РУБРИКИ

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

   РЕКЛАМА

Главная

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело

География

Геология гидрология и геодезия

Государство и право

Ботаника и сельское хоз-во

Биржевое дело

Биология

Безопасность жизнедеятельности

Банковское дело

Журналистика издательское дело

Иностранные языки и языкознание

История и исторические личности

Связь, приборы, радиоэлектроника

Краеведение и этнография

Кулинария и продукты питания

Культура и искусство

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

История Татарстана с древнейших времен до наших дней

p align="left">Вопрос об ультиматуме был обсужден на специально созванном Джиене 14 августа 1551 г. Условия ультиматума были очень тяжелыми, а требование расчленения Казанского государства и присоединения правобережной части к России -- неприемлемым. Против него единодушно выступили Кул Шариф, казый, князья Зайнаш, Ислам, Галикай, Кэбэк, Дервиш. Джиен во избежание разрушений и человеческих жертв соглашается с ультиматумом, за исключением расчленения государства. Сейчас было важно сохранить само государство. Джиен высказался за принятие в качестве хана русского ставленника Шахгали.

Сююмбике, в свою очередь, согласилась ради спасения государства и во избежание жертв отдаться со своим сыном Утамеш Гиреем в добровольный плен, хотя решиться на это ей было очень трудно. Она оставляла, может быть, навсегда родину, расставалась с прахом погребенного здесь мужа. Тяжело переживала она и то, что не смогла сделать большее ради своего народа, страны. В сопровождении русских стрельцов она со своим сыном была отправлена в Свияжск, оттуда -- в Москву. Просьбы отца вернуть ему его дочь были царем отклонены. Шахгали, в свою очередь, в сопровождении русских стрельцов вошел в Казань и занял Казанский престол.

Трудно сказать, с каким намерением пришел к власти Шахгали. Он понимал, что его здесь не любят и не примут. Более того, попытаются избавиться от него при первом же удобном случае. Тем не менее его первым шагом было обращение к Ивану Грозному уступить в оставшемся спорным пункте ультиматума -- вернуть правобережную часть страны. Отправленное им посольство в Москве изложило его позицию так: Шахгали-хан просит царя вернуть горную часть страны если это невозможно, разрешить собирать налог с горной стороны в пользу Казанской казны; заключенный договор должен быть закреплен царской клятвой, как это сделала казанская сторона. Это было обращение не одного Шахгали-хана. Многие историки отмечают, что мирно настроенная Казань тогда была готова на преодоление кризиса компромиссом. Все требования Москвы Казанью были удовлетворены. Оставалось Москве сделать единственный встречный шаг -- согласиться с сохранением единства и самостоятельности татарского государства, обеспечивая с его стороны действительно дружественное отношение. Москва, однако, ответила "нет". Более того, члены посольства были арестованы в качестве заложников.

Результаты сказались быстро. Шахгали потерял шанс овладеть ситуацией. От него отвернулись буквально все. Полностью изолированный хан пошел на поводу у русского посла Д.П. Палецкого и начал истреблять сторонников независимости Казани. Более 70 человек было убито на ханском приеме и последовавших затем облавах по городу. В числе казненных оказались братья князь Бибарс и мурза Янбарыс, мурза Кулай, углан Карамыш, бахадур Кадыш и др.

Подводя итоги русской агрессии 1551 г., можно сказать, что конечной цели Иван Грозный не достиг. Осведомленный о высоком уровне организации обороны города, о единодушии казанской элиты и пат-| риотическом настроении народа, он решил отложить трудный, а может быть, и неудачный штурм города, а пока заняться разложением Казанского государственного руководства, усилить морально-психологическое давление на народ. Казанцам удалось сохранить свое государство. У них усилилась уверенность в том, что они все же найдут выход из татарстанско-российского кризиса.

Падение Казани. В 1552 г. политическое положение продолжало оставаться сложным. Россия отказывалась возвращать правобережную часть страны. Шахгали хан не смог стабилизировать обстановку. Русские источники этого периода сообщают о многочисленных волнениях в Татарстане. Это было выражением недовольства народа русской оккупацией правобережной части страны. У Шахгали хана оставался единственный выход -- отречься от престола, что он и сделал. 6 марта, согласовав свой шаг с царем, он выехал из Казани в Свияжск и вывел из города свою охрану -- русских стрельцов. Осложнилось положение оккупационных войск на правом берегу Волги. Источники сообщают, что в подчинении русского наместника осталась лишь Свияжская крепость. Остальные районы контролировались самим населением.

В Казани понимали, что Москва может начать новый поход. Надо было организозывать оборону. На Казанский трон приглашается Астраханский царевич Ядыгер. В политике и военном деле он не был новичком. Жил он тогда в Ногайском государстве, а раньше 8 лет находился на русской военной службе. Правда, с условиями Казанского государства он был еще мало знаком, и достаточного авторитета, столь необходимого, особенно в такие критические моменты, у него еще не было. Но в отличие от Шахгали, он был татарским государственником. Формируется новое Казанское правительство. В него вошли шайх ул ислам Кул Шариф, князь Чапкун Отучев, Алике Нарыков, главный казый и др. Наиболее активно действовавшей личностью оказался Кул Шариф, который был не только признанным духовным авторитетом нации, но и человеком, хорошо разбирающимся в вопросах дипломатии, в государственной политике. Ранее не раз участвовал он в переговорах с русской стороной, обладал военными способностями. Вокруг правительства объединились национально-патриотические силы. Хади Атласи отмечает, что в эти решающие для страны дни в Казань вернулись многие из тех татар, которые опасаясь террора Шахгали, ранее покинули Казань.

Была проведена дополнительная мобилизация на местах, включая автономные чувашские и марийские земли. Чувашское население правобережья фактически изолировало в Свияжской крепости русского наместника и его стрельцов. Укреплялась оборона Казани и создавались опорные пункты сопротивления вне Казани. Мобильные воинские подразделения были выставлены в северо-восточном (Арск, Высокая гора) направлении. Возможность новой агрессии объединила народ. Не хватало Казани одного -- международной поддержки.

Нельзя сказать, что Турции, Крыму, другим соседям была безразлична судьба Татарстана. Но Турция и Крым не стали непосредственно участвовать в российско-татарстанской войне, не желая превращать ее в международный конфликт. Скорее всего, они полагали, что Москва и Казань все же найдут приемлемое решение, как это бывало раньше. Решение Ивана IV ограничить свою агрессию в 1551 г. заменой на Казанском тропе Сююмбике своим ставленником Шахгали было воспринято как начало налаживания российско-татарстанских отношений. Их особо не трогало создание даже некоей унии России и Татарстана, идею о которой тогда вынашивала группа татарских политиков (князь Нурали Булатов Ширин, князь Костров, Ходжа Алимардан).

Русское правительство тем временем готовило свою армию для повторного похода на Казань. Подготовка началась в мае. В июне к войскам приехал сам царь. Государственную границу Татарстана русская армия пересекла 5 августа. Митрополит Макарий лично напутствовал войска, говоря, что они идут на святое, божъ,е дело, направленное к обращению "безбожных" и "поганых" мусульман в христианство. Воины, павшие в этом священном походе, говорил он, предстанут перед Господом как мученики за веру. 30 августа русская армия окружила Казань. Для осады было сосредоточено 150 тыс. чел., в том числе 10-тысячный отряд немцев и поляков, татарские части Шахгали, которым противостояла 33-тысячная армия Казани, опирающаяся на свой народ. По ожесточенности это сражение превосходило все предыдущие и явилось одной из крупнейших битв в истории.

Непосредственные бои у стен Казани развернулись с конца августа. Источники сообщают, что 4 сентября русские части взорвали источник воды в городе. 30 сентября им удалось на одном участке взорвать крепостную стену, куда хлынул огромный поток атакующих. Встреченная сильным огнем обороняющихся атака захлебнулась. Новый роковой подрыв стены удался 2 (15) октября, по нему русские войска ворвались в Кремль. Развернулись уличные бои. Последнее свое сражение в Кремле дал отряд шакирдов медресе, возглавляемых Кул Шарифом. Сам Кул Шариф геройски погиб в этом сражении. Обороняющиеся были вынуждены оставить город, отступая в северном направлении. Русские войска взяли ханский дворец, Ядыгер хан попал в плен. Он был отправлен в Москву и заточен в тюрьму. День 2 (15) октября (13 шаввала.959 г. хиджры) -- День падения Казани остается в памяти народа как день национальной трагедии и траура. Иван Грозный лично посетил ханский дворец. Наместником царя в Казани был назначен князь А.Б. Горбатый-Шуйский. Чтобы закрепить оккупацию, в Казани и Свияжске была расквартирована большая оккупационная армия.

Взятие Казани дорого обошлось России. Оно стоило десятки тысяч жизней русских солдат, навечно оставшихся здесь. Об этом напоминает и ныне существующий памятник. Большими были потери сре-цц военачальников. Несколько раз был ранен Курбский -- один из командовавших русскими войсками. Был нанесен большой урон существовавшим в целом добрым отношениям между русским и татарским народами. Но Татарстан еще не был завоеван полностью. Падение Казани было воспринято татарским народом как невосполнимая потеря, но борьба за независимость была продолжена.

Борьба против оккупации. Захватив Казань, русские войска провели в городе три крупные операции: выселили всех жителей Казани; разрушили все татарские архитектурные памятники Кремля и города, включая кремлевские стены и ворота, дворцы и мечети; разграбили имущество выселенных, включая их дома. На время исчезла татарская Казань. Наведение оккупационного порядка начинается в других местностях Татарстана. Всех подозреваемых в "измене царю" ловили' и: казнили. В первые же дни по приказу царского наместника в Казани были повешены 38 человек из отряда Тугай мурзы, названные "Тагаевы дети", за сопротивление войскам под Казанью. Не отставал и свияжский наместник. По его приказу были казнены 74 цивильских чуваша, как говорится в источнике, за сопротивление войскам. По берегам Камы и Вятки свирепствовал военный отряд под командой Д.Ф. Ада-шева. В ответ в Татарстане формируется мощное движение за изгнание из страны русских оккупационных войск.

Казанские войска, вытесненные из города, отступая в северо-западном направлении, сосредоточиваются в стратегически важном районе недалеко от татарстанско-российской границы, в крепости Чалым. Крепость и город располагались на правом, гористом берегу Волги, недалеко от современного Козьмодемьянска Чувашской республики. С левого берега примыкало сюда Марийское Поволжье. Источники сообщают, что крепость была труднодоступной: "Гора весьма высока и утесиста". Ниже протекала Волга, и там находилась пристань. Раньше город служил одной из баз российско-татарстанской торговли. Чалыму было суждено в течение четырех лет служить временной стоящей сражающегося Татарстана. В качестве главы государства был приглашен брат царицы Сююмбике мурза Али Акрам из Сарайчика. Он прибыл в Чалым со своим отрядом ногайцев и тут же был возведен на Казанский престол. Правительство возглавил князь Зайнаш.

Оформились очаги сопротивления в других районах страны. Одним из таких пунктов стала вновь сооруженная крепость Мёшин городок в верховьях реки Мёша. Сопротивлением здесь руководил Хусаин Сайд. Активно действовали отряды сопротивления в Высокой Горе, на i Арской земле. С лета 1552 г. по Арской дороге действовал отряд Япанчи бека. Широкий размах получило сопротивление в Правобережном Татарстане. Карательный отряд под начальством воеводы Бориса Морозова здесь был разбит, сам воевода пленен силами сопротивления. Macсовым стало неподчинение населения русской администрации.

Москва получала все больше донесений о том, что население -- татары, чуваши, мари не платят ясак. Стало ясно, что оккупационные войска не способны овладеть положением. Москва была вынуждена послать в сентябре 1553 г. новые военные силы под начальством князей СМ. Микулинского и И.В. Шереметева. За осенне-зимнюю опeрацию они, свирепствуя в основном в центре, вокруг Казани, наносили тяжелые удары отдельным отрядам и очагам сопротивления. Разгромлена была крепость Мёшин городок. По словам историка СМ. Соловьева, русские войска здесь взяли в плен 6 тысяч мужчин и 15 тысяч женщин и детей. Однако сопротивление не было сломлено.

Летом 1554 г. русская армия вновь пришла на помощь оккупационным силам. Москву очень беспокоила новая столица страны -- сражающиеся город и крепость Чалым, которые перекрыли пути волжской связи между Свияжском и Васильсурском. Князь И.Ф. Мстиславский лично возглавил наступление на Чалым, но безрезультатно. Чалым-ское сопротивление стало легендарным.

Весной 1556 г. в Татарстане поднялось народное восстание против завоевателей. Это было кульминацией войны за независимость. Однако силы оказались далеко не равными. К тому же Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами. Накопленными за последние четыре года военными силами она потопила в крови народное восстание. В этих боях был разгромлен и марийский отряд Мамыш Берде. Сам он, названный М.Г. Худяковым "вождем борьбы за независимость", был пленен, отправлен в Москву и там казнен. Русские войска осадили крепость Чалым и, используя, как в Казани, подкоп и взрыв стены, взяли ее. С этого времени борьба татарского народа за независимость пошла на убыль, но сопротивление продолжалось, приняв новые формы.

Сопротивление русской военной администрации. Еще будучи в Казани, Иван Грозный отдал распоряжение создать повсеместно в стране русскую администрацию, распустив татарско-исламскую. Это относилось и к землям мордвы, удмуртов, которые были в составе Казанского государства и имели свою администрацию. Русская администрация оказалась военной. Во главе администрации становились воеводы. К работе в администрации в качестве переводчиков привлекались татары из числа присягнувших царю.

Так к разорению военными действиями добавилось многолетнее оккупационное разорение. Сильно пострадала Казань. Вход в город местному населению был запрещен. В писцовой книге сохранились записи о том, что ханский дворец и стоявшая рядом мечеть были превращены в склад оружия. В другой мечети был устроен склад пороха, а в "Мура-леевой палате" (это богатый двор князя Нурали Ширин с мечетью) помещался склад колес и изломанных пушек. Вокруг Казани была установлена 50-километровая зона запрета для проживания татар. Казань лишилась своей самобытной архитектуры. Исчезли татарские деревни по обоим берегам Волги, Камы, Вятки, в окрестностях больших дорог. Население, сгоняемое со своих очагов, было вынуждено искать убежище в глубинных районах и бедствовало. Был нарушен привычный торгово-ремесленный стиль жизни населения. В условиях хозяйственной разрухи тяжелым бременем для населения оказался ясак.

Запустение коснулось и других городов, включая Булгар, Биляр. Многие татарские архитектурные памятники были разрушены и здесь. Разрушение татарских памятников продолжалось и позже. Историки свидетельствуют, например, что остатки ханского дворцасв Казани в XVIII веке были включены в состав построенного тогда комендантского дома. В 40-х гг. XIX в. были снесены и эти остатки дворца, чтобы на этом месте построить губернаторский дворец. Да и современные кремлевские стены были поставлены на фундаменте старых, достаточно прочных стен, выдержавших многочисленные нападения врагов.

Вскоре после падения Казани к материальным бедам прибавились духовные, которые принес в страну вслед за царем митрополит Мака-рий. В 1555 г. в Казани была учреждена кафедра архиепископа, в обязанности которой входило крещение местного населения. СМ. Соловьев оценивал этот акт как завершение покорения Казани. Вместе с архиепископом в Казань прибыли православные миссионеры.

Углубилась пропасть непонимания и ненависти между населением и военной администрацией. М.П. Покровский отмечал, что русские гарнизоны 6 лет после падения Казани были "в осаде" местного населения. В ответ на кровь и смерть, принесенные агрессией, на разорение, нищету и христианизацию, на жестокое подавление религиозных чувств и национального достоинства народ Татарстана еще долго сопротивлялся оккупантам и после 1556 г. Сопротивление это было часто локальным; но временами перерастало в общенародные волнения.

В источниках сообщается о широком народном выступлении в Татарстане в 1572 г., когда крымские войска предприняли поход против Москвы. В правобережном Татарстане татарские и марийские повстанческие отряды, преследуя русские воинские части, дали им бой в районе Камского устья, убив 87 человек. В левобережном Татарстане действовали татарские, удмуртские и башкортские повстанческие отряды. Москва была вынуждена послать в помощь оккупационным войскам большой военный отряд во главе с воеводой Н.Р. Одоевским. Таким же мощным было общенародное восстание против оккупации в 1582 г. В русской летописи по этому поводу сказано: "Тридцать один год прошел от покорения Казани, и окаянные басурманы не захотели жить под государевою рукою, воздвигли рать, пленили много городов. Царь, видя их суровость, послал в Казань бояр и воевод с приказом пленить их. Но поганые, как звери дикие, сопротивлялись рати московской, побивали московских людей то на станах, то на походах; бояре и воеводы не могли их усмирить". Эта запись в Никоновской летописи вряд ли нуждается в комментариях.

Что же получила Россия? С покорением Татарстана Россия перешла от политики собирания русских земель и созидания национального государства к колонизации территорий других стран евразийского региона. Это делалось отнюдь не по нужде, не по нехватке территорий. В царствование Ивана Васильевича в России едва было 10 млн. жителей. Земли в государстве было достаточно, но она плохо обрабатывалась, была скудной. Главной заботой государства стало расширение территории и создание империи. Завоевание новых земель оправдывалось тем, что она исконно русская. По поводу Астрахани, например, говорилось, что это -- древняя Тмутаракань, "древнее отечество", вотчина русского государя.

Территория Казанекбго государства, включая чувашские, марийские, башкортские и другие земли, привлекала внимание Москвы своим богатством. A.M. "Курбский, участвовавший в завоевании Татарстана, с восторгом писал: "В земле той поля великие и зело преизобильные.

Из двух путей: позаботиться об обустройстве жизни на своей земле или эксплуатировать уже имеющееся у соседей -- русское правительство тогда избрало второе.

5. Татарстан в составе Российской Империи

Русская колонизация Татарстана

Особенности русской колонизации. Понятие "колонизация" в словарях объясняется двояко: заселение пустующих окраинных земель; превращение какой-либо страны в объект эксплуатации путем ее завоевания. Это -- классические формы колонизации. Западноевропейские страны начали реализовывать свою колониальную политику в XVI в. Объектом колонизации стали страны Африки, Азии, Латинской Америки. Колонизаторы постепенно меняли методы эксплуатации: от прямого вывоза имевшегося там богатства (золота, других ценностей) переходили к колониальной торговле, а затем стали создавать там колониальное производство.

Русская колонизация Татарстана начинается также в XVI в. Однако она отличалась от классической формы колонизации. В исторической науке принято считать, что многие колониальные окраины России стояли по общему развитию выше, чем сама Россия. К таким странам относился к моменту русского завоевания Татарстан со своей "райской землицей" и развитыми городами, культурой и ремеслом. И в дальнейшем Татарстан не был "гирей" на ногах России. Татарстан внес в развитие России сврй весомый вклад в политической, социально-экономической и культурной областях. Нисколько не игнорируя успехи, достигнутые Татарстаном в составе Российской империи, следует признать, что колониальное положение было величайшим тормозом в его развитии.

Еще одна особенность русской колонизации Татарстана заключается в том, что у русского государства и татарского народа было разное понимание перспективы Татарстана. На Западе в данном случае обе стороны (колониальные державы и захваченные ими страны) понимали временность объединения, считали, что со временем их взаимоотношения обретут иной характер. Так подходил к факту русского завоевания сам Татарстан, считая, что в будущем непременно восстановит свою независимость. Стратегическая линия на восстановление независимости стала постоянной и неизменной для татарского национального движения на весь период нахождения Татарстана в составе Российской империи. Национальная идея и тактика национального освобождения менялись. В тактическом плане можно было бы выделить, по крайней мере, три этапа: национального выживания (до конца XVII в.); национального возрождения (XVIII--XIX вв.); национального освобождения (XX в.). Русское же правительство однозначно объявило Татарстан русской (Российской) территорией, а татарский народ -- подлежащим интеграции в рамках православия, русской культуры и русского языка. -

Политическая колонизация. Сущность политической колонизации Татарстана сводилась к ликвидации татарской государственности и установлению в стране русской государственной власти сверху донизу. Проводилась она основательно, с расчетом исключить возможность восстановления татарской государственности в будущем. За период сопротивления Татарстан потерял целое поколение лучших представителей нации. Новому его поколению путь в национальную политическую жизнь был закрыт полностью.

Русский царь именовал себя отныне и царем Казанским, сосредоточив в своих руках высшую власть над Татарстаном. В Москве при царе было создано центральное управление Татарстаном -- Приказ Казанского двора (Казанский приказ). Причем Казанскому приказу было передано ведение дел только восточной части Татарстана. Западная часть Татарстана в управлении была приравнена к обычным русским землям. Администрация бывших доругов и автономных княжеств была распущена. Местную власть в царской вертикали составили воеводы со своим военным гарнизоном. В качестве их местопребывания приспосабливались существующие стратегически важные татарские населенные пункты (предварительно оттуда выселялось местное население) и строились новые крепости-остроги. В XVI--XVII вв. такие гарнизоны были в Арске, Лаишеве, Мамадыше, Мензелинске, Заинс-ке, Спасске, Тетюшах, Симбирске, Самаре, Саратове, а также в Темни-кове, Саранске, Арзамасе, Чебоксарах, Алатыре, Цивильске, Козьмо-демьянске, Царевококшайске, Малмыже, Уржуме, Белоярске, Ерыклинске, Новошешминске, Уфе.

В 1571 г. Иван IV утвердил Устав сторожевой службы, в котором эти крепости-остроги преподносились как линии внешней обороны. На деле их задачей было усмирять и держать в покорности население завоеванных территорий и служить опорными базами для новых военных захватов. Они использовались также для усмирения русского населения, когда оно поднималось против своего правительства. Случаев отражения внешних агрессий на этих линиях не было. Для решения административных задач (сбор ясака и др.) при воеводах служили специальные дьякй. Для общения с местным населением привлекались переводчики из числа местных жителей, присягнувших в верности царю.

С потерей политической независимости Татарстан лишился традиционных связей с внешним миром. В 1557 г. русские войска завоевали Астрахань -- не стало Астраханского татарского государства. В 1555 г. Сибирское татарское государство заключило с Москвой договор о вассальной зависимости. Но это не удовлетворило Москву. Русское правительство в ходе упорных военных действий к концу XVI в. присоединило Западную Сибирь к России как исконную русскую землю. В ходе двух Азовских походов в 1695 и 1696 гг. Петр I с армией в 75 тыс. человек и специально построенным военным флотом покорил Приазовское татарское государство со столицей в городе Азак (Азов). В результате Татарстан из соседней с Россией страны превратился в страну, находящуюся глубоко внутри России.

Экономическая колонизация. С первых же дней завоевания начинается экономическая эксплуатация Татарстана. В ходе военных действий армейские нужды удовлетворялись за счет грабежа ханского (государственного) имущества и имущества участников сопротивления, а также сбора ясака с остального населения. Размеры ясака (десятая часть дохода) были увеличены. Местная военная администрация установила для своих нужд дополнительные налоги.

Как было обещано перед походом на Казань, русские служилые люди -- участники войны получили в Татарстане большие участки земли. Согласно проведенной в 1563--1567 гг. ревизии, в этих целях было конфисковано более 1,6 млн. десятин земли из всех имевшихся 6 млн. десятин, в том числе в правобережном Татарстане -- более 200 тыс. десятин, левобережном Татарстане -- около 1,4 млн. десятин. Писцовые книги зафиксировали, что все государственные (ханские) земли были переданы в распоряжение царя. Земли, принадлежавшие участникам сопротивления (князей, огланов, мурз, саедов, других землевладельцев, а также земли простых земледельцев, погибших в войне), были распределены между детьми боярскими, служилыми дворянами, чиновниками, отданы вновь образуемым монастырям. На этих землях образовалось русское поместное землевладение -- появились крупные хозяйства русских помещиков и дворян, Казанской епархии и православных монастырей. Население в хозяйствах составляли преимущественно русские крестьяне из числа бывших русских беглых крестьян и бывших русских пленных, которые предпочли остаться в Татарстане, а также привезенные сюда хозяевами их крестьяне и холопы. В конце XVI в. на крестьян этих земель распространяется распоряжение царя Федора Ивановича о запрещении крестьянам переходить из одного места на другое (отказ от Юрьева дня). Русское крестьянское хозяйство в Татарстане формировалось в основном как помещичье-крепостническое.

Одновременно шло заселение Татарстана добровольными переселенцами из России. Им земли выделялись на стратегических территориях по берегам крупных рек, зон важных дорог, в окрестностях занятых русскими войсками городов, строящихся крепостей и острогов, откуда было выселено местное население. Практически это были давно обжитые, лучшие в стране земли, куда русские крестьяне тянулись с большой охотой. Они перенимали передовую местную технологию возделывания земли и местную культуру крестьянского двора. Обычно в этих местах стали возникать благоустроенные русские деревни.

Опустевшие татарские города занимали кроме русских войск и русской администрации русские купцы и ремесленники из числа ранее оказавшихся здесь и вновь переселившихся из России. Торговые коммуникации Татарстана, как и ремесленно-промышленные базы, целиком оказались в руках русского населения. Источники сообщают, что после падения Казани здесь исчезла и армянская колония, состоявшая из купцов и ремесленников.

Политика этнической ассимиляции. Народы, присоединенные к Российской империи, на официальном языке назывались туземцами. Владимир Даль выводит это слово от "та земля" -- "человек той земли". "Туземить кого -- принять его в свои сограждане", -- пояснял он. В принципе принять "туземца" в качестве равноправного члена своего1 общества делает честь любой нации. Дело только в том, как это делать: приняв его в свои ряды, насильственно интегрировать в свою нацию, или же дать ему самому решить вопрос о том, интегрироваться ему, убедившись в преимуществах нового образа жизни, или нет. Противоестественно негативно оценивать распространение христианства (включая православие) среди татар, овладение татарами русским языком, переход, наконец, отдельных татар целиком в русскую нацию. Эти процессы среди татар начались задолго до русского завоевания Татарстана. Р.А. Ахметьянов считает, что христианские миссионеры-несторианцы (по имени Константинопольского митрополита Нестория, осужденного в 431 г. официальной церковью) в VII--IX вв. имели определенный успех среди западных кыпчаков (куманов) Приазовья, По-донья, Прикаспия. Свои позиции несторианство сохраняло и в Золотой Орде. Возможно, этим определялся более плавный переход многих татарско-кыпчакских военачальников и политиков Золотой Орды на русскую службу с принятием православия. Татары и позже были не против служить в русской армии за соответствующие привилегии. В XVII в. служилые татары составляли от 6 до 10 процентов всей русской армии.

Для татар было неприемлемо другое. Они не могли согласиться с: официальной русской государственной идеологией, полностью поддержанной православной церковью, которая была ориентирована на насильственное отторжение всех татар от татарской национальной культуры и исламской духовной жизни, на насильственную ассимиляцию татар-мусульман в православную религию и растворение татарской нации в русской. Они не могли принять официальную политику русского государства, определяемую формулой "единая страна (Россия), единое государство (русское),, единый народ (русский)". Позже, в XIX в. эти идеология и политика стали выражаться в формуле: русское самодержавие, русское православие, русская народность. Ислам однозначно был назван враждебной религией. Татарский народ был отнесен в ряд "малокультурных и заблудших народов", нуждавшихся в православном просвещении и русском заступничестве. В плену этой "выдумки" оказались многие русские и даже часть западноевропейцев. Карл Маркс, говоря об Азовских походах Петра I, употребил по отношению к татарам этого региона непростительное определение "кочевые татарские разбойники".

Учрежденная в 1555 г. Казанская епархия, обслуживая русское православное население Татарстана, через специальную миссионерскую службу начала широкую кампанию крещения татар-мусульман в татарских населенных пунктах, вела строительство православных храмов для новокрещенных, готовила из новркрещенных духовных наставников. Крещенным были установлены налоговые льготы. Наступление русского правительства и православной церкви на татарский национальный образ жизни продолжалось в течение всего XVII в. Наиболее возмутительным был Указ продолжателя дела Ивана IV царя Федора Ивановича о таком, по его словам, "богоугодном деле", как сплошное разрушение каменных и деревянных мечетей во всех татарских населенных пунктах. Вместе с разрушением мечетей татарский народ оставался без национальной системы народного образования. Все государственное делопроизводство велось на русском языке. Неугомонный царь Федор Иванович, получив в 1593 г. доклад казанского митрополита Гермогена о том, что "новокрещеные учения (православного) не принимают и от татарских обычаев не отстаивают", повелел таковых "сажать в тюрьмы, бить батогами и заключать в цепи".

В дальнейшем были пущены в ход экономические меры. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649) в целях сохранения новокрещенных в православной вере предусматривало такие меры, как уменьшение контактов между крещенными и некрещенными, запрещение совершать земельные сделки между новокрещенными и православными и др. Гонения на татар-мусульман были идеологически подкреплены деятельностью патриарха Никона (1605--1681). В Никоновской летописи в высоком стиле прославлялось царствование великого князя Ивана Васильевича, особо отмечалось овладение Казанским ханством. Церковная реформа Никона (1653--1656), наряду с гонениями на староверов в самой России, характеризовалась навязыванием унификации украинцам, усилением христианизации мусульман. В результате в XVII в. появилась значительная группа новокрещенных татар. Среди них были не только крестьяне, но и служилые татары, которые получали положение, перейдя в православие. Складывается своеобразный татарский православный образ жизни. При крещении человек получал православное имя. Духовная его жизнь раздваивалась. По вере он становился православным -- принимал многие православные традиции: посещение церкви, молитвы, религиозные праздники, обряды венчания, крещения, похорон и др. Многое в складе жизни и психологии у него оставалось татарским. Сохранялся татарский язык. Пристав к русскому берегу, он не порывал с татарским.

Национальное выживание

Идея национального выживания. Русское завоевание Татарстана завершилось полной политической и экономической колонизацией страны. Обе стороны -- царское правительство и татарский народ искали формулу дальнейшего взаимодействия. Царское правительство понимало, что не может идти по пути классической колониальной эксплуатации Татарстана. Такую практику по отношению к цивилизованному народу, стоявшему по уровню политического, экономического и культурного развития не ниже русских, оно считало опасной. Была избрана политика полного этнического поглощения татар, ассимиляции их в православной вере, в русском народе.

У татарского народа выросла и сформировалась национальная идея, которую можно было бы назвать идеей национального выживания. Ее основными ценностями стали: приспособление к реалиям русского политического и экономического господства при сохранении общей перспективы национального возрождения; политическое подчинение, гражданское повиновение; сохранение явочным путем национальной и духовной культуры; отвоевание у властей хотя бы ограниченной самостоятельности своим исламским организациям, национальному языку, национальному образованию. Достижение них целей составило содержание национального движения татарского народа на ближайшее будущее.

Противостояние и противоборство двух линий -- линии царского правительства, нацеленной на полное этническое поглощение татарского народа, и линии татарского национального движения, нацеленной на отстаивание национальной самобытности, определяли главную суть истории Татарстана в XVII в.

Экономическое выживание. Признавая господствующее положение русской национальной экономики, татарское национальное движение ставило задачей спасение татарской национальной экономики ее полного поглощения оккупацией, сохранение ее национально-(>6ъединяющей роли в составе российской экономики. Это можно было бы назвать экономическим выживанием.

В XVII в. царское правительство продолжало политику экономического освоения Татарстана. Городскому населению, вытесненному из городов, запрещалось возвращаться в города. Оно было вынуждено приспосабливаться к непривычной деревенской жизни. Выселенные из своих деревень крестьяне должны были устраиваться на новом месте без всякой помощи со стороны. Деревни мельчали, замыкались |{ натуральном хозяйстве. Татарским купцам не разрешалось появляться в городах даже по торговым делам. Особенно страдало кустарно-промысловое производство. Согласно Соборному уложению 1649 г., татарам было запрещено изготовление изделий из металла.

Тем не менее полного поглощения татарской национальной экономики не получилось. Татары продолжали жить на территории своего Татарстана. Они сохранили, хотя и в сильно ограниченном виде, (вою частную собственность, в том числе на землю, производственные и торговые заведения на всей этой территории -- в центральном Волго-Камье, в правобережье Волги, в бассейнах Казансу и Меши, верхо-иьях Вятки (в Нукрате -- Корино), низовьях Ижа, Ика, Белой. Одновременно шла консолидация экономической жизни татар-мишарей и составе Касимовского ханства, а также в других районах исторической Мещеры -- бассейнах рек Оки, Мокши, Цны, Пьяны, у темниковских, алатырских, курмышских, кадомских, инсарских татар. Существование вассального Касимовского ханства благоприятно сказалось на экономическом положении этого региона.

Национально-культурное и духовное выживание. К концу XVII в. стало ясно, что, несмотря на ассимиляционный натиск, основная масса татарского населения сохранила сложившуюся в Казанском государстве национальную культуру и язык, осталась приверженной исламским духовным ценностям. Оказались довольно устойчивыми татарский национальный характер, татарский национальный менталитет, успевшие пустить глубокие корни в период Волжской Булгарии, а затем и в Казанском государстве. Национальное самосознание, сознание национальной идентичности оказались неистребимыми.

После разгона национальных государственных и общественных учреждений роль духовного объединителя парода взяли на себя мечети. Это не было торжеством исламского теократизма. Мечети в Татарстане тогда несли двойную нагрузку: религиозно-духовную и светско-культурную. К тому же мечети как религиозную, а не политическую форму организации населения в рамках деревень и городских махалла, легче было легитимно отстаивать перед русской государственной властью. К концу XVII в. во всех населенных пунктах татар-мусульман были заново отстроены мечети. Они не были еще ни каменными, ни богато украшенными. Появились простые, небольшие по размеру деревянные мечети, но с соблюдением всех исламких правил, с минаретами, а самое главное -- повсеместно. Поскольку , имамы мечетей традиционно были двухфункциональными (духовные наставники и учителя грамоты), при мечетях вновь открылись. мектебы, появились медресе. Мечети постепенно восстанавливали свою функцию и в качестве очагов образования и просвещения, центров науки и культуры. Русское правительство поддерживало духовную и культурную жизнь только крещенных татар. Исламская национальная культура выживала исключительно за счет собственных пожертвований народа сверх уплачиваемых государству налогов. Под покровительством мечетей выжила и татарская национальная интеллигенция, состоявшая тогда в основном из имамов мечетей. Имамы были одновременно организаторами просветительского движения в народе, учителями детей, поэтами, ученым, врачами.

Наряду с восстановлением духовной и культурологической деятельности мечетей, оживились также идеи и организации среднеискового исламского суфизма в форме накшбанди, основанном п XIV в. Накшбандом (Мухаммадом ал Бухари, 1318--1389). Религиозно-философское течение накшбанди, сыгравшее свою роль и окончательной исламизации Мавераннахра при Шейбанидах и Аш-гарханидах (бухарских Джанидах), получило в XVII в. определенное распространение и в Татарстане. Здесь он был не "привозным" суфизмом, а течением в рамках татарского суннитского ислама. Глав-м ым для его проповедников было распространение идеи "быть чистым, непорочным". Появились оседлые сеиды-дервиши, которые свои обители (ханака) превращали в центр исламской проповеди. Получило распространение паломничество к захоронениям суфийских святых (тюрбе).

Были вынуждены облечь в религиозные формы свои произведения татарские писатели. Ко второй половине XVII в. относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле Булгар, завершены в 1677 г. Его поэма "Хикмэтлэр" (Мудрости) и газели (стихи) составлены им в форме изложения своей преданности Аллаху и признания того, что он, его жизнь и деяния были недостойны предписаний великого Аллаха. В них ставятся также характерные своему времени социальные проблемы. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности, а также о любви и влюбленных.

Исламские организации, амортизируя ассимиляционное давление, однако, не закрепляли изоляционизм. Татары не только сохранили себя как нация. По-прежнему поволжских татар знали на Востоке и Западе. Известна напечатанная в XVII в. в Риме "Грамматика татарского языка". Наряду с "Codex Cumanicus", это было одним из ранних татарских изданий на Западе.

Выживание татарской национальной культуры, национального языка имело определяющее значение для сохранения внутреннего единства расчлененной на христиан и мусульман татарской нации. Часть служилых татар, входя даже в высшие эшелоны русской государственной службы, оставались мусульманами. Такими были, например, Кутлумухаммад Тевкелев, достигший чина генерал-майора, служилые дворяне (мурзы) Ишеевы, Яушевы. Часть новокрещенных татар переходила в русскую нацию. Но многие из крещенных сохраняли татарский язык, частично -- татарские обычаи, не порывали связь с татарской нацией. Они объединялись в свои кряшенские (татарско-православные) общины.

Народные волнения. Разновидностью национального протеста стали народные волнения. Источники не фиксируют общенациональных выступлений. Но это не означает, что народ безмолвствовал. Свое недовольство существующим положением массы выражали в периоды общероссийских социальных кризисов, присоединяясь к общероссийским выступлениям.

Русское общество, доведенное до отчаяния бесконечными войнами Ивана III, Василия III и Ивана IV, которые стоили не один миллион человеческих жизней и больших разорений, в XVII в. раскололось. Главным был вопрос: продолжать противопоставлять себя одновременно католическому Западу и исламскому Востоку или избрать другой путь. Член комиссии по составлению Соборного уложения 1649 г. историк Ф.И. Грибоедов выражал идеи тех, кто отстаивал единство политических линий династий Рюриковичей (Иван Грозный) и Романовых. Появившийся в 1674 г. "Киевский синопсис" ратовал за объединение всех славян в борьбе против "татаро-турецкого ига", за отмежевание от угро-финнов. Писатель Юрий Крижанич, прибыв в 1659 г. из Хорватии в Москву, рекомендовал принять в России европейский тип абсолютизма. Историк А.И. Лызлов в своей книге "Скифская история" (1692) рассматривал общую для всего Запада проблему "натиска кочевых народов на оседлые народы Европы", включая и историю Казанского татарского государства. При этом он высказался не за "уничтожение" их, а за крепкий договор с ними. Эти разногласия породили в России в XVII в. два кризиса.

Первый из них выразился в Смуте начала XVII в., когда к власти приходили, сменяя друг друга, два Лжедмитрия и бояре, фактически передавшие власть полякам. Втянутая в эту междоусобицу, местная русская власть в Татарстане ослабла. Массовый характер приняли волнения среди татарского населения. Как сообщают источники, наиболее значительными среди них были волнения 1615--1616 гг., связанные с повышением ставок и ужесточением сбора ясака. Власти были вынуждены обращаться к татарскому населению со специальными грамотами, в которых призывали их соблюдать порядок, "памятуя бога и свою мусульманскую веру". Тогда среди участников волнений -- татар появились призывы "добиться отделения от России". Но это требование, скорее, было отголоском прошлой войны за независимость, но не отражением существующей реальности. Россия вышла из кризиса, избрав на власть Романовых, и осталась верной прежней политике. Волнения в Татарстане были подавлены.

Во второй половине XVII в. волнения в Татарстане прошли в связи с русскими крестьянскими войнами. В 1670 г. повстанцы Степана Разина, двигаясь к центру России с юга, прорвали государственную военную линию Самара --Сызрань -- Пенза в районе Самары, а затем подошли 1С следующей государственной военной линии, вытянувшейся с запада на восток (Воронеж -- Козлов -- Тамбов -- Саранск -- Симбирск- илярск -- Заинек -- Белоярск), в районе Симбирска. В зоне противоборства русских крестьянских повстанческих отрядов и подтянутых для войны с ними русских регулярных войск оказался правобережный Татарстан. Здесь русских крестьян-повстанцев поддержало недовольное властями татарское, марийское и чувашское население. В левобережном Татарстане больших русских повстанческих сил не было. Само же мест-i юе население к самостоятельному выступлению не было готово.

Сохранение национальной самобытности. Сохранение национальной самобытности Татарстана сказалось такой же трудной задачей, как и его поглощение. Правительственные круги как бы спешили по следам своих успехов по присоединению Татарстана довести до конца дело его полного "освоения".

Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации. Татары не только потеряли свою государственность, но и были вынуждены потесниться и уступить значительную часть своей исторической территории русской общине ( русским национальным укладом жизни с русской национальной экоономикой, языком, системой образования, культурой, православной религией. Выжила и сама татарская нация, сохранив татарский национальный образ жизни с традициями национальной экономики и быта, ( татарской системой образования, национальным языком и культурой, исламской религией. В Татарстане началось позитивное взаимодействие этих двух общин, двух культур.

XVII в. показал, что у татарской нации сильный дух и большая способность выжить. Потеряв государственность, она сохранила этнокультурную самостоятельность и независимость, явочным порядком строила свою этнокультурную и экономическую жизнь на своей исторической земле в соответствии с историческими традициями. Этнокультурное выживание татар в Татарстане вдохновляюще действовало на сибирских и ногайских татар, татар-мишарей рязанских, тамбовских, пензенских, а также на татарскую диаспору в различных русских городах.

Поворот к национальному возрождению

Ветры просвещения. Знаменем мирового прогресса в XVIII-- XIX вв. становится новый цивилизационный феномен, вошедший в историю под емким названием "Просвещение". Эпоха Просвещения стартовала в Западной Европе. Наиболее видными ее представителями были: в Великобритании -- Дж. Локк, во Франции -- Волй-тер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, в Германии -- Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гёте, в США -- Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн. Суть предлагавшейся'социальной модернизации общества составила идея признания и обеспечения свободы человека (гуманизм) с упразднением сословности, предоставления каждому духовной свободы, равной возможности владеть частной собственностью и беспрепятственного пользования гражданскими правами.

Просветители понимали, что гуманизация общества невозможна без упразднения абсолютной монархии. Возникли идеи суверенитета народа, национального суверенитета. На смену наднациональным империям, основанным на религиозной общности, приходили национальные государства. Совершенная под просветительским лозунгом "народ имеет право свергать неугодный ему государственный режим" французская революция конца XVIII в. открыла путь для освобождения общества от системы абсолютной монархии и перехода к системе парламентской республики или парламентской монархии. Разъясняя свою линию, французские просветители ввели в употребление понятие "нация" для обозначения народа, обретавшего новые качества -- бессословность, свободу, paвенство, братство и строящего свою жизнь на своей национальной1 территории, в своем национальном государстве. Аббат Сьейес (1718--1836), один из основателей якобинского клуба, участник выработки Декларации прав человека и гражданина, так разъяснял это понятие: "Нация -- это союз сотоварищей, живущих в соответствии с общим законом и представленных единой законодательной властью". С этого времени слово "нация" употребляется в двух значениях: в старом, социально-этническом -- в смысле этнокультурной общности, и в новом -- в смысле социально-политической (государственной) общности.

Идеи просвещения и модернизации в России. Наиболее острыми и неотложными проблемами в России тогда были преодоление технико-экономической отсталости; освобождение крепостных крестьян; модернизация царского самодержавия; предоставление национальных прав порабощенным нерусским народам.

В отличие от Западной Европы, инициативу в решении этих проблем берет на себя русская дворянская самодержавная власть. При решении русских национальных проблем она старается не терять православной самобытности России и растянуть постепенную модернизацию на более длительный срок. По отношению к нерусским народам сохраняется несколько смягченная политика завершения их колонизации.

Император ПетрII приложил большие усилия для того, чтобы I" Россию потекла европейская военная и военно-морская технология. был совершен скачок в металлургии, кораблестроении, торговле. И вопросах же государственного устройства он стал на путь дальнейшего укрепления режима царского самодержавия путем формирования новой государственной опоры в лице русской дворянской элиты и заключения "священного союза" власти с церковью. В целях восприятия европейских технических новшеств он добавил к выходу в Европу через северные моря еще и ворота через Балтийское море. Бедственное же положение русских крестьян и национальное бесправие нерусских народов при этом только усилились.

Императрица Екатерина II сделала следующий шаг в укреплении царского самодержавия, возвысив дворянскую элиту. Русское дворянство поставляло не только офицеров для армии, но и деятелей науки, литературы, искусства. Самодержавная дворянская монархия была объявлена просвещенной. Раскол в обществе усилился. Противостояли друг другу просвещенная дворянская монархия с мощной военной силой, развитой Наукой, культурой, искусством, с одной стороны, и оставленное в стороне н модернизации русское крепостное крестьянство -- с другой.

С наступлением XIX в. в русском обществе заговорили об освобождении русских крепостных крестьян и переходе к европейским формам организации русского национального государства. Молодой Александр I в первые годы своего царствования заигрывал с реформаторами (Сперанским и др.). После того как он, опьяненный победой над Наполеоном, отказался от увлечений молодости, с реформаторскими идеями выступила небольшая часть передового дворянства -- декабристы. Они предложили заменить самодержавие конституционной монархией (Н.М. Муравьев) или конституционной республикой (П.И. Пестель).Однако до середины XIX в. практических подвижек в реализации идеалов Просвещения в России не было. ВО. Ключевский с горечью отмечал: "Чем более расширялась территория нашего государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа", "чем шире пользовались мы плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе". Россия!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2007
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.