РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">В XIX в. Н.И. Ильминский и Н.И. Ашмарин были в этом вопросе категоричны, говоря, что поволжские татары происходят из Золотой Орды, а булгары -- предки современных чуваш. Сейчас такой категоричности не чувствуется. Понятно, что "чистых" народов не бывает. Но вопрос: "татары мы или булгары", а может быть "мы -- булгаро-татары" -- продолжает обсуждаться. В действительности население Казанского государства было сложным по составу. Большинство населения традиционного центра (северное и южное Прикамье, правое и левое побережья Средней Волги) еще в древности составляли местные тюркские племена (берсула, эсегель, суасы и др.) и переселившиеся сюда в VIII в. тюркоязычные булгары. В составе государства Волжской Булгарии они интегрировались в общебулгарский народ.

В XIII--XIV вв. Камско-Волжский центр оказался более доступным для торгово-экономически активной части кыпчакско-татарского населения Золотой Орды. В свою очередь, булгары центра, имея мусульманскую интеллигенцию, оказались более готовы для взаимодействия с кыпчакско-татарским языком и культурой, особенно когда Золотая Орда, приняла ислам. В период становления Казанского татарского государства усилился процесс их политической, социально-экономической, языковой, культурной и духовно-психологической интеграции. В результате в XV--XVI вв. формировался народ поволжских татар, получив впоследствии односложный этноним "татары".

Вместе с тем Казанское государство не только сохранило унаследованную от Волжской Булгарии полиэтничность. В его границах происходило формирование и других народов. Булгары правобережной Волги, менее втянутые в ислам и в кыпчакско-татарскую языковую 11 культурную орбиту, больше сохранившие связи с финно-уграми формировались как чувашский народ. В составе Казанского государства (охранили свои, идущие от Волжской Булгарии, территориально-этнические позиции башкорты, принявшие ислам, а также представители финно-угорских народов. В Казанском государстве была еще значительная русская община, объединявшая беглых русских крестьян и пленных, оставшихся здесь. Они занимались ремеслом и торговлей и городах или составляли прислугу в больших хозяйствах. Большинство их оставалось в православной религии, часть перешла в ислам. Общая численность населения государства оценивается историками п пределах одного миллиона человек.

Государственные границы между Казанским государством и Московским государством, между ними и остальными государствами на постордынской территории оставались пока прозрачными. Главным образом, шло политическое размежевание. Сложившиеся социально-экономические, торговые связи между ними сохранялись. Продолжались перемещения населения.

Национальное государство поволжских татар в XV-XVI вв.

Государственный строй. XV в. для Европы был началом перехода от культуры средневековья к культуре нового времени. Эпоха Возрождения, начавшись в Италии в XIV в., стала вступать в свои права в остальных странах континента. Главную сущность Возрождения составило распространение гуманистического мировоззрения. Олицетворяли это мировоззрение Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланд-жело, Тициан, Данте, Эразм Роттердамский, Коперник... В социальном плане началось формирование национального самосознания, выражающегося в осознании национальной идентичности, в стремлении к национальному единству, в росте авторитета национального языка. С 1362 г. в Англии начинается перевод судопроизводства на английский язык. Заседания парламента здесь открываются отныне на английском языке. К XIV--XV векам относят историки складывание русской национальной культуры, русского национального государства.

Татарстан не остался в стороне от этих процессов. Утверждение некоторых историков, что Казанское ханство было типичным средневековым феодальным государством, лишенным "малейших признаков демократизма", безосновательны. Государственная система Татарстана представляла отныне централизованную монархию специфической исламской конституционно-консультативной формы. Коран являлся высшим государственно-правовым авторитетом. Жыен делал эту монархию представительной. Выборной была низовая власть в деревне. Новый государственный строй не стал результатом простой смены названия "Булгарского ханства" на "Казанское ханство". Одним из самых важных новшеств государственного строя было то, что началось закладывание основ татарского национального государства. Определявшие доныне государственный строй принципы исламского права начали дополняться национальным принципом государственного устройства -- принципом национального суверенитета. Сам же принцип национального суверенитета был порожден ростом и углублением у поволжских татар чувства и сознания национальной идентичности. Иначе говоря, становление национального государства поволжских татар происходило в условиях дополнения чувства и сознания исламской солидарности новыми чувством и сознанием национальной идентичности. Государство поволжских татар в XV--XVI вв. становится национальным государством, не переставая быть исламским.

Система государственного управления. В системе государственного управления Казанского государства сохраняются принципы, характерные для Волжской Булгарии, и вносятся новые элементы, связанные с восстановлением в полном объеме независимости, с процессом становления национального государства. Верховная власть в государстве принадлежала хану. При хане был Диван (Совет), игравший роль правительства. Члены Дивана назывались Карачи (смотритель, назир). Один из них был улу (главный) Карачи. В разное время должность улу Карачи исполняли Пулат Ширин, его сын Нурали. Вопросы межгосударственных связей решали обычно ханские посольства, формируемые, как правило, из трех яеловек: князя, оглана и бакши (дьяка). Видным дипломатом проявил себя во время татарстанско-российских переговоров князь Нурали. Под его началом работали высшие чиновники -- тамгачи (таможенник), ильче (государственное посольство), ямчи, бакши (дьяк) и др. В Диване важную роль играл глава духовенства -- муфтий. Во главе духовенства стояли в разное время сэед Бу-раш (1491-1507), сэед Шах Хусаин (1512-1516), сэед Боюрган (1546), Сид Мансур (1546), сэед Кул Шариф сын Мансура (1552). Они явля-мись первыми лицами в государстве после хана, выполняли важные дипломатические поручения. (Иногда бывали в оппозиции хану. Сэед Боюрган, например, не ладил с Сафа Гирей-ханом.)

В целом Казанское государство можно было назвать аристократически-представительной монархией. Для решения важнейших вопросов общегосударственного значения (объявления войны и мира и др.) по-прежнему собирался Джиен (Собор) с участием государственных сановников, высшего духовенства, военных верхов, состоятельных горожан и авторитетных землевладельцев. Судебные орга-п ы составляли судьи (казый) во главе с главным казыем страны, утверждаемым ханом. Они работали на основе законов шариата. Исламское духовенство в своих религиозных делах было автономно. ( оставляя нравственно-этическую опору государства, оно входило по все органы государственного управления и поддерживалось авторитетом хана. Во главе высшего духовенства страны (улемов) стоял муфтий, которого, как правило, величали титулом "шайх ул ислам". Пo-современному он был как бы главным прокурором: давал толкование законов шариата, давал фатву (благословлял) на реализацию законов, принимаемых Джиеном и ханом.

Постоянная армия государства была небольшой -- состояла из хорошо экипированной ханской гвардии и местных военных отрядов. Армия для ведения войны и обороны страны создавалась по необходимости. По подсчетам специалистов государство располагало ресурсами для развертывания боеспособной армии в 30 тыс. человек. В нее входили конница, пехотные части (лучники), пушкари, спецвойска на судах. Оружие состояло из сабель, пик, луков и стрел, пушек и пищалей (раннего вида ручного огнестрельного оружия). Ядра для пушек были чугунные, а также специальные глиняные -- свистящие.

Централизованное управление страной осуществлялось ханской вертикалью власти. Территория страны была разделена на доруги (округа), которые заменили систему княжеств. Во главе их стояли наместники хана. Доруги делились на туманы (вроде уездов), которые возглавляли чиновники-арбабы. В деревне был избираемый сельчанами староста. Особой автономией продолжали пользоваться княжества каринских татар, чувашская этническая территория, Марийское Поволжье, входившая в Казанское государство часть этнической территории мордвы и этнических башкортских земель. Удмуртская земля (Вятская община), в свою очередь, сохранила автономию. Здесь были свои князья. В источниках упоминаются, например, имена чувашских князей Акпарс, Адай. Среди них были как принявшие ислам, так и придерживавшиеся своей языческой религии.

Главную функцию местной администрации составлял сбор налогов. Собственно, этим определялось вхождение территорий в состав государства. В аппарате местной власти были сборщики налогов, смотрители за порядком, напоминающие полицейскую службу. К сожалению, архивы Казанского государства были уничтожены по указанию Ивана Грозного. В распоряжении историков имеются лишь отдельные документы, как, например, ярлык (грамота) Сахиб Гирей-хана. Исчезли и архивы Сарая. В XIX веке был обнаружен клад -- "кипы бумаги, написанной по-татарски", "песочницы, чернильницы, монеты ... свинцовая печать с изображением на ней тигра". Все это исчезло. Печать с изображением крылатого змея с короной оказалось позднейшей подделкой.

Оздоровление экономики. Смута, довольно долго продолжавшаяся в Золотой Орде, тяжело сказалась на социально-экономической жизни страны. Многие города были разрушены, деревни были в запустении, народ жил в нищете. Смута негативно сказывалась на духовно-психологическом состоянии народа. Ослабла система управления страной, усилилась разобщенность между отдельными районами страны. Народ, страна были в напряженном ожидании.

Решительный разрыв с распадающейся Золотой Ордой и провозглашение независимости, а самое главное -- наступившие после этого внутреннее согласие и мирные отношения с соседями, прежде всего с русским государством, были восприняты народом как божий дар за долготерпение. В стране началось экономическое оздоровление. За двадцатилетнее мирное правление Махмуд-хана страна встала на ноги, в нее вернулась стабильность. Была прекрасно отстроена Казань в стиле местной архитектуры. В заново отстроенном на древнем холме "Богол тау" (по Ф. Нуритдинову -- княжья гора) Кремле размещались ханский дворец, соборная мечеть, названная позже мечетью шайх ул ислама Кул Шарифа, другие мечети, мавзолеи. К Кремлю примыкал сам город, занимавший территорию до современной площади Свободы. Здесь размещались прекрасные мечети, дома, знатных горожан, традиционная баня, торговые ряды. Со стороны Булака к городу примыкала торгово-ремесленная слобода с пристанями и водным транспортом по Булаку. Далее, у Волги был гостиный двор -- место большой ярмарки. Ярмарка проводилась ежегодно 24 июня. По некоторым источникам, население Казани достигало 20 тыс. человек. По благоустройству она входила в число значительных европейских городов, являлась одним из крупных центров международной торговли на Волге.

Оживленной торговой артерией была Ногайская сухопутная дорога n.i Казани в Сарайчик и далее в Туркестан.

Остальные более крупные города по планировке и архитектуре и основном повторяли Казань, но без Кремля. Они имели свой административный и духовный центры с двором наместника и домом духовного главы, соборной мечетью, а при ней -- медресе. Города эти делились на махалла (жилые кварталы, каждый из которых имел мечеть), обрастали они ремесленными и торговыми рядами, а иногда -- целыми ремесленно-торговыми слободами.

Городское население состояло из свободных людей (посадских ремесленников и торговых людей), которые платили государству налог в размере десятой части дохода, и несвободных людей -- ханских (государственных) ремесленников (каменщиков, в том числе резчиков по камню, оружейников, ювелиров, кожевников, сапожников, гончаров и др.), а также прислуги, которую держали по необходимости свободные люди любой деятельности, в основном чиновники и городская знать. Сформировалось военное сословие. Во главе конных частей стояли огланы, простые конники назывались казаками. Значительную группу населения городов, особенно Казани, составляла интеллигенция, включая духовенство.

Восстанавливается и деревня. Согласно законам шариата, земля по-прежнему принадлежала обществу и распоряжался ею хан. Фактически было узаконено, что свободные крестьяне своими наделами распоряжались самостоятельно, за что государству платили ясак. Крупных феодалов в западноевропейском понимании в Татарстане не было. Не было здесь и российского типа крепостного права с помещиками. Крупное землевладение формировалось и существовало в виде жалованного ханом за службу (тархан) с правом не платить ясак. Оно напоминало русскую дворянскую систему. Безземельные и малоземельные крестьяне, появляющиеся в результате увеличения численности и разделения семей, либо покупали земли, либо арендовали ее у крупных землевладельцев часто за натуральную оплату. В числе крупных землевладельцев могли оказаться и служители культа высокого ранга, получавшие земли в качестве тархана (свободной от налога).

В стране стало чувствоваться повышение доходов от земледелия и скотоводства. Внешне похорошели деревни за счет добротных жилых домов и хозяйственных построек. Появились крупные деревни, состоявшие из нескольких махалла и мечетей.

Хозяйственная стабилизация коснулась также территорий, которые заселяли башкорты, мари, мордва, удмурты. Все они были вовлечены в общую торгово-экономическую жизнь страны. Жили эти народы в своих исторических регионах. Города и деревни их были заселены преимущественно представителями данной народности. В башкортских городах и деревнях имелись свои мечети, мектебы, медресе. Ислам тогда имел некоторое распространение среди чувашей, отчасти среди финно-угров. Вначале это случилось в связи с принятием ислама в Булгаре, а затем некоторое оживление получило в XIV в., когда в Золотой Орде при Узбек хане ислам стал государственной религией. Политика веротерпимости в Булгаре, в Золотой Орде, затем в Казанском государстве позволила этим народам сохранить свою языческую религию, свою самобытность. Ислам не препятствовал сохранению самобытности башкортов, способствуя в то же время большему их сближению с татарами по языку и культуре. Специальных русских поселений в Казанском государстве тогда не было. В городах они селились отдельными кварталами или улицами, в деревнях были отдельные семьи, например семья кузнеца и т.д. В Казани была значительная армянская колония. Еще в XIX в. археологами были открыты армянские надгробные плиты с надписями.

Национальная культура. XV--XVI вв. стали периодом интенсивного утверждения элементов татарской национальной культуры. Государственное делопроизводство, суды, работа Дивана, джиенов велись на татарском (старо-татарском) языке. Татарский язык становится языком науки и литературы. Ислам перестает быть единственным духовно-психологическим объединителем общества. В общественном сознании, наряду с пониманием мусульманской общности, свое место начинает занимать чувство единства по национальному языку и национальной культуре.

Одновременно усиливается интерес татарского народа к домонгольской независимости Волжской Булгарии, ее уникальному культурному наследию, к своей древности -- Булгару, Биляру. Татарская национальная культура вырастает из древнебулгарских традиций, вбирает в себя культурные наработки периода Золотой Орды и, обогащаясь достижениями XV--XVI вв., выходит на самостоятельную историческую дорогу.

В Казанском государстве начинается становление новой системы образования в мектебе и медресе, основанной на исламской и национальной идеологии. Детей учили не только молитвам, но и чтению и письму на родном языке. Медресе получает статус самостоятельной структуры, где наряду с исламским богословием изучались светские науки (история, география, риторика и др.). Происходит определенное изменение в среде интеллигенции. Мусульманское духовенство (имамы мечетей и их помощники) составляло основную ее массу. Наряду с чтением молитв на арабском, в мечетях расширяется практика чтения проповедей на родном языке. В самих проповедях основное место занимала история жизни пророков, прежде всего расула Аллаха Мухаммада, о том, как Аллах ниспослал ему Слова Корана, о его семье. Рассказывалось об Адаме и Еве, пророке Ное и Всемирном потопе, загробной жизни, Авеле и Каине и т.д. Значительное место в проповедях начинают занимать вопросы морали, нравственности, гигиены человека проблемы семьи и быта, разъяснение законов шариата, государственной жизни. Затрагивались и вопросы взаимоотношений татар с другими народами в самом полиэтническом Татарстане, да и в болee широком плане. Весьма критическими бывали высказывания по поводу анти-мусульманских выпадов деятелей московской православной церкви. Но отношение к христианской религии вообще, к православию всегда оставалось лояльным. Корану вообще чуждо негативное отношение к Иисусу Христу. Он считается одним из пророков Аллаха и упоминается не иначе, как в сочетании "ибн Мариам" (сын Марии), "Каул ал-Хак" (решение истины), "Салих" (праведник), подчеркивается, что Ему было послано открытие (Инжиль -- Евангелие). Особенно близко стояли к народу служители местных мечетей.Здесь уверенно звучал родной язык и царили народные традиции. Марджани отмечает, что наряду с обычными мектебами и медресе существовала школа суфизма в селе Адаев Малмыжского уезда. В книге Хисамуддина перечислены известные деятели суфизма: Байращ -- ученик А. Ясави, Иж Мухаммад -- ученик Байраша и др.

XV век стал периодом формирования татарской национальной ар-читектуры, уходящей своими корнями к традициям Волжской Булгарии. Городом татарской национальной архитектуры стала Казань. Князь Курбский отмечал, что когда смотришь на Казань с северной стороны, трудно охватить взглядом величавую панораму города с царскими палатами, мечетями с их высокими каменными минаретами, царскими усыпальницами. Насчитал он силуэты пяти каменных мечетей на Кремлевской возвышенности: ханской мечети, мечети Нурали, мечети Кул Шарифа... Марджани приводит предание, согласно которому у "Таджикского оврага" находилась главная мечеть с 8 минаретами. Ученые считают, что некоторое представление об этих исчезнувших зданиях можно получить по сохранившимся в Булгаре, Касимове, Елабуге архитектурным памятникам. Чертово городище близ Елабуги представляет массивную каменную цилиндрическую башню. Башня Сююмбике, так же как Черная палата в Булгаре, имеет внизу форму четырехугольника, который затем переходит в восьмиугольник. Аналогом, царской усыпальницы, о которой пишет Курбский, может быть усыпальница Шахгали при ханском дворце в Касимово, построенная в середине XVI в.

Лучшие здания в Казани были построены из камня и украшены лепным орнаментом и арабесками, вырезанными из камня. Казань имела богатую деревянную архитектуру. Национальными чертами отличались деревянные мечети с минаретами, богатые деревянные хоромы в два этажа с декоративным убранством и яркой многоцветной окраской.

Национальная культура располагала значительной светской интеллигенцией, среди которой выделялись поэты и писатели, деятели науки -- историки, юристы, врачеватели. Одним из них был поэт и мыслитель Махмуд Мухаммадьяр. В 1997 г. широко и торжественно отмечалось 500-летие со дня его рождения. Президент РТ М.Ш. Шаймиев назвал Махмуда Мухаммадьяра одним из "универсальных гигантов культур". Его жизнь и творчество довольно основательно изучены татарскими литературоведами. По этим исследованиям Мухаммадьяр предстает перед нами как один из представителей могучей плеяды европейского и восточного Возрождения. Родился Мухаммадьяр в 1497 г. в семье исламского богослова. Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью. В 1549 г. царица Сююмбике направляет его в Москву в качестве переводчика Казанского посольства. Посольство это было арестовано Иваном Грозным. Дальнейшая судьба Мухаммадьяра неизвестна.

Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: "Тохфаи мэрдан" (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и "Нури содур" (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н. Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди "турецко-татарских рукописей". Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о сохранении татарского национального государства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства.

В поэме "Нури содур" Мухаммадьяр выступил страстным защитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повествует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом общественном устройстве, рисует образ "праведного" правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обладать: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпеливость, мерность, правдивость, воздержанность от многословия, способность прощать и храбрость.

В поэме "Тохфаи мэрдан" Мухаммадьяр больше рассуждает о проблемах этики и нравственности на уровнях отдельного человека, семьи и общества. Он соединяет божественные добродетели с чисто человеческими добродетелями и выступает как великий гуманист. Мухаммадьяр воспевает земные человеческие достоинства -- красоту, ум, изящество, правдивость, скромность, и бичует земные пороки -- надменность, лицемерие, хвастовство, спесивость.

Произведения Махмуда Мухаммадьяра -- образцы сложившегося в XV--XVI вв. татарского (старотатарского) языка, наиболее ярко выражают начальный этап татарской национальной литературы. В них мы чувствуем отражение художественно-эстетических традиций литературы Волжской Булгарии, оставшихся от гениального Кул Гали, и булгаро-сарайского периода, идущих от Кутба, Сайфа Сараи и других.

Рядом с ним творили татарские поэты и писатели Эммикамал, Мухаммад Эмин, Гарифбек и др. По дошедшим до нас спискам рукописных книг мы видим, что на высоком уровне было орнаментальное и каллиграфическое оформление книг, искусство миниатюры.

Научно-философская мысль тогда была представлена в основном в поэзии, в художественной литературе. Развито было исламское богословие. Сохранились и исторические труды, посвященные главным образом истории своей страны, народа. В 1551 г., в деревне Таш билге Спасского уезда, написал свою книгу "Таварихи Булгария" (История Булгара) Хисамуддин бин Шарафудвдн.

Особенности внешней политики. С обретением независимости меняется международное положение Казанского государства. Предыдущие двести лет мир знал Волжскую Булгарию как страну, входящую в государство Золотая Орда. Теперь началась полоса международного признания независимого Казанского татарского государства. Восстанавливается собственная внешняя политика, нацеленная на расширение и укрепление внешнеполитических связей Казани. Обновляются давние казанско-бухарские отношения. После распада государства Ти-муридов, к власти в Узбекистане пришли Шейбаниды (1500--1598). Бывший правитель Ферганы Ба-бур, ставший основателем династии Великих Моголов в Северной Индии,.в своей книге "Бабур намэ" сообщает, что Шейбани хан (1483--1530) направил Казанскому хану Му-хаммад Эмину (1487--1518) известного певца Гулям Шади Гуди с посланием. Вновь на уровень межгосударственных отношений, поднимаются связи Казани с Египтом и другими странами Востока.

Эта линия межгосударственных связей, имея большое значение, однако не могла удовлетворить Казань в начавшуюся эпоху европейского Возрождения. Казань ищет более благоприятный выход в Западную Европу. В географическом и политическом плане такой выход можно было сделать через две соседние страны -- Россию и Турцию. Отношения с этими странами становятся главной заботой внешней политики Казанского государства.

Татарстанско-российские отношения. В период правления Махмуд-хана (1445--1466) российско-татарстанские отношения были мирными. Казань, как и Крым, заняв негативное отношение к Орде, поддерживала Москву в ее споре с Сараем. Во время похода Ахмад-хана на Москву в 1480 г. Крым непосредственно поддержал Москву, выдвинув свои войска против союзника Сарая -- Литвы, а Казань заняла позицию благожелательного по отношению к Москве нейтралитета. Мирные отношения продолжались и в первое время после прихода к власти в России Ивана III.

Однако вскоре Иван III начал проводить по отношению к Казани; недружелюбную политику. Идеологическая ее подготовка началась ещё! раньше. В 1409 г. в Москве по инициативе митрополита Киприана был; составлен Общерусский свод летописей, в котором содержится идеологическая установка: степные народы -- исконные враги Руси. После смерти Киприана в Свод была добавлена повесть об Идегее, в которой отождествлялись прежние "враги" с новыми -- татарами. С XV в., когда летописное дело перешло в распоряжение царей и летописи стали составляться специальными дьяками, анти-татарская направленность государственной идеологии в них усилилась. Опираясь на эту идеологию, Иван III оправдывал свою анти-казанскую политику и фактически взял ориентир на присоединение Татарстана к России. В русской историографии принято считать, что тогда в Казани действовали две соперничавшие партии -- русской ориентации и восточной (крымской) ориентации. Это не точно. В самом Казанском государстве были сосредоточены политические силы, стоявшие на позиции государственной независимости, хотя могли иметь место разные подходы к реализации этой независимости. В Москве, на русской службе уже тогда был брат покойного хана Махмуда -- Касим, получивший в удел район в татарской Мещере. Россия объявила этот удел самостоятельным Касимовским ханством.

Получалось, что как бы существуют два татарских ханства: одно -- и составе России, строящее добрые отношения с Москвой, другое -- и Казани, враждебное Москве. Следовательно, одна партия -- партия государственников была в Казани, другая партия -- "партия русской ориентации" находилась в самой России.

Первую попытку заменить на казанском престоле представителя татарских государственников представителем партии Московской ориентации Иван III предпринял в 1467 г. У Махмуд-хана было два сына -- Халиль и Ибрагим. После смерти Махмуд-хана в 1466 г. власть перешла к старшему -- Халилю. Тогда Иван III объявил, что совершена несправедливость, что по старшинству власть в Казани должен унаследовать брат Махмуда Касим. Касим получил хорошо снаряженный военный отряд и двинулся в Казань. Другой русский отряд в это время появился на севере Казанского государства и занял там земли Вят-< кой общины. Но план Ивана III посадить на Казанский престол Ка-гима провалился. Казанцы Касима в город не пустили.

После смерти Халиль-хана в 1467 г. власть перешла к его брату I \брагиму. Ибрагим-хан проявил себя умным политиком и умелым военачальником, твердым татарским государственником. Уже следующим летом он лично руководил военными операциями по вытеснению русских войск из Вятской земли, население которой его поддержало. Иван III признал свое поражение под Казанью и в Вятской земле, пошел на заключение мирного договора с Казанским государством. Историки называют эту победу Ибрагим-хана "блестящей". Отдельные русские отряды продолжали набеги на чувашские и марийские земли. Посол Германии в России в те годы Герберштейн в "Записках о Московских делах" отмечал, что чуваши и мари были меткими лучниками и русские отряды терпели от них большие беды. Имели место и бандитские налеты ушкуйников в города и села страны в верховьях Вятки. Активными были меры Ибрагим-хана и в этой области. Были прекращены бесчинства ушкуйников, предотвращены набеги отдельных военных отрядов, обеспечена безопасность населения.

В 1479 г. умер Ибрагим-хан. Казанский трон занял его сын от первой жены Фатимы Султан Ильхам. Он продолжал внешнеполитический курс отца, ориентированный на сохранение и укрепление государственной независимости. Иван III согласился на соблюдение заключенного с Ибрагим-ханом Казанско-Московского договора. Мирные отношения между Казанью и Москвой, установившиеся после заключенного Ибрагим-ханом в 1469 г. мира с Москвой, получили свое продолжение.

В 1487 г. умер Ильхам хан. В этом же году, неожиданно для казанцев, вероломно нарушив мирный договор, Иван III двинул на Казань большую русскую армию. Это была продуманная и тщательно подготовленная агрессия. Армия, подготовленная для отражения похода Ахмад-хана в 1480 г. и не вступавшая тогда с ним в бой, теперь всю свою мощь обрушила на Казань. Казанское правительство оказалось неподготовленным к отражению атаки столь мощной русской армии, имевшей опыт войны не только на Востоке, но и на Западе. В отличие от Крыма, принявшего к этому времени гарантии Турции, Казань еще не имела сильных союзников. Иван III осадил и взял Казань.

В этом же 1487 г., приняв присягу перед лицом муфтия и знати, Казанский престол занял другой сын Ибрагим-хана Мухаммад Эмин. Мухаммад Эмин, в свою очередь, проходил Московскую службу, был хорошо осведомлен о характере Ивана III, разбирался й политической ситуаций в России, в вопросах российской военной стратегии и тактики. Приходилось ему бывать и на западном фронте. В результате независимость Казанского государству удалось сохранить. Его окружение составляли князья Калимат, У рак, Садыр, Агыш, бахши Бозак, Барат Сэед.

Оставаясь твердым татарским государственником, Мухаммад Эмин-хан не встал на путь конфликтования с Россией. Он знал, что у русского государства оформилось твердое намерение присоединить Татарстан к России военным и дипломатическим путями. Наличие у России мощной армии и географическая близость делали эту опасность для Татарстана реальной. В 1489 г. Иван III, предприняв новый поход против Казанского государства, занял его северные территории -- Каринское татарское княжество и Вятскую землю и присоединил их к России. Князей с семьями увез в Москву, чтобы усилить там "казанскую партию русской ориентации". Это было нарушением договора, заключенного с Ибрагим-ханом в конце 60-х гг.

Мухаммад Эмин-хан как бы простил оба вероломства Ивана III -- в 1487 и 1489 гг. Проводя либеральную политику, он пытался направить решение этих конфликтов по дипломатическому пути. В основе такой его политики лежали коренные интересы татарского народа, не имевшего агрессивных намерений. М.Г. Худяков отмечал, что "правительство Казанского ханства никогда не стремилось к завоеванию русского государства". Напротив, Московское правительство во всех своих официальных документах, в переписке с иностранными государствами твердило, что в 1487 г. Казань была завоевана русскими войсками, и по праву завоевателя считало ее своей территорией. Все свои последующие агрессивные шаги но отношению к Казанскому государству русское правительство пыталось оправдать этим правом завоевателя, представить как меры по наведению "порядка". Подтверждая это свое право завоевателя, Иван III присвоил себя титул "князь Булгарский". Введенный в заблуждение Маркс писал: "Казань у его ног". Сам Иван III понимал, что Казань не принадлежит ему, что после 1487 г. в очередной раз была подтверждена независимость Казанского государства.

В октябре 1505 г. умер Иван III. К власти в Москве пришел Василий III. Идя по стопам отца, в 1506 г. он двинул на Казань 100-тысячную русскую армию с целью завоевать город. Она подошла к Казани, начала штурм города, но, потерпев полное поражение, спешно покинула пределы Казанского государства, побросав много оружия. Мухаммад Эмин-хан вновь проявил свою политическую зрелость. Он отправил в Москву свое посольство с предложением заключить договор, как сказано в русской летописи, "мир по старине и дружбу". Русские военнопленные были освобождены. В 1508 г. был подписан новый мирный договор между Казанью и Москвой. Это была большая военная и дипломатическая победа Мухаммад Эмин-хана.

В 1516 г. Мухаммад Эмин-хан заболел и в 1518 г. умер. Казань вступила в период новых осложнений отношений с Москвой. У Мухаммад Эмин-хана не было детей. Его брат Абдулатиф к этому времени умер. Пользуясь отсутствием прямых наследников, Василий III стал добиваться, чтобы Казань приняла в качестве своего хана Шахгали, который после смерти Касима стал владельцем Касимовского удела. Более того, в 1519 г., находясь в Москве, Василий III провозгласил его ханом Казани и тут же заключил с ним договор, по которому Шахгали принял от имени Казани обязательство не принимать нового хана без согласия Москвы. Казанское правительство выразило недовольство по поводу этого враждебного шага Василия III и начало искать выход из создавшегося положения.

Казанско-Крымские отношения. В 1518 г., в год смерти Мухаммад Эмин-хана, в Москве был подписан Московско-Крымский союзный договор. Провозгласив в следующем году в Москве ханом Казани Шахгали, Василий III испортил свои отношения с Крымом. Крым выразил протест против вмешательства во внутренние дела Казанского государства. Политическое положение Крыма тогда было устойчивым. Внешняя безопасность Крыма гарантировалась договором с Турцией. В Казани решили пригласить на престол Сахиб Гирея -- младшего сына Крымского хана Менгли Гирея. Здесь была династическая логика: За Менгли Гирея еще раньше вышла замуж вдова Ибрагим-хана, мать Мухаммад Эмина Нурсултан. Царевича Сахиб Гирея в Казани знали Он еще в 1510 г. сопровождал свою приемную мать Нурсултан, когда она гостила в России у своего младшего сына Абдулатифа, а затем более девяти месяцев жила в Казани у старшего сына Мухаммад Эмшьхана.

Сахиб Гирей приехал в Казань весной 1521 г. и без осложнений занял Казанский престол. Правил он в Казани недолго -- до весны 1524 г, Тем не менее оставил здесь добрый след как умелый защитник национальной независимости Казанского государства. Он решил уехать из Казани, чтобы подготовить себя в качестве наследника Крымского престола. Долго жил в Турции, воспринял там реформаторские идеи турецкого султана того времени Сулеймана, называемого Кануний (законодатель) за его реформы. В 1532 г. получил Крымский трон и царствовал до 1551 г. Перед своим отъездом Сахиб Гирей пригласил в Казань своего племянника Сафа Гирея. Сафа Гирей приехал в Казань весной 1524 г. и с согласия Казанского правительства и знати был провозглашен ханом. Несмотря на свою молодость, Сафа Гирей проявил себя как умный, самостоятельный и в то же время расположенный к взаимопониманию политик. Ш. Марджани характеризует его как весьма энергичного человека. В его окружении оказались верные своему народу, независимости Казанского государства политики высокого ранга. В источниках называются такие имена, как князь Отуч, аталык (советник молодого хана) Талыш, известный политический и военный деятель! Мамыш Берды, князья Тевкель, Ширмардан Чурачиков, мурзы Ку-лай, Кадыш, углан Карамыш, дочь Ибрагим хана Гавхаршад и др. Они его поддерживали в государственной деятельности и бою.

Период царствования Сахиб Гирея и Сафа Гирея (1521--1549) в русской историографии называется по-разному. Официальная русская историография нарекла его "периодом турецкого протектората", а М.Г. Худяков назвал "эпохой национального возрождения". На самом деле не точно ни то, ни другое. Неправомерно делить историю Казанского государства на периоды "русского протектората" и "турецкого протектората". Это -- цельная история становления татарского национального государства. Ее целиком делает татарский народ, защищая свою государственную независимость, а правительство заключает те или иные договоры с Россией, Крымом, Турцией и другими странами исключительно для оптимальной защиты этой независимости.

Обострение Татарстанско-Российских отношений. Провал попыток посадить на Казанский трон своего ставленника Московское правительство решило компенсировать усилением военного нажима. В 1523 г. на правом берегу Суры, т.е. на территории Казанского государства, была поставлена крепость, названная в честь Василия III Ваги льсурск. Глава русской православной церкви митрополит Даниил, как свидетельствуют архивы, сказал по этому поводу: "Тем городом мы всю землю Казанскую возьмем". Раньше походы на Казань начи-м;1лись из крепости Нижний Новгород, теперь предполагалось делать это из Васильсурска.

Чтобы обезопасить себя, Казанское государство расширяет свои связи с Крымом, Ногайской Ордой (Сарайчик), Астраханским ханством. Наиболее ощутимый выигрыш дали Казани переговоры с Турецким правительством. Султан Сулейман, по примеру Крыма, дал Казани гарантии внешней безопасности. Для Казани это обстоятельство имело, главным образом, моральное значение. Турецкие военные силы никогда непосредственно не вмешивались в российско-татарстанские войны. Для Казани был важен сам факт сближения с Турцией, где тогда происходили реформы европейского типа с учетом условий мусульманской страны.

Действовал и Василий III. Летом 1524 г. русские войска, по разным данным, в 150 или 180 тыс. человек (конница -- своим ходом, пехота, пушки, обоз -- на судах) с более близких позиций двинулись на Казань. Подойдя к Казани, они развернулись в боевом порядке и начали штурм города. Русские войска это сражение проиграли. Один конный отряд был разбит еще на Свияге. По свидетельству Герберштей-на, "он был побит встретившими его черемисами, и едва 9 человек спаслось в смятении бегством. Воевода, тяжело раненный, умер на третий день в руках врагов". Историки считают, что эта победа Казани была такой же "блестящей", как в 1469 г. В числе защитников Казани был прославленный в боях аталык Мухаммад Гали, погибший во время следующего сражения за город в 1530 г. По просьбе русского командования был заключен мир. СМ. Содовьев писал: "Поход не удался, не оправдал ожиданий" и отметил, что Василий III "согласился" на признание ханом Сафа Гирея. Сафа Гирей и его политическое и военное окружение отметили новую победу.

В 1530 г. Василий III повторил поход на Казань. На этот раз он решил предложить казанцам в качестве хана новую кандидатуру -- брата Шахгали Джангали. Шла русская армия по проторенной дороге. Не было ничего нового в тактике штурма Казани, эта армия также потерпела поражение.

В декабре 1533 г. царь Василий III умер, оставив престол своему трехлетнему сыну Ивану IV. До официального венчания Ивана Грозного на царство, которое случилось в 1547 г., Московское правительство предприняло еще одну попытку присоединить Татарстан к России. Поход русской армии с этой целью состоялся в 1545 г. летом, но Казань взять не удалось. Русская летопись сообщает, что "людей казанских многих побили и кабаки царевы пожгли", на обратном пути в устье Свияги разгромили имение князя Муртазы Тевекелева. Казань отстояла себя.

Так, попытки присоединить Татарстан к России оказывались тщетными в течение почти столетнего периода царствования Ивана III, Василия III, регентства Глинской и "боярщины". Главную роль сыграла внутренняя прочность Казанского государства. Важным обстоятельством была морально-политическая поддержка остальных государств, существовавших тогда в Восточной Европе. Россия была мощным государством. Она смогла вернуть русские земли, находившиеся в составе Литвы. Но прецедента присоединения к себе целого государства у России еще не было.

Продолжая политику своих предшественников, Сафа Гирей-хан, в свою очередь, смог отстоять и сохранить независимость Казанского государства. М.Г. Худяков, подробно изучавший историю Казанского ханства, отмечает, что в Казани сформировалась достаточно сильная партия (кружок) сторонников государственной независимости, объединившихся вокруг сестры Мухаммад Эмин-хана Гавхаршад, по версии X. Атласи -- Хоршида. В нее входили влиятельные политические деятели, которые нетерпимо относились к проявлению русского диктата и противодействовали усилению любого другого влияния, в том числе крымского. Они становились в жесткую оппозицию, если Сафа Гирей начинал склоняться в ту или другую сторону. В результате в критические моменты страна находила оптимальный выход.

Сафа Гирей улучшил отношения Казани с Ногайской Ордой, Сибирским ханством. Астраханским ханством. 'Он женился на дочери Ногайского князя Юсуфа из Сарайчика Сююмбике, которая стала любимой женой и достойным политическим спутником своего мужа. В марте 1549 г. Сафа Гирей-хан умер, оставив двухлетнего сына Утамеш Гирея от Сююмбике. В силу малолетства Утамеш Гирея обязанности правления страной легли на плечи Сююмбике.

Создается неблагоприятная для Казанского государства обстановка. В Казани -- малолетний хан при регентстве матери. В Москве венчан на царство Иван IV -- человек, который, по словам СМ. Соловьева, не только первый принял царский титул, но и осознал все значение царской власти, человек, у которого, как утверждает официальная русская историография, "очень рано проявилась дикая, болезненная жестокость".

Война за независимость

Поворот Восточной Европы к новой империи. XVI век принес Татарстану большие испытания. В Восточной Европе оказался пре-рнанным процесс становления национальных государств и их межгосударственного взаимодействия. Коснулось это прежде всего наибо-ice устойчивых национальных государств -- России и Татарстана. 11есмотря на возникновение острых кризисных ситуаций, Татарстан || Россия до этого оставались независимыми государствами. В отношениях между ними были свои особенности. О них довольно подробно пишет С.Х. Алишев в своей книге "Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV--XVI вв." Эти отношения в основном развивались в рамках норм международного права. После покорения Татарстана русское национальное государство начало перерастать и многонациональную русскую империю. Татарстан потерял при этом "вою национальную независимость. Историки давно ищут ответ на вопрос: как и почему это случилось?

В свое время имела хождение теория об "исторических и неисторических народах". С этой точки зрения, русские и татары оказались в разных лагерях: русские -- среди исторических народов, татары -- среди неисторических. Много поклонников ныне имеет "пассионарная теория" Л.Н. Гумилева. Из нее выводится ответ, гласящий, что русские оказались тогда в зените "пассионарности", а татары, как и другие тюркские народы, к этому времени успели истратить свою нассионарность в предыдущих империях (Золотой Орде, Хазарии, Причерноморской Булгарии, поздней гуннской империи).

Подобные теории не дают удовлетворительного ответа. Возможно, ответ надо искать не в "универсальных теориях", а в конкретной истории конкретного народа. Со времен Волжской Булгарии у татарского народа выработался взгляд на государство как на вспомогательную социальную организацию, призванную обслуживать население на своей, издревле обжитой территории, защищать и обустраивать ее. На своей территории татары хорошо преуспевали в земледелии и скотоводстве, имели наиболее благоустроенные деревни. Но еще охотнее они прикладывали свои руки к торговле и ремеслам. Не случайно еще Волжская Булгария была известна в мире как страна городов. Своеобразным был их подход к вопросам международного взаимодействия. Здесь на первый план выступали не политические и не территориальные мотивы, а торговля и ремесло. В татарском характере была страсть искать новые территории не для ее колонизации, а для торгового "освоения". Еще одна страсть в менталитете татарского народа -- несение службы. Много служилых людей дал Татарстан другим странам в зависимости от их потребностей: в Туркестан -- больше в области народного образования и культуры, в Россию -- в военной области. И эта служба высоко оценивалась принимающей стороной.

Торговля, ремесло, служба больше всего нуждались в свободе и равноправии, самостоятельности и взаимопонимании. Возможнее этим определяется отставание татар в политическом объединении. К середине XVI в. в Восточной Европе было два наиболее авторитетных татарских государства г- Казанское и Крымское. Приазовское татарское государство (Большая Орда) в 1502 г. было присоединено к Крыму. На этом объединительный процесс среди татарских государств приостановился. В Казанском государстве реализовалась политика укрепления связей с Крымским, Сибирским, Астраханским, Ногайским татарскими государствами, но государственной панта-тарской объединительной политики и идеологии здесь не было. Довольствовались существующей исламской общностью. Дела татарского мира тогда мало интересовали Турцию, которая была занята расширением своей территории и укреплением своих позиций в Южной и Центральной Европе, проведением реформ в своей стране.

В России сложилась несколько иная обстановка. К XVI в. в основном здесь закончилось объединение в единое национальное государство северорусских княжеств, включая независимые Новгородскую ) и Псковскую республики. Однозначной была претензия Ивана IV на объединение вокруг Москвы и южнорусских (украинских) земель, остававшихся у Польши и Литвы. Более того, в царствование Ивана IV получили окончательные контуры пестовавшиеся со времени Ивана III и Василия III идеология и политика создания мировой державы, "Степенная книга" (XVI в.), констатируя "божественность" царской власти, вела летописное происхождение московских князей от римского императора Августа, установившего в свое время личную власть. Проповедовалась связь России с римской империей и по линии сохранения истинной веры, что нашло отражение в утверждении "Москва -- третий Рим" (после Рима и Константинополя). Его автором считается псковитянин Филофей, живший в XVI в. Так, московские светские и духовные власти оказались ориентированными на переход от объединения русских земель к присоединению к России других стран.

Отражение агрессии Ивана IV в 1551 г. Сююмбике и Казанское правительство отдавали себе отчет в том, какая политическая угроза нависла над Татарстаном в связи с решением Москвы во что бы то ни стало покорить Казань и тем самым открыть путь к дальнейшей имперской экспансии, Сююмбике со своей стороны и от имени сына предложила Ивану IV вступить в переговоры. С таким же советом обратилось к Москве и правительство Ногайского государства. Предложения Сююмбике были отвергнуты Москвой. Советник Ивана IV, назвавший шбя Иваном Пересветовым, писал, что Казань надо завоевать даже в том случае, если бы она была "в дружбе с Россией", потому что Казанское царство является подрайской землицей, всем угодною". Завоевание Казани он оправдывал, называя его "государственной обороной, хотя всем было ясно, что Казань России не угрожала.

Подготовка Татарстана к обороне стала единственным решением. Эту ответственную патриотическую задачу берет на свои плечи милая женщина-мать и в то же время мудрый политик -- Сююмбике. Вокруг нее объединились все здоровые силы нации. После выезда из Казани Кошчака, возглавлявшего правительство в 1546--1551 гг., на эту должность был выдвинут Худайкул. Доверие и помощь ей оказывало мусульманское духовенство во главе с шайх ул исламом Кул Шарифом. Вокруг нее оказались князья Нурали Ширин, Япанчи, мурза Шунак, Бурнаш и др. Подготовка к отражению агрессии шла на местах, включая автономные чувашские и марийские земли, находившиеся на пути русских войск. В Арском крае эту работу возглавили князья Эйюб, Багаутдин.

Первые два похода по завоеванию Казани были предприняты по приказу Ивана IV в 1549 и 1550 гг. Тогда казанская армия, Сююмбике и ее политика выдержали испытание. Оба русских похода провалились. Но и политика Ивана Грозного ужесточается. Советники предложили ему идти на Казань нетрадиционным путем. В 1550 г. была проведена военная реформа; Возникли постоянные, натренированные корпуса стрельцов, составившие царскую гвардию. Во главе подразделений были поставлены провинциальные дворяне, которые, в отличие от боярских детей, были заинтересованы в службе, чтобы пробиться к власти. Были привлечены новые западные специалисты, особенно для артиллерийских и инженерных частей. Россия становилась военизированной страной. Во всем этом царю помогал митрополит Макарий.

Ранней весной 1551 г. русская армия во главе с самим царем перешла границу и двинулась вглубь территории Татарстана. В непосредственной близости от Казани, на Свияге была воздвигнута крепость, откуда планировался штурм города. Сююмбике, Казанское правительство, понимая, что штурм города приведет к большим разрушениям и человеческим жертвам, предложили Ивану IV начать переговоры. Русское правительство выдвинуло следующие требования: Казань отдает в плен царицу Сююмбике и ее сына Утамеш Гирея; примет в качестве хана приехавшего в русском обозе известного уже казанцам Шахгали; освободит всех русских пленных; все крымцы, находящиеся на государственной службе, будут высланы; правобережная части Казанского государства будет присоединена к России. Взамен русское правитель- ; ство обещало сохранить в Казанском государстве свою мусульманскую администрацию; землей в Казанском государстве будет распоряжаться хан; Казань будет иметь финансовую автономию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.