РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Татарская периодическая печать стала демократической трибуной, обеспечившей татарскому обществу широкую возможность обмена мнениями. В ходе этого обмена мнениями вырабатывалась та национальная идея, в центре которой стало национальное освобождение Татарская периодическая печать способствовала мужанию национального движения, призванного реализовать эту идею.

Общественно-политическое движение

Политическое положение в татарском обществе. Несмотря на экономическое укрепление и культурный подъем, татарское общество все еще оставалось в ряду политически бесправных наций Российской империи. Революция 1905 г, заставила Николая II отказаться от политики "контрреформ", унаследованной от отца. "Царское самодержавие" было заменено "царской монархией". При самодержавном монархе появилась Дума. Но политическое положение татарского общества не изменилось. Немного присмиревшее в революцию самодержавие перещло в наступление в последовавшие за ней годы реакции. В 1910 г. председатель Совета министров П.А. Столыпин созвал особое совещание по выработке мер, сак говорится в документе, "для противодействия татаро-мусуль майскому влиянию в Поволжском крае". Особо беспокоила власть "религиозно-национальная сплоченность" татар. Далее в документе говорилось, что татары настойчиво ведут "национально-культурное дело, расшатывающее не только вековые устои русской государственной жизни, йо и твердо, казалось, установившееся соотношение политических и культурных сил". Правительству предлагалось принять меры против поползновений татаро-исламской оппозиции. В Щовинистической печати бьша развернута "разоблачительная" кампания, обвинявшая fa-тарское национальное движение в панисламизме и пантюркизме, якобы угрожающих православию и русскому народу. Одновременно правительство готовило почву для антитурецких кампаний в связи с предстоящей войной.

Первые удары данной кампании были направлены против Наиболее общественно активных исламских деятелей, участвовавших в национальном движении. Жандармы составляли списки "видных панисламистов", По фальсифицированному доносу в начале 1911 г. было разгромлено медресе Иж Буби, руководство и мударрисы медресе были арестованы. Тогда же в Казани подверглись обыску дома Галимджана Баруди, имама мечети на Сенном базаре Абдуллы Апанаева. В жандармском управлении оказались доносы о том, что они, а также преподаватель медресе Хади Максуда якобы создали политическую партию в целях отторжения Татарстана от России.

Тогда же правительство Столыпина задумало заменить имеющийся татарский алфавит на арабской графике, кириллицей, которая была уже внедрена среди татар православной веры. Репрессии распространялись и на татарских интеллигентов, выступивших против этой затеи. В том числе был арестован ХаДи Атласи. При этом власти пытались представить татарское национальное движение как антирусское движение, направленное против русского народа и его православной веры. С разУясненией освобоДитсйьйого'характера национального движения тогда выступили многие его представители. Они подчеркивали свою приверженность лучшим традициям татарско-русской совместной жизни. Слова Тукая "Не уйдем" были ответом на появившиеся в шовййистйческой Печати заявления: "Не йравятся русские порядки -- уходите к cyлтaнy". Татарскому национальному движению действительно йё нравились самодержавные порядки национального гнета. Нб эФи порядки уже не воспринимались й русским обществом, русским наародом. Антисамодержавное татарское национальное движение отнюдь не было антирусским.

'Татаарское национальное движение, имевшее общую стратегическую линию национального освобождения, в начале XX в. формируется как нациойально-либеральное.

Формирование национально-либерального движения. Инициаторами формирования этого движения выступили наиболее активные в социально-политическом плане представители татарских предпринимателей, национальной интеллигенции к либеральные силы, выде-лиэщиеся из среды исламских деятелей. Среди них были авторитетные ученые -- теологи, авторы трудов по истории ислама, теории исламский этики и исламского правд -- Ризаеддип Фахреддинов (1859-1936), Муса Бигиев (1873-1949), настоятель крупнейшей в Казани медресе "Мухаммадия" Галимджан Баруди (1857--1922), настоятель медресе Иж Буби Габдулла Буби (1871--1922), исламский теолог, социолог и журщцшст Рашид Ибрагимов (1852--1944). Как ученыегтеолощ и педагоги медресе они уже в конце XIX в. выступили с идеями обновление татарского ислама, освобождения его от устаревших догматов. Большим авторитетом пользовались "Теория мусульманского права" "Основы шариата" М. Бигиева. Широкое распространение имела научно-библиографическая энциклопедия "Асар" (Огеды) Ризаеддина Фахретдинова. Обновил учебный процесс в своем Медресе Галимджан Баруди (здесь в начале XX в. обучались более 500 человек). Обучение здесь велось не только по исламской теологии, но и по светским наукам на уровне своего времени. В этом медресе получили образование Ф. Амирхан, М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал и другие деятели национальной культуры и общественного движения. Составлялись учебники не только для медресе, но и для школ. Г. Бару-ди составил татарско-арабско-иранский словарь и учебник для школ "Савадхан" (Книга для Чтения).

В числе зачинателей либерального движения выделялись предприниматель А. Хусаинов, историк, журналист Йосыф Акчура (1876-- 1935), юрист, политик Садри Максуди (1879--1957), ученый, философ Хади Максуди, адвокат, журналист С.Г. Алкин. Они обратили свои взоры на растущее в русском обществе либеральное социально-политическое движение освобожденцев (П. Струве), выступивших под лозунгом введения в России государственного строя конституционно-парламентской монархии, и решили по-своему поддержать русских либералов, считая, что в условиях конституционной монархии условия для национального освобождения будут более благоприятными.

Первая татарская политическая партия. Еще до объявления Манифеста 17 октября, в январе 1905 г. в Казани на конспиративном совещании было принято решение о подготовке татарской политической партии либерально-конституционного направления. Платформу партии должно было составить требование ликвидации национальных и религиозных ограничений, обретение гражданских свобод. В августе 1905 г. в Нижнем Новгороде конспиративно (на прогулочном пароходе) собрался съезд деятелей татарского национального движения, принявших платформу "полного уравнения мусульман с населением русского государства во всех правах политических, гражданских и религиозных".

После объявления Манифеста 17 октября, в январе 1906 г., в Санкт-Петербурге собрался второй съезд татарских национал-либералов. Съезд определил организационную структуру партии. Было решено принять название "Иттифак ал муслимин" (Союз мусульман) и стать партией мусульман-татар всей России. В съезде участвовали также представители Крыма и Кавказа: Исмагил Гаспринский (1852--1914) -- редактор известной тогда в тюркском мире газеты "Тарджиман" (Переводчик), А. Топчибашев -- азербайджанский юрист, редактор газет "Каспий" и "Геят" (Жизнь) и некоторые другие. Предполагалось, что в партию, кроме татар, могут войти и представители других народов -- мусульман. Согласно уставу, принятому на съезде, партия состояла из 16 районных организаций (Санкт-Петербургской, Казанской, Астраханской, Уфимской, Оренбургской, Уральской, Минской, Иркутской, Омской, Семипалатинской, Ташкентской, Ашхабадской, Верненской (Алматы), Бакинской, Симферополь-ской), призванных охватить не только татарское население в Татар-стане, но и татарскую диаспору за его пределами.

В августе 1906 г. на третьем съезде партии были определены идеологические установки партии и ее политическая платформа, выраженные в виде программы. Поддержав политическую линию русских либералов на установление в России государственного строя конституционной монархии, съезд сформулировал следующие требования татарского национального движения. По аграрному вопросу "Иттифак" добивался увеличения земельных наделов татарских крестьян за счет помещичьих, монастырских и иных земель и закрепления этих наде-/юв в качестве их частной собственности. По рабочему вопросу основными требованиями были: свобода деятельности профсоюзов, восьмичасовой рабочий день, обязательное страхование. Среди других требований значились: свобода на проведение собраний, организацию союзов, обществ, учреждений; сохранение государственного языка в центральных учреждениях государства, армии и флоте и установление свободного применения языка преобладающего населения на местах; переход к местному самоуправлению; равноправие конфессий.

Особо рассматривался на съезде вопрос о национальной школе. Было признано целесообразным иметь единую систему образования, предлагалось передать все мектебы в руки общества и содержать все школы за счет государства и местных самоуправлений. Было решено ввести всеобщее начальное образование, включить в программу средней школы в качестве обязательной дисциплины изучение русского

языка.

Вопросы, непосредственно касающиеся исламских организаций, на съезде не рассматривались. В самих мусульманских организациях по этому поводу выявились два мнения. Сторонники Гатауллы Баязи-това, ахуна Санкт-Петербурга, отстаивали единый для всей России муфтият, который работал под контролем правительства. В дальнейшем он занял пост муфтия. Г. Баруди предлагал демократизировать этот орган, создав по России 5 муфтиятов (Оренбургский, Таврический, Туркестанский и два на Кавказе), приблизив их деятельность к местным национальным условиям.

Национально-либеральная программа партии "Иттифак ал мус-лимин" составила основу национального движения на его либеральном этапе. Она широко обсуждалась на страницах татарской периодической печати. Основные ее положения о достижении татарской нацией гражданских свобод и культурно-национальной автономии в условиях конституционно-парламентской монархии проповедовали газета "Йолдыз" (Звезда) Хади Максуди, журнал "Миръат" (Зеркало) Р. Ибрагимова, журнал "Ад Дин вэ ал эдэп" (Религия и этика) Г. Баруди, "Казан мохбире" (Казанский вестник) С.Г. Алкина и др.

Татарская оппозиция в Российской Государственной Думе. Во время выборов в Государственную Думу 1-го созыва в 1906 г. идеи конституционной монархии в российском обществе имели еще сильные позиции. Кадеты, получив в Думе 179 мандатов, вышли на первое место. Одновременно сильные позиции в Думе имели крестьянские депутаты (трудовики), получившие 107 мандатов. Требуя уравнительного распределения земли по трудовой норме, они оказались в большей оппозиции к правительству, чем кадеты. В обеспечении победы кадет-ско-крестьянской оппозиции в Думе свою роль сыграло и татарское национальное движение со своей программой. Правда, сами татарские депутаты, оставаясь в составе общей мусульманской фракции, не успели организоваться в отдельную группу.

Распустив 1-ю Думу в июле 1906 г., царское правительство сумело нанести партии кадетов сильный удар. В Думе 2-го созыва кадеты, получив со своими союзниками 99 мандатов, уступили первенство трудовикам, получившим 104 мандата. Это свидетельствовало, что идея конституционной монархии стала "линять". Зато шло дальнейшее "ле-вение" крестьянства. Потеря авторитета кадетов и общее крестьяне кое левение не могли не отразиться на тактике татарского национального движения. В Думу оказались избранными видные деятели татарского национального движейия Йосыф Акчура, Садри Максуди, Хади Атласи и др. Татарская оппозиция начинает менять курс, переходить от ориентации на кадетов к ориентации на трудовую крестьянскую фракцию. Группа татарских депутатов во главе с Калимуллой Хасаповым под названием "мосульмап хезмэт таифэсе" (мусульманская трудовая группа) примкнули к трудовикам, поддержали "проект 104" по земельному вопросу.

Поворот России к реакции. 2 июня 1907 г. Николай II обнародовал свой новый Манифест, сводящий в основном на нет те уступки, которые у него были вырваны революцией 1905 г. Согласно Манифесту Государственная Дума 2-го созыва распускалась. Этот акт вошел в историю России как третьеиюньский государственный переворот. Мотивировал царь свой шаг тем, что "был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти". Назначая новые выборы на 1 ноября 1907 г. он предупредил, что Основной закон России (имелся в виду закон, изданный 23 апреля 1906 г.) должен выполняться беспрекословно. Речь шла прежде всего о сущеетйе верховной самодержавной власти. В ст. 4 Закона говорилось, что императору Российскому принадлежит верховная самодержавная власть, что он утверждает законы, ему при-надлежит в предела всего государства власть управления во всем ее объеме, что законы, принятые Думой и одобренные Государственным Советом, обретают силу только после утверждения императором. Одновременно Николай II напомнил, что нерусские народы остаются "гражданами второго разряда". В Манифесте говорилось: "Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских".

На тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены. Не случайно председателем Совета Министров стал один из сторонников шовинистического лозунга 4 Россия для русских" Столыпин.

Правительство получило послушную Думу 3-го созыва. Представители крестьян -- трудовики получили в ней всего 13 мест. В 1910 г. Дума примяла закон, согласно которому помещичье землевладение в Россини сохранялось. Мусульманская фракция имела в этой Думе 10 мандатов: 2 -- из Казанской (С Максуди, Гайса Еникеев), 4 -- из Уфимской, 1 -- из Оренбургской губернии, 1 -- из Крыма, 2-е Кавказа. Одним из руководителей фракции был С. Максуди. Ухудшилась политическая обстановка для деятельности сил национального движения. Г. Баруди был сослан, Й. Акчура, Р. Ибрагимов были вынуждены

эмигрировать.

Русские социалисты. Разочарованное "новым изданием контрреформ" -- "столыпинской реакцией" русское общества обратило свои взоры на русских социалистов, которые предлагали альтернативный для страны путь: замену царской монархии республикой. Особенно активно с такой программой выступали провозглашенная в 1898 г. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и возникшая в 1902 г. Российская партия социалистов-революционеров (РПСР). Правда, программы русских социалистов содержали очень большую опасность: они несли стране, нациям раскол, чреватый непредсказуемыми последствиями вплоть до гражданской войны. Русские социалисты ориентировались на западноевропейских социалистов-марксистов, провозгласивших, что на смену национальной организации общества (национального государства, национальной партии, национальной культуры и т.д.) идет классовая организация общества (классовое государство, классовая партия, классовая культура и т.д.). Успокаивая общественное мнение против этих опасений, русские социалисты вынуждены были заявить, что на первых порах, пока национальные различия не исчезнут в процессе межнациональной интеграции, эти особенности будут учитываться. А главное, русские социалисты убеждали крестьян в том, что в отличие от монархии республика непременно передаст им помещичьи земли, нерусские народы--в том, что они получат национальную свободу. Их призыв свергнуть существующий в стране режим нашел поддержку и у Советов рабочих депутатов.

Имея общую социалистическую линию, эти две партии (В.И. Ульянова-Ленина и В.М. Чернова) находились в жестком соперничестве за первенство. РСДРП, особенно с 1912 г., когда в ней взяло верх большевистское (ленинское) крыло, стала партией крайне левой оппози- ции, заняла враждебную позицию по отношению к РПСР, трудно шла на блоки, отвергала компромиссы. Она ставила своей целью установление в стране жестко классовой Советской республики с сохранением в ней централизации власти, отстаивала единолично регулируемую большевиками демократию, национализацию промышленности, торговли, земли. Иначе говоря, она отстаивала модель "государственного социализма".

Заняв непримиримую позицию по отношению к РСДРП, социалисты-революционеры высказались против "государственного социа- лизма", управляемого "правящей бюрократией". Программа партии эсеров провозгласила: "установление демократической республики с широкой автономией области и общин", "возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение".

Татарские социалисты. Пренебрежительное отношение царя Николая II к Думе, столыпинская реакция ослабили в татарском национальном движении веру в возможность перехода России на путь конституционной монархии. В татарском национальном движении постепенно начинают брать верх радикальные силы. В создавшихся условиях они были склонны связывать перспективу национального освобождения с провозглашением в России республики.

Среди татарской революционной молодежи, возлагавшей надеж-ды на программу РСДРП, был Хусаин Ямашев (1882--1912). Учился он в Казани, в медресе "Мухаммадия", затем окончил татарский учительский институт. В годы революции 1905 г. он стал на путь профессионального революционера, сблизился с русскими социал-демократами. Вместе с ним на этот же путь стали З.Ш. Садыков (1883--1912). Г.З. Сайфутдинов (1882--1918) и некоторые другие молодые представители татарского национального движения. При поддержке русских социал-демократов Ямашев в 1907 г. в Оренбурге начал издавать газе-гу "Урал" на татарском языке. Сотрудничали с газетой Сайфутдинов, известный писатель Г. Кулахметов. Газета разъясняла, что программа "Иттифак", ориентированная на национальное освобождение в рамках конституционной монархии, не может привести к цели. Газета считала, что татарское национальное движение должно принять социалистическую программу, содействовать социал-демократам в установлении в России республики и в составе этой республики добиться национального освобождения. Газета убеждала, что татарские крестьяне получат землю только в результате конфискации помещичьих земель, на чем настаивают социал-демократы.

РСДРП, построенная на принципе демократического централизма и признающая будущую Российскую республику только как унитарную, не допускала создания в России социал-демократических организаций по национальному признаку, тем более их автономию. Татарские социал-демократы, ставшие членами РСДРП, могли составлять лишь национальную группу (секцию) при местном комитете. Такой статус не позволял им выступать как самостоятельная сила национального движения. Все вопросы решал социал-демократический комитет. Татарская группа могла лишь проводить его линию в национальном движении, вести социал-демократическую пропаганду на татарском языке.

Более свободно могли вести себя те татарские социалисты, которые сблизились с РПСР. Последняя не запрещала самостоятельного (на автономных началах) функционирования национальных организаций под флагом "социалист-революционер". В начале 1906 г. в Казани было официально объявлено о создании партии татарских социалистов-революционеров. В мае начала выходить ее легальная газета "Тан йолдызы" (Утренняя звезда). Секретарем издания был профессиональный юрист, выпускник Императорского Казанского университета Фуад Туктаров. Это была первая социалистическая газета на татарском языке. Местные комитеты партии, признающие Казанскую организацию своим центром, возникли в Уфе, Оренбурге, Симбирске. Партия татарских эсеров в определенном смысле выросла из недр "Иттифак ал-муслимин". Ее лидер Садри Максуди был членом ЦК партии "Иттифак". В составе партии татарских эсеров были писатель Гаяз Исхаки, профессиональный юрист С.Г. Алкин, в свое время входившие в инициативную группу по созданию партии "Иттифак". Позже, в 1913 г. в Петербурге под редакцией Гаяза Исхаки начала выходить газета "Иль" (Страна), переведенная в 1914 г. в Москву. Во вторую Думу С. Максуди был избран от Казанской губернии и представлял свою партию. Самостоятельность партия сохранила также в составе Думы третьего, а затем и четвертого созывов. Казанское губернское жандармское управление в одном из документов отметило, что эта партия "почти полностью" приняла программу РПСР, ноу пей "национализм сильно выглядывал... Было желание даже именовать представителей этой организации не социалистами-революционерами, а национал-революционерами".

Одновременно в татарское национальное движение пришли молодые силы, которые не были связаны с партией "Иттифак", фактически прекратившей свою деятельность с вступлением России в мировую войну, и не входили формально ни в оД1ну из действующих татарских социалистических организаций. Среди них были незаурядный публицист, яркий организатор Мулланур Вахитов (1885-1918), талантливый писатель, публицист Галимджан Ибрагимов (1887-1938). Они страстно желали, чтобы царская монархия в России рухнула как можно скорее, и старались помочь гражданскому dозмужанию татарского народа. Галимджан Ибрагимов в 1914 г. создал свой роман "Безнен коннэр" (Наши дни), посвященный революции 1905 г. Книгу подготовило к печати издательство "Гасыр" (Эпоха), но она была конфискована властями.

6. Татарстан в российской революции 1917 г.

Демократическая республика Россия и Татарстан

Свержение царской монархии. Роковым для царской монархии оказался возврат после подавления революции 1905 г. к предреволюционным временам "контрреформ", обновленное издание в 1906 г. закона 1892 г., в котором говорилось, что "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный". После Манифеста 17 октября люди ждали и надеялись, что страна пойдет по пути реформ. Царю же показалось, что спасение России не в реформах, а в "укреплении русского самобытства". В годы реакции, последовавшие за первой русской революцией, а затем в годы первой мировой войны самодержавный строй окончательно дискредитировал себя. Русское общество и нерусские народы убедились, что строй этот неизлечим, реформам не поддается. Войска терпели поражение на русско-германском фронте, хозяйство расстроилось. В стране царила разруха. Народ обнищал.

Поддерживавшие правительство военные и политические силы заволновались. Еще перед смертью, в 1911 г. Столыпин писал: "Война будет фатальной для России и правящей династии". Бывший министр внутренних дел П. Дурново в начале 1914 г. в своей записке, поданной царю, так предсказал последствия войны: "...сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имущества". В годы войны тревога в правящих кругах усилилась. Лидер Земского союза князь Г. Львов, обращаясь к царю, говорил: "Ваше Императорское величество! Обновите власть. ...Откройте стране этот единственный путь к победе, загроможденный ложью старого порядка управления". Не менее решительными были обращения к царю "слева", со стороны буржуазной оппозиции с требованиями обновлений. Николай II понимал, что теряет поддержку во властной структуре, но не предполагал, что в критический момент эта властная структура, чтобы спасти себя, пойдет на требование отречения царя от власти. И сдаваться он не собирался. В 1915 г. он взял на себя Верховное Главнокомандование, распустил Думу. Попытался выправить положение, усилив личную власть.

В стране была еще третья сила -- народ, от чьего имени действовала альтернативная оппозиция. Игнорируемая Николаем II эта третья сила, выступив 27 февраля против самодержавной монархии, фактически решила ее судьбу. Властным структурам во главе с Думой, собравшейся вопреки формальному роспуску, оставалось лишь фактически подтвердить падение в стране самодержавия. 4 марта одновременно были обнародованы два государственных акта: об отречении Императора Николая II от престола в пользу своего брата Михаила Александровича; об отказе Великого князя Михаила от восприятия Верховной власти и о признании им всей полноты власти за Временным правительством, образованным Думой. Была свергнута самодержавная монархия и парализована возможность монархической реставрации.

Временное правительство России. Временное правительство было образовано 2 марта из представителей трех фракций Государственной Думы (кадетов, октябристов, эсеров) во главе с князем Г.Е. Львовым. Оно было поддержано Петроградским Советом рабочих депутатов, создавшим Комиссию по контролю за его деятельностью.

Третьего марта Временное правительство обнародовало свою Декларацию. В ней провозглашались амнистия политзаключенным, свобода слова, печати, замена полиции национальной милицией, предоставление солдатам гражданских прав. Был отдан приказ об аресте бывшего царя и его семьи, объявлено о созыве Учредительного собрания, которому передавалось окончательное решение вопроса о государственном строе. Был сделан первый шаг в решении аграрного вопроса. Правительство объявило о конфискации принадлежащих лицам царской фамилии кабинетских земель, а также удельных земель. Возникли Земельные комитеты "для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием". По вопросу о войне Временное правительство осталось на "патриотических позициях". Союзникам была передана нота, в которой говорилось о "стремлении довести мировую войну до решительной победы" и намерении Временного правительства "соблюдать обязательства, принятые по отношению к нашим союзникам".

Факт свержения самодержавной монархии и демократические шаги Временного правительства были положительно восприняты обществом и западной демократией. Девятого марта Временное правительство признали США, 11 марта -- Великобритания и Франция.

Представители социал-демократов-большевиков во Временное правительство не были приглашены. Произошел раскол в негласном союзе русских социалистов, выступавших ранее против самодержавной монархии за республику. У эсеров новым лозунгом стал "Вся власть Учредительному собранию!" Эсдеки-большевики выступали под лозунгом "Вся власть Советам!" Оказавшись главной оппозиционной силой, партия Ленина стала умело дискредитировать Временное правительство, доказывая на примерах, что оно не альтернатива царскому правительству, а его продолжение. В этом противоборстве Временное правительство все больше теряло свою дееспособность.

Татарское национальное движение после Февраля. Татарское национальное движение, которое по традиции все еще называлось мусульманским, встретило свержение самодержавной монархии с надеждой. Мусульманская фракция 4-й Думы поддержала усилия остальных думцев по созданию Временного правительства. Пользуясь объявленной свободой, полностью легализовалось само национальное движение. Представители партии татарских эсеров (С. Максуди, Ф. Туктаров), татарских социал-демократов меньшевистского направления (Ибрагим Ахтямов, Г. Терегулов), национально-исламские деятели (Абдулла Аианаев) решили создать объединяющий орган -- Мусульманский комитет. Как организация либерального национального движения, Мусульманский комитет пришел на смену "Иттифак ал муслимин" еще в 1914 г. Его председателем тогда был известный татарский коммерсант Бадри Апанаев. Теперь речь шла о создании легально действующей сети комитетов по всей России, где проживало татарское население. В марте-апреле прошли татарские национальные собрания, оформившие такие комитеты. В Казани такое собрание состоялось 7 марта под председательством казанского юриста Валидхана Таначева. Председателем комитета был избран Фуад Туктаров. Со 2 июля началось издание газеты комитета "Курултай" (Съезд). Мусульманские комитеты возникли в Москве, Петрограде, Оренбурге, Уфе и в ряде других городов. Стали возникать уездные, волостные мусульманские комитеты, мусульманские комитеты на предприятиях, где жили и работали татары. Деятельность мусульманских комитетов и их Центрального исполнительного комитета поддерживалась татарской периодической печатью -- газетами "Йолдыз" (Звезда) в Петрограде, "Кояш" (Солнце) в Казани, "Вакыт" (Время) в Оренбурге, "Иль" (Страна) в Москве. В Уфе возник "Комитет по распространению гражданских идей среди мусульман", возглавляемый Ибн. Ахтямовым и Г. Терегуловым.

Мусульманские комитеты стали зачинателями послефевральско-го периода в татарском национальном движении. Это было время щедрых обещаний Временного правительства, когда татарское национальное движение выражало доверие этому правительству Программа Мусульманского комитета оставалась прежней -- достижейие национального освобождения. Реализация программы теперь связывалась не с Конституционной монархией, как это было до Февраля, а/с Временным правительством. Содержание идеи "национального освЬбож-дения" применительно к послефевральскому периоду еще только вьн яснялось, конкретные политические требования национального движения в новых условиях только вырабатывались. Деятели и активисты национального движения выходили на широкую дорогу публичной общественно-политической работы в массах в легальных условиях. На собраниях Мусульманских комитетов, в организуемых одки публичных обсуждениях проблем национального движеййй обычно участвовали и представители радикальных кругов -- социал-демократы большевистского направления и левые эсеры. Заседали бурно; > По центральному вопросу -- достижению национального освобождения сходились в основном все. Расходились же главным образом в том, чтобы добиваться своих целей в рамках провозглашенной Временным правительством демократической республики (либералы) или путем замены Временного правительства другим (радикалы). Успех же дела национального освобождения зависел от их единства.

Четвертогб апреля Садри Максу ди выступил в газете "Вакыт" со статьей "Наши обязанности и современное политическое положение Он считал, что революция открыла возможности для легальной работы и "нельзя упускать момента". Он призвал национальные силы объединиться, "отбросив распри", действовать немедленно и смело во имя "будущего нации", "преследуя реальные национальные желания, ближайшие задачи", поддерживая позитивные шаги Временного правительства. К укреплению единства национального движения призы вал Ф. Туктаров. В газете "Курултай", выступая как ее редактора. Он писал: "Одни стали националистами, другие вовсе не признают нации. Народ разъединился" и отмечал, что свобода может быть завоевана только в том случае, если все классы объединятся.

,3а единство национальных сил ратовали и исламские деятели. Галимджан Баруди писал в той же газете "Вакыт": "В такое время мусульмане должны отбросить в сторону классовые и личные интересы, мы должны быть единодушны и служить общим целям. Так повелевает Коран".

Деятели национального движения говорили не только о национальном единстве, но и о совпадении общедемократических интересов русского и татарского народов, о сближении с другими мусульманскими народами, в частности, Туркестана, Казахстана, Крыма, Кавказа. В качестве главы Казанской делегации Габдель-бари Баттал участвовал в работе съезда узбекской организации "Шураи исламия" (Исламский Совет) в Ташкенте.

Радикализация национального движения. Поддержка Временного правительства со стороны татарского национального движения не была единодушной уже в дни его образования. В рядах оппозиционной большевистской партии работали видные деятели татарского национального движения Мирсаид Султангалиев (1892--;1939), Галим-джан Сайфутдинов (1882-1918), Камиль Якубов (1894-1919) -в Казани, Сахибгарай Саидгалиев (1994--1939), Галиулла Касимов (1893--1942) -- в Екатеринбурге, татарский писатель Шамиль Усма-нов (1898-1937) - в Сызрани, Бурхан Мансуров (1889-1942) -в Астрахани, Валиулла Хуснутдинов (1880--1922) -- в Ижевске. Они активно участвовали в общих политических акциях национального движения и, проводя линию своих партийных комитетов, выступали против поддержки Временного правительства. Своих органов печати они не имели, выступали в русских большевистских изданиях. В Казанской газете "Рабочий*, некоторые ее страницы выпускались на татарском языке. Часто выступали они на страницах татарских национальных изданий, например, газеты "Кояш" (Солнце) Фатыха Амирхана.

К концу первого месяца после Февраля возникло разочарование во Временном правительстве у части молодых татарских социалистов. Тридцатого марта Галимджан Ибрагимов в содружестве с писателем Фатыхом Сайфи (Казанлы) начал издавать в Уфе газету "Ирек" (Свобода), Газета объявила себя в оппозиции к Временному правительству, открыто выступила против продолжения войны. В статье "Временное правительство и мусульмане", опубликованной 13 апреля, газета высказалась за то, чтобы татарское национальное движение отказалось от иллюзий о демократических способностях Временного правительства.

Росло недоверие к Временному правительству в различных слоях татарского общества. Татарские крестьяне, как и русские, поддержали акт Временного правительства о передаче им кабинетских и удельных земель и создании крестьянских комитетов. Комитеты эти по составу были русскими. На свои губернские и уездные съезды они приглашали и татарских крестьян. Общими оказывались требования татарских и русских крестьян о передаче им помещичьих земель.

20--27 апреля в Казани прошел Всероссийский национальный съезд учителей-татар. Обсуждались, главным образом, вопросы совершенствования татарского школьного образования. Съезд избрал Центральное бюро мусульманских учителей. Председателем Бюро стал известный ученый-историк и общественный деятель Газиз Губайдуллин (1887--1938). Съезд высказался и по вопросам национального развития. Была осуждена политика продолжения войны, поддержано предложение об изменении российского государственного устройства в направлении федерализации и предоставления татарскому народу национально-территориальной автономии. Будущее татарской нации волновало и делегаток Всероссийского съезда татарских женщин, проходившего в конце апреля в Казани. Активисты женского движения Амина Мухитдинова, Рауза Чанышева Выступили с предложениями об активизации роли женщин в татарском национальном движении.

Мусульманский социалистический комитет. В ходе расширения национального движения после Февраля возникла новая общественно-политическая организация -- Мусульманский социалистический комитет (МСК). Оформился МСК в Казани в апреле 1917 г. по инициативё одного из выдающихся татарских общественных деятелей периода российской революции 1917 г. Мулланура Вахитова, вступившего на этот путь еще в период революции 1905 г. Участвовала в создании МСК видная деятельница женского движения Амина Мухитдинова (1893-1944).

Цели МСК были сформулированы в его Уставе и включали распространение среди татарских рабочих и крестьян идей социализма, организацию их на борьбу за национальное и социальное освобождение. В июне начала выходить газета МСК "Кызыл байрак" (Красное знамя). Газета разъясняла, что татарское национальное освобождение тесно связано с дальнейшим разритием революции в России и заменой Временного правительства новым. Предполагалось, что рабочее, крестьянское и солдатское Советское правительство, в отличие от буржуазного Временного правительства, будет выполнять свои обещания и предоставит татарскому народу самому решать свою судьбу.

Главным в своей работе МСК считал гражданское просвещение рабочих, солдат и других слоев татарского населения. В рабочих центрах Казани были созданы районные организации, на предприятиях возникли рабочие клубы с небольшими библиотеками, курсами по ликвидации неграмотности. Один из таких клубов работал в здании рабочего театра Алафузовской фабрики. Амина Мухитдинова была ответственна за работу среди женщин. В газете "Кызыл байрак" она выступила со статьей "Свободу женщинам". Через МСК пришла в ряды активисток национального движения Гиззаниса Тазетдинова (1894-- 1969). В МСК она возглавляла Мусульманское бюро солдаток.

В организационном плане МСК выступал как самостоятельная общественно-политическая организация татарского национального движения. Вокруг него объединились многие татарские социалисты. В числе последних был Галимджан Ибрагимов -- организатор и руководитель партии татарских левых эсеров. Исследователь жизни и деятельности Галимджана Ибрагимова М.Х. Хасанов отмечает, что газета "Ирек" с 21 мая стала официальным органом этой партии. В ряды МСК пришли также тяготившиеся отсутствием самостоятельности татарские социал-демократы большевистского направления. Соратником Мулланура Вахитова стал Галимджан Сайфутдинов. К МСК примыкало Бюро приказчиков и конторщиков, возникшее в Казади в марте. Руководил Бюро один из авторитетных публицистов, соратник Вахитова по организации МСК Шагид Ахмадиев. При Бюро начала выходить газета "Аваз" (Клич). Газета и ее редактор Ш. Ахмадиев поддерживали линию МСК, были в оппозиции к Временному правительству. Заимев в лице Мусульманского комитета и Мусульманского социалистического комитета два оппонирующих друг другу крыла, татарское национальное движение выиграло, несравненно поднялась его активность.

Всероссийский мусульманский съезд. 1--11 мая 1917 г. в Москве проходила работа I Всероссийского съезда мусульманских организаций. В его работе приняло участие более тысячи делегатов от мусульманских организаций Волго-Уральского региона, Туркестана, Казахстана, Крыма, Закавказья и Северного Кавказа. Татарское национальное движение было представлено в лице Мусульманских комитетов (либеральное крыло) и Мусульманского социалистического комитета (радикальное крыло). Главное место на съезде заняло определение будущего государственного устройства России в национальном плане и выяснение стратегических задач национальных организаций мусульманских народов после Февраля.

В работе съезда было заинтересовано и русское Временное правительство. Оно хотело, чтобы национальные движения мусульманских народов России развивались в рамках сохранения "единого и неделимого" русского государства. По мнению властей! мусульманские народы России должны были оставаться в положении национальных меньшинств в составе русского государства, получая взамен культурно-национальную автономию, предложенную еще ранее кадетской партией. Съезд приветствовали представители русских партий, входящих во Временное правительство, включая кадетов. Освещали работу съезда корреспонденты главных газет Петрограда и Москвы, а также иностранные корреспонденты.

Представители национальных движений мусульманских народов попытались выработать более радикальную формулу решения национального вопроса в новых условиях, когда требование конституционной монархии осталось позади, когда Россия была объявлена демократической республикой. В ходе обсуждений выявились два подхода, условно названные федералистским и унитаристским. Большинство делегатов окраин (Закавказья, Туркестана) поддержало идею федеративного устройства России с предоставлением мусульманским народам широкой автономии в общепринятом значении этого слова, то есть с предоставлением мусульманским народам закрепляемого в Конституции России права на самостоятельное осуществление государственной власти на своей исторической земле. Среди них были Расул-заде, Ибрагим Эфендиев, Г. Топчибашев, 3. Досмухаммедов. Представитель Северного Кавказа Ахмед Цаликов выступил с предложением сохранить Россию в качестве унитарного государства, где мусульманским народам была бы предоставлена культурно-национальная автономия без закрепленной территории.

Новое мнение о решении национального вопроса начало формироваться тогда и в русском национальном сознании. Часть русских общественных деятелей считала, что следует предоставить окраинным нерусским народам (финнам, прибалтам, полякам, может быть, и украинцам) территориальную автономию в составе русского государства, а нерусским народам "Внутренней России" (Северного Кавказа, Волжско-Уральского региона), составляющим в русских губерниях этих регионов "национальное меньшинство", автономию только в вопросах их национальной культуры. В целом при голосовании на съезде сторонники унитаристского подхода к вопросу получили чуть больше одной четвертой голосов делегатов. Подавляющее большинство делегатов голосовало за федерализм.

Татары, разделенные между русскими губерниями так, что формально по численности в каждой губернии оказались в меньшинстве, не считали себя нацменьшинством. Вопреки политике национальной и религиозной ассимиляции, они сохранили себя, сложились в современную нацию, помнили свое национальное государство, верили в его восстановление в новых условиях и в новом качестве. Большинство татарской делегации присоединилось к федералистам и выступило с требованием предоставить в этой Федерации тюрко-татарам Волго-Урала национально-территориальную автономию в неограниченном смысле этого слова. Причем за требование федеративного устройства России и предоставление татарам и башкортам территориально-национальной автономии выступили представители как либерального крыла национального движения (мусульманские комитеты, Заки Валиди и др.), так и радикального его крыла (Мусульманский социалистический комитет). В конце 1917 г. идея федерализма была господствующей в татарском национальном движении.

По настоянию татарской делегации были рассмотрены и другие аспекты национальных движений мусульманских народов: рабочий вопрос, крестьянско-аграрный вопрос, вопрос о женском движении, о мусульманских воинских частях. Съезд избрал Всероссийское "Милли Щура" (Мусульманский Совет) и его исполнительный орган -- Исполнительный комитет (ИсКомус) во главе с Ахмедом Цаликовым.

Конфликт с Временным правительством. Принятое большинством голосов на I Всероссийском съезде мусульманских народов решение о федеративном устройстве России и предоставлении мусульманским народам национально-территориальной автономии поставило Временное правительство в затруднительное положение. Выяснилось, что на федерации настаивают и другие нерусские народы. Центральная Рада Украины выпустила "Универсал" (Манифест) о самостоятельности Украины, Временному правительству были представлены проекты об автономии Карелии, Белоруссии, Кавказа. Признания самостоятельности требовал Финляндский сейм. Временное правительство, оставаясь на позиции сохранения "единой, неделимой России", отклонило эти требования. Туркестанский комитет Временного правительства, состоявший в большинстве из кадетов, заявил: "Как колония Туркестан должен быть устроен в отношении самоуправления наподобие английских и французских колоний". По поводу украинского "Универсала" кадетская газета с раздражением писала: "Гг. украинцы шутят плохие щутки с Россией".

Русская оппозиция решила по-своему отреагировать на требования нерусских народов о федеративном устройстве России. Партия социалистов-революционеров еще раньше допускала федерацию после свержения самодержавной монархии. Проходивший 4--28 мая в Петрограде цод патронажем эсеров Всероссийский съезд крестьянских депутатов счел возможным установление в России федеративного госу-дарственного строя. Решили воспользоваться этим обстоятельством в своих целях и большевики. На проходившем 3--24 июня в Петрограде Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов лидер большевиков Ленин заявил: "Пусть Россия будет союзом свободных республик". По его мнению, крестьянский съезд, заговорив о "федеративной" республике, уже выразил мысль, "что русская республика ни одного народа ни по-новому, ни по-старому угнетать не хочет".

Все это было сказано русской оппозицией в пылу полемики, чтобы дискредитировать Временное правительство. Было еще не известно, как на деле поведет себя эта оппозиция, приди она к власти. Отношение Временного правительства к федерации было однозначно негативным. 6 мая было объявлено о создании коалиционного правительства. Из русских социалистов в него вошли, кроме А.Ф. Керенского еще лидер партии эсеров В.М. Чернов, трудовик П.Н. Перевер-зев, народный социалист А.В. Пешехонов, два социал-демократа меньшевистского направления И.Г. Церетели и М.И. Скобелев. Это наполовину социалистическое коалиционное правительство, в свою очередь, продолжало оставаться на позициях унитарного государства. Временное правительство вступило в конфликт с Национальными движениями нерусских народов. Татарское национальное движение теряло надежду на сотрудничество с Временным правительством в деле национального освобождения.

Консолидация национального движения. В июле в Казани прошли два отраслевых мусульманских съезда: Всероссийский мусульманский военный съезд и съезд мусульманского духовенства. Почти параллельно работал II Всероссийский мусульманский съезд, который в отличие от первого, майского, был исключительно татаро-башкорт-ским. Такими были и два отраслевых съезда. С учетом близости условий жизни татарского и башкортского народов национальные движения их тогда развивались совместно. Съезды эти обсуждали вопросы стратегии и тактики татарского и башкортского национального движений в условиях, возникших после I Всероссийского мусульманского съезда. Новыми в обстановке были два момента. Во-первых, общемусульманским стало требование национально-территориальной автономии и федерирования с русской республикой. Во-вторых, становилось ясно, что Временное правительство на это не пойдет.

Всероссийский мусульманский военный съезд, начав работу 17 июля, рассмотрел вопрос о месте и роли татарских и башкортских солдат и офицеров в национальном движении. Для координации их деятельности было создано "Харби Шура" (Военный Совет) во главе с прапорщиком Ильясом Алкиным. В состав Совета вошли офицеры У. Токумбетов, Г. Монасыпов, С. Мамлеев, Г. Богоутдинов. Они представляли в основном партию татарских эсеров и работали в тыловых и фронтовых воинских частях, имевших в своем составе солдат татар и башкортов. Было решено создать солдатские комитеты в татарско-башкортских воинских формированиях. В постановлении съезда было сказано: "Если Временное правительство откажет и не согласится с данным постановлением, формировать комитеты явочным порядком".

Съезд татарского и башкортского исламского духовенства, начав работу 18 июля, обсуждал вопрос о месте духовенства в национальном движении. 21 июля открывается II Всероссийский съезд мусульман. В его работе приняли участие представители всех направлений национального движения: партии татарско-башкортских эсеров, Мусульманских комитетов, Мусульманского социалистического комитета, партии татарско-башкортских левых эсеров, татарско-башкортских социал-демократов большевистского и меньшевистского направлений. Несколько позже к ним присоединились делегаты военного съезда и съезда духовенства. II Всероссийский съезд мусульман стал самым широким форумом национального движения и свидетельствовал о консолидации национальных сил перед Октябрьским государственным переворотом.

Съезд выработал общенациональную концепцию национального освобождения. Суть ее заключалась в создании по воле народа тюрко-татарской (татарско-башкортской) национально-территориальной автономии. Съезд поддержал предложение национальных движений других регионов об установлении в России федеративного государственного строя.

Достигнув согласия по этому стратегическому вопросу, делегаты съезда разошлись в определении национально-классовой сущности будущей республики и путях ее реализации. Партия татарских эсеров, мусульманские комитеты, татарские социал-демократы меньшевистского направления, мусульманское духовенство связывали достижение стратегической цели с Временным правительством, верили в его обещание о справедливом решении Учредительным собранием вопросов о федерации и автономии. Мусульманский социалистический комитет, татарские левые эсеры, татарские социал-демократы большевистского направления полагали, что основным условием достижения национального освобождения является замена Временного правительства.

По вопросу о сущности тюрко-татарской (татарско-башкортской) республики либералы оставались верными традициям "Иттифак ал муслимин" и настаивали на том, чтобы она была общенациональной республикой всех классов общества. Садри Максуди заявил: "Российские мусульмане разделяются на узбеков, киргизов, туркмен и на буржуев, рабочих и крестьян... Классовые и национальные различия не могут мешать объединению наций". Радикальное крыло настаивало на том, чтобы национальная республика не только выражала национальное объединение, но и признавала приоритет социально-экономических интересов трудящихся классов -- рабочих, солдат, крестьян. Галимджан Ибрагимов в газете "Ирек" эту мысль выразил так. Перед мусульманами стоят две проблемы: 1) решение национального вопроса в сфере политики и культуры; 2) решение социальных, классовых вопросов. По первому вопросу все мусульмане могут идти вместе. Но во втором вопросе -- в экономических и классовых отношениях сколько бы усилий вы ни прикладывали, это объединение невозможно. Несмотря на тактические разногласия, съезд выработал и принял такую национальную концепцию, которая в дальнейшем показала свою жизнеспособность. И.Р. Тагиров и Р.К. Валеев назвали ее "казанской платформой". Образование национальной республики стало стратегической целью национального движения.

Народные выступления. Продолжающиеся война и хозяйственная разруха одинаково ухудшали положение русского и татарского народов. Одинаково усиливалась их оппозиция к Временному правительству. Татары (рабочие и крестьяне), независимо оттого, выступали они отдельно или совместно с русскими рабочими и крестьянами, выдвигали общедемократические лозунги: мир, хозяйственная стабильность, сносные условия жизни. У татарских рабочих и крестьян накопились и классово-общие с русскими рабочими и крестьянами требования: земля -- крестьянам, 8-часовой рабочий день -- рабочим. Наконец, у них сформировалось общее убеждение, что Временное правительство не способно удовлетворить их требования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.