РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Власти строго следили за тем, чтобы в числе возвращаемого культурного наследия не было того, что официально запрещено в решениях центра, например, народного эпоса "Идегей", пересмотра оценок Золотой Орды, реабилитации исламских деятелей и деятелей татарского национального движения, оказавшихся в годы гражданской войны на стороне Белой гвардии. Особую заботу властей составляло соблюдение официально обязательного во всем Советском Союзе обращения к русскому народу как к "старшему брату", а к коммунистической партии -- как к "руководящей и направляющей" силе общества.

Государственные деятели Татарстана в эти годы (команда Фикра-та Табеева, в том числе председатель Совета Министров А. Абдуразя-ков, председатель Президиума Верховного Совета С. Батыев), вероятно, считали, что служат татарской нации в пределах возможного. Во всяком случае, они не отказались официально от классовой идеи коммунистов, не стали носителями идей подлинного национального возрождения.

Носители идей национального возрождения. Идеи национального возрождения, постоянно присутствовавшие в той или иной форме в татарском народе, в послевоенные годы стали для масс особенно привлекательными, Причин для этого было достаточно. Все больше теряла смысл идея классовой солидарности, расколовшая общество, духовно обеднившая его, отняв львиную долю исторического наследия. К тому же классовая идея не привела к материальному достатку. Немалым было значение примера национально-государственной консолидации народов, ранее лишенных своей государственности в ряде регионов мира.

Идеи национального возрождения были достойно оценены демократически настроенной частью татарского общества, прежде всего татарской национальной интеллигенцией. Научная интеллигенция, писательские круги начинают постепенно, в рамках закона, превращать желание национального возрождения в практические дела. В частности, они явочным порядком возвращали народу имена тех национальных деятелей, которые оставались в запретном списке. В одном случае власти республики соглашались с этим, как это было с реабилитацией Галимджана Ибрагимова в капитальном труде академика М.Х. Хасанова (1969). В другом случае, когда, например, И.З. Нурул-лин выступил с инициативой вернуть народу имя Гаяза Исхаки, власти пытались воспрепятствовать этому. В 80-х годах были изданы национальный эпос "Идегей", поэма Кул Гали (Мухаммада Гали) "Кыйссаи Йосыф". Так, при одобрении властей или без него обогащалась образовательная база национального самосознания.

Инициатива и деятельность татарской национальной интеллигенции, прежде всего писателей, тогда же вышли за образовательные рамки. Они были хорошо знакомы с Всеобщей декларацией прав человека, с интересом следили за крушением колониальной системы и образованием новых независимых государств. Старались понять суть утверждения в международной практике таких юридических норм, как "суверенное право, уважение прав, присущих суверенитету", "равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой", "добросовестное выполнение обязательств по международному праву", "национальные меньшинства или региональные культуры" (Хельсинкская декларация 1975). Одновременно пристально наблюдали они за ростом социального значения национального фактора в республиках Советского Союза.

Так, вне властных структур республики и независимо от них стали конкретизироваться проблемы татарского национального возрождения, соответствовавшие современным условиям.

Проблемы национального возрождения. Проблемы татарского национального возрождения не были абсолютно новыми. В современном варианте они были сформулированы в татарском национальном движении в начале XX века. Пути решения этих проблем в виде национальных требований татарского народа нашли свое отражение в программах и программных заявлениях организаций татарского национального движения в 1906-1920 гг. - партии "Иттифак", Мусульманского комитета, партии татарских эсеров. Мусульманского социалистического комитета, на страницах газеты татарских социал-демократов "Урал", в решениях Всероссийских мусульманских съездов, Милли Меджлиса, партии мусульманских социалистов-коммунистов, Российской мусульманской коммунистической партии. За это время организациям татарского национального движения удалось частично решить их, в том числе добиться провозглашения в 1920 г. Татарской АССР и создания в российских областях компактного проживания татарского населения татарских (татаро-башкортских) организаций по реализации национально-культурной автономии.

С установлением в Советском Союзе коммунистического абсолютизма решение проблем татарского национального возрождения было приостановлено, многие завоевания татарского национального движений аннулированы, само национальное движение -- запрещено. Его исторический опыт, аккумулировавшийся в татарском общественном сознании, сохранялся. Во многом этот опыт послужил отправным моментом в постановке проблем татарского национального возрождения в послевоенные годы.

Наиболее важной среди них была проблема вывода татарской национальной автономии из кризиса. Предстояло решить триединую задачу: освободить ТАССР от навязанной союзным правительством "урезанной" формы автономии; добиться экономической самостоятельности республики путем фактического возвращения ее природных богатств и создания национальной (общественной и частной) собственности; поднять роль татарской национальной культуры и татарского национального языка, придать татарскому языку статус государственного языка.

Не меньшее значение для судеб татарской нации имела проблема возрождения национальной жизни той части татарского общества, которая оказалась вне территории своей национальной республики. Преимущественно (около 4 миллионов человек) они жили на своей исторической территории" но оказались в составе различных областей России. Часть их не исключала возможности в перспективе воссоединиться со своей национальной республикой. Другая часть, как и около миллиона человек татарской диаспоры, могла бы восстановить реализованное в 20-х годах, а затем отмененное союзным правительством право на различные (территориальные и экстерриториальные) формы социокультурной и национально-культурной автономии в соответствии с Хельсинкской декларацией.

Наряду с этими двумя основными внутренними проблемами, татарское национальное возрождение имело еще и внешний аспект. Татарский народ, сложившийся в нацию в рамках бывшей Российской империи, в своем большинстве/не ставил вопрос о выходе из состава Союза. Наиболее оптимальным для него было восстановление своего суверенитета и вхождение в Союз прямо, по двустороннему договору. Союз тогда держался на политической и военной мощи России. Было почти невозможно мыслить национальное возрождение любой республики помимо воли России, вопреки ее воле. Татарскому национальному движению следовало подталкивать Россию в направлении превращения Союза из унитарного в действительно федеративное демократическое государство.

Новый этап национального движения. В 60-х годах проблемы татарского национального возрождения начали переходить из области идейного формирования целей в сферу практических действий национального движения по реализации этих целей. Чем больше углублялось размежевание между союзной властью и ее местными представителями, с одной стороны, и народом, с другой, тем шире становилась база для национального движения. Подводя итоги своего правления, Н.С. Хрущев заявил в 1960 г.: "...Мы; в Президиуме ЦК, очень довольны положением, которое сложилось в партии и стране. Очень хорошее положение!" Его оптимизм разделяло та-тарстанское руководство. Народ же был недоволен складывавшимся в Союзе и республике положением. В стране, запустившей искусственный спутник Земли, накапливающей атомное оружие, тактические и стратегические ракеты, содержащей военно-политическую организацию "Варшавский договор", все еще господствовал тяжелый ручной труд. Им были заняты до 40% рабочих промышленности и до 70% работавших в сельском хозяйстве. Не хватало товаров первой необходимости, даже хлеба. Протесты рабочих стали жестоко подавляться.

В 1962 г. союзное правительство предприняло новое покушение на автономию республики. Согласно объявленной Хрущевым реформе, Верховный Совет и Совет Министров республики сохранялись, но главной их функцией должно было стать не осуществление в республике государственной власти, а управление союзными и российскими предприятиями, размещенными в Татарстане. В составе правительства были созданы два управления: одно -- для обеспечения промышленного, другое -- сельскохозяйственного производства. В сельской местности органы местной власти -- районные и городские Советы были упразднены, вместо них созданы 17 сельскохозяйственных производственных управлений. Параллельно были оформлены промышленные зрны со своими управлениями, отвечающими за работу промышленных предприятий зоны.

Встреченная народом крайне негативно, эта реформа вскоре была отменена Народ еще более отошел от власти. В татарском общественном сознании укрепилось понимание той истины, что Татарстан, оставаясь в положении автономной республики, может надолго потерять перспективу национального возрождения. Можно сказать, что 60-е годы стали предвестниками начала нового этапа в татарском национальном движении.

Взвешенные, реалистические цели татарского национального возрождения нашли позитивный отклик в демократической части российского общества, в других республиках Союза. В 1963 г. на Всесоюзной научной конференции, созванной Академией наук СССР в столице Кыргызстана Бишкеке, один из основных докладчиков М.Д. Каммари высказал мысль, что развитие национальных отношений в СССР скорее "пойдет по пути превращения некоторых наиболее крупных автономных республик, таких, например, как Татарская, в союзные, чем обратно", что "окраинное положение республики само по себе, очевидно, не имеет такого значения, которое ему придавал Сталин".

Начало нового этапа татарского национального движения пришлось на период активизации политической оппозиции во всех республиках Союза, в том числе в русском обществе. В декабре 1965 г. в Москве прошла первая демонстрация с требованием соблюдения в стране прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации ООН 1948 г. В дальнейшем из нее выросло русское национальное оппозиционное движение под названием движения диссидентов (инакомыслящих). Одним из духовных наставников этого движения стал известный русский писатель А.И. Солженицын. Категорически отвергая коммунистический режим как величайшее бедствие, навалившееся на русский народ, он стал призывать русское общество найти в себе силы, чтобы избавиться от него. В роли другого духовного наставника русского диссидентства выступил ученый-атомщик А.Д. Сахаров. Будучи таким же страстным противником коммунизма, он призвал русское общество стать на путь общесоюзной модернизации и идти совместно с другими народами Союза по пути сближения и даже конвергенции (совмещения) своей социалистической системы с западным капитализмом.

Украина, Армения, Грузия, Литва, Эстония, другие республики, в свою очередь, были охвачены движением правозащитников, требовавших соблюдения прав и свобод не только человека, но и нации. В дальнейшем эти выступления переросли в национально-демократические движения.

Союзные власти взялись за искоренение "крамолы" путем дискредитации и уголовного преследования. A.И. Солженицын был выдворен из страны, А.Д, Сахаров сослан в Нижний Новгород. Тысячи активистов оппозиции были арестованы, сосланы. Пострадали многие диссиденты в национальных республиках. Понесли наказание руководители ряда республик. В начале 1971 г. был снят с занимаемой должности партийный руководитель Грузии В.П. Мжаванадзе, обвинен в национализме и перемещен на другую работу украинский партийный лидер П. Е. Шелест. Наказываемые местные лидеры не находили ощутимой поддержки ни в народе своих республик, ни у коллег в других республиках. Народ стал все больше дистанцироваться от власти. Правительство Л.И. Брежнева и его наместники в республиках теряли социальную почву.

Татарстан в системе российской стагнации. Начало 70-х годов принесло союзному правительству еще одно огорчение -- провал экономических планов. Народное хозяйство, ориентированное на обеспечение военного превосходства государства над западными державами, все хуже справлялось с производством продовольствия и промтоваров для населения. Особенно тревожило низкое качество товаров. Лидеры СССР оказались перед скандальным провалом их популистского обещания 1962 г. о том, что "в итоге второго десятилетия (1970-- 1980 гг.) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения".

Застойное правительство Л.И< Брежнева, поддержанное близорукими лидерами национальных республик, оказалось неспособным предотвратить надвигающуюся политическую и экономическую катастрофу. Было принято роковое решение о "постоянстве кадров", закрывшее приток в ряды старой номенклатуры молодых реформаторских сил. Чтобы создать видимость решения экономических проблем, было объявлено о возведении предприятий-гигантов, названных стройками коммунизма. Союзные власти отказались от своих же предложений о расширении прав союзных республик и повышении статуса автономных республик. В юридической литературе стала в качестве новации обсуждаться и рекламироваться идея о том, что националное государство отомрет раньше, чем отомрет государство вообще.

Была переписана Конституция СССР. В статье 13 Конститущщ 1937 г. говорилось: "Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольною объединения равноправных советских социалистических республик, В Конституции 1977 г. название "союз" было сохранено, но само союзное государство определялось как "единое союзное многонациональное государство" (статья 70). Иначе говоря, договбрный союз республик превращался в единое союзное государство разных национальностей. Политика унитарного государей а (единое союзное многонациональное государство) оправдывалась тем, что якобы преодолеваются республиканские границы, превращаясь в простую формальность, возникает "единение" живущих в Советском Союзе национальностей во всех областях их жизни. Еще в 1971 г. власти Союз провозгласили: в СССР "возникла новая историческая общность людей -- советский народ". В 1976 г. было объявлено, что в пределах всей страны сложился "единый хозяйственный организм". В 1981 г. с трибуны XXVI съезда партии Л.И. Брежнев заявил: "Происходит ...формирование культуры единого советского народа". Эти заявления делались в то время, когда, по признанию самого же Брежнева на этом съезде, в социалистических странах выступали "с энергичной защитой права за национальную специфику путей и форм борьбы за социализм и социалистического строительства".

В 1975 г. СССР подписал Хельсинкскую декларацию. Однако власти не соблюдали ее положений не только во внутренней политике. В 1979 г., когда чуть забрезжила кажущаяся возможность присоединить к социалистическому лагерю соседний Афганистан, склонная к авантюрам команда Брежнева отдала распоряжение ввести войска в эту страну. Западные партнеры по Хельсинки оценили этот акт как вероломство. Акция провалилась. Внешняя политика Союзного правительства не смогла уже оправиться. Стали отмежеваться от СССР даже его союзники.

СССР оказался в международной изоляции. Углубилась социально-экономическая и политическая стагнация внутри страны. В этой среде оказался и Татарстан. Лидеры республики (команда Фикрата Табеева, а затем и Рашида Мусина и Гумера Усманова), хотя и сочувствовали идее и проблемам татарского национального возрождения, на практике оставались уполномоченными Москвы, выполняли волю центра. Еще четче обозначилось в республике разделение функций. Структуры государственной власти республики сосредоточились на выполнении экономического плана центра. Проблемы возрождения национальной жизни легли на плечи возрождающегося национального движения.

Государственная промышленность в Татарстане. В Конституции СССР 1936 г. еще сохранялась декларация о том, что автономная республика есть государство. В ней говорилось: "Высшим органом государственной власти Автономной республики4 является Верховный Совет АССР" (статья 89), "Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР" (статья 91). При перечислении автономных республик в составе Российской Федерации Татарская республика была поставлена первой, т.е не по алфавиту, а, очевидно, по значимости. Об экономике автономной республики Конституция умалчивала. Ясность в этот вопрос внесла Конституция Татарстана 1937 г.

В ней говорилось: "Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян" (статья 1), она "осуществляет государственную власть на автономных началах" (статья 13). Статья 6 этой Конституции, подтверждая, что республика уже лишена своей собственности, перечеркивала экономическую автономию. В ней говорилось: "Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием".

Конституция СССР 1977 г. внесла ясность по вопросу о компетенции автонбмной республики в отношении экономики, ставшей "всенародным достоянием". К функциям властей Татарстана, согласно статье 83, были отнесены координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций союзного и российского подчинения, находящихся на территории Татарстана.

В 70--80-х годах Татарстан оставался крупным союзным и российским промышленным центром. На первом плане находились союзные предприятия, входившие b военно-промышленный комплекс. Наиболее крупными среди них были Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) им. Ленина, Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. С. П. Горбунова, Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), Казанский вертолетньш завод (КВЗ), заводы "Электроприбор", "Точ-маш", "Терминал", завод им. Серго, завод им. Горького, производственное объединение "Свияга", Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Они работали на военный заказ и давали почти половину продукции промышленности, размещенной в республике. Вся их технология была засекречена. Республика оставалась закрытой для иностранцев и оказалась "белым пятном" для остального мира.

Далее шли нефтяные и нефтехимические предприятия, также полностью находившиеся в союзном подчинении. Их продукция составляла более 20% валовой промышленной продукции республики. К 1970 г. ежегодная добыча нефти по союзному объединению "Татнефть" превысила 100 миллионов тонн. К концу 80-х годов союзные ведомства извлекли из недр Татарстана более 2 миллиардов 300 миллионов тонн нефти. За 70--80-е годы союзные ведомства разместили в республике новые крупные предприятия нефтехимии -- "Нижнекам-скнефтехим", "Нижнекамскшина", казанский завод "Оргсинтез". Здесь производилось 75% всего союзного бутилкаучука, 25% полиэтилена, 15% автомобильных шин. Полностью покрывались потребности страны в синтетическом каучуке. В середине 70-х годов вступил в строй завод грузовых автомобилей (КамАЗ). Электростанции, размещенные в республике, вырабатывали более 40 миллиардов кВт/час электроэнергии в год.

Все это богатство создавалось руками и умом татарстанцев с использованием щедрых природных богатств республики - нефти, леса, земли и т.д. В 1974-1984 гг. цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Тем не менее Татарстан не стал процветающей страной. Миллиарды нефтедолларов, полученные за татарстанскую нефть, были израсходованы союзными властями везде, только не в Татарстане. Союзные предприятия в Татарстане в техническом и технологическом оснащении отставали от подобных предприятий Запада, не имели доступа к западным ноу-хау. Да и на улучшение жизни народа они повлиять не могли. Татарстан отставал по производству товаров народного потребления. Они составляли лишь пятую часть всех товаров, производимых промышленностью республики. Объем производимых в Татарстане товаров народного потребления в пересчете на душу населения составлял 45% от уровня, производимого в Латвии, 53% - от уровня, производимого в Белоруссии. На отпускаемые союзным центром средства можно было строить только скромные жилые дома типа "хрущевок" и дворцы культуры "без излишеств". Мечети, церкви, историко-культурные памятники оставались в руинах. Столица республики Казань превратилась в город ветхого жилья и заброшенных исторических памятников. Зарплата работников оставалась самой низкой по сравнению со всеми странами, в том числе колониальными, где производилась аналогичная продукция. Нельзя сказать, что за счет Татарстана обогащался русский народ, процветали края России. Основную массу богатства страны амбициозная союзная власть сжигала в топке бессмысленного военно-политического соревнования между социализмом и капитализмом.

Государственное сельское хозяйство в Татарстане. Согласно Конституции Татарской АССР 1937 г., сельскохозяйственное производство в Татарстане стало государственно-колхозно-личным. К чисто государственному производству относились совхозы. Колхозное производство базировалось на государственной и кооперативной собственности. Земля (пахотная и сенокосно-луговая), машинно-тракторные станции, обслуживавшие колхозы, принадлежали союзному государству. Общественной собственностью колхозов были объявлены общественные предприятия в колхозах с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами продукция, общественные постройки колхозов. Личное подсобное хозяйство колхозника состояло из находящегося в его личном пользовании небольшого приусадебного участка земли и жилого дома, продуктивного скота, птицы и мелкого сельскохозяйственного инвентаря (статья 6 и 7).

Личное подсобное хозяйство колхозника и сформировавшееся на этих же условиях личное подсобное хозяйство рабочих совхозов вместе с небольшими предприятиями местной промышленности представляли собой оставшиеся островки национальной экономики республики. На этой основе заработал республиканский колхозный рынок, удовлетворявший более половины спроса населения в продовольствии (за исключением хлеба).

С начала 60-х годов союзное правительство развернуло по всей стране борьбу против так называемого "личного обогащения". Ее стержнем в деревне стало наступление на личные подсобные хозяйства. Коммунизация, проводившаяся под лозунгом "общественное хозяйство колхозов лучше обеспечит личные потребности колхозников"" охватила и татарстанскую деревню. Новые налоги сделали эти хозяйства убыточными для колхозников и разорили их. Резко уменьшилось поголовье скота в личном подсобном хозяйстве. Личные тепличные хозяйства по выращиванию овощей разрушались. Началась кампания переселения колхозников из мелких деревень, где были условия более благоприятны для ведения личного хозяйства, в центральные колхозные усадьбы, приближенные по застройке к рабочим поселкам. Доля этого сектора в производстве мяса в республике в 1960 г. составила 42%. В 1958 г. в этом секторе производились 31% молока, 66% яиц. В 1977 г. в докладе о новой Конституции СССР Брежнев заявил, что в подсобных хозяйствах все еще имеются "случаи злоупотребления ими в целях извлечения спекулятивных доходов". Личные подсобные хозяйства были окончательно разорены. Колхозники, рабочие совхозов и другие жители села лишились солидного источника доходов, а горожане -- продукции личных подсобных хозяйств.

Продуктивность общественного хозяйства колхозов, как и совхозов, оставалась низкой. По официальным данным, валовая продукция сельского хозяйства республики выросла в денежном выражении (в ценах 1971 г.) с 1285,3 миллиона рублей в 1969 г. до 1559,1 миллиона рублей в 1979 г., т.е. за 10 лет на 21%. Среднегодовая урожайность зерновых за 20 лет выросла с 9,4 центнера с гектара (1961-- 1965 гг.) до 14,0 центнеров с гектара (1976--1980 гг.), т.е. на 50%. Среднегодовое производство мяса (в убойном весе) увеличилось за эти же 20 лет со 140,7 тысяч тонн (1961--1965 гг.) до 217,2 тысяч тонн (1976-1980 гг.), т.е. на 54%.

Низкие темпы роста производства резко уменьшили доходы колхозников и рабочих совхозов, осложнили социальную обстановку на селе. Особенно усилилось недовольство в колхозах. Лишенные большей части доходов от личного подсобного хозяйства, они получали только символическую оплату за работу в общественном хозяйстве. По официальным данным, в 1965 г. на один отработанный в колхозе человеко-день колхозник получил продукцию на 2,01 -- рубля, в 1978 г. - на 3,69 рубля. Правительству Союза пришлось признать, что положение с продовольствием в стране стало критическим. Была принята специальная Продовольственная программа. Сама политика огосударствления сельскохозяйственного производства продолжалась. Многие так называемые убыточные колхозы превращались в совхозы. Число колхозов в республике сократилось с 2 443 в 1950 г. до 550 в 1978 г., число совхозов за это время увеличилось с 43 до 248. Выполнение Продовольственной программы шло туго.

8. Реформы 90-х годов в Татарстане

Демократическое движение в Татарстане

Перестройка в СССР. К середине 1980-х годов кризис власти в Союзе достиг критической точки. Отходивший от власти народ как в областях России, так и в национальных республиках все больше склонялся к оппозиции, требуя реформ. В ответ власти Союза решили взять инициативу в свои руки и выдвинули на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, молодого преуспевающего политика, занимавшего ранее должность первого секретаря Ставропольского крайкома партии, а с 1978 г. -- секретаря ЦК КПСС. В апреле 1985 г. Горбачев объявил свою программу вывода страны из кризиса, назвав ее перестройкой. Тогда он полагал, что главная причина недовольства народа лежит в области экономики. Причину недовольства интеллигенции видел в преследовании инакомыслия. Соответственно сформулировал главные лозунги перестройки: радикальная экономическая реформа, гласность, демократизация общественной жизни, допущение плюрализма мнений.

Восприняв перестройку положительно, советское общество, однако, не удовлетворилось модернизацией коммунизма. Вскоре сформировалась альтернативная горбачевской перестройке программа вывода страны из общегосударственного кризиса. В 1988 г., пользуясь объявленной демократизацией общественной жизни, вернулся в Москву вышедший на свободу А.Д. Сахаров. Заявив на приеме у Горбачева: "Я обрел свободу и ответственность", -- он включился в активную политическую деятельность как духовный лидер оппозиции. Легальная оппозиция стала быстро набирать силу во всех республиках, в том числе в России и Татарстане. По словам Б.Н. Ельцина, именно тогда он принял "духовное лидерство" Сахарова и главным для себя сделал работу по формированию официальной оппозиции.

Демократическая программа перестройки, предложенная оппозицией, была последовательно антикоммунистической. Ее лозунгами стали: отмена статьи 6 Конституции СССР о политической монополии КПСС в обществе; признание фактической независимости союзных республик путем упразднения существующего союзного центра; создание нового союза республик в форме конфедерации; устранение в новом союзе существующего деления республик на союзные и автономные, уравнение их статуса; радикальная экономическая реформа на основе соблюдения равенства общественной и частной собственности при признании рыночного хозяйства; реализация прав человека на уровне международных стандартов. Судьба указанных двух программ, предложенных коммунистической властью и демократической оппо-зицией, должна была решиться на выборах народных депутатов в парламент в марте 1989 г.

Перестройка в Татарстане. Горбачевская программа перестройки в Татарстане была воспринята двояко. Команда Гумера Усманова (председатель Президиума Верховного Совета Ш.А. Мустаев, председатель Совета Министров М.Щ. Шаймиев) как кадры, утвержденные на своих постах Москвой, основной своей задачей считали реализацию в условиях республики предписаний этой программы. Верховный Совет республики принял пятилетний план экономического и социального развития Татарской АССР на 1986--1990 гг. исходя из контрольных цифр, установленных для республики государственными планами Союза и России на XII пятилетку. Структура и основные направления развития хозяйства и социальной сферы не менялись. Предполагалось, что предприятия оборонного комплекса, производившие 45% валовой промышленной продукции, увеличат ее в 1,4 раза. Объединению "Татнефть" предстояло за пятилетие добыть 193 млн тонн нефти из недр республики, предприятиям нефтехимии -- увеличить производство на 28,5%. Планировалось строительство тракторного завода и атомной электростанции.

В плане оговаривалось усиление социальной ориентированности экономики: повышение зарплаты, увеличение производства продуктов питания и промышленных товаров широкого потребления, услуг, строительства жилья. Однако социальная область оставалась без достаточного финансирования и ее программа заранее была обречена на невыполнение. В области сельского хозяйства предполагалось, что с 1987 г. будут установлены твердые задания по сдаче в общесоюзный и российский фонды мяса, молока, яиц, картофеля, плодоовощной продукции. Для удовлетворения местных республиканских нужд планировалось направить все остатки, дополняя их за счет продукции подсобных хозяйств предприятий, личных хозяйств населения, коллективного садоводства и огородничества.

Иначе отнеслась к объявленной командой Горбачева перестройке демократически ориентированная часть общества, особенно из числа ученых, писателей, поэтов, деятелей искусства. Они приветствовали перестройку как процесс в ходе которого можно будет выйти за ныне установленные ее рамки и идти по пути решения в целом уже ясных проблем национального возрождения. Вскоре после заявления Горбачева в июне 1988 г. о том, что "выдвигается задача коренной реформы политической системы", группа интеллигенции, вынашивавшая идею национального возрождения, выступила с инициативой создания своей организации под названием Татарский общественный центр (ТОЦ). Сам процесс перехода от формирования идей татарского национального возрождения к их легальному разъяснению в массах произошел гораздо раньше -- со времени объявления гласности и плюрализма мнений. К 1988 г. в республике уже успели вырасти легальные проповедники идей национального возрождения, такие как поэтесса Фаузия Байрамова и другие. В октябре 1988 г. в печати появилась статья одного из инициаторов создания ТОЦ доцента Казанского университета Марата Мулюкова под названием "С уважением к себе и другим". Назвав ТОЦ "демократическим движением" многонационального Татарстана, Мулюков поведал общественности его цели: завоевание Татарстаном статуса союзной республики; расширение связей с зарубежными странами; придание татарскому языку в Татарстане статуса государственного языка; достижение экономической самостоятельности.

Часть татарстанцев, воспитанных в духе "интернациональной еди-нодержавности", вначале была, в определенном смысле, шокирована появлением на политической арене непривычной для советского времени национальной организации. Некоторые общественные силы, поддерживая определение Горбачева "национализм в любой форме слеп", на страницах газеты "Вечерняя Казань" пытались обвинить ТОЦ в том, что он якобы добивается отделения Татарстана от России. Вскоре большинство татарстанцев (татар, русских, других национальностей) стало относиться к ТОЦ и его программе с пониманием. Прежде всего это относилось к молодежи. В принципе объявленная ТОЦ программа не вызвала противодействия со стороны руководства республики. Оно понимало, что получение статуса союзной республики в составе Союза оставалось желанием демократической татарской общественности все предшествовавшие годы. Не скрывал этого и М.Ш. Шаймиев, работавший председателем Совета Министров, а затем выдвинутый на пост первого секретаря обкома партии. Было нелогично оценивать переход от отношений "господства и подчинения" к партнерским отношениям как разрыв отношений.

В феврале 1989 г. в Казани состоялся Учредительный съезд ТОЦ. В его работе приняли участие 586 делегатов, представлявших города и районы Татарстана и территорий компактного проживания татар ряда автономных республик и областей России, посланники татарской диаспоры союзных республик, Москвы, Санкт-Петербурга. В своих резолюциях съезд подтвердил объявленные программные цели и добавил к ним требования о возрождении национальной жизни в регионах компактного проживания татар за пределами Татарстана. Был дан новый импульс работе возникших там самодеятельных татарских социокультурных организаций, Были приняты программа и устав ТОЦ.

С деятельностью ТОЦ связано начало диалога в Татарстане между оппозицией и структурами государственной власти. В работе съезда ТОЦ участвовал в качестве представителя обкома партии руководитель его идеологического отдела Олег Морозов, заявивший, что областной комитет КПСС готов сотрудничать с ТОЦ. Таким Татарстан шел на выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в марте.

Демократическая оппозиция в Союзном и Российском парламентах. Выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в марте 1989 г., пока еще принесли победу команде Горбачева. Сыграли свою роль его обещания обновить Союз, а также поддержка программы перестройки со стороны западной демократии. Вместе с тем стало сенсацией избрание в состав Верховного Совета большой группы альтернативных депутатов, в том числе А.Д. Сахарова. Впервые в истории СССР в его парламенте появилась довольно внушительная официальная оппозиция коммунистическому курсу. Около 100 депутатов во главе с А.Д. Сахаровым, в том числе депутаты Татарстана, сформировали свою Межрегиональную группу депутатов. А.Д. Сахаров определил задачи и направления деятельности группы как конструктивной оппозиции к существующей власти. Позже, в своем выступлении 14 декабря на собрании группы в Кремле он призвал своих соратников сделать следующий решительный шаг -- добиться отмены статьи 6 Конституции и других статей Конституции, которые к ней примыкали.

Началась интенсивная парламентская работа оппозиции. А.Д. Сахаров был избран в состав конституционной комиссии парламента. Он первым представил в комиссию свой конституционный проект нового Союза. В проекте речь шла не о реформировании существующего Союза, на чем настаивала команда Горбачева, а о конструировании нового Союза на базе новых принципов без "руководящей роли КПСС" и без определения Союза как "социалистический". Первоначально структурными частями этого Союза должны были стать существовавшие союзные республики и получившие суверенитет автономные республики. Предполагалось предварительно реформировать РСФСР, создав на ее базе Республику Россия и ряд других национальных республик, а также разделив Республику Россия на четыре экономических района: Европейскую Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь. Все изъявившие желание сотрудничать бывшие союзные и автономные республики, включая новую Республику Россия, должны были добровольно объединиться в конфедерацию, называемую Союзом Суверенных Советских Республик Европы и Азии.

Оппозиция предлагала вести перестройку, не только избрав новый политический курс, но и ориентируясь на коренное обновление социально-экономического строя. Перестройка должна была привести к созданию экономической структуры, плюралистически сочетающей общественную и частную собственность и основанной на рыночном хозяйстве. Земля, ее недра и другие ресурсы должны были стать собственностью самих республик.

14 декабря 1989 г. умер А.Д. Сахаров. Демократическая оппозиция в союзном парламенте ослабла, но усилилась она в союзных и автономных республиках. На выборах народных депутатов в республиканские парламенты, прошедших в феврале 1990 г., демократическая оппозиция получила большинство голосов почти повсеместно. Пример показала Российская Федерация. На первом съезде народных депутатов РФ, созванном в начале июня, председателем Верховного Совета был избран лидер оппозиции Борис Ельцин. 12 июня съезд принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации, что фактически означало выход РФ из состава Союза. Было ясно, что без РФ Союз существовать не сможет. Союзные структуры власти, КПСС и ее лидер Михаил Горбачев оказывались фактически

без власти.

Желая выправить положение, команда Горбачева 2 июля 1990 г. обратилась к народам Союза с программным заявлением "К гуманному, демократическому социализму", в котором обещала обеспечить переход "от авторитарно-бюрократического строя к обществу демократического социализма". Декларировались решительный отказ от политики и идеологии монополизма; введение многообразия собственности и хозяйствования; Создание современной и мощной индустрии производства товаров народного потребления; преобразование СССР из унитарного государства в подлинное содружество народов; повышение конституционного статуса, расширение прав автономных республик; осуждение любых форм насилия в решении национальны проблем; свободное развитие и равноправное использование языков народов СССР; демократизация внешней политики, переход от конфронтации к сотрудничеству; вывод войск из Афганистана и др.

Несмотря на обилие красивых обещаний, вернуть демократические парламенты республик снова в лоно социализма Горбачеву не удалось. Отказались не только республики Прибалтики, но и Россия, Украина, Белоруссия.

Усиление демократического движения в Татарстане. Наиболее активно проявило себя демократическое движение в Татарстане в период подготовки и проведения выборов народных депутатов в республиканский парламент в конце 1989 -- начале 1990 гг. Сторонникам демократического движения был открыт доступ к республиканской и местной печати, радио. Появились у них собственные органы печати. Начала выходить газета "Республика" под лозунгом: "Невозможно гарантировать права человека вне гарантий црав народов". Одновременно во властной структуре республики сформировалась ориентированная на провозглашение государственного суверенитета Татарстана команда в составе М.Ш. Шаймиева (первый секретарь обкома партии), М.Г. Сабирова (председатель Совета Министров), В.Н. Лихачева (зав. государственно-правовым отделом обкома) и др. 4 ноября 1989 г. Верховный Совет республики принял Закон об изменениях в Конституции Татарской АССР. Более демократической стала избирательная система. В ней предусматривались альтернативность выборов и многомандатность избирательных округов.

Главным лозунгом, сблизившим позиции демократического движения и демократического крыла в структурах государственной власти, стало популярное в народе требование самостоятельности Татарстана в составе России и Союза. В сущности, самостоятельность, не отягощенная национализмом, удовлетворяла многонациональное население республики и поддерживалась им. Требование самостоятельности, свободное от примеси сепаратизма, не было разрушительным, позитивно воспринималось и поддерживалось истинной демократией России и Союза. Несовместима была самостоятельность с унитаризмом, который отстаивали тогда ортодоксальные коммунисты. Не случайно главный лозунг объединенных демократических сил республики "За государственный суверенитет Татарстана в составе СССР и России" на выборах одержал победу над лозунгом "За единый социалистический Союз", "За единую социалистическую Россию".

Большим подспорьем для татарстанского демократического движения стала демократическая программа А.Д. Сахарова, в которой предусматривалось предоставление автономным республикам статуса суверенных республик. В ходе обсуждения проекта Декларации о государственном суверенитете РФ в российском парламенте депутаты от Татарстана активно поддержали идею самостоятельности РФ перед лицом диктата со стороны союзного центра. Особенно это относилось к пункту 5 проекта, где говорилось о верховенстве Конституции РФ и законов РФ на всей территории РФ, об исключительном праве народа на владение, использование и распоряжение национальным богатством страны, об объединении РФ с другими республиками в союз на основе Договора. В этом духе оказались и Декларации, принятые другими республиками. В Декларации, принятой на Украине 16 июля, в частности, говорилось: "Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределением.

К сожалению, российская Декларация не смогла подняться до уровня предвыборных обещаний российского демократического движения о предоставлении автономным республикам статуса суверенных республик. Вопреки настоятельным предложениям Межавтономной депутатской группы в российском парламенте о признании суверенитета автономных республик, пункт 6 проекта Декларации ограничился старой, ничего не означавшей формулой "существенное расширение прав автономных республик". Демократическое движение Татарстана выступило против принятия проекта Декларации с таким пунктом. 14 июня на организованном ТОЦ массовом митинге в Казани его участники приняли обращение к М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину, в котором было заявлено, что у Российской Федерации, как и у СССР, нет оснований для ограничения суверенитета Татарстана. Тогда же обращение это было зачитано на съезде народных депутатов РФ. Требование восстановления в Декларации формулы суверенитета автономных республик было вновь поддержано Межавтономной депутатской группой съезда, которую возглавлял депутат от Татарстана М.Г. Сабиров. Голос Татарстана не был услышан. В этом плане Декларация оказалась ущербной.

Становление суверенной республики Татарстан

Провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан. Внутренне Татарстан был готов к провозглашению своего государственного суверенитета. Союзный центр и Российская Федерация, в свою очередь, не могли не считаться с этим фактом Готовя новый союзный договор, Горбачев как будто склонялся к тому, чтобы Татарстан подписал его самостоятельно, наряду с РФ. Однако не было уверенности в том/что подписавшие этот договор республики фактически будут самостоятельными. Подготовленный к подписанию новый договор предусматривал создание не "союза государств", а "союзного государства". Россия хотела оставить Татарстан в своей зоне и отказалась включить в свою Декларацию о государственном суверенитете согласие на предоставление суверенитета автономным республикам. В начале августа Б.Н. Ельцин в качестве председателя Верховного Совета РФ посетил Татарстан. Журналисты задали ему прямой вопрос: "Готовы ли Вы предоставить татарам отдельную квартиру?" (в смысле "суверенитет Татарстану"). Ельцин ответил: "Готов. Но какой суверенитет, какое название будет у Татарии, я еще раз говорю, это вы решите сами на сессии Верховного Совета Татарии... Да, конечно, мне тоже хотелось бы, чтобы Россия единой участвовала в демократических преобразованиях, потому что Россия пойдет к ним более радикально".

Для татарстанского демократического движения главным был вопрос о государственном суверенитете Татарстана, но уже не вопрос о том будет он суверенным субъектом России или Союза. Первым шагом нового парламента Татарстана стало избрание председателя Верховного Совета. Им стал единый кандидат демократического движения М.Ш. Шаймиев. 30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. По поручению комиссии проект Декларации огласил депутат Ф.Ш. Сафиуллин. Согласно регламенту, количество желающих выступить в обсуждении проекта не ограничивалось. В результате согласования мнений депутатов появился окончательный вариант, гласивший, что Верховный Совет:

"1.Провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику -Татарстан.

2.Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

3.Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей...

4.Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками..."

Одновременно был принят Закон об основах народовластия в Татарстане, гарантирующий необратимость освобождения структур государственной власти от какого бы то ни было давления со стороны партий.

Принятием Декларации о государственном суверенитете завершился национально-освободительный цикл в истории Татарстана, активно начавшийся в 1917 г. созывом Милли Меджлиса в целях провозглашения Волжско-Уральской суверенной республики. Был открыт путь для реального становления в Татарстане суверенного государства Республика Татарстан. Заявление Декларации о том, что "Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР" было направлено на обеспечение дальнейшего сплочения многонациЬнального татарстанского общества.

Суверенная Республика Татарстан рассматривалась как фактор, способствующий дальнейшей социокультурной консолидации семи-миллионной татарской нации. Республика обретала дополнительные возможности для того, чтобы выступать в качестве культурного и духовного центра татарского населения, проживающего вне территории своей национальной государственности. Своим социально-экономическим потенциалом и устремленностью к равноправному Сотрудничеству суверенный Татарстан мог играть позитивную роль в формировании новой федерации суверенных республик в рамках России и Союза. Высоко оценили провозглашение государственного суверенитета Татарстана народы и государственные власти республик России и Союза. Смелый шаг Татарстана стал примером для остальных автономных республик РФ, провозгласивших вскоре свой государственный суверенитет.

Отстаивание суверенитета. Объявившую свой суверенитет республику впереди ожидали большие испытания. В декабре 1991 г. бывшие союзные республики РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан и другие объявили о своем официальном выходе из состава СССР. Советский Союз юридически распался. Татарстану предстояло отстоять свой суверенитет перед Россией -- преемницей Советского Союза. Россия тогда переживала трудное становление. Не удавалось организовать нормальную работу демократического парламента. Съезд народных депутатов, созванный в апреле 1991 г., проходил во взаимных обвинениях демократов и коммунистов России. Один из депутатов назвал съезд изжившим себя, ненужным надпарламентским органом, не способным принимать законы. Не было пока компетентного правительства согласия, способного предложить необходимую экономическую программу. В эти же дни произошло обвальное понижение курса рубля. Шоковое обнищание народа распространилось и на Татарстан.

Деструктивные политические силы РФ, пользуясь недовольством народа, стали третировать курс демократической перестройки, утверждая, что он якобы ведет к развалу России. Особенно доставалось демократическому процессу суверенизации автономных республик и его инициатору -- Татарстану. В ходе указанного съезда народных депутатов РФ председателю Совета Национальностей Верховного Совета Рамазану Абдулатипову корреспонденты задали вопрос: "Как Вы относитесь к вероятности выхода Татарстана из Российской Федерации?" Выразив уверенность в том, что Татарстан подпишет подготовляемый Федеративный договор, он сказал, что у Татарстана нет таких намерений и далее добавил: "Нам надо стремиться зарабатывать себе на жизнь самостоятельно -- не жить за счет друг друга, а трудиться вместе". Предложение о подготовке общего для всех республик Федеративного договора было принято на этом же съезде 5 апреля. Предполагалось, что он заменит предлагаемый Татарстаном двусторонний Договор.

После съезда усилился нажим на Татарстан с требованием согласиться с предлагаемым Москвой урезанным вариантом суверенитета. 13 февраля 1992 г. Конституционный суд РФ вынес вердикт, что ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарстана не соответствует Конституции РФ, следовательно, не имеет силы. 19 марта с предложением согласиться с Федеративным договором обратился к Татарстану Б.Н. Ельцин, Участились заявления недружелюбных к Татарстану московских политиков о якобы существовании у пришедшей в Татарстане к власти национальной элиты корыстных целей -- оторвать республику от России. ТОЦ, молодежную организацию "Азатлык", возглавляемую Фаузией Байрамовой партию "Иттифак" за их защиту суверенитета республики стали безосновательно обвинять в национализме, сепаратизме и даже во враждебности к русскому населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.