РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">смогла приступить к практической реализации предложений декабристов только с 60-х годов XIX в.

Что касается особых национальных интересов татарскшого народа (как и других нерусских народов), то они фактически игнорировались хотя монархи на словах пытались представить себя защитниками татар. Еще Петр I издал указ, повелевавший прекратить разрушение татарских памятников Булгара. На деле указ не имел действия. Ничегоне делалось для реставрации сохранившихся здесь памятников. Они погибли. Екатерина II, посетив Булгар в 1762 г., отметила в письме Вольтеру, что татарский город Булгар разрушается. Архиепископа Канашевича за усердие в разрушении татарских! памятников при его бытности в Казани она назвала "гонителем". На деле же царица была безжалостной в подавлении антикрепостнических выступлений русских крестьян, заключила в Шлиссельбургскую крепость писателя-просветителя Н.И. Новикова, сослала в Сибирь А.Н; Радищева, а с правами нерусских народов вовсе не считалась. В ее правление было ликвидировано гетманство на Украине. Украинский народ лишился последних остатков автономии, обещанной при воссоединении Украины с Россией. Отклонила она просьбу татарских просветителей разрешить книгоиздательство на татарском языке.

Раздел Татарстана между русскими губерниями. Правительство Романовых продолжало политику государственного освоения Татарстана, как и других присоединенных к России нерусских территорий, щ

В 1681 г. было упразднено Касимовское татарское ханство. В административном делении России исчезло последнее татарское наименование. Правительство Петра I в 1708 г. объявило о созданий Казанской щ

губернии. По России было образовано 10 губерний, довольно больших по территории (Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Азовская, Казанская, Сибирская и др.). В управление Казанской губернии

входила в основном территория, ранее подчинявшаяся Казанскому приказу. Статус управления изменился. Место "особого" приказа, так или иначе учитывавшего условия бывшего Казанского татарского государства, заняло обычное русское административное управление.

В 1775 г. правительство Екатерины II увеличило число губерний, уменьшив размеры существующих и добавив новые (Польшу, Финляндию, Балтийские страны, а позже Крым). В Казанской губернии было оставлено всего 13 уездов (Казанский, Арский, Лаишевский, Мамадышский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский, Ядринский, Козьмодемьянский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский). Остальные земли, заселенные татарами, оказались разделенными между Вятской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Оренбур-жской, Нижегородской губерниями. Небольшими частями татарские к'мли вошли также в состав Саратовской, Пермской, Рязанской, Там-(Ювской, Пензенской губерний и губерний Сибири.

Губернией наиболее компактного проживания татар оказалась Ка-w некая, хотя они и здесь составляли меньшинство населения. По данным 5-й ревизии (1796--1798) из 900 тыс. населения губернии татары "оставляли 40%, русские -- 52%, чуваши, мари, удмурты, мордва -- 8-- 10%. В остальных губерниях процент татар был еще меньше. Административная реформа Петра I и Екатерины II завершала территориальное расчленение Татарстана. В 1781 г. было образовано наместничество, объединившее под свое начало Казанскую, Саратовскую и Пензенскую гу-оернии. В 1792 г. его здесь упразднили. В дальнейшем наместничества возникли в национальных окраинах России. В 1815--1874 гг. наместник императора управлял Царством Польским, в 1844--1947 гг. -- Кавказом.

Государственная власть. Русское большинство в губерниях, в со-< гав которых вошли татары, служило основной опорой русского управления во всех областях жизни -- политической, экономической, культурной, духовной. На страже русской государственной власти по-прежнему стояли дислоцированные там русские войска. В 1719 г. и Казанской губернии было размещено четыре полка. В дальнейшем присутствие русских войск в губернии расширилось. Казань стала центром большого военного округа.

Государственное управление в Татарстане было русским не только на уровне губерний, но и на уровне уездов, волостей и даже татарских деревень. Уездные центры и волостные управы размещались н русских населенных пунктах. Уездом стал управлять капитан-исправник совместно с заседателями, выбиравшимися из местных русских дворян.

Император Николай I, присоединивший к России новые территории (Эриванское и Нахичеванское ханства), беспощадно подавивший польское освободительное восстание 1830--1831 гг., присоединивший униатов на Украине к православной церкви, проводил политику национального угнетения и в Татарстане. В 1834 г. было издано распоряжение повсеместно избирать на должности сельских й волостных начальников только лиц православного вероисповедания. В татарских деревнях эти должности можно было доверять крещенным татарам, особо подобранным властями. Фактически даже в татарской деревне не стало самоуправления. Национально-русскими были все судебные лубилось противостояние между исполнявшим властные функции русским чиновничеством (капитан-исправник, частный и становой пристав, урядник, собиратель налогов -- откупщик, сельский с одной стороны, и татарским населением, с другой. Противостояние сложилось также между татарским населением и русскими чййовниками судебных органов, чиновниками министерства государственного имущества, созданного согласно реформе министра П.Д. Киселева в середине XIX в. Во многом недовольство и протесты населения вызывались взяточничеством чиновников.

Экономические трудности возрождения. Параллельно с укреплением вертикали царской власти правительство продолжало в Татарстане политику его экономического поглощения. В начале XVIII в. правительство царя Петра I приняло ряд указов, ограничивающих татарское крупное землевладение. Крестьяне, работавшие в их хозяин ствах, были переведены в разряд государственных, т.е. платящих налог государству. Постепенно отпала надобность в несении военной службы служилыми татарами. Они были лишены своих дворянских привилегий. В 1713 г. был издан указ, согласно которому еще не крещенные татарские дворяне в течение полугода должны были принять Я православие. В противном случае указ повелевал "их поместья и вотчины с людьми и со крестьяне у них взять и отписать". Но многие из Я

них на крещение не пошли. Хозяйства их мельчали, а сами они превращались, как говорили в народе, в "лапотных мурз". В Татарстане остались в основном лишь русские помещики. Дискриминационные меры коснулись и татарских купцов. Водные торговые пути и пристани полностью были в руках русских предпринимателей. Когда татарские купцы начали завоевывать позиций в сухопутной торговле, особенно со странами Востока, правительство ввело для них ограничения и здесь. Предпринимателям-татарам был закрыт путь для участия в государственной промышленности, затруднено получение кредитов, запрещено иметь металлообрабатывающие предприятия.

Дополнительные трудности испытывали в ведении своего хозяйства простые татарские крестьяне. Многие из них были приписаны организованному в Казани адмиралтейству, строящему для государства суда, и на месяцы отвлекались на заготовку леса для адмиралтейства. Они получили наименование "лашманов". В таком же положении находились татарские крестьяне, приписанные к уральским металлургическим заводам. Татарские крестьяне были обязаны выделять да своих рядов значительное число работников и отправлять их на строительные работы в Санкт-Петербург, Кронштадт, на возведеие Ладожского канала, строительство портов в Риге, Азове.

Противостояние духовному и культурному притеснению. В первной половинеXVIII в. царское правительство решило предпринять дополнительнее меры по этнической ассимиляции татар. В 1720 г. был издан указ предусматривающий льготы в податях и повинностях для гатар-мусульман, принимающих православие. Началась новая волна крещения. По церковным данным к 1724 г. число крещенных татар и Казанской губернии увеличилось на 2184 чел., в 1724--1731 гг. -- еще на 811 чел. Христиании эддоя татар-мусульман продолжалась и в других губерниях.

В 1730-х гг. эта петровская политика была продолжена императрицей Анной Ивановной, В 1731 г. была создана "Комиссия для крещения Казанских и Нижегородских мусульман и других инородцев". И 1740 г. ее переименовали в "Контору новокрещеных дел". Комиссия имела при себе особые армейские части, призванные военной силой поддерживать деятельность православных миссионеров. Источники сообщают, что особо усердствовал в этом деле в 1740-х п\ казанский архиепископ Лука Канашевич, названный "жестоким миссионером". 11асто миссионеры крали детей татар-мусульман, помещали их в монастыри для воспитания в православном духе. В архивах сохранились жалобы сотника Кутлика, ясачного татарина А. Асадова, служилого мурзы Б. Исламова, Мг Дусаева и других, в которых они описывают жестокие истязания, применявдшеся к ним во время принудительного крещения. Принудительное крещение сопровождалось гонениями на мечети и исламских" священнослужителей.

Политика этнической ассимиляции открыто продолжалась и при императрице Елизавете Петровне. По ее указу в 1744 г. из 536 мечетей, построенных в Казанской губернии после присоединения Татарстана к России, было разрушено 418. Кампания разрушения мечетей, ииозь построенных после присоединения Татарстана к России, прошла и Симбирской, Астраханской и других губерниях. Правда, теперь эта 11 олитика встречала более решительное сопротивление со стороны татарского населения. По указу 1744 г. предписывалось разрушить в Казанской губернии еще 118 мечетей, но народ отстоял их. Резкое неприятие татарами насильственной христианизации нашло отражение и устном народном творчестве. К. Насыри записал народную легенду "Аксак Каратун" (Хромой черноризец), в которой угадываются жестокие насилия, творимые Канашевичем.

Противостояние политике этнической ассимиляции дало свои результаты. Усиливается отход насильственно крещенных татар от православия. В одном из источников сообщается, что в 1851 г. одновременно вернулись в ислам жители 12 татарских деревень Муетшдошской волости Чистопольского уезда. Встревоженные этим положением вла-1 сти и православная церковь начали принимать экстренные меры. Частично этих татар насильно отправили в монастыри для увещевания. Против других применяли экономические меры, разорявшие их хозяйства. Были случаи арестов и ссылок в Сибирь.

К концу XIX в. в этом вопросе наступила определенная стабилизация. Правительство продолжало политику православной ассимиляции татар-мусульман. Но на практике уже не имели места ни массовая христианизация татар, ни массовое возвращение крещеных татар в ислам. В 1867 г. возникло "Братство святого Гурия", преследовавшее цель закрепить православие среди крещеных татар. Фактически татары шли по пути формирования современной татарской нации, разделенные духовно на две части. Опираясь на исследование В.Н. Никольского, Р.У. Амирханов указывает, что в начале XX в. насчитывалось 122 300 кряшенов (православных татар), составлявших 5,5 % всего тарского населения. Появление общины православных татар не нарушило татарского национального единства.

Основные направления национального возрождения

Новые национальные ориентиры. В XVIII в., когда национальное выживание стало фактом, формируется новая национальная идея, ориентированная на национальное возрождение. Основными ее положениями становятся: противостояние имперской политике национальных притеснений; интенсивное возрождение татарской национальной жизни на всей исторической территории расселения татар; единство татар, оказавшихся в разных губерниях и придерживающихся разной веры (ислама и православия) на базе общего национальногоязыка и культуры; восстановление в перспективе татарской национальной государственности.

Реализация национальной идеи становится стратегической установкой национального движения, которое шло на сотрудничество и взаимодействие с широким русским демократическим просветительским движением, сфррмировавшимся в XVIII в. параллельно с узкодворянским просвещением. Русское демократическое просвещение привлекало татарских просветителей тем, что выступало не за модернизацию самодержавия, а за замену его демократическим государственным строем, где восторжествовали бы свобода и равенство для самого русского народа и для нерусских народов.

Задачи национального движения. Понятие "национальное дви-жги ие" имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле националь-мог движение возникает, когда данный народ и страна завоеваны могущественным государством, и имеет целью освободить свою с грану от зависимости. В этом случае оно чаще именуется национально-освободительным движением. В широком смысле национальное движение -- это форма социально-политической, экономической и культурной деятельности, обеспечивающая национальное развитие иообще. Иначе говоря, каково основное содержание национальной идеи и гот или иной период национального развития, таково главное направление национального движения.

В указанном широком смысле татарское национальное движение, Сращенное лицом вовнутрь, обеспечивало становление в XV--XVI вв. Казанского национального татарского государства. С XVII в. оно име-к) иную направленность, а именно отстаивание национальных интересов татарского народа, оказавшегося в составе Российской империи. Главным в его содержании в XVIII в. стал переход от политики национального выживания к политике национального возрождения.

Концептуально национальное возрождение на данном этапе не включало задачу и требование немедленного национального освобождения. признавалось лояльное отношение к существующей государственной цласти, гражданское повиновение и активное участие в мероприятиях нласти по охране законности и порядка внутри страны и ее обороне от шедших наладений. Большинство татарского населения было на стороне всех российских патриотов, защищавших страну от военного вторжения Наполеона, считало Отечественную войну 1812 г. также и своей.

Тактика национального движения включала в себя: отстаивание перед властями достигнутого уровня относительной самостоятельности национальной духовной жизни в рамках исламских организаций; возрождение и развитие национального языка, национальной культуры и национального образования; сохранение и расширение относительной самостоятельности культурных и образовательных учреждений; защиту права татарских предпринимателей, татарского населения участвовать на равноправной основе в хозяйственной деятельности в рамках общероссийского экономического поля и общероссийского рынка; возрождение исторической роли Казани как татарского национального центра.

Для реализации национальных целей татарское общество пользовалось любыми официальными возможностями. В 1766--1769 в работе "Комиссии по составлению новых законов учавствовали

24 представителя татар, в том числе Аюп Еникёев. Среди выдвинутых ими, были: реализация судопройзводйтва на Татарскомязыке; прекращение насильственной христианизации и т.д.

Специальных организаций национальное Движение не имело, так как деятельность их была запрещена. Реализацию национальной идеи, заботу о национальном возрождении взяли на себя самодеятельные

национально-духовные, национально-культурные, национально-экономические общества. Становление в стране индустриальной цивилизации, отражавшее суть татарской национальой идеи, было активно Я

поддержано национальным движением.

Татарские города и слободы. В XVIII в. исторические города Татарстана, вошедшие в Казанскую губернию и отошедшие к другим губерниям, включая Казань, продолжай оставаться преимущественно русскими по составу населения. Русское население имело широкую сеть православных учреждений -- кафедральный собор, патриархию, церкви, монастыри, духовные учебные заведения. В 1726 г. в Казани был построен Петропавловский собор. Казань посещали императоры (Петр I, Екатерина II, Николай I). Казань превращается в самый крупный для Волго-Урала центр русской национальной культуры и образования. В XVIII--XIX вв. здесь возникли известные в России гимназии, Императорский университет.

Преимущественно русской (государственной и частной) была экономика городов Татарстана. В 1718 г. в Казани открывается государственное судостроительное предприятие'-- Казанское адмиралтейство, строившее бомбардирские корабли, фрегаты, бриги, транспорты, легкие гребные суда, главным образом, для военно-морского флота. За 10 лет здесь было построено более 400 различных судов. В 1722 г. Петр I, посетив Казань, лично осмотрел верфь. В 1714 г. была открыта государственная суконная мануфактура, в 1719 г. -- государственная кожевенная мануфактура. На территории Булгарского городища начал работать казенный селитряной завод. В 1786 г. был основан казенный пороховой завод. С середины XVIII в. в Казани возникают принадлежащие русским предпринимателям частные кожевенные, суконные и текстильные мануфактуры. Создают они свои мануфактуры и заводы также в уездах. Таковыми были медеплавильные мануфактуры, выдерживавшие конкуренцию с уральскими предприятиями, винокуренные и поташные заводы. Основную Maсcy рабочих составляли русские приписные крестьяне Наемных рабочих еще было мало. Небольшую часть наемных рабочих составляли рабочие-татары.

С началом лррмышленного переворота в России в начале XIX в. "десь вознирклирусскиечастные и государственные мащинные предприятия. В1851 г. в Казанц начал работать чугунолитейный завод Свешниковых, оборудованный паровыми котлами, Затем заработал и мыловаренный завод братьев Крестовниковых, кожевенный завод Алафузовых, которые затем, в 1865 г., открыли льнопрядильно-ткацкую фабрику. И Спасском загоне появились судоремонтные мастерские. По Волге и Каме начал и плавать пароходы казанских предпринимателей. Речную торговлю обслуживали до 50 пристаней. К территории Татарстана все дальше приближались железные дороги. В 1862 г. вступила в строй железная дорога Москва г- Нижний Новгород. В 1871 г. открылось движение по железнодорожной линии Оренбург -- Самара, в 90-х гг. -- Екатеринбург -- Челябинск, а затем и Москва -- Казань. Оживленными торговыми артериями были Оренбургский тракт (Казань -- Лаишево -- Чистополь - Оренбург), Сибирский тракт (Казань -- Дрек -- Вятская губерния), Московский тракт (Казань-- Свияжск -- Чебоксары -- Ва-( ильсурск -- Москва), Спасско-Симбирский тракт.

Параллельно началось возрождение татарской городской жизни. Татарские города и слободы вырастали из крупных деревень по мере превращения их в центры торговли и возникновения там промышленных заведений мануфактурного, а затем и машинного типа. Таковыми на территории Казанской губернии были Кукмор, ОДамадыш, Мензеля, Атня и др. Во многих случаях татарская городская жизнь возрождалась в виде слобод, организуемых при старых татарских городах. Разрешение татарам вернуться в свои города и, не разрушая сформировавшуюся русскую целостность центра, селиться отдельными слободами в пригороде бцло дано в XVIII в. В Казани, например, сложились две татарские слободы: "Ощрзя татарская слобода -- за Булаком, "Новая татарская слобода -- несколько дальше. В дальнейшем они превратились в центр экономического предпринимательства, в базу возрождения татарской национальной культуры, татарской исламской духовной жизни. Отсюда начинается возрождение Казани как татарского города, как центра возрождения татарской нации, Татарстана.

В 1782 г. царским указом была учреждена Казанская татарская рагу ша -- орган общественного самоуправления делами двух татарских слобод -- Старой и Новой. Существовала она параллельно с Казанской городской ратушей, которая была русской. Во время первых выборов в татарскую ратушу 4 ноября 1784 г. были избраны 132 депутата от Старотатарской слободы, 106 -- от Новотатарской. В руководящий состав ратуши вошли авторитетные татарские купцы и промышленники М. Юнусов, Ю. Юнусов, Н. Юнусов, М. Гайсин, М.*Салишев, И. Апанаев и др. Они избрали городского голову и двух бургомистров. Следующие выборы прошли через девять лет -- 22 декабря 1793 г. Городским головой стал Мухаммадрахим Юнусов. Бургомистрами были избраны Юсуф Абдулов и Адельша Гумеров, ратманами (членами ратуши) -- А. Исхаков, М. Якубов, Г. Рахматуллин, Г. Якубов, старостой -- Галиахмет Рахимов, словесными судьями (для устного разбирательства дел) -- Г. Исхаков, А. Беляев.

В компетенцию ратуши входило в основном решение вопросов, связанных с торгово-промышленными делами купцов и предпринимателей-татар (разграничение их в качестве купцов разных гильдий и мещан, выдача им паспортов для поездок по торгово-промышленным делам, взыскание долгов по опротестованным векселям, сбор податей с жителей двух татарских слобод, выполнение разнарядок по отправке людей на заготовку леса и другие государственные дела и т.д.). Ратуша была подчинена органам государственной власти. В ее состав избирались исключительно люди, присягнувшие в верности царской власти и по согласованию с органами власти. Было разработано специальное "клятвенное обещание", которое давали избиратели, идя на выборы. В нем говорилось: "Я обещаю и клянусь перед Аллахом и ал Кораном в том, что на предстоящих выборах в ратушу буду выбирать из моих слободских собратьев такого, который окажет себя верным рабом Его Императорского величества...".

Возрождение татарских деревень. Сельская территория Татарстана, в свою очередь, оказалась разделенной на две этнические зоны. Наряду с татарским укладом жизни и укладом жизни чувашей, мари, сформировался русский сельский уклад жизни. Русские деревни были представлены, главным образом, помещичьими хозяйствами, основанными на крепостном труде. Крупными владельцами земли и крепостных крестьян являлись также казанский архиерейский дом, церкви и монастыри. В Татарстане имели свои земли некоторые помещики России, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь, некоторые другие монастыри. Они владели большими участками на лучших черноземных пахотных землях, лугами, частично лесом, расположенными ближе к городам, крупным рекам, магистральным дорогам. Свободных ясачных русских крестьянских хозяйств в Татарстане было сравнительно мало.

В татарских деревнях крупных татарских помещиков, можно сказать, уже не оставалось. После конфискации их земель в ходе войны 1552 ггг 1580 гг. им не разрешалось восстанавливать свое хозяйство. В результате экономических ограничений, введенных властями, перестали существовать и крупные имения служилых татар Дебердеевых, Таишевых, Усмановых, Рахматовых, Тевкелевых, Алкиных. На татарских крестьян не распространялось крепостное право. Лицо татарской деревни определяли свободные ясачные крестьяне с благоустроенными домами и дворами. Основным их занятием было хлебопашество. Урожайность для своего времени была сносной -- на пуд посевного материала получали пять-шесть пудов зерна (сам-четвёрт, сам-пят). Это было выше, чем в хозяйствах, основанных на крепостном труде. Часть хлеба выделялась на продажу. Было восстановлено продуктивное животноводство.

Благоустраивались и укрупнялись сами деревни. Духовным центром деревни вновь становится восстановленная мечеть. Открываемые при них мектебы возрождают национальную систему образования. Формируется деревенская интеллигенция. В крупных деревнях оседали изгнанные в XVI--XVII вв. из городов ремесленники. Каждая деревня имела своих сапожников, портных, кузнецов, плотников, красильщиков и других специалистов. Наиболее распространенным делом были обработка шкур, кожи, изготовление обуви, полушубков, шапок, рукавиц. Распространено было изготовление суконной и полотняной одежды. Женщины пряли шерсть, лен собственного производства.

Продукция эта частично шла на продажу за пределы деревни. Первое время ее закупали на месте русские купцы-посредники. В XVIII в. формируется новый слой татарских купцов, вывозивших товар на местные рынки. В Казанской губернии центрами местных рынков становятся Атня, Ашит, Алаш, Саба, Матак и др. Местные центры татарской торговли выделились в Нижегородской, Пермской, Самарской, Симбирской, Уфимской губерниях. Постепенно эти рынки обретают татарско-русский характер.

Формирование национального торгового капитала. В 1754 г. правительство отменило внутренние пошлины. Российская экономическая система, российской рынок заработали более интенсивно. В 1763 г. Сенат издал Указ "О нечинений казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов". По регламенту 1776 г. татарам разрешалась торговля не только в восточных районах, но и во всей России. Национальная экономика Татарстана была включена в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок. Это обстоятельство в значительной степени нейтрализовало разъединительный эффект административной) разделения Татарстана между русскими губерниями. города, слободы и деревни, оказавшиеся в составе разных губфнйй, были втянуты в общее экономическое поле взаимодействия. Татарские предприниматели получили возможность приобщиться к обширной российской торговле и выйти на зарубежные рынки. В XVIII--XIX вв. берут начало династии многих татарских предпринимателей -- миллионеров и филантропов: Юнусовых, Апанаевых, Бурнаевых, Замановых, Аитовых, Аппаковых, Арсаевых (Ахмеровых), Усмановых, Сайдашёвых.

Вхождение Татарстана в общероссийскую экономическую систему, в общероссийский рынок имело для Татарстана двоякое значение. В результате возрождающаяся татарская национальная экономика оказалась подчиненной русской национальной экономике, превращающейся во всероссийскую. В то же время сохранялось единство татарской национальной экономической жизни и она возрождалась.

Большую роль в формировании национального торгового капитала сыграли служилые татары, лишенные привилегий на владение землей. Первыми они получили разрешение властей заниматься торговлей и вошли в систему торговли в городах, на крупных ярмарках, , заграничной торговли. Многие купцы Вышли из числа преуспевающих крестьян, Начавших торговлю на местных сельских базарах. В значительной степени они участвовали в хлебной торговле. К XIX в. заметным центром хлебной торговли стал Мамадыш, расположенный на елиянии водных путей, проходящих по Bяf ке и Каме. До данным 1859 г., в городе было зарегистрировано всего 145, в уезде -- 198 купцов, из которых большинство составляли татары. Такими же центрами торговли были Елабуга, Спасск, Чистополь, окруженные плодородными пахотными землями.

Развитыми Центрами торговли стали Свияжск -- на Свияге, Тетюши и Камское устье -- на Волге. В городах проводились ежегодные ярмарки. Объединяющим торговым центром выступала Казань со своими Гостиным двором, Сенным базаром, номерами гостиницы "Булгар". Татарские купцы более высокого уровня торговали в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вятке, Рыбинске, Оренбурге, Ирбите, Ростове-на-Дону. Особенно славились Макарьевская ярмарка в Нижнем Новгороде, куда из Казани ее перенес Василий III в 1523 г.; Ирбитская ярмарка в Екатеринбургской губернии, которая с 1647 г. стала ежегодной и служила центром торгового обмена европейской России с Сибирью; Оренбургская ярмарка, игравшая главную роль в торговле со Средней Азией и Казахстаном. В Оренбургской губернии был, основан татарский торговый центр в Сеитовской слободе, купцы которой участвовали вместе с русскими купцами в торговом освоении Средней Азии и Казахстана. В числе этих купцов были и казанцы Гали Ищмуратов, братья Даутовы, Маматов и др.

В 1753 г. сеитовские купцы Надыр Сафаров и Якуб Ягафаров совершили четвертое (после Афанасия Никитина, Леонтия Юдина, Семена Маленького) торговое путешествие из Оренбурга в Индию. Татарский купец, известный под фамилией Китаев, участвовал в торговле с Китаем. По данным 1796г., в Казанской губернии было зарегистрировано 595 купцов-татaр, включая крупных. Согласно Жалованной грамоте в Казани в 1799 г., 32 татарские семьи имели звание гильдейских купцов, в том числе второй гильдии -- 8, третьей гильдии -- 24.

В XIX в. татарский торговый капитал превращается в значительную финансовую силу в российской экономике. Возникли влиятельные торговые дома на паевых началах, открывая эпоху акционерных обществ. В 1892 г. было зарегистрировано 10 татарских торговых домов.

Мануфактурное предпринимательство. Мануфактурное производство, стартовавшее в Западной Европе в середине XVI в., в Татар-стане в свои права вступило в конце XVII -- начале XVIII вв. В отличие от России, где преобладали тогда казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры, татарские предприниматели создавали мануфактуры в основном на базе наемного труда. Их основателями были служилые татары, перешедшие в свое время в торговлю. Позже выросли и собственно татарские промышленники.

Первенцами мануфактурного производства стали медеплавильные заводы, ставить которые разрешалось только служилым крещеным татарам. В 1643 г. свою медеплавильную печь на Каме, в Казанской губернии поставил Тумашев. Позже, с 1743 г. в Кукморе (Мамадышский уезд), начал работать медеплавильный завод Асадуллы Иноземцева и его компаньона Абсалямова с общим числом мастеров и рабочих более 450 чел. (Таишевский завод). Завод имел 5 печей и 77 рудников, ежегодно поставлял на рынок более 1500 пудов чистой меди. В 1751 г. в Мензелин-ском уезде появился Иштиряковский медеплавильный завод, принадлежавший семье Иноземцевых. В 1763 г. заработал Пыжманский медеплавильный завод Кобелева в Вятских Полянах. Открыл свой медеплавильный завод Тевкелев. Татарские предприниматели внесли свой вклад в поташное производство. В 1895 г. в Царевококшайске заработал поташный завод Мухаммадкарима Каримова.

Предприниматели-татары сосредоточили свою мануфактурную деятельность в основном там, где не было им запрета -- в хлопчатобумажном ткачестве, в льноткацкой, кожевенной, суконной, мыловаренной областях, и создавали свои предприятия в Казанской, Вятской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и других губерниях, в составе которых оказались значительные территории с татарским населением. С 1718 г. в Казани начали работать кожевенные заводы купцов Апанаева, Абсалямова. Позже появились кожевенные заводы Исхака Галеева, Абдрашита Галанского и др. В середине XVIII в. число кожевенных заводов татарских предпринимателей в Казани достигло 17. Много кожевенных заводов поставили татарские предприниматели в Вятской губернии. В Карийской волости три кожевенных завода принадлежали Сагиту Мустафину, Саме-ту Девлетьярову,' Муслюму Абдулову. Свои кожевенные заводы имели: в. городе Слободской -- Мустафа Абдрахимов, в Малмыжском уезде -- Мухаммадрахим и Абдулла Утямышевы, в Глазове -- Усман Касимов и Усман Каримов. Необработанную кожу частично покупали на Оренбургской ярмарке, готовая продукция шла в города России и страны Востока.

В Казани из 18 мыловаренных мануфактур 11 принадлежали предпринимателям-татарам. Активность проявляли предприниматели-татары в ткацкой и суконной промышленности. В Казанском уезде работали кумачные (кумач -- хлопчатобумажная ткань, окрашенная ярко-красным цветом) мануфактуры Исмагила Бурнаева, Валитова, Губая Мусина, в Арском уезде -- Худайкулова, в Мамадышском уезде -- Назира Баязитова и Баязита Усманова, Царевококшайском уезде -- Мукмина Тагирова, Исхака Мусина, Назира Туктамышева, Сулей-мана Назирова, в Уржумском и Малмыжском уездах (Вятская губерния) -- Монасыпа и Махмуда Маматовых, Махмуда и Абдуллы Утямышевых. Хлопчатобумажную пряжу они получали из Средней Азии, готовую продукцию реализовывали на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, в Москве, Ростове-на-Дону, частично за границей.

По данным Х.Х. Хасанова, к концу XVIII в. было зарегистрировано до 100 мануфактур, принадлежавших предпринимателям-татарам. В начале XIX в. появились мануфактуры предпринимателей-татар в новых отраслях. В 1815 г. Мукмин Хузясеитов открыл в Казанской губернии фабрику писчей бумаги. Две фабрики писчей бумаги (Саг-дибану Маматовой и Дамина Маматова) начали работать в Вятской губернии. Сагит Измайлов и Абсалям Утяганов в Казани поставили салотопенный завод.

Машинная промышленность. Предприниматели-татары начали перестраивать свои мануфактуры в фабрики с машинной техникой в середине ,Х1Х в. На использование наемного труда они перешли раньше. Теперь речь шла о радикальном изменении энергетической базы своих предприятий. Отрасли промышленности, в которых предпринима-тели-татары могли иметь свои предприятия, остались те же: кожевенная, текстильная, мыловаренная, пищевая, писчей бумаги. Из той же легкой промышленности добавились меховая и обувная. Они определяли лицо татарской национальной промышленности. Тяжелая и военная промышленность, машиностроение, также развивавшиеся в Татарстане, в том числе производство машин и орудий для сельского хозяйства, химические предприятия оставались в руках русских предпринимателей. Машины для своих предприятий предприниматели-татары выписывали из европейских стран и российских городов.

Значительные суконные предприятия предпринимателей-татар были сосредоточены в Симбирской губернии. Свои предприятия имели здесь Ахмет Алеев (в 1848 г.), Сулейман Акчурин (в 1849 г.), поставлявшие особенно большие партии армейского сукна в годы Крымской войны. Армейское сукно производили фабрики Хамида Алеева в Самарской губернии, Ишмухаммеда Дебердеева и Мустафы Дебер-деева в Саратовской губернии"

В Казанской губернии фабрики по производству хлопчатобумажных тканей с красильнями имели М.Т. Хузясеитов, У.С. Хузясеитов (Царевококшайский уезд), К.М. Бурнаев (Мамадышский уезд). В самой Казани Заманов, Апанаев, Юнусов, Якубов, Усманов, Арсаев имели мыловаренные и кожевенные заводы с машинным оборудованием. Часть ткацких фабрик, в силу конкуренции с ситцевыми фабриками центральной России, изменили профиль и начали выпускать так называемую "китайку" (ткань, похожую на ввозимую из Китая шелковую). Китаечные фабрики имели Аппаков, Азимов, У разов, Абдул-лин, Бикмухаметов. Абдуллин и Файзуллин построили две фабрики по производству татарской национальной кожаной обуви.

В годы промышленной либерализации после отмены в России крепостного права предприниматели-татары начали, правда, с большим трудом, входить в новые отрасли промышленности. Шакир и Закир Рамеевы в 1868 г. открыли в Оренбургской губернии два золотых прииска, в которых работало около 1000 рабочих. Ахметзян Сайдашев в Казанской губернии имел крупный стекольный завод. Появились центры меховой промышленности: в Казанской губернии -- Мамадышской уезд, в Рязанской губернии -- Касимовский уезд. В городе Касимове в 1879 г. меховую фабрику построил X. Мусаев. Две другие меховые фабрики принадлежали здесь А. Бостанову и Давлеткильдеевьмс Ши-ринскими. Шло промышленное оживление и в других татарских районах Мещеры -- бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны - у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар.

Предприниматели-татары наладили спичечное и крахмалопаточ-ное производство в Казанской губернии, салотопильное производство в Оренбургской губернии. По данным Х.Х. Хасанова, только в европейской России предприниматели-татары имели в 1890 г. 76 промышленных предприятий. Кроме того, они имели предприятия еще в Сибири, а также в Средней Азии и Казахстане. Среди них выделялись крупные фабриканты и заводчики, связанные с российским банковским капиталом -- Акчурины, Дебердеевы, Рамеевы, Яушевы, Хусаи-новы, Алеевы, Сайдашевы, Арслановы, Утямышевы. В 1907 г. возникло одно из первых обществ татарских промышленников -- Союз суконных фабрик Симбирской губернии, включавший 16 фирм.

Приоритеты духовной жизни. Вступление Татарстана на путь индустриального развития сопровождалось сменой приоритетов национально-культурного и духовного развития татарского народа. Национальному выживанию было характерно развитие национальной культуры, национального образования в рамках и под крышей исламских организаций и исламских ценностей. С XVIII в. постепенно преодолевается эта слитность. Национальная культура, национальное образование" не порывая духовные связи с исламскими ценностями, обретают свои самостоятельные организации и ориентируются на идеи европейского и национального просвещения. Формируется современная рационалистическая татарская национальная культура и национальное образование.

Татарское национально-культурное возрождение имело перед собой два наиболее близких примера: развитие русской национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении русской православной самобытности; развитие турецкой национальной культуры, ориентированной на идеи европейского и национального просвещения при сохранении турецкой исламской самобытности. Было понятно, что татарская национальная культура, лишенная государственной поддержки, не могла рассчитывать на подобные успехи. Тем не менее их опыт был привлекателен и ценен для татарского общества.

В XVIII в. Петр I приложил много усилий для создания русской национальной интеллигенции. Была введена новая гражданская азбука, прошла реорганизация церковно-приходских школ. В Санкт-Петербурге с 1714 г. начинает свою работу русская национальная библиотека (Кунсткамера), в 1724 г. открывается Академия наук, получило развитие книгопечатание. В последующие годы русская культура сделала новые шаги. В 1755 г. по инициативе выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова открывается Московский университет, в 1756 г. возник профессиональный русский театр, в 1757 году была основана Академия художеств, начинает выходить первая русская газета. В XIX в. открылись университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Харькове, Дерпте и Санкт-Петербургский технологический институт. Развиваются изобразительное искусство, музыка, художественная литература. Мировую известность получили А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, И.Е. Репин и многие другие. Русская национальная культура была тогда для татарской культуры одним из мостов выхода в Европу. Русские учебные заведения принимали на учебу студентов-татар. При восточном факультете Казанского университета появились специалисты, ведущие исследования по татароведению (К. Фукс, И. Халфин и др.)

В XVIII в. идеи европейского просвещения и модернизации сформировались и в Турции. Практические шаги по их реализации были сделаны при султане Селиме III. В конце XVIII -- начале XIX вв. здесь были провозглашены реформы, получившие название "Низами джадид" (новая система). Инициатором следующего, более широкого этапа реформ* проведенных в 40-70-х гг. XIX в и названных "Танзимат", стал известный политический деятель и дипломат Ра-шид паша (1799--1858). В 60-х гг. XIX в. со своими предложениями об установлении в Турции конституционного строя европейского типа и своим проектом Конституции страны выступил известный государственный деятель Мидхат паша (1822--1883). Конституция эта была провозглашена в 1876 г.

Социальные реформы стимулировали развитие национальной культуры и образования. Исламская культура, расцвет которой относится к периоду становления Османского государства в XIV--XV вв., стала уступать первенство рационалистической национальной культуре. В образовательной системе к Стамбульскому университету, основанному в 1453 г., добавились технический университет (1773), высшая школа коммерческих и экономических наук (1883), Роберт-колледж (1886). Сохранилась турецкая исламская архитектура: мечеть Худа-вендигяр (XIV в.), Зеленая мечеть (XV в.), мечеть Сулаймание (XVI в) в то же время с XVIII в. появились европейские мотивы в зодчестве. В годы танзимата новое развитие получило изобразительное искусство. В 1882 г. открывается художественная школа, в 1859 г. -- профессиональный театр. Расширилось книгопечатание, появившееся в 1727 г. В 1882 г. была основана национальная библиотека имени Баязида. Складывается новая литература Турции. Продолжая традиции своего золотого века (XVI), она теперь обращается лицом к западноевропейской литературе. Литературные круги Турции высоко ценили также русскую литературу.

Общественная мысль в Татарстане, в свою очередь, начинает ориентироваться на индустриальную цивилизацию. На новый уровень поднимается культурное взаимодействие Татарстана с Россией, Турцией и другими странами. В опыте культурного развития Турции, кроме того, были примечательны модернизация исламских учреждений, отказавшихся от претензий единолично представлять духовную жизнь турецкой нации, и, особенно, выход турецкой национальной культуры на самостоятельный путь развития. Перестраивающиеся на началах идей просвещения высшие школы привлекали татарскую молодежь. Издаваемые в Турции книги стали распространяться и в Татарстане. Среди них были изданные в Стамбуле "Лугат" -- трехтомный словарь Ван Кули, книга Челяби "ЖиЬаннамэ" (энциклопедия мира, 1889), французская историко-географическая энциклопедия в переводе на турецкий язык (Каму с ул Галэм, т. 1, 1889). В Турции издавались неразрешенные цензурой в России книги татарских просветителей. Здесь увидела свет книга Г. Баруди, на турецком языке была издана книга Мусы Акъегита "Взгляд на основы европейской культуры" (1899).

Мусульманское духовное управление. Национальное возрождение вызвало к жизни в татарском обществе новые социальные слои -- торговых, промышленных, сельскохозяйственных предпринимателей и гуманистическую светскую интеллигенцию, которые не удовлетворялись старыми исламскими духовными ценностями. В татарском исламе, как в исламе эпохи Просвещения вообще, выдвинулись новые силы, обращенные лицом к новым потребностям людей. Вместо кади-мистской проповеди догматов Корана они пытались учитывать земные потребности людей. Между торгово-промышленными кругами, выступавшими в качестве меценатов, и новым направлением в татарском исламе устанавливается взаимопонимание. Расширились возможности строительства капитальных зданий мечетей. В Казани (Татарской слободе) появилась мечеть, известная ныне как мечеть Марджани.

В XIX в. число таких монументальных мечетей увеличилось. Одна из них была построена в 1849 г. на деньги купца первой гильдии Г.М. Юнусова, имамом в ней был исламский деятель нового направления Габ-дулла Апанаев (1861--1919). Новое направление в татарском исламе нашло свое место в татарском национальном возрождении. Обновленческую исламскую школу представляли Г. Баруди (1857--1922), Р. Фахреддинов (1854-1936), Г. Буби (1871-1922). Крупный ученый по истории ислама Р. Фахреддинов знакомил своих читателей с жизнью и идеями Ибн Рушда.

Появлению реформаторского направления в татарском исламе способствовало еще одно обстоятельство. В 1773 г. был издан указ "О веротерпимости". Смягчилась конфронтация между государственной властью и татарским исламом. Между ними начался диалог. Власти объявили, что соглашаются на легализацию мечетей и представляют исламским священнослужителям свободу в проповеди положений Корана взамен подчинению их деятельности контролю органов власти. Условие было принято.

По правительственному указу 1788 г. в Уфе учреждается Мусульманское духовное управление во главе с муфтием. Власти стали своим указом назначать имамов наиболее крупных мечетей. Их называли указными имамами. Одним из указный имамов в 1850 г. стал Ш. Мар-джани. Мусульманское духовное собрание стало, после татарского торгово-промышленного объединения, второй общественной организацией, работавшей под контролем властей. В его компетенцию входило объединение исламских учреждений и исламских священнослужителей Центральной России и Сибири, направление их религиозно-духовной и культурологической деятельности в лояльное к императорской власти русло. В муфтият были избраны заранее согласованные с властями, влиятельные и преданные режиму имамы. Таковой была процедура выбора и самого муфтия, который затем назначался указом властей. Первым муфтием стал ахун (старшее духовное лицо) Мухам-маджан Хусаин, получивший от императора генеральский чин с высоким государственным окладом.

Мусульманское духовное собрание и муфтият играли двоякую роль: способствовали возрождению татарской исламской духовной жизни и направляли деятельность исламских учреждений на путь лояльного отношения к власти. Исламские учреждения, входя в состав муфтията, получали право на легальную деятельность. Упоминая имя здравствующего императора при чтении хутбы (проповеди) в мечети, имам выражал лояльность жителей его махаллы по отношению к власти.

Национальное образование и культура. Национальное возрождение очень наглядно выражалось в становлении светской системы национального образования и национальной литературы. Как и .татарская национальная экономика, национальная образовательная система и национальная культура становились общими для всех российских татар независимо от административного разделения их общей территории. В центре этого процесса была Казанская губерния, город Казань.

Развивались и держались татарская национальная система образования и национальная культура на общественной инициативе, на меценатской материальной базе, без фактической государственной поддержки. Главную свою заботу Министерство духовных дел и народного просвещения видело не в ^остановке национальной системы образования, а в том, чтобы закон, запрещающий браки православных с нехристианами строго соблюдался, чтобы представители нерусских народов-нехристиан и их дети не принимали ислам. В 1820 г. министр князь А. Голицын сообщал: "Я по магометанскому духовному начальству дал предписание, дабы магометане впредь не осмеливались венчать единоверцев своих с христианами". В 1854 г. был принят указ "Об ограждении идолопоклонников от совращения в магометанство". В нем речь шла о запрещении перехода от одной нехристианской веры в другую нехристианскую веру и браков между православными и нехристианами, о незаконности приписывания детей, появившихся в таких семьях, в неправославных. В 1888 г. министр внутренних дел дополнительно разъяснял, что считается "брак магометан с язычниками неправильным".

Новую национальную систему образования составили обновляющиеся мектебы и модернизированные медресе. В мектебах обучение велось по звуковому методу. Учебные планы предусматривали преподавание светских знаний -- чтение, письмо, счет. Среднее и высшее образование давали перестраиваемые медресе, в которых, наряду с исламской теологией, стали преподавать современные науки. Одним из первых такое направление приняло Казанское медресе "Мухаммадия; руководимое Г. Баруди. В этом же духе начали свою работу в Казани еще три медресе; в 1771 г. -- Ахувдовское и Апанаевское, в 1780 г. -- при доме Амирханова. Среди наиболее авторитетных высших учебных заведений в других городах были медресе "Хусайния" в Оренбурге, Талия" -- в Уфе. Преподавание в них вели известные татарские ученые Ш. Мард-жани, Ризаэддин Фахреддинов, Ф. Халиди, 3. Бигиев, Г. Ильяси и др. В числе авторитетных средних учебных заведений было медресе братьев Губайдуллы и Габдуллы Бобинских и их сестры Мухлисы в деревне Иж Буби (Вятская губерния). Желающие углубленно изучать исламс кую теологию и избравшие для себя служение в качестве имамов мечетей учились далее в теологическом медресе в Бухаре, других городах Boстока. Те же, кто хотел продолжить светское образование, переходили в университеты и институты России, Турции, других стран.

С конца XIX в. параллельно с мектебами при мечетях появились светские мектебы со специальными школьными учителями. Новое поколение школьных учителей возглавили И. Терегулов, 3. Хади, Ш. Та-гири, Г. Рафиков и др. Были образованы русско-татарские школы. Небольшая часть детей татар училась в русских гимназиях и других специальных школах. В 1876 г. в Казани открывается Татарский учительский институт (предшественник Казанского педагогического университета). В Оренбурге на средства мецената Гани Хусаинова была создана учительская семинария, в которой учились историк Хади Ат-ласи, писатель Гаяз Исхаки и другие. Часть кадров новой татарской интеллигенции вырастил Императорский Казанский университет.

В татарской национальной системе образования свое место занимали и церковно-приходские школы, созданные православной церковью для детей крещенных татар. Они были очагами татарского православного образования. Вначале в этих школах обучали детей в основном православным молитвам. Затем добавились светские предметы -- чтение, письмо, счет. Обучение велось на татарском языке, по букварю, составленному на базе кириллицы. Окончившие эти школы свое дальнейшее образование могли продолжать в Центральной крещено-татарской школе, открытой в Казани в 1863 г. Учительские кадры Готовились на крещено-татарском отделении Инородческой учительской семинарии, созданной в 1872 г.

Обрела новое дыхание татарская национальная литература. Постепенно она выходит из специфической исламско-татарской орбиты с определенным влиянием суфизма и накшбанди периода национального выживания на светскую дорогу. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдрахман Утыз Имэни (1754--1834), Габделджаббар Кандалый (1797-1860), Гали Чокрый (1826-1889), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Яков Емельянов (1848-1893).

Утыз Имэни в своей поэме "Баяннар" (Изложения) выразил насущные проблемы татарского общества в эпоху национального возрождения. Он рассуждает о том, что значит быть человеком (екет улмак), кто такой ученый, в чем суть взаимного согласия людей и их дружбы, что значит быть злым, как надо уважать родной язык, каково должно быть поведение богатого человека. В духе размышлений о перспективах развития татарской нации написаны им поэмы "Тэнзих эл эфхэр" (Очищение мыслей), "МоЬиммэтез заман" (Важности времени). Широкообразованный человек своего времени Утыз Имэни писал свои труды на татарском, арабском, персидском языках, пользовался большим авторитетом не только у себя в стране, но и за границей. Светский образ жизни татарского общества отражен в лирико-эпических поэмах Кандалый "Сахибжамал", "Мулла и абыстай".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.