РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Стабильной для страны в целом становится налоговая система. Основными налогами были: "десятина" (десятая часть дохода) и "зя-кэт" (одна сороковая часть дохода, отдаваемая в пользу бедных и духовенства). Местные налоги назывались "салым" -- земельный, ямской, дорожный и др.

Духовная жизнь. В ходе становления древне-татарского государства и утверждения ислама в стране в течение X в. определились основные направления развития духовной жизни общества. Традиционный пласт духовной жизни общества в виде ценностей, унаследованных от доисламских верований и идеалов северо-тюркских племен, в основном сохранился. Новый, исламский пласт проникает в духовную жизнь общества постепенно, можно сказать, в два приема. Первоначальное проникновение исламских ценностей относится к периоду до официального принятия ислама. Ибн Русте еще до 913 г., ал Балхи -- до 921 -- 922 т., описывая Булгар и Сувар, отмечали, что здесь имеются мечети и исламское духовенство, поставлено дело лечения людей, т.е. имеются табибы. Это же подтвердил Ибн Фадлан. Причем ислам шел сюда главным образом тогда через соседей -- тюркские государства (Хаза-рию, Хорезмию, Бухару), принявшие ислам раньше и уже имевшие опыт "тюркизировать" некоторые из его обрядов. Это выражалось, например, в читаемых на тюрки проповедях после молитвы на языке Корана. Основные молитвы в мектебах также объяснялись на тюрки. В практической жизни, особенно в семейной, исламские обряды не вступали в особую конфронтацию с традиционными. Официальное принятие ислама и официальное выполнение предписаний ислама происходило на этой уже подготовленной почве. Таким образом, складывающийся в древнем Татарстане исламский образ жизни не стал повторением багдадского или иного исламского образа жизни.

Как всякое новое, ислам пробивал себе дорогу в древнем Татарстане, как и в других странах, включая саму Аравию, не без противоречий и потрясений. Сопротивление в среде народа рождалось главным образом „тогда, когда применялись насильственные методы внедрения ислама. Объективно же в новых условиях становления государства общество нуждалось в новой религии. Ислам представлял собой одновременно и ал Иман ("верую" -- вера в божественную справедливость) и ал Ихсан ("нравственная добродетель"), выстраивавшие понятную людям, убедительную систему нравственных ценностей, основанных на гуманизме и справедливости. Запреты ислама находили отклик во внутренне присущем человеку качестве самоограничения и воспринимались как должное.

Культура. Принятие ислама расширило возможности культурного общения со странами исламского мира -- с их арабо-язычной, ирано-язычной и тюрко-язычной культурами. Тюрки, фарси и араби стали языками, параллельно употребляемыми в среде интеллигенции и высших государственных чиновников. Форсированно строились мечети, а при них возникали мектебы. Древнебулгарский язык, ставший государственным языком, получил письменность на основе арабской графики.

Появилась образовательная база для распространения в Волжской Булгарии, получившей тогда высокое развитие. Сама эта культура выросла, опираясь на достижения мировой цивилизации. От Индии и Китая она получила зачатки точных наук, математики, от Греции -- философию, от Ирана -- идеи централизованного управления государством. В ее распоряжении оказались образцы художественной лотературы многих цивилизованных народов. Среди создателей богатств исламской культуры* наряду с арабами -- философом и историком Ибн Ку-тайба (828--ок. 889), философом Абу Нарсом ал Фараби (870--950), астрономом Али ибн Абд Рахманом ибн Юнус (950--1009), философом Ибн Рушдом (1126--1198) и иранцами -- философом Мухаммедом ал Газали и другими, участвовали и ученые тюркского мира -- родоначальник алгебры (ал джабр) Мухаммед ал Хорезми (787 -- ок. 850), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Бируни (973 -- ок. 1050), врач и философ Абу Али ибн Сина (ок. 980--1037), поэт и мыслитель Абу Мухаммед Низами Гянджеви (ок. 1141 -- ок. 1209).

В.К. Чалоян (1979) называет эту культуру культурой "ирано-арабского Востока". На деле же она была создана объединенными усилиями представителей арабских, иранских и тюркских стран и в таком объединенном виде обогатила европейскую культуру. В XII в., например, в латинском переводе появились "Алгебра и уравнения" Мухаммеда ал Хорезми, книги Ибн Сина "Канон медицины" и "Даниш наме" в трех разделах: логика, математика, физика. По имеющимся сведениям, свой вклад в развитие исламской культуры тогда внесли и булгар-цы -- историк Якуб бин Нугман, правовед Хамид бин Идрис (XII в.), врач Тадж эд Дин (XIII в.).

3. Волжская Булгария в XI-XV веках

Укрепление общественного и государственного строя

Государственное объединение. К началу XI в. в Волжской Булгарии возникла новая политическая обстановка. До конца X в. государственное объединение здесь базировалось на договорных отношениях между вошедшими в состав государства княжествами, которые фактически оставались самостоятельными, иногда чеканя даже свои монеты. В начале XI в. при Хайдар хане обстановка меняется. Начинается процесс централизации государства.

Центральную часть государства по-прежнему продолжали составлять княжества Биляр, Булгар, Сувар -- на левом берегу Камы, Ошель -- на правом берегу Волги, княжество буртасов располагалось западнее Самарской Луки на Волге -- на границе с европейскими печенегами. Между Окой и Волгой располагались княжества мишарей -- это частично территория современных Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Ульяновской областей. Мишари (миша -- лес, ир -- человек) -- "одно из самых древних тюркоязычных племена (М.З. Закиев, 1993) Восточной Европы. Их потомки, заселявшие в XI--XII вв. среднее течение Оки, оказались частично в составе Владимирского княжества (в 1152 г. великий князь Юрий Долгорукий заложил там город, названный Городец Мещерский, с 1471 г. -- город Касимов), частично -- в составе Волжской Булгарии. Позже, в составе Золотой Орды объединенное Темниково-Наровчатское княжество получило относительную автономию, объединило мишарей, сохранивших свой татарский язык. Они составили второй наиболее крупный компонент татарской нации.

Возникли новые княжества, расширившие центральную часть государства. В связи с увеличением населения и ростом торгово-экономической активности оформилась структура Джукатауского (Джуко-тинского) княжества. Центром княжества становится город Джукатау, возникший еще в X в. в устье реки Кили, на горе. Восточные границы государства простирались далее к бассейнам рек Каргалы, Шешмы, Челны, Мензели, Зая, Ика.

Централизация государства охватывает также земли на север от Камы. Здесь не позднее X в. возник город Кашан, а позже утвердилось одноименное княжество. В коллекции археологов имеется браслет с надписью "Шэхре Кашан".

В X--XI вв. более активно включились в общегосударственную жизнь земли бассейна реки Казансу -- Казанское и Арское княжества. Город Казань был заложен на северо-западе страны, у слияния Казан-су с Волгой на рубеже 1004--1005 гг. В стратегическом плане городу предстояло стать центром обеспечения взаимодействия Волжской Булгарии с поднимающимися в непосредственной близости Новгородским и Владимирским княжествами. В качестве крепости Казань должна была прикрывать государство с северо-запада. Растущая торговля Волжской Булгарии с русскими княжествами, а также со Скандинавией превратила Казань в торговый центр страны, определила ее роль как защитника торговых путей. Город поднимался также как второй культурный центр страны. Казанское княжество сыграло самостоятельную роль в социально-экономическом подъеме северных земель Волжской Булгарии, в том числе территории татар бассейна реки Чепца. Экстерриториально их делят на верхнечепецкие (кыстымско-глазовские), среднечепецкие (юконинско-палагайские) и нижне-чепецкие (каринско-хуритские). Каринское княжество на реке Чепца всегда тяготело к Казанскому княжеству.

Казань способствовала оживлению экономической жизни и образованию городов в низовьях реки Свияга, где археологами отмечены Альменевское, Городищенское, Луковско-Япанчинское городища этого периода. Возможно, тогда предки татар участвовали в более интенсивном освоении бассейна реки Илеть и ее притоков -- Паранги и Ировки на северо-западе (современные Парангинский, Моркинский и Мари-Турекский районы Мари Эл). Правый берег Камы был освоен и в северо-восточном направлении. В низовьях реки Вятки, бассейнах рек Тойма, Иж возникли торговые и ремесленные центры вроде "Чертова городища" близ Елабуги.

Получают новые очертания и границы Волжской Булгарии, являвшейся объединенным государством. Арабские источники (ал-Истархи и др.) свидетельствуют, что на юге Волжская Булгария выходила на реку Жаяк (Урал) и граничила с тюрко-огузами. В распоряжении археологов имеются материалы раскопок Красно-сюндюковского городища X--ХП вв. в Ульяновской области, ряда поселений домонгольского периода у Самарской луки, в том числе городища под названием "Муромский городок", относящихся к культуре Волжской Булгарии. В низовьях Волги к Волжской Булгарии отнесен город Саксин.

В качестве отдаленных от центра княжеств, пользовавшихся большой самостоятельностью в политической, экономической и культур-. ной жизни, в состав объединенного государства входили западнобаш-кортские земли, чувашские земли. Примерно в таком положении, с большей самостоятельностью, входили в состав объединенного государства княжество мордвы, расположенное в бассейнах рек Мокша, Сура, Алатыр; княжество мари, составлявшее северную часть объединенного государства. Южные удмуртские земли и их княжество составляли северо-восточную область объединенного государства.

Общественная жизнь и государственный строй. Время расцвета Волжской Булгарии приходится на XI -- начало XIII вв. -- на период царствования продолжателей булгарской династии -- Хайдар хана, Мухаммад хана, Сайд хана, Барадж хана, Ибрагим хана, Салим хана и Ильгам хана. К началу XI в. здесь установилась древне-татарская общественная и государственная система. В этническом плане общество оставалось неоднородным. Центральную часть объединенного государства населяли в основном представители местных северо-тюркских племен и переселившихся сюда позже тюркских племен булгар. Им принадлежала инициатива создания объединенного государства. Они и теперь играли главную государство-образующую роль. Представители финно-угорского населения в большей части жили на окраине, в меньшей степени -- в центральной части. Ф.Ш. Хузин пишет: "Доминирующее положение тюрко-язычного населения сохраняется и позже, в домонгольское время, что не позволяет нам согласиться с тенденцией некоторых исследователей рассматривать этнокультурный состав Волжской Булгарии как преимущественно финно-угорский" (1995).

Образ жизни общества отражал местные традиции тюркского и финно-угорского населения, одинаково заинтересованного в объединенном государстве и активно втянутого в общую социально-экономическую зону с ее интенсивным производством, торговлей и обменом, Несколько иначе обстояло дело с духовной ориентацией. Финно-угорское население, а также большая часть чувашского населения продолжали исповедовать свою языческую веру. Ислам адаптировался, главным образом, в центральной части страны, преимущественно среди тюркского населения и определял государственную политику и идеологию. Причем страна была исламизирована, но не арабизирована ни по языку, ни по культуре. По многим аспектам религиозных обрядов Волжская Булгария осталась ближе к Бухаре, чем к Багдаду.

Волжская Булгария и далее продолжала развивать межгосударственные отношения с Багдадским халифатом. Известно, что еще при . жизни халифа ал Муктадира (до 932 г.) Багдад посетило посольство булгарского правителя Ахмад-хана во главе с его сыном. Подарки, привезенные тогда халифу, вряд ли правомерно оценивать как официальную дань, показывающую зависимость Булгара от Багдада. Волжская Булгария уже тогда была достаточно богата. По словам Ибн Фадлана, еще Алмас хан в беседе сказал ему, что он и сам справился бы со строительством крепости, но он, обращаясь за помощью к халифу, исходил из того, что это будет крепость, построенная на священные деньги, а следовательно, недоступная врагам. Действительно, города-крепости в стране строились при нем и после него. Упоминается, например, крепость, построенная в конце IX в. близ Биляра.

Забота о военной защите своих городов, строительство крепостей, вооружение и снаряжение ханской гвардии, а при необходимости и ополчения были весьма кстати для молодого государства в целях защиты торговых путей и ремесленно-торговых центров. М.Ф. Закиев, обстоятельно исследовавший торгово-экономические и культурные связи Биляра (Биарым) со скандинавским странами еще в VII--VIII вв., отмечает, что эти связи были продолжены и в XI--XII вв. Более ранние пути связи проходили через бассейн реки Чепца -- территорию Карийского татарского княжества. Позже торговый путь перемещается на Волгу. Ибн Фадлан описал купцов-русов (норманнов), прибывших в Волжскую Булгарию со своими товарами. Вместе с тем были тогда и разбойничьи отряды норманнов, занимавшихся захватом территорий и грабежами. В русской историографии подробно описаны случаи, как подобные отряды, пользуясь развитым торговым путем по Днепру, спускались в южные районы, покоряли местные восточнославянские княжества, облагая их тяжелой данью. Не была исключением и Волжская Булгария. Пользуясь Волжским торговым путем, они часто грабили города Волжской Булгарии по Волге и Каме, выходили на Каспий. Ал Масуди оставил обстоятельный рассказ о том, как в 913 г., за 8 лет до посещения Булгара Багдадским посольством, русы-норманны явились чуть ли не на 500 ладьях в количестве 50 тыс. человек на южное побережье Каспийского моря и напали на Гилян, Табар-стан, Дейлим, затем остановились на острове близ Баку. Другой арабский писатель Ибн Хаукал свидетельствует, что в 968--969 гг. русы-норманны разорили город Булгар на Волге.

Волжская Булгария имела широкие торговые связи, главным образом, тоже по Волге, еще с одной северной страной -- Новгородской республикой, существовавшей самостоятельно в 1136--1448 гг.

Новгородские купцы привозили свои товары на речных судах с веслами, называемых ушкуями. На таких же судах промышляли вооруженные группы грабителей, названных ушкуйниками. Часто они разоряли города по Волге и Каме. Необходимость защиты богатой страны с развитым земледелием и городской культурой стимулировала процесс государственного объединения Волжской Булгарии. XI век оказался решающим в укреплении общественного и государственного строя Волжской Булгарии.

Изменения во внешнеполитической ориентации. Багдад выпал из приоритетов внешнеполитической ориентации Волжской Булгарии в середине X в., т.к. в 945 г. был покорен шиитским Ираном (династией Бундов) и лишился самостоятельности. Во второй половине X в. распался Хазарский каганат. В Восточной Европе возникла новая обстановка. Наряду с Волжской Булгарией быстро набирает политическую силу государство восточных славян, названное по имени своей столицы Киевским государством (Киевской Русью). Пройдя объединительный этап, начиная от первого летописного князя Рюрика (862--879) до прославленного в русской истории своими военными походами князя Святослава (957--972), Киевская Русь в 988 г. при князе Владимире Великом (Святом) официально приняла православное (каноническое) христианство из Византии. Так, в Восточной Европе место сменявших друг друга тюркских государств (Гуннского каганата, Причерноморской Булгарии, Хазарского каганата) заняли два государства двух этнополитических культур: тюрко-исламская Волжская Булгария и восточнославянская православно-христианская Киевская Русь.

Занимали они соответственно Восточную и Западную части Восточной Европы. Северная часть Восточной Европы оставалась населенной финно-угорскими народами, которые тогда еще не имели своих самостоятельных государств. Финляндия в середине XII в. оказалась под шведской католической короной. Новгородская Республика распространяла свое влияние на ненцев и коми. Волго-Уральский финно-угорский север оказался в составе Волжской Булгарии. Южная часть Восточной Европы в границах от Крыма на юге, Днепра -- на западе, Киевской Руси и Волжской Булгарии -- на севере J продолжала оставаться и после распада Хазарского каганата преимущественно тюркской по составу населения территорией. Она была историками включена в обширную евразийскую зону от Днепра до Иртыша, получившую в XI в. название Дешти кыпчак -- страна кып-чаков (Кыпчакстаи). Взаимоотношения со странами обновленной Восточной Европы стали отныне главными в международной политике Волжской Булгарии.

Булгаро-русские отношения. В X веке, в период своего становления, Волжская Булгария и Киевская Русь ориентировались на разные, стоящие друг против друга страны: Волжская Булгария -- на Багдадский халифат, Киевская Русь -- на Византию. Уже тогда эти две страны оказались в противоречивом взаимодействии. С одной стороны, Киевская Русь и Волжская Булгария чувствовали общую для себя потенциальную опасность со стороны стран католической Западной Европы, где также шло становление новых государств. В 962 г. на развалинах древнего Рима возникла "Священная римская империя германцев", претендовавшая и на славянские земли. Шведы, участвовавшие в походах викингов, в XI в. создали единое Шведское королевство, претендовавшее на финно-угорские и славянские земли Севера Восточной Европы. Киеву и Булгару приходилось отражать набеги русов-норманнов.

В то же время Киев и Булгар, придерживаясь разных мировых религий и будучи потенциально на подъеме, оказались в состоянии противоборства за первенство в восточноевропейском наследии. В русских источниках особо выделяются походы киевских князей на булгарские земли начиная со второй половины X в., со времени князя Святослава, который, как говорит летописец, "ходил на неприятеля с быстротой барса". В целом же межгосударственные отношения соперничавших Волжской Булгарии и Киевской Руси можно считать для того времени нормальными. Эти отношения включали взаимные военные набеги и мирное торгово-экономическое взаимодействие. В 1006 г. был заключен торговый договор между Булгаром и Киевом.

В летописи отмечается, что князь Владимир дал булгарским купцам "во все города печати, дабы они везде и всем вольно торговали". Подобное же обязательство взяла на себя Волжская Булгария в отношении русских купцов. Торговый путь между Киевом и Булгаром протяженностью в 1500 км караваны проходили за 60 дней" На каждой из сторон (Булгарской и Киевской) существовало по 10 остановочных пунктов для отдыха.

Новая обстановка в межгосударственных отношениях Булгара с Русью возникла во второй половине XII в., когда на первый план выдвигается Северная Русь. Выделившееся из состава Киевского государства и объявившее свою независимость при князе Юрии Долгоруком (1154--1157) Суздальское княжество к концу XII в. укрепилось. Столица Северной Руси была перенесена во Владимир. Русские источники в целом положительно оценивают роль Волжской Булгарии, имевшей широкие торговые связи с восточными и южными страна-, ми, в торгово-экономическом развитии Северной Руси. На Верхней Волге археологи нашли много восточных и западноевропейских монет Х-ХИ вв.

С укреплением своих политических и экономических позиций у Владимирского княжества появляется новая политическая ориентация: стать центром всего древнерусского государства с подчинением не только всех северорусских, но и южнорусских княжеств, включая Киев. Волжская Булгария сохраняет торгово-экономические и другие отношения с Киевской (южной) Русью, превращавшейся в историческую базу будущего украинского государства. Главным партнером Булгара в межгосударственных отношениях в Восточной Европе отныне становится Владимирское княжество -- ядро будущей России. Одновременно Волжская Булгария продолжает защищать политический выбор тех финно-угорских княжеств, которые вошли в ее состав.

Возвышение Владимирского княжества сопровождается осложнениями в булгаро-русских отношениях. Ш. Марджани отмечает, что в 1163 г. при Ибрагим хане поход против Волжской Булгарии предпринял Андрей Боголюбский (1157--1174), сжег город Брахимов (по имени правителя Булгара Ибрагим-хана, построившего крепость "Ибрагим кал'а". Иначе этот город называли "внешний Булгар"). Сам Ибрагим-хан в 1164 г. был еще жив. В 1171 г. во время очередной схватки победу одержал Булгар. Русские источники отмечают походы Владимирского князя Всеволода III Юрьевича (1176--1212) "на камских булгар" как одну из его больших заслуг. Вероятно, речь идет о Булгаро-Владимирских взаимных нападениях в 1185 г. Тогда все закончилось заключением мира. В этих источниках говорится также, что его сын Юрий II Всеволодович (1219--1238), в свою очередь, вел "удачную войну с мордвой и Камскими булгарами и для защиты северо-восточных границ построил крепость Нижний Новгород". Очевидно, здесь речь идет о большом походе русских войск в 1218--1220 гг. на Среднее Поволжье, когда была присоединена к Владимирскому княжеству часть мордовских земель и там возник русский город-крепость Нижний Новгород. Во время этого же похода были подвергнуты разорению правобережные города Волжской Булгарии, в том числе был разрушен город Ошель (Ашлы) на реке Оша.

Такое обострение Булгаро-Владимирских отношений тогда, в начале XIII в., не привело к разрыву этих отношений, к широкомасштабной войне. На международную арену выступила монгольская империя. Вторжение в пределы Восточной Европы войск Чингисхана заставило Булгар и Владимир скорректировать развитие своих отношений. В 1223 г. при Ибрагим хане, сыне Салим хана, между Волжской Булгарией и Владимирским княжеством был заключен договор об освобождении всех пленных, о добрососедстве и взаимной поддержке на 6 лет. Это было накануне монгольского нападения на Волжскую Булгарию.

Волжская Булгария и Кыпчакстан. Кыпчакстан (Дешти кыпчак) -- геополитическое понятие, означающее страну, населенную многими тюркскими народами, среди которых на данном этапе выдвинулись на первый план кыпчаки (у русских -- половцы, у западноевропейцев -- куманы). Кыпчакская степь, отмечает Л.Н. Гумилев, в XII--XIII вв. не напоминает пустыню.

Восточные авторы рассматривают кыпчаков как общее население Дешти кыпчак (страны кыпчаков) от Урала до Дуная. Западные авторы, говоря о европейских кыпчаках, делят их на две ветви: восточные кыпчаки и западные кыпчаки (куманы). С.А. Плетнева, например, указывает, что восточные кыпчаки занимали очень благоприятные земли Нижней Волги (саксинские кыпчаки), донецких, нижне-донских и приазовских степей, являясь как бы наследниками Великой Болгарии и Хазарского каганата, а куманы -- территорию на Запад от Дуная. По существу, эти земли имеет в виду автор "Слова о полку Игореве", когда перечисляет "земли незнаемые", недоступные русским: Приморье, Посулие, Сурож (в Крыму), Корсуиь, Тмутаракань (прикубанс-кие степи). В одном из исторических трудов XIII в. отмечается, что, придя в эти края, монгольский предводитель Джучи сказал: во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих (С.А. Плетнева, 1990).

В отличие от Хазарского каганата, кыпчакские княжества не смогли создать централизованного государства, хотя временные военные союзы между ними заключались. Торгово-экономическим центром восточных кьйгааков в XI в. становится город Судак -- крупный торговый и ремесленный центр в Крыму. Среди крупных городов выделялись Сугров, Изюм на Северном Донце, Шару хан, с которыми Волжская Булгария поддерживала оживленные торговые связи. По русским источникам известно, что в конце XI -- начале XII вв. правителем здесь был Тугор хан (К.П. Базилевич, 1950). Во второй половине XII в. Правил страной Кончак хан, который в 1185 г. разбил дружину Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Кроме собственно кыпчаков здесь жили и другие тюркские народы -- печенеги, турки (в русских источниках "тОрки"), которые позже слились с кыпчаками. Примыкали к кыпчакам северокавказские тюркские народы -- ногайцы, кумыки, балкары, карачаевцы. Основными занятиями кыпчаков были земледелие, скотоводство, торговля, ремесло. В истории известно их сотрудничество не только с Волжской Булгарией, но и с Киевской Русью, а раньше и с русами-норманнами.

На юге Восточной Европы кыпчаки оставили богатое культурное наследие в виде курганов -- погребений, в которых вместе с умершим воином погребался его конь. Учеными определены как специфически кыпчакские памятники многие каменные изваяния из общей серии так называемых "каменных баб", характерных для тюркских народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В данном случае речь идет о женских и мужских фигурах; высеченных из камня в районе Волги -- Дона -- Днепра, отнесенных известным европейским путешественником В. Рубруквисом к кыпчакским. Эти каменные статуи, выполненные в XI--XII вв., когда здесь жили кыпчаки, ставились на могилах и имели высоту 1,5--3,5 м. В. Рубруквис оставил и другие сведения о кыпчаках.

С точки зрения веры, кыпчаки стояли на уровне перехода от язычества к мировой религии. В Западном Кыпчакстане наряду с исламом, пришедшим сюда через Кавказ (Азербайджан, Дагестан), известное распространение имело христианство несторианского толка, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, впоследствии обвиненным в ереси. Несторианство, в отличие от официального христианства, признававшего "троицу", придерживалось догмата о том, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал мессией (сыном Божьим). Это толкование было ближе к распространенному среди тюркских народов представлению о едином боге на небе -- "Бер Тангри". К тому же несторианские миссионеры разъясняли учение Иисуса Христа на понятном народу тюркском языке. Д. Исхаков полагает, что, возможно, христианство исповедовали вначале тюркизированные греки греческих колоний Причерноморья и Приазовья, которых называли тогда "орым" (урум).

Волжская Булгария имела постоянные торгово-экономические связи и с азиатскими кыпчаками, имевшими свое государственное образование в восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи со столицей в городе Сыгнак -- важном торговом центре своего времени. Указанные торговые, экономические, культурные связи Волжской Булгарии с Кыпчакстаном (западным и восточным) положили начало новому уровню языкового и культурного сближения кыпчаков и поволжских булгар. Особенно это относится к языку татар-мишарей, географически ближе расположенных к кыпчакам. Р. Г. Мухамедова отмечает, что кыпчаки участвовали в формировании булгарской народности. О степени близости этих двух языков -- древне-татарского языка Волжской Булгарии и кыпчакского языка можно судить по "Словарю тюркских наречий" ("Деване лугат ат тюрк") известного филолога XI в. Махмуда Кашгари (1072--1074), а также по "Тюркско-арабскому словарю", составленному в 1245 г. в Египте и опубликованному в 1844 г. голландским ученым М.Т. Хоутсма, и другим исследованиям. Язык кыпчаков изучался и западноевропейскими учеными. Х.Ш. Махмутов отмечает, что наибольшую ценность в этом отношении имеет памятник XIII в. "Кодекс Куманикус" (1303), включавший 46 загадок, известных в тюркологии под названием куманских. Он обнаружил там около 20 близких параллелей с современными татарскими загадками.

Дальние связи. Внешние связи Волжской Булгарии в XI--XII вв. не ограничивались перечисленными странами. Продолжались и укреплялись ее связи с более дальними странами Европы и Азии. О Волжской Булгарии знали в Центральной Европе, о чем свидетельствуют соответствующие записи в Ауклинской летописи (по названию перевала на Карпатах) XII в. В 1997 г. на территории Казанского Кремля найдена чешская монета, датированная X в. и подтвержденная учеными Пражского университета, что свидетельствует о связях двух стран. В археологических материалах имеются предметы западноевропейского экспорта, в частности мечи, изготовленные в оружейных мастерских Среднего Рейна.

Развивались связи Волжской Булгарии с государством караханидов, существовавшим в X--XII вв. на территории южного Казахстана и северного Узбекистана со столицей в городе Тараз (Талас) на реке Талас. К Волжской Булгарии с юго-востока примыкало государство турков-огузов (западный Казахстан). Правитель этой страны носил титул "йабгу". Ибн Фадлан описывает свое пребывание по пути в Булгар в крепости Баб ат Тюрк, расположенной на плато Устюрт ("врата страны тюрков-огузов"). Он отметил, что булгарский правитель Алмас хан был зятем военачальника этой страны Этрэка, сына Катагана. В X--XII вв. продолжались связи Волжской Булгарии с Бухарой, где правила тюркская династия Газневидов, основанная Алп-Тегином (962).

Социально-экономический образ жизни

Страна городов. Расцвет Волжской Булгарии в XI--XIII вв. ярко проявляется и в обновлении социально-культурного образа жизни -- в повышении уровня производства и жизни населения в городе и деревне, а также культуры быта; в изменениях в сфере образования и духовной ориентации; в. углублении этнокультурного и этнополитического сознания.

"Великая Булгария -- великое могущественное царство с богатыми городами", -- так записал в своём дневнике доминиканский монах Юлиан, посетивший ее в первой половине XIII в. Биляр, Булгар, Су-вар, Казань, Отель, Кашан и другие города были известны в мире еще раньше. Новое градостроительство интенсивно шло в XI--XIII вв. Появились такие крупные для своего времени города, как Джукатау (Жу-котин), Арча и множество средних и малых городов, как Ибрагим-калъа (Брахимов), Кирменчек, Чалмат, Тухчин, Сабакул, Чаллы, Тэмте и др. Ф.Ш. Хузин (1995) считает, что из населенных пунктов Волжской Булгарии первой половины XIII в. тридцать с уверенностью можно отнести к числу настоящих городов. И.Х. Халиуллин (1995) число домонгольских городов в Волжской Булгарии доводит до 90.

Среди наиболее известных городов наряду с Булгаром упоминается Биляр -- более древний центр раннего татарского государственного образования в Прикамье. Археологи фиксируют большие размеры площадей, занятых указанными городами. Площадь Биляра в пределах укрепления составляла 620 га, а с пригородами -- около 800 га. Своеобразной была городская архитектура. Как правило, город состоял из цитадели (укрепленной части), центральной части самого города и внешнего города -- слобод Сбиста). В цитадели размещались государственные службы: ханский двор с мечетями, военными сооружениями, зданиями государственной службы. В центральной части города размещались общественные здания: мечети (масжиди Жами -- Соборная, центральная мечеть; масжиди Адина -- пятничная мечеть; обычные мечети по махаллам), торговые ряды, общественные бани, а также капитальные, в значительной части каменные, жилые дома аристократии и состоятельных горожан. Внешний город состоял из слобод ремесленников: металлургов; кузнецов, медников, оружейников, ювелиров, кожевников, су-конников, стеклодувов и других производств. Здесь была своя инфраструктура -- местные мечети, торговые и развлекательные учреждения. Известны укрепленные калга -- замки более ранних князей (кирмэн), являвшиеся в свое время их усадьбами. Такие каменные здания (таш кирмэн) имели купольные и шатровые покрытия.

В градостроительстве использовались камень, дерево, местный кирпич. Развитие получило каменное зодчество. Известны замечательные белокаменные соборные мечети с купольными перекрытиями, украшенные внутри колоннами. Фасадная их часть оформлялась пилястровыми выступами -- полу колоннами. Рядом ставились большие минареты (манара). Таковой, например, была соборная мечеть в городе Булгаре. Минарет этой мечети, как свидетельствует Ш. Марджани, упал в XIX в. Будучи местной оригинальной постройкой, возможно, он как-то напоминал минареты постройки того времени: Бухарский (1227 г.), Кутб Минар в Дели (XIII в.) и др. Обычные мечети в махал-ле, в пригороде, в деревнях строились скромно, как правило, деревянные, с минаретом, возвышающимся над крышей здания мечети. Они имели общее архитектурное направление: ориентированы на Мекку, имели стилевой ряд окон, внутри -- минбэр. Минарет увенчивался исламской эмблемой -- направленным полумесяцем (Аи).

Археологи отмечают как неотъемлемую принадлежность солидного города двухэтажную каменную баню с высокими залами купольного покрытия и центральным подпольным обогревом. Появились мощенные камнем улицы, много мостов через реки. В городах, служивших перевалочными пунктами на больших водных и сухопутных торговых путях, были построены добротные караван-сараи -- гостиные дворы со всеми необходимыми постройками. В Ибрагим-калъа, построенном Ибрагим-ханом в XII в. близ города Булгар, были и портовые сооружения. Есть археологические описания своеобразно построенных белокаменных жилых домов знати и состоятельных людей, богатых деревянных домов, украшенных резьбой по дереву со специфическим местным орнаментом, с резными деревянными колоннами.

Внутренняя обстановка жилых помещений довольно богата. Из мебели широко распространенными были красочно обитые орнаментированной жестью сундуки, специально оборудованный спальный уголок с постельными принадлежностями и занавеской, деревянные нары. Сохранились медная и глиняная посуда того времени, зеркала, замки, золотые и серебряные украшения.

Уже в то время уникальным сооружением была цитадель Казани -- Кремль, обнесенный каменной стеной. Внутри Кремля размещались добротные каменные здания княжеского двора, мечети, военные и другие служебные помещения.

Изменился образ городской жизни. В отличие от прежних городов, являвшихся преимущественно центрами торговли, куда крестьяне несли свой товар домашнего производства на продажу, теперь город, как и в остальных странах Европы, "обзавелся" самостоятельным населением, занятым ремеслом и торговлей на постоянной основе. Денежную систему составляли булгарские дирхемы. Известны и чеканившиеся здесь продолговатые монеты -- эз-гери. Увеличилась численность городской интеллигенции, выросла роль города как культурного центра. Отсутствие в Волжской Булгарии института крепостного права облегчало пополнение городов свободными людьми.

Деревенская жизнь. Изменения коснулись и деревни (ауыл). Крупные деревни, занимавшие удобное положение вдоль торговых путей, вырастали часто в города. В связи с увеличением плотности населения в центральной части государства деревенская зона страны расширяется в сторойу периферии. С освоением новых водных путей (Меши, Казанки, Свияги, Вятки, Тоймы, Ижа, Кили, Кар-галы, Шеш-мы, Челны, Мензели, Зая, Ика и др.) во всех этих районах возникли новые деревни, увеличилась плотность населения. Основной отраслью деревенского производства оставалось земледелие. Выросшие потребности в пахотных землях удовлетворялись за счет освоения новых земель. Это называлось "эшна ачу" -- поднятие целины в доступных для обработки лесистых местностях. Для удовлетворения потребностей скотоводства шло освоение новых лугов, культивировались сенокосы, травосеяние.

Основными производителями полеводческой и животноводческой продукции были свободные крестьяне, которые наследственно пользовались своей землей и платили государству ясак (налог). Значительный слой сельского населения составляли арендаторы, которые за пользование землей землевладельцам платили натурой -- отдавали определенную долю урожая (издольщина). Крупное землевладение было представлено в виде тархана. Это были земли, переданные ханом своим вассалам (князьям); земли, пожалованные во владение высшим государственным сановникам, а также влиятельным исламским священнослужителям на безъясачное (безналоговое) пользование. Значительную часть земли составляли ханские владения.

Дополнительными занятиями в крестьянских хозяйствах были домашние промыслы; обработка волокна, шерсти, кожи, древесины, а так- \ же ткачество, которым занималось большинство женщин. Часть продукции домашнего ремесла шла на рынок. По численности населения деревни были разные -- от десятков до сотен домов. Располагались деревни, как правило, у источников воды, дома ставились на возвышенности. Более заметными стали национальные черты деревенской архитектуры. Дома обычно были четырехстенки. С тыльной стороны имелся пристрой -- сени (ишек алды) с выходной дверью во двор и лестницей для подъема йа чердак (чорма). Обогрев домов был печным. В печь были вмазаны чугунные котлы для приготовления пищи. Главной чертой крестьянского двора была рациональная добротность. Компактно располагались жилой дом, хозяйственные постройки, навесы. Хозяйственные постройки состояли из срубов для скота, клетей, сарая, погреба. Баня ставилась за пределами двора. С булгарских времен было принято изготавливать ворота с украшениями.

Транспортными средствами служили телега (арба) -- летом, сани (чана) -- зимой с упряжкой обычно в одну лошадь. Для праздничных выездов впрягали две-три лошади. Для торжественных выездов верхом на лошади имелась искусно исполненные и красиво орнаментированные седла с высокой лукой.

Имущественные отношения жителей деревни, как и в городах, регулировались правовыми нормами шариата. Соблюдение их обеспечивалось судами. Личная, семейная и общественная жизнь людей строилась на нравственных нормах адата: хэлэл -- дозволено, хэрэм -- недозволено, гунах -- осуждаемо. В соблюдении этих норм огромной была роль общественного мнения. В рамках "хэлэл" более свободными, чем в других странах ислама, были отношения между мужчинами и женщинами.

Культурная жизнь. Особенностью образа жизни Волжской Булгарии в XI--XIII вв. стало формирование общей духовной культуры. Общая духовная культура, наряду с общим языком, общей территорией в совокупности с исламскими ценностями, явилась важным фактором сплочения булгарского общества.

Очень высоко ценились знания. Школьное образование было связано с сетью мечетей. Имам любой мечети одновременно являлся и учителем, обучающим мальчиков школьного возраста своей махаллы. Обычно грамотными были и жены имамов -- остабикэ (учительница). Они обучали девочек своей махаллы. При соборных мечетях были открыты медресе -- учебные заведения более высокого уровня. Обучение велось на местном литературном языке тюрки -- древне-татарском языке, являвшемся государственным языком. Письменность была основана на арабской графике. Многие ученые утверждают, что булгары названы так благодаря их высокой культуре. По мнению болгарского ученого Хрис-то Тодорова (1981), слово "булгар" происходит от древнетюркского "ба-лыг" -- город, и "ар" -- человек, что означает житель города, оседлый, горожанин. Абу Хамид ал Гарнати, дважды посетивший Волжскую Булгарию в 1131 и 1153 гг., писал: "А смысл слова "булгар" -- ученый и человек" (ученый человек). В.М. Флоринский (1894) заметил, что имя булгар -- "человек, достигший богатства, богатый, созидающий благо, богач, соответственно слову боляр -- большой человек, аристократ -- боярин". А.Л. Шлёцер (1735--1809), немецкий историк, служивший в России и имеющий труды по русскому летописанию, отмечал, что древние; булгары составляли сильный народ, живший на Волге.

В Волжской Булгарии сформировался, значительный слой духовно-просветительской, образовательной, научной и художественной интеллигенции. После получения образования в местных медресе многие молодые люди продолжали учебу в медресе Хорезма, Бухары, Нишапура (северо-восточный Иран), Сирии (Шам), Египта. Зная арабский и персидский языки, они глубоко изучали исламскую теологию и были хорошо знакомы с научными трудами многих ученых своего времени. Одним из таких авторитетов был тогда Абу Хамид ал Газали (1058--1111) -- теолог, философ из города Туса (Хорасан), творивший в Нишапуре). В своих трудах Газали стремился к компромиссу между теологией и естественными науками, писал о нейтральности логики, математики и большей части физики по отношению к содержанию религиозных догматов, о нужности этих дисциплин для всех мусульман. Шакирдам (студентам) были знакомы труды и другого арабского ученого из Андалузии (Испания) Ибн Рушда (1126--1198), проповедовавшего идеи Аристотеля. Известны были шакирдам энциклопедичес- 1 кие словари арабского ученого Якута ал Хамави (1178/80--1229) I (биографический -- свыше 1000 слов, географический "Могнэмэл бил-дан" -- словарь стран -- около 16 000 слов).

В Волжской Булгарии тогда получили распространение теологические, философские и исторические труды, появлявшиеся в Туркестане на языке тюрки, близком древне-татарскому. Среди них была книга "Кутадгу билик" (Знание, дающее счастье), написанная в 1069 г. Юсуфом Баласугуни (Бала Сагун -- средневековый город восточного Туркестана), в которой он изложил свои философские и политические взгляды. На древнем тюрки впервые проповедовал тогда слова Корана Ходжа Ахмад Ясави (умер 1166/67), живший в городе Йасе в Туркестане. Дервиши (члены-кандидаты) и муриды (действительные члены) исламско-проповедческого движения ясавизма проповедовали идею своего Ишана (наставника-отца): "прийти в тот мир и без греха предстать перед Аллахом". Они были уверены в том, что этим самым они будут способствовать очищению мира от несправедливостей и зла. Ясавизм имел распространение в Волжской Булгарии не только как исламско-проповедческое движение, но и как влиятельная философская школа и определенное литературное направление. Ценилась в Волжской Булгарии и понятная по языку лирика Ясави:

Гыйшык дэрте Ьэрчак яна! Гакыл житмэс,

Баштан аяк жэфага бат, бетмэс-китмэс;

Укенулэр, тэубэ итулэр тэъсир итмэс,

Лямэканда Хактан сабак алдым, менэ3.

Часть научной интеллигенции -- выходцев из Волжской Булгарии продолжала работать, как свидетельствует Ш. Марджани, за пределами страны. Многие же после учебы и путешествий возвращались и работали дома. Ал Гарнати в своей книге "Дары разума" пишет, что он, будучи в Булгаре (XII в.), познакомился с Якубом бин Нугманом, автором книги "Тарихи Булгария" (История Булгара). Якуб Нугман получил образование в Нишапуре, вернувшись в Булгар, занимал пост казыя. О другом историке и юристе, большом знатоке шариата Хами-де бин Идрис ал Булгари Ш. Марджани сообщает, что он в 1106 г. был еще жив. Ш. Марджани указывает также, что Сулайман бин Дауд ас Саксини в своей книге "Зухратер рияз ва нузхэтул-колуб ал мираз" (Сад роз, исцеляющий сердца больных) много раз упоминает его имя и приводит его высказывания. В 1996 г. Национальная библиотека Ирана передала Национальной библиотеке Татарстана копию медицинского трактата булгарского ученого XIII в. Тадж эд Дина, который ученым еще предстоит изучить.

Волжская Булгария с далеких времен славилась богатым устным и письменным художественным творчеством. Древнее предание о начале земли Булгарской, воспроизведенное иранским историком Мир-хондом (1433--1498) в книге "Раузат ас Сафа" (изд. в Бомбее), могло быть создано только здесь. В нем повествуется, что один из двух сыновей Яфеса бин Нуха, от которых пошли тюркские племена, был Гумари. Он любил наслаждаться и имел особую страсть к охоте на дичь. Однажды во время очередной охоты он очутился в пределах края с умеренным климатом, отличавшимся от знойных пустынь. Здесь были цветущие луга, на которые еще не ступала нога человека. Местность Гумари пришлась по душе, и он решил там поселиться. Аллах подарил ему двух сыновей. Одного из них он назвал Булгар, другого -- Буртас. Достигнув зрелости, сыновья в этом,же крае выбрали себе места для самостоятельной жизни и обустроились. Народ, который живет в этом крае, берет начало от их рода. Как видно, это древнее предание отличается от эпических произведений некоторых других тюркских народов ("Огуз намэ" и др.), в которых начало рода связывается с волком.

До нас дошли образцы устного народного творчества в виде байтов об Алтынчеч, о булгарских богатырях и др. Ш. Марджани считает образцами литературы булгарского периода такие произведения, как "Ике былбыл кыйсасы", "Науруз бэетэ". Науруз -- новый год тогда праздновался по мусульманскому лунному календарю (хэмэл хисабы) и отставал от астрономического начала года с каждым лунным годом на 11 дней. Так науруз байрам обходил все времена года приблизительно за 33 года".

Выдающимся образцом художественной литературы является поэма известного в мире Кул Гали (около 1183--1236) "Кыйсаи Йосыф" (Сказание о Йосыфе). Кул Гали -- писатель, историк, философ родился в городе Булгаре, учился здесь же в медресе. Много путешествовал, был в Хорезме, Герате, Сирии, Иерусалиме, Мекке. После возвращения на родину преподавал в медресе, занимался поэтическим творчеством, писал трактаты. Дошедшая до нас его поэма является крупным произведением. Написана она в 1223 г. на древне-татарском языке с арабской графикой. Язык этот -- древний тюрки -- был принят в Волжской Булгарии и в кыпчакском мире, а также в государстве карахаиидов (Туркестан) до формирования чагатайского (староузбекского) языка

Для своей поэмы Кул Гали избрал благочестивую кораническую тему, на которую в начале XI в. Фирдоуси написал поэму "Йосыф -- Зулайха" на языке фарси. Ш. Марджани назвал "Кыйсаи Йосыф" первой тюркской поэмой. Основную сюжетную линию поэмы составляет любовь Зулайхи к Йосыфу. На религиозном материале автор излагает свои социально-исторические, философские и этико-эстетические взгляды. В центре внимания Кул Гали -- проблемы гуманизма, справедливости, взаимопонимания. Он старается доказать, что даже в самые трудные времена (например, когда в стране семь лет подряд свирепствовала засуха) при помощи науки, знаний, расчетливых экономических мер и справедливого государственного правления можно избежать катастроф, защитить и сохранить жизнь людей.

В конце поэмы дается описание города, заложенного Йосыфом на другом берегу Нила, где создано изобилие, а люди живут только по справедливости. Эти социальные мотивы, возможно, были продиктованы благополучным развитием Волжской Булгарии в прошедшие годы и возникшей уже тревогой за будущее страны в связи с нараставшей опасностью монгольского завоевания. Кул Гали не был единственном поэтом своей эпохи, но он поднялся над горизонтом так высоко, что навсегда остался звездою первой величины.

В Волжской Булгарии было создано и развито оригинальное декоративно-прикладное искусство. В музеях собрано значительное количество изделий булгарских ювелиров (золотых и серебряных), мастеров художественной чеканки по металлу (железу, меди, бронзе), художественной керамики, художественной обработки кости. На всех этих изделиях можно увидеть самобытный булгарский орнамент, разработанный местными мастерами.

Обще-булгарская культура XI--XIII вв. имела гуманистическое направление. В ней мы видим отражение политико-правовых и духовно-психологических ценностей народа.

Волжская Булгария и Золотая Орда

Международное положение Волжской Булгарии. В начале XIII в. Волжская Булгария была международно-признанным государством с широкими торгово-экономическими и культурными связями. Значительно укрепились ее позиции на востоке: в Хорезмии, Бухаре, Восточном Туркестане, Иране, Сирии и других странах. По-новому складывались отношения Волжской Булгарии и с Западом -- с Северной и Южной Русью. Торгово-экономические и культурные связи Волжской Булгарии доминировали не только во взаимодействии с Востоком. Это было характерно и для булгаро-русских отношений.

Во многих исторических источниках X--XIII вв. булгаро-русское взаимодействие преподносится в виде бесконечных взаимных нападений друг на друга. Безусловно, булгаро-русское соперничество этого периода было фактом. Тем не менее следует видеть главную линию булгаро-русских отношений в торгово-экономических связях; иначе не было бы расцвета Волжской Булгарии в XI--XIII вв.

Негативное отношение потрудились закрепить некоторые историки и к кыпчакам (половцам), которые часто рисуются как "кочевники-степняки", насильственно занявшие южные земли и устраивавшие оттуда грабительские набеги на русские земли. Конечно, между княжествами было всякое: от добрых торговых отношений до войны. И все же приоритет оставался за мирными торгово-экономическими и культурными отношениями. В результате развитие Волжской Булгарии в X--XIII вв. шло в направлении экономического и культурного сближения с кыпчакскими землями. Во взаимодействии с финно-угорскими народами на первый план также выступали экономические и культурные интересы. Волжская Булгария объективно становится притягательной для этих народов.

Трудно сказать, как бы стала развиваться история Татарстана* не вклинься в этот естественный процесс новое историческое событие, потрясшее тогда мир, -- монгольская экспансия. Она коснулась значительной части стран: Китая, Индии, Ирана, стран Средней Азии и Восточной Европы. Среди них оказалась Волжская Булгария.

Монгольское вторжение в Волжскую Булгарию. Монгольская империя провозглашена в городе Каракоруме в 1206 г. во главе с императором Тимучином, получившим титул Чингисхана. Монголы -- один из древнейших народов мира, стояли близко по языку к тюркским народам и издревле сотрудничали с ними. Жили они крупными аилами, способными выставлять по 10--100 воинов каждый. Примерно по такому же принципу монголы собрали войска среди своих союзников -- тюркских народов: уйгуров, орхоно-енисейских татарских племенных объединений, имевших свои первичные государственные образования; татарских всадников, служивших в северном Китае на охране границ. Общее название войск было не монголы, а монголо-татары, иначе -- просто татары, воевавшие под командой монгольских военачальников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.