июле 1921 г. передал Ленину, наряду с другими, и такой вопрос: "Прав ли я, если придерживаюсь такого мнения, что при правильном понимании резолюции X съезда партии по национальному войросу в процессе реализации ее коммунисты бывшей раньше господствующей нации, как вышестоящие своим уровнем во всех отношениях, должны играть роль педагогов и нянек по отношению к коммунистам и всем трудящимся бывших в угнетении национальндстей, именем которых называется данная автономная республика..." Отвечая, Ленин не опроверг сущность его изложения позиции X съезда РКП(б), только поправил, написав: "Не педагогов и нянек, а помощников".

М. Султангалиев оказался оппонентом ЦК РКП(б) и Федерального правительства также по другим вопросам национального строительства в Российской Федерации. В целях укрепления национального суверенитета он предлагал создать в национальных республиках свои национальные части Красной Армии, учредить специальный орган для координации деятельности национальных коммунистических организаций этих республик, разрешить национальным республикам самостоятельный выход на международную арену и т.д.

В отличие от трех предыдущих совещаний, IV совещание было созвано не для решения вопросов национального строительства в открытой дискуссии, а с целью публично наказать татарское национальное движение. Еще до совещания, 4 мая 1923 г. Центральная Контрольная Комиссия РКП(б) исключила М. Султангалиева из партии, квалифицируя его как "антипартийный и антисоветский элемент". Он был арестован и осужден, в работе совещания участия не принимал. Письмо-протест, подписанное многими татарскими общественными деятелями, в том числе Ш. Усм^новым, было отвергнуто. Татарское национальное движение, национальное движение других нерусских народов России в лице М. Султангалиева потеряли выдающегося защитника своих интересов. Одновременно совещание стало трибуной огульного обвинения в национализме всей татарской части руководства Татарстана во главе с председателем правительства республики Кашафом Мухтаровым.

Совещание было вынуждено констатировать, что "уклон к национализму" (т.е. непримиримость в защите национальных интересов) явился "реакцией против великорусского шовинизма, который нашел свое выражение в целом ряде ошибок русских товарищей на местах". Но эти "товарищи", т.е. руководство Татарстанского обкома РКП(б) не только не были наказаны, но и получили полномочия наказывать вплоть до снятия с работы тех, кто, по их мнению, оставался на позициях татарского национального движения и защиты татарских национальных интересов. Назначенный на съезде Советов председатель правительства Кашаф Мухтаров, члены его команды Г. Мансуров А. Енбаев и другие, председатель ЦИК Советов Татарстана Рауф Сабиров были сняты со своих постов партийным решением!.

Государственные должности татарские работники могли занимать только по рекомендации обкома партии. 14 марта 1926 г. обком рекомендовал на должность председателя Совнаркома республики Хаджи Габидуллина, наркома земледелия -- М.А. Ахметшина, наркома труда -- Ш.С. Измайлова, наркома здравоохранения -- Ф.Г. Мухамадья-рова и т.д. ЦИК республики назначал их на должности только после утверждения их в Москве.

Обвинения в султангалиевщине и преследования коснулись и тех татарских коммунистов, которые работали среди татарского населения в русских губерниях и других национальных республиках. Здесь началось свертывание деятельности организаций (секций) коммунистов татар и башкортов. Стали закрываться издаваемые ими газеты.

Эти репрессивные меры Советской власти подрывали позиции татарского национального движения в Татарстане, затрудняли национально-культурную деятельность татарских коммунистов среди татарского населения за пределами Татарстана, но искоренить само татарское национальное движение не смогли. Татарское национальное движение продолжало существовать легально. Вторая половина 20-х годов стала периодом новых открытых дискуссий между органами союзной власти и деятелями татарского национального движения. В ТАССР и за ее пределами расширилось издание литературы на татарском языке по истории татарской государственности, проблемам татарской национальной экономики, культуры, науки. Обвиненные в национализме деятели татарского национального движения продолжали служить своей нации. Причем свои суждения они излагали легально. Очевидно, отсюда пошло мнение, что Султангалиев, Мухтаров, Сабиров создали в Москве свой "антисоветский центр". Деятели татарского национального движения выступили против слепого копирования западного марксизма, были уверены в необходимости сохранить в татарском обществе традиции ислама, ставшие национальными. Не устраивала их политика обязательной классовой дифференциации татарской нации, ратовали они за широкую социальную базу власти, включающую рабочих, работающих крестьян, мелких и средних предпринимателей с использованием, как они говорили, передовой части крупной (промышленной) национальной буржуазии и национальной

интеллигенции.

Да и судьба России для них не была безразличной. М. Султангалиев утверждал, что в нынешнем виде СССР не имеет перспективы. Вероятнее всего, писал он, Россия разделится на свои национальные части, создаст несколько новых, самостоятельно существующих государственных организмов. Может случиться так, что образуется коллективная власть национальных республик. Это будет означать, по его мнению, признание самостоятельно существующих национальных государств.

Абсолютная власть центра в Татарстане. Новый поход большевистского центра против татарского национального движения был начат в 1929 г. В марте Сталин выступил с разъяснением своего понимания национального вопроса в СССР. Особо ополчился он против тех, кто предлагал добавить к его определению нации пятый признак -- наличие своего национального государства. Действительно, в СССР многие нерусские нации имели теперь свои республики, и у них шел процесс становления национальных государств, что относилось и к татарской нации. Сталин ответил, что так было в период разложения феодализма и развития капитализма, что тогда формировались "современные нации" со своими национальными государствами: французская, английская, итальянская, североамериканская и др. Их лучше называть буржуазными нациями. Буржуазия и ее националистические партии стояли тогда во главе национальных движений и проводили идею классового мира внутри нации ради ее единства. Но у нас в СССР,; разъяснял далее Сталин, -- уже нет буржуазных наций, вместо них возникли новые советские (социалистические) нации, у нас пет национального гнета, "давно уже ликвидированы национальные государственные перегородки", исчезла социальная база для существования национальных движений.

Эти высказывания стали теоретическим оправданием для одностороннего отказа от соглашения 1920 года с татарским национальным] движением (М. Вахитов, М. Султангалиев, Г. Ибрагимов, С. Саидга-лиев и др.) и достигнутого при этом компромисса. Ограниченная сверху автономия ТАССР становится урезанной. Татарское население, проживающее за пределами национальной республики, лишается национальных организаций, реализующих национально-культурную автономию. Татарское национальное движение объявляется вне закона.

В 1929 г. союзная власть при широком участии органов ОГПУ начала беспрецедентную травлю татарского национального движения; объявив его буржуазно-националистическим, антисоветским движением. Последовал повторный арест М. Султангалиева. Были репрео сированы бывшие руководители Татарской республики Кашаф Мухтаров, Рауф Сабиров, обвиненные в продолжении националистической деятельности. Политические репрессии охватили и деятелей татарского национального движения, работавших среди татарского населения за пределами Татарстана -- в Москве, Ленинграде, на Урале, в Сибири, на Донбассе, Казказе, в Средней Азии. В 1930 г. ЦК ВКП(б) принял решение упразднить все татарские коммунистические организации (секции), работавшие при местных партийных комитетах русских областей и других республик. Сами эти организации были объявлены буржуазно-националистическими, а их лидеры репрессированы, Наиболее тяжелый удар по татарскому национальному движению был нанесен в 30-х годах. Были объявлены "врагами народа" и репрессированы тысячи неугодных властям представителей татарского народа -- государственных, общественных, хозяйственных, религиозных деятелей, представителей национальной культуры. Обвинение было стандартным -- государственная измена. Трафаретными были и формулировки обвинительных заключений за исключением лично сти обвиняемого, названия региона, национальности и сферы деятельности. В обвинительном заключении репрессированных в Татарстане татар, например, значилось: "обвиняется в контрреволюционной пра-вотроцкистской националистической деятельности в Татарстане. Является активным участником Казанского контрреволюционного троц-кистско-правопантюркистского центра, совершившего убийство СМ. Кирова и подготовлявшего террористические акты по физическому устранению тов. Сталина и других руководителей партии и правительства, вел организованную борьбу за вооруженное свержение Советской власти и реставрацию капитализма. Проводил вербовку в антисоветскую организацию новых членов и сам лично осуществлял вредительство в области ..." (указывалась область деятельности обвиняемого). Объявленное в СССР вне закона татарское национальное движение продолжало действовать легально за грающей, в самом Союзе перешло в подполье.

Запрещейие татарского национального движения тяжело отразилось на судьбе татарского общества в Союзе. На несколько десятилетий татарская нация лишилась легального национального общественно-политического центра -- генератора национальной идеи и организатора деятельности масс на реализацию этой идеи. Юридически татарская автономия сохранилась, фактически в Татарстане установилась абсолютная власть центра. Поскольку, по словам Сталина, "национальные государственные перегородки" давно ликвидированы, большевистские лидеры перестали рассматривать территорию Татарской республики как национальную территорию. Юридически сохранялись органы автономной власти -- Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров республики. Фактически в жесткой структуре властной вертикали центра решающей фигурой становится партийный функционер, направляемый в Татарстан из Москвы в качестве первого секретаря местного обкома ВКП(б), Эту должность в Татарстане в 1928-1937 гг. занимали М.П. Разумов, затем А.К. Лепа, которые, в свою очередь, были под контролем ОГПУ. Любые оппозиционные политические поступки в Союзе подпадали под статьи Уголовного Кодекса.

При первом секретаре обкома ВКП(б) работало политическое Бюро, которое фактически оказалось во главе административной власти в республике. По его представлению в 1930 г. сессия ЦИК республики избрала на должность председателя ЦИК Хариса Мратхузина, утвердила на должность председателя Правительства (Совнаркома) -- К.А. Абрамова. Они, как и другие члены ЦИК и правительства, понимали свой долг перед своим народом, чувствовали ответственность за автономию. Связанные, однако, партийной дисциплиной, беспрекословно выполняли указания центра, идущие вразрез с линией татарского национального движения. В универсальных представителей центральных учреждений Союза и Российской Федерации превратились наркоматы, судебные и другие республиканские органы. Были упразднены татарские национальные районы, татарские национальные сельсоветы в русских областях России и других республиках.

Экономические преобразования. Национализация промышленности и земли, проведенная после Октября, разрушила основы татарской национальной экономики. Татарские промышленные предприятия и торговые заведения были экспроприированы в пользу Российского государства. Татарское крестьянское хозяйство было обескровлено комбедовской антикулацкой политикой. В 20-х годах национальное крестьянское хозяйство в Татарстане и татарских национальных районах русских губерний и других республик было в основном восстановлено. Тогда же татарские нэпманы начали восстанавливать национальные промышленные и торговые заведения.

С распространением принятых Союзной властью методов индустриализации и коллективизации завершились экономические преобразования, начатые в России после Октябрьской революции. Татарский народ лишился своей национальной экономики. Она перешла в распоряжение Союзного государства и его органов в Российской Федерации. В распоряжении Союзного государства оказались и природные богатства татарского народа. Автономия оказалась без автономной экономики.

Необычным оказалось экономическое развитие Татарстана в 30-е годы. В годы трех предвоенных пятилеток было построено много крупных современных объектов -- ТЭЦы, авиационный и моторный заводы, завод синтетического каучука, обувная фабрика, многое другое. Были реконструированы и по новому заработали пороховой завод, льнокомбинат, комбинат имени Вахитова, Менделеевский химзавод и т.д. По официальной статистике, общий объем продукции крупной промышленности республики в 1940 г. вырос по сравнению с 1913 г. в 12 раз, машиностроения и металлообработки -- в 71 раз, промышленности строительных материалов, по сравнению с 1928 г., -- в 7 раз. Все это строилось и реконструировалось руками рабочих республики за счет централизованного союзного финансирования и целиком принадлежало союзному центру. Одновременно годы довоенных пятилеток стали периодом огромных разрушений производственных сил республики. В ходе ликвидации частной собственности республика лишилась мелких и средних производителей, которые в основном обеспечивали население товарами широкого потребления и услугами. Союзная власть, сосредоточив в своих руках всю легкую и пищевую промышленность, мало заботилась об их развитии. Наибольшие экономические разрушения были вызваны массовой коллективизацией на селе, проведенной в республике в 1929--1935 гг. В ходе раскулачивания были конфискованы и разбазарены производственный потенциал и имущество всех крепких и многих средних крестьянских хозяйств. Вынужденные всю свою продукцию сдавать государству колхозы даже к 1941 г. далеко не восстановили уровень военного 1916 г. по поголовью коров, свцней, овец и коз. По официальной статистике, на территории республики в 1916 г. было 609,0 тыс. голов крупного рогатого скота, в 1941 г. -- 524,0 тыс. голов. Очень скромным оказался рост в зерновом хозяйстве. Посевные площади под зерновые культуры выросли с 2 516,0 тыс. га в 1928 г. до 2 633,7 тыс. га в 1940 г. (рост на 4,6%). Валовой сбор зерновых культур в 1940 г. составил 1849,3 тыс. тонн против 1709,8 тыс. тонн в 1928 г. (рост

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.